1. Целью изучения дисциплины является



Скачать 226.77 Kb.
Pdf просмотр
Дата24.09.2017
Размер226.77 Kb.

1. Целью изучения дисциплины является: овладение знаниями общих закономерностей развития и структурно-функциональной организации иммунной системы детей и подростков в норме и при иммунопатологии.
2. Задачи, решаемые в ходе освоения программы дисциплины:
1.
приобретение студентами знаний об иммунологии как предмете в целом, формирование представлений об иммунной системе как одной из важнейших систем в организме;
2.
обучение студентов важнейшим методам оценки различных звеньев врожденного и приобретенного иммунитета, позволяющим анализировать иммунный статус человека;
3.
обучение студентов распознаванию и умению выделить основные иммунные нарушения, лежащие в основе иммунопатологического процесса, и обосновать их профилактику;
4.
ознакомление студентов с принципами организации и работы иммунологической лаборатории;
5.
формирование представлений о ведущей роли иммуногенетических факторов в развитии и функционировании иммунной системы;
6.
формирование навыков изучения научной литературы, подготовки и выступления с докладом (презентация) по отдельным темам иммунологии;
7.
формирование у студента навыков общения с коллективом.
3. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина изучается в пятом и шестом семестрах.


4. Перечень разделов и (или) тем дисциплины и их дидактическое содержание

п/п № компетенции
Наименование раздела
(темы) дисциплины
Содержание раздела (темы)
в дидактических единицах
1
ОК-5, ОПК-9
Введение в иммунологию
Определение иммунологии: предмет и задачи, основные этапы развития.
Иммунология, как наука, изучающая структуру и функцию иммунной системы в норме и при патологии. Иммунитет как главная функция иммунной системы.
Современное определение иммунитета.
Понятие «своего» и «несвоего» в иммунологии. Концепция иммунного надзора. Врожденный и адаптивный
(приобретенный) иммунитет. Объекты исследования в иммунологии. Место иммунологии в структуре медицинских дисциплин. Значение достижений иммунологии для педиатрии. Структуры, распознаваемые иммунной системой – антигены, их физико-химическая характеристика и свойства.
2
ОПК-1, ОПК-9,
Иммунная система
Структурно-функциональная

ПК-1 характеристика иммунной системы.
Центральные и периферические органы иммунной системы. Иммунопоэз и иммуногенез. Эмбриогенез и онтогенез иммунной системы. Адаптация иммунной системы новорожденного. Роль тимуса в иммунной системе, возрастные особенности. Иммунные процессы в слизистых и кожных покровах. Понятие о гемопоэтической стволовой клетке.
Основные клеточные элементы иммунной системы: лимфоциты и их субпопуляции, антиген-представляющие клетки, медиаторные и эффекторные клетки.
Миграция и рециркуляция клеток иммунной системы. Понятие о рецепторах, дифференцировочных (CD номенклатура) и других маркерах.
Современные методы выделения и идентификации клеток иммунной системы.
3
ОК-5, ОПК-9,
ПК-5, ПК-6
Врожденный иммунитет
Определение. Современные представления о клеточных (макрофаги, нейтрофилы, дендритные клетки, NK клетки, тучные клетки) и гуморальных
(комплемент, цитокины, хемокины, катионные противомикробные пептиды) факторах врожденного иммунитета.
Рецепторы врожденного иммунитета.
Понятие о паттерн-распознающих рецепторах и их роли в физиологических и патологических реакциях врожденного иммунитета. Фагоцитоз, дыхательный взрыв, миграция, хемотаксис, адгезия.
Роль факторов врожденного иммунитета в противомикробной защите, воспалении и тканевой регенерации. Подходы к регуляции врожденного иммунитета
4
ОК-5, ОПК-9,
ПК-5, ПК-6
Адаптивный иммунитет Определение. Современные представления о клеточных
(иммунокомпетентные Т- и В- лимфоциты и их субпопуляции) и гуморальных (антитела) факторах адаптивного иммунитета. Стадии иммунного ответа (иммуногенез): переработка, презентация и распознавание антигена Т-клетками, активация, дифференцировка, эффекторная стадия. Стадии развития Т- и В-лимфоцитов. Регуляция иммунного ответа. Характеристика субпопуляций Т-
(Т-хелперы: Th1, Th2, Th17, Т-
регуляторные, Т-цитотоксические). В- клетки 1 и 2 типов.
Антигенраспознающие рецепторы Т- и
В-клеток. Межклеточные взаимодействия основа функционирования иммунной системы.
Феномен «двойного распознавания».
Иммунологический синапс. Клеточная цитотоксичность. Антителогенез.
Физико-химические и функциональные свойства антител, классы и подклассы антител. Возрастные особенности антителогенеза. Моноклональные антитела получение, свойства, применение в лабораторной и клинической практике. Роль апоптоза в иммунных процессах.
Иммунологическая память. Реакции адаптивного иммунитета в противоинфекционном, противоопухолевом, трансплантационном иммунитете.
5
ОПК-1, ОПК-9,
ПК-1, ПК-5, ПК-
6
Система цитокинов.
Понятие о медиаторах иммунной системы. Общая характеристика гормонов и пептидов тимуса, костного мозга. Классификация цитокинов
(интерлейкины, интерфероны, колониестимулирующие факторы, факторы роста, хемокины, факторы некроза опухоли и другие). Цитокины: свойства, рецепторы, клетки продуценты. Про- и противовоспалительные цитокины. Роль цитокинов Th1, Th2, Th17 клеток в регуляции дифференцировки и репарации в норме и при патологии.
Цитокины и апоптоз. Цитокины, воспаление, повреждение тканей.
Цитокиновый каскад. Методы определения цитокинов. Цитокины как лекарственные средства.
6
ОК-5, ОПК-1,
ОПК-9, ПК-6
Основы иммуногенетики.
Главный комплекс гистосовместимости
HLA
Определение, история вопроса. HLA система человека, организация. Понятие о генах и антигенах гистосовместимости.
Роль молекул HLA в межклеточных взаимодействиях. Биологическое значение HLA системы. HLA, трансплантация, связь с болезнями.
Методы идентификации генов и молекул
HLA. Генетическая природа разнообразия антител и Т-клеточных рецепторов. Генетические факторы и
основы персонализированной иммунологии.
7
ОПК-9, ПК-1,
ПК-5, ПК-6
Основы клинической иммунологии с аллергологией
Иммунные механизмы повреждения тканей. Оценка иммунного статуса человека, возрастные особенности.
Методы иммунодиагностики. Основные иммуно-опосредованные болезни
(иммунодефицитные, аутоиммунные, аллергические, лимфопролиферативные заболевания). Принципы иммунотропной терапии.
5.

Общая трудоемкость дисциплины:
108 часов (3 зачетные единицы)


Document Outline

  • annot_immunol.och.f_PF
  • 9

Каталог: fileadmin -> rsmu -> documents -> obrazovanie -> annotacii
documents -> Многоканальная электромиостимуляция и гипербарическая оксигенация в комплексном лечении больных с диабетической ангиопатией 14. 00. 51- восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия
documents -> Полиненасыщенные жирные кислоты в комплексной терапии различных форм псориаза на примере жителей Приморского края ( клинико-экспериментальное исследование ) 14. 00. 11 кожные и венерические болезни
documents -> Эндоскопия в диагностике и лечении экссудативного среднего отита у детей 14. 00. 04 Болезни уха, горла и носа
documents -> Затяжное течение острых средних отитов у детей раннего возраста (клинико-аудиологические аспекты) 14. 00. 04 Болезни уха, горла и носа
documents -> Морфогенез метаплазий, дисплазий и аденокарцином в пищеводе Барретта (иимуногистохимическое исследование) 14. 00. 15 патологическая анатомия
annotacii -> Закономерностей развития и структурно-функциональной организации иммунной системы человека в норме и при иммунопатологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница