Актуальные вопросы организации рабочего времени, отдыха, оплаты труда лиц, привлекаемых к работе с детьми в оздоровительных лагерях и в иных формах оздоровительной работы



Дата03.05.2016
Размер88.5 Kb.
Эксперт Общероссийского Профсоюза

Образования - В.Н.Понкратова


Актуальные вопросы организации рабочего времени, отдыха, оплаты труда лиц, привлекаемых к работе

с детьми в оздоровительных лагерях и в иных формах оздоровительной работы

Для обеспечения отдыха детей в каникулярный период организуются стационарные детские оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, палаточные туристские лагеря, профильные лагеря различной направленности по интересам детей (спортивные, краеведческие, экологические и т.п.). Продолжают функционировать учреждения дополнительного образования. Полноценный отдых детей, укрепление их здоровья и развитие творческого потенциала может осуществляться также в иных формах работы (экскурсии, туристские походы, экспедиции и т.д.).

В зависимости от того, в каких формах организована работа с детьми в каникулярный период, установленный для обучающихся, какие категории работников привлекаются для работы с ними, будут определяться их трудовые права и обязанности.

Следует отметить, что регулирование продолжительности рабочего времени, его режима, продолжительности отпусков, должностных обязанностей работников, осуществляется федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а вопросы размеров оплаты труда – нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, которые не могут противоречить федеральному законодательству.


Особенности регулирования рабочего времени педагогических работников
В соответствии со статьями 92 и 333 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, не превышающую 36 часов работы в неделю. При этом статьей 333 ТК РФ предусмотрены существенные уточнения в части конкретизации продолжительности рабочего времени педагогических работников.

В части третьей указанной статьи установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным Правительством РФ органом является теперь Министерство образования и науки Российской Федерации.

До принятия Минобрнауки России каких-либо решений, связанных с рабочим временем педагогических работников, его регулирование осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями и дополнениями) (далее - постановление Правительства РФ № 191).

Указанное постановление Правительства РФ предусматривает существенные различия в регулировании рабочего времени педагогических работников, которые устанавливаются с учетом того, в какой должности, с какой категорией детей, в каких образовательных учреждениях выполняется педагогическая работа. Для одних педагогических работников установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, тогда как для других рабочее время регулируется через нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которые установлены в зависимости от должности и особенностей труда и составляют 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю.

Различия в регулировании рабочего времени педагогических работников непосредственно связаны также и с различиями в оплате их труда при привлечении их к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени либо сверх недельной нормы часов педагогической работы, установленных за ставку заработной платы.

Если работа за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя и с согласия работника является сверхурочной работой и регулируется соответствующими статьями ТК РФ, то педагогическая работа, выполняемая с согласия работника сверх недельной нормы часов педагогической работы, к таковой не относится, поскольку является расчетной величиной при исчислении заработной платы педагогического работника за фактически установленный ему объем педагогической (преподавательской работы).

К примеру, продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов работы в неделю, постановлением Правительства РФ № 191 установлена в п. 1 приложения к постановлению для педагогов-психологов, методистов, инструкторов методистов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, которые, в т.ч. могут быть заняты на работе в оздоровительных и иных лагерях, организуемых для детей.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2, 3 приложения к постановлению Правительства РФ № 191. В частности, у инструкторов по физической культуре, которые могут привлекаться в оздоровительные лагеря для обучения детей плаванию либо для проведения иных оздоровительных мероприятий, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет 30 часов в неделю, у воспитателей, работающих непосредственно в группах воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья (отклонения в физическом или психическом развитии), - 25 часов в неделю, а у воспитателей учреждений дополнительного образования детей – 36 часов в неделю.

Такая продолжительность рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы устанавливаются педагогическим работникам, с которыми заключается трудовой договор о работе в образовательном учреждении, в т.ч. оздоровительном лагере.

К учителям, которые в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, воспитанников не находятся в ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусках, применяется иной порядок регулирования рабочего времени, установленный Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).

Так, пунктом 4.2. указанного положения установлено, что в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого же Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором.

Регулирование режима рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий осуществляется в соответствии разделом VI Положения об особенностях режима рабочего времени.

При привлечении учителей в период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, в оздоровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же местности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, их рабочее время и обязанности регулируются п. 6.1. и разделом IV Положения об особенностях режима рабочего времени.

Учителя в этот период также осуществляют иную педагогическую методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), в связи с чем их обязанности в этот период подлежат уточнению, что вызывает многочисленны вопросы учителей о правомерности такого уточнения.

Следует отметить, что уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников), допускается в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), что целесообразно фиксировать в должностной инструкции учителя.

Если же в каникулярный период, не совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, учителя привлекаются к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоровительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность, то такие действия в отношении учителей без их согласия не допускаются, что следует из п. 6.2. Положения об особенностях режима рабочего времени.


Регулирование выполнения работы за пределами

установленной продолжительности рабочего времени

по инициативе работодателя
Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, - является сверхурочной работой.

Работодателям, при этом, не следует путать со сверхурочной работой выполнение педагогическими работниками, для которых установлены нормы часов педагогической работы в неделю за ставку заработной, с их письменного согласия педагогической работы сверх установленной нормы, на которую они соглашаются при определении конкретного объема педагогической работы, о чем уже было сказано ранее.

Для привлечения к сверхурочной работе педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, а также других работников образовательных учреждений применяется статья 99 ТК РФ, которой определены условия и порядок такого привлечения.

В образовательных учреждениях чаще всего сверхурочные работы применяются для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, к примеру, при неявке сменяющего воспитателя в оздоровительных лагерях, школах-интернатах, детских домах, дошкольных образовательных учреждениях.

Работодатели должны, при этом, учитывать, что продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, в связи с чем работодатель обязан принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Привлечение к сверхурочным работам возможно только с письменного согласия работника.

Сверхурочная работа компенсируется повышенной оплатой в соответствии со ст. 152 ТК РФ: за первые два часа работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.


Регулирование работы за пределами

установленной продолжительности рабочего времени

по инициативе работника
Если по заявлению работника работодатель (в нашем случае оздоровительное учреждение для детей в лице его руководителя) разрешает работнику в порядке внутреннего совместительства выполнять работу по другому трудовому договору в этой же организации по той же или иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени либо заключает трудовой договор с работником, основной работой которого является работа в другой организации, то такая работа является совместительством и регулируется в порядке, установленном главой 44 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Оплата труда при работе по совместительству регулируется статьей 285 ТК РФ и осуществляется пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ

При этом необходимо отметить, что для педагогических, медицинских работников и работников культуры в соответствии со статьей 282 ТК РФ предусматривается установление особенностей работы по совместительству в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности работы по совместительству в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» установлены постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры” (Зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г. Регистрационный № 4963).

Наиболее существенной особенностью для педагогических работников является то, что в отдельных случаях педагогическая работа в другой должности с тем же или иным наименованием вообще не рассматривается как совместительство, если выполняется в одном и том же учреждений начального или среднего профессионального образования, дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, а также иных детских учреждениях.

К такой работе в соответствии с подпунктом «з» пункта 2 указанного выше постановления Минтруда России относится, например, педагогическая работа сверх нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, в одном и том же из перечисленных выше учреждений. При этом предельного объема такой педагогической работы не установлено.

Например, если с детьми группе работает один воспитатель, то количество оплачиваемых часов педагогической работы определяется режимом работы оздоровительного учреждения либо конкретной группы (отряда), при разных режимах их работы.


Оплата труда педагогических и других работников

оздоровительных лагерей

С 1 января 2005 года вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов, отнесены соответственно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом федеральным законодательством установлено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом достигнутого уровня оплаты труда. Это означает, что заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при установлении или изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Исходя из этих принципов, не должен снижаться достигнутый уровень выплат компенсационного характера, к примеру, за работу в ночное время, который ко времени разграничения полномочий в области оплаты труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за работу в ночное время с 10 ч. вечера до 6 ч. утра в образовательных учреждениях, в т.ч. оздоровительных лагерях составлял не менее 35% часовой ставки (части оклада за час работы).

Необходимо также учесть, что установление и изменение систем оплаты труда осуществляется с учетом  типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, нормы обслуживания, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Нормы труда, применявшиеся до введения новых систем оплаты труда не могут быть пересмотрены без соблюдения норм трудового законодательства, предусмотренных частью 2 статьи 160 ТК РФ, в соответствии с которой пересмотр норм труда возможен лишь в двух случаях: по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. При этом о введении новых норм труда работники в соответствии с частью 2 статьи 162 ТК РФ должны быть извещены работодателем не позднее чем за два месяца.

Других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, а работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими как, например:

- введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение МРОТ обусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

- повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со статьей 134 ТК РФ.

Например, не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений, составлявшая для образовательных учреждений на 1 единицу должности 500 м² (250 м² - на 0,5 ед. должности) убираемой площади (площади пола), если не происходило никакого совершенствования в организации их труда с внедрением новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающего рост производительности труда.

Без согласия работников не могут также приниматься решения, связанные с увеличением объема выполняемых работ, расширением зон обслуживания, совмещением должностей, а также о введении неполного рабочего времени. Тем не менее, в нарушение статей 60.2, 74 ТК РФ, без согласия работников такие изменения в трудовых отношениях стали довольно часто возникать на практике только на том основании, что заработная плата низкооплачиваемых категорий работников выплачивается в размере не ниже 4330 руб. в месяц.


Ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска
В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Конкретная продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работников образовательных учреждений регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (с изменениями и дополнениями).

Педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, как правило, предоставляется продолжительностью 42 календарных дня. Педагогам дополнительного образования образовательных учреждений до­полнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с отклоне­ниями в развитии) в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы, а также педагогическим работникам, работающим в музы­кальных школах,, художественных школах и других школах искусств.


Реализация права на отпуск при увольнении работника
В соответствии со статьей 127 ТК РФ работнику при увольнении выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска, в т.ч. в случаях выполнения работ непродолжительное время (но не менее половины месяца), а также на условиях срочного договора.

По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере среднего заработка за полную продолжительность отпуска, составляющего 56 календарных дней, выплачивается при увольнении работника по истечении десяти месяцев работы в рабочем году. В остальных случаях – из расчета 4,67 дня за каждый проработанный месяц.

При увольнении работников с другой продолжительностью отпуска количество календарных дней ежегодного основного и ежегодного дополнительного отпусков, приходящихся на один проработанный в рабочем году месяц, определяется путем деления установленной продолжительности отпуска по должности на 12 месяцев.

Например, 56 : 12 = 4,67 календарных дня; 42 : 12 = 3,5 календарных дня; 28 : 12 = 2, 33 календарных дня; 28+14 (дополнительный отпуск) : 12 = 3,5 и т.д.

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника исчисляется исходя из количества неиспользованных дней отпуска с учетом рабочего года работника.

При исчислении стажа работы для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утв. НКТ СССР от 30 апреля 1930 г. № 169).






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница