А. Д. Берсенев дает следующее определение понятию «профилактики»: «Профилактика это совокупность активных поступательных мер предупреждения каких-либо ситуаций и состояний в различных сферах человеческой деятельно



Скачать 309.07 Kb.
страница1/14
Дата08.03.2019
Размер309.07 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Неблагополучная ситуация по ВИЧ-инфекции имеет необратимые последствия и для подрастающего поколения. Поэтому обучение и информирование по проблеме ВИЧ/СПИД должно быть направлено в первую очередь на молодежь, так как молодые люди 14-20 лет являются наиболее уязвимой группой в силу своих возрастных и поведенческих особенностей. Так, при проведении социологических исследований среди учащейся молодежи подавляющее большинство опрошенных - 91 % - не допускает для себя возможности заражения СПИДом или считает ее маловероятной, то есть относится к проблеме ВИЧ/СПИД недостаточно серьезно. Вместе с тем каждый второй подросток из опрошенных имеет сексуальный опыт. Презерватив, в основном, используется лишь иногда или вообще не используется.

Таким образом, вероятность заражения ВИЧ-инфекцией, венерическими заболеваниями среди подростков и молодежи остается высокой.

Существуют различные формы и методы профилактической работы, которые может использовать в своей деятельности педагог.

В словаре С.И. Ожегова понятие «профилактика» рассматривается как: «Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка».

А.Д. Берсенев дает следующее определение понятию «профилактики»: «Профилактика – это совокупность активных поступательных мер предупреждения каких-либо ситуаций и состояний в различных сферах человеческой деятельности и меры сохранения состояния, необходимого для поддержания благополучия».

С медицинской точки зрения, профилактика – система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. Так, по мнению О.И. Шуваловой, профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.

Понятия «профилактика» соотносится с понятием «профилактическая деятельность», а профилактические меры – с превентивными мерами, мероприятиями.

Таким образом, профилактика представляет собой комплекс мероприятий по предупреждению каких-либо ситуаций в жизни человека. В нашем случае имеется в виду профилактика ВИЧ-инфекции, следовательно – это система мероприятий, направленных на предупреждение заражения людей ВИЧ-инфекцией.

В профилактической работе можно выделить две формы:

- программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

- саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ.

Задачи, решаемые в рамках данного направления:


  • формирование личностных ресурсов;

  • развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь;

  • приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизацию проявлений рискованного поведения;

  • формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе мотивации на отсрочку сексуального дебюта.

Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ/СПИД большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Методы, средства и формы профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой.

Методы профилактики ВИЧ/СПИДа направлены прежде всего, на создание условий для приобретения учащейся молодежью необходимых знаний, умений и навыков по защите себя, окружающих людей от ВИЧ-инфекции. Это своего рода способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него норм социально ценностного поведения, действий и поступков, которые смогут уберечь его от ВИЧ-инфекции. Они - путь к достижению поставленной. цели в области профилактики ВИЧ-инфекции.

Практикой накоплен большой арсенал методов профилактической работы. Все они могут быть с успехом использованы в системе работы с молодежью.

Следует помнить, что любая воспитательная работа, в том числе и по профилактике ВИЧ/СПИДа, прежде всего, должна иметь интегрированный сорт, т.е. гармонично сочетаться со всеми другими направлениями образовательно-воспитательной деятельности учебного заведения.

Реализация программы профилактики ВИЧ/СПИДа в учебных заведениях очень важна, так как основной целью такой работы является предоставление необходимой информации подросткам. Заметим, что «сверхзадачей» профилактической работы, особенно среди учащейся молодежи, является создание у каждого собственной модели безопасного поведения, направленной на снижение риска заражения ВИЧ, формирования взвешенного отношения к проблеме СПИДа. То есть педагог, социальный педагог должен привлечь внимание учащихся к проблеме, предоставить убедительную информацию о степени риска, выдвинуть аргументы в пользу безопасного поведения, помочь выработать навыки такого поведения, создать ситуацию психологического комфорта и защищенности, сформировать толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Чтобы решить эти задачи, нужно отыскать новые формы профилактической работы или использовать традиционные формы, придавая им таких современных признаков, которые отвечали бы интересам и потребностям молодежи, побудили учащихся осмысленно действовать, способствовали формированию личной позиции по проблеме.

В педагогической практике есть много различных форм и методов работы с учащимися. Учителям, психологам и школьным, медицинским работникам, социальным педагогам что проводят профилактическую работу, следует, обращаясь к этим формам, проникать в эмоциональную, творческую, деятельностную сферы ребенка, пытаться сделать профилактику не формальной, а действенной, продуктивной.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА в МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ.

Молодежная среда очень неоднородна по своей структуре, поэтому в каждой возрастной группе и социальной прослойке имеются свои особенности в поведении, нормах морали, познавательных способностях, гигиенических навыках. В этой связи типологизация молодежной аудитории является важной задачей в осуществлении дифференцированного отбора и подачи информации, определения ее объема и содержания.

Среди учащейся молодежи выделяют несколько типов аудитории:


  • Первый тип аудитории - учащиеся основной школы 10-14 лет.

Доминирующим мотивом восприятия медицинской информации в этой аудитории выступает единство интересов в отношении сведений, касающихся происходящего у подростков в период полового созревания физиологических процессов, пробуждающимся сексуальным влечением и даже началом половой жизни приблизительно у 10% подростков. Подростки делают попытки попробовать самые различные психоактивные средства - от алкоголя и ингалянтов до конопли и галлюциногенов. Гигиеническое обучение и воспитание этих подростков на современном этапе должно соответствовать принципу «обучение воздержанию», как в отношении алкоголя и наркотиков, так и вступления в ранние половые связи.

  • Второй тип аудитории представлен учащимися средней школы 15-17 лет.

Опыт половой жизни в этой возрастной группе имеют около трети школьников. Оправдание такого поведения служат мотивы «любовь», «желание скорее стать взрослым», «желание закрепить отношения». В этом критическом возрасте отмечается частая смена половых партнѐров. Как и в любой другой аудитории, большое внимание следует уделить вопросам безопасного секса. Тем не менее, разговор о воздержании и отказе от половой

жизни до наступления зрелости и финансовой самостоятельности должен быть основой, так как школьники, не решившие для себя, вступать им в половые отношения или нет и узнав об опасности рискованного поведения и

совершенно неопасного воздержания, скорее всего, сделают правильный выбор в сторону последнего.


  • Третьим типом аудитории являются учащиеся ПУ и техникумов.

Опыт половой жизни (свыше 40% имеют сексуальные контакты), как и процент приобщения к алкоголю и наркотикам у них значительно выше, чем у школьников. Как правило, им свойственно ошибочное мнение, что они не подвержены риску инфицирования. Тем не менее, интерес этой аудитории к получению информации о ВИЧ-инфекции высокий. Работать с аудиторией легко. Необходима четкая формулировка понятий, разъяснение непонятных терминов. Особенно подробно следует остановиться на путях передачи ВИЧ-инфекции и мерах защиты.

  • Четвертым типом аудитории является студенческая молодежь в возрасте от 18 - 25 лет.

В студенческой аудитории работать сложнее, так как они, в большинстве случаев, информированы о заболевании лучше остальных групп учащихся. Однако и они имеют пробелы в знаниях. Особенно это касается профилактики ВИЧ-инфекции при разных видах сексуальных контактов, правовых вопросов, вопросов морали, отношения к ВИЧ-инфицированным, деторождению при наличии ВИЧ-инфекции.

  • Пятым типом аудитории является работающая молодежь, где выделяются следующие возрастные группы:

•младшая группа (16-20 лет);

•средняя группа (21-25 лет);

•старшая группа (25-30 лет).

Младшая группа работающей молодежи отличается от учащейся молодежи тем, что имеет большую свободу и зарабатывает деньги. Поэтому им свойственно раннее приобщение к алкоголю и наркотикам, а также вступление в ранние половые связи с частой сменой половых партнеров. К сожалению, приходится констатировать, что у молодежи, в том числе у этой группы, сформировалось ошибочное мнение, что ВИЧ-инфекцией и ИППП болеют только проститутки, гомосексуалисты и наркоманы. Поэтому настороженность по отношению к себе у них практически отсутствует, что необходимо учитывать при восполнении знаний по проблемам ВИЧ.

Средняя и старшая группа работающей молодежи.

Наибольшая заболеваемость как ВИЧ-инфекцией, так и другими ИППП отмечается именно в этой демографической группе. Среди них в большей степени отмечается частая смена половых партнеров и использование в сексуальной практике различных видов сексуального контакта, включая оральный секс. Главное внимание в разговоре уделить вопросам безопасного секса, супружеской верности, здоровью детей.

Таким образом, для каждой возрастной группы нужно учитывать свои особенности, но в целом можно предложить следующие формы профилактической работы:


  1. Тесты

  2. Ситуации

  3. Групповая дискуссия

  4. Мозговой штурм

  5. Ролевая игра

  6. Станционная игра

  7. Кинолекторий

  8. Кооперативное обучение

  9. Концерт

  10. Викторина

  11. Лекция

  12. Выставка

  13. Создание квилта

  14. Встречи со специалистами

  15. Театральные постановки

Тесты


Тестирование (от слова test — испытание, проверка). Тестирование применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям. Обычно цель проведения тестов - это выявление уровня знаний учащихся по какому-то вопросу. Однако тесты могут параллельно решать другие поставленные педагогом задачи:

  • подкрепление имеющихся знаний;

  • обогащение знаний (дополнительная информация или уточнение имеющейся информации);

  • сообщение учащимся новых знаний или новой темы для обсуждения.

Тесты могут использоваться педагогом гибко, так как позволяют учащимся работать индивидуально и в группах.




ТЕСТ № 2
Данное анонимное тестирование проводится с целью узнать об информированности молодежи по теме ВИЧ/ СПИД.

  • Обведите цифру с правильным ответом.

  • Просим Вас отвечать искренне.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница