1. Основные понятия. Объект, предмет организационной психологии



Скачать 194.35 Kb.
страница1/12
Дата20.04.2018
Размер194.35 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

1. Основные понятия. Объект, предмет организационной психологии.

2. Теории европейского менеджмента.

3. Школа научного управления.

4. Школа человеческих отношений.

5. Теории Х и У МакГрегора и теория Z О.Оучи.

6. Практика американского менеджмента.

7. Практика японского менеджмента.

8. Профессиональная подготовка японских менеджеров.

9. Гендерные характеристики подчиненных и их учет в работе руководителя.

10. Возрастные характеристики подчиненных и их учет в работе руководителя.

11. Пол и профессиональная деятельность.

12. Пол и профессиональная карьера.

13. Учет холерического темперамента в работе руководителя.

14. Учет сангвинического темперамента в работе руководителя.

15. Учет флегматического темперамента в работе руководителя.

16. Учет меланхоличного темперамента в работе руководителя.

17. Учет акцентуаций характера в работе руководителя.

18. Состав управленческих способностей.

19. Менеджерские характеристики.

Менеджерские характеристики, строго говоря, — это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критерия нецелесообразно или даже недопустимо. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие.

Первый фактор — возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и однозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако возрастной фактор, несомненно, очень важен для ее выполнения. Во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руководителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или далее преклонного возраста. Во-вторых, функцией возраста является богатство профессионального опыта, а следовательно, и возможности эффективного осуществления управленческой деятельности. В-третьих, пропорционально возрасту (хотя и не автоматически) происходит карьеровое продвижение (см. рис. 31). В-четвертых, от возраста зависит соотношение продуктивных и репродуктивных методов утгравления: вторые, как правило, усиливаются, а первые — наоборот. В-пятых, имеет место и возрастная динамика предпочитаемых стилей руководства — в основном, в сторону их ужесточения. Если отмечать наиболее общую тенденцию динамики эффективности управленческой деятельности в зависимости от возраста, то она будет позитивной (за исключением наиболее старших возрастных групп руководителей).

Следующий фактор — фактор пола также оказывает определенное влияние как на качество, так и — особенно — на сферу профессионально-управленческих предпочтений личности. Следует подчеркнуть, что современная психология управления — это, в основном, «психология мужчин-руководителей», хотя и Женщина-руководитель привлекает в последнее время все большее внимание исследователей. Основной вывод, сделанный из сравнительного исследования женщин-руководителей и мужчин-руководителей, состоит в следующем. В целом для руководителей-мужчин характерно лучшее решение одних задач управления, а для женщин — других. Однако в общем случае мужчины-руководители все же имеют преимущества. Более того, некоторые важные для управления личностные качества (такие, например, как доминантность, агрессивность, активность) являются факторами, «сцепленными с полом». Кроме того, социальные и ролевые стереотипы воспитания также влияют на большую успешность выполнения управленческих функций мужчинами.

Фактор культурно-образовательного уровня. В отличие от первых двух характеризуется прямой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельности. Более того, часто он является необходимым условием для того, чтобы человек вообще мог занять какой-либо руководящий пост (хотя не всегда, последствия чего, однако, подтверждают его значимость).

Фактор социально-экономического статуса. Он не обусловлен содержанием управленческой деятельности, но на практике, как показывают исследования, оказывает сильное влияние на ее успешность, а в особенности — на шансы занять тот или иной руководящий пост, продвинуться по «управленческой вертикали». Как отметил в этой связи Ф. Филлер, «...один из наиболее надежных способов стать президентом компании — родиться в семье, которая владеет компанией» [138].

Вторую группу характеристик эффективного менеджера составляют личностные качества, обусловливающие успешность управленческой деятельности и выступающие тем самым в функции способностей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований [196]. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные менеджерские качества: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность.

20. Стресс руководителя Основные факторы и фазы стресса.

Понятие «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) обозначает широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия — стрессоры. Количество стрессоров в управленческой деятельности очень велико, они специфичны по своему содержанию.

Фактор информационной нагрузки. В управленческой деятельности объем информации и требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями человека. Поэтому когнитивная нагрузка, обусловленная таким объемом информации, выступает в качестве негативного фактора, приводящего к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Руководитель, несмотря на избыточность информации, вынужден искать недостающую информацию или действовать в условиях неопределенности, риска. А это — сильный стрессогенный фактор.

Фактор ответственности — основной и решающий для деятельности руководителя, в которой он выражен максимально.

Фактор дефицита времени, факторы межличностных и внутриличностных (ролевых) конфликтов, фактор полифокус-ности управленческой деятельности, система внешнесредо-вых факторов (конкуренция, криминальная среда, нестабильность макросоциальной и макроэкономической динамики) — все они являются стрессорами управленческой деятельности.

Стрессовые состояния влияют на деятельность в целом и на ее отдельные процессы неоднозначно. Существуют три основные фазы развития стресса.


1. Фаза мобилизации. На первых этапах развития стресса общая эмоциональная напряженность еще не достигает максимума, поэтому она оказывает стеническое воздействие на психические процессы и на общую организацию деятельности. Эту фазу обозначают понятием «продуктивный стресс, или «эвстресс» («эвристический стресс»). Ее рассматривают как адекватную — мобилизирующую — реакцию психики и организма на усложнение внешней ситуации.

2.  Фаза расстройства. Существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий (в силу ограничений, объективно присущих психической и физиологической организации человека). Мобилизация имеющихся возможностей происходит до тех пор, пока этот предел не достигнут. Затем психика начинает «сдавать», эмоции трансформируются из положительного фактора в отрицательный.  В когнитивной


сфере изменения происходят в первую очередь. Снижается объем и качество восприятия и оперативной памяти, происходит блокада прошлого опыта. Для мышления тоже характерны значительные изменения. Возрастает его стереотипность, снижается продуктивность, способность к адекватной переработке информации.

Характерными становятся для деятельности в целом попытки ее организации по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа. В процессах ПУР возникает феномен глобальных реакций (тенденция к выбору неточных и слишком общих вариантов действия). Явления, которые возникают на этой фазе, характеризуют непродуктивный стресс — дистресс (дисфункциональный стресс).

3.  Для фазы деструкции характерна максимальная дистрессовость — полный распад организации деятельности и нарушения психических процессов, обеспечивающих ее. Может возникнуть феномен блокады восприятия, памяти, мышления. На этой фазе организация деятельности и поведение приобретают одну из двух основных форм: деструкцию по типу гипервозбуждения (импульсивные реакции, хаотичное поведение) или де
струкцию по типу гиперторможения (блокада деятельности и поведенческой активности, оцепенение). Данная фаза — это полный срыв деятельности.
Все три фазы имеют общий характер. Наряду с этим достаточно выражены индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Выражаются они в динамике и сравнительной длительности указанных фаз. Понятие «стрессустойчи-востъ личности» используется для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям. Способность эта зависит от того, насколько сильно представлена у индивида фаза мобилизации.

Выделяют три основных типа личности, различающихся по тому, как долго человек может сохранять резистентность (устойчивость) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют его индивидуальный порог стрес-сустойчивости. Одни руководители адаптируются к стрессу, другие даже при коротких стрессовых воздействиях дают сбои, а третьи только в условиях стресса могут эффективно работать. Обозначают их соответственно как «стресс вола», «стресс кролика», «стресс льва».

Индивидуальные различия резистентности к долговременному стрессу, наиболее характерному для деятельности руководителя, зависят от параметра интерналъности — экстер-налъности личности.

Другое необходимое условие стрессустойчивости — общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация (личностно-карьеровая — снижает стрессустойчивость, а социально-профессиональная — повышает). Существуют две формы поведения в условиях стресса: контроль страха и контроль опасности. В первом случае изыскиваются способы обезопасить себя лично, поэтому теряется контроль за ситуацией и прекращаются конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае контроль за ситуацией сохраняется дольше, этот тип поведения значительно эффективнее, а для руководителя является единственно приемлемым.

Способы выхода из стрессовых ситуаций разделяют на активные и пассивные. Первый строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности, отражая адекватное течение фазы мобилизации, или по типу «внешней бурной реакции». Пассивный способ заключается в том, что человек мирится с ситуацией, подавляя напряжение и загоняя стресс внутрь. Это — реакция торможения. Она иногда полезна, так как помогает избегать необдуманных импульсивных действий, но при повторениях способствует аккумуляции напряженности.

21. Индивидуальные различия в реагировании руководителей на стрессовые воздействия.

 индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в общей динамике; в зависимости показателей деятельности силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессустойчивости личности. Это - способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сил у человека представлена первая фаза развития стресса - фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются тому, как долго личность может сохранять устойчивость к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях дают сбои. Третьи - вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. /6/

22. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности.

Причинами стрессов нередко бывают фрустрационные состояния, возникающие из-за невозможности заслуги важных для личности целей. Развитие их протекает по последующей схеме:


  1. наличие насыщенной потребности, важной цели;

  2. блокировка их ублажения (ограниченность собственных способностей либо наружные преграды);

  3. негативные эмоции и их фиксация в размеренном нехорошем состоянии — фрустрации.

Более специфичны фрустрации конкретно для управленческой деятельности, которая соединяет внутри себя огромное количество важных целей, потребностей, планов и еще большее количество различного рода «барьеров» (фрустраторов) — различных препядствий и ограничений на пути их реализации. Есть две главные формы реагирования личности на фрустрацию — понятия интрапунитивной и экстрanyнитивной реакций. В первом случае развивается депрессия, во втором – злость.

Устойчивость к фрустрациям — мастерски принципиальное качество управляющего. Две группы средств содействуют увеличению таковой стойкости.


1. Формирование деятельностных методов преодоления
фрустрации, главное место посреди которых принадлежит скоплению фрустрационного опыта.
2. Средства психической защиты личности в состояниях
фрустрации. Если ситуацию поменять нельзя — нужно поменять к
ней отношение. Фрустрационная устойчивость и стрессустойчивость управляющего в его деятельности представлены в их интегративном проявлении. Они помогают формированию такового
свойства управляющего, как «умение держать удар».

Очень принципиальный компонент в деятельности управляющего — готовность к критическим действиям (ГЭД). Лица с высочайшей ГЭД интерпретируют появление новых и неожиданных ситуаций не как стрессовый фактор, как обычное развитие событий. Фактор новизны утрачивает свою стрессогенность, и возникающая чувственная активация направляется на поиск конструктивных методов выхода из ситуации.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница