1. Основы управления организацией (общий менеджмент) Типологическое разнообразие управления. Понятие менеджмента, его концепция в условиях либеральной экономики



Скачать 112.92 Kb.
Дата27.04.2016
Размер112.92 Kb.
ТипПрограмма



Программа
вступительного экзамена
в аспирантуру



по специальности 080005

Экономика и управление народным хозяйством

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2002

Утверждено

кафедрой менеджмента



С о с т а в и т е л ь – д-р экон. наук, проф. Макарова И.К.




Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 080005 Экономика и управление народным хозяйством. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 8 с.

Подготовлена на экономическом факультете.

© Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 2002

Методические пояснения

Программа составлена для подготовки к вступительным испытаниям в аспирантуру по специальности 080005 Экономика и управление народным хозяйством.

Программа включает основные вопросы как из общепрофессиональных, так и специальных дисциплин учебного плана подготовки специалиста в области экономики и управления: общий менеджмент, маркетинг, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, управление персоналом, экономика организации.

Программа составлена в полном соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования и государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

В программе приведена литература, которая может быть использована при подготовке к экзамену.


ПРОГРАММА


Тема 1. Основы управления организацией (общий менеджмент)

Типологическое разнообразие управления. Понятие менеджмента, его концепция в условиях либеральной экономики.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности.

История и эволюция менеджмента. Особенности развития российского менеджмента. Современные научные школы и концепции управления.

Процесс менеджмента. Функции управления: содержание, разнообразие и взаимосвязь.

Механизм управления. Методы управления, их классификация и сочетание. Типология механизмов управления.

Организация как объект управления. Анализ внутренней среды организации: характеристика элементов и функциональных областей организации.

Анализ внешней среды организации: факторы прямого и косвенного воздействия окружения организации.

Организационная культура: сущность, элементы, типы. Формирование и управление организационной культурой.

Принципы организационного проектирования предприятий. Типы организационных структур. Современные тенденции построения систем управления в организациях.

Организационные процессы в менеджменте. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.

Информационные системы управления. Виды коммуникаций. Процесс коммуникаций.

Регулирование и контроль в системе менеджмента. Современные формы и методы контроля. Управление качеством в современных организациях.

Ресурсы и эффективность управления. Социально-экономическая эффективность менеджмента.

Мотивация поведения человека. Научные концепции мотивации деятельности человека в организации. Современные механизмы мотивации.

Лидерство и власть в менеджменте. Концепции лидерства. Разновидности стилей управления. Тенденции демократизации менеджмента.

Природа и причина конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

Литература


Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 1999.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 1998.

Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М., 1996.

Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. – М., 1998.


Тема 2. Маркетинг

Сущность и эволюция маркетинга. Становление маркетинга в России.

Функции маркетинга.

Стратегия и организация маркетинга. Маркетинговые исследования. Сущность, классификация и построение маркетинговых стратегий. Маркетинговое планирование и бюджет.

Организация маркетинговой службы.

Маркетинговая среда.

Покупательское поведение потребителей.

Цены и ценообразование в маркетинге.

Распространение товаров. Розничная и оптовая торговля.

Маркетинговые коммуникации: реклама, личная продажа, продвижение продаж и паблик рилейшнз.


Литература


Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. – М., 1999.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1990.

Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб., 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1998.

Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. – М., 1995.



Панкрухин А.П. Теория и практика маркетинга. – М., 1993.
Тема 3. Стратегический менеджмент

Сущность и принципы стратегического управления. Составляющие стратегии. Методы стратегического управления.

Модель стратегического управления.

Определение миссии и целей организации. Системный анализ и SWOT – анализ среды фирмы.

Разработка и реализация стратегии фирмы. Типы стратегий. Анализ альтернатив. Оценка и выбор стратегии развития фирмы.

Стратегический проект и стратегический контроль. Последовательность стратегических изменений.


Литература


Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1989.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, страховая компания, процесс. – М., 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1999.

Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М., 1998.

Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. – М., 1998.


Тема 4. Инновационный менеджмент

Инновации как объект управления. Цикличность инновационных процессов.

Инновационная среда, инновационный потенциал и активность фирмы.

Организация и управление инновационной деятельностью.

Инновационные стратегии: виды, характеристики, выбор.

Инновационные цели, идеи и проекты: особенности их формирования и реализации. Коммерциализация инноваций и инновационные риски. Инвестирование инновационных проектов. Разработка проекта реализации инновационной стратегии.


Литература


Баранчеев В.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ, 1997.

Управление инвестиционными проектами. Опыт IBM / Р. Бауф и др. – М., 1995.



Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент. – М., 1997.

Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М., 1988.

Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. – М., 1998.


Тема 5. Управление персоналом

Роль человеческого фактора в современной организации. Эволюция теории и практики кадрового менеджмента. Современные концепции управления трудом в организациях.

Проектирование системы и механизма управления персоналом: цели, принципы, функции, методы, структуры.

Стратегия управления персоналом. Кадровая политика: виды, основные направления.

Маркетинг персонала. Планирование потребностей в персонале.

Политика найма и отбора персонала. Профессиональная и социальная адаптация.

Организация труда персонала: содержание, условия и режим труда. Качество трудовой жизни. Анализ рабочего места. Пути обогащения труда в современных организациях.

Деловая оценка персонала.

Оплата и стимулирование трудовой деятельности персонала. Участие работников в прибылях предприятия.

Управление социально-трудовыми отношениями в организации. Трудовое право в России. Проблемы и перспективы развития социального партнерства в российских организациях.

Внутрифирменное развитие персонала. Управление карьерой. Организация работы с кадровым резервом.

Организация работы служб управления персоналом в современных российских организациях.


Литература


Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами в российских организациях. – М., 2000.

Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. – М., 1999.

Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1999.

Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М., 1997.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1999.
Тема 6. Экономика организации (предприятия)

Предприятие как основное звено экономики.

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде, типы предприятий. Производственная и организационная структура предприятий.

Организация производственного процесса. Инфраструктура предприятий. Уставной капитал и имущество предприятий. Основной капитал, его оценка. Оборотные средства, их состав.

Организация, нормирование и оплата труда. Производственная программа и мощность. Издержки производства и себестоимость продукции. Счета и калькуляция затрат. Ценовая политика.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса.

Формирование и использование прибыли. Виды прибыли. Маржинальная прибыль. График рентабельности и точка безубыточности.

Инвестиционная политика организации. Потребность в инвестициях. Виды инвестиций. Эффективность инвестиций. Дисконтирование.


Литература


Гражданский кодекс РФ: Ч.1.

Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М., 1994.

Грузинов В.П. и др. Экономика предприятия. – М., 1999.

Камаев В.Д., и др. Экономическая теория. – М., 1998.

Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волковой. – М., 2000.




Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Менеджмент как особый тип управления. Концепция менеджмента.

  2. История и эволюция менеджмента.

  3. Механизм и методы управления.

  4. Менеджмент как система управления.

  5. Процесс управления: функции управления, их содержание и взаимосвязь.

  6. Современная организация как объект управления. Анализ внешней и внутренней среды организации.

  7. Эффективность менеджмента: показатели, методология оценки.

  8. Система контроля в менеджменте.

  9. Разработка и принятие управленческих решений.

  10. Информационное обеспечение управления.

  11. Власть и лидерство в современном менеджменте.

  12. Формирование и управление организационной культурой.

  13. Мотивация как функция менеджмента. Теория мотивации.

  14. Организационное проектирование системы управления: этапы, принципы, типы структур.

  15. Современные системы управления качеством: отечественный и зарубежный опыт.

  16. Маркетинг и его роль в развитии современной российской экономики.

  17. Содержание и формирование маркетинговых стратегий.

  18. Управление политикой ценообразования на предприятии в современных российских условиях.

  19. Хозяйственные средства предприятия, их формирование и использование.

  20. Современные концепции управления человеческими ресурсами в организации.

  21. Формирование кадрового состава фирмы.

  22. Современные системы оплаты и стимулирования труда персонала в российских организациях.

  23. Социальное партнерство и формы управления трудовыми отношениями в российских организациях.

  24. Развитие персонала в современных организациях.

  25. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии.

  26. Инновационные стратегии и их реализация.

  27. Оценка и выбор стратегии развития фирмы.

  28. Виды стратегий бизнеса: их характеристики и отличия.

  29. Системный анализ и SWOT – анализ среды фирмы.

  30. Сущность стратегического менеджмента.

  31. Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

  32. Производительность: управление и анализ.

  33. Оценка безубыточности фирмы.

  34. Оценка инвестиционной привлекательности фирмы.

  35. Ресурсы фирмы и анализ эффективности их использования.

  36. Значение нематериальных активов для фирмы.

  37. Финансовые результаты деятельности фирмы и методы их анализа.

  38. Показатели рентабельности и их роль в оценке хозяйственной деятельности.

  39. Эффективность использования оборотных средств и пути ускорения их оборачиваемости.

  40. Способы формирования фонда оплаты труда.

С о с т а в и т е л ь И.К. Макарова



программа
вступительного экзамена
в аспирантуру

по специальности 080005

Экономика и управление народным хозяйством

Редактор С.Г. Обухова

Компьютерная верстка Н.В. Аднорал

____________________________________________________________________

Подписано в печать 11.11.2002. Формат 60х90/16

Объем 0,5 п.л. Тираж 50 экз.

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова



Лицензия № 00258 от 11.11.99

105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2/1
Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины экономическая безопасность Для студентов экономического факультета
meth -> Учебное пособие по курсу «Основы журналистики»
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины
meth -> Сборник методических материалов курса бюджет и бюджетная система РФ для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Мировая художественная культура». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2003. 18 с
meth -> Сборник методических материалов по курсу международное право прав человека
meth -> По курсу переговорный процесс
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины переговорный процесс для студентов факультета журналистики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница