1 2Возраст и пол водителя спорные вопросы 21



Скачать 83.11 Kb.
страница1/7
Дата26.04.2016
Размер83.11 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Оглавление


1Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки 2

1.1Органы чувств – источники наших знаний об окружающем мире 2

1.1.1 Главные органы чувств в управлении автомобилем 2

1.1.2Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов 5

1.2Психические процессы в управлении транспортным средством 7

1.2.1Ощущение и восприятие – основные формы получения информации водителем 7

1.2.2Память водителя транспортного средства 9

1.2.3Внимание при управлении транспортным средством 10

1.2.4Психомоторика как основа навыков и умений при управлении транспортным средством 11

1.3Психологические факторы принятия эффективных решений при управлении транспортным средством 13

1.3.1Мышление и его характеристики в процессе управления транспортным средством 13

1.3.2Принятие решений в условиях неопределенности развития ситуации на дороге 14

1.4Влияние эмоциональных состояний на управление транспортным средством 15

1.4.1Общая характеристика эмоциональных состояний человека 15

1.4.2Опасность и готовность к ней 16

1.5Природные качества человека и их роль в возникновении опасных ситуация в процессе управления транспортным средством 19

1.5.1Свойства нервной системы и темперамента водителя как природные предпосылки успешности управления транспортным средством 19

1.5.2Возраст и пол водителя – спорные вопросы 21

2Этические основы деятельности водителя 22

2.1Психологические качества человека как основа для безопасного управления транспортным средством 22

2.1.1Личность водителя 22

2.1.2Мотивация безопасного вождения 23

2.1.3Волевая регуляция поведения как предпосылка безопасного управления транспортным средством 25

3Основы эффективного общения 27

3.1Общая культура человека, как основа для безопасного поведения на дорогах. 27

3.2Общение между участниками дорожного движения 28

4 Эмоциональное состояние и профилактика конфликтов 30

4.1 Понятие конфликта 30

4.2 Стили поведения в конфликте. 35



ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОДИТЕЛЯ


1Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки




1.1Органы чувств – источники наших знаний об окружающем мире


Процесс управления автомобилем невозможен без использования органов чувств, которые иначе называют сенсорными системами, или анализаторами. В сложных дорожных и погодных условиях нагрузка на них сильно возрастает, что может приводить к возникновению опасных ситуаций для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Вот почему будущему водителю необходимы знания о своих органах чувств и тех психических процессах, которые они «запускают».

Органы чувств – это комплекс анатомических структур в нашем теле, воспринимающих и анализирующих различные раздражения внешней и внутренней среды. Всего их у человека пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Каждый из органов чувств реагирует на определенные раздражители окружающей среды.

Различные виды человеческой деятельности оказывают на организм свое специфическое воздействие, что отражается и на деятельности органов чувств. Так, у водителей постепенно образуются комплексные ощущения – «чувство автомобиля» (его габаритов, устойчивости и пр.), имеющие исключительно важное значение в достижении мастерства и надежности в управлении автомобилем. Наличие таких комплексных ощущений позволяет водителю тонко подстраиваться под конкретные особенности своего автомобиля, что особенно важно при управлении в экстремальных условиях.

1.1.1 Главные органы чувств в управлении автомобилем


Охарактеризуем кратко органы чувств, которые наиболее важны для управления транспортным средством.

В процессе дорожного движения зрение – основной источник информации об окружающей обстановке.

Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность к цветоразличению. Параметры, характеризующие условия видимости знаков, следующие: острота зрения, разрешаемый угол, расстояние читаемости знака, наименьший линейный размер (толщина штриха) букв и цифр надписи на таблице номерного знака, расстояние обнаружения (дистанция маскировки) номерного знака.

Способность глаза видеть форму объекта, четко различать его очертания и особенности называется остротой зрения.

Видимость дороги и объектов на ней зависит от уровня освещенности, от уровня яркости фона и адаптации зрения водителя, от угловых размеров дорожных объектов, от прозрачности атмосферы и лобового стекла, от зрительных функций водителя. Человеческое зрение, прежде всего, адаптировано для работы с близкорасположенными объектами. И часто допускает ошибки при попытках определять фактический размер, фактическое расстояние, фактическое быстродействие, или фактическую высоту неизвестного объекта, а делать это безошибочно водителю совершенно необходимо при управлении автомобилем (при парковке, развороте, обгоне и так далее).

Систематическая тренировка в определении расстояний развивает глазомер – важное качество водителя. Оценка скоростей движения автомобилей, пешеходов и других подвижных объектов лежит в основе динамического глазомера, который является одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Так, например, большая часть ошибок водителей при обгоне связана с неправильной оценкой расстояния до встречного автомобиля и его скорости.

При вождении транспортного средства поле зрения уменьшается по мере увеличения скорости. Так, при скорости движения 50 км/ч поле зрения уменьшается со 180 до 105°. С увеличением скорости на каждые 16 км/ч видимость сокращается на 6 м.

Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения на другую от 0,5 до 1,16 сек. Особо серьезные требования предъявляются к объему поля зрения, к периферическому зрению водителей. Известно, что неопытные водители чаще пользуются только «центральным зрением», а у профессионала есть способность держать в поле зрения все – дорогу, приборы, зеркала заднего вида и еще остается «запас зрения» для посторонних наблюдений.

При длительном управлении автомобилем появляются неприятные ощущения – тяжесть век, чувство давления или легкой тупой боли в глазах, появлению головных болей. Это следствие общей усталости и утомления глазных мышц.

Исследования показывают, что часто причиной этого является неправильная поза водителя. Водитель наклоняется вперед, будто старается дотянуться до дороги перед машиной, напряженно держа руль, и устремляет взор на дорогу перед собой, пристально разглядывая какой-нибудь объект. Для того чтобы избежать подобного напряжения необходимо правильно сидеть за рулем и освобождаться от привычки неподвижного и пристального взгляда. Не следует при езде на автомобиле наклонять вперед голову, всматриваясь через лобовое стекло. Хорошим упражнением для глаз во время длительных поездок по открытой местности является перевод взгляда на горизонт.

К дистантным органам чувств относится также слуховой анализатор. Слух позволяет довольно точно определить источник звука в пространстве и характер его перемещения. Водитель слышит и оценивает параметры внешней среды, а также работу агрегатов автомобиля. По интенсивности и частоте некоторых шумов он может судить о скорости движения и ее изменении.

Труднее всего определить и понять механизмы осязания: ведь, по сути, это целый комплекс разных ощущений. Чувство осязания возникает у человека благодаря коже. В коже, особенно в пальцах рук, ладонях, подошвах, губах и т.д., находится большое количество нервных окончаний, что и обеспечивает их повышенную чувствительность по сравнению с другими участками тела.

В успешном управлении автомобилем существенную роль играет хороший вестибулярный аппарат, «отвечающий» за ощущение равновесия. Высокоразвитое чувство равновесия, с одной стороны, способствует применению разнообразных приемов вождения, а с другой – создает как бы «запас устойчивости», который водитель может использовать в критических ситуациях. В сохранении равновесия важную роль играют кожная чувствительность, вестибулярный аппарат, зрение и мышечно-суставное чувство.

Посредством «мышечного чувства», которое иногда называют шестым чувством, водитель получает информацию о выполняемых им двигательных действиях, освобождая органы зрения от контрольных функций. «Мышечное чувство» очень важно при многих действиях водителя: при управлении автомобилем для ликвидации заноса, для эффективного контроля управляющих колес для удержания автомобиля на траектории прямолинейного движения, для оценки перераспределения массы по осям и колесам, для предвидения критической ситуации. Интересно, что «чувство автомобиля» сказывается даже на экономии топлива.

Помимо этого, оптимальная рабочая поза (посадка) водителя также является неотъемлемым элементом рационального и безопасного управления автомобилем. Она должна обеспечить в любой момент движения благоприятные возможности для сложных высоко-координированных скоростных действий по стабилизации автомобиля при неожиданной потере устойчивости и управляемости, при любых экстренных маневрах имеет значение положение корпуса, положение головы и рук, ног и удобство рабочего места, правильное дыхание, комфортная и эргономичная одежда и обувь.

1.1.2Изменение чувствительности анализаторов под воздействием разных факторов


Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть чувствительны к отображаемым явлениям с большей или меньшей точностью.

Чувствительность наших органов чувств может меняться и в очень больших пределах. Различают две основные формы изменчивости чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.



Адаптация – приспособление анализатора к раздражителю. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе от темноты к свету: глаз человека начинает испытывать резь, человек временно «слепнет».

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Это явление нужно использовать при управлении автомобилем. Так, слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки, например, аскорбиновой кислоты) повышает чувствительность ночного зрения, что очень важно при управлении автомобилем в темное время суток.

Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме.

Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. Например, вождение автомобиле в темное время суток по автомагистрали с меняющейся освещенностью дорожного полотна.

Более существенное и постоянное влияние на органы чувств в процессе вождения автомобиля оказывают такие факторы как шум и вибрация.

Постоянно действующий шум (а шум, возникающий при движении автомобиля, как правило, постоянный) оказывает отрицательное воздействие на органы слуха. Помимо этого под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, снижается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушаются координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Изменение чувствительности органов чувств меняется и с возрастом человека. Уже после 35 лет вообще снижается острота зрения и его адаптация, ухудшается слух. И хотя многие водители относят это за счет плохого освещения, слабых фар, однако остается непреложным факт, что глаза у них видят далеко не одинаково хорошо. С возрастом они не только хуже видят, но и легче подвергаются ослеплению, чаще сужается поле зрения.

Рассмотрим теперь влияние алкоголя и других психоактивных и лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

При приеме снотворных, успокоительных, антидепрессантов, противосудорожных (фенобарбитал) и противоаллергических лекарств (пипольфен, тавегил, супрастин) наступает сонливость, головокружение, снижение внимания и времени реакции. Безобидные лекарства от кашля или головной боли могут угнетающе действовать на центральную нервную систему, снижая внимание и замедляя скорость реакции. Прежде всего, это препараты, содержащие кодеин (трамадол, трамалт, ретард, пенталгин, спазмовералгин, седальгин).

Таким образом, следует внимательно изучать инструкцию препарата, который водитель собирается принимать перед тем, как сесть за руль

Рассмотрим теперь влияние алкоголя на управление транспортным средством. Хотя в Правилах дорожного движения запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, в нашей стране, к сожалению, существуют сильные традиции сомневаться в правильности действий и/или результата освидетельствования на состояние опьянения. Считая, что «я – в норме», водитель садится за руль нетрезвым и подвергает других людей и себя опасности.

Так, исследования обнаружили существенные нарушения функций нервной системы уже и от достаточно малых доз алкоголя. Объективно установлено заметное ослабление функций всех органов чувств от весьма незначительных доз алкоголя, в том числе и пива.

Под воздействием средней доз, то есть одной-полтора рюмок водки, двигательные акты на первых порах ускоряются, а затем замедляются. Другое чувство, легко утрачиваемое выпившим человеком, – это чувство страха.

Кроме того, следует иметь в виду, что при снижении температуры на 5° вредное действие алкоголя усиливается почти в десять раз! А ведь люди уверены в том, что спирт обладает согревающим эффектом, и считают, что для замерзшего человека глоток чего-нибудь крепкого – самое лучшее лекарство.

Таким образом, на нашу способность видеть, слышать, чувствовать влияют многие привычные нам вещи: свет и темнота, лекарства, алкоголь. Садясь за руль автомобиля, необходимо это учитывать, чтобы избежать опасных ситуаций и ДТП.

 


Каталог: data -> documents
documents -> Фонограммы как доказательства по гражданским делам
documents -> «Чрезвычайные ситуации, характерные для территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации» вводная часть
documents -> Вред энергетических напитков. Или польза?
documents -> Минобрнауки России от 12. 04. 2012 n 06-731
documents -> I. Выявление больных инфекционными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные болезни, носителей возбудителей инфекционных болезней
documents -> Наиболее часто задаваемые вопросы >12. Пускай Пища станет Вашим лекарством
documents -> Раннее выявление онкологических заболеваний молочной железы Профилактика заболеваний молочных желез
documents -> Российская федерация федеральный закон


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница