1. Патофизиология, задачи и методы ее изучения. Патофизиология, как теоретическая и методологическая база современной клинической медицины



страница1/53
Дата22.01.2019
Размер0.67 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

1.Патофизиология, задачи и методы ее изучения. Патофизиология, как теоретическая и методологическая база современной клинической медицины.

ПФ – наука о жизнедеят больного орг-ма, кот-ая изучает более общие закономерности отклонений от нормы ф-ций клеток, органов и систем, т.е. изуч вопросы возникновения, развития и исходов болезни.

Предмет – общие закономерности функц изменений в кл., органах и системах.

Цель: изучение физиологических механизмов и клинич симптомов болезни.

Задачи:

1)изучение нозологии – учение о болезни

- изучение причин и усл возникновения болезненных явлений (этиология)

- изучение механизмов развития болезненных явлений (патогенез)

- изучение особенностей функционирования органов и систем организма в усл патологии (реактивность)

2)изучение методов профилактики болезни



Методы:

1)экспериментальный (Пашутин В.В.)

2)уравнительно-эволюционный(мечников И.И.)

3)клиническое наблюдение за больными



Разделы: общая и частная патофизиология

2. Экспериментальное моделирование в патофизиологии, его виды, возможности и ограничения.

Осуществляется на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах.

Стремятся воспроизводить на животных типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, аллергия и т.д.), отдельные симптомы и синдромы заболеваний (артериальную гипер– и гипотензию, клонические судороги, почечную и печеночную недостаточность), а также адекватные модели отдельных заболеваний человека (пневмонии, атеросклероза, инфаркта миокарда, некоторых инфекционных заболеваний и т.д.).

След отметить, что организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных (человекообразных обезьян) и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи моделировать болезни человека в полном объеме на животных просто нереально.

И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту получен материал, составляющий содержание патофизиологии, – это во–первых, а во–вторых, моделирование позволяет разрешать проблемы, возникающие в клинике.

Для постановки эксперимента и познания закономерностей возникновения и течения патологических процессов необходимы:

а) рабочая гипотеза или идея;

б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;

в) правильная оценка результатов эксперимента.

Гипотеза – это попытка объяснить какой–либо процесс на основании имеющихся в данное время фактических данных, результатов.

Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осуществления эксперимента (острый или хронический опыт), использование соответствующих приборов, инструментария и правильная организация контрольных опытов.

Выбор животного имеет важное значение для успешного изучения закономерностей развития патологических процессов. Например, инфекционные процессы не следует изучать на крысах – они устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах).

Формы осуществления эксперимента могут быть различными в зависимости от цели исследования и проводиться в условиях острого или хронического опыта. Для изучения патологических процессов используют следующие основные методы эксперимента:

-метод выключения – удаление или повреждение какого–либо органа (хирургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом поражении функции того же органа у человека (удаление поджелудочной железы, введение аллоксана или дитизона – сахарный диабет);

-метод включения – введение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека (введение тиреоидных гормонов – симптомы тиреотоксикоза);

-метод раздражения – путем различных воздействий изменяют функции того или иного органа (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);

-метод изолированных или "переживающих" органов (изолированное сердце, печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный характер, глубину повреждения этого органа и его вклад в развитие недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания и т.п.;

-метод парабиоза – соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;

-метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;

-метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д. Используются и другие методы исследования на животных.

Кроме вида животного и метода исследования, важное значение имеет вид наркоза, выбор приборов и соответствующего инструментария. Например, структуру изучают с помощью световых и электронных микроскопов; функции – с помощью электроэнцефалографа, электрокардиографа, реографа, эхокардиографа и т.д.

Параллельно ставятся контрольные эксперименты, которые должны отличаться лишь одним условием от опытов.

В эксперименте, в отличие от наблюдения, пытаются воспроизводить патологические процессы, синдромы, болезни; создавать особые условия; изучать причины и следствия, патогенез; усиливать одни функции и ослаблять другие; апробировать новые лекарственные препараты.

Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов; необходимостью одновременно исследовать многие стороны патологического процесса и невозможностью сделать это сразу; невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека; наличием возможных источников ошибок.

Правомерно ли переносить на человека данные и выводы патофизиологического эксперимента, проведенного на животном? Патофизиологический эксперимент не воспроизводит полностью болезни человека. Законы развития заболеваний в человеческом обществе принципиально отличны от закономерностей развития патологических процессов в животном мире:

-в человеческом обществе в определенной мере отсутствует естественный отбор;

-огромна роль социального строя;

-у животных отсутствует II сигнальная система, играющая у человека большую роль в процессах приспособления и защиты;

-ряд заболеваний (язвенная и гипертоническая болезнь, подагра, ишемическая болезнь сердца) лишь с известным приближением могут быть получены в эксперименте;

-некоторые заболевания человека (корь, скарлатина) вообще невозможно воспроизвести в эксперименте.

Однако экспериментальное моделирование патологических процессов у животных остается могучим орудием для выяснения закономерностей возникновения, развития и исхода болезней у человека. Данные эксперимента – средство для более глубокого анализа механизмов развития болезней у человека.

Если бы не было животных, то человек был бы еще более непонятен.



3.  Этапы развития патофизиологии. Вклад отечественных ученых в ее развитие (В.В. Пашутин, И.М. Мечников, А.Б. Фохт, И.П. Павлов, П.А. Альбицкий и др.).

1 этап: 1542-1863 гг. характеризуется тем, что большинство физиологов поставили вопрос о необходимости изучения механизмов развития заболеваний в эксперименте на животных

2 этап: 1863-1924 гг. образование кафедры патологии. Формирование патофизиологии как предмета. В 1874 г. В казанском университете Пашутин принял кафедру общей патологии и преобразовал в кафедру общей экспериментальной патологии. Его научное направление : патфиз. Голодания, изучение основного обмена. Фогт А.Б. – основатель московской школы. Научное направление : патфиз сердца и сосудов.

3 этап: 1924-1950 гг. перемена названия кафедры общей патологии в кафедру патологической физиологии.

4 этап: 1950-наст.вр. созд. Всесоюзное общество патофизиологов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница