3-а класса Емельяненко Валерия



Скачать 155.44 Kb.
Дата23.04.2016
Размер155.44 Kb.
ТипРеферат


МБОУ «Исилькульский лицей»

Пейте, дети, молоко!

Выполнила ученица 3-а класса



Емельяненко Валерия

руководитель учитель

начальных классов

Богодушко О.Н.

Исилькуль - 2014



Содержание


Введение………………………………………………………………

3

1. История употребления молока …………………………………...

2. Состав молока и его использование человеком…………………

3. Исследование качества молока по данным на упаковке ………..

4. Определение органолептических показателей молока………….


5. Выявление пользы (вреда) молока по итогам опороса учащихся

начальной школы …………………………………………………...



4

5

6



8

10


Заключение……………………………………………………………

11

Библиографический список………………………………………….

12

Приложение…………………………………………………………..





Введение
Завтрак. Я ещё спросонья, мысли где-то далеко…

Подперев щеку ладонью, я смотрю на молоко.

Размышляю я при этом: интересное кино –

Так зачем его пить детям? И полезно ли оно?

Сама б я справилась едва ли, подсказала мама мне.

В нем есть фосфор, кальций, калий, витамины А и Д

А еще сказала мама, молоко - как хочешь пей.

Хочешь с хлопьями, с какао, с мёдом, с булкой и без ней.

Молоком чудесна каша, с молоком отличный чай.

С шоколадом можно даже – вот уж будет сладкий рай.

И, смотря в глаза мне прямо, мне еще сказала мама:

Музыкант, шофер, учитель, сталевар, артист, строитель,

Ученый или бизнесмен, президент или спортсмен –

Сейчас и в прежние века – жизнь начинали с молока.


Сколько же лет молоку? История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад.

Узнав об этом, мне стало интересно, а полезно ли молоко, которое мы сегодня пьем? А так же из чего состоит молоко? Тогда я решила провести исследование и попыталась найти ответы на свои вопросы. Результатом моих наблюдений, экспериментов и поисков стала исследовательская работа.


Тема исследования: «Пейте, дети, молоко!».

Цель: изучение состава и качества молока.

Задачи:

- в ходе экспериментальной работы изучить состав молока;

- доказать наличие полезных веществ в молоке, необходимых для человека;

- провести опрос по поводу употребления молока среди учащихся;


- составить рекомендации по употреблению молочных продуктов;

- создать презентацию.


Объект исследования: молоко.

Предмет исследования: состав молока разных производителей, предлагаемого в сети розничной торговли города Исилькуля.

Актуальность исследования: в настоящее время особо остро стоит проблема сохранения здоровья, поэтому необходимо его укреплять средствами, которые известны человечеству с древнейших времен, но теряют свою популярность в современном мире.

Гипотеза: в состав молока входят полезные вещества, необходимые для нашего организма.

Методы исследования:


- изучение и анализ научно-познавательной литературы;

- работа с Интернет-ресурсами;

- опрос торговых представителей;

- наблюдение;

- анкетирование;

- опытно-экспериментальная работа;

- сбор фотоматериалов;

- создание презентации;



  1. История употребления молока

Древние философы, не зная химического состава и физических свойств молока, но наблюдая за его действиями на организм, называли молоко белой кровью, соком жизни. Задолго до нашей эры врачи и Египта, и Древнего Рима, и Греции применяли молоко для лечения чахотки, подагры, малокровия. В "Шримад Бхагаватаме" - одном из самых древних и авторитетных писаний, упоминается, что одна из причин снижения продолжительности человеческой жизни состоит в том, что люди пьют мало молока. 

Наиболее ранним свидетельством употребления молока домашних животных человеком до сих пор являлся шумерский рисунок на грубой ткани, изображающий процесс доения.

Молоко животного люди впервые стали употреблять в пищу более 9 тысяч лет назад, когда сумели одомашнить диких коров – туров, которых приводили из степей и лесов и держали в загоне. От них и пошли домашние животные.

Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. Но в разных странах используется ещё молоко коз, овец, лошадей, верблюдов, буйволов, оленей, ламы и других животных.

Оказывается, молоко можно получить не только от животных. Его ещё получают из соевых бобов – это соевое молоко, которое немного схоже с коровьим.

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни».

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко «лекарством», Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей. По словам академика Павлова «молоко – это пища, приготовленная самой природой!».

С давних пор молоко используется и в пищевой промышленности (как продукт питания), и в косметологии (молочные ванны, маски, скрабы), и в медицине (лекарственные препараты) и как лечебное средство от многих болезней: при лечении сердца, почек и других органов. Помогает лечить отравления солями тяжёлых металлов, кислотами и щелочами, йодом и бромом.

  1. Состав молока и его использование человеком

Изучив энциклопедии и статьи Интернета, удалось выяснить, что в молоке содержится:

- вода (необходима для растворения веществ);

- белки (укрепление мышц);

- жиры (обеспечивают организм энергией);

- молочный сахар - углероды (для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы);

- витамины (около 30) (А – для хорошего зрения, В – для роста и т.д.);

- минеральные соли: кальций (укрепление костей); калий (для нервной системы); магний (для сердца и мышц); фосфор (энергия организма);

- микроэлементы.

Особую ценность представляют белки молока. Белки молока содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются почти полностью (96 %). Молочный жир, наиболее полноценный из пищевых жиров (усваивается на 95 %). Молочный сахар, благоприятно влияющий на пищеварение (усваивается на 98 %). В молоке содержатся макро- и микроэлементы, участвующие в формировании костной ткани, в восстановлении крови и т. д. Особенно много в молоке солей кальция и фосфора, находящихся в легкоусвояемой форме и хорошо сбалансированных соотношениях. Наличие ферментов и гормонов увеличивает ценность молока.

Поэтому молоко используется для детского питания и как диетический и лечебный продукт при малокровии, туберкулезе, гастрите, отравлениях, заболеваниях печени, почек, желудочно-кишечного тракта, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.

Несмотря на все сказанное выше, в последнее время всё больше появляется информации о том, что молоко, оказывается, очень вредно и для детей, и для взрослых. Так полезно ли молоко на самом деле или вредно?



3. Исследование качества молока по данным на упаковке

Не все молочные продукты имеют одинаковый состав и являются одинаково полезными для здоровья. Для начала решила определить состав молока разных производителей, исходя из данных на упаковке.



Цель: определение качества молочных продуктов в бытовых условиях.

Задачи: 
– на основе данных на упаковке выявить наличие вредных для здоровья веществ;
– определить состав молочных продуктов;

Предположение: не все молочные продукты имеют одинаковый состав и являются одинаково полезными для здоровья.

Молоко бывает:


  1. Нормализованное – то есть разбавленное, доведённое до определённого процента жирности.

  2. Восстановленное – восстановлено путём соединения порошка и воды. При изготовлении сухого молока вместе с водой выпариваются многие витамины и полезные вещества, образовывается вредный оксихолестерин (окисленный холестерин).

  3. Гомогенизированное – в состав молока добавлены растительные жиры..

  4. Пастеризованное – обеззараженное путём кратковременного нагревания. Это самый популярный вид молока, в котором сохраняются практически все полезные свойства.

Изучив ассортимент молока, который предлагают в магазинах города Исилькуля, удалось выявить, что в большей мере это молоко вида: нормализованное пастеризованное и нормализованное ультрапастеризованное. Из бесед с торговыми представителями узнала, что наибольшим спросом у населения пользуется молочная продукция торговых марок «Любимо» и «Для всей семьи». Однако, в качестве опытных образцов было решено выбрать продукцию менее распространенных торговых марок, а также продукцию, специально рекомендованную для детского питания. Изучив упаковки отдельных видов, установила, что кроме степени пастеризации виды молока отличаются процентным содержанием жиров, входящих в состав (от 1,5% до 3,2%). В состав всех видов так же входят белки и углеводы. Отдельные виды молока, предназначенные для детского питания обогащены витаминами, которые указаны в составе.

Таким образом, можно сделать вывод, что в зависимости от назначения, может видоизменяться состав продукции производителей молока.

Изучая упаковки, обнаружила, что у разных образцов может быть разным процентное содержание жира. Тогда возникла идея доказать наличие жиров в молоке. Сделать это решила при помощи опыта «Взрыв цвета в молоке».


  1. Налила молоко в тарелку.

  2. Добавила в него по несколько капель разных красителей. Старалась делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

  3. Взяла ватную палочку, окунула ее в моющее средство и прикоснулась ею в самый центр тарелки с молоком. Наблюдала за тем, что происходило. Молоко начало двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
    Дело в том, что молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
    Если провести этот опыт на обезжиренном молоке, то ничего не получится. Демонстрация опыта доказывает наличие жиров в составе молока.



  1. Определение органолептических показателей молока


Органолептические свойства продуктов - внешний вид, консистенция, цвет, запах, вкус - важные показатели их качества. 

Для обеспечения практической части работы были приобретены образцы молока разных производителей с разным процентным содержанием жира и белка:




п/п


Название молока


% жирности


Производитель

1

«Торговый дом Сметанин»

1,5%

ООО «Вимм-Билль-Данн» Краснодарский край, г.Тимашевск

2

«Агуша»

3,2%

ООО «Вимм-Билль-Данн» г.Москва

3

«Тёма»

3,2%

ОАО ЮНИМИЛК «Кемеровский молочный комбинат»

4

«Простоквашино»

2,5%

ОАО ЮНИМИЛК

«Молочный комбинат Ялутуровский»



(таблица 1)


  • Определение внешнего вида молока

Налили молоко в химический стакан до середины объёма. Внимательно рассмотрели молоко и отметили, что в нем отсутствуют  загрязнители и  примеси, а также отметили, его однородность.

  • Определение цвета молока

Налили в стакан 50-60 мл молока. Поднесли к стакану белый лист бумаги и сравнили цвет.

  • Определение консистенции молока

Налили в пробирку молоко до середины объема, закрыли пробирку, встряхнули, чтобы слегка намокли стенки. Дали молоку стечь, оценили результат наблюдения.

  • Определение запаха молока

Налили в пробирку молока, закрыли, встряхнули и определили, что постороннего запаха молоко не имеет. Следует отметить, что у каждого из образцов имеется приятный молочный запах.

  • Определение вкуса молока

Налили в стакан 10-20 мл молока. Затем брали глоток молока в рот, и держали его некоторое время.  После каждой пробы молока полоскали рот водой и между отдельными определениями делали небольшие перерывы. Тем самым было определено, что молоко имеет разный вкус.

  • Определение степени чистоты молока

Поместили в воронку ватный фильтр. Затем, опустили воронку в стакан для сбора профильтрованного молока. Налили в цилиндр 50 мл молока. После того как все молоко профильтровалось, осторожно сняли фильтр и положили его на лист бумаги для просушки. Сравнили загрязнённость ватного фильтра со стандартным эталоном. Следов загрязнения не обнаружено, лишь желтоватый след от молока.

  • Определение наличия крахмала в молоке

В пробирку налили 5-10 мл молока и довели до кипения. Охладили молоко и налили 3-5 капель йода. Появление синей окраски указывает на наличие крахмала.
Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 2.



Показатели

Молочные продукты

(нумерация образцов совпадает с нумерацией в таблице 1)



Результаты




1

2

3

4




Внешний вид

Однородно

Однородно

Однородно

Однородно

Молоко во всех стаканчиках является однородным, без посторонних примесей

Цвет

Белое

Желтоватое

Желтоватое

Слегка желтоватое

Цвет молока во всех стаканчиках различается

Консистенция

Слабо выражен осадок

Интенсивный осадок

Интенсивный осадок

Осадок средней интенсивности

Осадок ярче выражен в стаканчиках №2 и 3

Запах

Запаха почти нет

Запах сухого молока ярко выражен

Запах сухого молока ярко выражен

Запах близок запаху парного молока

Запах молока похож на запах парного молока в стаканчике №4

Вкус

Чрезмерно сладкий привкус

Имеет приятный сладковатый вкус

Приятный сладковатый привкус

Напоминает вкус домашнего молока

Более приятный вкус имеют образцы №3 и 4

Степень чистоты

Фильтр чистый

Фильтр чистый

Фильтр чистый

Фильтр чистый

Фильтры всех образцов оказались чистыми

Наличие крахмала

Не обнаружен

Не обнаружен

Не

обнаружен



Не обнаружен

Ни в одном из стаканчиков наличие крахмала не обнаружено

(таблица 2)
Таким образом, в ходе проведения наблюдений и опытов установлены основные органолептические показатели образцов молока. Из таблицы видно, что по показателям лучшими оказались образцы №2,3 и 4. А образец №1 отстает по нескольким позициям.


  1. Определение пользы (вреда) молока по итогам опороса учащихся начальной школы

Одной из задач своей работы ставила изучение пользы (вреда) молока. Для выявления результатов по этому вопросу учащимся начальной школы МБОУ «Исилькульский лицей» были предложены вопросы анкеты. Опрос выявил, что:

- Регулярно пьют молоко 56% опрошенных.

- Пьют молоко 3-5 раз в неделю 22% учащихся.

- Вообще не пьют молоко 22% опрошенных.

- Полезным молоко считают 100% учащихся.

При этом по мнению ребят, полезным считают молоко потому, что в нем содержатся витамины, кальций и белки, железо и жиры, витамины роста и потому, что оно просто вкусное. Рассмотрев информацию в разных источниках выяснила, что на самом деле молоко может быть полезным, но может и нанести вред.


Молоко полезно, потому что оно:

  1. Укрепляет мышцы, кости, зубы, волосы.

  2. Помогает работе головного мозга, сердца, почек, печени, нервной системы.

  3. Способствует пищеварению, росту организма.

  4. Является общеукрепляющим средством, источником энергии для человека.


Но, наряду с полезными свойствами, молоко может наносить и вред:

  1. Молоко повышает уровень глюкозы в крови, так как в нём есть молочный сахар.

  2. Молоко может вызвать у человека аллергию, расстройство кишечника, что происходит из – за непереносимости желудком молочного сахара.

  3. Не рекомендуется давать молоко животного происхождения детям младше года, так как может вызвать аллергию, расстройство желудка.

  4. Молоко оказывает нагрузку на почки при переработке молока организмом.

  5. Молоко является благоприятной средой для болезнетворных микроорганизмов, которые содержатся в некачественном молоке, или в молоке, которое неправильно хранили.

Следовательно, не рекомендуется пить молоко больным сахарным диабетом; детям младше года; людям, у кого молоко вызывает аллергию и расстройство желудочно-кишечного тракта; людям с заболеваниями почек.

В целях сохранения здоровья нельзя пить молоко без тепловой обработки, а также, нельзя пить молоко, если нарушены условия его хранения.


Заключение
В ходе работы были рассмотрены статьи в энциклопедической и справочной литературе, проанализированы материалы Интернет-источников и опроса среди учащихся лицея. В экспериментальной части были изучены состав и свойства образцов молока разных производителей на основе информации на упаковке, и органолептических свойств, доказано наличие жиров в составе продукта. Из всего указанного выше, пришла к выводу, что молоко с древних времён до наших дней играет огромную роль в жизни человека. Оно полезно, но не всем людям подходит, так как все организмы индивидуальны. Кому-то молоко приносит пользу, а кому-то наносит вред.

Так что же делать: пить или не пить молоко? Однозначного ответа нет. Просто необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- Если молоко вредит здоровью, то стоит навсегда отказаться от него.

- Заменить молочные продукты на продукты растительного происхождения, которые содержат те же витамины и микроэлементы, что есть в молоке.

- Для профилактики ожирения нужно употреблять молоко с небольшим процентом жирности.

- Заменить молоко можно полезными для здоровья кисломолочными продуктами: кефиром, йогуртом, простоквашей.

Каждый человек должен сам решить для себя вопрос вреда и пользы молока, что оно ему несет. Каждый организм индивидуален! Для определения индивидуальной нормы потребления молока можно посоветоваться с врачом, а заодно выяснить, не страдаете ли вы от непереносимости молока. Будьте внимательны к своему организму!

Если ваш организм не желает его принимать, откажитесь от него, а если желает, то: «Пейте, дети, молоко!»



Библиографический список


  1. Я познаю мир (химия), «Издательство АСТ» Москва,1999г.

  2. Энциклопедия юного химика, Москва.2002

  3. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op03.shtml

  4. http://eksperimentiki.ru/publ/khimija/4

  5. http://www.rasse1.com/2013/08/28/eksperiment-s-molokom-i-koloj/

  6. ttp://www.iscmoscow.ru/prod/prod1.htm

  7. http://ph-forum.ru/viewtopic.php?f=22&t=338


Приложение 1


Каталог: proekti
proekti -> Исследовательская работа «влияние сотового телефона на здоровье человека»
proekti -> Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
proekti -> Инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировке и застройке населенных мест
proekti -> Клуб молодых семей «клюква» социальный проект
proekti -> А. Ледяев, Только в Боге, 13. 06. 10 Только в Боге
proekti -> Текст к презентации «Витамин Д» 2 слайд. Рахит
proekti -> Пределы нашего обитания
proekti -> Ландшафтное проектирование и озеленение территории образовательного учреждения мбоу сош №21 г. Белгорода
proekti -> Инструкция по выполнению работы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница