А. К. Елкина крашение дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями



Дата30.09.2017
Размер114 Kb.

А. К. Елкина
КРАШЕНИЕ ДУБЛИРОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И КУБОВЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ
Приведены общие сведения о текстильных красителях, применявшихся до конца XIX в., рецепты крашения растительными красителями, экстрагируемыми из известных лекарственных растений.

Даны конкретные рекомендации для реставраторов по тканям для создания аль­бома выкрасок шелка, окрашенного методами, взятыми из старинных рецептов. Изло­жены методы и рецепты крашения шелка кубовыми красителями в синий цвет. Даны рецепты крашения дублировочного шелка в сложные тона, имитирующие выцветшие древние ткани.

General information on textile-dyes used up to late XIX, recepies of vegetable dyeing with extracts of known healing plants are given.

Objective recommendations are given to conservators of textiles for creating an al­bum of silk samples dyed according to old recepies methods and recepies of dyeing of silk with dyes in blue. Recepies of dyeing of silk lining in complex hyes immitating fa­ded ancient textiles are given.


ВВЕДЕНИЕ

Способы крашения пряжи или готовых тканей природными краси­телями, которые содержатся в растениях или в некоторых видах насе­комых и морских животных, известны людям с глубокой древности. Практикой крашения в течение веков были отобраны те естественные-органические красители, которые обеспечивали наиболее высокое ка­чество, долговечность и красоту окраски.

Природных красителей, дающих прочную красную и синюю окрас­ку— цвета, считавшиеся во все времена особенно ценными, немного. Первыми по красоте и долговечности были два красных красителя жи­вотного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до ХIV в., кармин, который экстрагировали из насекомых разных видов: из червеца и кермеса (в Европе, Азии и Африке) и из кошенили (в Южной Америке).

Наиболее популярным растительным красителем, красного цвета был крап, который экстрагировали из корней марены красильной.

Известный краситель синего цвета — индиго получали из растения индигоферы, произрастающего в странах с теплым, климатом: в Индии и Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому не могли конку­рировать с индиго, который до конца XIX в. был единственным надеж­ным синим красителем для текстильных волокон, отличающимся особой' стойкостью окраски.

Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, •которые извлекали из тропического растения куркумы и корней—барбариса.

Эти яркие и прочные краски шли на изготовление драгоценных тканей. Более дешевыми красными красителями были софлор, красный сандал, орсейль {краситель средиземноморского лишайника) и орлеан, из которого получали оранжевую краску для шелка.

Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых кра­сителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местно­го сырья — корней и коры растений самых разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые, бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедности.

Естественные природные красители использовались в текстильной промышленности вплоть до 60—70-х гг. XIX в. Только изобретение ани­линовых красителей к концу прошлого столетия окончательно вытес­нило старые способы крашения. Однако в ковроделии, при выработке художественных изделий ручным способом древние методы сохра­няются и в настоящее время.

В реставрации памятников текстильного искусства прошлого знание старинной технологии крашения особенно необходимо. Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного при­родного сырья: травы, коры, корней, древесины, плодов и высушенных насекомых, вываривая их в воде. Исключение составляет только си­ний краситель индиго, который в воде не растворяется.

Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, для прочного соединения с волокном требует предварительной обра­ботки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, железа и олова. Соли этих металлов хорошо погло­щаются текстильными материалами из водных растворов и при кра­шении, взаимодействуя с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения, называемые лаками.

Нанесение солей металлов на текстильные волокна в технике кра­шения называется протравливанием, а соли металлов — протравами.

Крашение нерастворимым в воде индиго имеет особую технологию и называется кубовым крашением. Сущность кубового крашения заключается в том, что индиго 'в щелочной ванне в присутствии восстановителей переводят в растворимую форму, называемую лейкосоединением. В светло-желтый щелочной раствор лейкосоединения — куб — погружают ткань, которую затем развешивают на воздухе, где она превращается из желто-зеленоватой в синюю за счет окисления лейкосоединения кислородом воздуха. При окислении лейкосоединение превращается на волокне в «сходный нерастворимый краситель синего цвета — индиго.

Зеленые тона получали последовательным окрашиванием ткани сначала индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Таким же образом по окраске индиго получали лиловые и фиолетовые тона, окрашивая синие ткани в крас­ный цвет.

Предлагаемая методика рассчитана на реставраторов, работающих с тканями художественно-исторической ценности.

Пользование методикой предполагает прежде всего создание альбо­ма выкрасок шелка по приведенным рецептам. В ходе работы по при­готовлению выкрасок приобретается необходимый опыт в крашении тканей различными способами с помощью естественных природных и кубовых красителей.

Выкраски образцов шелка, систематизированные в альбоме, служат эталонами для выбора рецептуры крашения дублировочного материала в повседневной реставрационной практике. При выборе рецептуры крашения дублировочного материала, соответствующей способу краше­ния реставрируемой музейной ткани, определить краситель помогает метод анализа древних красителей, разработанный Е. Ф. Федорович и внедренный в практику реставрации в нашей стране [1—3].

Практическая рекомендация: при создании альбома удобнее всего начать с протравливания шелка в расчете на весь будущий альбом. Каждой протравой (алюмокалиевой, железокупоросной, меднокупорос­ной, оловянной и хромовой) рекомендуется обработать по 3—5 метров шелкового реставрационного (театрального) газа. Нарезанные образцы постепенно окрашивают в отварах различных растений по данным ре­цептам. Обработанные разными протравами образцы нельзя красить в общей красильной ванне. Для этого большое количество отвара раз­ливают по разным ваннам, для каждого образца отдельно.


1. ОКРАШИВАНИЕ ТКАНЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫМИ РАСТИТЕЛЬНЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ С ПРОТРАВАМИ

1.1. Подготовка текстильных материалов к крашению

Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хоро­шей смачиваемостью. Без предварительной тщательной подготовки, ткань не прокрашивается и становится неустойчивой к любым воздей­ствиям.

Ткани из натурального шелка перед крашением подвергаются от­варке, которая позволяет удалить шелковый клей — серицин, облега­ющий снаружи состоящую из фиброина нить шёлка.

Отваривают шелк в растворе, содержащем 3,6 г 40%-ного олеино­вого мыла, 0,25 г. кальцинированной соды (Na2СОз), 1000 мл воды.

В раствор олеинового мыла при температуре не ниже 93—96° С опус­кают сухой шелк и варят его в течение 30 минут. Затем тщательно промывают, чтобы не оставалось отработанное мыло, шелковый клей и другие загрязнения, которые препятствуют равномерному окрашива­нию волокна.

Промывают шелк в горячем (70° С) растворе следующего состава: 0,5 г калгона (гексаметафосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30%-ного), 1000 мл воды.

Затем шелк прополаскивают в теплой (50° С) воде.

Хлопчатобумажные и льняные ткани перед крашением также от­варивают с олеиновым мылом и содой. Для окраски в светлые тона целлюлозные ткани отбеливают.
1.2. Протравливание

Крашение тканей растительными красителями требует предвари­тельной или последующей обработки волокна солями металлов — про­травливания.

В качестве протрав используются алюмокалиевые квасцы, железный купорос, сернокислая медь, хромово-калиевые квасцы, хромпик (нат­риевый или калиевый), двуххлористое олово.

Раствор протравы делают из расчета 10 г на 1 литр воды (1%-ный). Раствор алюмокалиевых квасцов требует нейтрализации кальциниро­ванной содой Na2CO3. Для этого в 1%-ный раствор квасцов приливают при помешивании понемногу 10%-ный раствор углекислой соды до тех пор, пока не появится стойкое помутнение с опалесценцией слабомо­лочного цвета. После обработки холодным раствором протрав в тече­ние суток шелк хорошо выполаскивают и сушат.

По алюмокалиевой протраве на волокне образуются лаки красите­лей, цвет которых соответствует цвету истинного красителя взятого растения. Все другие соли металлов образуют с красителями лаки раз­личных оттенков. Поэтому алюмокалиевые квасцы — основная главная протрава при крашении естественными органическими красителями.

Соли других металлов изменяют цвет истинного красителя примерно следующим образом: соединения меди образуют лаки с коричневым или оливковым оттенком, хромовая протрава — с зеленоватым, оловян­ная протрава дает чистые розовые и желтые тона. С железной протра­вой волокна окрашиваются в черные или оливковые цвета, в зависи­мости от красильного растения. Одним и тем же красильным растением можно окрасить текстильные волокна в разные цвета, пользуясь раз­личными протравами. В красильную ванну можно погружать образцы шелка, протравленные только одним каким-либо способом. Перед опусканием в протравную ванну шелк обязательно смачивают водой.

Натуральный шелк сначала в течение суток протравливают в хо­лодном 1%-ном растворе протрав. После этого ткань или пряжу про­мывают и окрашивают в отваре красильного растения. Для более ин­тенсивной окраски ткани весь процесс повторяют снова: погружают шелк в протраву, а затем опять окрашивают его в свежем отваре рас­тения. Существовали и другие способы окраски шелка растительными красителями. Например, ткань сначала окрашивали вытяжкой краси­теля, а затем опускали в протраву. Или в раствор красителя сразу клали квасцы, я крашение и протравливание шли одновременно. На­илучшим является первый способ, - при этом прочнее соединяются соли металлов с белковым веществом шелка и красителем.

Шерсть окрашивают так же, как и шелк. Льняные и хлопчатобу­мажные волокна красят с добавлением поташа. (К2СО3) в отвар красителя для лучшего усвоения красителя волокном. Хлопок и лен про­травливаются после окрашивания или одновременно с ним, с добавле­нием квасцов в красильную ванну. Старинные рецепты начала XIX в. дают оба этих способа крашения лубяных и бумажных волокон [4—6].


1.3. Приготовление красильных отваров

Красильные отвары приготовляют в посуде из фарфора, эмали или нержавеющей стали.

Растения или их части (траву, корни, кору или плоды, содержащие красящие вещества) вываривают в воде в течение некоторого времени (до 30 минут для травы, до 2—4 часов для коры и древесины). Выва­ривают осторожно, при медленном кипении.

После экстрагирования красителя отвар сливают в другую посуду, а растения снова доливают водой, чтобы получить второй отвар. Вода, лучше мягкая, берется в таком количестве, чтобы получить не менее 1 литра экстракта из каждых 100 г сухого красильного сырья. Технологический режим приготовления красильного отвара зависит от особенностей взятых красящих веществ, а также от требуемого от­тенка цвета.

Особенности некоторых способов крашения рассматриваются ниже.
1.4. Крашение тканей

Перед крашением ткань обязательно смачивают водой, иначе окрас­ка выйдет неровной.

На 100 г ткани обычно берут 4 литра красильного отвара. (Модуль ванны 1 :40}. Красить следует не менее часа при очень тихом кипении (93°). Ткань должна быть погружена полностью. При крашении сле­дует постоянно «переводить» ткань палочками из белого дерева, стек­ла «ли нержавеющей стали. В красильную ванну нельзя опускать же­лезные предметы — меняется цвет красителя, а на ткани появляются темные пятна.

«Переводить» ткань при тихом кипении следует не менее часа. После крашения слабо отжатые ткани вывешивают в защищенном от солнца месте, для «дозревания» красителя на волокне. В это время цвет не­много изменяется, Ткани лучше высушить до конца, а потом тщательно промыть в теплой проточной и затем в дистиллированной воде до нейт­ральной реакции ванны.


2. РЕЦЕПТЫ КРАШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ЕСТЕСТВЕННЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ

Светопрочность тканей, окрашенных естественными органическими красителями, очень высока. При соблюдении режимов обработки тка­ней на всех этапах крашения можно быть вполне уверенным в надеж­ности результата.

По богатству оттенков у природных красителей соперников не су­ществует.

Для увеличения интенсивности окраски процесс протравливания и крашения повторяют, используя для этого свежий отвар красильного растения. Добиться большей глубины цвета за счет увеличения концент­рации красителя в ванне (т. е. более, чем 100 г растения на 1 л воды) не удается.


2.1. Крашение шелка отварами ромашки, зверобоя, чистотела, луковой шелухи

(коричневые, желтые и зеленоватые тона)

Сухую траву кладут в марлю, которую завязывают в нетугой узелок. Траву заливают горячей водой в эмалированной посуде из расчета 1 литр воды на каждые 100 г травы и варят ее при тихом кипении в течение 30 минут. Дольше экстрагировать красители из травянистых растений не рекомендуется, так как цвет отвара буреет. Затем мешо­чек с вываренной травой вынимают и снова заливают кипятком в ко­личестве, недостающем до расчетного. Второй отвар сливают через несколько минут вместе с первым, и красильная ванна готова. Пред­варительно обработанную протравой ткань, хорошо смоченную мягкой водой или с добавлением небольшого количества нейтрального син­тетического моющего средства («Синтол», «Альфия», Сульфонол НП-3 и т. п.), опускают в красильный экстракт. Метод крашения описан в разделе 1.4.
2.2. Крашение шелка отварами коры или корней красильных растений

(желтые, коричневые, бурые и оливковые тона)

Получение красильного экстракта из коры, древесины или корней растений требует больше времени, чем при вываривании трав.

Нарезанную кору или корни растений кладут в эмалированную посуду и заливают горячей водой из расчета 1 литр воды на каждые 100 г сырья и варят в течение 2—4 часов при спокойном кипении. Затем отвар сливают и сырье снова доливают до литра воды, так как при варке она испаряется.

Шелк, предварительно обработанный в течение суток в холод­ной протраве и тщательно отмытый, погружается в горячий отвар и красится при едва заметном кипении в течение часа, как описано выше.
2.3. Крашение шелка экстрактом и корнем марены красильной (оранжевые и красные тона)

Для крашения шелка можно" использовать аптечный препарат «Экстракт марены красильной». 5 измельченных таблеток по 0,2 г раст­воряют в 300 г воды при температуре 60 е С. В красильную ванну погружают шелк, обработанный алюмокалиевыми квасцами. Красят, как обычно, в течение часа.

Натуральным корнем марены можно окрасить ткани в более чистые и насыщенные цвета, чем аптечным препаратом. Это зависит от того, что экстракт получают из корней марены, не очищенных от коры, в ре­зультате чего вывариваются дубильные вещества, придающие окраске буроватый оттенок. Корнем марены шелк окрашивается следующим образом.

Высушенный, очищенный от коры и измельченный корень завязы­вают в марлевый мешочек ;и заливают горячей водой при температуре 60° С. Начальная температура экстрагирования влияет в дальнейшем на цвет окрашиваемой ткани. Из таблицы, приводимой в книге «Крашение ковровой пряжи и химическая мойка ковров» [7], это видно наглядно:

15°- светлый бордо

40° — светлый бордо

60° — темный бордо

70° — светлый бордо

80° — красный

100° — розовато-красный

При 60° С извлекается больше всего красного красителя марены — ализарина.

Одновремено с мареной в ванну погружается и окрашиваемый ма­териал. Ткань, предварительно протравленная алюмокалиевыми квас­цами, красится далее, как обычно. Экстрагирование красителя и из­влечение его волокном из ванны происходит одновременно.

Соотношение материалов следующее: на 100 г шелка 40 г корня марены, 3 л воды.
2.4. Крашение шелка готовыми аптечными препаратами: экстрактом крушины и рутином

(красно-коричневые, желтые тона)

Крашение этими препаратами ведется-, -как обычно, разница лишь в том, что красильная ванна готовится в определенном соотношении таблеток экстракта с водой и весом окрашиваемого шелка: на 100 г шелка требуется экстракта крушины — 5 г (25 таблеток по 0,2 г), воды 3 л. Таблетки экстракта крушины предварительно отмывают от карамельной оболочки.

Для окраски 100 г шелка в ярко-желтый цвет рутином требуется 50 таблеток по 0,02 (1 г рутина) на 3 литра воды.


2.5. Крашение шелка кошенилью (малиново-красные тона)

Как и большинство естественных красителей, краситель кошенили — кармин закрепляется на волокнах с помощью протрав в результате образования прочного лака.

Малиновый цвет получают при крашении кошенилью по алюмока­лиевой протраве. Более яркие, чистые оттенки этого цвета образуются при протравливании шeлка двyxxлористым олoвoм. Необходимо под­черкнуть, что кошениль очень чувствительна к солям железа и меди, а также к щелочам. В присутствии этих веществ окраска приобретает грязновато-синий оттенок. Как рекомендуется в старинных руководст­вах, при крашении следует избегать жесткой и ржавой воды и медной посуды. Кроме того, если рН воды для красильной ванны выше б, то окраска также посинеет.

Жесткую воду для крашения можно смягчить препаратом «Три-лон Б» (0,5 г на 1 л воды). По предварительной алюмокалиевой про­траве кошенилью красят так же, как и растительными красителями. На 100 г шелка берут 15—20 г кошенили, растирают ее с водой в по­лужидкую массу, выливают в красильную ванну с водой, подогретой до 40 С. Модуль ванны 1 :40 (модуль ванны — соотношение веса ткани к весу воды).

В хорошо размешанную красильную ванну погружают шелк, пред­варительно протравленный алюмокалиевыми квасцами, медленно, в те­чение получаса, нагревают до кипения и красят при кипении не менее часа. Для более полного перехода красителя на ткань рекомендуется в ванну прибавлять 3% муравьиной кислоты к весу шелка.

Крашение по оловянной протраве в светлые малиновые тона произ­водится тем же способом. На 100 г шелка необходимо:

щавелевой кислоты — 5 г

двуххлористого олова — 4—10 г

сухой кошенили — 20 г

воды - 4 литра.

В красильную ванну наливают воду и нагревают ее до 40°С, прибавляют предварительно разведенную щавелевую кислоту и раствор хлористого олова, затем растертую кошениль. Ванну нагревают до кипения и кипятят 10—15 минут. Остужают ванну до 40°С и погружают в нее шелк, затем постепенно доводят ванну до кипения и красят не менее часа.
2.6. Крашение тканей в сложные светлые тона естественными красителями с протравами

Для получения сложных оттенков шелк рекомендуется сначала окрасить в отваре соответствующего растения, затем, подобрав по альбому выкрасок нужную протраву, довести до нужного тона. Если основной цвет красильного растения подходит, то оттенки его мож­но получить при дальнейшей обработке растворами тех или иных про­трав.

Например, шелк необходимо выкрасить в золотистый цвет дубовой корой, но с зеленоватым оттенком и чуть притушенным по насыщен­ности. В этом случае зеленоватый оттенок, можно получить с помощью хромовокалиевых квасцов, я притушить насыщенность, т. е. придатьсероватый оттенок, можно солями железа. Сначала весь кусок ткани окрашивается отваром дубовой коры без протрав.

Растворы берутся в избыточном количестве, достаточном для про­травливания всего количества шелка.

В протравную ванну вливается раствор хромовокалиевых квасцов и к нему добавляется некоторое количество раствора железного купо­роса. Затем в форфоровый стакан из ванны набирается небольшое ко­личество протравы.

Пробы делаются на отрезках выкрашенного куска ткани, которые протравливаются в течение нескольких минут в подогреваемом раство­ре протрав в фарфоровом стакане.

Если протравленные образцы не достигли желаемого оттенка, в ванну по необходимости добавляется какая-либо из названных про­трав. После этого в большой ванне протравливается весь кусок ткани. Шелк протравливается в горячем растворе квасцов в течение несколь­ких минут до достижения нужного цвета. Ткань время от времени из­влекается из ванны и сравнивается по цвету с мокрым образцом —эта­лоном.

Концентрация протрав может колебаться от 1 до 5 г на 1 литр воды, в зависимости от глубины цвета. Чем светлее желаемый тон, тем сла­бее должна быть концентрация протрав.

Интенсивность окраски ткани зависит от количества красителя, выб­ранного волокном. Протравы изменяют цвет красителя на ткани. Чем глубже прокрашена ткань, тем заметнее действие протрав. Сильная концентрация протравных растворов воздействует на краситель очень быстро, и есть опасность перекрасить ткань, особенно при пользовании железными протравами, дающими оттенки от светло-серых до глубо­ко-черных за несколько минут. Поэтому" целесообразнее брать слабые концентрации протрав, с тем чтобы протравливать ткань в течение бо­лее длительного времени. Это позволит уловить тончайшие изменения цвета. Температура раствора также влияет на ход процесса: в горячих растворах цвет изменяется заметнее, в холодных — медленнее.

Если удалось добиться нужного оттенка за очень короткое время (меньше 1 часа), что недостаточно для надежного закрепления протра­вы волокном, то ткань следует «запарить», т. е. подержать ее в баке над кипящей водой в подвешенном состоянии. После запаривания тка­ни в течение часа можно быть уверенным, что краситель и протрава надежно связаны с волокном.

Если после обработки ткани раствором квасцов обнаружено, что цвет ее слишком светел, процесс повторяется снова:

Окрашивание в свежем отваре растения.

Протравливание раствором квасцов до нужной глубины тона и оттенка цвета.

Если же ткань слишком перетемнена, то до запарки ткань следует опустить в немного подогретый 1%-ный раствор щавелевой или лимонной кислоты, после чего часть протравы снимется с волокна. Затем необходимо хорошо отмыть шелк от кислоты и повторить протравли­вание и крашение более осмотрительно.


3. КРАШЕНИЕ ШЕЛКА КУБОВЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ

Кубовое крашение тканей в синий цвет растительным красителем индиго известно с древнейших времен. Этот краситель извлекали из особого растения Jndigofera tinctoria, произрастающего в Индии и Юго-Восточной Азии. Известны и более северные разновидности индигоносных растений. В Средней Европе и на юге России индиго извлекали из травянистого растения вайды (крутик, усма) и гречишной соломы.

Правда, этот синий краситель был не столь ярким и от бенгальского индиго вайдовый_краситель отличается зеленоватым оттенком и не­глубоким тоном. В вайде индиго содержится в 175 раз меньше, чем в тропических индигоносных растениях.

До начала Х в. Европа получала индиго только из южных стран. До конца XIX в. он был единственным красителем, дававшим яркую синюю окраску. Зеленые тона в старину также получали по голубой индиговой окраске с помощью желтых красителей (куркума, барба­рис, зверобой, серпуха и др.). Именно таким образом получали зеленую, моховую, оливковую краску древних тканей. Другого способа крашения в яркий зеленый цвет не существовало. Этим объясняется «посинение» шпалер, так как с течением времени желтые растительные красители выгорели, а прочный индиго остался.

В отличие от всех других растительных красителей, индиго в воде не растворяется. Для превращения его в растворимое соединение тре­буется специальный раствор, который в старину называли кубом, а сам способ крашения индигo — кубовым. В древности в синий цвет с помощью индиго окрашивали любые волокна: и лубяные (лен, хло­пок), и белковые (шерсть, шелк), так как кубовое крашение вели не в сильно щелочной среде гидросульфитного куба, как теперь, а в более мягкой среде бродильного куба. Этот сложный и трудоемкий способ сейчас не применяется. Ныне в текстильной промышленности пользуются восстановителями (гидросульфитом) в щелочной ванне, где все вещества взаимодействуют между собой, не давая осадка, как это было в старинном кубе.

В начале XX в. индиго был получен искусственным путем, а в да­льнейшем — целая гамма индигоидных красителей. Современная про­мышленность пользуется только искусственными кубовыми краси­телями.

Современные кубовые красители представляют особый интерес для реставрации, так как они обладают высокой стойкостью к любым воз­действиям и в то же время очень близки по цвету к очень ценным красителям природного происхождения — червецу, кошенили, пурпу­ру и сафлору, которые сейчас получить сложно. Например, к цвету червеца и кошенили очень близок «кубовый бордо С», к сафлору — «тиоиндиго ярко-розовый Ж».

В настоящее время кубовое крашение в промышленности применя­ется в основном для лубяных и целлюлозных волокон, тогда как для шелка изобретены другие способы крашения, менее трудоемкие и не требующие щелочной среды, ослабляющей фиброин шелка.

Однако в отличие от индигоидных другие виды современных кра­сителей очень далеки по цвету от природных синих и красных краси­телей древности. Поэтому в реставрации мы воспользовались опытом текстильной промышленности первой половины XX в., когда искусст­венные кубовые красители еще широко применялись для окраски шел­ка и шерсти. Методы крашения белковых волокон и защита их от воз­действия щелочей в кубовом крашении хорошо разработаны и описа­ны в специальной литературе.

Для крашения дублировочного шелка выбран способ крашения кубовыми красителями в аммиачной ванне, где вместо едкого натра используется раствор аммиака. Кроме того, в ванну, вводятся защитные коллоиды: желатин или мучной клей.

Способ крашения индиго и другими кубовыми красителями заклю­чается в следующем. Нерастворимый краситель сначала превращают в тонкую водную дасперсию к которой добавляют щелочь и гидро­сульфит. Эту смесь нагревают до полного восстановления индиго, т. е. превращают его в растворимое в воде лейкосоединение желтого цвета. Этот процесс называется приготовлением маточного куба. Оно прово­дится в более концентрированных растворах и при более высокой тем­пературе, чем последующее крашение. Это вызвано необходимостью сократить время полного восстановления красителя. Красят в ванне со щелочным раствором гидросульфита, куда приливают восстановлен­ный красильный раствор — маточный куб. Адсорбция лейкокрасителя волокном идет очень быстро, несмотря на низкую температуру (не более 50°С). Цвет лейкокрасителя в ванне медово-желтый. В та­кой же цвет окрашивается погруженный шёлк. Чтобы ткань стала си­ней, краситель должен быть окислен на воздухе. Шелк развешивают, не отжимая, после чего желтая окраска сначала превращается в зеле­ную, а затем в синюю. Полный оттенок синей окраски получают при обработке, ткани в кипящем мыльном растворе. Таким способом окра­шиваются ткани натуральным и искусственным индиго.
3. 1. Подготовка шелка к крашению кубовыми красителями

Перед любым крашением, как обычно, шелк необходимо замочить. Предварительно отваренный шелк можно замачивать непосредственно в кубовой ванне, приготовленной по расчету, до вливания в нее маточ­ного куба. Время выдержки в кубовой ванне 10—15 мин. После этого шелк вынимают, заправляют ванну раствором кубового красителя (ма­точным кубом) и снова опускают шелк в ванну уже для крашения.


3. 2. Приготовление маточного куба

Для приготовления концентрированного раствора кубового - краси­теля — маточного куба краситель сначала затирают с глицерином или этиловым спиртом. Затем в воду, нагретую до температуры восстанов ления, добавляют указанное в рецептуре количество едкого натра и медленно, при постоя-нном размешивании, прибавляют гидросульфит натрия и затем затертый краситель. Восстановление заканчивается че­рез 10—15 минут, для красителей, склонных к перевосстановлению, достаточно 10 минут. При этом, как правило, изменяется цвет раство­ра. Полноту восстановления красителя проверяют нанесением стеклян­ной палочкой капли раствора на стеклянную пластинку. При полном восстановлении в капле не должно быть осадка.


3.3. Пример расчета компонентов маточного куба

Все расчеты ведутся исходя из веса ткани. Вес кубового красителя на 100 г шелка (3 м шелкового газа) берется из специальных таб­лиц2. Например, для индиго полная выкраска получается при 5% .красителя к весу окрашиваемой ткани, т. е. Для 100 г шелка нужно 5 г индиго. В зависимости от веса красителя рассчитываются компо­ненты маточного куба.

Из таблиц видно, что на каждый грамм индиго необходимо взять 2 мл едкого натра (в концентрации 32,5%— насыщенный раствор), 1 г гидросульфита и 50 мл воды. Следовательно, на 5 г красителя нужно увеличить количество каждого компонента в 5 раз. Маточный куб [рассчитан. Далее определяются компоненты красильной ванны.
3. 4. Красильная ванна

Объем красильной ванны рассчитывают от веса шелка. Модуль^ ванны должен быть 1:40. Таким образом, 100 г ткани красят в 4 лит­рах воды.

Красильная ванна для шелка заправляется следующими химиката­ми из расчета на каждый литр воды.

1. Аммиака— 1 мл или соды кальцинированной — 0,25 г

2. Мыла олеинового — 2,5 г

3. Гидросульфита натрия:

для светлых выкрасок — 1 г

для средних выкрасок — 0,5 г

для темных выкрасок — 0,2 г

4. Желатина — 1 г

Затем в ванну приливают краситель в виде маточного куба и опу­скают предварительно замоченную ткань. Красят в течение 30 минут. Некоторые красители требуют введения в ванну нейтральной соли. Температура при крашении поддерживается в пределах 50—75°С, в зависимости от марки красителя.

Шелк следует окрашивать таким образом: ткань опускают в куб и окисляют на воздухе, потом снова опускают в ванну, снова окисляют и так повторяют несколько раз.

Это относится особенно к кубовым мндигоидным красителям — тио-индиго, индиго.

3. 5. Окисление лейкосоединений кубового красителя

Окисление лейкосоединения происходит при развешивании ткани на воздухе (нужно следить, чтобы шелк не высох), а затем при промыва­нии холодной проточной водой, иногда пятнадцатиминутной обработ­кой шелка в |растворе хромпика и уксусной кислоты: хромпика 1,5— 2%, кислоты 3—4% от веса шелка. Большинство кубовых красителей окисляются холодной проточной водой.

3. 6. Заключительная обработка

После окисления ткань промывают, а затем «мылуют» при темпера­туре не выше 95°С (для шелка) в растворе олеинового мыла 7—10 г на 1 л воды. При мыловке краситель закрепляется и изменяется отте­нок. Этот процесс — обязательный этап крашения. После «мыловки» ткань следует промыть теплой и холодной водой.

Большая осторожность требуется при окрашивании шелка индантре-ковыми красителями, которые требуют сильно щелочной ванны. При­ходится ограничиваться теми красителями, которые допускают краше­ние при пониженных количествах едкого натра и при обычной темпера­туре или при умеренном нагревании.

Примерный режим для крашения шелка индантреновыми красите­лями таков. Красят в присутствии защитных веществ — клея, желати­на. Для лучшего «выбирания» лейкосоединений красителей вводится глауберова соль.

Состав красильной ванны для индантреновых кубовых красителей:

гидросульфит — 2,5—3,5 г

глауберова соль — 20—30 г

едкий натр — 3,5—4,5 мл

желатин — 1 г

Маточный куб иидантренового красителя:

краситель затирают с глицерином, добавляют воды (55—60°С), едко­го натра (1/2—3/4 от всего количества по рецепту) и в таком же со­отношении гидросульфита. Смесь оставляют па 30—40 минут для вос­становления красителя.

В приготовленной красильной ванне замачивают окрашиваемый
шелк в течение 10 минут, затем добавляют восстановленный краситель (предварительно вынув ткань) и красят шелк в течение 30 минут
при температуре 30 -50"С.

Ниже приводится список красителей, которые неприменимы для ок­раски шелка:

1. Индантрен желтый ГХ, 2. Алголь оранжевый РФ, 3. Индантрен красно-фиолетовый РН, 4. Индантрен ярко-розовый Р, 5. Кубовый зо­лотисто-желтый ЖХ и КХ, 6. Кубовый желтый X, 7. Тиоиндиго красный С, 8. Кубовый красный КХ, 9. Кубовый ярко-фиолетовый КН, 10. Хлориндантрен голубой, 11. Броминдиго, 12. Кубовый ярко-зеленый С и Ж, 13. Кубовый коричневый К.

В пособии «Кубовые красители в крашении» содержатся рецепты крашения хлопка современными отечественными кубовыми красите­лями. Для шелка требуется другое соотношение этих компонентов. Приводимые ниже рецепты для шелка взяты из специальной литера­туры 40-х годов [8—9].

Расчетные таблицы для кубового крашения индиго

Компоненты маточного куба для крашения 100 г шелка

Светлая выкраска (1% красителя к весу ткани): красителя — 1 г, раствора едкого натра (32,5%-нога) — 2 мл, гидросульфита натрия — 1 г, воды при 45—50°С — 50 г.

Средняя выкраска (3%): красителя — 3 г, раствора едкого натра— (32,5%-ного)—6 мл, гидросульфита натрия — Зг, воды при 45—50°С -150г.

Темная выкраска (5%): красителя —5 г, раствора едкого натра (32,5%-ного) — 10 мл, гидросульфита натрия — 5 г, воды при 45—50° — 250 г.

Компоненты красильной ванны для100 г шелка (Модуль ванны 1:40)

Для светлой выкраски (1%): воды — 4 литра, раствора аммиака. (20%-ного)—4 мл, гидросульфита натрия — 4 г, олеинового мыла — 10 г, желатина — 4 г, соли поваренной — 20—60 г.

Для средней выкраски (3%): воды — 4 литра, раствора аммиака (20%-ного)—4 мл, гидросульфита натрия — 2 г, олеиновага мыла — 10 г, желатина — 4 г, соли поваренной — 60—100 г.

Для т-емной выкраски (5%): воды —4 литра, раствора аммиака (20%-ного)—4 мл, гидросульфита натрия — 0,8 г, олеинового мыла — 10 г, желатина—4 г, соли поваренной— 100—160 г.
Температура ванны 20—25°С

Окисление на воздухе и хромпиком. Мыловать не рекомендуется.


4. КРАШЕНИЕ ДУБЛИРОВОЧНЫХ ТКАНЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЧЕСКИМИ И КУБОВЫМИ КРАСИТЕЛЯМИ В СЛОЖНЫЕ ТОНА

Практика реставрации показывает, что произведения из текстиля, сохранившие без изменений свою первоначальную окраску, встречают­ся чрезвычайно редко.

Первоначальная окраска изменяется главным образом под действи­ем солнечного света и загрязненности текстильных волокон, особенно сильно подвержены выцветанию светлые ткани.

Древние красители обычно высветляются и теряют свою насыщен­ность. На первозданный цвет как бы накладывается сероватый тон. Чтобы получить точную имитацию выцветшей древней ткани, дублиро­вочный шёлк необходимо тонировать в серый цвет теплого или холод­ного оттенка до нужной глубины.

Таким образом, задача имитации цвета подлинника решается в два этапа:

1. крашение дублировочного шелка в «первозданный» цвет подлинника (на основе анализа красителей),

2. нанесение «патины времени» в виде серого тона нужной глубины и оттенка.

При имитации цвета светло-желтых, коричневых тканей достаточ­но окрасить дублировочную ткань каким-либо подходящим (подбира­ется по альбому выкрасок) растительным красителем, подобрав про­травы.

Сложнее имитируются шелка голубого, зеленого и малинового цве­тов, окрашенных индиго, червецом или кошенилью (краситель кармин), так как нет подлинных натуральных красителей.

За неимением натуральных индиго и кармина можно воспользовать­ся стандартными кубовыми красителями. Искусственное индиго не от­личается по цвету от натурального. Червец и кошениль хорошо имити­руются «кубовым бордо С».

Эти красители не только близки подлинным индиго и кармину по и отличаются высокой светопрочностью

Для окраски выцветших музейных тканей голубого или малиново­го цвета дублировочный шелк сначала окрашивается в нужный цвет кубовым красителем, а затем тонируется отварами красильных расте­ний, дающих тот или иной оттенок серого цвета.

Наиболее подходящими оказались два растительных красителя, со­держащие дубильные вещества: кора дуба и крушины. Тонировки шелка в сложные цвета получаются в отварах коры дуба, крушины или их смесях, разбавленных водой в нужных соотношениях.

Дубовая кора окрашивает шелк в холодный серый тон по железо-купоросной протраве. Кора крушины по той же протраве дает оливко­вые тона. Смешивая эти отвары в разных пропорциях, можно полу­чить богатую гамму разнообразных серых тонов. Разбавление отва­ров или их смесей водой в разных соотношениях дает возможность варьировать глубину серого тона выкрасок.

Сложные голубые и зеленоватые тона получаются при окрашива­нии шелка вначале кубовым красителем индиго (0,5—1% красителя к весу ткани), а затем тонированием в разные цвета растительными красителями по протравам: алюмокалиевой и железокупоросной.
Рецепты крашения шелка в сложные желтые, серые, зеленые и голубые цвета

Приводимые ниже 14 рецептов красильной ванны позволяют полу­чить богатую палитру сложных цветов — 84 выкраски благодаря шести разным подготовкам шелка к крашению.


Подготовка шелка

Протравливание шелка в 5%-ном растворе алюмокалиевых квасцов — для желтых цветов.

Протравливание смесью 0,5% алюмокалиевых квасцов и 0,5% железного купороса—для серых я оливковых цветов.

Окраска индиго — 0,5% к весу шелка, затем протравливание 0,5%-ным раствором алюмокалиевых квасцов—для светлых зеленоватых цветов.

Окраска индиго — 1 % к весу шелка, затем протравливание 0,5%-ным_ раствором алюмокалиевых квасцов — для средних зеленоватых цветов.

Окраска индиго — 0,5% к весу-шелка, затем протравливание, смесью 0,5% алюмокалиевых квасцов и 0,5% железного купороса,— для светло-голубых цветов.

Окраска индиго — 1% к весу шелка, затем протравливание смесью 0,5% алюмокалиевых квасцов и 0,5 .железного купороса.
Красильные ванны

1. 1 часть отвара коры крушины, 30 частей воды.

2. 1 часть отвара коры дуба, 20 частей воды.

3. 1 часть отвара коры крушины, 10 частей воды.

4. 1 часть отвара коры дуба, 4 части воды.

5. 2 части отвара ко­ры дуба, 8 частей отвара коры крушины, 200 частей воды.

6. 2 части отвара коры дуба, 8 частей отвара коры крушины, 100 частей воды.

7. 10 частей отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 165 ча­стей воды.

8. 10 частей отвара коры дуба, 1 часть отвара коры круши­ны, 110 частей воды.

9. 10 частей отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 44 части воды.

10. 3 части отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 60 частей воды.

11. 3 части отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 16 частей воды.

12. 1 часть отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 30 частей воды.

13. 1 часть отва­ра коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 8 частей воды.

14. 6 ча­стей отвара коры дуба, 1 часть отвара коры крушины, 70 частей воды.

В настоящей методике не даны рецепты крашения шелка расти­тельными красителями по окраске «кубовым бордо С». Это объясняет­ся тем, что древние ткани, окрашенные кармином (красителем червеца и кошенили), довольно редки. Столь драгоценные ткани обычно имели парадное назначение, и их особенно берегли и поэтому они сохрани­лись лучше, чем шелка светло-голубого и других тонов. Шелка червчатогo цвета использовались в самых значительных художественных па­мятниках ткачества и шитья.



В настоящее время появилась возможность использовать натураль­ную перуанскую кошениль. Поэтому для особенно значительных па­мятников древнего текстиля целесообразнее пользоваться натуральным красителем.

При необходимости «состарить» свежую кошенильную выкраску дублировочного материала поступать следует так же, как при тонировке по окраске индиго.
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница