А. И. Герцена (волховский филиал) психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении методические рекомендации



страница1/6
Дата09.09.2017
Размер410 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА

(ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНИКА:

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ И ПОВЕДЕНИИ

Методические рекомендации к психологической части

педагогической практики студентов 3 курса педагогического вуза

(специальность: «Иностранный язык», «Математика»)

Санкт-Петербург

2005


Печатается по решению кафедры гуманитарных дисциплин

филиала Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена в г. Волхове

Рецензенты:



Автор-составитель Фомин А.П. Психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении. Методические рекомендации к психологической части педагогической практики студентов 3 курса педагогического вуза. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

Раскрывает и конкретизирует возможную стратегию психологического исследования школьника с целью выявления причин проблем в обучении и поведении. Содержит программу психологического исследования, краткие практические рекомендации по использованию таких методов, как беседа, анализ результатов деятельности, анализ документации, наблюдение, тестирование, а также набор методик с ключами для обработки. Пособие предназначено для методического обеспечения психологической части первого (ознакомительного) этапа педагогической практики студентов 3 курса педагогического вуза.

Адресовано студентам педагогического вуза, школьным психологам и преподавателям общеобразовательных школ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………… 4
Программа психологического исследования……………………………4 - 6
Приложения……………………………….…………………………… 7 - 17
Приложение 1. Метод беседы…………………………………. 7

Приложение 2. Метод анализа результатов деятельности…… 9

Приложение 3. Метод наблюдения……………………………. 10

Приложение 4. Рабочая гипотеза……………………………… 13

Приложение 5. Заключение по результатам исследования…. 14

Приложение 6. Схема диагностики ребенка с проблемами

в обучении……………………………………. 14

Приложение 7. Схема диагностики девиантного ребенка….. 15

Методики исследования с ключами для обработки………………… 15 - 26
«Несуществующее животное»…………………………………. 15

«Незаконченные предложения»……………………………….. 18

Опросник Х. Смишека………………………………………… 18

«Привлекательность группы»………………………………… 20

«Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина …… 21

«Шкала депрессии»……………………………………………. 21

«Расстановка чисел» ..………………………………………… 21

«Оперативная память»…………………………………………. 21

Векслер, с\т № 4 «Сходство»…………………………………. 22

Векслер, с\т №5 «Словарный»………………………………… 23

Возрастные нормы для субтестов Векслера…………………. 26
Стимульный материал…………………………………………………27 – 33

Текст опросника Х. Смишека………………………………27 – 28

«Шкала депрессии»……………………………………………. 29

«Привлекательность группы»…………………………………..29

«Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина………30
Приложение 8. Индивидуальная карта психического развития ребенка 31-32

«Незаконченные предложения»……………………………..……………. 33


Литература …..………………………………………………………………34


ВВЕДЕНИЕ

Обращение к студенту.

Итак, уважаемый студент-практикант, вы приступаете к психологическому исследованию, те есть, в силу обстоятельств, вторгаетесь в святая святых – «душу». Помните об этом и будьте осторожны вдвойне - ведь это «душа» ребенка. Именно ее – психику ребенка – вы будете исследовать. «Да разве возможно исследовать душу?»- спросите вы. И будете правы! Но лишь отчасти. К счастью, психика человека вообще и ребенка в частности – не «черный ящик». Педагог может и должен ее исследовать. Вопрос в другом: для чего? Надеемся, что несколько правил помогут вам ответить на этот главный вопрос - о целях и мотивах исследовательской деятельности в области психологии:



  • Ребенок «нужен» вам для исследования. Спросите себя: а нужны ли вы ему? Проводите исследование так, чтобы быть нужным ребенку.

  • Не спешите с выводами: живой человек всегда сложнее и многограннее любого теста.

  • Сделав вывод из исследования, помните, что это не диагноз, а только ваш вывод. Даже если он корректен – оставьте за ребенком право и надежду на перемены.

  • Формулируя рекомендации, спросите себя: готов ли к ним тот, кому вы их даете? Человеку сложнее всего что-то менять в себе.

  • Каждый имеет право на тайну, поэтому, в целях соблюдения конфиденциальности, не используйте настоящие имена и фамилии в официальных выступлениях; результаты же исследования в полном объеме могут быть известны только специалистам-психологам.

«Не навреди!» – пусть эта фраза станет вашим девизом.

Требования к студенту.

Студент-практикант, проводящий психологическое исследование, должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:



  • умение применять теоретические знания по психологии на практике,

  • владение различными методами исследования,

  • знание методик, предусмотренных программой, и умение их грамотно применять,

  • умение оформлять результаты исследования (протоколы бесед, анализ документации, анализ продуктов деятельности, протоколы наблюдения, опросные листы тестов),

  • знание и понимание основных принципов психологической работы с ребенком.

Основные принципы психологической работы с ребенком.

  • Принцип конфиденциальности.

  • Принцип партнерских отношений.

  • Принцип нейтральности и открытости.

  • Принцип персонифицированности.

  • Принцип профессиональной настойчивости.

  • Принцип безопасности.


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Общие положения

1.1. Объект исследования – один учащийся, имеющий трудности в обучении или (и) поведенческие нарушения (девиантный ребенок).

1.2. Цель исследования – выявление комплекса причин трудностей в обучении или (и)

поведенческих нарушений ребенка.



1.3. Предмет исследования – индивидуальные и возрастные особенности психики ребенка.

1.4. Методы исследования – беседа, наблюдение, анализ документации, анализ результатов

деятельности, тестирование.



1.5. Методики исследования: «Несуществующее животное», опросник Х. Смишека (акцентуации характера), «Незаконченные предложения», «Шкала самооценки» Ч.Д. Списбергера- Ю.Л. Ханина, «Шкала депрессии», социометрия, «Привлекательность группы», Векслер: с\т. № 5 «Словарный» и с\т. № 4 «Сходство», объем зрительной и слуховой памяти, оперативная память, «Расстановка чисел».



  1. Ход исследования

2.1. Подготовка к исследованию.

Выбор объекта исследования по согласованию с школьным психологом. Уточнение программы исследования (изменения в программе обосновываются). Планирование, материальное и организационное обеспечение следующего этапа (5.2.) исследования.



2.2. Первичный сбор данных и формулировка рабочей гипотезы.

Метод беседы (см. Приложение 1)

Первая беседа проводится с основным заказчиком, в роли которого чаще всего выступает учитель, родители, классный руководитель, администрация или школьный психолог. Редко – сам ребенок, хотя это является идеальным вариантом для результативности работы. По результатам беседы формулируется первоначальный заказ исследователю в форме описания характерных для ребенка затруднений в обучении или (и) поведенческих нарушений.

Затем беседа проводится с самим ребенком. Главная задача исследователя – выяснить, являются ли сформулированные в первоначальном заказе трудности и нарушения проблемой для самого ребенка. Тем самым исследователь определяет для себя установку ребенка по отношению к исследованию и его мотивацию на совместную работу. Цель беседы – осознание ребенком проблемы как «своей», если она действительно существует. Для начала исследования эта беседа имеет решающее значение. В случае если ребенок будет пассивным «объектом» исследования, дальнейшая работа практиканта будет затруднена или невозможна. Поэтому практиканту необходимо, опираясь на личную коммуникативную компетентность, в самом начале установить с ребенком контакт, не жалея для этого времени.

При необходимости и при наличии возможности проводится беседа с родителями, чаще всего с мамой. В ходе нее выясняется, осознают ли сами родители проблему ребенка. Цель и методика проведения этой беседы аналогична предыдущей: очень важно сделать родителей главными заказчиками и помощниками. Трудность заключается в том, что многие родители проявляют элементарную педагогическую безграмотность, а часто и сами обладают нежелательными личностными качествами и симптомами. Поэтому исследователь в этом случае как бы раздваивается: психолог одновременно должен получать и фиксировать информацию о ребенке и о родителе, с которым беседует, так как последняя может стать важной при анализе полученных данных.

Последующие беседы проводятся по необходимости со всеми участниками педагогического процесса, в который вовлечен ребенок. Это могут быть учителя, классный руководитель, одноклассники. Информация о ребенке может быть и у школьного психолога, если ребенок уже попал в поле его внимания.

Метод анализа документации

Из личного дела ребенка, которое хранится в канцелярии школы, в индивидуальную карту психического развития переносятся общие данные о ребенке: дата рождения, адрес; данные о семье: состав семьи, имя, отчество и место работы матери, отца, имена и возраст братьев, сестер, других родственников, проживающих с ребенком, бытовые условия; успеваемость ребенка в предшествующие годы; особенности, отмеченные в имеющихся характеристиках.

Из классного журнала в протокол заносятся фамилии учителей, а в индивидуальную карту психического развития – анализ текущих и итоговых оценок.

Дневник ученика может сказать о многом. Как ведется, заполняется ли вовремя, подписан ли родителями, проверяется ли регулярно классным руководителем, каков характер замечаний, записывается ли домашнее задание – вся эта и другая возможная информация анализируется и заносится в протокол анализа документации.

Метод анализа результатов деятельности (Приложение 2).

Источником информации здесь являются тетради ученика, которые по возможности лучше приложить к протоколам, а также его рисунки, поделки, если таковые имеются.



Метод наблюдения (Приложение 3).

Источником информации при использовании этого метода исследования является сам объект исследования – его поведение на уроках, переменах. Для получения максимально достоверной информации лучше первое наблюдение провести до первой беседы с ребенком, когда он еще не знает, что является объектом наблюдения. Затем наблюдение повторяется. Сравнение результатов тоже может стать источником информации.


Формулировка рабочей гипотезы (Приложение 4).

По результатам проведенных на этом этапе исследований с помощью школьного психолога студент-практикант формулирует рабочую гипотезу, в которой указываются факторы, предположительно влияющие на неблагоприятное психическое развитие ребенка, и возможные причины трудностей в обучении или (и) поведенческих нарушений.



2.3. Вторичный сбор данных и проверка рабочей гипотезы.

Прежде чем приступить к этому этапу исследования, необходимо, опираясь на рабочую гипотезу, определить стратегию исследования. Возможны две стратегии: для ребенка с трудностями в обучении и для ребенка с поведенческими нарушениями (девиантный ребенок). В случае сочетания обеих проблем задача исследователя – выяснить первичную проблему, используя обе стратегии исследования. Первая стратегия отражена в «Схеме диагностики ребенка, имеющего проблемы в обучении» (Приложение 6). Вторая – в «Схеме диагностики девиантного ребенка» (Приложение 7). В «Схемах» указаны также и методики исследования, которое на данном этапе проводится методом тестирования. Применение других методик исследования согласовывается с руководителем практики.



2.4. Обработка и анализ полученных данных.

На этом этапе опросные листы и другие продукты деятельности, полученные в результате тестирования, проведенного на предыдущем этапе, обрабатываются. Обработку тестов необходимо проводить прямо на стимульном материале или на опросном листе. Полученные данные по каждому тесту анализируются.



2.5. Уточнение рабочей гипотезы и формулировка заключения.

На основании анализа полученных в результате исследования данных рабочая гипотеза уточняется и формулируется заключение, которое должно содержать приоритетный перечень факторов и причин, приведших к проблемам в обучении и (или) поведении, со ссылками на конкретные методики исследования (Приложение 5).



2.6. Рекомендации.

Рекомендации должны быть адресными: родителям, учителям, классному руководителю, самому ребенку.




  1. Оформление отчетной документации

Отчетной документацией является:

- заполненная индивидуальная карта психического развития ребенка (Приложение 8)

с заключением и рекомендациями по результатам исследования;

- протоколы бесед, наблюдений, анализа документации, анализа результатов деятельности

(вкладываются в индивидуальную карту психического развития);

- опросные листы и другие результаты, полученные в ходе тестирования, с обработкой

данных (вкладываются в индивидуальную карту психического развития).


Каталог: images -> stories
stories -> Оглавление название
stories -> Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Аллергология и иммунология» для ординаторов 2014 года приема по специальности 31. 08. 26 «Аллергология и иммунология» 3 семестр
stories -> «Развитие нанотехнологий в медицине как фактор роста экономики России»
stories -> Секция акушерство и гинекология
stories -> Название, вид, выходные данные
stories -> Орви или простуда
stories -> Инструкция по эксплуатации Содержание Меры предосторожности во избежание выброса избыточной микроволновой энергии ст
stories -> Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальности «Клиническая фармакология»
stories -> Программа вступительного экзамена в интернатуру по специальности «Фармацевтическая химия»
stories -> Программа вступительного экзамена в интернатуру по специальности «Фармацевтическая технология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница