2. врачевание в странах древнего востока



Скачать 343.14 Kb.
Дата30.09.2017
Размер343.14 Kb.

2. ВРАЧЕВАНИЕ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


(IV тысячелетие до н.э. – середина V в. н.э.)

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих ци­вилизаций, классовых обществ и го­сударств. Здесь ранее, чем где-либо на земном шаре, совершился переход от первобытно-общинного строя к ран­нему рабовладению.

Классовое расслоение общества произошло в крупнейших цивилизациях древнего мира в следующем порядке:

I. древняя Месопотамия (Междуречье) – в конце IV тысячелетия до н.э.

II. древний Египет – в IV тысячелетии до н.э.

III. древняя Индия – в середине III тысячелетия до н.э.

IV. древний Китай – во II тысячелетии до н.э.

Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился данный термин – «Древний Восток».

В других регионах земного шара переход к рабовладению осуществился в более поздние сроки: в странах античного Средизем­номорья – в III-II тысячелетиях до н.э., в Западной и Центральной Ев­ропе – в I тысячелетии до н.э., в Аме­рике – в I тысячелетии н.э.

Развитие эмпирических знаний (ко­торые включают и врачевание) в стра­нах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой – в каждом государстве были свои характерные особенности, свя­занные с историческим и культурным развитием данного региона.

Среди общих черт развития врачевания в рабовладельческих государствах древнего мира основными являются следующие:

– изобретение письменности (в IV тысячелетии до н.э.) и создание (с конца III тысячелетия до н.э.) первых текстов медицинского содержа­ния;

– формирование двух направле­ний врачевания:

эмпирическое враче­вание, основанное на практическом опыте

культовое (религиозное) врачевание, основанное на религиозных верованиях;

– развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

– подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

– создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков;

– появление основ врачебной этики;

– развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между различными древними цивилизациями;

– формирование классового подхода к врачеванию.
История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих общие черты развития врачевания в этих цивилизациях.

Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

(III тысячелетие до н.э. – VII в. до н.э.)


Термин «Месопотамия» (греч. Междуречье, или Двуречье) введен греческим историком Геродотом из Геликарнаса (Herodotos, около 484 – 425 гг. до н.э.), который посетил стра­ны бассейна Тигра и Евфрата в сере­дине V в. до н.э.

Древнейшие города-государства шумеров (Эриду, Урук, Лагаш, Ур, Ниппур и др.) сформировались в нижней долине Евфрата на рубеже IV и III тысячелетий до н.э.

С начала II тысячелетия до н.э., после возвышения города-государства Вавилон в Ниж­ней Месопотамии, началась история Вавилонского царства, которое с не­большими перерывами существовало в течение 15 столетий (XX – XVI вв. до н.э. – старовавилонский период, XVI – XII вв. до н.э. – средневавилонский, или касситский, период и XI—VI вв. до н.э. – нововавилонский период). В 538 г. Вавилонское царство 5ыдо захвачено персами и прекратило свое существование.

В верхней Месопотамии с XV по II в. до н.э. существовала другая великая держава Месопотамии – Ассирийское царство, уничтоженное в 614 – 605 гг. до н.э. в результате нашествия мидян.



Врачевание в Шумере (III тысячелетие до н.э.)

С глубокой древности земли Месо­потамии населяли два народа: шуме­ры, которые занимали Южное Дву­речье и около 3000 г. до н.э. создали первые в Месопотамии города-госу­дарства, и их северные соседи – пле­мена восточных семитов, которые со второй половины III тысячелетия до н.э. стали называться аккадцами (по названию главного их поселения – г. Аккаде). Расцвет шумеро-аккадской культуры приходится на вторую поло­вину III тысячелетия до н.э.

Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километ­ров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного мил­лиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, про­кладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества пись­менность – клинопись.

В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском (аккадском). Древнейшие месопотамские тексты (2900 – 2500 гг. до н.э.) почти без исключения напи­саны на шумерском языке. К концу III – началу II тысячелетия до н.э. шумерский язык стал «мертвым» язы­ком ученых текстов, однако его не прекращали изучать вплоть до I в. н.э.

Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они назывались «до­мами табличек» – э-дубба (аккад. e-dub-da). Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских шко­лах в настоящее время не имеется.

К письменным источникам по истории медицины Шумера относятся клинописная табличка из г. Ниппур, содержащая 15 рецептов (конец III тысячелетия до н.э.) и оттиск печати шумерского врачевателя Ур-лугаль-эдинне из г. Лагаш (XXIV в. до н.э.) [См. описание и иллюстрации в учебниках: Сорокина Т.С. История медицины в 2-х т. – М., 1992. – С. 40-41; Сорокина Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир. – М., 1987. – С. 54-55; Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины – М., 1981. – С. 18-21].



Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II – середина I тысячелетия до н.э.)

Вавилонское царство достигло наи­высшего расцвета и могущества в старовавилонский период во времена Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) – одного из наиболее выдающихся пра­вителей древности, который объединил под своей властью разрозненные зем­ли Двуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопота­мии.

Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней Месо­потамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изго­товлении тканей и получении метал­лов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математи­ки, астрономии, врачевания. Весь мир пользуется их делением круга на градусы, минуты и секунды.

Могущественным соседом Вавило­нии было Ассирийское царство. Его первоначальной столицей был г. Ашшур. Во времена династии Саргонидов (конец VIII – VII вв. до н. э.) столи­цей царства стал г. Ниневия. Наивыс­шего могущества Ассирия достигла при Ашшурбанапале (около 668 – 626 гг. до н.э.), завоевательные походы ко­торого значительно расширили грани­цы царства. В то же время этот воинственный царь создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов (так называемая «библиоте­ка» Ашшурбанапала). По велению ца­ря клинописные таблички переписыва­лись во всех подвластных ему терри­ториях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях бы­ла собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по фи­лософии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек это­го собрания посвящена описанию бо­лезней и методов их лечения.



Мифология и врачевание. Древние вавилоняне приняли веро­вания шумеров и пантеон шумерских богов (так же, как полтора тысячеле­тия спустя древние римляне заим­ствовали пантеон древнегреческих бо­гов). Они сохранили их функции, но дали богам другие имена. По пред­ставлениям древних вавилонян, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Ану, владыка земли и воздуха Энлиль и бог водной стихии (Мирового океана) Эа (Эйа). По преданию, Эа ведал глубинами вод, где, как верили еще шумеры, обитала мудрость. Поэтому Эа почи­тался так же, как бог мудрости и по­кровитель врачебного искусства. Поэтому врачеватели в древней Месопо­тамии изображались в костюмах ры­б.

Помимо верховной триады богов существовала другая триада: бог Солнца Шамаш, бог Луны Син и бо­гиня Утренней звезды Иштар. В народе верили, что изображение Иштар приносит исцеление от болез­ней.

Богиня Гула, которую называли «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула», как считалось, прикосновением руки возвращает умерших к жизни. Культовым животным Гулы считалась собака, которую часто изображали рядом с ней.

Кроме Гулы, покровителями врачевания были Ниназу – «владыка знания воды» и Нингишзида – «владыка благого дерева» (дерева жизни). Эмблемой Нингишзиды был посох, обвитый двумя змеями, впоследствии ставший одной из эмблем медицины. Древнейшее изображение такого посоха выполнено на кубке шумерского правителя из г. Лагаш – Гудеа, который жил в XII в. до н.э.



Представления о причинах болезней в древней Месопо­тамии можно подразделить на три основные категории:

1. Связанные с нарушением приня­тых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.

2. Связанные с религиозными ве­рованиями («рука бога», «дуновение злого духа», «объятия Ламашту» и т. п.). Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тош­ноту, а страшная старуха Ламашту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку.

3. Связанные с явлениями природы и образом жизни. Болезни у народов древней Месо­потамии связывались не только со злыми духами. Они объяснялись также упот­реблением нездоровой пищи, купани­ем в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.



Развитие врачевания. К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления враче­вания: асуту (аккад. asutu – искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu – искусство заклинате­лей).

Искусством врачевания занима­лись врачеватели – представители эмпирического направления – асу (ак­кад. аsu – знающий воду). Предста­вители другого направления называ­лись ашипу (аккад. asipu – заклина­ющий).

Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив, – прежде всего со сверхъес­тественными силами: «рукой» кон­кретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т. п. Репутация эмпирика-асу была бо­лее уязвима: его неудачи относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя, в то время как ашипу всегда мог сослаться на волю божества при неудачном исходе лечения. В результа­те, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельству­ют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н.э.), который лечил больных в храме близ Ниппура: он успешно излечивал лихорадки и воспаление органов дыхания, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его по­мощника, занимавшегося приготовле­нием лекарств (так называемого «ап­текаря»), нет ни единого слова о мо­литвах или заклинаниях – его лечение было эмпирическим.

Самым обширным памятником права древней Месопотамии являются Законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя первой династии (XVIII в. до н.э.). Они высечены на базальтовом столбе высотой 2,25 м. Законы Хаммура­пи принадлежат к числу наиболее древних законодательств мира и ярко отражают общественные отношения периода раннего рабовладения на Вос­токе. Некоторые параграфы Законов ка­саются правовых аспектов деятельности врачевателей. В случае успешного лечения они получали весь­ма высокое вознаграждение. Однако в случае неблагоприятного исхода лечения врачеватель подвергался суровому наказанию из-за обычая «талиона» (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб).

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. Ученики врача назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в знаменитой традиционной светской школе Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н.э.

Гигиенические предписания существовали в Месопотамии издавна. Однако сточные системы в городах долгое время не сооружались. В Ассирии каналы для подачи воды начали строить в столичных городах. Так, в Ниневии в 691 г. до н.э. был воздвигнут грандиозный водопровод длиной 48 км – канал Синанхериба.

Врачевание в древнем Египте

(III – I тысячелетия до н.э.)


Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил, плодородные земли которой простирались на 5 – 10 км по обеим сторонам реки. Согласно архео­логическим данным, в VI тысячелетии до н.э. там появились первые поселе­ния, превратившиеся впоследствии в города-государства. Реальная граница страны проходила там, где кончалась плодородная черная земля и начина­лась красная. Отсюда произошло и самоназвание страны – «Кемет», что означает «Черная (земля)». Современное название страны – «Египет» – появилось после прихода греков и происходит от слова «Aigyptos». Так древни греки произносили одно из названий ее древней столицы Хет-ка-Птах (т.е. «Усадьба двойника Птаха» – первого египетского бога.

В течение длительного периода в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) Египет (от последнего пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (собственно дельта Нила). В конце IV тысячелетия они бы ли объединены в двуединое царство.



Периодизация истории и врачевания. История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н.э. до 395 г. н.э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет во­шел в состав Византии. Согласно установившейся традиции, нача­ло которой положил египетский жрец Мане-фон (IV – III вв. до н.э.), составивший для Птолемеев первое историческое описание древ­него Египта, его история подразделяется на четыре эпохи и несколько периодов:

эпоха Раннего царства (около 3000 – 2800 гг. до н.э.);

эпоха Древнего царства (около 2800 – 2250 гг. до н.э.);

период Первого распада Египта (около 2250 – 2050 гг. до н.э.);

эпо­ха Среднего царства (около 2050 – 1750 гг. до н.э.);

период Второго распада Египта (около 1750 – 1580 гг. до н.э.);

эпоха Нового царства (около 1580 – 1085 гг. до н.э.),

поздний (ливийско-саисский и персидский) пе­риод (около 1085 – 332 гг. до н.э.);

греко-рим­ский период (332 г. до н э. – 395 г. н. э.);

византийский период (395 – 638 гг. н.э.);

вторжение арабов в Египет – с 639 г.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных перио­да: царский (XXX – IV вв. до н.э.), греко-римский (332 г. до н.э. – 395 г. н.э.) и византийский (395 – 638 гг.), который переходит в средние века. Все дошедшие до нас древнееги­петские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны во II тысячелетии до н.э. (т.е. относят­ся к истории Среднего и главным об­разом Нового царств).



Развитие эмпирических знаний. Естественнонаучные знания древ­них египтян вырастали прежде всего из их практического опыта – из мате­риальной, преобразующей мир дея­тельности человека. В эпоху Раннего царства египтя­не научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельско­хозяйственных работ, разработали систему иероглифического письма (от греч. hieros – священный и glyphe – то, что вырезано) и освоили выделку материала для письма – папируса (греч. papyros), который использовал­ся человечеством на протяжении че­тырех тысячелетий (практически до Х в. н.э.). В этот период сформировались характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль), которые в основном сохранялись на протяжении всей истории древнего Египта, включая и греко-римский пе­риод. В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них – ступенчатая пирамида фараона Джосера – была воздвигнута в Саккаре по проекту сановника фараона – архитектора, врачевателя и мудреца Имхотепа (Imhotep, XXVIII в. до н.э.), впоследствии обожествлен­ного. Слава и память о нем сохранялись до вторжения персов и греков, которые отождествили его с богом вра­чевания Асклепием. Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена IV династии (XXVIII – XXVI вв. до н.э.) фараонами Хуфу (греч. Хеопс), Хаф-Ра (греч. Хефрен) и Менкау-Ра (греч. Микерин) возле современного селения Гизе близ Каира.

В эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественнонаучные сочинения – математические и меди­цинские папирусы.

В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древ­неегипетской цивилизации. Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 часа и создали самый совершенный для своего времени календарь. К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания.

Источники по истории и врачеванию. Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий); записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагов и заупокойных стелах, тексты папирусов.

В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично или полностью посвящены врачеванию. Наиболее известны из них следующие:



Папирус из Кахуна (около 1850 г. до н.э.) – содержит разделы о лечении женских болезней и родовспоможении;

Папирус Смита (около 1550 г. до н.э.) – описание хирургических методов лечения;

Папирус Эберса (около 1550 г. до н.э.) – методы лечения внутренних болезней, также инфекционных и паразитарных заболеваний;

Папирус Хёрста (около 1550 г. до н.э.) – сходен с папирусом Эберса, включает также методы лечения переломов и ядовитых укусов;

Папирус Бругша (около 1450 г. до н.э.) – лечение детских болезней.

Мифология и врачевание. Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысячелетий. Значительное место в верованиях древних египтян занимал культ животных. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т.д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Бог Гор – сын богини Изиды и бога Осириса почитался как властелин неба и воздуха и изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Он воспринял искусство врачевания от своей матери богини Исиды, которая считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей.

Супруг Исиды, потомок бога Солнца Ра – Осирис почитался как бог загробного мира и изображался в виде ожившей мумии. До него владыкой древнеегипетского некрополя считался бог бальзамирования Анубис – изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший согласно преданию первую египетскую мумию – мумию Осириса. Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

Среди главных божеств древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог письма и знаний Тот. Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба – символы мудрости в древнем Египте). Соглас­но преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письмен­ность, придумал математику и астро­номию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сахмет (егип. Могущественная) – богиня войны, супруга верховного бога г. Мемфис Птаха (она изображалась в образе львицы или львиноголовой женщины) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама).

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, путем его бальзамирования (греч. balsamon – бальзам). Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами.



Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа в тело заболевшего).

Развитие врачевания. Врачевание в Египте возникло из практического опыта народа. Папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачей.

Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания египтян в анатомии были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев. Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали внутренние органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. мышцы и др. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии.

В древнем Египте были распрост­ранены некоторые тяжелые инфек­ционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания. Об этом свидетельствуют описания исто­риков, оспенные пустулы на коже ли­ца Рамсеса II, палочка чумы, обнару­женная при обследовании мумий, и другие бесспорные доказательства.

Долина Нила была крупным оча­гом тяжелых глистных заболеваний – мочеполового и кишечного шистосомозов. Эти болезни описаны в папирусах Эберса, Хёрста, Берлинском и Лондонском. Древние тексты сообщают, что характерными признаками заболевания были на­личие червей в организме, появление крови в моче («египетская гематурия»), поражение прямой кишки и понос. Существование шистосомоза в древнем Египте подтверждается иссле­дованием египетских мумий (XX династия, XII в. до н.э.), в почках ко­торых обнаружено большое количест­во кальцифицированных яиц его воз­будителя – Shistosoma haematobium.

Соблюдению гигиенических требований и связанному с ними предупреждению болезней придавалось в древнем Египте большое значение. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище: «Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составля­ет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпо­читая быть опрятными, нежели краси­выми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-ли­бо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полот­няная, а обувь из папируса... Моются они два раза в день и два раза в ночь» (Геродот).

Передача медицинских знаний в древнем Египте была тес­но связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов – «домах жизни» (егип. пер анх) в крупных городах: Гелиополь, Саис и др. Поскольку знания носили главным образом прикладной харак­тер, в школах обучали математике, ар­хитектуре, ваянию, врачеванию, астро­номии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписыва­ли древние папирусы, овладевали ис­кусством каллиграфии и стилистики, Постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали пере­даваться и по наследству – от отца к сыну. Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными.

Врачебная этика в древнем Египте требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «это болезнь, которую я смогу вылечить»; 2) «это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «это болезнь, которую я не смогу вылечить».

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к зака­ту своей славной истории (в то время как Эллада только вступала в эпоху расцвета). К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влия­ние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.


Врачевание в древней Индии

(III тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.)


Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. В настоящее вре­мя на ее территории располагаются современные государства: Индия, Па­кистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Периодизация истории врачевания. В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н.э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформирова­лись первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государ­ства;

2) ведийский период (конец II — середина I тысячелетия до н.э., доли­на р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и на­чалось составление «священных тек­стов», передавае­мых в течение длительного периода в устной традиции;

3) классический период (вторая половина I тысячелетия до н.э. – на­чало I тысячелетия н.э., Индостанский субконтинент) – время наивысшего расцвета традиционной культуры древ­ней Индии. Ее характеризуют высокое развитие земледелия, ремесел и тор­говли, подъем самобытной культуры, утверждение и распространение буд­дизма – первой из трех мировых ре­лигий, успехи в различных областях знаний, литературе и искусстве, широ­кое развитие торговых и культурных связей Индии со странами древнего мира, что принесло ей славу «Страны мудрецов».



Источники по истории и врачева­нию. Основными источниками по медицине древней индии являются древние литературные памятники: веды (санскрит веда – «священный текст») – ре­лигиозно-философские сочинения, I тысячелетие до н.э.; «Пред­писания Ману», II в. до н.э.; самхиты Чараки и Сушруты, I-II вв. нашей эры; данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос. О древней Индии писали известные историки, фи­лософы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Алек­сандра Македонского, посол Селевкидов при дворе царя Чандрагупты – Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и дру­гие.

Санитарное устройство городов Индии

периода харрапской цивилизации

Во второй половине III тысячеле­тия до н.э. в бассейне реки Инд сфор­мировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название «хараппская» (от г. Хараппа на территории современного Паки­стана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н.э. Ее характер­ными чертами являются монументаль­ная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитар­ного благоустройства, развитие искус­ственного орошения, ремесел (керами­ка, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, кото­рая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство хараппских городов (в долине Инда открыто более 800 по­селений) велось по заранее разрабо­танному плану. Прямые улицы, ори­ентированные с запада на восток и с юга на север, говорят о строгом кон­троле за строительством на протяже­нии столетий и являют собой древней­ший из известных в истории челове­чества пример планировки городов.

Один из них – Мохенджо-Даро (в переводе с языка синдхи «Холм мерт­вых»)—обнаружен на глубине 12 м и относится по меньшей мере к XXV в. до н.э. – времени, когда формирова­лись цивилизации на о. Крит. Мохенджо-Даро занимал пло­щадь около 2,5 квадратных километ­ров; по подсчетам ученых, в нем жило 35 – 100 тыс. человек.

В городе имелись мастерские, зер­нохранилище (размером 61х46 м), платформа для помола зерна, санитарно-технические сооружения: колод­цы, бани, бассейн, система канализа­ции – древнейшие из известных в на­стоящее время.

Самым замечательным из них яв­ляется купальня. В ее центре разме­щался уникальный бассейн (возмож­но, культового назначения) длиной 12 м, шириной 7 м и глубиной около 3 м. Дно бассейна было по­крыто битумом; его водонепроницае­мость сохраняется более четырех ты­сячелетий. Вода в нем была проточной: поступая по одним трубам, она постоянно вытекала по другим. Бассейн был окружен комнатами для омовений, рядом располагались две бани, нагреваемые горячим воздухом.

Жилые дома в Мохенджо-Даро строились из обожженного кирпича и имели до 30 комнат. В каждом кирпичном доме име­лась комната для омовений. Водосточные трубы через толщу сте­ны выходили в сточную систему горо­да, которая, по свидетельству извест­ного английского индолога А. Бэшема, представляет собой «одно из са­мых впечатляющих достижений инд­ской цивилизации... Ни одна другая древняя цивилизация, даже римская, не имела такой совершенной системы водопровода».

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом ка­нал для стока нечистот. Устройству сточной систе­мы в Мохенджо-Даро уделялось зна­чительно больше внимания, чем стро­ительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивили­зации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водо­провода создать наиболее совершен­ный образец санитарно-технического строительства древности.

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивили­зации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сде­лать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания в долине Инда в середине III – начале II тысячелетий до н.э.

В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характери­зует общий уровень санитарного стро­ительства в древней Индии в целом, – в последующие периоды истории древ­ней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

Врачевание в ведийский период

Очагом цивилизации на этом эта­пе истории древней Индии явилась река Ганг на северо-востоке страны, где после прихода индо-иранских племен ариев сформировалось несколько го­сударств.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в «Ригведе» («Rigveda» – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная тра­диция которой восходит к XII – Х вв. до н.э.) и «Атхарваведе» («Atharvaveda» – веда заклинаний и заговоров, VIII – VI вв. до н.э.). Записывать свя­щенные тексты начали в середине I тысячелетия до н.э. (около 500 г. до н.э.).

В «Ригведе» упомянуты три неду­га: проказа, чахотка, кровотечение. Некоторые разде­лы «Ригведы» содержат тексты об об­рядах магического врачевания – в ве­дийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представ­лениями.

Главными медицинскими божест­вами ведийского периода были: близ­нецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекар­ственных трав и покровитель охотни­ков, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жиз­ни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца.

В обширной древнеиндийской ми­фологии были и злые демоны (асуры и ракшасы), которые (как полагали) приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в «Атхарваведе» болезни или связыва­ются со злыми духами, или расцени­ваются как наказание богов; излече­ние недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем «Атхарваведа» отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных расте­ний, действие которых в то время по­нималось как целебная сила, противо­действующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более позд­ние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причи­нах болезней. Так, в «Яджурведе» («Yajurveda» – веда жертвенных за­клинаний, VIII – VII вв. до н.э.) уже упоминается о четырех соках орга­низма.

В конце ведийского периода древ­неиндийское общество окончательно разделилось на четыре основных сословия (варны):

брахманы (brahmana – знающий священные учения, т.е. жрец)

кшатрии (ksatriya – наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов)

вайшьи (vaisya – свободный об­щинник, т. е. главным образом земле­дельцы и скотоводы)

шудры (sudra – бесправные бедняки)

Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст (от португ. casto – чистый, группа людей одного происхождения). Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии (неприкасаемые), используемые на са­мых неприятных и унизительных ра­ботах.

Эта социальная структура древней Индии, основанная главным образом на разделении функций, считалась из­начальной, незыблемой, установлен­ной божественной волей Брахмы – ве­личайшего из древних богов. Шудры и парии практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачева­нием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

Врачевание классического периода

В VI в. до н.э. древняя Индия вступила в период интенсивного ду­ховного и интеллектуального разви­тия. Его характеризуют крупные до­стижения в различных областях зна­ний и создание выдающихся памятни­ков древнеиндийской письменности: математических, астроно­мических и медицинских трактатов (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение рели­гиозно-философского учения – буддиз­ма (с VI в. до н.э.) – первой миро­вой религии.

Искусство врачевания, или аюрведа (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохра­нили славу о чудесных целителях Дживаке (VI – V вв. до н.э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

Основные направления традицион­ной древнеиндийской медицины клас­сического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюрведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I – II вв. н. э.) и «Сушрута-самхита» (датируется IV в. н.э.). Более ранняя «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болез­ней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах расти­тельного, животного и минерального происхождения. «Сушрута-самхита» в основном по­священа оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.



Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем ми­ре и основывались на вскрытии умерших.

Представления о причинах болезней. В классический период истории древней Индии врачеватели отошли от господствовавших в ведийский пе­риод сверхъестественных представле­ний о причинах болезней. Ре­лигиозно-философские системы, на которых они базировались в поисках основ мироздания, выявляли и эле­менты естественнонаучного знания. Человек рассматривался в тесной свя­зи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, во­ды и эфира. Различное качество пред­метов объяснялось различной комби­нацией мельчайших частиц ану («ато­мов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодей­ствие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в орга­низме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как ре­зультат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совер­шения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь – как нару­шение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на чело­века пяти стихий (влияние времен го­да, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.).

Диагностика болезней основы­валась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т.п. Сушрута описывает не из­вестное даже древним грекам сахар­ное мочеизнурение, которое он опре­делял по вкусу мочи. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками кото­рого он считал: в первом периоде – незначительные боли; во втором – стреляющие боли, припухлость, чув­ство сдавления, местный жар, красно­ту и нарушение функции; в третьем – уменьшение припухлости и образова­ние гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекар­ственные средства и хирургические ме­тоды.

Лечебная тактика в древней Индии, так же как и в других странах древнего мира, определялась прежде всего излечимостью или неизлечимо­стью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал осо­бенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного. Лечение направлялось на уравновешива­ние нарушенного соотношения жидко­стей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых – лекар­ственной терапией (рвотные, слаби­тельные, потогонные и т.п.), и в-треть­их—хирургическими методами лече­ния, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Хирургия в древней Индии было самым высоким в древнем мире. Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба (со­гласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба – близнецы Ашвины), верным источником славы». Еще не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного соблюдения чис­тоты во время операций. Они отлича­лись смелостью, ловкостью и отлич­ным владением инструментами.

Врачеватели древней Индии про­изводили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Они уме­ли восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала евро­пейскую вплоть до XVIII в. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». В древних индийских текстах впер­вые описана операция удаления помут­невшего хрусталика – катаракты.



Родовспоможение в древней Индии считалось самостоя­тельной областью врачевания. В трак­тате Сушруты подробно изложены со­веты беременным о соблюдении чис­тоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эм­бриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесаре­во сечение (применявшееся после смер­ти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

В Индии издавна развивались ги­гиенические традиции. Боль­шое значение придавалось личной ги­гиене, красоте и опрятности тела, чис­тоте жилища, влиянию климата и вре­мен года на здоровье людей. Гигиени­ческие навыки, выработанные эмпири­ческим путем, закреплены в «Предпи­саниях Ману» (II в до н.э. – II в. н.э.).

В империи Маурьев (IV – II вв. до н.э.) действовали строгие правила, запрещавшие выброс нечистот на улицы города и регламентиро­вавшие место и способы сожжения трупов умерших; в сомнительных слу­чаях гибели человека назначалось вскрытие; тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разложения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Во времена Ашоки (268 – 231 гг. до н.э.) – самого выдающего правителя древней Индии (см. рис. 28) при буд­дийских храмах строили богадельни и помещения для больных – дхармашала (лечебницы), которые в Индии появились на несколько веков раньше, чем в Европе. Ашока поощрял также разведение лекарственных растений, сооружение колодцев, озеленение до­рог.

Несколько позже, в период импе­рии Гупт (IV – VI вв. н.э.) в стране ста­ли сооружать специальные дома для калек, увечных, вдов, сирот и больных.

Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки преду­преждения заболевания оспой, широко распространенной в Индии. Так, в тексте, который приписывает­ся легендарному врачевателю древно­сти Дханвантари (датируется V в. н.э.), говорится: «возьми с помощью хирур­гического ножа оспенную материю ли­бо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке дру­гого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнару­жится лихорадка».

Медицина древней Индии была тес­но связана с религиозно-философскими учениями, среди которых особое мес­то занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, мо­рально-этическое учение и систему уп­ражнений-поз (асаны). Большое вни­мание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни.



Положение врача в древней Индии было неодинаковым на этапам истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным: даже Агни и близнецы-Ашвины уважительно назывались чудесными лекарями. К концу древности, с раз­витием кастовой системы и общест­венного неравенства некоторые заня­тия (например, хирургией) стали счи­тать ритуально «нечистыми». Однако в целом занятие врачеванием вызыва­ло большое уважение.

Важную роль в развитии врачева­ния в древней Индии сыграли мона­стыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечеб­ную помощь мирянам считалось высо­кий добродетелью.

Среди центров медицинского образования особое место зани­мает г. Таксила. Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI – V вв. до н.э.). После индийского похода Александра Ма­кедонского Таксила стала местом по­селения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.

О единых принципах вра­чебной этики в странах древнего мира свидетельствует записанная в I – II вв. н.э. проповедь, которая приведена в «Чарака-Самхите», которая по основным положениям она весьма схожа с Клят­вой древнегреческих врачевателей (за­писанной в III в. до н.э.).

Врачебная этика древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остри­женную бороду, старательно вычи­щенные, обрезанные ногти, белую на­душенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтовни...». Вознаграждение за ле­чение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение вра­чеватель выплачивал штраф в зависи­мости от социального положения больного.

В классический период традиционная индийская медицина достигла апогея своего развития. По времени это совпадает с эпохой эллинизма и расцветом Римской империи на Западе, с государствами которого древняя Ин­дия имела торговые и культурные свя­зи по сухопутным (с I тысячелетия до н.э.) и морским (со II в. до н.э.) пу­тям. На протяжении всей истории ин­дийская медицина оказывала и про­должает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных ре­гионах земного шара.


Врачевание в древнем Китае

(середина II тысячелетия до н.э. – III в. н.э.)


Современное название Китая (China) происходит от измененного на­звания империи Цинь (III в. до н.э.). Рус­ское название «Китай» связано с именем «китаев» – народа монгольского происхождения, жившего в северной части страны. Древнейшее в истории Китая го­сударство Шан (впоследствии оно на­зывалось Инь) сформировалось в се­редине II тысячелетия до н.э. в доли­не Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и созда­ние китайской иероглифической пись­менности. Древние китайские тексты записывались на черепашьих панцирях, бамбуковых дощечках, бронзовых ритуальных сосудах, камен­ных барабанах, а затем – на шелку и бумаге, которая была изобретена в Китае в I в. до н.э. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и порох.

В течение тысячелетий Китай пред­ставлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значи­тельной степени связано с локально­стью китайской цивилизации, обуслов­ленной причинами географического, со­циально-экономического и политиче­ского характера.



Периодизация истории и враче­вания. В истории древнего Китая выделя­ют четыре этапа:

период Шан (Инь) (XVIII – XII вв. до н.э.) – период формирования первого в истории Китая рабовладельческого государства;

пери­од династии Чжоу (XI – III вв. до н.э.), когда на территории Китая су­ществовало множество государств;

пе­риод империи Цинь (III в. до н.э.), когда страна была объединена в еди­ную империю (в этот период по веле­нию первого китайского императора Ши-Хуанди (246 – 210 гг. до н.э.) на­чалось сооружение Великой китайской стены);

период империи Хань (206 г. до н.э. – 221 г. н.э.) – время наи­высшего расцвета древнего Китая.

В III – IV вв. на территории Китая сло­жились феодальные отношения, кото­рые сохранялись до XX в.

В истории врачевания древнего Ки­тая различаются два больших перио­да: царский (XVIII – III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.), когда составлялись хро­ники Ханьской династии и записыва­лись дошедшие до нас медицинские сочинения.

Источники по истории и врачева­нию древнего Китая: памятники меди­цинской письменности (с III в. до н.э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

Первая многотомная история древ­него Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н.э. выдающимся китайским ученый Сыма Цянем (145 – 86 гг. до н.э.); в ней широко использованы материалы хроник Ханьской династии. Древнейший из дошед­ших до нас медицинских текстов древ­него Китая—трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»), который кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»). «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Он со­ставлен в III в. до н.э. в русле тра­диции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком ки­тайского народа – Хуанди, которому традиция приписывает авторство это­го трактата. Однако, по мнению иссле­дователей, «Нэй цзин» является ре­зультатом коллективного труда многих авторов различных эпох.



Философские основы китайской медицины. Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (зем­ля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (кон­фуцианство и даосизм с VI в. до н.э.) и философии стихий­ного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к се­редине I тысячелетия до н.э. и полу­чила развитие в трудах китайских уче­ных в эпоху древних империй.

Учение древних китайских филосо­фов о материальном мире изложено в анонимном натурфилософском тракта­те IV – III вв. до н.э. «Си цы чжуань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции – муж­ское начало ян и женское начало инь; взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира, включая человека. Пять стихий нахо­дятся в постоянном движении и гар­монии, взаимном порождении и взаимном преодоле­нии. Объективный мир познаваем и находится в постоянном движе­нии и изменении.

Стихийно-материалистические воз­зрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской меди­цины.

Традиционная китайская медицина. Основные теоретические положе­ния древней китайской медицины вы­держали испытание временем и в ос­новных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.

Знания о строении челове­ческого тела начали накапливаться в Китае в глубокой древности, за­долго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н.э.), кото­рый связан с утверждением конфуци­анства в качестве официальной рели­гии. Об этом свидетельствуют сохра­нившиеся анатомические таблицы бо­лее позднего периода (VI – VII вв.).

Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в тракта­те «Нэй цзин»: «Сосуды со­общаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью».



Представления о болезнях в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий, а болезнь – как нарушение их пра­вильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объеди­нялись в несколько синдромов, кото­рые подразделялись на две группы: синдром избытка – ян и синдром не­достатка – инь. Многообразие заболе­ваний объяснялось широтой взаимо­действия организма с окружающим миром и природой, особенностями са­мого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на сле­дующих методах обследования боль­ного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пуль­са; давлении на активные точки. Сог­ласно преданию, эти методы были вве­дены легендарным врачевателем, жив­шим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя – Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно при­меняя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные сред­ства.

Наибольших успехов добились древние китайские врачеватели в диагностике по пульсу. Они правильно представляли себе его природу. Обследуя больного, врачеватели древнего Китая изуча­ли пульс не менее чем в девяти точках и различали до 200 видов пульса. Древний метод пульсовой диагно­стики постоянно совершенствовался многими поколениями китайских врачевателей и со временем превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древ­нем Китае. Наиболее полно оно изло­жено в труде известного китайского врача III в. н.э. Ван Шухэ – «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.).



Методики врачевания. Характерной особенностью тради­ционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь – иг­лоукалывание, лат. acupunctura; кит. цзю – прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в опреде­ленных точках тела приводят к исце­лению некоторых недугов. На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизнен­ных точек», раздражение которых спо­собствует регуляции жизненных про­цессов. Они полагали, что через от­верстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь – ян: начало ян вы­ходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего бо­лезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдель­ных случаях успешного применения иг­лотерапии врачами Бянь Цюе (XI в. до н.э.), Фу Вэн (I – II вв. до н.э.), Хуа То (II в. н.э.) и другими.

Первое подробное изложение тео­рии и практики метода чжэнь-цзю терапии приведе­но в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части «Лин шу» (ее на­зывают «Канон акупунктуры»). В III в. н.э. врач Хуанфу Ми (215 – 282 гг. н.э.) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4 – 5 столетий и со­ставил обширный обобщенный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классиче­ский канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г. н.э.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начи­ная с V в.

Наряду с акупунктурой широко использовался метод прижигания, т.е. теплового воздействия на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарст­венных растений. Наиболее часто для этих целей ис­пользовалась полынь. Прямое прижигание проводилось при непо­средственной близости горящей сига­реты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некото­ром расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли по­мещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию и прижигание.

Лекарственное врачева­ние в древнем Китае достигло высо­кого совершенства. Из народной ки­тайской медицины вошли в мировую практику: из растений – жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смо­ла; из продуктов животного происхож­дения – панты оленя, печень, желати­на; из минеральных веществ – желе­зо, ртуть, сера и т.д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов ле­карственных растений. В древнем Ки­тае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Развитие оперативного лече­ния в древнем Китае (как и вскры­тие человеческих трупов) было стес­нено религиозными запретами, кото­рые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуциан­ства. Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа То (141 – 208 гг. н.э.). Он успешно лечил переломы, произво­дил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древ­них китайских книг описан случай вы­здоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обез­боливания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а так­же метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением од­ной или двух игл.



Предупрежде­ние болезней являлось сильной стороной древней китай­ской медицины. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи ме­дицины состоят в том, чтобы излечи­вать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-преду­предительными мероприятиями в древ­нем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син ши (в переводе с кит. – игра пяти зверей), дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и до­стижения долголетия.

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение).

В древнем Китае широко использовался метод вариоляции с целью предупреж­дения заболевания оспой. Так, по пре­данию в XII в. до н.э. во время эпи­демии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распростране­ние заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пус­тул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам - в левую).



Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолирован­но от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проник­ли лишь в XIII в. В современном мире традиционная китайская медицина играет все воз­растающую роль, Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.
Каталог: src -> downloads
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Учебно-методическое пособие Иркутск игму 2011 (075. 32) Ббк 51. 1я73 ш 67
downloads -> Тесты текущего контроля по теме:«Дифтерия у детей. Инфекционный мононуклеоз»
downloads -> Д. С. Бессчастный Иркутск: 2013. 85 с
downloads -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для лечебного факультета
downloads -> Методическое пособие Иркутск 2011 Утверждено фмс иркутского медицинского университета 22. 06. 2011 г
downloads -> Перечень печатных дидактических материалов Основная литература
downloads -> 1. введение. Врачевание в первобытном обществе история. Культура. Медицина
downloads -> Минздрав россии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница