А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55



Дата23.04.2016
Размер121 Kb.
Ракицкая, А. В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – Я№ 3 – 4 (29 –30). – С. 48 – 55
УДК 37.015.3

Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Ракицкая А.В.,

преподаватель кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я.Купалы, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ им. Я.Купалы,

науч. рук. – профессор, д-р психолог. наук И.А.Фурманов

В статье представлены результаты сравнительного анализа эмпирических данных, полученных в ходе зарубежных и отечественных исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов, с целью выяснения степени выраженности синдрома и его отдельных симптомов у педагогов. Синдром эмоционального выгорания (Cr.Maslach, S.Jackson) включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Исследователями отмечена наибольшая степень выраженности таких компонентов синдрома эмоционального выгорания у педагогов как эмоциональное истощение и редукция профессиональных достижений (по MBI). Наиболее выраженными симптомами синдрома эмоционального выгорания у педагогов (по В.В.Бойко) являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, симптомы эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

В настоящее время результаты зарубежных и отечественных исследований показывают, что представители профессий «человек-человек» подвержены влиянию выгорания, характерными чертами которого являются чрезмерное утомление, потеря жизненных идеалов, безразличие к работе, эмоциональное, физическое и психическое истощение, цинизм, проявления агрессии и др. [1, 5, 12, 13, 16, 19, 22, 23]. Современные исследователи связывают синдром выгорания с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесён к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» [9]. В настоящее время синдром выгорания в некоторых странах Европы признан клиническим диагнозом [28]. В случае если у человека каждый день фиксируют симптомы эмоционального выгорания в течение 6 месяцев, то возможна постановка клинического диагноза «выгорание».

Явление «выгорания» характерно для очень широкого круга представителей профессий «субъект-субъектного» типа. Риск возникновения синдрома эмоционального выгорания в настоящее время установлен у представителей примерно 60 профессий и профессиональных групп типа «человек-человек». Уровень выгорания в странах Европы у представителей социальных профессий располагается в пределах 25% - 35 % профессионалов [20]. Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 % до 90 % работающих), следует отметить врачей, медсестёр, учителей, психологов, социальных работников, менеджеров, спасателей, работников правоохранительных органов [11]. Особое внимание исследователями уделено изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогов [1, 2, 5, 6, 7, 10, 14, 15,17, 18, 20, 27].

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как учитель несёт ответственность за процесс обучения, взаимоотношения с учащимися, их родителями, с администрацией, выполнение своих профессиональных обязанностей, а также за собственное психическое здоровье. Особенностью учительского труда является его многоаспектность: учитель выполняет более 300 видов деятельности. Полностью удовлетворены собственным психологическим состоянием лишь 14,8 % учителей, состоянием физического здоровья – 50,3 %; высок процент распада учительских семей; в 25% семей мужья негативно относятся к профессии жены-учительницы [5]. Между тем возрастают требования со стороны общества и государства к личности учителя, его роли в учебно-воспитательном процессе, профессиональной эффективности. Общество ожидает от учителя умения коррегировать возрастающие социальные проблемы, создавать условия для обучения учащихся знаниям и умениям, способствовать моральному и этическому развитию учащихся, а также требует высокой коммуникативной и психологической культуры в межличностном взаимодействии. Профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная напряжённость [19]. Результаты европейских исследований показывают, что 60-70 % учителей находятся в состоянии хронического эмоционального напряжения [21]. Существенной специфической особенностью педагогической деятельности является то, что эта деятельность требует включения личности в целом [3].

Современная ситуация в образовании характеризуется снижением престижа педагогического труда, его общественной значимости, феминизацией учительского состава, сильной подверженностью стрессовым факторам, вызываемым не только профессиональными, но и бытовыми проблемами, сложностью условий работы педагогов, текучестью кадров, уходом молодых специалистов после нескольких лет работы в школе, высокой заболеваемостью учителей [5, 16, 25]. Так, от 25 % до 40 % начинающих учителей в странах Европы оставляют преподавание в течение первых 5 лет работы, а проблемы психического здоровья в 36 % случаев рассматриваются как причина для распределения на пенсию по инвалидности выведенного из строя работой учителя [21]. Изучение 7000 случаев рабочей нетрудоспособности учителей Германии показывает в итоге самую высокую заболеваемость педагогов среди работников различных профессиональных групп. При этом установлен высокий уровень психических нарушений. Этот факт отражается в статистиках психосоматических клиник. В частности, результаты исследования в одной из клиник указывают на то, что 9-10 % пациентов являются учителями (примерно 2000 пациентов в год). В случаях обращения учителей в клинику основаниями для госпитализации являются депрессии, психосоматические нарушения, страхи, нарушения личности. Результаты зарубежных исследований показывают, что в Германии около 80% заболеваний учителей обусловлено переживаемым синдромом выгорания [21]. Подобного рода отечественных исследований не обнаружено.

Таким образом, действие многочисленных эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает у педагога стресс, нарастающее чувство неудовлетворённости, накопление усталости, способствует возникновению нервно-психических расстройств, ухудшению физического здоровья, закреплению социально нежелательных поведенческих и эмоциональных реакций, и, в итоге, эмоциональному выгоранию [1, 2, 4, 16, 19].

Термин «burnout» (выгорание) H.Freudenberger ввел для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических отделений. Это понятие было раскрыто им как синдром, включающий в себя симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания [22]. Расширение знания о выгорании шло параллельно со стремлением интегрировать это знание с другими существующими концепциями, в русле исследований проблемы отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность. Cr.Maslach и S.Jackson включили в синдром эмоционального выгорания симптомы эмоциональной истощенности, деперсонализации и снижения общей работоспособности [24]. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Под редукцией профессиональных достижений понимается возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [23, 24].

Исследования последних лет подтвердили правомерность трёхмерной структуры синдрома эмоционального выгорания [5]. Модель выгорания Cr.Maslach и S.Jackson послужила основой для разработки опросника MBI, являющегося одним из наиболее эффективных инструментов диагностики эмоционального выгорания. В зарубежных исследованиях получены данные, подтверждающие дискриминантную валидность, внутреннюю валидность, а также конвергентную валидность данного опросника с другими инструментами измерения выгорания [5]. Теоретический обзор эмпирических исследований синдрома эмоционального выгорания позволяет сделать вывод о том, что опросник MBI Cr.Maslach и S.Jackson наиболее часто используется зарубежными исследователями. Отечественные исследователи выгорания используют как опросник MBI Cr.Maslach и S.Jackson, адаптированный Н.Е.Водопьяновой, так и опросники В.В.Бойко, А.А.Рукавишникова.

В данной статье нами предпринята попытка осуществить сравнительный анализ эмпирических данных, полученных в ходе зарубежных и отечественных исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов, с целью выяснения степени выраженности синдрома и его отдельных симптомов у педагогов.

Ряд зарубежных исследований, посвященных изучению синдрома эмоционального выгорания у педагогов, содержат следующие данные. Так, для преподавателей Германии характерен наиболее высокий уровень выгорания по сравнению с врачами, социальными работниками. 20 % учителей Германии демонстрируют высокие показатели эмоционального выгорания [19]. Максимально высокий уровень эмоционального истощения в австралийских правительственных школах отмечается исследователями у 3 % - 8 % учителей [25]. Синдром эмоционального выгорания переживают примерно от 20 % до 50 % работающих учителей, в других профессиональных группах этот процент несколько меньше (Barth, 1992; Belcastro, Hays,1984; Konen, Barth, 1990; Pines, Aronson, Kafry, 1991) [21]. Исследования, проведенные среди учителей, показывают, что 15-28% имеют выгорание (Körner, 2003; Gamsjäger, Sauer, 1996; Kramis-Aebischer, 1995) [21]. Приблизительно 30 % учителей показывают высокий уровень выгорания - свидетельствуют результаты исследования J. Bauer, A. Stamm, K. Virnich, K. Wissing, U. Muller, M. Wirsching, U. Schaarschmidt. Учителя сообщают о большем количестве признаков выгорания, чем работники других социальных профессий. Кроме того, по сравнению с различными другими видами профессий учителя имеют высокий риск испытать выгорание [20].

Результаты исследований отечественных психологов также подтверждают факт наличия высокого уровня представленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Так, К.С.Милевич, изучая синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов, отмечает, что анализ статистики свидетельствует о том, что все педагоги (100 %) подвержены эмоциональному выгоранию в той или иной степени [10]. М.В.Борисовой в результате психодиагностического обследования педагогов выявлен достаточно высокий уровень эмоционального выгорания [2].

Таким образом, демонстрируют высокие показатели выгорания по результатам различных исследований от 3-8 % до 100 % педагогов. Но наиболее часто исследователи упоминают интервал от 20% до 30 % (респондентов).

Ряд исследователей, изучающих синдром эмоционального выгорания, отмечают свыше 100 симптомов, сигнализирующих о развитии выгорания. Представляет научный интерес: какие именно симптомы синдрома эмоционального выгорания у учителей имеют наибольшую степень выраженности?

Согласно результатам исследования синдрома эмоционального выгорания у учителей Индии, высокий уровень эмоционального истощения характерен 27 % респондентов, деперсонализации – 14 % опрашиваемых, редукции профессиональных достижений - 30 % учителей [27].

Результаты исследования, проведенного V.R.Preda, демонстрируют у учителей-женщин высокий уровень эмоционального истощения - в 34,19 % случаев, высокий уровень деперсонализации – в 39,35 % случаев, высокий уровень редукции профессиональных достижений – в 43,22 % случаев. Показатели отдельных компонентов выгорания у учителей-мужчин несколько отличаются. Так, для 18,51 % респондентов характерен высокий уровень эмоционального истощения, для 23,29 % опрашиваемых характерен высокий уровень деперсонализации, для 43,20 % учителей-мужчин характерен высокий уровень редукции профессиональных достижений [26].

Ряд результатов отечественных исследований в области синдрома эмоционального выгорания у педагогов свидетельствуют о различной степени выраженности симптомов эмоционального выгорания. В частности, В.Е.Орёл, рассматривая средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп, указывает на то, что у 21,25 % учителей выражено эмоциональное истощение, у 11 % испытуемых выражена деперсонализация, у 33,54 % представлена редукция профессиональной эффективности [13].

В результате сравнительного анализа различных профессиональных групп Н.Е.Водопьяновой были обнаружены отличия между ними как по типу выгорания, так и по количеству «сгоревших на работе». Наибольшее количество последних наблюдается среди учителей средних школ: 71 % педагогов имеют высокое эмоциональное истощение, у 14 %учителей представлена деперсонализация, у 64 % респондентов отмечается редукция личных достижений [5].

В исследовании М.С.Дроздовой, Т.Н.Кичигиной, посвященном эмоциональному выгоранию у педагогов как фактору риска психосоматических заболеваний, синдром эмоционального выгорания выявлен в фазе напряжения у 66,7 % педагогов колледжа, 50 % учителей, 23,1 % преподавателей вуза. Фаза резистенции выявлена как сформированная у 25 % учителей, у 40 % педагогов колледжа, у 30,8 % преподавателей вуза. Полностью сформированной фаза истощения оказалась у 13,3 % педагогов колледжа. У преподавателей вуза и учителей данная стадия не выявлена [6].

В результате исследования, проведенного Н.С.Пряжниковым, Е.Г.Ожоговой были получены эмпирические данные, свидетельствующие об уровне развития «психического выгорания», сформированности фаз и компонентов [14]. Такой компонент как эмоциональное истощение в высокой степени выражен у 17,5 % испытуемых, что указывает на чувство эмоциональной напряжённости и наличие ярко выраженного переутомления, вызванного собственной работой. По компоненту деперсонализация степень выраженности у 20 % - высокая, что указывает на умеренную выраженность таких явлений как дегуманизация, циничное отношение к труду и его субъектам, а также негуманное отношение к ученикам. И, наконец, доминирующее значение наблюдается по компоненту редукция профессиональных обязанностей – у 42,5 % обследованных педагогов можно отметить среднюю и у 40 % высокую степень выраженности. Данные результаты получены с помощью опросника на выгорание MBI. Диагностика сформированности фаз (В.В.Бойко) эмоционального выгорания показала, что фаза напряжения проявилась у 25 % испытуемых, фаза резистенции проявилась у 35 % испытуемых, фаза «истощения» проявилась у 22,5 % испытуемых [13]. В фазе напряжения доминирующее значение имеет симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств», выражен у 37,5 % испытуемых. В фазе «резистенция» отмечены высокие значения сложившихся симптомов «Неадекватное эмоциональное реагирование», «Редукция профессиональных обязанностей», для обоих симптомов составивших 57,5 %. Сложившийся симптом «Эмоциональная отстранённость» представлен у 45 % испытуемых [13].

Результаты исследования Н.Е.Водопьяновой, А.Н.Густелевой указывают на наличие крайне сильного уровня выгорания у 13 % учителей, сильного уровня – у 31 % учителей, среднего – у 34,5 % респондентов [4].

Анализируя выраженность компонентов эмоционального выгорания учителей по MBI, Т.В.Темиров отмечает следующие закономерности: показатель эмоционального истощения – выше среднего, показатели деперсонализации (цинизм) и редукции личных достижений – средние. Эмоциональное истощение на фоне норм других компонентов выгорания обеспечивает высокое значение общего интегрального показателя [17].

Согласно результатам исследования В.И.Майстренко, число учителей относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности» симптомов в фазах «напряжение» и «истощение» составляет около 42 %, а в фазе «резистенция» с показателями «за пределами нормы» составляет 63,5 % [8].

Результаты исследований украинских психологов подчёркивают, что только у 13,2 % учителей выявлен высокий уровень развития компонента «напряжение». 37,5 % опрошенных учителей имеют высокий уровень развития компонента «резистенция». А также у 11,6 % респондентов – высокий уровень развития третьего компонента синдрома («истощение»). Ранжирование симптомов профессионального выгорания по частоте возникновения позволяет увидеть, что первое место занимает симптом «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (у 53,0 % опрашиваемых сформирован); второе – симптом «редукция профессиональных обязанностей» (44,2 % опрошенных); третье место – симптом «расширение сферы экономии эмоций» (32,6 % опрошенных); четвёртое место занимает симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (31,5 % опрошенных); пятое – симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» (31,3 % опрошенных) [7].

Е.А.Трухан, останавливаясь на общей характеристике средних значений по каждому из 12 симптомов «выгорания» для всей обследованной педагогической выборки, отмечает как сложившиеся такие симптомы, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей. Также достаточно выраженными оказались симптомы: расширение сферы экономии эмоций, переживание психотравмирующих обстоятельств и психосоматические и психовегетативные нарушения [18].

Результаты исследования эмоционального выгорания у педагогов, проведенного нами, позволяют говорить о том, что у 12% респондентов сформировалась фаза «напряжение». Фаза «резистенция» синдрома эмоционального выгорания установлена у 42% педагогов, в стадии формирования фаза «резистенция» установлена у 38% педагогов; фаза «истощение» синдрома эмоционального выгорания сформировалась у 16% педагогов, фаза «истощения» синдрома эмоционального выгорания в стадии формирования – 38% испытуемых [15]. Данная группа исследуемых учителей характеризуется наличием сформированных симптомов: неадекватного эмоционального реагирования, расширения сферы экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей. Симптом эмоционального выгорания психосоматические и психовегетативные нарушения выявлен у четверти исследуемых респондентов [15].

Таким образом, в ряде исследований, упоминаемых нами, были получены результаты, свидетельствующие о большей или меньшей выраженности отдельных симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Но данные не всегда согласуются друг с другом, что отчасти связано с тем, что они получены благодаря различному инструментарию измерения синдрома выгорания. В связи с трудностями сопоставления результатов эмпирических исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов, нами предпринята попытка сопоставить результаты в соответствии с применяемым в ходе исследований инструментарием. Результаты анализа симптоматики синдрома эмоционального выгорания у педагогов представлены в таблицах 1,2.

Табл.1

Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов (по MBI)



Синдром эмоционального выгорания

Симптомы

Автор, год

Эмоциональное истощение

В.Е.Орёл, 2005

Т.В.Темиров, 2008

Н.Е.Водопьянова, 2009

А.Shukla, Т.Trivedi, 2009



Деперсонализация

Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогова, 2008

V.R.Preda, 2010



Редукция профессиональных достижений

В.Е.Орёл, 2005

Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогов, 2008

Н.Е.Водопьянова, 2009

А.Shukla, Т.Trivedi, 2009

V.R.Preda, 2010


Табл.2

Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов (по В.В.Бойко)



Синдром эмоционального выгорания

Фазы, наиболее выраженные симптомы

Автор, год

Напряжение:



Л.М.Карамушка, 2004

Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогова, 2008

М.С.Дроздова, Т.Н.Кичигина, 2009К


- - переживание психотравмирующих обстоятельств;

Е.А.Трухан, 2001

Л.М.Карамушка, 2004

Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогова, 2008

М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова, 2009



Резистенция:


Л.М.Карамушка, 2004

Н.С.Пряжников, Е.Г.Ожогова, 2008

З. М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова, 2009

А.В.Ракицкая, 2010



- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;


Е.А.Трухан, 2001

Л.М.Карамушка, 2004

М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова, 2009

А.В.Ракицкая, 2010



- - эмоционально-нравственная дезориентация;

Л.М.Карамушка, 2004

А.В.Ракицкая, 2010



- расширение сферы экономии эмоций;


Е.А.Трухан, 2001

Л.М.Карамушка, 2004

А.В.Ракицкая, 2010


- - редукция профессиональных обязанностей;

Е.А.Трухан, 2001

Л.М.Карамушка, 2004

М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова, 2009

А.В.Ракицкая, 2010



Истощение:

В.И.Майстренко, 2010

А.В.Ракицкая, 2010



- психо-

соматические и психовегетативные нарушения.

Е.А.Трухан, 2001

М.Ахметгалеева, Т.М.Чурекова, 2009

А.В.Ракицкая, 2010


Таким образом, в ходе сравнительного анализа результатов эмпирических исследований синдрома эмоционального выгорания у педагогов были обнаружены отличия как по количеству «выгоревших на работе» (в процентном соотношении) учителей, так и по значениям отдельных компонентов выгорания. Исследователями отмечена наибольшая степень выраженности таких компонентов синдрома эмоционального выгорания у педагогов как эмоциональное истощение и редукция профессиональных достижений (по MBI). Наиболее выраженными симптомами синдрома эмоционального выгорания у педагогов (по В.В.Бойко) являются: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения. Сравнительный анализ эмпирических данных о выгорании у педагогов затруднён: для оценки выгорания авторы используют различный диагностический инструментарий. А также сопоставление результатов зарубежных и отечественных исследований осложняется различиями в социокультурных особенностях респондентов.

Список использованных источников

1. Аминов, Н.А. Выделение групп риска среди работающих учителей: прикладные аспекты психодиагностики склонности к развитию «синдрома эмоционального сгорания» с помощью 16-PF Р.Кеттелла / Н.А.Аминов // Журнал прикладной психологии. – 1998. - № 6. – С. 55-70

2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В.Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96-104

3. Вербова, К.В., Кондратьева, С.В. Психология труда и личности учителя / К.В. Вербова, С.В.Кондратьева. – Гродно: Гродненский государственный университет, 1991. – 81 с.

4. Водопьянова, Н.Е., Густелева, А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей / Н.Е.Водопьянова, А.Н.Густелева // Вестник СПбГУ. – Сер. 12. – вып. 4. – 2010. – С. 186 – 192

5. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 336 с.

6. Дроздова, М.С., Кичигина, Т.Н. Эмоциональное выгорание у педагогов как фактор риска психосоматических заболеваний / М.С.Дроздова, Т.Н.Кичигина // Психотерапия и клиническая психология. – 2009. - № 3. – С. 41-42

7. Карамушка, Л.М. Синдром «професiйного вигорання» та професiйна кар’ера працiвнiкiв освiтнiх органiзацiй: гендернi аспекти: Навч. посiб. для студ. вищ. навч. закл. та слухачiв iн-тiв пiслядиплом. освiти / Л.М.Карамущка / за наук. ред. С.Д.Максименка, Л.М.Карамушки, Т.В.Зайчиковоi. – К.: Мiленiум, 2004. – 264 с.

8. Майстренко, В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворённости профессиональных потребностей учителей / В.И.Майстренко // Психологическая наука и образование. – 2010. - № 1. – С. 21-30

9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр (МКБ – 10): Краткий вариант. – Мн.: ООО «Асар», 2001. – 400 с.

10.Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. - № 12. – С. 107-108

11. Мисюк, М.Н., Максименко, В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М.Н.Мисюк, В.В. Максименко // Психологический журнал. – 2008. - №1. – С. 60-65

12. Орёл, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е.Орёл // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. - №1. – С. 90-101

13. Орёл, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орёл. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.

14. Пряжников, Н.С., Ожогова, Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С.Пряжников. Е.Г.Ожогова // Психологическая наука и образование. – 2008. - № 2. – С. 87-95

15. Ракицкая, А.В. Особенности эмоционального интеллекта педагогов с синдромом эмоционального выгорания в фазе истощения / А.В.Ракицкая // Материалы III Международной научно-практической конференции, Брест, 7 апреля 2010 г. / БрГУ им. А.С.Пушкина. – Брест: БрГУ, 2010. - С. 224-228

16. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т.23. - № 3. – С.85-95

17. Темиров, Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога / Т.В.Темиров // Мир психологии. – 2008. - № 4. – С. 54-64

18. Трухан, Е.А. Симптомы «эмоционального выгорания» у учителей общеобразовательных школ / Е.А.Трухан // Псiхалогiя. – 2001. - № 2. - С. 113-124

19. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. - № 6. - С. 57-65

20. Bauer, J., Stamm, A.,Virnich, K., Wissing, K., Muller, U., Michael Wirsching, M., Schaarschmidt, U. Correlation between burnout syndrome and psychological and psychosomatic symptoms among teachers / J. Bauer, A. Stamm, K. Virnich, K. Wissing, U. Muller, M. Wirsching, U. Schaarschmidt // Int Arch Occup Environ Health – 2006. – № 79. - P. 199–204

21. Brenninkmeijer, V., Vanyperen, N., Buunk, B. I am not a better teacher, but others are doing worse: burnout and perceptions of superiority among teachers / V. Brenninkmeijer, N. Vanyperen, B. Buunk // J. Social Psychology of Education. – 2001. – № 4. - P. 259-274

22. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1974. – № 30. - P. 159–165

23. Maslach, C. Burned-out. / C. Maslach // Human Behavior. – 1976. – № 5. Р. 16–22

24. Maslach, C., Jackson, S. E. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. Jackson // Journal of Occupational Behavior. – 1981. – № 2.- P. 99–113

25. Pillay, H., Goddard, R., Wilss, L. Well-being, burnout and competence: implictions for teachers / H. Pillay, R. Goddard, L. Wilss // Australian Journal of Teacher Education - 2005. - Vol. 30. - № 2. - P. 22-33

26.Preda, V.R. Stress effects and coping strategies in the case of teachers and pupils / V.R.Preda // Doctoral thesis. – The school of psychology and educational sciences. – 2010. – 57 p.

27.Shukla, А., Trivedi, T. Burnout in Indian Teachers / A. Shukla, T. Trivedi // Asia Pacific Education Review. - 2008. - Vol. 9. – № 3. – P. 320-334

28. Vanyperen, N.W., Verbraak, M., Spoor, E. Perfectionism and clinical disorders among employees / N.W. Van Yperen, M. Verbraak, E. Spoor // Personality and Individual Differences. - 2011. – № 50. – P. 1126–1130

УДК 37.015.3

Symptoms of the of syndrome of emotional burnout of teachers

by Rakitskaya Hanna,

lecturer of the Department of General and Social Psychology of the Yanka Kupala Grodno State Uneversity, postgraduate student of the Department of Development and Pedagogical Psychology (Grodno), scientific advisor – prof. I. Furmanov, Doctor of Psychology, professor of the Department of Psychology of the Belarusian State Uniersity (Minsk)

The article deals with results of the comparison of the empirical data from different literature sources about syndrome of emotional burnout (SEB) of teachers. SEB (by Cr.Maslach, S.Jackson) includes 3 main features: emotional exhaustion (I), depersonalization (cynicism) (II) and reduction of the professional achievements (III). According to MBI among teachers I and III features are found most often. According to V.V.Boreyko most bright symptoms of the SEB are: memories about obstacles, that injury of psychics; not adequate selective emotional reaction; emotional-moral disorientation; economy of emotions; reduction of professional duties; psychosomatic and psycho-vegetative injuries.



Key-words: syndrome of emotional burnout, symptoms of the of emotional burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of the professional achievements.

.
Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова
version -> Хронический пиелонефрит


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница