1 Понятие о мышлении. Функции мышления



Скачать 35.18 Kb.
страница1/5
Дата30.12.2017
Размер35.18 Kb.
  1   2   3   4   5

1)Понятие о мышлении. Функции мышления

Человек живет среди событий, которые происходят одна за другой или параллельно. Потребности, цели человека обусловливают необходимость разобраться в том, что из чего следует, как связаны между собой события, объекты, явления, которые их свойства детерминируют эту связь.

На первый взгляд кажется, что в этом поможет опыт, сохраненный в памяти человека. Например, она запомнила за прожитый период определенное количество случайных связей - и этого достаточно для поддержания жизнедеятельности, для реализации своих потребностей и задач. Но .буття сложнее, и только привычки и прошлый опыт не решают всех проблем. Это и заставляет нас искать такое свойство и такая связь, которые помогли ответить на вопрос, достичь цели, решить проблему. Скажем, если строить урок, полагаясь только на новую технологию как универсальную и чудодейственную, мы не всегда сможем достичь цели урока.

Итак, требуется внимательное изучение, обследование, анализ ситуации с целью выявления взаимосвязей фактов, событий, объектов и их свойств, которые необходимы для решения проблем. Поиск именно существенной для нас признаки - это не простой, а довольно своеобразный акт, выполняет мышления. Каждый автор определяет содержание этого понятия, связывая его с общим предметом психологии - психическим отражением действительности, опосредует жизни индивида. Однако в объяснении предмета психологической науки "психическое отражение" выступает как нерасчлененная единство. Отражения, осуществляется мышлением, имеет свои сущностные и специфические свойства.

Мышление - это высшая форма психического отражения. Познание мира начинается с ощущений, восприятий и представлений, но эта чувствительная картина мира не позволяет глубоко и всесторонне его опознать. В частности, живое созерцание в состоянии проникнуть в сложные формы взаимодействия явлений, объектов, событий, в их причины и последствия. Для отражения этих моментов бытия необходим переход от ощущений, восприятий (чувственного отражения) к мышлению. Путем мышления индивид обнаруживает взаимосвязи между предметами, событиями и явлениями, выясняет причины и последствия этого взаимодействия. Мышление, надбудовуючись над чувствами и восприятием, открывает новые стороны явлений и различных объектов. Так, в физике открыто элементарные частицы или ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, их нельзя увидеть, о них можно только мыслить.

Эмпирическое знание включает в себя чувственные признаки предметов, явлений действительности, но там, где этих знаний не хватает, возникает напряжение, является сплавом мыслей и чувств. Отправным моментом мышления является постановка вопросов: "Что это?" "Почему так?" "Кто виноват?" "Что делать?"

Таким образом, мышление использует эмпирические знания для размышления и составляет трамплин для высшей степени отображения мира, заключается в осуществлении глубинного анализа, поиска значимых для индивида ориентиров.

Мышление дает знания о существенных свойствах, связи и отношения объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления к его сущности (А. Н. Леонтьев). Мышление, в отличие от процессов чувственного отображения, косвенно отражает действительность. Оно осуществляется через анализ, синтез, сравнение, обобщение, то есть через мыслительные операции, опираясь на знания, получает выражение в слове. Оно дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта.

Мышление является обобщенным отражением действительности. Это процесс поиска существенных признаков, свойств предметов и явлений и связей между ними, к тому же характеристик, общих для однородных явлений или предметов действительности. Славнее существенные признаки лежат в основе обобщения, раскрывают определенную закономерность или тенденцию. Так, психологи, изучая особенности восприятия человеком действительности, открыли такую общую закономерность, как константу.

Мышление имеет активный, действенный и целенаправленный характер. Возникновение у индивида ощущений, восприятий обусловлено внешними факторами. Эти процессы возникают при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, независимо от желаний субъекта. Мышление, как правило, актуализируется и направляется сущностью и значимости для субъекта проблемы.

Мышление неразрывно связано с языком и речью. Мнение объективируется в языке и речи. Речь является средством, а язык - средством выражения мысли и форме ее существования. Любая мысль возникает и приобретает своего развития в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Чем больше продумана мнение, тем четче будет выражена в речи. Учитывая особенности взаимосвязи и взаимодействия мышления и речи, П.Я. Гальперин рассматривает формулировки мыслей вслух, закрепления мысли или суждения в слове как один из последовательных этапов формирования умственных действий. Так, если учитель предлагает ученику думать вслух, это улучшает контроль за "маршрутами" мысли и совершенствует ее.

Особую роль в процессе взаимодействия мышления и речи играет внутренняя речь. Оно обслуживает мнению, способствует возникновению ее и готовит к выражению во внешней речи.

Подчеркивая специфичности взаимодействия языка и мышления, немецкий философ И. Дицген отмечал, что мышление отражает мир как художник, а язык служит для этого художника кистью, которым он описывает общую родство всех вещей. Таким образом, мышление человека не существует вне языка.

Мышление имеет социальную природу. Общественно-исторический характер мышления объясняется тем, что возникновение и развитие его обусловленные общественными потребностями. Общественный характер имеет и цель мышления, например, актуальными для человечества являются экологические проблемы планеты.

Для решения проблем люди используют исторический опыт, усваивают знания, закрепленные в слове. В процессе усвоения знаний развивается и мышление. Таким образом, мышление является продуктом общественно-исторического развития. В то же время развитие мышления субъектов обуславливает общественный прогресс, выполняет роль его детерминанты.

Чтобы подготовиться к жизни, молодежи нужно овладеть опыт человечества, учиться. Этот опыт определенным образом организованный и представленный в учебных планах, программах, учебниках и пособиях для различных уровней имеющейся в обществе системы образования. Успешное усвоение опыта может произойти на основе активной целенаправленной мыслительной деятельности, при обнаружении творчества и самостоятельности школьника.

Итак, мышление - это социально обусловленный, связанный с речью психический процесс самостоятельного отражения существенно нового, то есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности, с чувственного познания и способен выходить за его пределы (А.В. Брушлинский).

Определение мышления, которые можно найти в большинстве учебников, охватывающих несколько признаков. А.В. Брушлинский стремится увеличить количество специфических риса определении мышления. Но такой подход скорее показывает предмет исследования или указывает на различие мышления от восприятия. Есть и другие подходы к определению мышления. С.Л. Рубинштейн считал, что основным предметом психологического исследования мышления является его процесс или рассмотрение этого процесса в плане деятельности. П.Я. Гальперин писал, что психология изучает не просто мысленно и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач. OK Тихомиров убежден, что предметом психологического исследования мышления есть виды мышления.

Сущность мышления можно определить так: мышление - это психическое познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных элементов, свойств и связей между ними в предметах и явлениях объективной действительности. Это отражение происходит на основе возникновения второсигнальных временных нервных связей с опорой на першосигнальни связи. Временные нервные связи на уровне первой сигнальной системы отражают эмпирические знания, в которых существенное и вариативно сосуществуют. Слово же впитывает в себя существенное в характеристике предметов, явлений и событий, благодаря своей способности к обобщению позволяет оторваться от действительности, абстрактно отразить глубинное в объектах бытия.

На основе специфических черт мышления можно выделить его основные функции. Ограничимся выделением четырех основных функций (В.Д. Шадриков).

1. Понимание. С. Костюк отмечал, что процессы понимания - это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или иных объектов в их существенных связях с другими объектами, достигается на основе включения нового знания в субъективный опыт. По мнению Е.В.Ильенкова, понять явление означает выяснить способ его возникновения, проанализировать сами условия возникновения явления, вызывает образование понятий и понимания. Понимание можно рассматривать как одну из форм мышления, свойство или компонент мышления.
2. Решение проблем и задач. Мышление возникает тогда, когда субъективного опыта для достижения цели не хватает, то есть в проблемной ситуации. Осознать и сформулировать вопрос - это уже определенный шаг к решению проблемы. А понимание того, что известно и что нужно искать, свидетельствует о превращении проблемной ситуации на задачу. Умение найти связь известного и неизвестного в задачи означает найти способ ее решения.

3. целеполагания. Образование целей составляет процесс порождения новых целей, что происходит в мышлении. Мышление обнаруживает свои предсказательная возможности и формирует образ конечного результата деятельности. Общую цель мышления конкретизирует в промежуточных целях. Таким образом, постановка общей, промежуточной и конечной цели как раз и есть целое-образовательным процессом, происходящим в мышлении.

4. Рефлексию рассматривают как деятельность субъекта, направленная на осознание способов и действий его познания. Самопознание выполняет регулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница