4. Медицина средневекового востока (V – XVII вв.)



страница1/5
Дата12.09.2017
Размер154 Kb.
  1   2   3   4   5

4. МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА (V – XVII вв.)


Термин «средние века», (лат. medium aevum), возник в Италии в XV – XVI вв. в среде гуманистов, которые отделили таким образом свое время от истории древнего мира.

Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, поэтому хронологические рамки средних веков (так же, как и других периодов истории) являются весьма условными. Так, в Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 г. – год падения Западной Римской империи. В странах Востока феодализм зародился значительно раньше. В Китае он укреплялся в III в., в странах Закавказья – в IV в., в Византии и государствах Средней Азии – в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в.

В Европе эпоху средневековья условно делят на три периода: раннее средневековье (V – XI вв.), развитое средневековье (XI – XV вв.) и позднее средневековье (XV – XVII вв.).

Конец средних веков современная историческая наука определяет временем первых буржуазных революций, среди которых общеевропейское значение имела английская буржуазная революция 1640 – 1649 гг. Год ее начала условно считается границей между историей средних веков и новым временем.


Медицина в Византийской империи (395 – 1453 гг.)


В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

«Византия», или «Византийская империя» – условное научное название, введенное историками уже после того, как византийская цивилизация, завоеванная турками, перестала существовать. Предыстория ее начинается во времена правления императора Великой Римской империи Константина (306 – 337), который известен, в частности, введением христианства в качестве государственной религии и созданием новой столицы, которую он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой древнегреческий городок Византий на западном берегу Босфора. В 330 г. состоялось торжественное открытие новой столицы, которая впоследствии была названа Константинополем, т. е. «градом Константина» (ныне Стамбул). В 395 г. Восточная Римская (Византийская) империя окончательно отделилась от Рима. В период своего существования Восточная Римская империя называлась Империей Ромеев, или Романией.

Западная Римская империя в 476 г. прекратила свое существование. Иная судьба была у Восточной Римской империи со столицей Константинополем. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась высокоразвитым ремесленным производством (особенно художественных изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей с Аравией, Причерноморьем, Персией, странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария. Бейрут, Фессалоники, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли. Будучи прямой наследницей античной культуры, Византия долгое время сохраняла традиции древнего Рима: латинский язык (в V в. он сменился на греческий), градостроительство, термы и т.д.

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки – кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской Русью, началось взаимное обогащение культур.



Санитарно-технические сооружения. Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Одной из важнейших задач при создании новой столицы, которое длилось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах – цистернах. Двухъярусный акведук Валента является одним из самых древних среди сохранившихся византийских сооружений Константинополя.

В силу своего географического положения и исторического значения в решении судеб Востока и Запада Константинополь часто подвергался длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись в подземных цистернах города. Некоторые цистерны сохранились до наших дней, в частности Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого – дворец, провалившийся под землю).

В ранневизантийских городах повсеместно существовали бани, а в таких крупных центрах, как Константинополь и Антиохия, их было великое множество. Однако со временем баня Византии перестала быть центром общественной жизни, как это имело место в древнем Риме. В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1 – 2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).



Византийская наука и религия. На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (римлян, греков, сирийцев, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, славян, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Византийцы-христиане гордились тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, – столь могущественна была историческая инерция античного мира. Однако из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля.

Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге «Христианской топографии» (около 549 г.) Косьмы Индикоплова (т.е. «Плавателя в Индию»).

Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Развитие медицинских знаний. Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили базисом для компиляций, соответствующих духу христианства. Поиск естественнонаучного объяснения природы болезни приостановился, и на первый план вышло изучение практических приемов лечения, выработанных в предшествующие столетия.

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (лат. Oribasius, 325 – 403), грек по происхождению. По предложению императора Юлиана Отступника Орибасий составил свой основной энциклопедический труд «Collecta medicinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем ой обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена. По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Sinopsis» («Обозрение») в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки.

После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (лат. Aetius Amidenus, 502 – 572), который считается первым византийским врачом-христианином. Основное сочинение Аэция – руководство по медицине «Tetrabiblos» («Четверокнижие») в 16 книгах является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая, таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.

Известным современником Аэция был Александр из Тралл (лат. Alexander Trallianus, около 525 – 605), которого при жизни называли «целителем». 12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении («Libri duodecim de re medica») пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Основным материалом для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра.

Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (лат. Paulus Aegineta, 625 – 690) – хирург, акушер и преподаватель. Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах «Compendii medici libri septem». Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения – обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты, например Парижского университета, предписывали преподавать хирургию только по этой книге. Описанные в ней радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины считался самым смелым хирургом своего времени.

Больничное дело. С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. Корни его уходят в начало IV в., когда на территории Египта в 320 г. был основан первый монастырь (киновия). Позже появились ксенодохии (т.е. монастырские приюты для увечных и больных путников) – прообразы будущих монастырских больниц. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных – прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. По сравнению с латинским Западом уровень организации больничного дела в Византии был выше.



Образование и медицина. Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV – VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.).

Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Даже в константинопольском «Аудиториуме» – единственном византийском университете, основанном Феодосием II в 425 г. – богословие не преподавалось. Система обучения была рассчитана на приобретение светского образования. Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Образование, получаемое в монастырях, было исключительно религиозным.

Медицина входила в программу византийского образованиями преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеантичной школы – математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadrivium» (лат.четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. их совокупность стали называть «Trivium»). Перечисленные семь «свободных искусств» (лат.artes liberales) составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.



Каталог: src -> downloads
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Учебно-методическое пособие Иркутск игму 2011 (075. 32) Ббк 51. 1я73 ш 67
downloads -> Тесты текущего контроля по теме:«Дифтерия у детей. Инфекционный мононуклеоз»
downloads -> Д. С. Бессчастный Иркутск: 2013. 85 с
downloads -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для лечебного факультета
downloads -> Методическое пособие Иркутск 2011 Утверждено фмс иркутского медицинского университета 22. 06. 2011 г
downloads -> Перечень печатных дидактических материалов Основная литература
downloads -> 1. введение. Врачевание в первобытном обществе история. Культура. Медицина
downloads -> Минздрав россии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница