1. Цели и задачи дисциплины 1 Основная



Скачать 91.62 Kb.
Pdf просмотр
Дата19.09.2017
Размер91.62 Kb.



1. Цели и задачи дисциплины

1.1 Основная цель дисциплины – формирование базы знаний поанатомии и физиологии центральной нервной системы; получении навыков и умений использования данных знаний в различных отраслях практики.
1.2. Задачи дисциплины:

Формирование у студентов системы знаний об основах морфологии центральной нервной системы как субстрата психических функций человека;

Формирование понимание роли анатомии центральной нервной системы в формировании научных представлений о морфологии высшей нервной деятельности на органном, системном и нейронном уровнях;

Формирование представлений об иерархических связях структур головного и спинного мозга и осуществляемых ими регулирующих функций.

2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Анатомия и физиология центральной нервной системы» является обязательной, изучается в 1 семестре и относится к базовой части ООП.
Входные знания и умения (компетенции), необходимые для изучения дисциплины
«Анатомия и физиология центральной нервной системы», формируются в процессе обучения по основным образовательным программам общего среднего образования при изучении дисциплин «Биология», «Физика», «Химия».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. В результате освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» должны быть сформированы следующие компетенции:
Шифр
специальности
Формируемая компетенция (формулировка – (шифр))
37.05.02
«Психология служебной деятельности» способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач (ОПК-1).

3.2. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать компетенции по дескрипторам «знания, умения, владения», соответствующие тематическим модулям дисциплины, и применимые в последующем обучении и профессиональной деятельности:

Знать:
З.1. Предмет, методы, задачи анатомии центральной нервной системы;
З.2. Основы физиологии центральной нервной системы;
З.3. Особенности филонтогенеза психических функций;
З.4. Сенсорно-перцептивные аспекты физиологии и анатомии;
З.5. Возрастные особенности моторной, сенсорной и перцептивной функций.

Уметь:
У1. Применять знания в области физиологии и гигиены труда при решении учебных и профессиональных задач;

У.2. Применять методы диагностики физиологических свойств и состояний;
У.3. Исходя из знания своих физиологических особенностей грамотно планировать собственную деятельность;

Владеть:
В.1. Приемами диагностики функциональных состояний и физиологических особенностей;
В.2. Навыками оценки собственных функциональных состояний;
В.3. Знаниями физиологических основ профотбора и профориентации.

3.3. Проектируемые результаты и признаки формирования компетенций.

Компетентностная модель дисциплины
Индекс компетенции
Проектируемые результаты освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» и индикаторы формирования компетенций
Средства и технологии оценки
Технологии формирования компетенции, см.6.1
Знания (3) Умения (У) Навыки (В)
0ПК-1 3.1.-3.5.
У.1.-У.3.
В.1.-В.3. контрольные работы, устный опрос, зачет.
6.1.1-6.1.3

4.

Объем дисциплины и виды учебной работы в часах и зачетных единицах

Очная форма обучения

Вид занятий
Всего (час.
/зач.ед.)
семестр
1
Всего аудиторных занятий:
72
72
Лекции
18 18
Практические занятия
54 54
Самостоятельная работа:
72
72
Домашнее задание (КСР)
10 10
Самостоятельное изучение материала дисциплины, проработка лекций, подготовка к зачетам
62 62
Всего по дисциплине
144/4
144/4
Вид аттестации за семестр зачет зачет

5. Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины по модулям

1. Анатомия центральной нервной системы
2. Физиология центральной нервной системы


Примечание:
* X/Y – общее количество часов (лекции/СРС)

5.2. Содержание практических и лабораторных занятий

5.2.1. Содержание практических занятий

Содержание курса практических занятий
форма обучения
О
Кол-во час.
Модуль 1. Анатомия центральной нервной системы
1.1. Анатомия центральной нервной системы, ее предмет, методы, место в системе наук.
2 1.2. Основные понятия анатомии центральной нервной системы. Виды сечений.
2 1.3 Эволюция нервной системы: от сетчатой нервной системы до человеческой.
2 1.4 Онтогенез нервной системы человека
2 1.5 Цитология нервной клетки.
2 1.6 Классификация нейронов.
2 1.7 Виды и функции глиальных клеток.
2 1.8 Нервные волокна, их структура, классификация, функции.
2 1.9 Общее строение спинного мозга.
2 1.10 Серое вещество спинного мозга. Спиномозговые ядра.
2 1.11 Белое вещество спинного мозга. Спинальные тракты
2 1.12 Общее строение головного мозга.
2 1.13 Продолговатый мозг. Ромбовидная ямка.
2 1.14 Задний мозг. Строение и функции моста и мозжечка.
2 1.15 Средний мозг, его строение и функции.
2 1.16 Ядра среднего мозга.
2 1.17 Промежуточный мозг, его строение, функции
2
Содержание модулей форма обучения
О
З
Кол-во час.
Модуль 1.
Анатомия центральной нервной системы
1.1.
Анатомия ЦНС, ее предмет, методы, основная терминология.
Филонтогенез нервной системы.
1/4 1.2. Анатомия нейрона. Специфика строения нервной клетки. Виды нейронов
1/4 1.3 Глия. Виды и функции глиальных клеток.
2/4 1.4 Нервные волокна: их виды, строение, функции.
2/2 1.5 Спинной мозг. Строение спинного мозга. Серое и белое вещество.
Спиномозговые ядра и тракты.
2/10 1.6 Головной мозг. Основные отделы головного мозга, их строение, функции.
2/8
Модуль 2. Физиология центральной нервной системы
8 2.1. Физиология нервной клетки. Ионные каналы. Мембранный потенциал.
Потенциал покоя и потенциал действия.
2/6 2.2. Физиология синапса. Виды синапсов. Нейромедиаторы.
2/4 2.3 Физиология нервной ткани. Физиологические свойства нервной ткани.
2/10 2.4 Нейрогуморальная регуляция функций. Учение о гомеостазе.
2/10
ИТОГО ЧАСОВ
18/62*

1.18 Конечный мозг. Обзор строения.
2 1.19 Послойная структурная организация коры (архитектоника)
2 1.20 Функциональные зоны коры больших полушарий
2
Модуль 2. Психофизиология конституциональных особенностей
2.1. Физиология нервной клетки. Ионные каналы. Калий-натриевый насос.
2 2.2. Мембранный потенциал клетки. Потенциал покоя и потенциал действия.
2 2.3. Физиология передачи нервного импульса. Синапсы и их виды
2 2.4 Нейромедиаторы, их виды, функции, влияние на нервную систему в целом
2 2.5 Физиологические свойства нервной ткани.
2 2.
6 Учение о гомеостазе. Константы гомеостаза.
2 2.7 Нейрогуморальная регуляция организма. Специфика и единство нервной и гуморальной регуляции
2
ИТОГО ЧАСОВ
54

5.2.2.Содержание лабораторных занятий не предусмотрено учебным планом.

6. Образовательные технологии.

6.1. Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины «Психофизиология» предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Также в учебный процесс включены следующие учебные конструкты: имитационные модели деятельности в группе, модели групповой проектной работы. Данные технологии образования позволят студентам легче и глубже усвоить учебный материал, обогатить опыт командной, проектной работы, приобрести опыт решения научных и практических задач будущей профессиональной деятельности на основе знаний, умений, владений, формируемых данной учебной дисциплиной.
6.1.1. Информационно-развивающие технологии: лекции, домашние задания, самостоятельная работа.
6.1.2.
Развивающие проблемно-ориентированные: проблемные лекции, практические задания, доклад.
6.1.3.
Личностно ориентированные технологии обучения: выполнение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, построенной на диалоге, с использованием интерактивных методов.
Методы
Лекция
ПЗ
СРС
Метод IT
+
+
Работа в команде
+
+
Case-study
+
+
Проблемное обучение
+
+
+
Контекстное обучение
+
+
+
Обучение на основе опыта
+
+
+
Индивидуальное обучение
+
Междисциплинарное обучение
+
+
+
Опережающая самостоятельная работа
+
+
+

6.2. Интерактивные формы обучения (в соответствии с положением П ОмГТУ 75.03-2012.
«Использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий»)

Модуль
Применяемые технологии интерактивного обучения
Кол-во
часов
1 Модуль 1.
Проблемное обучение, Групповая дискуссия. Метод IT, контекстное обучение, обучение на основе опыта, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение.
Лекция, практические занятия. Решение задач.
6 2 Модуль 2
Метод IT, проблемное обучение, контекстное обучение, обучение на основе опыта, индивидуальное обучение, междисциплинарное обучение. Лекция, практические занятия.
Решение задач.
4
ИТОГО ЧАСОВ
10

7. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа направлена на закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний, развитие навыков практической работы.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя предусматривает проработку материалов курса лекций с использованием рекомендованной литературы и материалов, имеющихся в сети Internet по проблемным вопросам науки и практики управления людьми и группами, а также углубленное изучение отдельных тем дисциплины.
7.1. Объем СРС и распределение по видам учебных работ в часах
Вид СРС
О
Кол-во часов
1 семестр
1.
Домашнее задание (КСР)
10 2.
Самостоятельное изучение материала дисциплины, поиск и обзор литературы и электронных источников
30 3.
Работа с лекционным материалом самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины
32
ИТОГО
72

7.2.

Домашнее задание

7.2.1. Темы домашнего задания:
1.
Восходящие и нисходящие спиномозговые тракты.
2.
Филогенез нервной системы.
3.
Онтогенез нервной системы.
4.
Учение о гомеостазе.
5.
Фронтальные зоны коры.
7.3.

Темы курсовых работ – не предусмотрено учебным планом.

7.4.

Расчетно-графическая работа – не предусмотрено учебным планом.

8. Методическое обеспечение системы оценки качества освоения программы дисциплины
К промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Анатомия и физиология центральной нервной системы» могут привлекаться в качестве внешних экспертов: представители выпускающей кафедры.

8.1. Фонды оценочных средств (в соответствии с П ОмГТУ 73.05 «О фонде оценочных
средств по дисциплине»)
Фонд оценочных средств позволяет оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонд оценочных средств по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» включает:
- вопросы к зачету;
- варианты домашнего задания;
- набор вариантов контрольных работ;
- тестовый комплекс;
- творческие задания для лекционных занятий.
Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию (по модулям), итоговую аттестацию.
Для аттестации студентов по дисциплине используются также Федеральные тестовые задания, разработанные Росаккредагенством.
Студентам предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса.
8.2. Контрольные вопросы по дисциплине:
Модуль 1.
1.
Анатомия центральной нервной системы, ее предмет, методы, место в системе наук..
2.
Основные сечения.
3.
Топографические анатомические термины.
4.
Центральная и периферическая нервные системы. Их отделы.
5.
Филогенез нервной системы.
6.
Эмбриогенез нервной системы человека.
7.
Постнатальное развитие нервной системы человека.
8.
Цитология нейрона.
9.
Виды нейронов.
10.
Виды и функции глиальных клеток.
11.
Миелинизированные и немиелинизированные нервные волокна.
12.
А, В, С волокна, особенности их строения и функцонирования.
13.
Общее строение спинного мозга.
14.
Спиномозговые сегменты, области их иннервации.
15.
Спинной мозг на горизонтальном сечении.
16.
Серое и белое вещества спинного мозга.
17.
Ядра спинного мозга.
18.
Восходящие спиномозговые пути.
19.
Нисходящие спиномозговые пути.
20.
Общее строение головного мозга.
21.
Продолговатый мозг.
22.
Ромбовидная ямка.
23.
Задний мозг. Общее строение.
24.
Мост. Строение и функции.
25.
Мозжечок. Строение и функции.
26.
Средний мозг. Общее строение.
27.
Ядра среднего мозга.
28.
Промежуточный мозг. Общее строение.

29.
Таламус. Метаталамус. Гипоталамус. Эпиталамус.
30.
Большой мозг.
31.
Борозды и извилины коры большого мозга.
32.
Основные доли коры больших полушарий.
33.
Архитектоника коры больших полушарий.
34.
Функциональные зоны коры.

Модуль 2.
1.
Физиология нервной клетки.
2.
Ионные каналы.
3.
Ионные насосы.
4.
Мембранный потенциал.
5.
Потенциал покоя.
6.
Потенциал действия.
7.
Синапс. Виды синапсов.
8.
Медиаторы.
9.
Физиологические свойства нервной ткани.
10.
Гомеостаз. Учение о гомеостазе
11.
Константы гомеостаза.
12.
Нервная регуляция.
13.
Гуморальная регуляция.
14.
Особенности и единство нервной и гуморальной регуляции функций.

9. Ресурсное обеспечение дисциплины.
9.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9.1.1. Вычислительная и мультимедийная техника. Компьютерный класс (7-218) (ПК на базе процессора Intel Pentium 9 шт.); Мультимедиа аппаратура, ауд. 7-205, оснащенная компьютером, проектором, экраном, аудиосистемой, телевизором, DVD-проигрывателем.
9.1.2. Технические средства обучения и контроля.
9.1.2.1. Мультимедийные лекционные аудитории.
9.1.2.2. Использование тестовых заданий для текущего контроля знаний студентов, полученных при самостоятельном изучении лекционного курса и в период промежуточных аттестаций.
9.1.2.3. Демонстрация учебных фильмов и видеолекций.
9.1.3. При изучении теоретического курса – работа студентов с обучающе- контролирующими программами, содержащими учебный материал по отдельным вопросам курса. Для контроля обучения используется компьютерная тестовая оболочка Прометей.
9.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение

9.2.1. Основная литература
1. Александрова, Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс] : учеб. электрон. изд. локального распространения : конспект лекций / Н. В. Александрова. -
Электрон. текстовые дан. (464 Кб). - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница