1. Цели и задачи изучения дисциплины



страница1/8
Дата26.04.2016
Размер1.74 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности 060112 – «Медицинская биохимия».


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.


1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:

сформировать у студентов осознанное отношение к биоэтике, как к современной форме биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчинены сверхзадаче сохранения человечества как вида.


Задачи изучения дисциплины – научить студента:

  • понимать роль этики в жизни человека и общества;

  • знать основные направления в истории этических учений;

  • знать этические нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;

  • представлять основные принципы биоэтики: принцип автономии, уважения человеческого достоинства личности; непричинения вреда; благодеяния; справедливости и вытекающие из них стандарты поведения врача и медицинского работника;

  • уметь использовать методы этой науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • представлять проблемы свободы личности, добродетели, счастья, долга, милосердия.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс «Биоэтика» относится к числу базовых дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки будущего специалиста. Усвоение этических знаний студентов призвано повысить их профессионализм и компетентность, а также способствовать развитию у студентов творческого мышления, гражданской позиции, позитивной личностной и профессиональной социализации.



Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных направлений данной дисциплины.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: воспитательную, организационную и исследовательскую.
Студенты должен знать:

  • Историю медицинской биоэтики.

  • Теоретические основы биомедицинской этики.

  • Основные правила и принципы биомедицинской этики.

  • Клятву Гиппократа.

  • Основные этические документы профессиональных медицинских ассоциаций.

  • «Конвенцию о правах человека и биомедицине» (Совет Европы, 1996).

  • Клятву врача («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1999, ст. 60).

  • Права и моральные обязанности врача.

  • Права пациентов, сформулированные в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993, ст. 30, 31).

  • Моральные нормы внутрипрофессиональных отношений.

  • Отличие преступлений от врачебных ошибок и несчастных случаев в медицине.

  • Причины профессиональной деформации личности медиков и принципы ее профилактики.

  • Этические принципы проведения эксперимента на людях и животных.

  • Суть моральных проблем, связанных с отношением к аборту и эвтаназии.

  • Суть моральных проблем медицинской генетики и евгеники.

  • Суть моральных проблем трансплантации органов и тканей человека.

  • Суть морально-этических проблем, связанных с инфекционными заболеваниями и со СПИДом.

  • Особенности морально-этических отношений в психиатрии.

  • Моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

  • Современные модели организации и управления здравоохранением, особенности понимания принципа справедливости в частной, бюджетной и страховой формах организации здравоохранения.

Студенты должен уметь:

  • При разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов.

  • Защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий.

  • Защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов.

  • Сохранять конфиденциальность (врачебную тайну).

  • Минимизировать вред медицинского вмешательства.

  • Проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным.

  • Проявлять такт и деликатность при общении с пациентами и родственниками больных людей.

  • Замечать нарушения медицинской этики со стороны коллег и помогать осознать свои ошибки.

  • Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск.

  • Отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии.

  • Объяснить взаимодействие личности и этичности поступков человека, их влияние на образ жизни и здоровье человечества.

  • Работать с этическими, нормативными и законодательными текстами (анализ и систематизация данных при работе с текстом учебника и первоисточниками).

  • Формулировать и обосновывать личностную позицию по отношению к проблемам этики.

  • Оценивать политику государств и ее влияние на культуру и этику отношений в области здоровья и здравоохранения.

Студенты должны владеть:



  • Основными понятиями и закономерностями гуманитарной науки.

  • Навыками этического анализа, понимать основы духовной культуры.

  • Принципами гуманизма и общечеловеческими этическими ценностями, искусством самопознания и познания мира.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Трудоемкость, часов

Лекции

10

Практические занятия

30

Самостоятельная работа

20

Общая трудоемкость

60









4. Семестры и вид отчетности по дисциплине


Семестр

Вид отчетности

11 семестр

зачет



5. Содержание дисциплины
5.1.Разделы дисциплины и виды учебной работы




Разделы

Лекции
Трудоемкость

(час.)

Практические

занятия


Трудоемкость

(час.)

1.

Общие вопросы биоэтики

6

20

2.

Актуальные прикладные проблемы биоэтики

4

10

5.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел 1. Общие вопросы биоэтики.

Тема 1. Предмет и философские основы биоэтики.


Определение биоэтики. Существует ли угроза для выживания человечества со стороны медицинских и биологических наук? Происхождение биоэтики. Цель и задачи биоэтики. Содержание биоэтики, ее отличие от деонтологии. Взаимосвязь биоэтики с другими дисциплинами и ее место в современной науке.

Средства биоэтики и современные этические медицинские кодексы. Этические принципы Клятвы Гиппократа. Конвенция по биоэтике Совета Европы. Реальные возможности биоэтики. Этические комитеты и комиссии. Перспективы биоэтики.

Биоэтика и культура. Этика – наука о поведении или об отношении? Классификация отношений человека. Существует ли универсальный этический закон? Понятие справедливости.

Систематизация этических норм мировых религий. Систематизация этических норм духовных школ и философских учений. Индивидуальные и общественные ценности. Либеральные и консервативные позиции в биоэтике. Гендерные роли, андроморфные и гинекоморфные ценности в культуре. Систематизация этических представлений современных психологических направлений.

Интегральная модель отношений человека. Психологическая зрелость и понимание этических норм.

Этика познания. Субъективный и объективный пути познания. Взаимосвязь теории и практики в познании. Что важнее – доказывать или опровергать гипотезы? Этический закон познания Истины.

Тема 2. Исторические модели и общие проблемы биомедицинской этики. Справедливость в общественном здравоохранении.
Главные критерии сравнения исторических моделей биоэтики. Вопрос одушевленности мира. Языческая модель. Жреческая модель. Античная философская модель. Христианская модель, разделение души и тела, патернализм. Буржуазная модель, разделение медицины на научную и практическую, узкая специализация в медицине, приоритет телесного над душевным. Потребительская модель, либеральная медицина, возвращение к субъективности.

Современная интеграция моделей биомедицинской этики. Эволюция болезней человечества, иатрогении. Существует ли идеальная модель? Каковы перспективы ее достижения?

Основные классификации современных моделей здравоохранения. Классификация здравоохранения по типу управления: централизованное, децентрализованное, частично децентрализованное. Классификация здравоохранения по типу финансирования: бюджетное, частное, страховое. Классификация здравоохранения по культурным ценностям: авторитарное, либеральное, демократическое.

Частная модель здравоохранения на примере США. Бюджетная модель здравоохранения на примере Великобритании. Страховая модель здравоохранения на примере Германии. Особенности Российского здравоохранения, перспективы его развития. Роль государства и общественных организаций в формировании модели здравоохранения.

Международные общественные медицинские организации, ВОЗ, ВМА – их роль в формировании взаимоотношений современной медицины и общества. Транскультуральные подходы в оценке моделей здравоохранения, методика оценки качества жизни по ВОЗ. Перспективы интеграции научных достижений медицины человечества, развития отношений медицины и общества.

Тема 3. Этика взаимоотношений медиков и пациентов.


Деонтология – наука о профессиональном долге. Особенность медицинской деонтологии в сравнении с деонтологиями других профессий. Зависимость профессиональных стандартов от культуры и модели здравоохранения. Корпоративность и коллегиальность в медицине – их различия. Вечные ценности и главные этические нормы взаимоотношений медиков и пациентов. Права пациентов, 15 прав российских пациентов, их реализация на практике.

Понятие о профессиональной деформации личности. Особенности профессиональной деформации личности у медиков. Эмоциональное выгорание, профессиональная деформация и профессиональная деградация личности в медицине. Профилактика и коррекция различных степеней профессиональной деформации у медиков.

Несчастные случаи, врачебные ошибки и преступления в медицине – их различия, причины, профилактика. Главные причины врачебных ошибок: нарушения внимания и добросовестное заблуждение. Преступления в медицине, определение вины и наказание, классификация преступлений, статьи УК РФ, имеющие отношение к медицине. Взаимосвязь классификаций и определения степени тяжести преступлений в медицине с культурой и моделью здравоохранения.


Раздел 2. Актуальные прикладные проблемы биоэтики.

Тема 1. Биоэтические проблемы зачатия, рождения, создания жизни. Биоэтические проблемы смерти и умирания.


Проблема статуса плода. Есть ли у плода сознание? Является ли плод личностью? Методы исследования памяти плода (трансперсональная парадигма, теории реинкарнации, жизни тэтана в теории сайентологии, ребефинг, Дао о зародышевом сознании).

Проблемы абортов: медицинские, социальные, по желанию женщины. Является ли аборт убийством? Является ли аборт преступлением? Следует ли запретить аборты? Проблемы искусственных методов зачатия, оплодотворения, вынашивания беременности (ЭКО, суррогатное материнство). Влияние абортов и гормональной контрацепции на культуру, семью, феминистское движение, гендерные проблемы современной культуры.

Вмешательство в геном потомства человека, генетическая дискриминация, возможности и перспективы генетики. Клонирование: реальность и фантазии. Эвгеника – позитивная и негативная, искусственный отбор человека – «за» и «против».

Отношение к смерти в различных культурах и исторических эпохах. Есть ли жизнь после смерти? Современные исследования Моуди и его последователей). Современные критерии смерти, принятые в реаниматологии. Летаргический сон и смерть.

Моральные оправдания убийства. Эвтаназия – пассивная и активная, добровольная и недобровольная, преднамеренная и непреднамеренная, поддерживаемое самоубийство. Право человека на облегчение боли и легкую смерть.

Геронтология – этично ли продлевать жизнь без продления молодости и сохранения здоровья? Стволовые клетки – перспективы и проблемы. Трансплантология – проблема донорских органов. Этична ли плата за органы и операцию?

Стадии адаптации человека к мысли о смерти. Этика помощи умирающим больным, хосписы, онкология, СПИД. Смерть и свобода – почему древние считали, что человек должен всегда помнить о смерти? Отношение к смерти и смысл жизни.

Тема 2. Биоэтические проблемы жизни и ее качества.

Определение здоровья и болезни, здоровье – это состояние или способность? Объективные и субъективные критерии здоровья. Три тактики лечения – аллопатическая, отвлекающая и гомеопатическая. Лечение и исцеление – в чем различие между ними. Цели и средства современной медицины. Этиология и патогенез – на что воздействует современная медицина? Заблуждения современной фармакотерапии и терапии. Причины и следствия болезней. Правильная ли цель у современной медицины? Приведет ли эта цель к здоровью? Торжество узкой специализации – можно ли успешно лечить болезнь, а не больного?

Проблемы медицинской и биологической науки: выбор между истиной и социальными привилегиями. Коммерческий характер современной медицинской промышленности. Этичны ли современные сроки испытаний медицинских технологий и лекарств? Проблемы научных исследований: цели и средства (взаимоотношения с испытуемыми, опыты на животных, эксперименты на недееспособных людях).

Фармакология – от экспериментов к образу жизни (психологическая зависимость от лекарств, иммунодефициты, влияние на сознание). Последствия применения обезболивающих препаратов, транквилизаторов и антидепрессантов – стало ли меньше проблем? Последствия применения антибиотиков – к чему привело вмешательство в микромир? (распространенность грибковой патогенной микрофлоры).

Генетически модифицированные организмы, антибиотики, красители и другие достижения современной биологии в пищевой промышленности – почему мы так мало знаем об этом?

Микробиология – эпидемии, прививки, бактериологическое оружие и права человека. Использование бактериологического оружия в экономических целях. СПИД – этические проблемы возникновения и лечения, либеральные права врача: имеет ли врач право отказать ВИЧ-инфицированному в помощи, если он боится заразиться и умереть?

Хирургия – оправдания для оперативного вмешательства или торжество медицины? Трансплантология – правда и вымысел. Косметическая и пластическая хирургия, - быть или казаться?

Психиатрия, психотерапия, наркология, медицинская психология. Психосоматика, современные представления о роли психики в этиологии и патогенезе соматических болезней. Перспективы психосоматической психотерапии.

5.3. Тематическое планирование






Разделы

Лекции

Практические занятия

1.

Общие вопросы биоэтики


1. Предмет и философ-ские основы биоэтики.
2. Исторические модели и общие проблемы биомедицинской этики.

Справедливость в общественном здравоохранении.

3. Этика взаимоотношений медиков и пациентов.


1. Предмет, определение, цели, задачи, возникновение биоэтики. Средства и этические кодексы биоэтики. Этика как прикладная философия. Этика познания.

2. Исторические модели и общие проблемы биомедицинской этики.Справедливость в общественном здравоохранении.

3. Этика отношения к профессии врача и права пациентов. Несчастные случаи, врачебные ошибки и преступления в медицине.


2.

Актуальные прикладные проблемы биоэтики


1. Биоэтические проблемы зачатия, рождения, создания жизни.Биоэтические проблемы смерти и умирания.

2. Биоэтические проблемы жизни и ее качества.




1. Проблема статуса и сознания плода. Проблемы абортов, контрацепции, искусственных методов зачатия, генетики, клонирования, евгеники. Этика отношения к смерти. Проблемы эвтаназии, реаниматологии, трансплантологии, геронтологии.
2. Здоровье, болезнь и качество жизни. Прикладные проблемы соматической медицины и психиатрии.
3. Зачетное занятие.


5.4. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Вопросы для самоконтроля и дискуссий


  1. Представляет ли современная биология и медицина угрозу для выживания человечества?

  2. Какой смысл в термин биоэтика вкладывал ее основатель Р.В. Поттер?

  3. Каковы взаимоотношения дисциплин этики, философии и биоэтики?

  4. Почему некоторые историки называют биоэтику «американской»?

  5. Какие принципы клятвы Гиппократа сохранились в современных этических кодексах, какие претерпели изменения, какие утратили свою актуальность?

  6. Каков основной принцип взаимоотношений врача и пациента в модели Гиппократа?

  7. В чем заключается принцип «твори добро» в модели Парацельса?

  8. Каков основной принцип деонтологической модели?

  9. В чем заключается главный принцип биоэтической модели?

  10. Что важнее в познании научной Истины – доказывать или опровергать гипотезы?

  11. Какие биоэтические проблемы не обсуждаются в «Конвенции по биоэтике Совета Европы» и почему?

  12. Какая модель взаимоотношений медиков и пациентов наиболее распространена в современной медицине на Западе и в России?

  13. В чем заключается принцип добровольного информированного согласия и каковы условия его соблюдения медицинским работником?

  14. Какова цель Конвенции по биоэтике в отличие от целей биоэтики?

  15. С каких позиций Конвенция рассматривает принцип «приоритета человека», – с либеральной или с консервативной?

  16. Чем понятие «пациент» отличается от понятия «больной»?

  17. Что такое медицинское вмешательство?

  18. В чем заключается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья?

  19. О чем медик обязан предупредить пациента прежде, чем тот даст согласие на медицинское вмешательство?

  20. Можно ли лечить пациентов принудительно и, если можно, то в каких случаях?

  21. Перечислите категории недееспособных пациентов и укажите, кто защищает их права?

  22. Можно ли принудительно проводить эксперименты на недеепособных пациентах?

  23. Можно ли изымать донорские органы у недееспособных пациентов?

  24. Что такое генетическая дискриминация?

  25. Почему запрещено клонирование человека?

  26. Существует ли в современной культуре евгеника и, если существует, то в какой форме?

  27. Является ли аборт убийством, преступлением и следует ли его запретить?

  28. Перечислите этапы экстракорпорального оплодотворения и укажите какие процедуры этой медицинской манипуляции являются спорными с этической точки зрения?

  29. Какова позиция русской православной церкви в отношении, искусственного осеменения, ЭКО, пересадки донорских органов, изъятия органов у трупов?

  30. В чем различия в позициях православной, католической и протестантской конфессий христианства в отношении к основным проблемам биомедицинской этики?

  31. Каковы основные этические принципы проведения научных исследований и экспериментов на людях и на животных?

  32. Является ли эвтаназия убийством, преступлением и следует ли ее допустить?

  33. Разрешена ли пассивная эвтаназия в РФ?

  34. Разрешена ли активная эвтаназия в США?

  35. На чем основаны либеральные оправдания абортов и эвтаназии?

  36. Каковы основные биоэтические проблемы микробиологии и эпидемиологии? Какую опасность для выживания человечетва представляют эти отрасли медицины?

  37. Какова опасность фармакологии и фармацевтической промышленности для выживания человечества?

  38. В чем заключаются аллопатическая, отвлекающая и гоеопатическая тактики лечения болезней? Каковы сферы их применения? Какая из них наиболее безвредна?

  39. Этично ли продлевать жизнь умирающему или пожилому пациенту, если невозможно обеспечить ее качество?

  40. Как повлияло на западную культуру распространение гормональных контрацептивов?

  41. Как влияют на культуру и массовое сознание антибиотики и обезболивающие средства?

  42. Каковы последствия для пациентов и общественного сознания полипрагмазии?

  43. Следует ли пациентам повышать свою медицинскую грамотность или медицинская информация без должного уровня ее понимания вредна для их жизни?

  44. Следует ли сообщать пациентам их диагноз о неизлечимой болезни (онкология, инфекция)?

  45. В каких немедицинских сферах жизни общества нашли применение достижения поведенческой психологии? Насколько этично применение этих знаний?

  46. Опасно ли для человечества бесконтрольное применение в пищевой промышленности ГМО?

  47. Должна ли быть у врача «профессиональная деформация личности» как защитная реакция или это патология?

  48. Каковы различия в понимании справедливости при оказании медицинской помощи в США, Германии, Великобритании и России?

  49. Возможно ли «победить коррупцию» в РФ, если она останется авторитарным государством?

  50. Какая модель взаимоотношения медиков и пациентов доминирует в современной российской медицине (деонтологическая или биоэтическая) и почему?


Вопросы для самостоятельного изучения курса.


  1. Дать различные определения биоэтике, обозначить ее цели и задачи.

  2. Перечислить достижения медицинской науки и техники, вследствие которых возникают этические проблемы.

  3. Разобрать главные положения «Конвенции Совета Европы по биоэтике», привести примеры, как можно ее применить в решении конфликтных ситуаций, касающихся биомедицины.

  4. Описать модель Гиппократа и принцип «непричинения вреда и несправедливости».

  5. Выделить принципы древней индийско-персидско-таджикско-греческой медицины.

  6. Описать модель Парацельса (христианская модель) и принцип благодеяния.

  7. Описать деонтологическую модель и принцип соблюдения врачебного долга.

  8. Дать характеристику биоэтической модели и описать принцип защиты прав и достоинства человека.

  9. Охарактеризовать типы взаимоотношений медиков и пациентов: коллегиальный, сакральный, технический и контрактный.

  10. Описать различные социально-культурные контексты современного мира, их влияние на отношение к различным проблемам биомедицины.

  11. Определить консервативные и либеральные позиции по основным проблемам биоэтики.

  12. Описать главные различия католической, православной и протестанской конфессий в отношении к проблемам биомедицины.

  13. Сформулировать основные принципы буддистской и мусульманской этики.

  14. Выделить основные исторические этапы в отношении общества к аббортам, сформулировать этические проблемы, связанные с абортом.

  15. Сформулировать этические проблемы искусственного осеменения, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства.

  16. Сформулировать этические проблемы медицинской генетики, клонирования.

  17. Сформулировать этические проблемы евгеники, - история, современное состояние, перспективы.

  18. Дать определение здоровью и болезни.

  19. Выделить основные критерии здоровья и здорового образа жизни.

  20. Разобрать главные подходы к лечению людей.

  21. Выделить основные этические принципы проведения медикобиологических исследований на людях на примере фармакологии.

  22. Разобрать понятие «качество жизни» и выделить его критерии.

  23. Разобрать конфликт прав людей и общества при противоэпидемических мероприятиях.

  24. Разобрать этические проблемы, возникшие в связи с появлением СПИДа.

  25. Обозначить этические проблемы геронтологии.

  26. Обосновать основные проблемы биомедицины, связанные с реаниматологией.

  27. Описать современные критерии смерти (смерть мозга), стадии умирания человека, этические проблемы, связанные с выделением клинической и биологической смерти.

  28. Дать определение пассивной и активной, добровольной и недобровольной эвтаназии, сформулировать этические проблемы, связанные с эвтаназией.

  29. Описать пять стадий адаптации человека к мысли о смерти, раскрыть их психологический и этический смысл.

  30. Сформулировать этические проблемы трансплантологии, пересадки органов от живых доноров и трупов, торговли частями человеческого тела.

  31. Дать определение медицинской деонтологии, сформулировать понятие о корпоративности, коллегиальности, коррупции.

  32. Разобрать основные взаимоотношения в медицине: врач – государство, врач – пациент, врач – родственники пациента, врач – врач, врач – медицинская сестра, врач – начальство, врач сам с собой.

  33. Дать определение и классификацию несчастных случаев, врачебных ошибок, уголовно наказуемых профессиональных нарушений в медицине.

  34. Дать определение профессиональной деформации личности врача и назвать причины и условия ее развития.

  35. Сформулировать основные особенности деонтологии в психиатрии, законные основания для принудительного лечения.

  36. Выделить особенности профессиональной этики в психотерапии, медицинской психологии, наркологии.

  37. Охарактеризовать основные течения современной психологии: аналитическое, поведенческое, гуманистическое.

  38. Сформулировать основные этические проблемы научных исследований в области поведенческой психологии и сформулировать принципы этического контроля за их проведением.

  39. Рассказать об истории возникновения и развития ВОЗ, ее целях, задачах, путях решения проблем справедливости в оказании медицинской помощи в мире и распределению ресурсов.

  40. Классифицировать системы здравоохранения по типу управления: централизованные, децентрализованные, частично децентрализованные. Привести примеры.

  41. Классифицировать системы здравоохранения по типу финансирования: государственное, частное, страховое. Привести примеры.

  42. Проанализировать проблемы российского здравоохранения и актуальные биоэтические проблемы РФ.

Задания для самостоятельного изучения курса.
1. Составьте логические схемы базы знаний к темам курса.
2. Заполните таблицу «Сравнительный анализ исторических моделей взаимоотношений врача и пациента»


Название модели

Историческая эпоха, соответствующая модели

Принцип модели

Тип взаимоотношений медиков и пациентов

Распределение ответственности за результаты лечения

Модель Гиппократа













Модель Парацельса













Деонтологическая модель













Биоэтическая модель












3. С помощью таблицы дайте сравнительную характеристику объективного и субъективного путей познания.




Критерии сравнения

Объективный путь

Субъективный путь

Сферы деятельности людей, профессии







Соответствие полушарий головного мозга







Типы мышления







Отношение к категориям пространства, времени







Функция в целостном мышлении






4. Найдите в таблице графические схемы, соответствующие разным типам взаимоотношений врача и пациента.




Сакральный тип



Контрактный тип



Коллегиальный тип



Технический тип



5. В первой колонке таблицы указаны стадии адаптации человека к мысли о смерти, расположите их в логической последовательности и расшифруйте во второй колонке психологический и этический смысл каждой стадии.




Принятие




Депрессия




Просьба об отсрочке




Отрицания




Протест




6. В виде логической схемы дайте сравнительную характеристику взглядов либеральной и консервативной позиций в биоэтике, приведите примеры.


7. Напишите и расшифруйте 15 прав пациентов.
8. Расположите в логической последовательности стадии умирания:

- агония


- клиническая смерть

- терминальная пауза

- биологическая смерть

- преагональное состояние


9. Дайте определение понятиям в первой колонке


Аборт




Активная эвтаназия




Аллопатия




Биоэтика




Болезнь




Бюджетная медицина




Врачебная ошибка




Врачебная тайна




Генетическая дискриминация




Гомеопатия




Гуманистическое направление в психологии




Деонтология




Децентрализованная система управления




Дискриминация




Евгеника




Жизнь




Здоровье




Качество жизни




Коллегиальность




Консервативная позиция




Корпоративность




Коррупция




Либеральная позиция




Медицинское вмешательство




Милосердие




Мораль




Негативная евгеника




Недееспособный пациент




Несчастный случай




Образ жизни




Образ мыслей




Пассивная эвтаназия




Пациент




Поведенческое направление в психологии




Позитивная евгеника




Права пациента




Предболезнь




Преступление




Профессиональная деформация личности




Психодинамическое направление в психологии




Смерть




Сознание




Справедливость




Страховая медицина




Хоспис




Централизованная система управления




Частично децентрализованная система управления




Частная (платная) медицина




Эвтаназия




Экология




Эмоциональное выгорание




Этика



9. Найдите в нижней части таблицы понятия, которые в большей степени соответствуют пути познания соответствующей христианской конфессии. Объясните свой выбор.




Католичество

Православие

Протестантизм

Бог

Человек

Природа

10. Заполните таблицу, проведя сравнительный анализ реализации справедливости в различный системах здравоохранения, укажите положительные и отрицательные стороны разных моделей, сравните их с РФ.



Бюджетная модель

Великобритания



Частная модель

США


Страховая модель

Герания

Россия


+

+

+

+

-

-

-

-


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература:


  1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Текст] : учебник/ Ю. М. Хрусталев. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -400 с.

  2. Гоглова О. О. Биомедицинская этика [Текст] : учеб. пособие для мед. вузов, для бакалавров и специалистов / О. О. Гоглова, С. В. Ерофеев, Ю. О. Гоглова. - Москва : Питер, 2013. - 271, [1] с.

6.2. Дополнительная литература:




  1. Этическая и правовая сторона проведения клинических исследований [Текст] : сб. ст. и коммент. / И. Дж. Эмануэль [и др.] ; пер. с англ. под ред. ред. В. В. Власова. - Москва : Практ. медицина, 2013. - 493 с.

  2. Этические проблемы современной медицины [Текст] : сб. науч. тр. межрегион. науч.-практ. конф. 22 марта 2013 г. / М-во здравоохранения Рос. Федерации, М-во здравоохранения Арханг. обл., Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Сев. гос. мед. ун-т, НК "Мед. ассоц. Арханг. обл.", АРОО "Союз мед. профессионалов" ; [редкол.: Л. И. Меньшикова, В. А. Плаксин]. - Архангельск : Сев. гос. мед. ун-т, 2013. - 175 с.

  3. Этические аспекты проведения международных исследований в области здравоохранения [Текст] : сб. ситуац. задач / Всемир. орг. здравоохранения ; под общ. ред. А. Штукельбергера, Ф. Шатонэ ; ред. Р. Кэш [и др.]. - [Б. м. : б. и.], 2012. - 210 с.

  4. Гуревич П. С. Этика [Текст] : учеб. для бакалавров / П. С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 515 с.

6.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы


ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru/

ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для более наглядного усвоения материала на занятиях используются стенды «Конвенция по биоэтике СЕ», «Этические медицинские кодексы», компьютерные презентации по темам абортов, эвтаназии, клонирования, евгеники, исторических моделей биоэтики и другие.
В рамках практических занятий по биоэтике предусмотрено проведение психологических тестов и упражнений.
Тесты:

  • «Определение степени эмоционального выгорания по Бойко» (используется для лучшего усвоения и запоминания стадий эмоционального профессионального выгорания),

  • «Методика оценки качества жизни по ВОЗ» (используется для лучшего усвоения определения здоровья и качества жизни по ВОЗ).


Упражнения:

  • «Отождествление с товарищем» (используется для демонстрации объективного и субъективного путей познания),

  • «Разожми кулак» - используется для демонстрации различных способов насилия во взаимоотношениях людей,

  • «Подводная лодка» (используется для постановки проблемы выбора жизни или смерти, дискуссии о свободном выборе, демонстрации понятия ответственности за свое решение),

  • «Диалог со смертью» (используется для формирования отношения к смерти как к мудрому и беспристрастному советчику, иллюстрации древней поговорки «Помни о смерти!», а также для диагностики разных способов безответственного отношения к смерти),

  • «Суд присяжных – на тему «Я хочу жить»?» (используется для драматизации темы отношения к жизни, провокации более критичной самооценки и оценки товарищей в желании жить).

Для демонстрации возможностей вспоминания родовой внутриутробной памяти, а также для прояснения природы сознания, на занятиях по биоэтике проводится эксперимент с использованием холотропного дыхания.



8. Содержание текущего и итогового контроля
8.1. Текущий контроль знаний

Формы контроля:

  • тесты для входного, промежуточного контроля знаний;

  • рефераты;

  • эссе.

Реферат является самостоятельным теоретическим исследованием, проведенным студентом на основании обзора литературы по выбранной теме. Реферат должен быть правильно оформлен. На титульном листе сверху по центру пишется «Северный государственный медицинский университет». Ниже строчкой по центру: «Кафедра гуманитарных наук». В центре листа: «Реферат» и под ним название в кавычках. В нижней трети листа справа: «Выполнил: студент, Ф.И.О. студента; курс, факультет, группа студента». Еще ниже справа: «Преподаватель, должность, ученая степень, Ф.И.О. преподавателя». Внизу листа по центру: «Архангельск, год написания реферата». Объем реферата при форматировании шрифт 12 ПТ, одинарном межстрочном интервале и стандартных полях (3,5 см слева, 1,5 см справа, 2 см сверху и 1,5 – снизу) должен быть не менее 10-12 страниц. Вторая страница реферата должна содержать его план, в который обязательно включаются следующие части: «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Библиография». Во «Введении» и «Заключении» студент должен самостоятельно сформулировать проблему и обозначить перспективы ее решения на основании литературных данных. «Основная часть» может состоять из отдельных глав, в которых достаточно полно и последовательно должен быть проведен анализ проработанной студентом литературы по выбранной теме.
Темы рефератов:

  1. Проблема смысла жизни в истории этики.

  2. Нравственные основания концепции свободы.

  3. Этические принципы древней индийско-персидско-таджикско-греческой мендицины.

  4. Этические принципы медицины средневековья.

  5. Нравственный смысл позиции Парацельса в контексте исторической эпохи средневековья.

  6. Этическая позиция С.Ганнемана и его гомеопатический подход к лечению?

  7. Медицинские открытия 19 века и деонтология.

  8. Болезни цивилизации и медицинские этические проблемы 20 века.

  9. Новая парадигма в медицине 20 века.

  10. Целостность и исцеление.

  11. Проблемы потребительской психологии в отношении медицинской помощи.

  12. Что такое справедливость?

  13. Христианское учение о душе и теле.

  14. Культурные и религиозные аспекты проблемы смерти.

  15. Оценка правдивости и понимание честности.

  16. Милосердная любовь и прагматизм милосердия.

  17. Благотворительность: этика или социальная инженерия?

  18. Нравственный смысл эвтаназии.

  19. Добро и зло в этике благоговения перед жизнью А.Швейцера.

  20. "Сердечный человек" в православной этике.

  21. Этический стандарт "личного права" пациента.

  22. Проблемы биоэтики в русской философии (Герцен, Писарев, Добролюбов, Белинский, Чернышевский).

  23. Проблемы биоэтики в русской медицине (Мудров, Пирогов, Боткин, Данилевский).

  24. Различные системы здравоохранения и их социокультурные основания.

  25. Основные принципы биоэтики.

  26. Этический кодекс медицинской сестры.

  27. Этические кодексы медиков различных специальностей.

  28. Этические проблемы фармакологии.

  29. Этические проблемы сексологии и сексопатологии.

  30. Этические проблемы акушерства и геникологии.

  31. Этические проблемы эпидемиологии.

  32. Жизнь после смерти: правда или вымысел?

  33. Этические проблемы трансплантологии,

  34. Этические проблемы медицинских экспериментов.

  35. СПИД и этика.

  36. Этические проблемы психиатрии.

  37. Медицинские вмешательства в репродукцию человека.

  38. Проблемы прикладной биоэтики. Медицинская генетика.

  39. Искусство общения с пациентом.

  40. Культура и медицинский уход.

Отдельной формой контроля знаний студентов является их самоанализ (сочинение-эссе) своих биоэтических убеждений и взглядов, сложившихся на основе личного жизненного опыта.



Темы эссе:


  1. Различные определения биоэтики.

  2. История возникновения «американской» биоэтики.

  3. Основные проблемы биоэтики.

  4. Проблемы биоэтики, возникшие за последнее столетие в связи с развитием биологии и медицины.

  5. Куда приведет человечество путь, которым развивается современная медицина?

  6. Основные принципы современной биоэтики.

  7. Смысл принципа «добровольного информированного согласия».

  8. Современные практические формы реализации идей биоэтики.

9. Взаимосвязь этических норм с исторической эпохой и общественным устройством.

10. Как может повлиять на этические нормы развитие биологии и медицины?

11. Каковы особенности медицинской этики язычества и жреческих государств?

12. Каковы особенности медицинской этики античной эпохи?

13. В чем заключается этическая «Модель Гиппократа»?

14. Каковы основные принципы клятвы Гиппократа?

15. Почему клятва Гиппократа остается актуальной в современных условиях?

16. Почему Гиппократ подчеркивал важность отказа врача от сексуальных отношений с пациентами?

17. Какие взаимоотношения между педагогами и учениками в медицине с Вашей точки зрения наиболее эффективны для передачи медицинского знания?

18. Влияние на этику христианства.

19. Учение Иисуса Христа и христианство. Может ли религия быть носителем этических истин?

20. Актуальность христианской биоэтики в современном обществе.

21. Патернализм, его значение в современных науках, профессиях и в медицине в частности.

22. Модель медицинской этики Парацельса. Правомерно ли с Вашей точки зрения отождествлять Парацельса с христианской этикой средневековья?

23. Деонтологическая модель медицинской этики и ее взаимосвязь с развитием капиталистических отношений в обществе.

24. Какова взаимосвязь возникновения общественного здравоохранения и появления деонтологической модели медицинской этики?

24. Перед кем в деонтологической модели врачи выполняют свой профессиональный долг – перед государством или перед пациентами?

25. Биоэтическая модель медицинской этики и ее связь с экономическим развитием.

26. Насколько удачна на ваш взгляд попытка новой биомедицинской этики защитить права и пациентов и врачей?

27. В чем заключается антипатерналистская направленность «американской» биоэтики?

28. Возможно ли «победить» патернализм в современной медицине? Нужно ли это?

29. Покажите историческую динамику распределения ответственности за здоровье между пациентами, врачами и государством.

30. Противостояние либеральных и консервативных позиций в вопросах биоэтики.

31. Особенности позиций католической, православной и протестантской конфессий.

32. Особенности развития биоэтики в России. Готова ли Россия к новой модели этических отношений врачей и пациентов?

33. Влияние достижений в биологии и медицине в вопросах зачатия, создания жизни и рождения на этические нормы и ценности.

34. Новая парадигма трансперсональной психологии о переживаниях зародыша и плода.

35. Медицинско-этические аспекты аборта, контрацепции, стерилизации.

36. Медицинско-этические аспекты экстракорпорального зачатия, искусственного осеменения, суррогатного материнства.

37. Медицинско-этические аспекты генной инженерии, клонирования.

38. Евгеника – искусственный отбор человека. За или против?

39. Субъективные и объективные критерии здоровья и болезни.

40. Здоровье и болезнь как этические категории.

41. Связь осознанности человека с его здоровьем и болезнями.

42. Эволюция болезней человечества – история безответственности?

43. Различные тактики лечения болезней и этическая проблема исцеления.

44. Социально-психологические и этические аспекты геронтологии.

45. Социально-психологические и этические аспекты фармакологии.

46. Социально-психологические и этические аспекты лечения инфекционных заболеваний.

47. Права и обязанности ученых-медиков при проведении научных экспериментов, их моральная ответственность перед обществом.

48. Эксперименты на животных – за или против?

51. Возможно ли с Вашей точки зрения выполнение принципа деклараций о защите прав человека, который говорит о том, что приоритеты отдельного человека должны быть выше, чем интересы общества и науки?

50. Этические аспекты отношения людей к смерти с древности до наших дней.

51. Влияние достижений медицины на отношение людей к смерти.

52. Ваше понимание древнего высказывания «Помни о смерти!»

53. Этические проблемы связанные с эвтаназией.

54. Проблемы медбиоэтики, связанные с трансплантологией.

55. Можно ли спасать жизнь одного человека ценой жизни и здоровья другого?

56. Стадии психологической адаптации человека к мысли о смерти и их этический смысл.

57. Как Вы понимаете профессиональную деформацию личности?

58. В каких профессиях имеется наибольший риск получить профессиональную деформацию?

59. Что с Вашей точки зрения первично для развития профессиональной деформации личности, - профессия или человек, который в ней работает?

60. В чем отличие профессиональной деформации и дегенерации личности от эмоционального выгорания на работе?

61. Чем отличается врачебная ошибка от профессионального преступления?

62. Надо ли наказывать врача за совершение врачебной ошибки?

62. Чем отличается несчастный случай от врачебной ошибки?

63. Какое из профессиональных преступлений медицинского работника Вы считаете самым тяжелым?

64. Приведите примеры халатности и недобросовестного отношения медицинских работников к своим профессиональным обязанностям и дайте им этическую оценку.

64. Приведите примеры злоупотреблений своим служебным положением медицинских работников и дайте им этическую оценку.

65. Приведите примеры нарушений правил противоэпидемических мероприятий медицинских работников и дайте им этическую оценку.

66. Приведите примеры незаконных занятий медицинской практикой дайте им этическую оценку.

67. Каковы особенности медицинской деонтологии применительно к соматической медицине?

68. Каковы особенности медицинской деонтологии применительно к психиатрии, психотерапии, медицинской психологии?

69. Как защитить права недееспособного пациента в психиатрии?

70. Каково влияние развития поведенческой психологии на этические нормы последнего столетия?

71. Психология и реклама – их взаимосвязь и этические проблемы.

72. Психология и политика – их взаимосвязь и этические проблемы.

73. Как связана реализация биоэтических принципов с организацией здравоохранения и медицинским образованием.

74. Как сегодня интегрировано мировое медицинское сообщество на примере ВОЗ?

75. Каким образом общество может влиять на решение биоэтических проблем и осуществлять контроль за соблюдением принципов медицинской этики?

76. Насколько велика роль общественного самоуправления в решении биоэтических проблем?

77. Могут ли биоэтические комитеты и комиссии осуществлять контроль за соблюдением основных прав и свобод человека в области биологии и медицины?

78. Насколько реально в современной России наказать врача за нарушение этических норм и прав пациентов и испытуемых?

79. Каковы перспективы гуманизации медицинского образования и медицинской помощи в современном обществе?



8.2. Итоговый контроль знаний
Формы контроля:

  • итоговый тест;

  • зачет.

Зачет по всему курсу сдается по билетам, каждый из которых состоит из двух вопросов: первый общетеоретический, второй – прикладной. Отвечая на первый вопрос, студент должен показать знание определений, терминологии и теории биомедицинской этики. Отвечая на второй вопрос, студент должен показать свою способность к моделированию проблемной ситуации и умение предложить решение конкретной биоэтической проблемы.
Вопросы для подготовки к зачету.
Общетеоретические вопросы.


  1. Предмет биоэтики, его определение, цели, задачи, проблемы и методы их решения.

  2. Междисцплинарный характер биоэтики.

  3. Субъективный и объективный пути познания и этический закон познания Истины.

  4. Исторические модели биомедицины и эволюция распределения ответственности за результаты лечения.

  5. Принцип справедливости как универсальный этический закон.

  6. Модель Гиппократа, ее принципы, исторический контекст, тип взаимоотношений врачей и пациентов.

  7. Клятва Гиппократа, ее основные этические принципы, значение для современной медицины.

  8. Модель Парацельса, ее принципы, исторический контекст, тип взаимоотношений врачей и пациентов.

  9. Деонтологическая модель медицинской этики, ее принципы, исторический контекст, тип взаимоотношений врачей и пациентов.

  10. Биоэтическая модель, ее принципы, исторический контекст, тип взаимоотношений врачей и пациентов.

  11. Права пациентов РФ.

  12. Либеральный и консервативный подход к решению проблем биоэтики.

  13. Различие взглядов на биоэтические проблемы между католической, православной и протестанской церковными позициями.

  14. Конвенция Совета Европы по биоэтике, ее цели, задачи, содержание, значение для современного общества.


  15. Каталог: student -> faculty -> faculty -> bio -> medbio -> student -> folder
    folder -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
    folder -> Цели и задачи дисциплин Цель изучения дисциплины
    folder -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
    folder -> Цели и задачи производственной практики
    folder -> Учебно-методический комплекс по дисциплине
    folder -> 1. Цель и задачи учебной практики
    folder -> Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины
    folder -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
    folder -> Структура и содержание рабочей учебной программы дисциплины I. Цели и задачи изучения дисциплины
    folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница