1. Цель и задачи учебной практики



страница1/3
Дата28.04.2016
Размер0.7 Mb.
Просмотров3
Скачиваний0
Размер0.7 Mb.
  1   2   3
c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpg

c:\users\ushmanovaav\documents\scanned documents\рисунок.jpg

1. Цель и задачи учебной практики

Цель практики – углубление знаний по биологии, освоение традиционных, классических и современных методов исследования; приобретение опыта и навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, что должно способствовать подготовке квалифицированных врачей-биохимиков.

Задачи практики:


  1. Формирование понятий о медико-биологическом эксперименте и понимания его значения;

  2. Отработка навыков проведения эксперимента;

  3. Освоение методов статистической обработки полученных результатов и оформление результатов эксперимента;

  4. Изучение закономерностей действия экологических факторов в природе;

  5. Изучение основ аутэкологии, демэкологии и синэкологии.



2.Место учебной практики в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060601 Медицинская биохимия. Учебная практика в соответствии с ФГОС ВПО предусмотрена после 1 курса. Прохождение учебной практики является предшествующим для выполнения научно-исследовательской работы и написания выпускной квалификационной работы.



3. Требования к уровню освоения содержания учебной практики

Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики:



Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

Использовать на практике методы естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК-5

Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических исследований, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки.

ПК-2

Способность и готовность к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим дисциплинам в научно-исследовательской, лечебно-диагностической и других видах работ.

ПК-27

Способность и готовность анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ПК-28

Способность и готовность проводить аналитическую работу с источниками научной, научно-практической информации.

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен:

Знать:


- методологические основы организации эксперимента;

- основные этапы проведения медико-биологического эксперимента;

- нормативно-правовую базу и этические нормы, регламентирующие использование животных в эксперименте;

- характеристику мелких лабораторных животных, как основных объектов экспериментальных исследовании;

- характеристику разделов экологии: аутэкология, синэкология, демэкология;

- основные типы биогеценозов их динамику;

- значение биоиндикации и биотестирования для контроля качества окружающей среды;

- основные подходы биотестирования;

Уметь:

- планировать экспериментальное исследование;



- проводить информационный поиск в источниках научной и научно-популярной информации;

- описать результаты исследования;

- обобщить полученные результаты и формулировать выводы;

- представить результаты в виде научной публикации;

- оценить состояние окружающей среды методом биоиндикации

Владеть:


- навыками манипуляции с мелкими лабораторными животными;

- навыками наложения швов;

- навыками описания различных биоценозов;

- некоторыми методиками биоиндикации и биотестирования.



4. Объем учебной практики и виды учебной работы:

Общая трудоемкость учебной практики составляет 4 зачетных единицы.



Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)




2

В том числе:







Лекции (Л)







Практические занятия (ПЗ)

105

105

Семинары (С)

33

33

Лабораторные практикумы (ЛП)

6

6

Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)







Экзамен







Общая трудоемкость (час.)


144

144

5. Содержание учебной практики:

5.1. Содержание разделов учебной практики





п/п

Наименование раздела учебной практики

Содержание раздела

1

2

3

1

Медико-биологический эксперимент

Место эксперимента в системе научного познания. Методологические основы организации эксперимента. Лабораторные животные: характеристика, правила содержания и ухода. Этические нормы в обращении с животными. Манипуляции с лабораторными животными: захват животного, вскрытие, наложение швов. Основы статистической обработки данных в медико-биологическом эксперименте. Постановка экспериментов по изучению поведения животных. Постановка физиологического эксперимента по изучению реакций сердечно-сосудистой системы на стрессорное воздействие.

2

Основы экологии

Разделы экологии: аутэкология, синэкология, демэкология. Понятие о биоиндикации. Растения и животные как индикаторы среды. Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации. Оценка качества воды малых водоёмов и водотоков по организмам макрозообентоса. Биотестирование качества воды с использованием ряски. Фитоиндикация. Биоценология. Знакомство с основными типами биогеоценозов. Изучение пространственной структуры и видового разнообразия разных типов биогеоценозов. Динамика биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Классификация сукцессий. Рекреационная дигрессия. Составление прогноза состояния лесного биоценоза под влиянием рекреационной нагрузки. Экология города. Загрязнение окружающей среды автотранспортом. Изучение интенсивности движения в различных частях города.

5.2. Разделы учебной практики и виды занятий



п/п

Наименование раздела учебной практики

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Медико-биологический эксперимент




39

18










57

2

Основы экологии




66

15

6







87

6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела учебной практики

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Медико-биологический эксперимент

Групповая исследовательская работа

3

2

Основы экологии

Групповая исследовательская работа

6

Итого (час.)

9

Итого (% от аудиторных занятий)

6,2

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела учебной практики

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Медико-биологический эксперимент

Подготовка доклада

Устный доклад

2

Основы экологии

Подготовка публикации по результатам групповой исследовательской работы

Дневник практики

8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- письменные (проверка тестов, конспектов занятий).

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1. Этап – защита реферата

2. Этап – защита групповой исследовательской работы

3. Этап - представление публикации исследовательской работы



9. Учебно-методическое обеспечение учебной практики

9.1. Основная литература

1. Шилов И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 512 С.

2. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 510 с.

9.2. Дополнительная литература

3. Иванов К.П. Проблемы и задачи современной биоэтики // Успехи современной биологии. – 2004, №1, с. 3-16.

4. Иллюстрированный определитель растений Средней полосы: в 3-х томах. – М.: Тов. науч. изд. КМК: Ин-т технолог. исслед. – 2002.

5. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. – М.: Тов-во науч. изданий КМК. – 2004. – 506 с.



9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. http://права-животных.рф

2. Электронная модель электрической активности сердца с элементами манипуляции

10. Материально-техническое обеспечение учебной практики

- мультимедийное оборудование;

- оборудование для определения артериального давления у мелких лабораторных животных непрямым способом;

- оборудование для изучения поведения животных (Т-лабиринт, открытое поле);

- фильмы «Методы исследования поведения животных»;

- камера для иммобилизации мелких лабораторных животных;

- лабораторная посуда;

- хирургические инструменты;

- сеточка Раменского, мерная лента, сачки.

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по учебной практике

Примерная анкета-отзыв по учебной практике «________________» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по учебной практике «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.



1. Насколько Вы удовлетворены содержанием учебной практики в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________



3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________



4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________



5. Какой из разделов учебной практики Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной учебной практики?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Автор (ы):



Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись




























Рецензент (ы):

Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






































Тематический план практических занятий

Наименование учебной практики – учебная биологическая практика

Направление подготовки – 060601, Медицинская биохимия

Семестр – II

Количество часов, отведенное на курс, цикл – 144 час.

Курс – 1




Тема занятия

Кол-во

часов


1

Место эксперимента в системе научного познания. Методологические основы организации эксперимента

6

2

Экскурсия в институт проблем экологии Севера.

Лабораторные животные: характеристика, правила содержания и ухода. Этические нормы в обращении с животными.



6

3

Основы статистической обработки данных в медико-биологическом эксперименте

6

4

Методы исследования поведения животных

Освоение экспериментальных методик изучения поведения животных: Т-лабиринт, «открытое поле», лабиринт



6

5

Манипуляции с лабораторными животными. Эксперимент по латентному научению

6

6

Экскурсия в центр коллективного пользования САФУ. Эксперимент по латентному научению

6

7

Проведение эксперимента по изучению давления в условиях острого стресса у крыс

6

8

Проведение эксперимента по изучению давления в условиях острого стресса у крыс

6

9

Итоговое занятие по разделу медико-биологический эксперимент

6

10

Установочная конференция. Определение целей, задач, содержания и форм проведения практики. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с основными понятиями по аутэкологии.

6

11

Понятие о биоиндикации. Растения и животные как индикаторы среды

6

12

Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации

6

13

Оценка чистоты воздуха методами фитоиндикации (по состоянию хвойных пород)

6

14

Обработка данных, составление отчетов

6

15

Оценка качества воды малых водоёмов и водотоков по организмам макрозообентоса

6

16

Изучение качества воды с использованием ряски малой по степени торможения фототаксиса хлоропластов

6

17

Экология города. Загрязнение окружающей среды автотранспортом. Изучение интенсивности движения в различных частях города.

6

18

Камеральная обработка полученных данных. Расчёт выбросов окиси углерода

6

19

Методика определения загрязненности воздуха с использованием белого клевера

6

20

Обработка данных, составление отчета

6

21-22

Методика определения загрязненности воздуха с использованием асимметрии листьев древесных растений

6

23

Обработка данных, составление отчета

6

24

Итоговое занятие по разделу основы экологии

6

ИТОГО

144

Рассмотрено на заседании кафедры медицинской биологии и генетики

"___"_____________ 20 г.

протокол № ____________

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО БИОЛОГИИ

ООП – 060601 Медицинская биохимия

2012 г.

1. Современные подходы к проблематике учебной практики

Учебная практика представляет отдельный раздел в структуре ООП 060601 Медицинская биохимия. Учебная практика по биологии проводится по окончании изучения дисциплины Биология на 1 курсе. Учебная практика по биологии является предшествующей для выполнения выпускной научно-исследовательской работы.

Цель практики – формирование компетенций, необходимых как для выполнения выпускной научно-исследовательской работы, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи практики:

- формирование системы знаний в области методологических основ организации научного исследования;

- формирование умений и навыков планирования и проведения научного исследования;

- формирование навыков работы с лабораторными животными;

- формирование интереса к научно-исследовательской работе.

Программа практики состоит из 2 разделов: медико-биологический эксперимент и основы экологии. В первом разделе уделяется внимание общим вопросам методологии проведения научного исследования и работы с лабораторными животными. В данном разделе отводится особое место изучению конкретных методик проведения эксперимента в области зоопсихологии и физиологии. Во втором разделе предполагается изучение основ экологии и освоение некоторых методик биоиндикации окружающей среды. В ходе практики обучающимся предоставляется возможность аналитической работы с учебной, научной и справочно-нормативной литературой. Кроме того в рамках проведения учебной практики проводится ряд экскурсий для знакомства студентов с научно-исследовательскими институтами города.



2. Образовательные технологии

Учебная практика по биологии предусматривает семинарские и практические занятия, лабораторные работы. Семинарские занятия проводятся в начале каждого раздела и предназначены для рассмотрения теоретических вопросов в области планирования, проведения и анализа результатов научного исследования, знакомства с основными разделами общей экологии и значением биоиндикации в мониторинге окружающей среды. Подготовка к таким занятиям предполагает самостоятельную работу студента, которая оформляется в виде устного доклада, реферата, презентации. Семинарские занятия проводятся в форме небольших докладов с последующим их обсуждением.

На практических и лабораторных занятиях студенты осваивают конкретные методики, манипуляции, используемые в различных естественнонаучных исследованиях, применяют полученные знания в ходе семинарских занятий для решения практических задач, овладевают навыками оперирования основными понятиями соответствующих разделов практики. На практических и лабораторных занятиях студенты приобретают навыки исследовательской работы.

2.1. Активные и интерактивные формы проведения занятий

В качестве активных и интерактивных форм в учебном процессе используется групповая исследовательская работа. Выполнение исследовательской работы предусмотрено для I и II разделов учебной практики в рамках практических занятий. Работа проводится в группах от 4 до 9 человек.



Порядок проведения и документального представления исследовательской работы

  1. Цель и задачи.

Цель проведения исследовательской работы – закрепление и применение теоретических знаний для решения конкретной практической задачи.

Задачи исследовательской работы:

- формирование представлений об этапах проведения исследовательской работы;

- формирование умений для проведения исследовательской работы;

- развитие умений взаимодействия в группе;

- развитие готовности к самостоятельной работе;

- развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.


  1. Этапы проведения исследовательской работы.

  1. Обсуждение содержания и подготовка к исследовательской работе: на данном этапе преподаватель предлагает область исследования, конкретную тему исследования, знакомит с конкретными методиками и оборудованием и правилами работы с ним, определяет форму представления результатов. Совместно с обучающимися формулируется цель и задачи исследования, рабочая гипотеза. На этом этапе формируются рабочие группы.

  2. Планирование исследовательской работы: в рабочих группах проходит обсуждение предстоящей работы, определение недостающей информации, выработка конкретного плана исследования. По итогам данного этапа студенты представляют поэтапную схему проведения исследования, проводят обсуждение совместно с преподавателем и при необходимости осуществляют корректировку. Преподаватель на этом этапе выполняет роль консультанта, оценивает представленную схему исследования по основным критериям:

- план исследования 0 – 3 балла;

- учет всех необходимых процедур в процессе проведения исследования 0 – 3 балла;

- форма представления первичных данных 0 – 3 балла.


  1. Выполнение исследования: данный этап проводится обучающимися самостоятельно. Преподаватель оценивает правильность применения используемой методики, правильность выполнения манипуляций. По итогам данного этапа обучающиеся представляют полученные первичные данные.

Основные критерии оценки:

- правильность применения методики 0 – 3 баллов;

- правильность выполнения манипуляций 0 – 3 балла;

- соблюдение этических норм 0 – 3 балла;

- следование плану 0 – 3 балла;


  1. Оформление и представление результатов: происходит оценка полученных данных, графическое представление результатов и формулирование выводов по итогам исследования. Студенты могут пользоваться помощью преподавателя, если возникает такая необходимость.

Критерии оценки:

- достаточное обоснование актуальности 0 – 3 балла;

- достаточное описание материалов и методов 0 – 3 балла;

- наглядность представления результатов 0 – 3 балла;

- выводы, соответствие цели и задачам 0 – 3 балла;

- степень самостоятельности 0 – 3 балла.



  1. Обсуждение результатов. На этом этапе рабочие группы представляют и сравнивают полученные результаты. Происходит анализ исследовательской работы, отмечаются основные трудности и ошибки и пути их коррекции.

  1. Оформление исследовательской работы осуществляется в дневнике практики по плану:

  1. Тема

  2. Цель и задачи

  3. Материалы и методы исследования

  4. Результаты исследования

  5. Выводы

  6. Источники литературы.

  1. Оценка исследовательской работы.

Максимальное количество баллов – 26. Перевод баллов в традиционную 5-бальную систему осуществляется по схеме: 0 – 17 баллов «неудовлетворительно», 18 – 20 баллов «удовлетворительно»; 21 – 23 «хорошо», 24 – 26 «отлично».

2.2. Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа в рамках учебной практики по биологии направлена на приобретение знаний, анализ и систематизацию изучаемого материала, активацию познавательного интереса, а так же на формирование готовности к самообразованию.

В рамках практики предусмотрены такие формы самостоятельной работы как подготовка устных докладов и конспектов, подготовка и защита реферата, написание тезисов по итогам исследовательской работы.

3. Принципы и критерии оценивания результатов обучения

Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе.



Критерии оценки доклада:

- соблюдение регламента (15-20 мин.);

- четкость, аргументированность, логичность изложения;

- владение материалом;

- ответы на вопросы;

- оперирование специальной терминологией;

- наличие иллюстративного материала к докладу;

- состав и количество использованной литературы.



Критерии оценки реферата:

- соответствие содержания теме работы;

- соблюдение структуры (введение, основная часть, заключение);

- полнота раскрытия темы;

- состав и количество использованной литературы;

- соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению;

- эстетичность оформления.

Критерии оценки статьи:

- наличие всех основных разделов статьи (название, актуальность, цель и задачи, материалы и методы, результаты, выводы, список использованной литературы);

- ясность и точность изложения, соблюдение научной терминологии;

- состав и количество использованной литературы;

- соответствие оформления текста работы, рисунков и таблиц, списка литературы основным требованиям;

- объем до 3 стр.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО БИОЛОГИИ

ООП - 060601 Медицинская биохимия

2012 г.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал