Анальгетики наркотические и ненаркотические



Скачать 32.14 Kb.
Дата24.04.2016
Размер32.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации для студентов

Тема «Анальгетики наркотические и ненаркотические»

Значение темы:

Работа в практическом здравоохранении медицинской сестры/медицинского брата невозможна без четкого представления о разнообразии наркотических и ненаркотических анальгетиков, особенностей их применения и правил выписывания в рецептах.

В соответствии с квалификационной характеристикой, медицинская сестра/медицинский брат должен уметь выписать рецепт на наркотические и ненаркотические анальгетики.

Анальгетики разнообразны и разделяются на наркотические: морфин, промедол, кодеин, фентоламин, трамал, омнопон и ненаркотические: анальгин, парацетомол, диклофенак, ибупрофен, ортофен, бутадион, мелоксикам «Мовалис», лорноксикам «Ксефокам», кеторолак «Кетанов», кетопрофен «Кетонал», нимесулид «Найз». От медицинской сестры/медицинского брата требуется наличие профессиональных знаний о назначении, хранении, использовании наркотических и ненаркотических анальгетиков.

Знания о наркотических и ненаркотических анальгетиках необходимы при изучении других профессиональных дисциплин: клинической фармакологии, МДК: сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях, основы реабилитации.

На основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен



знать:

- основные лекарственные группы наркотических и ненаркотических анальгетиков и их фармакотерапевтическое действие лекарств по группам;

- показания к применению;

- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии.



уметь:

- находить сведения о наркотических и ненаркотических анальгетиках в доступных базах данных;

- ориентироваться в номенклатуре наркотических и ненаркотических анальгетиков;

- применять наркотические и ненаркотические анальгетики по назначению врача;

- давать рекомендации пациенту по применению различных наркотических и ненаркотических анальгетиков.



овладеть ОК и ПК

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, знать историю фармации.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.



План изучения темы:

1.Контроль исходного уровня знаний.

Ответьте на вопросы:



  1. Какие вы знаете наркотические анальгетики?

  2. Какие эффекты вызывают наркотические анальгетики?

  3. Какие побочные действия характерны для наркотических анальгетиков?

  4. Что такое НПВС?

  5. Какие анальгетики-антипиретики вы знаете?

  6. Какие побочные действия характерны для НПВС, чем они обусловлены?

  7. Какими видами действия обладают ненаркотические анальгетики?

  8. Какие показания к применению ненаркотических анальгетиков?

  9. Назовите новейшие НПВС, в чем их преимущества?

  10. Какие существуют противопоказания к назначению НПВС?

2. Содержание темы.

Наркотические анальгетики

Это вещества, способные подавлять при резорбтивном действии избирательно чувство боли за счет влияния на ЦНС.

Классификация по химическому строению:


  1. Производные фенантрена:

Морфин

Кодеин (избирательнее других подавляет кашлевой центр).

болеутоляющим.

2) производные фенилпиперидина :

Тримепиридин «Промедол»

Фентанил


3)Производные бензморфана и морфинана:

Пентазоцин «Фортал»

Буторфанол «Морадол», «Стадол»

4)Препараты разных химических групп:

Трамадол «Трамал»

Пиритрамид «Дипидолор»

Показания к применению:



  1. Тяжелые травмы, ожоги, для оказания неотложной помощи для анальгезии и предупреждения шока на местах массовых катастроф, бедствий.

  2. В анестезиологии для премедикации и в послеоперационном периоде.

  3. Сильные боли при инфаркте миокарда.

  4. Приступы почечной колики, желчекаменная болезнь, острый панкреатит. Если не удается снять приступ боли другими средствами.

  5. Злокачественные неоперабельные опухоли.

Ненаркотические анальгетики

Это лекарственные средства, которые оказывают умеренное обезболивающие действие за счёт блокады синтеза простагландинов (медиаторов воспаления), участвующих в возникновении боли и воспаления при травмах и повреждениях.

Классификация по химическому составу:


  1. Анальгетики-антипиретики:

А) Производные пиразолона:

Метамизол «Анальгин», «Баралгин М»

Входит в состав комбинированных препаратов:

«Баралгин», «Брал», «Ревалгин», «Пленалгин», «Спазмалгон», «Максиган», «Спазган», «Андипал», «Темпалгин», «Седалгин», «Седалгин-нео», «Тетралгин», «Седал-М»

Б) Производные анилина:

Ацетаминофен «Парацетомол», «Панодол», «Тайленол», «Парамол», «Эфералган», «Калпол», «Ново-джесик», «Панадол-экстра» ,«Цефекон». Входит в состав комбинированных препаратов: «Цитрамон-П», «Миалгин», «Солпадеин».



2. НПВС-нестероидные противовоспалительные срдства:

А) Салицилаты:

Кислота ацетилсалициловая «Аспирин», «Аспирин упса», «Джаспирин», «Аспро С» в комбинации с витамином С.

Метилсалицилат, Салициламид

Б) Производные алкановых кислот:

Диклофенак «Вольтарен», «Наклофен», «Диклонат», Ортофен

Ибупропрофен «Нурофен», «Бруфен», «Миг 400» таблетки; «Солпафлекс».

В составе комбинированных препаратов:

«Ибуклин» (ибупрофен+парацетомол).

В) Производные индола:

Индометацин «Метиндол», «Индобене».

В составе комбинированных препаратов:

«Индовазин» (индометацин+троксевазин) гель

Г) Производные пиразолидиндиона:

Фенилбутазон « Бутадион».

Д) Других химических групп:

Кеторолак «Кеторол», «Кетанов», «Торадол».

Кетопрофен «Кетонал», «Кетонал Дуо».

Пироксикам

Напроксен

Новейшие НПВС: Мелоксикам «Мовалис», Лорноксикам «Ксефокам», Нимесулид «Найз», «Нимесил», Целекоксиб «Целебрекс».

Обладают 3 видами активности: анальгезирующей, противовоспалительной, жаропонижающей.

Показания:

1) Болевой синдром при малом травматизме - ушибы костей, суставов, травмы мягких тканей, растяжения, разрывы связок.

2) Послеоперационные боли, проходящие за 1-3 суток, назначают анальгетики сначала в/м, в/в, например, анальгин, кеторолак, затем внутрь или в свечах.

3) Головная, зубная боль, назначают анальгин, аспирин, парацетамол в составе многочисленных комбинированных препаратов.

4) Миалгии, невралгии, ревматизм, радикулит, назначают НПВС-диклофенак, ибупрофен, индометацин и др.

5) Спастические боли: почечная, печеночная колика, спазмы желчевыводящие и мочевыводящих путей назначают комбинированные спазмолитические препараты: спазган, спазмолитин, баралгин, максиган и др. внутрь, в/м.


3. Самостоятельная работа.

1. Выписать рецепты на наркотические анальгетики: морфин, промедол, кодеин, фентоламин, трамал, омнопон и ненаркотические анальгетики: анальгин, парацетомол, диклофенак, ибупрофен, ортофен, бутадион, мелоксикам «Мовалис», лорноксикам «Ксефокам», кеторолак «Кетанов», кетопрофен «Кетонал», нимесулид «Найз».

2. Используя макеты лекарственных препаратов, описать по алгоритму наркотический и ненаркотический анальгетик.

3. Рассказать об особенностях применения данных лекарственных препаратов.


4. Итоговый контроль знаний.

Проверка выписанных рецептов и выполненных заданий.


5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание

1. Гаевый, М.Д. Фармакология с рецептурой: учеб. / М.Д. Гаевый, П.А. Галенко-Ярошевский, В.И. Петров, Л.М. Гаевая. – Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2006. – С. 134-141.

2. Выполнение таблиц «Строение ЦНС», «Классификация и механизмы действия анальгетических средств».

3. Выполнение презентации по теме «Осложнения терапии наркотическими анальгетиками».

4. Выполнение презентации по теме « НПВС. Препараты старого и нового поколения».

Рекомендуемая литература:
Обязательная:

1. Гаевый, М.Д. Фармакология с рецептурой: учеб. / М.Д. Гаевый, П.А. Галенко-Ярошевский, В.И. Петров, Л.М. Гаевая. – Ростов н/Д.: издательский центр «МарТ», 2006. – 480с.



Дополнительная:

  1. Атлас лекарственных средств. – М.: СИА Интернейшнл ЛТД. ТФ МИР: Изд-во Эксмо, 2008. – 992 с., ил.

  2. ВИДАЛЬ, Лекарственные препараты в России: справочник / ВИДАЛЬ.- М.: АстраФармСервис, 2008.- 1520с.

  3. Виноградов, В.М. Фармакология с рецептурой: учеб. для фармацевтических училищ и колледжей / В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин. - 4 изд. испр.- СПб.: Спец. Лит., 2006 .- 864с.

  4. Громова, Э. Г. Справочник по лекарственным средствам с рецептурой для фармацевтов и медсестер / Э. Г. Громова.- С-Пб.: Фолиант, 2002.- 800с.

  5. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - 16 изд., перераб., испр. и доп.- М.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2010.- 1216с.

  6. Харкевич, Д.А. Фармакология с общей рецептурой: учеб. для медицинских училищ и колледжей / Д.А. Харкевич. – М,: ГЭОТАР – МЕД, 2008. - 408 с., ил.


Электронные ресурсы:

  1. Электронная библиотека по дисциплине. Лекция по теме: «Анальгетики наркотические и ненаркотические».




Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Тесты по специальности общая врачебная практика
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»
content attach -> Предмет и задачи патологии, связь с другими дисциплинами. Значение патологии для современной медицины
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «История медицины»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница