5. Инфекционные болезни у детей Задача №1



страница1/5
Дата11.09.2017
Размер9.25 Mb.
  1   2   3   4   5

5. Инфекционные болезни у детей
Задача № 5.1

Девочка 2 мес. Появился кашель без повышения t. Через неделю кашель стал приступообразным, до 15-20 эпизодов в сутки, сопровождался цианозом лица, иногда рвотой, отхождением густой, вязкой мокроты. При осмотре участковым врачом: t – 36,7°С, ЧДД – 36 уд/мин. ЧСС – 136 уд/мин. В легких жесткое дыхание, проводные хрипы. Со стороны других органов без особенностей. Психомоторное развитие соответствует возрасту.

К концу второй недели состояние ухудшилось, ребенок госпитализирован с диагнозом: ОРВИ, пневмония.

Из анамнеза: девочка от 1 беременности, 1 срочных родов, масса при рождении 3050 г, на искусственном вскармливании. У отца ребенка в последние две недели отмечался кашель.

При поступлении m – 4450 г., t – 38,5°С. Состояние тяжелое, вялость, периодически беспокойство, повторные судороги. Кашель приступообразный, до 20 – 30 раз в сутки с рвотой. Отмечаются остановки дыхания, во время которых ребенок синеет. Кожные покровы бледные, лицо одутловатое, цианоз носогубного треугольника. В легких влажные мелкопузырчатые хрипы, одышка с втяжением уступчивых мест грудной клетки. ЧДД – 52 уд/мин. Сердечные тоны приглушены, ЧСС – 160 уд/мин.



Рентгенограмма органов грудной клетки: округлое затемнение с неровными нечеткими контурами воспалительного генеза в S5 правого легкого на фоне деформированного легочного рисунка, корни структурны, тяжисты за счет сосудистого компонента, правый купол диафрагмы приподнят; левый – без особенностей.

Общий анализ крови: HGB – 128 г/л, RBC – 3,8×1012/л, WBC – 18,2×109/л; EO – 3%, NEUT – 14% (П – 2%, C – 12%), LYM – 77%, МON – 6%, СОЭ – 8 мм/ч.

http://pervenets.com/wp-content/uploads/2014/12/4456719959_f5b4816d10_z.jpg

Рис. 5.1.
Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените эпидемиологический анамнез.

  3. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие другие исследования и консультации специалистов необходимо провести?

  4. Проведите дифференциальный диагноз.

  5. Назначьте лечение.

  6. Укажите условия выписки из стационара. Составьте план диспансеризации.

  7. Объясните патогенез приступа кашля. Назовите особенности течения заболевания у детей первых месяцев жизни.



Задача № 5.2

Ребенок 3 мес., поступил на 14-й день болезни с диагнозом: ОРВИ, пневмония. Две недели назад на фоне нормальной t появился кашель, который имел тенденцию к учащению, особенно в ночное время. Через неделю кашель стал приступообразным, сопровождался беспокойством, покраснением лица, высовыванием языка, звонким вдохом, периодически заканчивался рвотой или отхождением трудно откашливаемой мокроты.



Анамнез: ребенок от 2 нормально протекавшей беременности, 2 срочных родов с m – 3690 г. На грудном вскармливании. Вакцинирован в роддоме БЦЖ. У дедушки в течение 3 недель сухой кашель.

При осмотре в отделении: m – 5400. Кашель до 25 приступов в сутки с отхождением вязкой мокроты или рвоты, синкопальные апноэ. Состояние тяжелое, ребенок вялый, бледный, цианоз носогубного треугольника. Кровоизлияние в конъюнктиву правого глаза. Зев спокойный. В легких дыхание жесткое, хрипы единичные сухие и влажные, которые исчезают после приступа, ЧДД – 36 уд/мин. Тоны сердца отчетливые. ЧСС – 120 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 2,0 см, селезенка не увеличена. Стул, диурез в норме.



На рентгенограмме органов грудной клетки: усиление бронхо-сосудистого рисунка, повышение прозрачности легочных полей, треугольная тень в средней доле правого легкого.

При бактериологическом исследовании слизи из носоглоткиНаеmорhilus реrtussis.

Общий анализ крови: HGB – 140 г/л, RBC – 4,0×1012/л, WBC – 30,0×109/л; NEUT – 23% (П – 3%, C – 20%), LYM – 70%, МON – 7%, СОЭ – 3 мм/ч.

http://tvoylechebnik.ru/wp-content/uploads/2014/03/koklyush-u-detey.jpg

Рис. 5.2.
Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные эпидемиологического анамнеза.

  3. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие другие исследования и консультации специалистов необходимо провести?

  4. Проведите дифференциальный диагноз.

  5. Назначьте лечение.

  6. Проведите противоэпидемические мероприятия.

  7. Объясните патогенез приступа кашля, назовите критерии тяжести заболевания, его возможные осложнения.



Задача № 5.3

Девочка 6 лет, посещает детский сад, почувствовала боль в горле при глотании, повышение t до 38,5°С. Участковый врач обнаружил налеты на миндалинах, диагностировал фолликулярную ангину, назначил амоксициллин внутрь. Наложения на миндалинах имели тенденцию к распространению на дужки и небный язычок, с трудом снимались шпателем, не растирались между предметными стеклами.

Из анамнеза: в возрасте 3 мес. была проведена 1 вакцинация АКДС, после которой отмечался пронзительный крик в течение нескольких часов. Родители отказались от последующих вакцинаций.

Общий анализ крови: HGB – 126 г/л, RBC – 4,0×1012/л, WBC – 12,6×109/л; EO – 1%, NEUT – 78% ( П – 7%, C – 71%), LYM – 18%, МON – 3%, СОЭ – 26 мм/ч.

Посев слизи из зева и носа на BL: выделена С. diphteriae mitis (токсигенная).

http://img-fotki.yandex.ru/get/6208/118948540.34/0_6eb9e_251811ae_m.jpg
Рис. 5.3.
Задание


  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Перечислите методы этиологической диагностики.

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Назначьте лечение.

  5. Проведите противоэпидемические мероприятия в очаге.

  6. Дайте этиопатогенетическую характеристику заболевания.



Задача № 5.4

Девочка 2 лет, заболела остро, с повышения t до 37,8°С, кашля. На следующий день появились осиплость голоса, одышка. На 3 день болезни госпитализирована с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит 2 ст.

Из анамнеза: в 3 месяца перенесла коклюш в тяжелой форме, после чего наблюдалась неврологом по поводу энцефалопатии, имела отвод от профилактических прививок до 1 года. Вакцинирована АДС-М анатоксином однократно, в возрасте 1 года.

При поступлении состояние тяжелое, инспираторная одышка, беззвучный кашель. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. При вдохе втяжения межреберий и эпигастрия. В легких жестковатое дыхание. ЧДД – 40 уд/мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 132 уд/мин. Через 30 мин отмечено резкое беспокойство ребенка, дыхание стало более затрудненным, появилась потливость волосистой части головы, парадоксальный пульс. Ребенок переведен в реанимационное отделение, где произведена прямая ларингоскопия: на голосовых связках и в подсвязочном пространстве обнаружены пленки серовато-белого цвета.



Посев слизи из зева и носа: обнаружена С. diphteriae mitis (токсигенная).

Общий анализ крови: HGB – 153 г/л, RBC – 4,3×1012/л, WBC – 9,6×109/л, EO – 1%, NEUT – 76% ( П – 6%, C – 70%), LYM – 18%, МON – 5%, СОЭ – 15 мм/ч.



Рис. 5.4.
Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие исследования проводятся для подтверждения диагноза?

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Назначьте лечение. В каком отделении должен лечиться ребенок?

  5. Укажите условия выписки из стационара.

  6. Назовите специфическую профилактику заболевания. Перечислите вакцины, зарегистрированные в России.



Задача № 5.5

Мальчик 7 лет, заболел остро – с повышения t до 38,6°C, боли в горле. На 2 день болезни госпитализирован с диагнозом: паратонзиллярный абсцесс.

Из анамнеза жизни известно, что мальчик привит однократно против дифтерии АДС-М анатоксином в возрасте 3 мес.

При поступлении состояние тяжелое, вялость, адинамия. Голос сдавленный. Изо рта приторно-сладкий запах. Кожные покровы чистые, бледные. Переднешейные лимфоузлы увеличены до 1,5 см. Отек клетчатки шеи до ключиц. Зев резко отечен, миндалины смыкаются по средней линии, отек распространяется на дужки и мягкое небо. На миндалинах с обеих сторон сероватые плотные налеты, распространяются на небо и заднюю стенку глотки, снимаются с трудом, не растираются между шпателями. Тоны сердца приглушены. ЧСС – 92 уд/мин.



Общий анализ крови: HGB – 120 г/л, RBC – 4,0×1012/л, WBC – 12,0×109/л, NEUT – 77% (П – 10%, C – 67%), LYM – 20%, МON – 3%, СОЭ – 25 мм/ч. Токсическая зернистость нейтрофилов +++

Посев слизи из зева и носа: выделена Corynebacterium diphth. gravis (токсигенная).

http://lopotun.ru/files/upload/images/2013-10/318388429.jpg

Рис. 5.5.
Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие другие исследования и консультации специалистов необходимо провести?

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Назначьте лечение.

  5. Укажите условия выписки из стационара. Составьте план диспансеризации.

  6. Проведите противоэпидемические мероприятия в очаге.

  7. Укажите механизм развития налетов, отека в области ротоглотки и шейной клетчатки. Назовите специфические осложнения заболевания.



Задача № 5.6

Мальчик 9 мес., заболел остро – с подъема t до 38,8°C, лающего кашля, осиплости голоса, насморка. К вечеру состояние ухудшилось, появились затрудненное дыхание, беспокойство.

При поступлении состояние крайне тяжелое, сознание спутанное, одышка инспираторного характера с участием вспомогательной мускулатуры. Дыхание жесткое, хрипов нет. ЧДД – 70 уд/мин. Цианоз носогубного треугольника, акроцианоз, мраморный оттенок кожи. Умеренные катаральные явления. Тоны сердца глухие, ЧСС – 160 уд/мин., выпадение пульсовой волны на вдохе. При аускультации вдох удлинен.

Проведена ларингоскопия: вход в гортань 1-2 мм, во входе в гортань – большое количество слизистой мокроты прозрачного цвета, яркая гиперемия черпаловидных хрящей, подсвязочного пространства, отек голосовых связок.

На рентгенограмме органов грудной клетки: усиление сосудистого рисунка, правая доля вилочковой железы увеличена.

Вирусологическое исследование мазка из носоглотки в РИФ: парагрипп (+), грипп (-), РС (-), адено (-).

Общий анализ крови: HGB – 130 г/л, RBC – 4,1×1012/л, WBC – 8,3×109/л, EO – 2%, NEUT – 41% ( П – 3%, C – 38%), LYM – 48%, МON – 9%, СОЭ – 10 мм/ч.
e:\documents and settings\admin\рабочий стол\рисунки сканер\gg 010.jpg

Рис. 5.6.
Задание


  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Охарактеризуйте свойства возбудителя и объясните патогенез развившегося синдрома.

  3. Оцените данные дополнительных методов исследования, какое еще обследование необходимо провести?

  4. Где следует лечить больного? Консультативная помощь каких специалистов потребуется?

  5. Определите круг дифференциально-диагностического поиска.

  6. Назначьте лечение. Представьте алгоритм лечения стенозирующего ларинготрахеита.

  7. Дайте необходимые рекомендации по диспансерному наблюдению ребенка.



Задача № 5.7

Мальчик 3 лет, болен в течение 4 дней. Беспокоен, аппетит снижен, t 38-39° C. Отмечаются светобоязнь, слезотечение, утром при пробуждении реснички слипшиеся. К 3 дню болезни усилились кашель, насморк.



Эпидемиологический анамнез: у старшего брата – гнойный конъюнктивит.

Объективно при поступлении: конъюнктивы гиперемированы, веки отечны. Лимфоузлы шейной группы множественные, до 1-2 см, безболезненные. В зеве гиперемия, нежный белый налет на миндалинах, зернистость задней стенки глотки. Дыхание через нос затруднено, обильное слизисто-гнойное отделяемое. В легких жесткое дыхание, выслушиваются сухие свистящие и влажные разнокалиберные хрипы. ЧДД – 46 уд/мин., ЧСС – 140 уд/мин. Печень +3,5 см, селезенка + 1 см ниже реберной дуги.



Общий анализ крови: HGB – 133 г/л, RBC – 4,2×1012/л, WBC – 7,9×109/л, NEUT – 41% (П – 3%, C – 38%), LYM – 55%, МON – 4%, СОЭ – 4 мм/ч.

Биохимический анализ крови: общий белок 74 г/л, АЛТ 32 ед/л, АСТ 22 ед/л. (N до 37 ед/л).

РИФ: парагрипп (-), грипп (-), РС(-), адено (+).

На рентгенограмме органов грудной клетки: легочной рисунок усилен, легочные поля без очаговых и инфильтративных теней, корни бесструктурны, срединная ткань без особенностей, диафрагма четкая, синусы свободные.


Рис. 5.7.
Задание

  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какими методами можно подтвердить диагноз?

  3. Определите круг дифференциально-диагностического поиска.

  4. Назначьте лечение. Представьте алгоритм лечения обструктивного синдрома.

  5. Проведите профилактические мероприятия и диспансеризацию.

  6. Объясните этиопатогенез данного заболевания. Назовите клиническую классификацию этого заболевания.



Задача № 5.8

Мальчик 8 лет, болен в течение недели: в дебюте заболевания заложенность носа, повышение t до 38° C, боль при глотании. Диагностирована лакунарная ангина, получал амоксициллин без эффекта.

При поступлении состояние тяжелое, t 39° C, лицо одутловатое, носом не дышит, голос с гнусавым оттенком, склеры субиктеричны. На лице, туловище – элементы пятнисто-папулезной сыпи, склонной к слиянию. Увеличены задне- и переднешейные лимфоузлы, больше слева. В ротоглотке яркая гиперемия, на миндалинах сплошные наложения беловато-желтого цвета. Язык густо обложен белым налетом. ЧСС – 120 уд/мин. Печень и селезенка выступают ниже края реберной дуги на +3 см.

Общий анализ крови: HGB – 130 г/л, RBC – 4,1×1012/л, WBC – 10,0×109/л, EO – 1%, NEUT – 18% (П – 7%, C – 11%), LYM – 43%, МON – 13%, атипичные мононуклеары – 25%. СОЭ – 25 мм/час.

ИФА: анти-ВЭБ-VCA IgM (+), анти-ВЭБ-ЕА IgG (+), анти-ВЭБ-NA IgG (-)

инфекционный мононуклеоз

Рис. 5.8.
Задание


  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Дайте этиопатогенетическую характеристику заболевания.

  3. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие другие исследования необходимо провести?

  4. Проведите дифференциальный диагноз.

  5. Назначьте лечение.

  6. Назовите возможные исходы заболевания.

  7. Дайте необходимые рекомендации по диспансерному наблюдению ребенка.



Задача № 5.9

Ребенок 5 лет, посещает детский сад. Заболевание началось остро с повышения t до 39°C, двукратной рвоты, боли в горле. Через несколько часов мать заметила покраснение лица, сыпь на коже.



Эпидемиологический анамнез: в детском саду имелись случаи лакунарной ангины.

Состояние средней тяжести, t – 38,2°С, головная боль, боль в горле. На щеках яркий румянец, бледный носогубный треугольник. Кожа сухая, на боковых поверхностях туловища, сгибательных поверхностях конечностей обильная мелкоточечная сыпь. Слизистая рта чистая, язык сухой, густо обложен белым налетом. В зеве яркая, отграниченная гиперемия миндалин, точечная энантема на небе. Миндалины гипертрофированы, в лакунах гной желтого цвета. Переднешейные лимфатические узлы до 1,5 см, болезненные. Дыхание через нос свободное, кашля нет. В легких везикулярное дыхание, тоны сердца звучные, ЧСС – 130 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены. Осмотр ЛОР – врача: лакунарная ангина.

На 3 день болезни t до 38°С. В подмышечных, локтевых сгибах и паховой области заметны темно-красные полосы за счет концентрации сыпи и геморрагического пропитывания, дермографизм белый, отмечается очищение языка с краев, в зеве яркая гиперемия, в лакунах следы гноя.

Общий анализ крови: HGB – 135 г/л, RBC – 4,2×1012/л, WBC – 15,0×109/л, EO – 3%, NEUT – 72% (П – 10%, C – 62%), LYM – 20%, МON – 5%, СОЭ – 30 мм/ч.

В посеве слизи из зева: рост гемолитического стрептококка.

http://boleznikogi.com/wp-content/uploads/2014/12/foto_scarlatiny_u_detey.jpg

Рис. 5.9.
Задание


  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие дополнительные исследования необходимо провести?

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Назначьте лечение.

  5. Укажите правила выписки из стационара.

  6. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?

  7. Представьте этиопатогенез заболевания, назовите возможные осложнения.



Задача № 5.10

Девочка 5 лет, заболела остро, t до 40°С, сухой грубый резкий кашель, двукратная рвота.

При поступлении состояние тяжелое, вялость, t – 39°С. На коже лица и шеи петехии, склеры инъецированы. Необильные слизистые выделения из носа. ЧДД – 48 уд/мин. В легких единичные сухие хрипы. Тоны сердца чистые, ЧСС – 146 уд/мин. Зев гиперемирован, налетов нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень + 2 см. Стул без патологии. Менингеальных симптомов нет.

Общий анализ крови: HGB – 120 г/л, RBC – 4,0×1012/л, WBC – 4,0×109/л, PLT – 302×109/л, NEUT – 27% ( П – 2%, C – 25%), LYM – 67%, МON – 6%, СОЭ – 3 мм/ч.

Вирусологическое исследование мазка из носоглотки в РИФ: грипп (+), парагрипп (-), РС (-), аденовирусы (-).

Рентгенограмма органов грудной клетки: легочной рисунок усилен, легочные поля без очаговых и инфильтративных теней, корни бесструктурны, срединная ткань без особенностей, диафрагма четкая, синусы свободные.

http://labstand.ru/upload/pediatriya_inf/pediatr_infec155_0100.png

Рис. 5.10.
Задание


  1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

  2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие другие исследования следует провести? Назовите методы этиологической диагностики.

  3. Проведите дифференциальный диагноз.

  4. Назначьте лечение.

  5. Укажите специфическую профилактику данного заболевания.

  6. Объясните патогенез основных клинических синдромов при данном заболевании, укажите возможные осложнения.



Задача № 5.11

Ребенок 6 лет, посещает детский сад. Заболел остро, с повышения t до 38,5°С. На следующий день появилась сыпь на лице, туловище, конечностях. У матери ребенка беременность 12 недель.

При осмотре ребенка участковым врачом: t – 37,8°С, редкий кашель. Сыпь розовая, мелкопятнистая на всем теле, кроме ладоней и стоп, с преимущественным расположением на разгибательных поверхностях конечностей, без склонности к слиянию. При осмотре ротоглотки: энантема в виде красных пятен на небе и небных дужках. Катаральный конъюнктивит. Затылочные лимфатические узлы увеличены до 1,0 см, умеренно болезненные. Дыхание везикулярное, ЧДД – 18 уд/мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. ЧСС – 100 уд/мин.

Общий анализ крови: HGB – 135 г/л, RBC – 4,1×1012/л, WBC – 6,3×109/л; EO – 5%, NEUT – 31% ( П – 1%, C – 30%), LYM – 53%, МON – 3% плазматические клетки – 4:100, СОЭ – 8 мм/час.

ИФА крови: Анти-Rub IgМ – положит.
http://rodinkam.net/wp-content/uploads/2014/05/krasnuha-simptomy-u-detej-i-vzroslyh.jpg увеличение лимфоузлов у детей

Рис. 5.11.1.

Рис. 5.11.2.
Задание


        1. Сформулируйте и обоснуйте клинический диагноз.

        2. Оцените данные дополнительных методов исследования. Какие исследования проводятся для подтверждения диагноза?

        3. Проведите дифференциальный диагноз.

        4. Назначьте лечение.

        5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести?

        6. Дайте этиопатогенетическую характеристику заболевания, назовите возможные осложнения.

        7. Определите тактику ведения беременной женщины при контакте.



Задача № 5.12

Мальчик 3 лет, посещает детский сад. Заболел остро – с подъема t до 37,5°С и появления на коже волосистой части головы, туловища и конечностей пятнисто-папулезной сыпи. На следующий день отдельные элементы пятнисто-папулезной сыпи сформировались в везикулы, заполненные прозрачным содержимым. На 7 день болезни состояние ухудшилось: повысилась температура тела до 39°С, сильная боль, припухлость, отёк и уплотнение кожи спины, увеличились подмышечные лимфатические узлы, озноб, общая слабость, вялость.

При осмотре: на коже лица и туловища корочки. Отмечаются сильная боль, припухлость, отёк и уплотнение кожи спины, увеличиваются подмышечные лимфатические узлы, озноб, общая слабость, вялость.

В легких пуэрильное дыхание, ЧДД – 36 уд/мин. Тоны сердца ритмичные, ЧСС – 140 уд/мин. Живот мягкий, печень и селезенка не увеличены. Стул оформлен. Диурез адекватен.



Общий анализ крови: HGB – 118 г/л, RBC – 3,4×1012/л, WBC – 12,5×109/л; EO – 1%, NEUT – 37% (П – 8%, C – 29%), LYM – 58%, МON – 4%, СОЭ – 35 мм/ч.
http://www.folksmed.ru/st/img/14.jpg

Рис. 5.12.1.

Рис. 5.12.2.
Каталог: userfiles -> depts -> pediatric infectious diseases
pediatric infectious diseases -> План практических занятий по дисциплине
pediatric infectious diseases -> Эпидемиология
pediatric infectious diseases -> Рабочая учебная программа дисциплины «детские инфекционные болезни» для специальности 040200 Педиатрия Всего часов 361
pediatric infectious diseases -> Экзаменационные вопросы по дисциплине «инфекционные болезни у детей»
pediatric infectious diseases -> План практических занятий по дисциплине детские инфекционные болезни


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница