13. Красный плоский лишай. Красная волчанка Актуальность темы



Скачать 111.95 Kb.
Дата01.05.2016
Размер111.95 Kb.
Просмотров9
Скачиваний0
Размер111.95 Kb.
13. Красный плоский лишай . Красная волчанка
Актуальность темы: Дерматозы достаточно часто сопровождаются поражением слизистой оболочки полости рта. Диагностика этих заболеваний не представляет трудности при сочетании поражений СОПР и кожи . Трудности возникают в случае изолированного поражения СОПР. Поражения слизистой оболочки полости рта достаточно разнообразны: чаще всего они сопровождаются экссудативными, альтеративними и пролиферативними формами воспаления. В некоторых случаях происходят дистрофичные изменения, особенно в покровном эпителии. К ним относят и процессы с нарушением ороговевания – пара-, гипердискератоз. К таким заболеваниям принадлежат красный плоский лишай (КПЛ) и красная волчанка (КВ). С одной стороны –это сложные заболевания с аутоимунним компонентом патогенеза, которые очень трудно поддаются лечению. С другой стороны - это факультативные предраки, в связи с чем необходимо вовремя установить диагноз заболевания и своевременно определиться с лечебными мероприятиями.
Цель обучения

Общая цель: Уметь устанавливать предварительный клинический диагноз и определять характер и принципы лечения красного плоского лишая и красной волчанки .



Конкретные цели


Исходный уровень знаний-умений

Уметь

1. Выделять из жалоб, данных анамнеза сведения, которые характеризуют наличие КПЛ и КВ

1. Собирать и оценивать жалобы, анамнез (каф. внутренний медицины болезней, каф. пропедевтической стоматология, каф. дерматовенерологии)

2. Составить индивидуальную схему диагностического поиска – цитологичних и морфологических

2. Определить необходимый объем и последовательность методов исследования: физических (каф. социологии, каф. дерматовенерологии , каф. гистология, каф. пат. анатомии, каф. пропедевтической стоматологии )

3. Определить наиболее информативные признаки КПЛ и КВ при объективном обследовании и на основании данных дополнительных методов исследования

3. Проводить объективное обследование (каф. пропедевтической стоматологии, каф. дерматовенерологии ), оценивать результаты дополнительных методов исследования (каф. гистологии, пат. анатомии, микробиологии, каф. внутренних болезней, каф.дерматовенерологии)

4. Провести дифференциальную диагностику между КПЛ , КВ и другими за заболеваниями СОПР

4. Распознавать синдромы и морфологический субстрат заболевания (каф. дерматовенерологии, каф. пат. анатомии)

5. Установить предварительный клинический диагноз КПЛ и КВ

5. Определить тактику ведения больных и принципы лечения КПЛ и КВ (каф.дерматовенерологии)


6. Определить тактику ведения больного и лечения КПЛ и КВ с поражениями СОПР

6. Интерпретировать значение реактивности организма, иммунологических нарушений, в развитии КПЛ и КВ (каф.дерматовенерологии)

7. Заполнить амбулаторную карту больного КПЛ и КВ, направления, на дополнительное обследование, с поражением СОПР

7. Заполнять амбулаторную карту больного (каф. стоматологии пропедевтики)

8. Использовать деонтологические навыки при общении с больным.

__________________________


Определение и обеспечення исходного уровня знаний-умений

Задания для проверки исходного уровня

Задание №1. Женщина 59 лет обратилась к дерматологу с жалобами на наличие сыпи- мелких зудящих элементов поражения на коже передпличчив и голеней. Во время обследования, врач обнаружил на коже указанных участков плоские плотные папулы полигональной формы розово- фиолетового цвета размером до 0,5 см с блестящей «перламутровой» поверхностью и западением в центре. Некоторые папулы сливаются, образовывают небольшие бляшки. Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Красная волчанка

В. Красный плоский лишай

С. Розовый лишай Жибера

Д. Псориаз

Е. Вторичный сифилис



Задание №2. Во время обследования больной 54 лет, врач-дерматолог обнаружил на коже тыльной поверхности лодоней папулы при смачивании ладоней растительным маслом на их поверхности оказывается сетка «Уикхема», какое заболевание диагностировал врач у этой больной?

А. Красная волчанка

В. Красный плоский лишай

С. Розовый лишай Жибера

Д. Псориаз

Е. Вторичный сифилис



Задание №3. У мужчины 57 лет на коже определяется элемент, который выступает над ее поверхностью, диаметром 1,5 см. При пальпации элемент поражения безболезнен, плотный расположен в пределах соскового слоя дермы. Укажите элемент, который определил врач?

А. Узел


В. Узелок

С. Розеола

D. Бугорок

E. Пузырёк



Задание №4. Больной 30 лет, электросварщик, обратился с жалобами на поражение кожи щеки слева, заболевание началось 2 года тому назад весной. Появился гиперемированный участок, овальной формы, диаметром в 2 см, незначительную инфильтрацию тканей, на поверхности которой серебристые чешуйки, в центре кожа незначительно атрофирована. Какой вероятный диагноз?

А. Розовые угри

В. Фотодерматит

С. Псориаз

D. Красная волчанка

E. Лейкоплакия



Задание №5. У женщины 49 лет, которая обратилась к стоматологу с целью профосмотра , на СО щек обнаруживаются узелки. Сливаясь, узелки создают новый элемент поражения. Назовите этот элемент?

А.Узел


В. Эритема

С. Петехии

D. Бугорок

E. Бляшка


Эталоны ответов:

Задание №1:В

Задание №2:В

Задание №3:В

Задание №4:D

Задание №5:Е


Источники информации
1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенко .- Т.2.

2. Пропедевтика внутренних болезней / Учебник под ред. Василенко В.Х., Гребнева А.Л. – М.: Медицина, 1980. – С. 20-41, 52-84.

3. Скрипник Ю.К. Кожные и венерические болезни. – М.: Медицина, 1995. – С. 229-236, 290-296, 307-317.

4. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия: Учебник / Тэр. из рос., 4-е вид., стереотипное изд.. – Х.: Факт, 1989. – С. 109-122.

5. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М.: Медицина, 1997.
Содержание обучения в соответствии с целями:

Теоретические вопросы темы.
1. Классификация разных клинических форм КПЛ и КВ слизистой оболочки полости рта и красной каймы губ.

2. Основные клинические признаки КПЛ и КВ.

3. Основные клинико-лабораторные методы исследования, которые подтверждают природу заболевания.

4. Дифференциальная диагностика КПЛ с КВ и другими заболеваниями СОПР.

5. Тактика ведения и принципы лечения КПЛ и КВ с поражениями СОПР.

6. Основные клинико-лабораторные методы исследования, которые подтверждают природу заболевания.

7. Местное лечение КПЛ и КВ.
Источники информации
Основная литература:

1. Терапевтическая стоматология в 4-х томах / За ред. проф. А.В. Борисенко .- Т.4- Заболевания слизистой оболочки полости рта.- К.: Медицина,2010.- С. 346-361, 426-433.

2. Данилевский М.Ф., Несин О.Ф., Рахний Ж.И.: Заболевание слизистой оболочки полости рта. – К.: «Здоровье», 1998. – С. 259-278.

3. Заболевания слизистой оболочки рта и губ / Под. ред. Боровского Е.В., Машкилейсона А.Л. – М.: Медицина, 1984. – С. 190-215.



  1. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф.: Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. 2-е изд. – М.: «Медицина», 1991. – С. 204-210.


Дополнительная литература:

1. Терапевтическая стоматология в 2-х томах / за ред. проф. А.К. Николишина.- Т.2.- Полтава: Дивосвит, 2007.-С.-176-183.

2. Терапевтическая стоматология / Под. ред. Е.В. Боровского. – М.: Медицина, 1998. – С. 356-365.

3. Рыбаков А.И., Банченко Г.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта. – М.: Медицина, 1978. – С. 167-174.

4. Данилевский Н.Ф., Урбанович Л.И.: Кератозы слизистой оболочки полости рта и губ.-К.-: Здоровье, 1979.-С. 59-104.

Граф логической структуры темы: «Красный плоский лишай»







Диференциальний диагноз






Местное:

-Санация ротовой полости

- Местноанестезирующие средства

- Антисептические средства

- Протеолитические ферменты с антибиотиками (при гнойно-некротических осложнениях)

- Витаминотерапия

- Кортикостероидниые препараты

- Кератопластические препараты

- Криодеструкция

- Гелий-неоновий лазер

- Диатермокоагуляция

- Хирургическое удаление поражения



Общее:

- Диета


- Седативные средства

- Препараты, которые влияют на неспецефическую реактивность организма,

- Кортикостероидная терапия

- Противомалярийные препараты

- Препараты, которые улучшают микроциркуляцию

- Препараты для регуляции кератинизации эпителия




Граф логической структуры темы «Красная волчанка»


Диагностический алгоритм при синдроме «Белый налет на СОПР»


  1. Лейкоплакия

  2. КПЛ

  3. КВ

  4. Кандидоз

  5. Вторичный сифис

  6. Мягкая лейкоплакия




Тактичний алгоритм лечения КПЛ

Лікування

Эксудативно- гиперемир.

форма 2

Эрозивно-

язвенная


форма 3

Гиперкеразная форма 4

Булёзная

форма


5

Типичная форма 1


Общее



-влияние на ЦНС (транквилизаторы) - 1,2,3,4,5

-витаминотерапия (вит С,РР,В1 )- 1,2,3,4,5

-антигистаминные препарати - 2,3,5

-противовоспалительные ( кортикостероиды) - 3,5

-гипосенсибилизаторы – 1,2,3,4,5

-иммуномодуляторы - 3

-лечение соматических заболеваний – 1,2,3,4,5

-физиотерапия - 2,3,5


Местное


-санация полости рта – 1,2,3,4,5

-устранение травмирующих факторов 1,2,3,4,5

-кератопластики -3, 4, 5 ( после хирургических

вмешательств)

- обезболюющие препарати -2,3,5

- антисептики- 2,3,5

-ферменты- 2,3,5

-лечебные средства вяжущего действия - 2,3, 4 ,5

( после хирургических вмешательств )

-противовоспалительная терапия -2,3,4,5

- криодеструция (длительно

незаживающие эрозии)- 3,4

Набор заданий для проверки конкретных целей обучения :

Задание №1. У женщины возрастом 55 годы во время санации полости рта на слизистой оболочке щек в ретромолярном участке выявлены беловатые папулы, которые формируют выступая над поверхностью СОПР разрастания . Какая форма КПЛ у этой больной?

А. Типичная

В. Бородавчата

С. Пемфигоидная

D. Язвенная

E. Эрозивная



Задание №2. Мужчине 60 лет был поставлен диагноз: КПЛ, эрозивная форма. Какой препарат общего действия следует назначить этому больному?

А. Ремантадин

В. Амфоглюкамин

С. Солюсульфан

D. Делагил

E. Метронидазол



Задание №3. Мужчина 58 годы жалуется на ощущение жжения и боли губы, которые усиливаются во время еды. Больной сахарным диабетом. Объективно: красная кайма нижней губы инфильтрирована, синюшная, плотно покрытая гиперкератозними чешуйками, в центре очага поражения - западение. Укажите фактор, способный спровоцировать обострение заболевания.

А. Курения

В. Увеличения палочку в крови

С. Стресс

D. Употребление кислой еды

E. Инсоляция



Задание №4. Женщина 48 лет жалуется на боль во время употребления острой и горячей еды. Объективно: в ретромолярном пространстве СО щек вокруг ячейки из папул - эритема, а на папулезном очаге - 2 эрозии диаметром 0,2 см. Какой наиболее вероятный диагноз?

А. Красная волчанка, эрозивная форма

В. Лейкоплакия, эрозивная форма

С. Красный плоский лишай, эрозийная форма

D. Травматические эрозии

E. Вторичный сифилис



Задание №5. К врачу обратилась женщина 45 лет с жалобами на стянутость, сухость в рту. Объективно: на СО щек, ясень заметные беловатые участки, из папул. Папулы сливаются в виде кружева. Какой дополнительный метод можно использовать для диагностики этого заболевания?

А. Цитологический

В. Серологический

С. Кожные пробы со специфическим антигеном

D. Люминесцентный

E. Диаскопии



Еталоны ответов:

Задание №1:В

Задание №2:Д

Задание №3:Е

Задание №4:С

Задание №5:D


Короткие методические указания к работе студентов на

практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка и коррекция исходного уровня знаний-умений путем решения тестовых заданий. Дальше студенты приступают к самостоятельной работе, что заключается в приеме больных желательно тематических в клиническом зале под контролем преподавателя :студенты проводят опрос больных, обзор и инструментальные методы исследования, выделяют ведущий клинический синдром, с помощью диагностических алгоритмов проводят дифференциальную диагностику, анализируют результаты дополнительных, в том числе аллергологических методов исследований. В результате подробного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всей группы устанавливают предыдущий диагноз с помощью тактического алгоритма, определяют тактику ведения больного, принципы лечения. На заключительном этапе проводится разбор и коррекция проведенной самостоятельной работы. Акцентируется внимание на допущенных ошибках. При отсутствии тематических больных студенты решают ситуационные задания. В конце занятия студенты решают тесты итогового контроля, подводят итоги занятия, выставляются оценки.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал