А. Ю. Агафонов Психология образных явлений



страница1/2
Дата26.04.2016
Размер149 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2


А. Ю. Агафонов

Психология образных явлений

Министерство образования РФ

Самарский государственный университет

А. Ю. Агафонов

Психология образных явлений

Учебно-методическое пособие

Самара - 2001


ВВЕДЕНИЕ


Данное учебно-методическое пособие представляет собой краткое изложение основных сведений, накопленных в психологии познавательных процессов и относящихся к образным формам психического отражения: сенсорика, перцепция и представление. Тем самым, целью учебно-методической разработки является ознакомление студентов психологических факультетов со спецификой психических процессов образного типа, эмпирическими свойствами сенсорного, перцептивного образов и образа представления. Автор при подготовке настоящего пособия ориентировался, в основном, на теоретические положения концепции изоморфизма Л.М.Веккера, а также на работы Б.Г.Ананьева. Для углубленного знакомства с проблемами психологии образных явлений читателю рекомендуется обратиться к литературе, помещенной в конце пособия.

Предназначено для подготовки к учебным занятиям в рамках курса «Общая психология» (раздел «Познавательные процессы»).



СЕНСОРИКА

Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств объектов окружающей действительности, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств (соответствующие рецепторы). Ощущение есть простейшая чувственная форма отображения действительного мира, элементарная разновидность психических процессов. Физиологические и нервные процессы находятся за пределами психической сферы и потому сознанием не обнаруживаются. Представляя собой первооснову познавательной активности человека, ощущение олицетворяет собой рубеж между нервными и психическими процессами. В ощущении происходит первичный качественный переход от материального мира к миру психических явлений. Сенсорные эффекты, выражающиеся в ощущениях, образуют, таким образом, низший уровень психики. И поскольку сенсорная область располагается на границе, разделяющей допсихические и собственно психические эффекты, поэтому, неслучайно, границу такого разделения в психофизике обозначают понятием «сенсорный порог». Уже на этом пороговом уровне проявляется парадоксальное свойство психики, которое состоит в том, что, ощущения как и нервные процессы, будучи связанными с соответствующими анализаторами, вместе с тем, отнесены к внешнему раздражителю и могут быть описаны только в терминах предметных качеств отражаемой предметной реальности. Эта обращенность к стимульному объекту, отнесенность к внешнему миру роднит ощущения с высшими уровнями психической репрезентации.

Ощущение представляет собой единство сенсорного процесса и сенсорного образа. Сенсорные эффекты возникают на основе работы анализаторных систем, которые также называют "органы чувств" или "сенсорные модальности": зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Это те «каналы», через которые внешний мир проникает в сознание, поэтому ощущение можно рассматривать как простейший, элементарный факт сознания.

Ощущения не просто низший уровень психического отражения, не только элементарная форма познавательной активности, но и базовая основа всей психической организации человека. Ощущения абсолютно необходимы для нормальной жизнедеятельности. Именно они дают возможность человеку ориентироваться в пространстве и времени, выполнять различные моторные действия. Если бы человек лишился чувствительности, произошло бы разрушение всех форм психической активности. Так, русский врач С.П.Боткин имел следующее наблюдение. Одна его пациентка была лишена всех видов чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания одним пальцем руки. Если она закрывала здоровый глаз, и никто к ее пальцу не прикасался, она сразу после этого погружалась в глубокий сон. Это лишний раз доказывает, что для того, чтобы сознание работало в нормальном режиме, нужен постоянный приток информации из окружающей мира. Потребность в получении новой информации является едва ли не самой важной для функционирования психики. Существенным является даже не сам по себе факт получения сенсорной информации. Должен существовать информационный баланс между человеком и внешней средой. Если взаимодействие между человеком и средой нарушается, то это может привести или к информационной перегрузке, или к информационному дефициту, что одинаково негативно сказывается на психофизиологическом состоянии человека.

Разнообразие сенсорной информации является важным условием нормального функционирования психики. Получены многочисленные свидетельства негативного влияния нахождения человека в условиях сенсорной депривации (недостатка) на протекание психических процессов. Эксперименты по сенсорной депривации показывают, что нахождение человека в стимульно - обедненной среде уже через непродолжительное время вызывает деструкцию психических функций. В ходе таких экспериментов, испытуемых помещают в специальные камеры, которые обеспечивают почти полную сенсорную изоляцию или же создают условия, при которых действует однообразная стимуляция. Например, включают мерный монотонный звук, на глаза испытуемому надевают очки, пропускающие лишь слабый свет, а на ноги - специальные цилиндры, блокирующие тактильную чувствительность. По прошествии нескольких часов испытуемые, как правило, просят остановить эксперимент, т.к. переживают состояние прогрессирующей тревоги, внутреннего дискомфорта, теряют пространственную ориентацию. Отмечаются также нарушения способности концентрации внимания, нарушения памяти. Опыты по частичной изоляции показали, что изоляция отдельных участков тела от воздействий внешней среды приводит к нарушению тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У тех испытуемых, которых подвергали длительное время воздействию монохроматического света, появлялись галлюцинации. Д.О.Хебб обнаружил, что сенсорная депривация отрицательно влияет на эффективность мыслительной деятельности. И.К.Эрик Гундерсон и Пол Д.Нельсон, занимавшиеся изучением физического и психического состояния людей, находящихся в условиях недостаточной стимуляции, пришли к выводу, что в условиях «ограниченной стимуляции... в течение длительного времени человек испытывает нарушение сна, депрессию, ранимость и возбудимость» А.Тоффлер, характеризуя психические изменения людей, находящихся на антарктических станциях, указывает на то, что с течением времени полярники обнаруживают все признаки психологического истощения, начиная от быстрого утомления, ухода в себя, заканчивая полной апатией. [19] С данной позицией в полной мере согласуется мнение Б.Г.Ананьева, который указывал на то, что аффективная напряженность, являющаяся следствием сенсорного голода, есть не что иное, как «проявление потребности в информации». [2] Нарушение восприятия временных промежутков вплоть до потери чувства времени, чувство одиночества, подавленность, немотивированная агрессия, ослабление самоконтроля - вот далеко не полный перечень тех негативных последствий, которые имеют место в условиях изоляции в стимульно - дефицитной среде. Видимо, неслучайно одиночные заключения являются наиболее суровым наказанием в исправительной практике.

Ощущения субъективно переживаются только в процессе изменения состояния взаимодействия между раздражителем и рецепторным участком. Подтверждением значимой роли изменений в психической жизни человека могут являться факты утраты восприятия стабилизированных изображений на сетчатке глаза и стабилизированных предметов (кольцо, часы) относительно рецепторного участка тела. Монотонный звук уже через короткое время перестает субъектом осознаваться. В диапазоне сенсорно - перцептивных форм отражения к аналогичным феноменам следует отнести потерю вкусовой чувствительности к тем вкусовым агентам, что в течение какого-то времени вызывали свойственные им вкусовые ощущения; утрату обонятельной способности при различении запаха, который на протяжении некоторого времени окружает человека. Таким образом, чувственное отражение возможно благодаря изменению во взаимодействии субъекта отражения и отражаемой реальности. Изменение является своего рода априорным условием, делающим возможным эффекты сенсорно – перцептивного отражения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что продукты психического отражения в своих домыслительных разновидностях являются, фактически, производными по отношению к эффектам отображения изменений в субъектно – объектных взаимодействиях. Он отмечал, что все формы чувственного отражения, к которым он относил ощущение, восприятие, представление, нельзя отрывать от их содержания, то есть, «отражения движущейся материи.» [4] Иными словами, отражение строится на основе эффектов изменения состояния субъектно – объектного взаимодействия в процессе чувственного отражения. Потерю чувствительности вызывает не только дефицит информации, но, прежде всего, отсутствие изменения в характере взаимодействия между человеком и средой. Только через изменение возможно психическое отражение. Отсюда следует важный вывод: стабилизированные относительно психики явления сознанием не обнаруживаются. Органы чувств, тем самым, теснейшим образом связаны с органами движения. Неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания. Иначе говоря, моторные процессы непрерывно участвуют в ходе построения психической проекции объектов.

История знает различные взгляды относительно природы ощущений. Сторонники одной позиции трактуют ощущения как символы, знаки внешнего мира. Приверженцы другой точки зрения исходят из положения о специализации органов чувств в отношении определенных видов раздражителей, а также фактов, когда одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств вызывают характерные для этих органов чувств ощущения. Так, например, при воздействии на сетчатку глаза света, давления или тока возникают зрительные ощущения. А механический раздражитель может вызывать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, на что он действует: кожу, ухо или глаз. На основании этого, И.Мюллер выдвинул идею о «специфической энергии органов чувств.» Однако, необходимо отметить, что органы чувств, в эволюционном плане, - следствие приспособления к воздействиям среды и поэтому они функционально адекватны им. Объективные свойства внешнего мира определили специфичность органов чувств.

Эти теоретические воззрения отражают лишь часть всей многообразной феноменологии ощущений. Обобщив и вычленив основополагающее для понимания природы ощущений, можно констатировать, что ощущения - не просто сенсорные образы, наподобие фотографий внешнего мира, а именно субъективные образы, то есть для формирования ощущений недостаточно воздействия внешнего раздражителя, необходима работа сенсорных систем. Эта работа заключается как во внутренних процессах, так, зачастую, и во внешних действиях. Другими словами, ощущение возникает на основе процесса преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего на соответствующий рецептор в энергию нервных процессов. Ощущение, таким образом, можно понимать не только как чувственный образ, но и как саму деятельность по формированию этого образа. Поэтому говорят о единстве, необособимости сенсорного процесса и его интегрального продукта - сенсорного образа.

Ощущения можно также рассматривать как форму отражения адекватных раздражителей, например, слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн в диапазоне от 16 до 20 000 Гц., зрительные ощущения - результат отражения действия света, т. е. электромагнитных волн, имеющих длину от 380 до 800 миллимикронов. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей. Следует отметить, что острота тактильной чувствительности существенным образом различается при сравнении различных участков кожной поверхности. Самые низкие пороги абсолютной чувствительности имеют место на кончике языка, кончиках пальцев, тыльной стороне ладони, ладонной поверхности предплечья. Напротив, низкая абсолютная чувствительность, и тем самым, наиболее высокие пороги установлены на тыльной поверхности предплечья, пояснице, плотной части подошвы.

Независимо от специфики все ощущения имеют общие эмпирические характеристики.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕНСОРНОГО ОБРАЗА
Абсолютно все ощущения обладают свойством отнесенности к физическому объекту. Общей характеристикой ощущений является их пространственно - временная структура.

1. Пространственная характеристика или локализация - свойство ощущения, которое можно назвать проекцией или объективацией. Специфично то, что пространственные компоненты ощущения не совпадают с собственным пространством его материального носителя (органа чувств, мозга, организма в целом). Локализация как отображение места в пространстве - есть воспроизведение координатных соотношений в определенной системе отсчета. Для различных ощущений характерна различная степень представленности места локализации. Локализация болевых ощущений представляется более размытой, чем локализация, например, тактильных. Анализ, который осуществляется рецепторами, позволяет установить локализацию стимула во внешнем пространстве. Благодаря этой характеристики ощущений мы устанавливаем место положения источника света; понимаем, где находится предмет, действующий на рецепторный участок кожи; откуда распространяется тепло или холод.

2. Временной характеристикой является длительность сохранения соответствующего ощущения при воздействии источника информации на орган чувств. Исходным, корневым свойством, определяющим пространственно - временные координаты ощущения, является способность психики к отображению движения как единого пространственно - временного контура объектов, свойства которых отображаются в ощущении. Движение - есть исходное действие, которым мы проверяем реальность среды. Сама пространственно - временная структура ощущения является вторичной относительно эффектов отображения движения.

В психофизиологии зрения исходной ступенью зрительных ощущений рассматривают отображение перемещения объектов. Б.Г.Ананьев отмечал: “Движение объекта относительно рецепторного участка генетически раннее приобретение и более ранний источник сенсорного развития, нежели хватательные движения. ...Поле зрения ребенка формируется именно движущимися объектами, в число которых, конечно, входит и сам взрослый человек.” [3] А по утверждению Р.Грегори: “...Глаза являются прежде всего детекторами движения.”[10] Аналогичным образом, для тактильных ощущений, отображение пространственной и сенсорной схемы тактильного поля связано с отображением движения объекта по покоящейся кожной поверхности (при пассивном осязании). Адекватность отражения, по всей видимости, зависит от того количества движений, на основе которых происходит формирование ощущения. Длительность ощущений зависит от функционального состояния анализаторов, но в большей степени от силы и времени воздействия раздражителя. Любой стимул, вызывающий то или иное ощущение, действует на органы чувств не сразу, а по прошествии некоторого времени. Время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называется латентным периодом ощущения. Для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс. После окончания действия раздражителя ощущение не пропадает сразу. Это выражается в эффекте последействия. Например, при действии зрительного раздражителя зрительное ощущение, обладая инерцией, сохраняется в виде следа, который получил название последовательного образа. Положительный последовательный образ имеет качественные свойства аналогичные возникшему образу в момент действия раздражителя. Например, последовательный положительный образ при действии визуального раздражителя обладает той же светлостью и тем же хроматическим тоном, что и сенсорный образ. Отрицательный последовательный образ имеет качественно отличные свойства по сравнению с сенсорным. Это особенно видно на примере зрительного хроматического восприятия, когда цветовая гамма отрицательного послеобраза отлична от цветовых характеристик первоначального образа. Примером последовательного слухового образа может также служить звон в ушах после действия оглушающего звукового раздражителя.



  1. Модальность. Это качественная характеристика ощущения, которая дифференцирует различие свойств отображаемого объекта и описывается в терминах предметных качеств объекта, например, высота (для слуховых ощущений), твердость, упругость (для тактильных ощущений), глубина, удаленность (для зрительных ощущений) и т. д. В отличие от нервных импульсов, модальная характеристика фиксирует межанализаторные различия. Так, говорят о зрительной, вкусовой, тактильной, обонятельной, слуховой модальностях. Но модальность может иметь не только межанализаторные отличия, но и внутри качественные, например, хроматизм; контрастность (для зрительной модальности).

Ощущения не отражают объекты действительности, и сенсорный образ - это не образ объектов. В сенсорном образе отображаются только отдельные свойства, качества объектов, например, тактильные ощущения отражают отдельные качества физического объекта (твердость, шероховатость, плотность и т. д.). И в этом смысле ощущение атрибутируется на языке качественных характеристик объекта. Образ объектов строится в восприятии. Поэтому ощущения являются компонентом восприятия. В образе восприятия ощущения синтезируются.

  1. Интенсивность. Количественная, и, вместе с тем, энергетическая характеристика ощущения. Это количественная мера ощущения, зависящая от силы действия раздражителя. Психофизические законы Вебера - Фехнера, Стивенса, Забродина как раз и определяют зависимость силы ощущения от величины раздражителя. В связи с этим до сих пор актуальной остается проблема порогов чувствительности и определения границы осознания ощущений. Вместе с тем, это проблематика психологии бессознательного, так как многочисленные факты показывают, что психика фиксирует и сохраняет в памяти эффекты тех воздействий, которые субъективно не ощущаются, т. е. не осознаются, находясь под порогом обнаружения.


Классификация ощущений


  • по модальности: зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные, обонятельные.

  • по локализация рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные. Рецепторы экстероцептивных ощущений расположены на поверхности кожи; рецепторы интероцептивных ощущений (к ним относят органические ощущения) локализованы во внутренних органах, тканях тела (они сигнализируют об обменных процессах во внутренней среде). Рецепторы проприоцептивных ощущений (ощущения от положения тела; кинестетические ощущения от состояния мышц, связок) сигнализируют о положении тела. Некоторые виды ощущений можно считать внешне - внутренними (температурные, болевые, вкусовые, вибрационные). Примеры:

Вкусовой анализатор выполняет двойную функцию. Во-первых, он является анализатором химической природы вкусовых веществ и поэтому может считаться экстероприбором (Б.Г.Ананьев). Но при этом он отражает внутреннее состояние организма, переходы от голода к сытости, то есть потребность в пище, тем самым, выполняя функцию, характерную для интероцептивных ощущений.

Температурный анализатор. Температурные ощущения отражают температуру внешней среды по отношению к температуре самого тела, а не температуру тела как таковую. В температурных ощущениях отражаются отношения между процессами теплообмена и терморегулирования в целом.

Обонятельный анализатор. Обонятельный анализатор отражает как воздействия, поступающие из внешней среды, так и из внутренней среды организма.

  • по контакту с раздражителем: контактные и дистантные. Дистантные - слуховые, зрительные. Контактные - тактильные ощущения. Эта классификация охватывает только экстероцептивные ощущения.

Ощущения мономодальны, так как зависят от определенного анализатора. Ощущение - есть парциальный образ как результат дробного анализа определенного материального тела или явления. Между тем, было бы неверным говорить, что различные виды ощущений независимы друг от друга. Между разномодальными ощущениями существует связь или, иначе говоря, ощущения взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие ощущений проявляется в эффектах синестезии и в эффектах сенсибилизации. Синестезия - возникновение под влиянием раздражителя одной модальности ощущения, характерного для другой модальности. Чаще встречаются зрительно - слуховые синестезии, когда при действии акустических стимулов у человека возникают зрительные образы. Способностью цветного слуха обладали композиторы А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков. Художник М.К.Чюрленис в своем творчестве создавал целые симфонии красок. Реже встречаются эффекты возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых ощущений - при действии звуковых стимулов и т.п. Сенсибилизация - повышение чувствительности или в результате тренировки (в процессе профессиональной деятельности), или в результате компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Потеря зрения или слуха вызывает развитие других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения занимаются скульптурой и у них в значительной степени развито осязание. У некоторых людей, лишенных слуха бывает настолько развита вибрационная чувствительность, что они способны слушать музыку, поворачиваясь спиной к оркестру или кладя руку на инструмент. (Правда, в этих случаях трудно судить о том, как и какие эстетические переживания они испытывают). Слепоглухая С. могла узнать человека и понять то, о чем он говорит, держа руку на горле говорящего. Эти случаи показывают, что различные виды чувствительности взаимосвязаны. Эффекты сенсибилизации возможны также благодаря длительному тренингу соответствующего вида чувствительности. Так, например, у дегустаторов развита обонятельная и вкусовая чувствительность. Зрение художника исключительно чувствительно к оценке пропорций. Оно позволяет различать изменения, равные 1/60 - 1/150 величины предмета. Кроме этого, художники обладают поразительными способностями к цветоразличению, дифференциации оттеночных цветов. Шлифовальщики способны видеть просветы от 0,0005 миллиметра, а нетренированный человек всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного, в то время как нетренированные люди посчитают их одинаковыми. Опытные сталевары могут довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить её температуру и количество примесей в ней, а опытные летчики на слух свободно отличают 1300 от 1340 оборотов двигателя.

Все эти примеры показывают, что возможности совершенствования чувствительности необычайны велики.



ПЕРЦЕПЦИЯ

Восприятие - совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное и, вместе с тем, адекватное отражение объектов действительности. Субъективность означает, что всякий акт восприятия опосредован прошлым опытом индивидуума. На результирующую восприятия - перцепт, в равной степени влияют как особенности раздражителя, так и субъективный опыт. С точки зрения информационного подхода это выражается в наличии не одного, а двух информационных входов. Акцент на субъективности восприятия (влиянии прошлого опыта, установок, ожиданий, готовности к восприятию) сделан в работах Дж.Брунера. Согласно Брунеру, восприятие есть процесс выдвижения и проверки гипотез, а не процесс отражения физических характеристик стимуляции. Адекватность образа восприятия не дана в онтогенезе изначально. Она достигается благодаря тому, что в процессе восприятия происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействующих объектов. Эта закономерность (принцип уподобления) сформулирована А.Н.Леонтьевым в 1959 году. Воспринимаемый объект и воспринимающие системы (глаз, рука, ухо) находятся в едином пространственно - временном контуре и поэтому важнейшую роль в процессе построения перцептивного образа играют моторные процессы: движения рук при осязании, движения глаз при зрительном восприятии, движения гортани при распознавании речи.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРВИЧНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ

Модальность - свойство, представленное уже на сенсорном уровне. Модальность как свойство перцептивного образа в основном изучена для зрительного восприятия. Специфическим модальным параметром зрительных перцептивных процессов является хроматическая насыщенность образа. Несмотря на непосредственную зависимость цветовосприятия от изменения спектрального состава излучения, существует часть диапазона этих изменений, в пределах которого достигает максимальной адекватности, так называемая, трансформация цвета. То есть, вопреки изменениям освещения, происходит полная константность восприятия цвета объекта. Когда объект в тени сравнивается с освещенным объектом, имеет место тенденция воспринимать объект независимо от освещения с тем же самым цветовым тоном, светлостью и насыщенностью. Хроматическое восприятие в диапазоне, когда константность = 1, определяется оптическими свойствами поверхности данного объекта, а не меняющимся составом освещения. Цвет воспринимается как свойство поверхности конкретного объекта. Если объект или элемент объекта воспринимаются как цветовое пятно, то есть когда восприятие не опредмечено, то цветовая гамма образа меняется по мере изменения освещенности. Адекватность модальных компонентов перцепта сочетается с адекватностью отображения структуры поверхности конкретного объекта, который является носителем данного качества.

Интенсивность восприятия. В отличие от интенсивности ощущения, интенсивность восприятия, как специфическое свойство перцептивного образа, изучено на примере восприятия светлоты. Разное количество отраженных от поверхности объекта лучей, вместе с тем, и сильнее воздействует на рецептор. Интенсивность восприятия прежде всего выражается коэффициентом константности при изменяющихся условиях освещения. При восприятии двух поверхностей с расстояния ясного видения, при равенстве коэффициентов отражения, а также когда освещенность поверхностей неодинакова, имеет место равенство видимых светлот, то есть, происходит нивелирование изменений освещенности и в воздействующем на глаз световом потоке выделяется в образе только тот интенсивностный компонент, который зависит от отражательных свойств видимой поверхности.[7]

Интенсивность, модальность и пространственно - временные характеристики являются исходными, поэтому их выделяют уже на уровне ощущений. Относительно перцепта данные характеристики не являются специфичными. Их специфика проявляется только тогда и там, когда и где актуализируются другие специфические свойства первичного образа восприятия.


Специфические свойства первичного образа
Каталог: lectures -> psyhology
lectures -> Конспект Тема №7 Первая помощь Правила оказания первой медицинской помощи
lectures -> Программа по курсу «культивирование грибов»
lectures -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
lectures -> Опухоли почек и мочеточника
lectures -> 3. Этические правила и правовые вопросы взаимоотношения врач-пациент
lectures -> Эвтаназия: легко ли "легко умирать" М. С. Першин., ст
psyhology -> Монография Самара Издательство «Универс групп» 2007
psyhology -> Экзаменационный экспресс-справочник


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница