1. Цели освоения дисциплины



Скачать 198.51 Kb.
Pdf просмотр
Дата10.09.2017
Размер198.51 Kb.


2
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Организация обслуживания в санаторно-курортных
комплексах являются изучение формирование знаний и навыков работы по организации курортного обслуживания в соответствии с требованиями современной рыночной экономики. В результате обучения студент должен получить знания об основах организации курортного и оздоровительного туризма, о возможностях к стимулированию развития отрасли в новых экономических условиях, в рамках не- обходимого для специалистов, работающих в сфере учреждений, обеспечивающий сервисное обслуживание в процессе курортного (оздоровительного) туризма. Данный курс позволит студентам получить представление о принципах, новых методах организации курортного оздоровления и отдыха в условиях рекреационно-реабилитационных учреждений, о состоянии и перспективах развития санаторно-курортной отрасли.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Организация обслуживания в санаторно-курортных комплексах»
включена в качестве обязательной дисциплины в вариативную часть блока 1 «Дисциплины
(Модули)»
(Б1.В.ОД.13)
Изучение данного курса логически и содержательно-методически взаимосвязано с дисциплинами: «Организация и планирование деятельности на предприятиях сервиса»,
«Правовое регулирование сервиса», «Теория и практика разработки проектов сервисных
услуг», «Техника и технологии сервисной деятельности».
Знания, умения и готовности обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины, были приобретены в результате освоения предшествующих дисциплин
(модулей): «Организация и планирование деятельности на предприятиях сервиса»,
«Правовое регулирование сервиса», «Теория и практика разработки проектов сервисных
услуг», «Техника и технологии сервисной деятельности».
Курс «Организация обслуживания в санаторно-курортных комплексах» предшествует изучению дисциплины «Теория и практика разработки проектов сервисных услуг». Полученные знания и умения реализуются в процессе прохождения производственной, технологической и преддипломной практик.

3.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины.
ОПК-3:готовность организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя;
ПК-6:готовность к применению современных сервисных технологий в процессе предоставления услуг, соответствующих требованиям потребителей;
ПК-7:готовность к разработке процесса предоставления услуг, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: терминологию в области санаторно-курортного дела, основы организации санаторно-курортного сервиса, лечебные курортные факторы; основные характеристики природных лечебных факторов и диапазон их применения; особенности различных лечебно-оздоровительных методик, в том числе бальнеотерапии, грязелечения, климатотерапии, физиотерапии, методик активного оздоровления;
Уметь: производить грамотную продажу лечебных туров, дать характеристику природным и физическим факторам лечения и оздоровления, возможности их использования и формирования санаторно-курортного продукта с учетом новых оздоровительных подходов и технологий анализировать естественные и созданные

3
предпосылки для развития курортного; оценивать конкурентные преимущества и недостатки курортов.
Владеть: навыками организационной, управленческой и маркетинговой деятельности санаторно-курортных комплексов; общими принципами анализа социально- экономических ресурсов, необходимых для организации курортного отдыха.

4. Структура и содержание дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.


п/
п
Раздел
дисциплины
Семе
стр
Неде
ля
семе
стра
Виды учебной работы,
включая самостоятельную
работу студентов и
трудоемкость (в часах)
Формы текущего
контроля
успеваемости (по
неделям
семестра)
Формы
промежуточной
аттестации (по
семестрам)
Всего
часов
Лекц
ии

Семи
нары
КСР


Итого по
дисциплине
8

108
16
34
58
1
КУРОРТНОЕ
ДЕЛО В
СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕ
НИЯ И
ЛЕЧЕБНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬ
НОМ ТУРИЗМЕ
8 1/-
2 2
-
-
2
ОРГАНИЗАЦИЯ
САНАТОРНО-
КУРОРТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 2/1 8
2 2
4
Опрос
3
РЕКРЕАЦИОНН
ЫЕ ОСНОВЫ
КУРОРТНОГО
ДЕЛА
8 3/2 8
2 2
4
Опрос
4
КУРОРТНО-
РЕКРЕАЦИОНН
ЫЕ РЕСУРСЫ
РОССИИ
8 4/3,4,
5 20 2
6 12
Проверочная работа
Аналитическое задание
5
СФОРМИРОВАН
НЫЕ И РЕДКИЕ
ЛЕЧЕБНЫЕ
КУРОРТНЫЕ
ФАКТОРЫ
8
-/6 4
-
2 2
Задание- исследование
6
КУРОРТНАЯ
ДИЕТОТЕРАПИЯ
8
-/7 4
-
2 2
7
АКТИВНЫЕ
ВИДЫ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ
8
-/8 4
-
2 2
8
АНИМАЦИОНН
8
-/9 4
-
2 2

4
О-ДОСУГОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В САНАТОРНО-
КУРОРТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Х
9
СОВРЕМЕННЫЙ
РЫНОК
САНАТОРНО-
КУРОРТНОГО
ТУРИЗМА
8 5/10,
11 16 2
4 10
Опрос презентация доклада
10 УПРАВЛЕНИЕ
КУРОРТАМИ.
ФОРМЫ
КУРОТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИИ
8 6/12,
13 10 2
4 4
Опрос
11 ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИ
Е
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САНАТОРНО-
КУРОРТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ.
ЛИЦЕНЗИРОВА
НИЕ И
СЕРТИФИКАЦИ
Я КУРОРТНЫХ
УСЛУГ
8 7/14,
15 10 2
4 4
Опрос
12 МАРКЕТИНГ
КУРОРТНЫХ
ТЕРРИТОРИЙ
8 8/16,
17 18 2
4 12
Опрос маркетинговое исследование
Промежуточный
контроль
108 16 34 58

зачет
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА1. КУРОРТНОЕ ДЕЛО В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ
Сущность и задачи курортного дела. Место санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению Российской Федерации. Взаимосвязь курортного дела с другими видами деятельности. Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях. Лечебный и оздоровительный туризм. Основные типы курортов
ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие индустрии здоровья. Система организации здравоохранения в России.
Санаторно-курортная помощь, как вид медицинского и сервисного обслуживания населения. Организация работы санатория. Сущность и составляющие современной курортной медицины

5
ТЕМА 3. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРОРТНОГО ДЕЛА
Понятие рекреации. Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство.
Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности
ТЕМА 4. КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
Понятие, свойства, состав и основные характеристики курортно-рекреационных ресурсов. Природные лечебные ресурсы России. Охрана природных лечебных ресурсов.
Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования. Определение и основные понятия бальнеологии. Основные методы бальнеологического лечения. Понятие лечебных грязей. Виды лечебных грязей. Развитие грязелечения. Особенности оздоровительного воздействия лечебных грязей на организм человека. Методики проведения грязелечебных процедур. Понятие и задачи климатотерапии. Климатические факторы. Основные виды климатотерапии. Курортные ландшафты и их использование для лечения и отдыха
ТЕМА 5. СФОРМИРОВАННЫЕ И РЕДКИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ КУРОРТНЫЕ ФАКТОРЫ
Место физиотерапии в оказании санаторно-курортных услуг. Искусственные физические факторы, применяемые в курортной лечебной практике. Применение редких и нетрадиционных методов лечения.
ТЕМА 6. КУРОРТНАЯ ДИЕТОТЕРАПИЯ
Эволюция подходов к организации санаторно-курортного питания. Основы организации лечебного питания на курортах.
ТЕМА 7. АКТИВНЫЕ ВИДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Характеристика активных видов отдыха и оздоровления. Основные режимы двигательной активности на курортах. спортивно-оздоровительная база и кадры.
ТЕМА 8. АНИМАЦИОННО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Организация досуга и развлечений в санаторно-курортных учреждениях.
Анимационный сервис как новое направление в организации досуга отдыхающих.
ТЕМА 9. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНОГО
ТУРИЗМА
Курорты Российской Федерации в общей системе здравоохранения и туризма.
Место санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению Российской
Федерации. Взаимосвязь курортного дела с другими видами деятельности. Курорты
России с особыми природными факторами: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.
ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ КУРОРТАМИ. ФОРМЫ КУРОТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Эволюция подходов к управлению курортами. Управление курортами на различных уровнях. Функции управления в санаторно-курортных учреждениях.
Концепция маркетинга в управлении санаторно-курортной деятельностью. Основные формы курортной деятельности в России. Организация работы санатория.
ТЕМА 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САНАТОРНО-
КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ
КУРОРТНЫХ УСЛУГ

6
Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере. Некоторые проблемы правового регулирования в сфере реализации санаторно-курортного продукта.
Лицензирование, стандартизация и сертификация санаторно-курортных услуг.
ТЕМА 12. МАРКЕТИНГ КУРОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Организация сбыта санаторно-курортных путевок. Каналы распространения санаторно- курортных путевок. Проектирование каналов сбыта и выбор посредников.
Коммуникационная политика санаторно-курортной организации Понятие о маркетинговых коммуникациях. Элементы коммуникационного комплекса. Реклама как элемент продвижения рекреационных услуг. Понятие о санаторной рекламе. Организация рекламной кампании и оценка ее эффективности. Средства распространения санаторной рекламы. Формирование общественного мнения о санаторно-курортной организации.
Понятие о маркетинговом PR. Брендинг и формирование фирменного стиля санатория.
5. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины
При реализации различных видов учебной работы используются как традиционные, так и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного изложения, лекция-презентация (использование экранных пособий, аудиовизуальной и компьютерной техники), самостоятельная работа (в том числе заполнение контурной карты), консультация, деловая игра, решение ситуационных задач (беседы по злободневным темам), проведение интегрированного занятия с приглашением ведущего специалиста из туристского бизнеса.
Адаптивные образовательные технологии

для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися. К специальным условиям для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями можно отнести использование учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, таких как просмотр видеофильмов, аудио демонстрации с использование теле-, видео-, аудиотехники, а также демонстрация иллюстративных материалов, проведение индивидуальных консультаций.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.
Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.
Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:
– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;
– опережающую самостоятельную работу;
– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;
– подготовку к практическим занятиям;
– подготовку к контрольным работам, промежуточному контролю.
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

7
– исследовательскую работу по тематике планирования и прогнозирования в выбранной в качестве области научных интересов теме;
– анализ научных публикаций по тематике научных интересов;
– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;
– написание творческих работ (проект) по заданной тематике;
– публичное выступление в аудитории с докладом и организация обсуждения углубленно изученного материала в области научных интересов студента.
Перечень тем практических занятий и заданий к ним
Тема 2. Организация санаторно-курортной деятельности.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите сущность и содержание курортной деятельности.
2. Какие формы курортной деятельности вы знаете?
3. Что такое санаторно-курортный комплекс и какова его структура?
4. Какие критерии классификации санаторно-курортных организаций вы знаете?
5. Назовите уровни управления санаторно-курортным комплексом.
6. Перечислите основные типы санаторно-курортных и учреждений, пред- ставленных на курортах.
7. Что такое «курсовка»?
8. Каковы особенности и элементы хозяйственной структуры санатория?
9. Назовите основные принципы организации лечебной работы санатория.
10. Какие дополнительные услуги (помимо лечебных) оказывает санаторий?
11. Каковы оптимальные сроки лечения в санаториях?
ТЕМА 3. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КУРОРТНОГО ДЕЛА
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение туристско-рекреационных ресурсов.
2. По каким признакам осуществляется их классификация?
3. Какие ресурсы относятся к природным?
4. Что такое возобновляемые природные ресурсы?
5. Что такое заменимые природные ресурсы?
6. Какие ресурсы относятся к антропогенным?
7. Что такое туристская рента?
8. Какие задачи необходимо решать для проведения оценки качества туристско- рекреационных ресурсов?
9. Как подразделяются основные фонды?
10. Какие виды стоимости основных средств вы знаете?
11. Что такое амортизация?
12. Как ее рассчитывают?
13. Какие ресурсы необходимы для функционирования санатория?
14. Какие модели используют для финансового учета персонала?
15. Какие элементы корпоративной культуры вы знаете?
ТЕМА 4. КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
Проверочная работа
Работа в тетради
Используя лекционный материал, глоссарий и литературные источники, заполните таблицу:
Важнейшие бальнеологические курорты России
Субъект
РФ
Курорт
Тип курорта
Географический объект
Лечебный фактор
Показания

8
Проанализируйте таблицу и сделайте выводы о закономерностях размещения лечебных курортов. Объясните, действие каких факторов повлияло на географическое размещение курортов. Выводы запишите в тетрадь.
Аналитическое задание «Составить характеристику бальнеологического (грязевого,
смешанного типа) курорта»
Местоположение курорта на карте страны.
1. Бренд и дестинации. Динамика развития рекреационной функции места.
Как давно и почему популярно это место отдыха? Знаменитые фильмы и произведения искусства о нём, славные имена, памятники и памятные места, привлекательные исторические события.
2. Сезоны и публика. Аттракции. Календарь событий. Звёзды (светская жизнь, селибрити, знаменитости).Кого и чем привлекает это место в разные месяцы годового цикла, праздничные даты, фестивали, спортивные турниры и другие мероприятия.
3. Ресурсы природы и культуры. Природные лечебные ресурсы (виды терапий) ресурсы
Курортные факторы, этника и эндемика, гастрономия (винный туризм, сыры и другие кисломолочные продукты, рыба морепродукты, овощи и фрукты, лекарственные растения и эфироносы)
4. Достопримечательности, заповедные объекты в радиусе пешеходных прогулок и прямой видимости
5. Этапы застройки и включения (поглощения соседних населенных пунктов, курортов, дачных местностей), планировка и микрорайоны Карта-схема курорта. Официальные, исторические и сленговые неформальные названия отдельных частей курортов и туристических центров. Например, у севастопольцев Толстяк это пляж на мысе Толстый,
Галоша бухта Голландия, Мокрая - турбаза имени Мокроусова. Неформальные скрытые структуры территории в торговле городской и курортной недвижимостью изучаются с
1970 годов на основе уличных надписей и городского фольклора. Гетто или Тихий центр?
Это важно для бизнеса и просто для семейного отдыха
6. Инфраструктура туризма и отдыха, спорта и экстрима, оздоровления и курортного лечения. Транспорт, размещение, питание, сервис, торговля. Дегустации и сувениры
(адрес, сезон и распорядок работы и ценовая информация о ресурсах 3-го пункта)
7.
Безопасность природная и социальная.
Сейсмическая оценка, инженерно-геологические условия застройки, стихийные бедствия и неблагоприятные погодные явления.
Уровень преступности и криминальной активности. Проявления ксенофобии, социальная напряженность.
Гигиена, здравоохранение, санитарно-эпидемическая обстановка, уровень загрязнения природной среды. Технологии производства продуктов питания, развитие органического земледелия.
8. Недвижимость и инвестиции, динамика за последние 10-20 лет. Самые амбициозные, громкие, скандальные проекты.
9. Оси и коридоры развития, точки роста. Наличие долгосрочных программ развития, их публичность, участие в развитии региона малого и среднего бизнеса, студенческие и молодежные инициативы.
10. Прогнозы экспертов, оценки коммерческих рисков, рекомендации по развитию различных видов отдыха, расширению рамок туристического и курортного сезона.
Варианты развития курорта и оценка их экономических, социальных и экологических последствий.

9
ТЕМЫ 5-8. Задание-исследование «Перспективы развития и продвижения
курортного туризма в РФ»
Дать характеристику и оценить ключевые факторы конкурентоспособности территории в табличной форме
Наименование
фактора

Характеристика
Фактора

Оценка
фактора
Фактор аттрактивности
Экономические факторы
Факторы безопасности
Экологические факторы
Технологические факторы
Политические факторы
Сделать выводы, какие факторы положительно и отрицательно влияют на имидж территории. Определить уникальные преимущества территории –КУП (комплекс уникальных преимуществ);
Исследовать имидж курорта на внутреннем туристском рынке (по выбору) по
плану:
1. Емкая фраза (цитата из художественного произведение, высказывание и т.д.), которая привлекает внимание к Вашему курорту.
2. Цель Вашего исследования. Задачи?
3. В качестве основных источников в исследовании были привлечены материалы российских СМИ – это статьи в интернете на разных сайтах, специализированные периодические издания по туризму и т.д. Разделить источники на виды.
4. Оценка туристского сайта, который популяризирует Ваш субъект. Преимущества и недостатки. Способствует ли он формированию полного и привлекательного образа субъекта?
5. На основании анализа источников сделайте вывод о состоянии информационного рынка туристских услуг вашего района – какие пробелы существуют в массиве публикаций; насколько имеющаяся туристская информация доступна рядовому потребителю; сможет ли потребитель рекреационных услуг на основании реально циркулирующей информации выбрать ваш субъект в качестве места для отдыха.
6. Сделать вывод, какие факторы положительно и отрицательно влияют на образ вашей территории. Определить уникальные преимущества территории –КУП (комплекс уникальных преимуществ)
7. Основные составляющие туристского образа субъекта, которые способствуют (или могут способствовать) привлекательности субъекта в глазах туристов:
А. географическая (в т.ч. природная);
Б. Культурная (культурные достопримечательности, местный колорит, сувениры и т.д.);
В. Историческая (связь с историческими событиями, личностями и т.д.)
8. Вывод
ТЕМА 9. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТУРИЗМА (4 часа,
практическое занятие, презентации, защита научных докладов)
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные тенденции последних лет в развитии санаторно-курортного комплекса вы знаете?
2. Какие основные мероприятия можно рекомендовать для улучшения положения дел в курортной сфере?

10 3. Каковы основные цели и задачи ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011—2018 годы)»?
4. Дайте характеристику ФЦП «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта на
2006—2014 годы».
5. Какие разделы государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» включают мероприятия по развитию санаторно-курортной помощи?
Презентация и обсуждение научных докладов студентов
Темы докладов:
1. Государственная политика в сфере курортного дела.
2. Современные формы и методы функционирования различных курортов.
3. Лечебно-оздоровительные местности, округа, режимные наблюдения в Российской
Федерации.
4. Курортно-рекреационные ресурсы Российской Федерации.
5. Реабилитационный потенциал и системы реабилитации в условиях современного курорта.
6. История развития курортного дела на Черноморском побережье Кавказа,
7. Курорты Российской Федерации в общей системе здравоохранения и туризма.
8. Система рекреационных организаций в современных условиях.
9. Организация оздоровления детей на современном курорте.
10. Социально-экономическая эффективность санитарно-курортного оздоровления.
11. Курортная инфраструктура, основные залаяв, особенности функционирования.
12. Перспективы оздоровительного отдыха на курортах Российской Федерации.
13. Особенности Краснодарского курортного района (лечебно- природные факторы, курорты).
14. Экологический режим на курортах.
15. Организация и принципы использования физических факторов в курортном деле.
16. Лечебное и оздоровительное питание в современной санаторно-курортной сфере.
17. Экономическое районирование и зонирование курортно-рекреационного потенциала
Российской Федерации.
18. Современные требования и особенности функционирования детских курортов.
19. Медико-климатические воздействия на организм человека в курортных и в некурортных условиях.
20. Факторы здоровья и работоспособности человека в санаторно-курортном оздоровлении различных возрастных групп населения.
21. Государственная охрана здоровья и роль санаторно-курортной отрасли.
22. История зарождения основ использования естественных сил природы и первые подходы к обоснованию водолечения, диетики и народного врачевания.
24. История развития курортного дела на американском континенте.
25. Управление лечебно-профилактической деятельностью курортных организаций.
26. Современный санаторий - качество и экономические проблемы, проблемы лечебно- профилактических мероприятий.
27. Принципиальные подходы к лечению, реабилитации и оздоровлению хронически больных и практически здоровых лиц в курортных учреждениях.
28. Приморские курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.
29. Горноклиматические курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.
30. Бальнеологические курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.
31. Грязевые курорты России: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.

11 32. Курорты России с особыми природными факторами: перспективы развития, использование естественных факторов в современных оздоровительных технологиях.
33. Система физической терапии в курортной рекреации и реабилитации.
34. Факторы риска заболеваний и использование интегрированных программ профилактики в условиях курорта.
35. Специализированные курорты и специализированные курортные учреждения
Российской Федерации в современных условиях.
36. Организация активного отдыха для различных слоев населения на современном курорте.
37. Современные требования и особенности обслуживания лиц пожилого возраста в условиях курорта.
38. Социальные программы в современном курортном деле Российской Федерации.
39. Добыча, кондиционирование, транспортировка и использование природных минеральных вод,
40. Курорты России как центры оздоровительного отдыха.
ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ КУРОРТАМИ. ФОРМЫ КУРОТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое стратегия?
2. Какие ключевые цели СКО вы знаете?
3. Назовите основные этапы разработки стратегии.
4. Какие основные подходы к выработке стратегии вы знаете?
5. Перечислите основные центры ответственности.
6. Какие способы учета затрат применяют в СКО?
7. По каким признакам классифицируют затраты?
8. Назовите основные методы управления затратами.
9. Приведите примеры прямых и косвенных затрат.
10. Какие основные показатели необходимо анализировать для обеспечения конкурентоспособности СКО?
11. Какие два основных подхода используют в изучении инноваций?
12. По каким факторам классифицируют инновации?
13. Перечислите основные проблемы внедрения инноваций в курортный бизнес.
ТЕМА
11.
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САНАТОРНО-
КУРОРТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
И
СЕРТИФИКАЦИЯ
КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные законодательные документы, регулирующие курортную деятельность.
2. Назовите основные положения обеспечения населения РФ санаторно-курортной помощью.
3. В чем заключаются основные проблемные вопросы продажи путевок и заключения договоров?
4. Какие вы знаете стандарты в санаторно-курортной отрасли?
5. Что такое сертификация?
6. В чем состоят задачи лицензирования и сертификации в санаторно-курортной сфере?
7. Что такое лицензия?
8. Назовите особенности Системы добровольной сертификации услуг по санаторно- курортному лечению.
9. Что представляет собой Классификация гостиниц и других средств размещения?

12 10. Является ли Классификация гостиниц и других средств размещения обязательной для применения?
ТЕМА 12. МАРКЕТИНГ КУРОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (4 часа)
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение санаторно-курортного маркетинга.
2. Что такое маркетинговый комплекс и какие элементы в него входят?
3. Какие особенности санаторно-курортного маркетинга вы знаете?
4. Что понимают под качеством санаторно-курортного продукта?
5. Назовите семь принципов управления качеством.
6. Что такое стандарты ИСО 9000?
7. По каким признакам можно классифицировать конкуренцию?
8. К какому типу конкуренции относиться конкуренция на рынке санатор- но-курортных услуг?
9. Что относится к внешним и внутренним преимуществам СКО?
10. В чем заключаются особенности ценообразования на санаторно-курорт- ные путевки?
11. Какие виды скидок применяются при продаже санаторных путевок?
12. Приведите примеры ценовых стратегий в сфере санаторно-курортных услуг.
13. Назовите основные особенности продаж санаторно-курортного продукта.
14. Что такое маркетинговые коммуникации?
Маркетинговое исследование «Известность среди потребителей курортов Саратовской
области и степени доверия к их услугам».
1.Определение объекта, предмета и параметров выборки маркетингового исследования.
2.Определение гипотез и задач маркетингового исследования.
3.Разработка анкеты маркетингового исследования.
4.Проведение маркетингового исследования.
5.Обработка результатов маркетингового исследования.
6.Интерпретация полученных результатов.
Предполагается подготовка презентации.
Исследование должно содержать ответы на следующие вопросы: характеристика системы маркетинга организации сферы курортных услуг, ее особенностей, сравнительная характеристика видов маркетинговых исследований рынка курортных услуг, характеристика политики цен в организации сферы курортных услуг , характеристика средств продвижения курортных услуг, сравнительная характеристика 4P системы маркетинг-микс, диагностика ненадлежащей рекламы.

Контрольные вопросы для проведения nромежуточной аттестации по итогам
освоения дисциплины(зачет):
1. Курортное дело и курортология, основные задачи, направления.
2. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению
Российской Федерации.
3. Современная система здравоохранения Российской Федерации. Место курортологии в системе здравоохранения.
4. Этапы оздоровления и лечения в Российской Федерации.
5. Особенности организации курортного дела в России и за рубежом.
6. Сущность и составляющие курортной медицины в современных условиях.

13 7. Курортный комплекс Российской Федерации, составляющие, характеристика, потребности населения Российской Федерации в курортном оздоровлении.
8. Классификация курортных факторов, механизм их лечебно-оздоровительного действия.
Типы курортов.
9.
Современные представления о взаимодействии организма с окружающей средой.
10.
Биосоциальные основы здоровья и болезней.
11. Потребности в санаторно-курортном оздоровлении и лечении жителей Российской
Федерации.
12. Современные принципы организации курортного дела в Российской Федерации.
13.
Восстановительная медицина как новое профилактическое направление отечественного здравоохранения.
Санаторно-курортная система в реализации мероприятий восстановительной медицины.
14. Охрана здоровья здоровых и участие санаторно-курортной системы в реализации данной концепции
15. Реабилитация, цели, задачи, значение в условиях курорта.
16. Основные реабилитационные комплексы и мероприятия
17. Основные принципы и подходы по оптимизации реабилитационной помощи населению.
18. Рекреация: понятие, особенности в условиях курортного оздоровления, основные задачи.
19. Физиологические закономерности различных видов деятельности, особенности утомления, значение курортной рекреации.
20. Рекреационно-реабилитационные циклы системного курортного оздоровления, технологические приемы, методы, подходы.
21. Современный этап развития курортного дела, характеристика, особенности.
22. Курортно-рекреационные ресурсы, свойства, происхождение, назначение.
23. Природные лечебные ресурсы Российской Федерации, понятия, особенности.
24. Минеральные воды как основной природный лечебный фактор.
25. Лечебные грязи, значение как природного лечебного фактора.
26. Рекреационное районирование, критерии формирования и использования различных типов рекреационных систем.
27. Рекреационные зоны Российской Федерации и экономическое районирование и зонирование курортно-рекреационного потенциала Российской Федерации, их отличие.
28. Минеральные воды, происхождение, использование в оздоровительных целях.
29. Минеральные воды, классификация, использование для внутреннего применения.
30. Лечебные грязи, происхождение, классификация. Особенности применения.
31. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
32. Климат, погода, медицинская климатология, механизм действия погодных факторов на организм.
33. Метеотропные реакции, их профилактика в условиях санаторно-курортного оздоровления.
34. Аэротерапия, виды, механизмы действия, использование в санаторно-курортном оздоровлении, особенности дозирования.
35. Гелиотерапия, воды, механизм действия, принципы организации в теплый и холодный период года.
36. Понятие о ландшафтной рекреалогии.
37. Основы взаимодействия организма с физическими факторами. Классификация физических факторов, применяемых в физиотерапии.
38. Переформированные физические факторы, механизм действия факторов электромагнитной природы.
39. Преформированные физические факторы, механизм действия механических факторов.

14 40. Применение редких и нетрадиционных методов лечения.
41. Гидротерапия, механизм действия, показания, противопоказания.
42. Особенности использования механического фактора пресной воды в лечебно- оздоровительных целях.
43. Особенности использования теплового фактора пресной воды в лечебно- оздоровительных целях.
44. Типы и виды рекреационно-реабилитационных учреждений.
45. Лечебно-оздоровительный процесс на курорте, методы, принципы, особенности.
46. Организация работы санатория. Основные службы санаторно-курортных учреждений
47. Особенности организации службы питания в санаторно-курортных учреждениях.
Понятие о диетотерапии.
48. Организация активного отдыха на курорте, виды, значение.
49. Лечебная физкультура и спортивно-массовая работа в условиях санатория.
50. Организация досуга и развлечений на курорте.
51. Понятие об анимационной деятельности.
52. Охрана курортов.
53. Экологический и санитарно-гигиенический контроль на курорте, законодательные документы.
54. Требования к лечебно-оздоровительным местностям и курортам.
55. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность курортов.
56. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг. Нормативно-техническое обеспечение уровня качества сервисного обслуживания на курорте.
57. Управление курортным делом на различных уровнях.
58. Государственное регулирование курортного дела в Российской Федерации.
59. Реализация функций управления в санаторно-курортных учреждениях.
60. Санаторно-курортный маркетинг. Основные понятия. Маркетинговый комплекс и его элементы. Работа с маркетинговой информацией.
61. Лечебный и оздоровительный туризм, современное состояние и особенности.
62. Основы бальнеотехники.


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

Таблица 1.1 Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.
1 2
3 4
5 6
7 8
9
Семест р
Лекци и
Лаборато рные занятия
Практиче ские занятия
Самостояте льная работа
Автоматизир ованное тестирование
Другие виды учебной деятельно сти
Промежут очная аттестаци я
Итого
8 8
0 28 34 0
0 30 100
Программа оценивания учебной деятельности студента

8 семестр

Лекции
Посещаемость – от 0 до 8 баллов (1 лекция – 1 балл)
Лабораторные занятия
Не предусмотрены.

Практические занятия

15
опрос (темы 2,3,9,10,11,12) – от 0 до 18 баллов (1 семинар – 3 балла)
Презентация доклада (тема 9) - от 0 до 10 баллов

Самостоятельная работа
Проверочная работа (тема 4) – от 0 до 3 баллов;
Аналитическое задание (тема 4) – от 0 до 5 баллов;
Задание-исследование (темы 5,6,7,8) — от 0 до 10 баллов;
Маркетинговое исследование - от 0 до 16 баллов
Автоматизированное тестирование
Не предусмотрено.
Другие виды учебной деятельности
Не предусмотрено
Промежуточная аттестация
представляет собой собеседование по вопросам
при проведении промежуточной аттестации
ответ на «отлично» оценивается от 29 до 30 баллов;
ответ на «хорошо» оценивается от 21 до 28 баллов;
ответ на «удовлетворительно» оценивается от 16 до 20 баллов;
ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 15 баллов.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 8 семестр по дисциплине «Организация обслуживания в санаторно-
курортных комплексах» составляет 100 баллов.
Таблица 2.1 Таблица пересчета полученной студентом суммы баллов по дисциплине
«Организация обслуживания в санаторно-курортных комплексах» в зачет:
70 баллов и более
«зачтено» (при недифференцированной оценке) меньше 70 баллов
«не зачтено»
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:
1. Ветитнев А. М. Организация санаторно-курортной деятельности [Текст] : учебное пособие / А. М. Ветитнев, Я. А. Войнова. - Москва : Федеральное агентство по туризму
[изд.], 2014.
2.Ветитнев
А.
М.
Интернет-технологии в управлении санаторно- курортными организациями [Текст] / А. М. Ветитнев, Я. А. Ашкинадзе. - 2, стереотипное.
-
Москва
:
ООО
"Научно-издательский центр
ИНФРА-М",
2016.
- http://znanium.com/go.php?id=544273
б) дополнительная литература:
1. Борисова А. В. Курортное дело и оздоровительный туризм [Текст] : учеб. пособие / А. В.
Борисова. - Ярославль : ЯрГУ, Б. г. 2009.
2. Ветитнев А. М. Лечебный туризм [Текст] : учебное пособие / Александр Михайлович
Ветитнев, Алексей Сергеевич Кусков. - Москва : Издательство "ФОРУМ", 2010.
3. Курортное дело: организация, оздоровление, экология и безопасность [Текст] : учебник /
А. С. Кусков [и др.] ; под ред. А. В. Иванова. - Москва : Университетская книга, 2010.

16 4. Шеин И. П. Сервисное обеспечение курортных туристов [Текст] : учеб.-метод. комплекс по направлению подготовки бакалавров 100200.62 Туризм. - Уфа : УГАЭС, Б. г..
2009.
5. Молчанов Г. И. Санаторно-курортное дело [Текст] : учебник / Геннадий Иванович
Молчанов, Андрей Андреевич Молчанов [и др.]. - Москва : Альфа-М, 2010. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы www.russiatourism.ru – Федеральное агентство по туризму Российской Федерации.
Официальный сайт, содержит нормативно-правовые акты и статистические материалы по туризму в РФ www.nat-moo.ru – Вестник национальной академии туризма, журнал. Включен в перечень
ВАК, в базу РИНЦ, в базу Agris.
Поисковые каталоги и справочные интернет-ресурсы: «Апорт» (
www.aport.ru
),
«List.ru» (
list.mail.ru
), «Weblist» (
www.weblist.ru
), «Open Directory Project» (
http://dmoz.org
),
Словарь Брокгауза и Ефрона (
http://www.
brockhaus-efron.gathina 3000.ru), Большая советская энциклопедия (
http://www.bse.studentport.ru
), Каталог «Наука и образование
России» (
http://sciedu.city.ru/
)
г). Базы данных:
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
(
http://window.edu.ru/
), Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ) (
http://diss.rsl.ru
), «eLibrary.ru», Цифровая историческая библиотека
(
http://midday.narod.ru/library.html
), «Электронная библиотека» исторического факультета
МГУ
(
www.hist.msu.ru
),
Государственная публичная историческая библиотека
(
http://www.shpl.ru
),
Виртуальная библиотека
Якова
Кротова
(
http://krotov.info/spravki/temy/i/istoriya.html
),
World
Digital
Library
(WDL)
(
http://www.wdl.org/ru/
), Web of Knowledge (WOK), «EBSCO Publishing», «ProQuest»,
«EastView»,
The
Internet
Public
Library
(
http://www.ipl.org/
),
Project
Gutenberg
(
http://www.gutenberg.org
),
JSTOR
,
Oxford Journals
, Revues.org,
Project MUSE
,
L'édition
électronique ouverte
(
http://leo.hypotheses.org/
), Directory of Open Access Journal
(
http://www.doaj.org/
) «Online Books Page» (
http://onlinebooks.library.upenn.edu/
)
Электронная библиотека учебно-методической литературы
СГУ http://www..sgu.ru/library
ЭБС издательства «Лань» http://e.labook.com
ЭБС издательства «Юрайт» http://biblio-online.ru
ЭБС «I
books.ru
» http://ibooks.ru
ЭБС «РУКОНТ»
http://rucont.ru
ЭБС «Z
nanium.com
” http://znanium.com
ЭБС «Библиороссика»
http://bibliorossika.ru
ЭБС «IPRbooks» http://iprbookshop.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерный класс, оргтехника, мультимедийное оборудование (во время лекционных и практических занятий), доступ к сети Интернет доступ к электронно- библиотечной системе.
Список лицензионного программного обеспечения
Microsoft Windows 7, 8 Pro
Microsoft Office 7, 10, 13 Plus
WinRar
Adobe Acrobat Reader X


17



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница