3. 3 swot анализ горнодобывающей отрасли в целом



страница1/15
Дата06.10.2017
Размер1.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

СОДЕРЖАНИЕ




3.3 SWOT анализ горнодобывающей отрасли в целом




4.3.5 Федеральные планы развития отрасли и анализ возможностей федерального финансирования………………………………………………..




4.3.6 Механизмы государственно-частного партнерства для реализации стратегии ………………………………………………………………………..












3.3 SWOT-анализ горнодобывающей отрасли в целом


Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренние факторы

  • Определены приоритетные направления в социально-экономическом развитии края, в частности, горнодобывающая промышленность является одним из приоритетов;

  • Камчатский край обладает значительным не освоенным минерально-сырьевым потенциалом. Потенциал базируется на известных запасах (30%) драгоценных и цветных металлов, угля, газа, а также на ресурсах (70%) этих и иных потенциально возможных и перспективных полезных ископаемых, включая углеводородное сырье

  • Обеспеченность сырьем добывающих предприятий. Ближайшие перспективы связываются с освоением месторождений драгоценных и цветных металлов, средне- и долгосрочные – с существенным увеличением добычи драгоценных и цветных металлов, а также вовлечением в освоение запасов углеводородного сырья шельфа, бальнеологических ресурсов, подземных вод и строительных материалов

  • Наличие собственных потенциально избыточных энергоресурсов на полуострове (традиционные – газ, уголь, альтернативные – геотермальные, ветровые, гидроресурсы) при достаточном внутреннем спросе - создает возможность сократить долю ввозимого топлива, снизить топливную составляющую в тарифах, и, соответственно, издержки производства;




  • Неблагоприятные физико-географические условия освоения и разработки месторождений полезных ископаемых на территории Камчатского края;

  • Отсутствие инженерной инфраструктуры в районах расположения месторождений полезных ископаемых;

  • Низкая (слабая) геологическая изученность территории края;

  • Отсутствие со стороны Правительства Камчатского края стимулирующих налоговых мер с целью разведки и освоения месторождений полезных ископаемых;

  • Отсутствие регионального законодательства о недропользовании;

  • Значительное удорожание работ по освоению и разведки полезных ископаемых на территории Камчатского края, связанных с транспортной изолированностью Камчатского полуострова;

  • Известные разведанные объекты сравнительно невелики и, несмотря на высокие содержания полезных компонентов в них, не представляют существенного интереса как объекты для крупных и долгосрочных инвестиций

  • Слабая политика края в части профессиональной подготовки кадров инженерных и рабочих специальностей (отсутствие ПТУ, специализированных ВУЗов) и как следствие – сравнительно невысокая профориентированность населения на работу в рассматриваемой отрасли;

  • Ситуация на рынке труда Камчатского края пока не соответствует нуждам горнодобывающей промышленности, которая никогда не была отраслью специализации края. Привлечение кадров на начальном этапе из других регионов, либо интенсивная подготовка собственных специалистов.

  • Практически монопольное владение лицензиями на освоение месторождений дефицитных видов минерального сырья (золото, никель и др.) в крае.






Внешние факторы

  • Правительство России приняло Постановление о возможности частно-государственного партнерства в проектах, начиная с уровня в 0,5 млрд. руб.

  • Принятие «государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".

  • Сравнительно высокая активность инвесторов в финансировании проектов горно-геологического и металлургического направлений на территории России, особенно в ее восточных областях.

  • Рост инвестирования отечественного капитала в Дальневосточный регион.

  • Расширение российского рынка минерального сырья в быстроразвивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

  • Географическое положение края благоприятствует его экономическому сотрудничеству со странами АТР;

  • Стабильный мировой спрос и, соответственно, на цены на драгоценные металлы и углеводородное сырье.

  • Совершенствование технологий извлечения полезных компонентов из бедных и ультрабедных руд драгоценных и цветных металлов.

  • Нестабильность мирового рынка минерального сырья

  • Неразвитость внутрироссийского рынка минерального сырья.

  • Несовершенство федерального законодательства в части лицензирования и предоставления недр в пользование – отсутствие стимулирующих факторов для развития геологоразведочных работ, недостаток полномочий субъектов Федерации в части распоряжения хотя бы мелкими и средними по запасам месторождениями полезных ископаемых.

  • Высокая степень бюрократизации процесса освоения объектов и обилие противоречивых требований различных регулирующих органов к объектам минерально-сырьевого комплекса.

  • Сложности с организацией финансирования отечественных проектов минерально-сырьевого комплекса, особенно проектов, находящихся на ранних стадиях освоения.

  • Отсутствие в современной России устойчивой практики эффективного и интенсивного создания «с нуля» современных горно-геологических предприятий и ввода в строй масштабных производственных объектов сырьевого комплекса.


Возможности

Угрозы

  • Горнопромышленный комплекс - «локомотив» для смежных отраслей промышленности: строительство, транспорт, энергетика, сельское хозяйство, образование, туризм.

  • Вовлечение местного и коренного населения в производственную сферу.

  • Снижение тарифов на электроэнергию за счет освоения, включая газификацию, месторождений твердого топлива, газа, конденсатов и нефти на западном побережье Камчатки.

  • Выявление крупных, а возможно и уникальных по запасам месторождений драгоценных и цветных металлов создаст основу для привлечения крупных стратегических инвесторов на конкурентной основе.

  • Организация заводов по сжижению газа и металлургическому переделу добываемого сырья создаст дополнительные рабочие места и возможность получения добавленной стоимости на более технологичную продукцию с ростом самофинансирования ныне дотационного региона.

  • Привлечение в регион на долговременной основе для работы в горном комплексе высокообразованного и профессионально подготовленного населения трудоспособного возраста из иных регионов России и сопредельных государств станет надежным препятствием депопуляции региона и создаст долговременную основу для развития образования и профориентации населения с мотивацией к работе в данной отрасли.

  • Освоение минерально-сырьевого потенциала будет способствовать саморазвитию Камчатского края, за счет роста доходов бюджета, уровня жизни населения, диверсификации экономики, возникновения мультипликативного эффекта вследствие развития инфраструктуры, необходимой для горнодобывающей промышленности.

  • Постоянное реформирование федеральных органов управления недропользованием уменьшает возможности планомерного геологического изучения субъектов Российской Федерации и уменьшает эффективность вложения средств в поисково-оценочные работы.

  • Конкуренция за инвестиции в горнодобывающую промышленность со стороны регионов Дальневосточного федерального округа (ДВФО).

  • Значительная часть регионов ДВФО обладает заметно более высоким и лучше развитым минерально-сырьевым потенциалом, а также более благоприятными физико-географическими условиями освоения;

  • Во многих регионах ДВФО уже существует необходимая производственная и кадровая база в горнодобывающей промышленности, эти регионы несут меньшие издержки на топливные ресурсы, а их географическое положение часто более благоприятно для развития горного комплекса.

  • Завышенные требования отдельных групп экологической общественности, работающих по иностранным грантам, к развитию промышленности Камчатского края и, в частности, к горному комплексу.

  • Продолжающийся миграционный отток населения трудоспособного возраста за пределы края создает существенную угрозу долговременному развитию экономики края.

  • Сейсмическая опасность и сопутствующие им осложнения (селеопасность, лавиноопасность, камнепады и проч.) освоения месторождений полезных ископаемых.


4.3.4 Политика органов государственной власти Камчатского края в области управления недропользованием
Создание условий для развития горного комплекса в значительной мере зависит от усилий многих лиц и, прежде всего, от сложившейся государственной политики в сфере недропользования. Для Камчатского края определяющими стратегическими направлениями политики управления недропользованием являются:

  • создание эффективной системы управления горным комплексом;

  • формирование многоотраслевого горного комплекса;

  • диверсификация деятельности горнодобывающих предприятий;

  • инициирование работ по увеличению запасов действующих и проектируемых на базе известных месторождений предприятий золота – до 100 и более тонн, цветных металлов – до 100 и более тыс. т.;

  • прогноз и поиски крупных и уникальных по запасам месторождений;

  • государственно-частное партнёрство;

  • социальные преобразования;

  • активизация смежных отраслей экономики.

Все принципы и механизмы управления горным комплексом к настоящему времени сформировались в систему определенных отношений между государством и предпринимателями. Существующая практика предоставления недр в пользование, распоряжения ими, контроль деятельности горнодобывающих предприятий в большинстве случаев не устраивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система мер по региональному управлению реализацией стратегии освоения минерально-сырьевых ресурсов Камчатского края включает организационные, правовые и финансовые механизмы.

С целью реализации региональной политики государства, направленной на развитие субъектов Российской Федерации, включая Камчатский край, необходимо совершенствование нормативной правовой базы.

Для принципиального улучшения административно-разрешительной системы недропользования необходима нормативно-правовая переориентация правовых средств на экономические критерии и поощрительно-экономические условия регулирования. При этом необходимо дополнение действующих мер государственного контроля элементами самоконтроля.

Повысить инвестиционную привлекательность, привлечь субъектов предпринимательской деятельности на низко рентабельные участки недр, можно только применив соответствующие рыночные механизмы посредством соответствующих правовых средств государственного регулирования недропользования.

Целесообразно применение таких правовых средств, которые будут учитывать необходимый баланс в отношениях государства – собственника недр с организационно независимыми субъектами предпринимательской деятельности – пользователями участками недр. Эти правовые средства должны опираться на экономические методы, которые ориентированы на личную материальную заинтересованность субъекта предпринимательской деятельности - пользователя недр соблюдать нормы, предписывающие выполнять действия по рациональному использованию и охране недр, включая охрану окружающей природной среды.

1. В практике недропользования в Камчатском крае отмечается неисполнение условий лицензионных соглашений. Наиболее значимой санкцией за нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, а также за систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами является прекращение, приостановление или ограничение права недропользования органами, предоставившими лицензию. Однако в подавляющем большинстве случаев такое прекращение не выгодно, в первую очередь, государству.

Необходима организация и функционирование системы обеспечения обязательств недропользователя, связанных с рациональным использованием и охраной недр, что особенно актуально для сохранения экологии Камчатского края.

2. Необходима организация мероприятий, направленных на привлечение субъектов предпринимательской деятельности на труднодоступные и низко рентабельные участки недр. В условиях Камчатского края большинство имеющихся месторождений полезных ископаемых относятся к категории труднодоступных или имеющих низкую, а нередко и отрицательную рентабельность освоения. Поэтому имеется объективная необходимость разработки правового механизма привлечения недропользователей на указанные участки недр. Таким правовым механизмом могла бы стать возможность применения более льготных условий недропользования

3. Необходимо разработать комплекс законодательных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с объединением участков недр в единый объект лицензирования с целью организации единого горноперерабатывающего комплекса. Практика и технико-экономические расчеты показывают, что часто бывает выгодно объединить месторождения в комплекс. Особенно это относится к месторождениям твердых полезных ископаемых (золото, платина и т.п.). Причина такой выгоды можно объяснить тем, что при разработке одного месторождения, содержащего низко рентабельные запасы, предприятие терпит убытки. При разработке же комплекса таких месторождений мощности обогатительного оборудования будут задействованы полностью. То есть, формируется система месторождений, объединяющим элементом которой может быть обогатительное предприятие. Кроме того, нередко затраты на создание транспортной инфраструктуры превышают инвестиции в освоение месторождений полезных ископаемых в 2 ÷ 5 раз. При комплексном освоении месторождений указанные затраты значительно сокращаются.

Реализация этого предложения приведет к следующим социально полезным результатам:

- максимальной загрузке годовых мощностей предприятия-пользователя недр по добыче и переработке сырья, что, соответственно, приводит к максимизации валовой выручки и, как результат — росту доходов бюджетов всех уровней;

- снижению капитальных вложений, приводящих к прямому экономическому эффекту (например, за счет функционирования одного перерабатывающей комплекса или передвижного ее варианта);

- снижению эксплуатационных затрат через уменьшение условно-постоянных затрат (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), связанных с добычей и переработкой минерального сырья;

- созданию дополнительных рабочих мест в регионе.

Выгоды государства очевидны при реализации такого варианта, обеспечивающего максимально полную отработку всех запасов полезных ископаемых во времени. Это позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения с поступлением соответствующих налоговых пополнений в бюджеты различных уровней. Это также позволит активизировать работы по добыче полезных ископаемых на участках недр, извлекаемые запасы которых ранее считались забалансовыми.



Необходима законодательная норма, которая предусматривала бы предоставление лицензии на пользование несколькими близко расположенными участками недр для разработки полезных ископаемых. Для этого законодательныму органу Камчатского края целесообразно воспользоваться правом законодательной инициативы для внесения законопроекта в Государственную Думу с соответствующим финансово-экономическим обоснованием.

Для решения проблем реконструкции действующих производств, модернизации парка технологического оборудования, освоения новых месторождений полезных ископаемых, развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест необходимо привлечение в экономику региона иностранных инвестиций.

На ближайшую перспективу значительных изменений в динамике распределения и поступления иностранных инвестиций по странам-инвесторам не ожидается. Динамика поступления иностранных инвестиций будет сохранена на уровне 2012 года и не превысит 10,0 млн. долларов США в 2016 году.

Прогнозные данные предполагают вложения иностранных инвестиций в предприятия, ведущие геологоразведочные и геофизические работы, а также в предприятия, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых. Вместе с тем, Правительством Камчатского края в лице созданного открытого акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края» прорабатывается вопрос о привлечении иностранных инвесторов к реализации инфраструктурных проектов края.

В целях продвижения инвестиционных проектов на российский и международный рынки сформирован Банк данных инвестиционных объектов Камчатского края (проекты: планируемые и реализуемые; инвестиционные предложения; идеи) в разрезе муниципальных образований. Издан Приказ № 576п от 23.10.20143 г. об утверждении Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры на 2014 год.

Финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Камчатского края, закреплены в Законе Камчатского края от 22.09.2008 № 129 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае». Финансовые меры предоставляются только инвесторам, реализующим особо значимый инвестиционный проект на период окупаемости данного проекта, но не более чем на 7 лет. При этом учитывается соответствие проекта основным направлениям Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, наличие у проекта интегрального эффекта (совокупность бюджетной, экономической и социальной эффективности), а также поддержка проекта ОМС муниципального образования, на территории которого данный проект будет реализовываться. 

Таблица 4.3.4.1 - Предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения, связанные с развитием экономики

в Камчатском крае




Предложения, направленные на совершенствование законодательства

Правовые последствия реализации предложений

Получаемый эффект

Ожидаемый результат



1

2

3

1. Создание в Камчатском крае свободной экономической зоны

Освобождение субъектов предпринимательской деятельности от некоторых видов платежей, в том числе от налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин

Создание льготных условий развития предпринимательства

2. Внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», связанных с расширением полномочий субъектов РФ по отношению к участкам недр, не имеющих федерального значения

Оперативное решение проблем, связанных с предоставлением участков недр, имеющих значение субъекта Российской Федерации, с учетом специфики развития Камчатского края

Ускорение освоения месторождений с учетом специфики развития Камчатского края

3. Внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», направленных на стимулирование субъектов предпринимательской деятельности – недропользователей на выполнение обязательств, связанных с рациональным использованием и охраной недр и мероприятий, направленных на формирование денежных средств для консервационных и ликвидационных работ

Законодательное закрепление следующих способов обеспечения исполнения обязательств, связанных с проведением консервационных и ликвидационных мероприятий:

- залог денежных средств;

- банковская гарантия;

- формирование ликвидационного фонда



Охрана окружающей среды за счет выполнения возложенных на пользователей участками недр обязательств, в том числе по приведению нарушенных в результате недропользования природных объектов в безопасное состояние

4. Внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», направленных на привлечение субъектов предпринимательской деятельности на труднодоступные и низко рентабельные участки недр с возможностью расширения оборота права пользования участками недр

1. Исключение из норм пункта 7 первой части статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" согласованный уровень добычи минерального сырья

2. Возможность субъекта предпринимательской деятельности, специализирующегося на поисковых работах, передачи права пользования участком недр, недропользователю, специализация которого направлена на добычу



1. Рост налоговых поступлений в бюджет

2. Вовлечение в разработку труднодоступных или имеющих низкую или отрицательную рентабельность месторождений полезных ископаемых

3. Привлечение пользователей недр, в том числе субъектов малого предпринимательства, специализирующихся на выполнении поисковых работ


5. Внесение изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах», направленных на регулирование отношений, возникающих в связи с объединением участков недр в единый объект лицензирования с целью организации единого горноперерабатывающего комплекса

Возможность получения права пользования группой месторождений

1. Рост налоговых поступлений в бюджет

2. Вовлечение в разработку труднодоступных или имеющих низкую или отрицательную рентабельность месторождений полезных ископаемых



6. Подготовка законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с недропользованием, животным миром, рыболовством, использованием и охраной водных биологических ресурсов, использованием особо охраняемых территорий, в части приведения их в соответствие с федеральным законодательством

Исключение конфликтных и коллизионных ситуаций в процессе государственного регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов края

Создание стабильного инвестиционного климата

7. Подготовка законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство в части предоставления разрешения недропользователям осуществлять вычеты из налога на добычу полезных ископаемых затрат на поисково-оценочные работы. При этом такие вычеты должны иметь целевую направленность

У субъектов предпринимательской деятельности будет возможность осуществлять комплекс поисково- оценочных работ за счет высвободившихся средств

1. Поиск и ускорение освоения месторождений:

2. Создание льготных условий развития предпринимательства



Во исполнение Закона Камчатского края от 22.09.2008 № 129 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае» приняты следующие нормативные правовые акты:

  • постановление Правительства Камчатского края от 18.02.2010 № 86-П «Об утверждении Порядка назначения кураторов по вопросам сопровождения реализации инвестиционных проектов внебюджетного финансирования на территории Камчатского края»;

  • постановление Правительства Камчатского края от 16.07.2010 № 319-П «Об утверждении Положения об условиях предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в Камчатском крае в форме финансовых мер инвестиционным проектам, реализуемым на территории Камчатского края, направленным на реализацию основных направлений социально-экономического развития Камчатского края»;

  • постановление Правительства Камчатского края от 16.07.2010 № 320-П «Об утверждении Порядка предоставления инвесторам субсидий за счет средств краевого бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в целях реализации особо значимых инвестиционных проектов Камчатского края»;

К финансовым мерам поддержки относятся:

  • предоставление инвесторам налоговых льгот в части, зачисляемой в краевой бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края;

  • предоставление инвесторам государственных гарантий Камчатского края по обеспечению возврата заемных денежных средств, привлекаемых для реализации особо значимых инвестиционных проектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края;

  • включение инвестиционных проектов в заявку Камчатского края на участие в конкурсе инвестиционных проектов, претендующих на софинансирование за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

  • предоставление инвесторам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации субсидий за счет средств краевого бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях в целях реализации инвестиционных проектов;

  • предоставления инвесторам средств Инвестиционного фонда Камчатского края для создания инфраструктуры (инженерной, энергетической, транспортной) объектов инвестиционной деятельности, создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Помимо финансовых мер, утверждённых Законом Камчатского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае», в регионе также предусмотрено предоставление:

  • субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере туризма на строительство гостиничной инфраструктуры;

  •  субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях, при реализации инвестиционных проектов в сфере рыбопромышленного комплекса и АПК.

Основной деятельностью Инвестиционный совета, созданного в крае, является:

  • определение приоритетных направлений и формирование стратегических целей по реализации инвестиционной политики на территории Камчатского края;

  • координация деятельности органов исполнительной власти в Камчатском крае, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Камчатскому краю, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Камчатского края, предприятий и организаций-субъектов инвестиционной деятельности, в сфере реализации инвестиционной политики Камчатского края;

  • содействие развитию инвестиционной инфраструктуры;

  • формирование открытого информационного пространства в области инвестиционной деятельности на территории Камчатского края;

  • содействие укреплению конкурентных преимуществ Камчатского края;

  • содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства;

  • разработка механизмов повышения инвестиционной привлекательности Камчатского края;

  • содействие в преодолении административных и других барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Камчатского края;

  • рассмотрение конкретных инвестиционных проектов в целях определения их приоритетности для экономики края и предоставления мер государственной поддержки.

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в Камчатском крае ведется работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (распоряжение Губернатора Камчатского края от 15.05.2013 № 497-Р).

Одним из основных направлений налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является следующее:



  • в целях создания благоприятного инвестиционного климата для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является добыча руд и песков драгоценных металлов, разработка мер налогового стимулирования в отношении налога на имущество организаций в случае реализации ими инвестиционных проектов развития.

Мероприятия должны обеспечить выполнение таких задач, как: формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций; снижение административных барьеров; формирование особого эколого-экономического режима благоприятствования, налоговых и таможенных условий для реализации инвестиций; создание благоприятных условий для развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов и формирования на территории Камчатского края горнопромышленного территориально-производственного и туристско-рекреационного комплексов.
Каталог: file
file -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
file -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
file -> Лечебная физкультура
file -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
file -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
file -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница