1. Полина Сухова написала очень достойную Творческую работу, описывающую ее психологическую помощь – успешную помощь! – женщине с очень трудной судьбой



Скачать 202.63 Kb.
Дата23.04.2016
Размер202.63 Kb.
1. Полина Сухова написала очень достойную Творческую работу, описывающую ее психологическую помощь – успешную помощь! – женщине с очень трудной судьбой. Однако начала свою работу Полина с полной эзотерики, рассказе о карме и прошлых жизнях, которые и предопределили такую трудную жизнь этой женщины. На Дистанции у нас состоялось обсуждение работы Полины. Вам предлагается прослушать это обсуждение и выразить свою позицию.

Уточнение предмета анализа: действия, а не личность делателя


Полина Сухова – интересный человек, мой активный оппонент в обсуждении психологических вопросов, равно как и я увлеченный психологией. И я ей очень благодарен. Без нее бы многие мои работы не увидели свет, а те, которые увидели – были бы не так хороши, потому что Полина – мой невидимый соавтор, мои работы формируются и совершенствуются ее дельными советами. И я ее очень уважаю. Полина – самостоятельна, она идет своим путем, а путь не бывает без ошибок.

Поэтому я сомневался, правильно ли мне высказывать свой взгляд, особенно после того, как Лена Прокофьева более корректно и развернуто, чем я, высказала то, что я имел ввиду и инцидент можно считать исчерпанным, равновесие восстановленным. Кроме того, работа человека, в которую он вложил свою душу – это как ребенок и можно ли адекватно воспринимать даже самые безоценочные высказывания по твоему ребенку?

Однако, обсуждая на Дистанции с коллегами работу Полины (видишь Полина, твои действия вызвали большой резонанс в обществе!), я увидел, что опять начался перекос в одну из крайностей и, верный принципу поддержания здравого смысла, спешу положить свои аргументы на другую чашу весов, сформировав критическую позицию. Правильный путь – срединный путь.

Поэтому, Полина, зная, что большинство коллег поддерживают тебя и горячо тебя одобряют, позволь мне на этом фоне для учебных целей сосредоточиться на выискивании отрицательных признаков твоего решения, которые, надев «черную шляпу», всегда можно найти в любом явлении.

Кроме того, у меня есть свои (как говорит Полина, «неординарные») подходы к анализу ситуаций и мое мнение (несмотря на то, что оно на сей раз не в пользу рассматриваемого решения Полины) может пригодиться Полине в дальнейшем. «Тяжело в учении – легко в бою», я очень советую Полине встроить в свой внутренний мир мою точку зрения в качестве составного элемента, элемента безопасности.

Безмерно уважаемая мною Полина! Тебе судить, насколько мое мнение обоснованно и если оно хоть немного заставит тебя быть более осторожной в будущем, я буду считать, что четыре часа своей единственной жизни потратил не напрасно.

Обращаю твое внимание, что о тебе как о личности, практически жизненно необходимой нашему потоку и мне, я рассказал выше. И ты уже знаешь, я глубоко убежден, что «я» и «мое поведение» - разные вещи. Ты – хорошая умница. Но к твоему поведению я, на основании сведений, изложенных в твоей работе, отнесся критически, квалифицировав это поведение на сей раз как безответственное.

Теперь, когда всем ясно, что Полина Сухова и ее действия – разные вещи, рассмотрим, в чем же заключается и на чем основывается моя позиция, относительно поведения Полины в отношении той женщины?

Значение этого исследования заключается в следующем: мы должны взять за ориентир поведение Полины, или все-таки, не должны? Рекомендовать ли ее опыт к применению, или не рекомендовать?

Анализ действий

Прежде чем формировать позицию давайте рассмотрим, какие отношения можно выделить в этой задаче?


Психолог должен задавать себе этот вопрос (системный подход), потому что его советы обязательно повлияют на отношения клиента с другими людьми, что вызовет определенные последствия. В этих целях первостепенная задача психолога – обеспечить безопасность клиента (принцип «не навреди»).

Итак, в этой задаче проглядываются несколько социальных отношений:

1. Гражданско-правовые отношения Полины с женщиной по поводу оказания психологических услуг.

2. Гражданско-правовые отношения УПП и Полины по поводу оказания образовательных услуг.

3. Семейные отношения женщины с ее мужем.

4. Уголовно-правовые отношения женщины с ее отцом по поводу совершения преступления с отягчающими обстоятельствами.

5. Уголовно-правовые отношения женщины с другими мужчинами по поводу совершения преступления с отягчающими обстоятельствами.

Теперь давайте рассмотрим субъектов этих отношений.


1. Женщина. Что мы знаем о ней?

«Всё детство её насиловал отец. Мать её ненавидела с ранних лет, била её. Далее пошли изнасилования с 13 лет от других мужчин. В школе издевательства со стороны школьников и учителей. На её счету 5-6 суицидов, после которых здоровье подорвала. Было множество смен спутников жизни» (наверняка и множество абортов от изнасилований и от смены «спутников»).

О чем это нам говорит? О том, что перед нами – страшно изуродованная жизнь.

Что это значит? Что жизнь этого человека – предмет исследования людей-профессионалов, обладающих специальными познаниями. Дилетанту в ней делать нечего.

2. Полина. Что мы знаем о ней?

Позитивный веселый человек с активной жизненной позицией, стремящийся щедро помочь другим людям и преуспеть в любимом деле, увлеченная психологией, проучившаяся в УПП 1,5 месяца и освоившая 3-4 упражнения Дистанции.

О чем нам это говорит? О том, что перед нами – добрая, стремящаяся, увлеченная, но простая душа, не обремененная (пока) ни более-менее прочными профессиональными познаниями, ни специальным опытом излечения людей с подобными судьбами.

Что это значит? Это значит, что Полине хорошо бы сначала поучиться, все освоить, а уж потом приниматься консультировать других людей. И уж тем более воздерживаться от таких случаев – УПП не дает специальных познаний для помощи таким людям, об этом был специальный вебинар, где ясно и четко всем было дано понять: психотерапия – не наша тема. И все ставили плюсики согласия.



3. Муж женщины.

О муже мы почти ничего не знаем, однако, мне почему-то кажется, что он не знает о прошлом своей жены. Можно предположить, что если он узнает (или узнают дети женщины) – семья разрушится, разрушатся судьбы детей.



4. Насильники (отец и иные).

Это уголовные преступники, совершившие тяжкое преступление. Работать с ними должны уже не психологи и не психотерапевты, а следователи и прокуроры. Живы ли они? Думаю, живы. Тому же отцу сейчас должно быть лет 55-60. Иным преступникам и того меньше. У них есть семьи, отношения, работа, возможности… Понесли ли они наказание? Думаю, не понесли. Ребенок 13 лет на фоне ненавидящих родителей и такого же отца-подонка – кому он нужен? Кто ему поверит? Думаю, она скрывала все эпизоды.

Следующий вопрос: заинтересованы ли насильники в том, чтобы о них сейчас узнали? Думаю, крайне не заинтересованы. Гипотеза: как только они почувствуют, что их «тайна» может стать не тайной, они начнут искать возможности оставить все как есть.

Кстати, на этом примере – информация для размышления: не все совершенные преступления регистрируются, не все зарегистрированные преступления раскрываются, не все раскрытые преступления доходят до суда, не все преступники, доведенные до суда осуждаются, не все осужденные исправляются. И все эти преступники могут жить среди нас. И они смотрят на нас и на наших детей. А некоторые ждут своего часа. Это так, на всякий случай, чтобы вы осознавали, что вы живете не в УПП, где под мудрым водительством НИКа и Алексея Мельникова все чувствуют себя прекрасно.



Теперь, зная о том, кто есть кто, давайте рассмотрим поведение субъектов отношений.


Поведение Полины детально расписано в ее работе. Укрупнено, оно состоит из нескольких этапов (курсивом – как я это воспринимаю):

1. Женщина, гуляя на прогулке с собаками, разоткровенничавшись, несмотря на то, что она всех ненавидит и, по идее, должна сидеть в дальнем конце площадки и угрюмо на всех смотреть, начинает рассказывать Полине о своем богатом событиями прошлом. Это какая-то очень странная женщина. Так не бывает. Даже при том, что Полина – очаровательный человек, способный расположить к себе, практически, любого, мне кажется, что такие вещи даже себе не рассказывают в силу их травмирующего характера.

2. Продолжаем. Полина, воодушевившись возможностью проэкспериментировать на людях («мне было интересно проверить, как работают методы здоровой психологии», хотя «инструмент еще знала плохо»), диагностирует женщину (у нее «ненависть ко всему миру», «обвинение себя во всех смертных грехах», «страх зашкаливает все пределы») и выносит свой окончательный вывод: «в общем, психически здоровый человек» (тут мой мозг и взорвался, а взорвавшись, еще долгое время искрил и дымился. Вот она, женская логика! Это как в анекдоте: «в общем-то телевизор работает нормально, только звука нет и изображения, но в остальном - отлично работает»))) ). Как говорится, очевидное – невероятное. Сделав такой вывод, Полина «снимает с женщины страхи», «убирает обиды» и, как венец всей работы, «ставит ее на Дистанцию». Теперь я уже перестал думать о женщине, потому что странной мне начала казаться сама Полина.

3. Причем Полина не просто беседует, а «стала ей давать советы по самостоятельному развитию с применением методик Николая Ивановича», «начала ставить её на упражнения по дистанции, но очень маленькими шажками». Это – уже не беседы. Это – оказание психологических услуг. Любой суд квалифицирует действия Полины именно так, на основании ее же слов.

4. А потом Полина «с согласия женщины со средним образованием и низкой грамотностью» (наверняка устного, а какого же еще?) публикует «чудесную историю запущенной болезни и ее исцеления»

Практически, произошло евангельское чудо. Страшно изуродованная, ломаемая с детства, очень запущенная жизнь вдруг распрямилась и обрела устойчивый прогресс, только лишь услышав про реинкарнацию в свободном изложении Полины (интересно, она до этого о ней не слышала? Сейчас про реинкарнацию знают даже дети, сколько фильмов снято, сколько книг написано!) и проделав 3-4 упражнения Дистанции. Ну так не бывает, Полина, ну не могу я в это поверить…

Зато я могу поверить, что теперь об этой женщине, которая имеет собачку и гуляет с Полиной недалеко от ее места жительства (где ты, Полиночка, живешь?), которой 36 лет, которая работает посудомойкой в столовой, имеет 2-х детей и мужа Сережу… (могу и дальше продолжать, но вы уже поняли, что установить личность этой женщины, столь умело «скрытую» Полиной – смешная задачка для дошкольников) знают минимум 70 человек.

Тут мне уже стало страшно. Я вдруг представил, что сделает с Полиной отец этой женщины и куча неустановленных насильников (по статистике, большинство насильников живут рядом со своими жертвами), узнав, что об их преступлениях с подачи воодушевленной студентки знает весь УПП, а скоро будет знать весь мир. А потом я подумал о том, как в одночасье рухнут все радостные достижения женщины (в том числе ее клипы «Всем за все спасибо» и «Я маленькая бяка»), когда об этом узнает ее муж и дети (Москва тесная, может быть ее муж уже учится среди нас? Или знакомый этого мужа, который почтет своим дружеским долгом открыть ему на все глаза? Скорее, знакомая. Вспомните правило шести рукопожатий!).

А потом я подумал, что будет, если случится беда (для того, чтобы она случилась, уже есть несколько альтернативных возможностей) и вся история попадет в желтые газеты, сколько грязи выльется на УПП охочими до сенсаций журналистами. Многим людям творить что-то тяжело, а разрушать – большое удовольствие. А кто-то сделал это своей работой.

Квалификация действий


Резюмируя вышеизложенное, я субъективно воспринял эту ситуацию так:

Начинающая студентка УПП самовольно, без согласования с преподавателем, применяет его методики, влезла в полукриминальную историю, не разобралась досконально в ситуации, делает то, чего сама не ведает, ставя под угрозу свою жизнь, жизнь своих детей, жизнь клиентки, ее семью и репутацию УПП.

В конце-концов, Полина могла не все изложить в своей работе, возможно, все не так уж и страшно и все мои выводы недостоверны – я основывался чисто на приведенных сведениях и своем опыте.

Но это еще не все, что сделала Полина. Это – еще цветочки. А вот и ягодки.

Наверное, последней каплей, спусковым крючком, «роковой ошибкой», «фатальным действием», «смертельным ударом», после которого было собрано чрезвычайное заседание Дистанции и всем студентам в срочном порядке было поручено выполнение явно не предусмотренного учебным планом задания, явилась публикация Полиной своих по-дилетански очень рискованных действий на сайте УПП под темой «Личностно-деятельный подход подходит каждому» (дипломатический знак вопроса в конце заголовка никого не обманул), как раз над цитатой Н.И. Козлова о том, что личностно-деятельный подход как раз-таки подходит не всем с последующим описанием методов применения реинкарнации в рамках Синтон-подхода. Знаешь, Полина, публичное выражение сомнения в словах Николая Ивановича (кстати, основателя Синтон-подхода) еще как-то можно было не заметить, но рассказ о методах реинкарнации, помещенный под синтоновским брэндом «личностно-деятельный подход» - очень точно выверенный с твоей стороны психологический прием заставить Николая Ивановича изменить учебный план и обратить на тебя свое пристальное внимание.

Я тебя сразу предупредил: «не увлекайся, если увлеклась – не занимайся, если увлеклась и занялась – не ссылайся, если увлеклась, занимаешься и ссылаешься – пеняй на себя, потому что у тебя ничего не выйдет», но ты не вняла голосу здравого смысла.

Потом тебе Лена Прокофьева подала сигнал: «Полина, идешь не туда». Дважды. Сначала в комментарии, потом в творческой работе.

Да, может быть это было сказано не по схеме «плюс-минус-плюс», что могло быть воспринято как удивительный отказ от прежнего образа доброго мягкого человека. Но есть ситуации, когда подаваемый сигнал должен быть четок и однозначен.

«Не входи! Убьет!».

Но ты продолжала гнуть свою политическую линию, не пыталась понять, что стоит за критическими замечаниями, чем руководствуются люди и рубила в капусту все доводы с обеих рук направо и налево, как бешеный воин у викингов.

Вот и дождалась.

И мы все дождались.

Сразу после работы «Этический кодекс психолога» разбираем случай грубого нарушения этического кодекса психолога нашей лучшей студенткой.



Установленное регулирование действий


Уважаемые коллеги, мое мнение основано на положениях более высокого порядка, чем «субъективные взгляды, верования, надумки и опасения».

Коллеги, осознаете ли вы, что несмотря на то, что Полина добилась значительных успехов в деле лечения клиента, она при этом нарушила священный (по крайней мере, пока мы еще ученики УПП и не обзавелась своими учениками) Этический кодекс психолога?



- Нарушены требования к клиенту и консультирование велось в отношении человека с явно выраженными психологическими расстройствами, который нуждался в психотерапевтической помощи (и не надо говорить, что была беседа, привожу слова: «я стала ей давать советы по самостоятельному развитию с применением методик Николая Ивановича», «начала ставить её на упражнения по дистанции».).

- Нарушены такие принципы консультирования, как принцип «не навреди» (создав угрозу для жизни и семьи клиента), принцип осознанности выбора (клиент пугалась, боялась, высказывала неуверенность, но психолог решительно настояла, чтоб она этим занималась) и принцип адекватности методов (к явно психотерапевтической ситуации психолог применила личностно-деятельный подход с чуждыми ему элементами реинкарнации).

- Нарушены требования к компетентности психолога (психолог обязан оказывать психологические услуги только в пределах своей компетентности, определяемой в соответствии с профессиональными стандартами, специальным образованием и опытом, запрещается при оказании психологических услуг выход за пределы специальной компетенции в сферы, в которых Психолог некомпетентен).

- Нарушены требования порядочности (отношения с Клиентом должны оставаться в профессиональных рамках, определенных компетентностью Психолога, интересами клиента и явными с ним договоренностями, а психолог решила проэкспериментировать и ничего женщине не сказала).

- Нарушены требования к конфиденциальности информации, реально создав угрозу для частной жизни клиента.

- Применяя эзотерические методы, психолог нарушила требования к методам консультирования (оказание психологических услуг должно осуществляться по методам Синтон-подхода, который заключается в том, что Психолог не ищет глубинных причин проблем, пока не исследованы причины вероятные, и не занимается вероятными, пока не опробованы решения на уровне здравого смысла).

- Применяя эзотерические методы, психолог нарушила требование сохранения репутации (психологи заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам, воздерживаются от любого поведения, которое может быть вредным для их клиентов, для профессии, коллег или стажеров).

Полина добилась результата, но она добилась его неправедно.

Пришла к финишу, но пришла к нему, перелезши через забор.

Обогатилась, но обогатилась путем мошенничества.



Реагирование на действия


Осознаете ли вы, уважаемые коллеги, что если б Полина не была студентом, а была бы практикующим психологом, то независимо от результатов она уже сейчас подлежала бы немедленному отчислению из Ассоциации психологов?

Осознаете ли вы, уважаемые коллеги, что сам Николай Иванович Козлов, написавший эти кодексы, председатель Ассоциации, несмотря на то, что Полина одна из его лучших студентов, должен был бы ее отчислить, ради обеспечения порядка и единства практики, потому что Полина нарушила нормы Этического кодекса, исполнение которого всеми членами Ассоциации является обязательным?

Понимаете ли вы, уважаемые коллеги, что деятельность психологов находится, в том числе, в сфере компетенции государственных контрольно-надзорных органов и сколько объяснительных потом испишет Полина и сколько денег потом отдаст на штрафы и возмещение ущерба, если у нее что-то пойдет не так?

Понимаете ли вы, уважаемые коллеги, какую проверку деятельности сообщества психологов (членом которого вы состоите) со стороны государства и общества спровоцирует психолог, смешивая магию и психологию, Синтон-подход и оккультизм, личностно-деятельный метод и реинкарнацию?

Полина, осознаёшь ли ты теперь, что важен результат, но иногда важнее результата сам процесс достижения этого результата?

Я думаю, если ты серьезно отнесешься к этим словам, ты не будешь больше относиться к работе психолога легкомысленно и не попадешь в будущем в большую-пребольшую … задачу. И никто из студентов УПП не попадет. Работа психолога – это тяжкий интеллектуальный и эмоциональный труд, а не пустопорожнее пересказывание другим плохо усвоенного содержания адаптированных псевдопсихологических книжечек, как думает обыватель.



Вывод (позиция)


Только теперь, проведя такую объемную (мой редактор Денис Чиж, прости меня!) работу, можно, наконец, сформировать позицию по возможности применения эзотерически-мистически-оккультно-духовно-религиозно-тонкоматериальных методов в психологическом консультировании.

Признаюсь, я вначале думал, что это допустимо. Действительно, человека гложет вопрос: почему это со мной произошло? Чем я хуже других? За что со мной такое? Чем я провинилась? И он не сдвинется с места, пока не получит ответ. Вот Полина и дала ответ. И не важно, достоверный ответ или нет, научный он или псевдонаучный, главное, что человек принял этот ответ, поверил в него, принял ситуацию, успокоился и начал выкарабкиваться. Эффект плацебо.

Все верно. Но я хочу рассказать вам одну историю.

Я учился в юридической академии. И однажды преподаватель сказал нам: «В реальной жизни вы столкнетесь с альтернативными способами решения правовых вопросов, решения их не юридическими, а экономическими, силовыми, криминальными, административными и иными методами. Мой вам совет: не занимайтесь этим. Не потому, что за дачу взятки судье предусмотрена уголовная ответственность – об этом вам подробно расскажут на уголовном праве. Но потому, что начав решать таким способом вопросы, вы очень быстро потеряете компетентность как юриста. Девальвация происходит практически мгновенно».

Наверное, смысл в этом. Если психолог, столкнувшись с проблемой, не пытается ее осмыслить, смоделировать, не пытается задать вопросы «кому ты жалуешься?», «зачем ты это делаешь?», «почему ты выбираешь быть жертвой?», «что тебе мешает принять эту ситуацию?», а говорит клиенту про реинкарнацию – как психолог он кончился. Может быть, слова про реинкарнацию и объяснят что-либо человеку, может быть и будет какой-то эффект. Но порок будет в том, что этот эффект был достигнут не психологическими методами. А человек, который достигает результат не психологическими методами – не психолог. Его можно назвать как-то иначе. Например, «универсальный универсум». Или «эффектив». Или «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Но это точно не психолог. Это какой-то скоморох. Акушер-монтажник третьего разряда.

Психолог – тот, кто достигает результат психологическими методами. Если у психолога методов недостаточно, например, при консультировании семейной пары – он не прибегает для решения проблемы к методам других сфер, не достает шаманский бубен или капли для приворота, «свой черный пистолет» или пачку денег для угрозы или подкупа неверного супруга, а разрабатывает недостающие психологические методы и применяет их, решая проблему измены именно психологическими методами. Он знает методы других сфер и с успехом может их применять, решив вопрос. Да, вопрос эффективно можно решать как угодно. Но если человека наняли в качестве психолога (а не в качестве колдуна) и платят ему как психологу (а не как духовному учителю или киллеру), то значит заказчики услуг заинтересованы в решении своего вопроса именно психологическими (а не юридическими, не мистическими, не силовыми, не экономическими) методами и психолог должен при консультировании применять только психологические методы.

Помимо аспекта «высоких стандартов психолога» есть еще аспект банальной практической несовместимости методов. Интересно, как Полина собралась сочетать между собой в единой стратегии излечения клиента упражнение «не играем Жертву» и теорию «отработки в этой жизни кармы прошлых жизней»? Упражнение «знаю что хочу – говорю что делать» и концепцию Божьей воли? Упражнение «проблема-задачи» и веру в пророчества? Такие действия называются «доведение клиента до шизофрении». Не надо пить молоко и заедать его огурцом.



Вывод: Я уважаю тех, кто использует «иррациональные методы» и тех, кто использует «рациональные методы». Они не конкуренты друг другу, а два крыла одного голубя. Конфликт между ними начинается там, где методы эзотерики смешивают с методами психологии. Каждый работает в своей сфере. Каждый должен определить предметы своего ведения и не вторгаться на территорию друг друга, пытаясь отрегулировать отношения одной сферы законами другой сферы. Если мы пришли изучать психологию – давайте придерживаться методов психологии и избегать применения других методов. Мы еще не изучили все методы психологии, чтобы признать их недостаточность и обратиться к методам других сфер.
P.S. Я сделал этот вывод и гордо посмотрел на работу. А потом рассмеялся. Николай Иванович проделал с нами очередную шутку, заставив формировать позицию. Потому что все выводы и умозаключения уже давным-давно сделаны и позиция прописана в граните. И называется она – Этический кодекс. И выбора по его соблюдению у нас нет. Кто будет дисциплинированно и вдумчиво следовать ему, изучать его – будет в безопасности, всему научится и станет психологом. Кто будет произвольно толковать его, нарушать его, изменять его под свои сиюминутные хотения – войдет в зону риска, огребет много шишек и так ничего и не поймет про психологию.

P.P.S. И даже в знании меры надо знать меру. Иногда знаешь, как надо себя правильно вести и сам кого хочешь научишь. Но встречаешься глазами с глазами человека, и понимаешь, что ты будешь ему помогать, хотя это неправильно. Что ж, если ты полностью осознаешь, что ты делаешь, тогда единственная рекомендация - действовать только от своего имени, не упоминать ничьих имен, названий и именований, не ссылаться ни на кого, не обращаться ни к чьему авторитету, четко понимать, что только ты отвечаешь своей репутацией и своим имуществом за свои слова и в случае чего только ты будешь нести все негативные последствия от осложнений, вреда, ущерба, убыткам, причиненных каким-то людям и чьему-то делу.

P.P.P.S. Полина, твои действия анализируют сегодня, а мои будут анализировать завтра. Мы учимся и не теряем друг друга из вида, замечая, кто вырвался вперед, а кто отстает, и вместе достигаем цели, чтоб потом эффективно действовать в одиночку.

2. Расположите следующие понятия по степени определенности (выраженности) их наблюдаемых признаков (расположите их списком от 1 до 10), и обоснуйте свое мнение.

Обоснование

1. Анализ обстановки.


Что мы имеем? Имеем 10 разных понятий, относящихся к сфере психологии.

Все они имеют определения, то есть их идентифицирующие признаки нам известны.

Необходимо расположить эти понятия по степени определенности (выраженности вовне) их наблюдаемых признаков.

2. Поиск метода решения.


Самый простой метод решения, который напрашивается прежде всего–пытаться установить (определить) максимальное количество наблюдаемых признаков каждого понятия, а потом сравнивать их между собой по качеству и количеству. Это работа не одной недели, а срок сдачи ограничен, мы не успеем. Следовательно, самый простой метод оказался самым сложным и должен быть отвергнут.

Если задачку нельзя решить непосредственно, ее надо решать опосредованно, создав модель, концепцию, а потом решив ее по данной концепции.


3. Создание модели (концепции) решения.


Наблюдаемые признаки психологического понятия можно наблюдать только во внешних (по отношению к внутреннему – психологическому) социальных и материальных отношениях.

Модель должна быстро и ясно показывать, что это психологическое понятие менее (более) выражено вовне, его с меньшей (большей) степенью можно наблюдать материальными органами чувств (например, анализируя жесты, мимику, походку, выражение глаз, голос и пр.) или «внутренним взором» (например, анализируя слова, процесс поведения, результат поведения и пр.).



ИДЕЯ: чем ближе понятие стоит к социальному и материальному, тем больше его признаков можно наблюдать, чем дальше оно отстоит от материального и социального, тем меньше его признаков можно наблюдать.

ОБОСНОВАНИЕ: задание дал основатель Синтон-подхода, в рамках иллюстрации Синтон-подхода, а Синтон-подход состоит в том, что не надо искать глубинных причин проблем, пока не исследованы причины вероятные (средние), и не занимается вероятными, пока не опробованы решения на уровне здравого смысла (поверхностные).

ВЫВОД: Надо выделить степени глубины психологической сферы (глубинная, средняя, поверхностная) по степени удаленности от внешнего мира (социального и материального) и распределить все понятия по степени глубины. Результат распределения даст эффект выполнение задания.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Например, «Центропупизм» и «Эгоизм» - соотносимые понятия, они соотносятся друг ко другу, как род и вид. Невозможно быть эгоистом (что выражается в «Безответственном поведении» и «Позиции Жертвы»), не ощущая себя перед этим в центре вселенной, однако, ощущение себя пупом земли может выражаться не только в эгоистичном поведении, но и иным образом (например, в специфическом реагировании на неудачи). С другой стороны, «Центропупизм», обусловливая «Эгоизм», может быть сам обусловлен, например, «Бессознательным желанием» привлечения внимания, которое, в свою очередь, возникло из-за какой-нибудь «Психологической травмы» и объективно существующей «Потребностью в общении».

Точно также и «Принятие себя». Оно – частный случай просветления, его составная часть.



КОНЦЕПЦИЯ:

Модель психологической сферы.

ГЛУБИННАЯ СФЕРА

(сфера истоков возникновения потребности)



Бессозн-е.желание, Потребн. в общен., Психотравма

СФЕРА ИДЕОЛОГИИ

(осмысления и обоснования)

Центропупизм Просветление

Эгоизм Принятие себя



СФЕРА ЖЕЛАНИЯ

(РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИИ)

Позиция Жертвы

Безответственное поведение



СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ЖЕЛАНИЯ

(поверхностный уровень)

Подавление эмоций, Личностный рост (деградация)

ВНЕШНИЕ СФЕРЫ

(в которых проявляются наблюдаемые признаки)



4. Вывод.


Сделанная концепция, при всей ее условности, показывает, что психологическая проблема может быть на поверхностном уровне, а может располагаться очень глубоко. Следовательно, при решении проблемы надо идти «от простого – к сложному» и искать решение сначала на поверхности. И только опробовав решение на уровне здравого смысла и поняв, что корни проблемы находятся на среднем или глубинном уровне – можно «нырять» туда (если есть способности и желание туда «нырять»).

Второй вывод: поскольку понятия глубинного уровня менее всего выражены в наблюдаемых признаках, правильность их применения в процессе консультации очень трудно проверить, чем пользуются дилетанты и шарлатаны от психологии.
Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница