Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях



Скачать 447.22 Kb.
страница1/19
Дата14.10.2018
Размер447.22 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

\\server\учителя\педагогические работники\ляховаюв\для сайта\программы курсов внеурочной деятельности за 2016-2017 год\культура славянского народа 6 кл\культура славянского народа бряндина 001.jpg










Аннотация

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. Программа дает возможность познакомить учащихся с историко-бытовыми сведениями о жизни русских людей. Через изучение истории, фольклора, обрядов, праздников и традиций, нравов, норм поведения учащиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это научатся любить и беречь свою землю, свою историю, будут гордиться своим народом, осознавая себя частичкой нашей страны.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Такой шаг дает возможность познакомить детей со складом мышления родного народа, раскрывает значимость Слова и жизни человека Древней Руси, помогает подготовиться к осознанному восприятию письменной словесности.

Русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. В ней воплощены образы – идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения россиян.

Современная система образования должна стать главным фактором реализации богатейшего духовно-нравственного потенциала русской традиционной культуры в целях воспитания лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.

В основе данной программы лежит воскрешенное сознание наших предков – славян, преподанное через фольклор, произведения отечественной художественной литературы. Постепенно выстраивается картина мира древних славян. Это наивное видение мира во многом мудро и благодатно совпадает с возрастными особенностями двенадцатилетних ребят. Следуя логике программы, дети начинают осознавать окружающий мир, законы его устройства, путь русского человечества и судьбу России. При этом школьники не испытывают трудностей, поскольку разговор о стихиях света и тьмы, воды, Матери – сырой земли, чтения сказаний, быличек, мифов, литературных произведений увлекательны. А за этим встает картина мира русского человека.

В программе делается акцент на ценности русской традиционной культуры, которые наиболее актуальны для решения современных проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям. Среди них необходимо выделить:

- ценностное отношение к матери как одной из главных святынь и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начал;

- ценность семьи и традиционных отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании;

- ценность Родины, родной земли;

- ценность производительного труда на родной земле как основа формирования трудолюбия;

- ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека.

Курс«Культура славянского народа. Обряды и обычаи»вводится в 5-м и продолжается в 6-ми 7-м классах. Данный курс является интегрированным, так как программа тесно связана с другими школьными предметами: историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой, биологией, географией.

Из поколения в поколение передавались на Руси семейные традиции. А разве можно забыть о существующем в Русской православной церкви обычае поминовения? Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Программа также предполагает работу по изучению родословной, так как это способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Данная программа предполагает комплексный подход к изучению материала, так как он обширен, многогранен. Традиционные формы обучения должны сочетаться с нетрадиционными, большое внимание следует уделять исследовательской работе учащихся, а также изучению краеведческого материала. Программа реализуется через систему уроков, объединенных сквозной темой – сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого. Основной методической задачей данных уроков является развитие образно-эмоциональной сферы ребенка, что позволяет изложить материал в доступной для данного школьного возраста форме и одновременно придать урокам яркую эмоциональную окраску. В то же время форма урока-сказки, урока-путешествия позволяет использовать в качестве обучающих приемов различные игровые методики, адекватные среднему школьному возрасту.

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на духовно-нравственное воспитание.

Цель курса – раскрыть сущность и специфику фольклорных жанров, закономерности их исторического развития, познакомить с обрядами русского народа; повысить литературное образование учащихся, а также развивать их общие способности и познавательную самостоятельность. Занятия курса направить на развитие духовной культуры детей, воспитание нравственности, на формирование их убеждений, эстетического представления, на расширение их художественного и общекультурного кругозора, а также на развитие творческих способностей школьников.

Задачи курса:

1. Сформировать у детей среднего школьного возраста понятие ценности и ценностного отношения к основам отечественной культуры. Дать представления о системе ценностей. Пробудить интерес к изучению культуры как социально значимого фактора жизни.

2. Формировать умение ставить проблему (выдвигать гипотезу) и самостоятельно искать оригинальные пути ее решения.

3. Ориентировать деятельность учащихся на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности.

4. Сформировать интерес к проблеме «диалога культур», развивающихся как в историческом времени, так и в межрегиональном пространстве.

5. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным связям, матери как хранительнице семейного очага. Воспитывать любовь к дому, близким. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в человеке существенные стороны культуры.

6. Способствовать формированию умения учащихся собирать, обрабатывать, анализировать и излагать фольклорный материал, прививать навыки библиографической работы.

7. Средствами спецкурса формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.

8. Возрождение генетической памяти, формирование у школьников общего представления о бытовой культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии.
Теоретико-методологическая основа курса: идеи русского национального и православного воспитания, этнопсихология, теория национально-ориентированного содержания общего среднего образования.
Принцип работы при изучении материала предусматривает эмоциональное воздействие на личность обучающихся, учет их интересов и склонностей, изучения теоретического материала, практические занятия, выполнение творческих проектов. Для успешного усвоения тем на занятиях используются различные формы и методы; используется исторический художественно-иллюстрированный материал, материал для слушания.
Формы и методы работыловесный, наглядный, частично- поисковый):

– творческие встречи;

– научно-практические конференции;

– творческие конкурсы, концерты, викторины; литературно-музыкальные композиции;

- создание рукописного журнала «Народные обычаи и обряды»;

– творческие работы;

– научно-исследовательские проекты;

– фотоматериал;

– видеорепортаж;

– выставки детских работ;

– экскурсии в музеи, библиотеки.

Формы контроля:


  1. индивидуальная беседа,

  2. наблюдение,

  3. анкетирование,

  4. участие в фольклорном празднике,

  5. защита презентаций, творческих проектов.


Диагностическая работа:

– анкеты;

– тесты;

– эссе;


– опросы;

– творческие работы;

– выставка детского рисунка;

– фоторепортажи.


Поиск и постановка вопросов:

– Зачем нужны духовно-нравственные ценности, зачем их знать и сохранять?

– Что есть ценностное отношение?

– Откуда можно почерпнуть знания о духовно-нравственных ценностях отечественной культуры?

– Семейные традиции. Зачем их сохранять?
Вопросы для анкетирования:

1. История России для меня…

2. Народные обычаи нужно знать, чтобы …

3. Когда я надеваю народный костюм …

4. Славянские мифы мы изучаем …

5. Мы изучаем православную культуру, потому что …

6. Православные традиции для моей семьи …

7. Когда я держу в руках глиняную свистульку …

8. Когда звучит народная музыка …

9. Я хотел бы побывать …

10. Пословицы учат меня …
Результативность работы системы внеурочной деятельности будет определяться через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения Дня открытых дверей для родителей, творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценку, наблюдение.

Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Т.Н. Балакина. История русской культуры. - М.: Издательский центр, 1996, В.И. Еремина. Ритуал и фольклор. - Л: Наука , 1991, Б.А. Рыбаков. Язычество Древних Славян. - М.: 1981, А.Я. Гуревич. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Гардарики, 1981, Гусева Н.Р. Славяне и Арьи. Путь богов и слов. М., 2002, Ростошинский Е.Н. Структура мифологического мировоззрения.// Сборник. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. СПб.,2001, Третьякова И.А. Линейность. Цикличность. Сингулярность. //Сборник. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре.,СПб.2001, Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. М.,1995, Учебник по истории России с древнейших времен до XVI века. 6 класс, под ред. И.Л. Андреева, И.Н. Федорова. Москва, Дрофа,2016,Учебник по истории России XVI-конец XVII века. 7 класс, под ред. И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосова. Москва, Дрофа,2016





  1. Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
    DswMedia -> Работу выполнил
    DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
    DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
    DswMedia -> Всё о вреде курения
    DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
    DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
    DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница