1. Цели и задачи ппк в образовательном учреждении



страница1/4
Дата26.09.2017
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4

1.Цели и задачи ППК в образовательном учреждении. В отеч. психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:1. Оптимизация социальной ситуации развития.2. Развитие видов деятельности ребенка.3. Формирование возрастно-психологических новообразований. В зарубежной психологии цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения. Выбор методов и техник корр.работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: 1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме (описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть). Позитивная – (описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента). 2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью корр. работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. 3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.4. что эффекты кор. работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.Задачи кор. работы могут быть поставлены только на основании диагностического обследования, оценки зоны ближайшего развития и тех корр-пед.средств, которые следует применять, чтобы поднять ребенка на более высокий уровень психического развития. При нарушении детско-родительских отношений: активизация коммуникаций в семье; улучшение родительской рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; расширение возможностей родителей понимания своего ребенка; выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком и др. Нарушения процесса адаптации к условиям образовательного учреждения: создание щадящего режима в первый период адаптации; просвещение учителей, воспитателей и родителей о возрастно-психологических особенностях детей данного возраста; выработка коммуникативных навыков ребенка для преодоления проблем общения в новом коллективе и др. Нарушения когнитивного развития ребенка: формирование ориентировочной основы деятельности; развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь); развитие вербального и невербального интеллекта и др.

2.Проф. требования к психологу,...

Проведение корр. работы требует от специалиста, ее проводящего, определенной подготовки. Основные компоненты проф. готовности к корр. воздействию: Теоретический компонент: знание теоретических основ кор. работы, способов коррекции и т.д.; Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции; Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента. Психолог, самостоятельно осуществляющий корр. работу, должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и спец. подготовку в области конкретных методов кор. воздействия. Теоретический компонент предполагает: знание общих закономерностей психич. развития в онтогенезе; знание периодизации психич. развития; знание проблемы соотношения обучения и развития; представление об основных теориях, моделях и типах личности; знание о соц.-психологических особенностях группы; знание условий, обеспечивающих личностный рост и творческое развитие. В общей проф. подготовке возможны три основных подхода: приверженность одной теории, одному подходу; эклектизм - приверженность многим подходам; общий континуальный подход. Приверженность одному подходу позволяет глубже проникнуть в предмет, получить исчерпывающие знания теории и практики, но в то же время накладывает определенные ограничения, связанные как раз с возможностями одного подхода, одного метода. Эклектизм ведет к тому, что специалист знает кое-что выборочно из различных теорий и практик. Работа такого специалиста может быть эффективной (особенно на начальных этапах), однако скоро он столкнется с недостатками поверхностной подготовки, с отсутствием базовых представлений. Общий континуальный подход- это проф. подход, при котором специалист первоначально является последователем одной теории и изучает все, что известно в данной области, а затем, приобретя проф. фундамент и проф. опыт, начинает выходить за пределы базовой для него теории. Такой профессионал может использовать концептуальные представления одних теорий, а техники и практические подходы - других. Практический компонент подготовки заключается в овладении конкретными методами и методиками коррекции. ЭТО позволяет избежать как непрофессионализма, так и проф. деформации личности ( "синдром сгорания"). Характеризуется он эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным гиперстимуляцией в работе и профессиональной перегрузкой. Профилактика - в принятии на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный результат и в делегировании части ответственности клиентам, в умении не спешить и давать себе время для достижений в работе и в жизни. Большое значение имеет реалистическая оценка своих возможностей и умение проигрывать без самоунижения и бичевания, так как проф. спады и даже тупики - это естественные этапы профессионального развития настоящего специалиста.



3.Правила и этические требования . Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. (выбор адекватных методов исследования и общения. )Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных Конституцией. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психолог. исследования. Принцип компетентности психолога -браться за решение только тех вопросов, по которым он профЕс. осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-корр-х или других воздействий. Правило проф. общения психолога и испытуемого. должен владеть методами психодиагнос. беседы, наблюдения, психолого-пед.воздействия на таком уровне, чтобы максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Правило обоснованности результатов исследования психолога. формулирует результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психол. науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положит. заключением компетентных коллег. Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий псих. характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юрид. и соц. положением, каким бы положительным или отриц. ни было отношение заказчика к испытуемому. Правило адекватности методик, применяемых психологом. может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики -стандартизированными, надежными, адаптированными к контингенту испытуемых. Правило научности результатов исследования психолога. должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное.Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологич. характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фио испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фио испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единст. экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте .Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.


4.Методы коррекционной работы с детьми.

Выбор методов психокоррекционной работы обусловлен состоянием объекта коррекции, а также состоянием предмета коррекции. Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие. Например, объектом коррекции являются нарушения поведения ребенка, а предметы коррекции в зависимости от жалобы могут быть самые разнообразные: образ «Я», отношение к учителю, мотивация учения и др. Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Основными методами такой работы могут быть арттерапия, игровая терапия, сказкотерапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Такие методы в большей мере соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Их эффективность неоднократно проверялась. Метод развивающего обучения – направлен на развитие потенциальных способностей и умственных возможностей ребёнка. Позволяет включать резервы психики - зоны «ближайшего развития». Путём специальных упражнений, увеличивается объём памяти и внимания, развиваются способности обобщать и анализировать, строить логические выводы и умозаключения, развивать речь, мелкую моторику и т.д. Игротерапия. Показания к применению игротерапии: - социальный инфантилизм; - замкнутость;- необщительность;-фобические реакции;- сверхконформность и сверхпослушание;- нарушения поведения и вредные привычки;- неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Психогимнастика – это метод, при котором клиенты (дети или взрослые) проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика включает в себя: - упражнения на внимание; - упражнения на снятие напряжения; - упражнения на сокращение эмоциональной дистанции (на развитие сотрудничества и взаимопомощи).



5.Специфика организации кор. работы с дошкольниками.связана с тем, что:1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые_склонны переносить на него собственные проблемы;3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные; она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции. В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами: 1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту; 3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка; 4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.



6.Специфика организации коррекционной работы с учащимися ОУ.можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой системой образования.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль) при своевременной диагностике и раннем начале коррекционных занятий.

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов.

Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) – традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Это направление важно для детей всех возрастов, но особенно актуально для подростков. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. Это направление практически сливается с психологическим консультированием и коррекцией, с одной стороны, и с психотерапией - с другой (в случае присутствия психопатологического радикала).



Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.

7. Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений.

«п.з» -аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. П.з. является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Основу п.з. составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Аксиологический компонент –ценности собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. предпосылкой этого является личностная целостность. необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития.Критерии п.з. — основа дифференцирования психологической помощи детям. Поскольку п.з. предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием может стать гармония между ребенком и социумом, т. е. способность приспособления к окружающему миру, с одной стороны, и возможность творческого его преобразования — с другой. Высшего уровня п.з. достигают дети с устойчивой адаптацией к среде, они имеют резерв сил для преодоления стрессовых ситуации и активно, творчески относятся к окружающей их действительности. Такие дети не требуют психологической помощи. На среднем, адаптивном, уровне находятся дети, в целом адаптированные к социуму, по результатам диагностических методик они проявляют лишь отдельные признаки дезадаптации и несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и требуют групповых занятий профилактически-развивающей направленности. На низком, дезадаптивном, уровне находятся дети с выраженной дезадаптацией. Они требуют индивидуальной коррекционной работы.Факторы риска наруш. П.з. можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.Фактороы среды (объективные): 1.В период младенчества (от 3 мес. до 1 года) неблагоприятные факторы взаимодействия: дефицит общения с матерью, переизбыток общения – или гиперопека; чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, структурная неорганизованность, неупорядоченность, анархия жизненных ритмов;–формальное общение.

7(2)Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия. В период раннего детства (1-3 лет) – важны отношения с матерью, но становятся важными взаимодействия с отцом. В этот период особо значим для формирования «я» ребенка, которое должно освободиться от поддержки «я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и разграничения себя как отдельного «я». Итог раннего возраста – формирование автономности, самостоятельности. Для этого матери надо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. Неблагоприятные факторы взаимодействия матери ребенком: слишком резкое и быстрое отделение (выход на работу, рождение второго ребенка), б) продолжение постоянной опеки над ребенком (свойство тревожной матери). запрет на проявление агрессивности, следствие этого – полное вытеснение агрессивности; неправильный процесс воспитания опрятности ребенка (приучение к горшку) – излишне строгое и быстрое приучение к опрятности, может вызвать в ребенке протест и борьбу за самоопределение. Благоприятные факторы взаимодействия отца с ребенком в период становления его автономности: физически и эмоционально подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами; выступает прообразом внешнего мира; отец – менее конфликтный объект, чем мать и становится источником защиты. Факторы риска при формировании автономности и самостоятельности – невозможность или нежелание отца находится в этот период рядом с ребенком. Неблагопр. взаимодействия в семье : взаимодействие по типу «Ребенок – кумир семьи»; отсутствие одного из родителей; конфликтные отношения между ними; родительское программирование. Формируется приспособившийся ребенок, который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность. Факторы риска, обусловленные детскими учреждениями: может привести к фрустрации потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Возникает ситуация и для выявления внутреннего конфликта, при конфликтных взаимоотношений со сверстниками. Этот конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. Субъективные факторы (внутриличностные факторы): Особенности темперамента. Особенности отношения к событиям: Экстроверты – менее стрессоустойчивы, т.к. в неприятностях не видят закономерностей и воспринимают их как случайное событие, не связанное с их личным участием. Интроверты – более стрессоустойчивы, т.к. обладают внутренним контролем и самооценкой, Стрессоустойчивость. Характеристики стрессоустойчивости – контроль, самооценка, критичность, стрессоизменчивость. Пониженная самооценка – повышает уровень страха и тревожности, восприятие себя как неспособных противостоять угрозе, и потому неэнергичны в отстаивании своих прав, склонны избегать трудности, т.к. убеждены, что не справятся с ними. Стрессоизменчивость – поиск внутренних сил в самом себе и позитивное изменение себя в трудной ситуации (фрустрация, кризис, стресс). Излишняя комфортность среды. Это риск воспитать скучную, малоинтересную и нежизнеспособную личность.. Пессимизм – понижает стрессоустойчивость.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница