Актуальные проблемы теории и практики современной психологии Цели освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»



Скачать 117.02 Kb.
страница1/5
Дата01.05.2016
Размер117.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5
Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

 

1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии»:

·         сформировать представления о проблемном поле современной психологии;

·         осуществить теоретическую рефлексию актуальных психологических проблем, изучаемых в рамках различных психологических дисциплин и научных школ;

·         осуществить теоретическую рефлексию актуальных психологических проблем, артикулированных в рамках прикладной и практической психологии;

  2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» является базовой частью профессионального цикла (М.2).

Программа дисциплины ориентирована на теоретическую подготовку студентов в области знания ключевых проблем, которыми занимается современная психологическая наука и практика, реагируя как на потребности современного общественного развития, так и на потребности и логику развития самой психологической науки. Знание  наиболее острых  проблем современной психологической науки и практикирасширят профессиональные горизонты студентов и сформируют общенаучную и исследовательскую  компетентность обучающихся, помогут определить сферу приложения своих исследовательских усилий и область профессиональной специализации.

 3. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

·          общие методологические основания психологии, предмет теоретической психологии, связь теоретического и эмпирического знания ;

·         категориальную систему психологии и основные категории ( категория потребности, категория образа, категория образа категория действия, категория мотива, категория отношения, категория переживания, категория деятельности, категория общения, категория личности);

·         объяснительные принципы психологии (принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития);

·         ключевые проблемы теоретической психологии (психофизическая проблема, психофизиологическая проблема, психогностическая прблема);

·         ключевые проблемы практической психологии (проблемы  консультативной психологии и юридической психологии);



Уметь:

·         ориентироваться в  методологических основах психологической науки;

·         пользоваться основными категориями психологии в теоретическом исследовании;

·         применять  объяснительные принципы психологии в собственных исследованиях;

·         проектировать проблемное поле своего исследования с учетом существующих актуальных теоретических и практических проблем современной психологии;

Владеть:

·         понятийным аппаратом теоретической психологии ;

·         категориями психологии;

·         навыками применения объяснительных принципов психологии в собственных исследованиях;

·         навыками идентификации актуальных проблем практической психологии в выбранных областях исследовательской и практической деятельности.
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

 

 



1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины  «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» является углубление общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в области информационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Студенты должны в совершенстве знать возможности информационных и телекоммуникационных технологий  и использовать их  в практической работе психолога  и  в научных исследованиях.

 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла (М.2). Предшествующими дисциплинами являются «Информационные технологии в психологии» для бакалавров.

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен в совершенстве владеть навыками работы с приложениями Microsoft Office и пользоваться сетевыми психологическими ресурсами. После прохождения данного курса повысится уровень владения информационными и коммуникационными технологиями, компьютерными программами, обеспечивающими инновационный  подход к научным исследованиям и практической работе психолога.

 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО:

ОК-1 - совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности.

ОК -2 - самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности.

ОК-9 – выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы.

ОК-11 оформлению и представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы.

В результате освоения дисциплины в соответствии с предъявляемыми требованиями компетентностей, которыми должен обладать студент, а именно способность к:

ПК-6 - модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности  в определённой области психологии;

ПК-13 - подготовке, рецензированию и редактированию научных и научно-методических публикаций;

ПК-14 -  подготовке научных отчётов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;



обучающийся должен

 - знать особенности вербальной, невербальной коммуникации и Интернет- общения; дистанционного консультирования;

- уметь планировать и проводить эмпирические исследования, подбирать методики для изучения коммуникативных умений и свойств личности. Осуществлять индивидуальное консультирование в области повышения эффективности коомуникативных процессов. Осуществлять информирование населения в сфере психологии коммуникаций. Разрабатывать и реализовывать методы и программы коррекционных мероприятий коммуникативных особенностей личности.

- владеть техниками эффективного слушания; техникам и приемами ведения переговоров; стратегиями коммуникаций с субъектами затрудненного общения. 


Инновационные педагогические технологии

 

 



1. Цели освоения дисциплины

 Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных этим процессам социально-педагогических условий и, тем самым, обуславливают необходимость осмысленного реформирования, творческого проектирования и внедрения новой модели высшего профессионального образования. Для этого необходим преподавательский корпус нового аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, направленного на совершенствование педагогической парадигмы. Иными словами решение проблем высшего профессионального образования невозможно без повышения интеллектуальной культуры, без активного преодоления устоявшихся стереотипов консерватизма в педагогической науке и практике. Решение этих вопросов непосредственно связано с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных педагогических технологий обучения.

Цель дисциплины «Инновационные педагогические технологии» способствовать осознанию студентами смысла и назначения профессиональной деятельности преподавателя, психолого-педагогического содержания таких понятий, как «педагогическая культура», «педагогическое мастерство», «педагогическая технология».

Задачи:


- сформировать у студентов систему устойчивых представлений о путях совершенствования каждым преподавателем педагогического мастерства и культуры;

- создавать условия для овладения студентами педагогической технологией в ее индивидуальной модификации;

- развивать у студентов компетенции в информационно-коммуникативной, конструктивной, проектировочной, организаторской и гностической областях педагогической деятельности.

 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

 Дисциплина «Инновационные педагогические технологии» адресована студентам, обучающимся в магистратуре по направлению «Психология» и входит в общенаучного цикл (М.1) в качестве дисциплины по выбору.

Дисциплина является важным элементом профессиональной подготовки магистра по направлению «Психология», формирующим представления об инновационных процессах в педагогической деятельности и непосредственно связана с такими дисциплинами как «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» и др..

Для того, чтобы определить место педагогических технологий в системе наук, обратим внимание на два момента: выявление сущности «технологического» принципа обучения и выделение в структуре педагогических технологий профессиональной части.

Основания «технологического» принципа построения обучения таковы: каждая детально обозначенная цель имеет правило, процедуру его использования в виде конкретного алгоритма. В таком варианте обучение приобретает инструментальную направленность. Набор процедур составляет основу процедурной стороны обучения, которая рассматривается как способ достижения поставленных целей.

Процессуальная часть, т.е. сам технологический процесс, представлена следующим алгоритмом: организация учебно-воспитательного процесса, методы и формы деятельности студентов, методы и формы деятельности преподавателя, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала и диагностика результатов. Поэтому педагогическая технология является частью науки, занимающейся разработкой целей, задач, содержания, методов и проектирующей педагогические процессы.

 В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

-  место, роль и значение инновационных педагогических технологий в системе гуманитарного знания;

-  связь инновационных педагогических технологий с другими дисциплинами;

-  историю развития инновационных педагогических технологий;

-  основные теоретико-методологические принципы конструирования и проведения педагогического исследования на основе использования инновационных педагогических технологий;

-  специфику, структуру и модели построения инновационных педагогических технологий;

-  классификацию инновационных педагогических технологий и современные подходы к их использованию;

-  принципы построения и конструктивную специфику инновационных педагогических и технологий.



Уметь:

- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень;

- развивать навыки межкультурной коммуникации;

- повышать педагогическое мастерство;

-  конструировать образовательный процесс с учетом условий, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей  личности;

-  соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике;

-  оперативно ориентироваться в сложных случаях из педагогической практики и эффективно решать актуальные  задачи;

-  осуществлять системный анализ явлений образовательного процесса;

-  -проектировать методическую систему работы преподавателя.

Владеть:

- понятийным аппаратом дисциплины;

-  базовыми знаниями о целях, содержании и структуре инновационных педагогических технологий;

-  базовыми знаниями об общих формах организации учебной деятельности;

-  базовыми знаниями о методах, приемах и средствах управления педагогическим процессом;

-  навыками профессионального мышления, необходимыми для осуществления педагогической деятельности;

-  навыками анализа и обработки педагогической информации.

Количественные и качественные методы исследования в психологии

  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследования в психологии» являются формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина является обязательной базовой частью в общенаучном цикле ООП магистратуры. Курс систематизирует знания из различных областей психологии применительно к области методов исследования.

Курс взаимосвязан с курсами «Методологические проблемы психологии» и «Планирование теоретико-эмпирических исследований»; является центральной частью методического общепрофессионального блока дисциплин, базируется на теоретических и практических знаниях истории психологии, методологии и теоретических направлений в психологии, психологии личности и психологии группы и др. Настоящий курс способствует формированию системного профессионального мышления психолога, знакомит его с новейшими тенденциями в области психологии, снабжает арсеналом методов научного исследования, лежит в основе практик и реализации научно – исследовательской работы, необходим для освоения специальных дисциплин.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

 

В результате изучения дисциплины магистрант должен:



Знать: методологические принципы построения исследований; основные научные школы и направления развития количественной и качественной методологии; специфику качественной методологии; основные качественные и количественные исследовательские методы; современные теории анализа эмпирических данных.

Уметь: ориентироваться в процедурных особенностях качественного исследования; планировать исследование, выбирать методы релевантные поставленным исследовательским задачам; определять предмет исследования и адекватно формулировать цель и задачи, корректно применять количественные и качественные методы получения эмпирических данных; самостоятельно анализировать полученные психологические факты; правильно выбирать и применять статистические и интерпретационные процедуры; представлять полученные результаты в рекомендациях, публикациях и отчетах;

Владеть: пониманием системного характера измерения психики, базирующегося на методологических принципах личностного и деятельностного подходов; системного характера многоуровневой  детерминации психики; пониманием условий достоверности изучения психики с помощью количественных и качественных методов; методами повышения валидности и надежности исследования; навыками анализа и интерпретации данных; практическими методами оценки эффективности качественного исследования.
Компьютерные технологии в науке и образовании

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании» является углубление общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в области информационных технологий в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

Студенты должны в совершенстве знать возможности информационных и телекоммуникационных технологий  и использовать их  в практических и научных исследованиях, а также применять инновационные методы в учебном процессе.

 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» является дисциплиной по выбору и входит в вариативную часть общенаучного цикла (М.1).

Для освоения данной дисциплины обучающийся должен владеть навыками работы с приложениями Microsoft Office и  пользоваться сетевыми психологическими ресурсами. После прохождения данного курса повысится уровень владения информационными и коммуникационными технологиями, компьютерными программами, обеспечивающими инновационный подход к научным исследованиям и учебному процессу.

Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» влияет по изучение следующих курсов: «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога», «Организационная психология», «Статистические методы в психологии», «Инновационные педагогические технологии», «Качественные и количественные методы в психологии» и др.

 3. В результате обучающийся должен:

 

Знать

-  Назначение и устройство персонального компьютера.

-   Структуру программного обеспечения.

-   Типы психологических компьютерных программ

-  Основные положения проектного метода, как системы проблемного обучения,  и его связь с компьютерными технологиями.

 Уметь

-  Работать с текстами

-  Электронными таблицами

-  Составлять электронные презентации

-  Работать в сети Интернет (поиск информации, электронная почта, блоги и пр., в том числе с психологическими ресурсами Интернет.)

-  Использовать проектный метод в учебном процессе.

Владеть:

-  Офисными приложениями.

-  Психологическими ресурсами интернет.

-  Использовать проектный метод в учебном процессе.


Корпоративное управление персоналом

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Корпоративное управление персоналом»  являются  формирование знаний о  структуре управленческой деятельности и управления персоналом в корпорации, содержании и порядке формирования корпоративной идеологии и корпоративной культуры, концепции процессного управления, структуре корпоративного планирования; формирование практических навыков психологического сопровождения управленческой деятельности в крупной корпорации.

 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Программа курса «Корпоративное управление персоналом» ориентирована на теоретическую и практическую подготовку магистров по направлению «Организационная психология» к деятельности психолога в области организационной психологии, управления персоналом, психологического сопровождения управленческой деятельности в крупных корпорациях.

Дисциплина является частью профессионального блока М2 и входит туда в качестве дисциплины по выбору.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения общенаучного цикла и профессионального циклов, составным элементом вариативной части которого является данная дисциплина, в том числе параллельно с освоением предметов «Организационное проектирование», «Психология делового имиджа, рекламы и PR». Освоению дисциплины способствует предшествующее освоение дисциплин:  «Теория организации», «Психология менеджмента», «Психология управления персоналом» и др.  

 3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 Знать:

1.      закономерности и стандарты формирования корпоративной идеологии;

2.      особенности формирования и управления организационной культурой;

3.      правила и закономерности процессного управления;

4.      закономерности функционирования структуры планирования в корпорации.

5.      Закономерности функционирования структуры управления;

Уметь:

1.      применять социально-психологические методы для формирования корпоративной идеологии;

2.      применять социально-психологические методы для формирования и управления организационной культурой;

3.      осуществлять психологическое сопровождение процессного управления;

4.      осуществлять психологической сопровождение процесса планирования в корпорации.

5.     осуществлять психологической сопровождение функционирования структуры управления.



Владеть навыками:

1.      формирования корпоративной идеологии;

2.      формирования и управления организационной культурой;

3.      осуществлять психологической сопровождение процессного управления;

4.      осуществлять психологической сопровождение процесса планирования в корпорации.

5.     осуществлять психологической сопровождение функционирования структуры управления. 



Корпоративное управление персоналом

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Корпоративное управление персоналом»  являются  формирование знаний о  структуре управленческой деятельности и управления персоналом в корпорации, содержании и порядке формирования корпоративной идеологии и корпоративной культуры, концепции процессного управления, структуре корпоративного планирования; формирование практических навыков психологического сопровождения управленческой деятельности в крупной корпорации.

 2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Программа курса «Корпоративное управление персоналом» ориентирована на теоретическую и практическую подготовку магистров по направлению «Организационная психология» к деятельности психолога в области организационной психологии, управления персоналом, психологического сопровождения управленческой деятельности в крупных корпорациях.

Дисциплина является частью профессионального блока М2 и входит туда в качестве дисциплины по выбору.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения общенаучного цикла и профессионального циклов, составным элементом вариативной части которого является данная дисциплина, в том числе параллельно с освоением предметов «Организационное проектирование», «Психология делового имиджа, рекламы и PR». Освоению дисциплины способствует предшествующее освоение дисциплин:  «Теория организации», «Психология менеджмента», «Психология управления персоналом» и др.  

 3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 Знать:

1.      закономерности и стандарты формирования корпоративной идеологии;

2.      особенности формирования и управления организационной культурой;

3.      правила и закономерности процессного управления;

4.      закономерности функционирования структуры планирования в корпорации.

5.      Закономерности функционирования структуры управления;

Уметь:

1.      применять социально-психологические методы для формирования корпоративной идеологии;

2.      применять социально-психологические методы для формирования и управления организационной культурой;

3.      осуществлять психологическое сопровождение процессного управления;

4.      осуществлять психологической сопровождение процесса планирования в корпорации.

5.     осуществлять психологической сопровождение функционирования структуры управления.



Владеть навыками:

1.      формирования корпоративной идеологии;

2.      формирования и управления организационной культурой;

3.      осуществлять психологической сопровождение процессного управления;

4.      осуществлять психологической сопровождение процесса планирования в корпорации.

5.     осуществлять психологической сопровождение функционирования структуры управления. 


Коучинг

1.     Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Коучинг» являются:

- формирование представления о сущности коучинг-процесса;

- раскрытие общей логики развития взаимодействия клиента и коучера путем ознакомления с основными этапами и процедурами коучинга;

- постижение основных этических принципов профессиональной деятельности коучера и требований, предъявляемых к его личностным качествам, теоретическим знаниям, опыту и практическим навыкам;

- знакомство с современными концепциями, видами, формами, базовыми методами и моделями психологического коучинга для более успешной ориентации в существующем разнообразии направлений деятельности психолога;

- овладение базовыми методами и процедурами психологического коучинга, конкретными моделями коучинга в рамках отдельных психологических школ и решения различных проблем.

 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Курс «Коучинг» реализуется в 9-м семестре, относится к группе дисциплин «по выбору», являясь составной частью вариативного блока профессиональных дисциплин, призванных осуществлять более углубленную подготовку к решению специальных и практических профессиональных задач; содержательно и методически взаимосвязан с другими частями ООП, в частности, с курсами «Организационная психология», «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Теория и практика психологического консультирования», «Управленческое консультирование», «Сотеринг».



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница