1. введение. Врачевание в первобытном обществе история. Культура. Медицина



Скачать 106.5 Kb.
Дата25.04.2016
Размер106.5 Kb.

1. ВВЕДЕНИЕ. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История. Культура. Медицина

«Любовь и забота – лучшее лекарство»

Парацельс


Как всякая наука, сестринское дело имеет свою исто­рию, которая охватывает тысячелетия. Зарождение меди­цины связано с ранними этапами развития человека и человеческого общества.

Медицина представляет собой практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении бо­лезней, о достижении человеческим обществом долголе­тия в условиях здоровья и работоспособности.

Медици­на развивалась в тесной связи со всей жизнью общест­ва, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Как и всякая другая область знаний, медицина пред­ставляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного про­цесса роста и обогащения. Изучение медицины обязательно включает основа­тельное знакомство с ее историей.



История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием и культурой, составной частью которой она является.

История медицины делится на частную и общую.



Общая история медицины изучает основные закономерности развития мировой медицины и деятельность выдающихся ученых-медиков, внесших вклад в ее развитие.

В курсе любой медицинской дисциплины содержатся отдельные сведения о ее прошлом. Но сумма этих отдель­ных сведений не составляет истории медицины как науки. Требуется понять пути развития медицины в целом и связи этого развития с естествознанием, техникой, миро­воззрением, общей историей человеческого общества – со сменой социально-экономических отношений. Необходимо уяснить связи между развитием отдельных медицинских отраслей. Это и является задачей общей истории медицины, изучающей главные закономерностей и основные, узловые проблемы развития медицины в целом. Общая история медицины как особая научная дисциплина входит в систему высшего медицинского образования.



Частная история медицины изучает становление и развитие отдельных медицинских специальностей, жизнь и деятельность врачей и ученых-медиков, внесших вклад в развитие отдельных направлений медицины.

Частная история медицины не изучается в виде отдельного курса, сведения, составляющие предмет изучения частной истории медицины, являются частью преподавания отдельных медицинских специальностей и изучаются на соответствующих кафедрах.

Изучение общей истории медицины преследует следующие задачи:

1. Научить объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины, сестринского дела и здравоохранения.

2. Показать общие закономерности всемирно-исторического процес­са становления и развития врачевания, медицины и сестринского дела в различных странах мира с древнейших времен до современности.

3. Раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины и сестринского дела в контексте поступательного развития человечества.

4. Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара.

5. Ознакомить с жизнью выдающихся ученых, врачей, медицинских сестер, определивших судьбы медицинской науки и здравоохранения.

6. Прививать этические принципы сестринской деятельности; показать особенности развития медицинской этики в различных цивилизациях и странах мира, философских основ и исторических условий их формирования.

7. Воспитывать высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства милосердия, гуманизма и патриотизма.



8. Расширить общий культурный и исторический кругозор обучающихся.
Медицина, как область человеческой деятельности, многогранна и включает в себя такие понятия, как традиционная медицина, народная медицина, научная медицина. Нередко традиционной медициной обозначают всю народную медицину. Даже в проекте Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации, принятом в 1993 г., предполагалось народную медицину назвать традиционной. Однако эта неточность была устранена и в принятом законе в статье 57 говорится о праве на занятие народной медициной (целительством). Определение, данное в этом документе, гласит: «Народная медицина - это методы оздоровления, про­филактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих по­колений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистри­рованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Наличие в одном из основополагающих документов та­кой статьи говорит о признании, важном значении народной медици­ны и необходимости ее изучения. А было время, когда она отвергалась, объявлялась вредной, противоречащей научной или традиционной медицине, ее представители не признавались и даже преследовались. До сих пор сохраняется путаница с обозначениями принадлежности к традиционной и нетрадиционной медицине. Незнающие хотя бы ос­нов истории медицины научную, современную медицину нередко называют традиционной, а народную — нетрадиционной. Однако на самом деле все наоборот: народная медицина может быть обозначена как тради­ционная, сохраняющая свой практический и, если угодно, теоретичес­кий опыт. Но далеко не во всяких проявлениях народная медицина может быть названа традиционной. Традиционная медицина развива­лась, выйдя из недр народной медицины, и, с этой точки зрения, пра­вильнее говорить о традиционной народной медицине, т.е. народной ме­дицине, сохранившей традиции, принципы, практический опыт врачевания и даже какие-то устойчивые первоначальные концепции о природе человека, его здоровье и болезнях. Чтобы стать такой традици­онной медициной, народной медицине нужно было в течение многих веков развиваться наряду с научной, нетрадиционной медициной. Сви­детельство тому – медицина древних государств – Китая, Индии, Ти­бета, Вьетнама и некоторых других регионов, преимущественно Юго-Восточной Азии. Утверждение о традиционной народной медицине таких древних цивилизаций, как Египет, Месопотамия и даже Греция, Рим, Александрия, Южная Америка (медицина инков, майя и др.) не отве­чает названным критериям, так как традиции народной медицины этих стран и регионов не сохранились, хотя там, как и повсеместно, работа­ют представители народной медицины, но они не вооружены всем ар­сеналом средств и представлений традиционной народной медицины.

Научную медицину нередко отождествляют с медициной в целом, подразумевая при этом, что медицина, как организация научно-исследовательской деятельности, относится к здравоохранению. Однако медицина – более широкое понятие, куда здравоохранение входит как интегральная часть (Лисицин Ю.П., 2004).
В основу периодизации истории медицины положена принятая в отечественной исторической науке периодизация, согласно которой всемирная история делится на пять периодов, отражающих развитие и смену пяти общественно-экономических формаций.

Периодизация всемирной истории.



Периоды всемирной истории

Условные хронологические рамки

Определяющая общественно-экономическая формация

Абсолютный возраст

Первобытное общество

Около 2 млн. лет назад –

IV тысячелетие до н.э.



Первобытно-общинная

Около 2 млн. лет назад

Древний мир

IV тысячелетие до н.э. –

середина I тысячелетия н.э.



Рабовладельческая

Около 4 тыс. лет

Средние века

476 – 1640 гг.

Феодальная

Около 1200 лет

Новое время

1640 – 1917 гг.

Капиталистическая

Около 300 лет

Новейшее время

С 1917 г.



Около 90 лет


Источниками изучения истории медицины являются материалы, предоставляемые историей, археологией, лингвистикой, этнографией и др. Согласно классификации проф. Тихомировой, выделяют 7 групп таких источников:

I группа – материальные

– источники, предоставляемые археологией – наукой, изучающей историю человеческого общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей (орудия труда, остатки построек, погребения)

– материалы палеопатологии – науки о болезнях древнего человека

II группа – письменные источники, которые подразделяются на

– написанные автором, они представляют наибольшую ценность

– монографии

– энциклопедии

– учебники

III группа – этнографические

этнография – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира

IV группа – лингвистические

лингвистика (языкознание) – наука о языках народов мира

V группа – фонодокументы

записанный звук

VI группа – кино- и фотодокументы

VII группа – фольклор

фольклор – народное искусство, включающее предания, эпос, народные песни и танцы, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство


Виды источников по истории медицины и методы их изучения продолжают расширяться и обогащаться. Важной задачей в каждом случае является тщательная проверка, установление подлинности, достоверности данного источника или категории источников.

Врачевание в первобытном обществе


История первобытной эры изучает человеческое общество от возникнове­ния человека (более 2 млн. лет тому назад) до формирования первых циви­лизаций (IV тысячелетие до н.э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей исто­рии человечества. Все последующие периоды истории (древ­ний мир, средние века, новая и новей­шая история) занимают не более 1% исторического пути человечества.

Несмотря на отсутствие письменно­сти (и письменной истории), история первобытного общества является не­отъемлемой составной частью всемир­но-исторического процесса развития человечества и не может определять­ся как доистория, или праистория, а первобытный человек – как доистори­ческий.

Первобытно-общинный строй явля­ется универсальным: через него про­шли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складыва­лись решающие предпосылки для все­го последующего развития человечества: орудийная (или трудовая) дея­тельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, ис­кусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки. Анализ их раз­вития от самых истоков имеет важное практическое значение для формиро­вания концепции исторического раз­вития медицины в целом.

Периодизация и хронология пер­вобытной эры и первобытного враче­вания

В истории первобытной эры вы­деляют три этапа: становление пер­вобытного общества (свыше 2 млн. лет тому назад – около 40 тыс. лет тому назад), расцвет первобытного обще­ства (около 40 тыс. лет тому назад – Х тысячелетие до н.э.) и разложение первобытного общества (с Х – V тыся­челетий до н.э.).

Соответственно историческим эта­пам условно определяются три перио­да в развитии первобытного врачева­ния:

1) становление человека, первобыт­ного общества и первобытного враче­вания, когда происходило первона­чальное накопление и обобщение эм­пирических знаний о природных ле­чебных средствах (растительного, жи­вотного и минерального происхожде­ния);

2) врачевание в период расцвета первобытного общества, когда разви­валось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в со­циальной практике;

3) врачевание в период разложе­ния первобытного общества, когда вме­сте с зарождением классов и частной собственности шло становление куль­товой практики врачевания (заро­дившейся в период поздней родовой общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний вра­чевания (как коллективного опыта об­щины и индивидуальной деятельности врачевателя).



Источники по истории первобыт­ной эры и первобытного врачевания

Изученность развития лечебной деятельности человека в различные периоды истории не одинакова и, как правило, находится в обратной зави­симости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция истории перво­бытного общества: оно не оставило письменных источников, а осмысление археологических и этнографических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пере­смотра наших представлений в связи с новыми научными открытиями.

Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базиру­ются на данных археологии и этногра­фии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии.

Данные археологии. Основными вещественными источ­никами первобытной истории являют­ся: орудия труда, остатки первобыт­ных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы перво­бытной культуры. Археологические находки, имею­щиеся в распоряжении ученых, со­ставляют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался пер­вобытный человек. Причины этого дво­якого рода. Во-первых, археологическая изученность на различных континентах неодинакова. Во-вторых, до­стоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет (предметы из дерева, кожи, коры или растений не сохраняются).

Данные палеопатологии. Палеопатология изучает патологи­ческие изменения останков первобыт­ного человека, точнее, его скелета. До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а бо­лезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, ко­торый искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Некоторые болезни человека, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноос­феры и связаны с деятельностью человеческого разума (и порой неразум­ной его деятельностью). Но это справедливо лишь в отношении ограничен­ного числа заболеваний. Концепция «золотого века» не ставила в центре своего внимания здо­ровье человека. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степе­ни способствовали ее опровержению. Изучение останков первобытного че­ловека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травма­тических повреждений и тя­желых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления поз­воночника, кариес зубов и др.) [См. иллюстрации в учебниках: Сорокина Т.С. История медицины в 2-х т. – М., 1992. – С. 16-17; Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир. – М., 1987. – С. 12-17].

Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие – о пережитой или непережитой трепанации черепа, которую стали производить в XII тысячелетии до н.э. (преимущественно в ритуальных целях). Делать выводы о болезнях мягких тканей значительно сложнее – они не сохраняются даже в мумиях.



Данные этнографии. Этнографические исследования вра­чевания апополитейных первобытных обществ (т. е. первобытных обществ доклассовой эры) весьма затруднены и возможны лишь на основе археоло­гических исследований. В то же время исследование более поздних – синполитейных первобыт­ных обществ (т. е. первобытных об­ществ классовой эры, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о перво­бытном врачевании. Однако здесь необходимо учитывать, что еще до эпохи Великих географических открытий классовые общества уже оказывали влияние на современные им (синполитейные) первобытные общества. Вот почему этнографические исследования синполитейных первобытных обществ не могут быть использованы для прямых исторических реконструкций древнейших апополитейных первобытных обществ.

Становление первобытного общества и первобытного врачевания

(свыше 2 млн. лет назад – около 40 тыс. лет назад)


Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т.е. людей) – длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов. В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:

1) прямохождением, или бипедией;

2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;

3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным палеоантропологическим данным первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился уже у ближайших предков человека — австралопитеков (более 2 млн. лет назад, в конце третичного периода). Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды начали создавать первые орудия труда.

Второй признак гоминидной триады – развитая кисть – сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300-200 тыс. лет назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась современной на стадии поздних палеоантропов (около 50-40 тыс. лет назад), в то время как совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида — неоантропа (Homo sapiens), окончательно завершилось около 50-40 тыс. лет назад.

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека – его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического – труда и направляемого трудом естественного отбора.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека – прародине человечества. В современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма.

Согласно гипотезе моногенизма (которой придерживается большинство исследователей), человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара – высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).

Гипотеза полигенизма допускает существование нескольких центров формирования человека – в Африке и Азии.



Эпоха праобщины (первобытного человеческого стада) включает в себя два периода: эпоху древнейших людей – архантропов (около 2 млн. лет назад – 300-200 тыс. лет назад) и эпоху древних людей – палеоантропов (неандертальцев) (около 300-200 тыс. лет назад – 40-35 тыс. лет назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания.

Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей – австралопитеки – наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами. Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах.

Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Древние люди (палеоантропы) – предки человека современного вида – жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных районах Евразии.

Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из них (сделанные 70-50 тыс. лет назад) обнаружены в пещерах Ле Мустье и Ла Феррасси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму, в пещере Шанидар (на территории Ирака). Появление захоронений свидетельствует о формировании у древних людей абстрактного мышления и окончательном выделении человека из животного царства, как существа социального.

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений.

Врачевание в период зрелости первобытного общества

(около 40 тыс. лет назад – X-V тысячелетия до н.э.)


Расцвет первобытного общества начался в эпоху верхнего палеолита. К этому времени окон­чательно завершился процесс антро­погенеза, значительно расширилась ойкумена. Если на ранних этапах ста­новления человечества она занимала только зону тропического пояса Афри­ки и Евразии, то к началу верхнего палеолита человек освоил значитель­ные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки. При­способление к разнообразным услови­ям окружающей среды в этот период шло параллельно с формированием современных рас (негроидной, евро­пеоидной, монголоидной и австралоидной), а также многочисленных ра­совых типов.

Развитие первобытного коллекти­визма, орудийной техники, изобрете­ние лука и стрелы (XIV-VII тысячелетия до н.э.) обусловили дальней­ший подъем производительных сил и совершенствование организации чело­веческого общества, т.е. социальных отношений. В период расцвета перво­бытного общества это выразилось в возникновении общинно-родового строя сначала в форме ранней родо­вой общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем – в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.



Ранняя родовая община охотни­ков, собирателей и рыболовов (эпоха верхнего палеолита и частично мезо­лита) была вполне сформировавшим­ся человеческим обществом. При край­не низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была кол­лективом равных: мужчины и женщи­ны специализировались в разных, одинаково общественно полезных сфе­рах трудовой деятельности; их кол­лективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т. е. распределения продукта.

Наряду с первобытным коллекти­визмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный (унилинейный) счет родства. Истори­чески представления о родстве по ма­теринской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцов­ском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кров­ное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрилинейно (матрилинейная организация рода).

В ранних человеческих коллективах женщины играли важную роль в за­боте о детях, поддержании огня, веде­нии хозяйства. Все это явилось осно­вой высокого общественного положе­ния женщин и вместе с матрилинейным счетом родства обусловило фор­мирование материнско-родового куль­та – культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода – главой рода могли быть в равной степени и жен­щина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода.

Врачевание в эпоху верхнего палеолита было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого тре­бовала забота о детях и других чле­нах общины; мужчины оказывали по­мощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.



Развитая (поздняя) родовая общи­на земледельцев и скотоводов (мезо­лит, неолит) характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства к производящему – земле­делию (с IX-III тысячелетий до н.э.) и разведению домашних животных (с VIII—III тысячелетий до н.э.). По мнению большинства исследователей, земледелие зародилось в регионе Вос­точного Средиземноморья и на территории современных государств Ирак и Иран.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, ко­за, бык и лошадь; изобретены кера­мика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоено строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу периода (IV тысячелетие до н.э.) из живописи начала развиваться рисуночная письменность – пиктография. Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая револю­ция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с иррациональными представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, по археологической терминологии, в каменном веке.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лече­ния: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, мине­ралов и частей животных; применяли «шины» при переломах; умели делать кровопускания, используя колючки и шипы растений, рыбью чешую, камен­ные и костяные ножи.

Однако эмпирические знания пер­вобытного человека, полученные в ре­зультате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Перво­бытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бед­ствий, понимать явления окружавшей его природы. Его бессилие перед при­родой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиоз­ные представления (тотемизм, фети­шизм, анимизм, магия), которые от­разились и на приемах врачевания.

Тотемизм (алгонкинск. от-отем – его род) – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и опре­деленным видом животного или растения (на­пример, кенгуру или эвкалипт). Тотему не по­клонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. То­темизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей его естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т.е. почитание животных.

Фетишизм (португ. fetico – амулет, талис­ман) – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в ка­честве культовых предметов и получили идеа­листическое толкование. Так появились амуле­ты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.).

Анимизм (лат. anima, animus – душа, дух) – вера в души, духов и всеобщее одухо­творение природы. Полагают, что эти пред­ставления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, встречаются на островах Океании, в Австра­лии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Не понимая еще истинной связи событий и явле­ний природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пы­тался с помощью специальных приемов (маги­ческих действий) вызвать желаемый результат (изменения погоды, удачу на охоте или вы­здоровление от болезни).

Среди многочисленных разновидно­стей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала куль­товая практика не составляла секре­та: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. Со временем раз­витие верований и усложнение ритуа­лов потребовали определенной спе­циализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, и культовые действия стали совершаться старей­шинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культо­вая практика оформилась в период развитой родовой общины, когда зоо­морфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в ан­тропоморфный тотемизм и культ предков-людей – покровителей рода (пред­ков-мужчин – при переходе к патри­архату и предков-женщин – при пере­ходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного челове­ка о причинах болезней: возникновение недуга порой понималось, как, результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. По­добные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью кото­рых стало изгнание духа болезни из тела больного. В ряде случаев это «изгнание» осуществлялось вполне ес­тественными средствами. Так, абори­гены Америки высасывали «дух бо­лезни» при помощи полого рога буй­вола (прототип современных банок). У многих народов было принято кор­мить больного горькой пищей, непри­ятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные сред­ства) . Однако в целом стремление из­гнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое соче­тало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по ар­хеологическим данным с XII тысяче­летия до н.э. (мезолит), – ее стал про­изводить лишь человек современного вида – Homo sapiens.

Первый трепанированный череп ис­копаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке – в районе г. Куско (на территории Пе­ру) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в боль­шинстве случаев (около 70%) трепа­нации заканчивались успешно, – о чем свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Отсут­ствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции. Причина трепанации – вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она произ­водилась в ритуальных целях: отвер­стие, как правило, делалось в стерео­типных зонах мозгового черепа. Воз­можно, первобытный человек надеял­ся, что через отверстие в черепе дух болезни легко сможет покинуть тело больного. В то же время существует другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру чаще проводились после травматического повреждения мозгового черепа и свя­заны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на су­ществование. Однако для истории ме­дицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепана­ции, что свидетельствует о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

В целом врачевание периода рас­цвета первобытного общества харак­теризуют: целенаправленное примене­ние эмпирического опыта коллективно­го врачевания в социальной практике и совершенствование приемов рацио­нального врачевания; дальнейшее раз­витие гигиенических навыков (одежда из шкур, устройство жилищ); в области оперативного врачевания – лечение ран средствами растительного, живот­ного и минерального происхождения, – шинирование, кровопускания, риту­альное обрезание, использование в ка­честве инструментов врачевания изде­лий из камня, кости, рыбьей чешуи и т.п., эмпирическое применение при­родных опьяняющих и наркотических средств в качестве обезболивающих; в области социальных отношений – дальнейшее развитие коллективного врачевания и зарождение лечебной ма­гии на основе фантастических верова­ний.

Экономическое и социальное раз­витие человечества в период поздней родовой общины подготовило предпосылки для зарождения частной соб­ственности и разложения первобытно­общинного строя, начавшегося ранее всего в плодородных долинах круп­нейших рек планеты.



Врачевание в период разложения первобытного общества

(с X – V тысячелетий до н.э.)

Разложение первобытно-общинно­го строя началось в Х – V тысячелети­ях до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение част­ной собственности и частного хозяй­ства, классов и государств. Разложе­ние первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.



Патриархат был наиболее распро­странен. Он возникал там, где обще­ственное неравенство формировалось при ведущей экономической и общест­венной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно ред­кой формой разложения первобытно­общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формирова­лось при сохранении ведущей эконо­мической роли женщины и материнско-родового культа. На на­шей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохраня­лись в таких крупных рабовладельче­ских государствах, как древний Еги­пет или Хеттское царство, где на про­тяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и прес­тол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).

В период разложения первобытно­общинного строя отчетливо прояви­лись различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытно­го общества завершился в III – II ты­сячелетиях до н.э. (Месопотамия, до­лина Нила, бассейн Инда). В наиме­нее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего вре­мени.

В области врачевания в этот пе­риод закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расши­рялся круг лекарственных средств, из­готовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, желе­зо), развивалась помощь раненым об­щинникам во время участившихся войн.

К числу оперативных методов вра­чевания, которые производились в синполитейных племенах, находив­шихся на стадии разложения перво­бытного общества, относятся также ри­туальное обрезание во время инициа­ции, ампутации конечностей, а по не­которым данным, и кесарево сечение. Для целей обезболивания применялись наркотические и опьяняющие средства.

В период разложения первобытно­го общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной ор­ганизации, а следовательно, и к ук­реплению культа племенных покрови­телей и религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: со­хранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религи­озные функции, врачевание, судопро­изводство и т. п. Часто основным их занятием было врачевание. Со време­нем культовые обряды становились все более таинственными и непонят­ными для большинства членов общи­ны.

Формирование лечебной магии про­ходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, ко­торые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следователь­но, культовые обряды врачевания бы­ ли явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели – знахари. Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он по­священ в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудито­рию, которая беспредельно верит ему.

В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт (несмотря на ограниченный ар­сенал лечебных средств и приемов) явились одним из истоков традицион­ной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – ирра­циональные традиции первобытного врачевания возникли как закономер­ный результат превратного миросо­зерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и не­понятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рацио­нального опыта первобытного враче­вания в целом.



Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего време­ни, и поэтому не может называться «примитивной медициной». «...Седая древность, – писал Ф. Эн­гельс, – при всех обстоятельствах ос­танется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, пото­му что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исход­ным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержа­нием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим людям».
Каталог: src -> downloads
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Учебно-методическое пособие Иркутск игму 2011 (075. 32) Ббк 51. 1я73 ш 67
downloads -> Тесты текущего контроля по теме:«Дифтерия у детей. Инфекционный мононуклеоз»
downloads -> Д. С. Бессчастный Иркутск: 2013. 85 с
downloads -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для лечебного факультета
downloads -> Методическое пособие Иркутск 2011 Утверждено фмс иркутского медицинского университета 22. 06. 2011 г
downloads -> Перечень печатных дидактических материалов Основная литература
downloads -> Минздрав россии
downloads -> Экзаменационные билеты по госпитальной хирургии для студентов 5-го курса лечебного факультета очной формы обучения и 6-го курса очно-заочной формы рбучения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница