Аналитический доклад издание совета федерации



страница1/5
Дата23.09.2017
Размер1.32 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5


СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИТОГИ РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ПЕРИОД ВЕСЕННЕЙ СЕССИИ 2015 ГОДА



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

Глава I. Законодательная деятельность Совета Федерации
за период весенней сессии 2015 года 7

§ 1. Общие итоги законодательной деятельности Совета Федерации 7

§ 2. Анализ основных результатов законодательной деятельности Совета Федерации 8

1. Законодательное обеспечение сферы государственно-правового строительства и развития гражданского общества 8

2. Законодательное обеспечение экономической и финансово-бюджетной политики государства 13

3. Законодательное обеспечение социальной политики и гуманитарной сферы 21

4. Законодательное обеспечение национальной безопасности 24

5. Законодательное обеспечение международной и внешнеэкономической деятельности 26

6. Законодательное обеспечение вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации 27

§ 3. Обзор законодательных инициатив Совета Федерации, членов Совета Федерации, законодательных инициатив (законодательных предложений) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в Совет Федерации 29

§ 4. Участие членов Совета Федерации, комитетов Совета Федерации в совместной с федеральными органами исполнительной власти работе над законопроектами, предусмотренными планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год 30

Глава II. Деятельность Совета Федерации по разработке актуальных вопросов современного социально-экономического, политического и культурного развития 30

§ 1. Обзор вопросов, рассмотренных Советом Федерации в рамках «правительственного часа» 30

§ 2. Обзор парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий, проводимых комитетами Совета Федерации 32

§ 3. Работа консультативных органов при Совете Федерации и Председателе Совета Федерации 37

§ 4. Международная деятельность Совета Федерации 43

§ 5. Деятельность Комитета общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины 47

Глава III. Сотрудничество с регионами России – важнейшее направление деятельности Совета Федерации 49

§ 1. Деятельность Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 49

§ 2. Дни субъектов Российской Федерации в Совете Федерации 51

§ 3. Форумы и конгрессы, проводимые под эгидой Совета Федерации 53

Глава IV. Освещение деятельности Совета Федерации в средствах массовой информации 55

Глава V. Исполнение постановлений и протокольных поручений Совета Федерации 57

Заключение 59



Введение
Работа Совета Федерации в ходе весенней сессии проходила в непростое для Российского государства и общества время, однако палата сумела сохранить не только высокий уровень законодательной деятельности, но и сделать ее более качественной и многовекторной. Законы, которые были одобрены в ходе весенней сессии, ориентированы на правовое обеспечение стратегического курса развития страны, определенного в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Среди главных итогов весенней сессии – рассмотрение поправок в бюджет текущего года, в обсуждении этого вопроса Совет Федерации принял активное участие. Свою позицию по корректировке бюджета палата изложила в специальном постановлении. Более 50 внесенных членами палаты поправок были приняты в окончательной редакции закона. Были учтены предложения Совета Федерации по увеличению финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

В условиях осложнившейся международной обстановки Совет Федерации внес значительный вклад в реализацию внешнеполитического курса и защиту национальных интересов России, применяя весь арсенал инструментов парламентской дипломатии. Одним из самых ярких событий весенней сессии стало проведение первого Парламентского форума стран БРИКС.

Совет Федерации на протяжении сессии проводил мониторинг реализации Антикризисного плана Правительства Российской Федерации. Большое внимание уделялось выработке законодательных решений, направленных на обеспечение безопасности страны в оборонной, промышленной, аграрной и продовольственной сферах. В ходе сессии Совет Федерации проводил мониторинг реализуемых в регионах планов первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

В течение весенней сессии Совет Федерации одобрил ряд важнейших законов, в частности, направленных на упрощение условий ведения бизнеса, сокращение регулятивных процедур и снятие административных нагрузок с малого бизнеса. Принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата в стране. Решая задачу деофшоризации российской экономики, палата одобрила инициированный Президентом Российской Федерации закон об амнистии капиталов, что стало важным шагом для возвращения в российскую экономику имущества и капиталов, находящихся за рубежом.

Помимо законодательной деятельности, Совет Федерации активно использовал и другие формы работы. По итогам проведенных «правительственных часов» были приняты постановления палаты по актуальным проблемам международных отношений, в сфере сельского хозяйства, развития автомобильных дорог, в области культурной политики и науки. В Совете Федерации состоялось расширенное заседание Государственного антинаркотического комитета. Активно работал Комитет общественной поддержки жителей Юго-Востока Украины. В период весенней сессии по инициативе Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко появился новый формат работы – «время эксперта». На пленарных заседаниях палаты выступают ведущие российские эксперты по наиболее актуальным вопросам.

Палата продолжила работу по укреплению связей с регионами. Успешно проведены седьмой Невский международный экологический конгресс (г. Санкт-Петербург) и Форум социальных инноваций регионов (г. Омск). Продуктивно проходили Дни субъектов Российской Федерации в Совете Федерации. Впервые состоялись Дни Республики Крым.

Особое место в работе палаты занимали подготовка и празднование 70-летия Великой Победы. Уровень мероприятий, приуроченных к этому знаменательному событию, был очень высок – и в организационном, и в содержательном плане. 29 апреля состоялась торжественная церемония награждения российских городов-героев «Мечами Победы».



Глава I. Законодательная деятельность Совета Федерации
за период весенней сессии 2015 года

§ 1. Общие итоги законодательной деятельности
Совета Федерации

В период весенней сессии 2015 года проведено 12 заседаний Совета Федерации, в том числе одно внеочередное. Советом Федерации рассмотрены и одобрены 5 федеральных конституционных законов1, 272 федеральных закона, из них 22 федеральных закона о ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации с другими государствами и международными организациями. Отклонен с созданием согласительной комиссии один федеральный закон2.

Важная роль в деятельности Совета Федерации принадлежит Совету палаты. Проведено 12 заседаний Совета палаты, на которых рассмотрено более 190 вопросов, в том числе: вопросы подготовки и проведения заседаний Совета Федерации, парламентских слушаний, заседаний «круглых столов», вопросы межпарламентского сотрудничества. В заседаниях Совета палаты принимали участие полномочные представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы.

Для рассмотрения вопросов законодательной деятельности Совета Федерации проведено 12 координационных совещаний Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации с председателями комитетов Совета Федерации, в ходе которых определялась позиция Совета Федерации по федеральным конституционным и федеральным законам, включенным в проекты повестки дня заседаний Совета Федерации; определялась позиция комитетов Совета Федерации по 604 законопроектам, рассмотренным Советом Государственной Думы и по 375 законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении. В ходе координационных совещаний обсуждались вопросы подготовки и проведения заседаний Совета Федерации, рассматривались позиции комитетов Совета Федерации по федеральным конституционным законам и федеральным законам, поступившим из Государственной Думы; законопроектам, рассмотренным Советом Государственной Думы перед первым чтением, и законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении. Также на обсуждение выносились находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе законопроекты, имеющие важное общественно-политическое и социально-экономическое значение.
§ 2. Анализ основных результатов законодательной деятельности Совета Федерации
1. Законодательное обеспечение сферы государственно-правового строительства и развития гражданского общества
За прошедший период продолжилась работа по совершенствованию порядка формирования Совета Федерации. Палатой одобрен закон, уточняющий сроки, в течение которых может быть выражена поддержка представительными органами муниципальных образований кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а кандидат для наделения полномочиями члена Совета Федерации является действующим членом Совета Федерации3.

Принят ряд законов, направленных на уточнение порядка определения наименования и порядка формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации4.

Продолжился процесс разграничения полномочий между органами публичной власти в Российской Федерации. Внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которыми закреплена возможность передачи осуществления отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации5. Также Советом Федерации был одобрен закон, разграничивший полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных6.

Палатой одобрен ряд законов, направленных на совершенствование законодательства о выборах и референдуме. Поправками в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»7 и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»8 уточнены наименования структурных подразделений Центрального банка Российской Федерации в соответствии с его новой штатной структурой.

На оптимизацию избирательного процесса направлен одобренный Советом Федерации закон9, предусматривающий совмещение очередных выборов депутатов Государственной Думы с выборами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и проведение их в третье воскресенье сентября 2016 года. Закон был одобрен Советом Федерации после направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании норм Конституции Российской Федерации10 и соответствующего решения Конституционного Суда по данному вопросу.

В весеннюю сессию Совет Федерации продолжил работу по внедрению новых методов системы государственного управления, направленных на совершенствование государственной гражданской службы и муниципальной службы. Среди наиболее важных новаций в указанной сфере следует назвать одобренный палатой закон о возможности проведения аттестации гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации11.

В период сессии продолжилась работа по правовому обеспечению муниципальной реформы. В целях усиления ответственности депутатов за принимаемые решения и улучшения качества законодательной работы на местном уровне Совет Федерации одобрил закон12, устанавливающий ограничения на участие в муниципальных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, действиями (бездействием) которых созданы препятствия в работе представительного органа муниципального образования, повлекшие его роспуск. В целях повышения профессионального уровня муниципальных служащих палатой одобрен закон, устанавливающий возможность подготовки специалистов для муниципальной службы путем заключения договоров о целевом обучении13.

Введены дополнительные гарантии реализации прав коренных малочисленных народов за счет предоставления органам местного самоуправления права создавать советы представителей коренных малочисленных народов14.

В рамках работы по совершенствованию судебного законодательства за период сессии Советом Федерации был одобрен целый ряд законов, направленных на совершенствование работы судов и органов судейского сообщества15, повышение эффективности деятельности судов общей юрисдикции и мировых судей16, оптимизацию работы органов, осуществляющих обеспечение деятельности судов17, установление социальных гарантий судьям в отставке и судьям, осуществлявшим свои полномочия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя18. Приоритетным направлением деятельности в данный период стала работа по созданию правовой базы административного судопроизводства19 в целях повышения защищенности граждан в суде при ведении споров между государственными органами и гражданами. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации будет способствовать обеспечению равных процессуальных возможностей гражданина и государства, ускорению судебного процесса.

Палатой также одобрены поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», которыми устанавливается возможность направления обращения в Конституционный Суд и прилагаемых к нему документов и иных материалов, а также последующей переписки с заявителем в электронном виде; уточняется процедура оповещения о заседаниях Конституционного Суда; регулируются вопросы трансляции заседаний Конституционного Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет20.

В сфере уголовно-процессуального законодательства принят ряд законов, направленных на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам обеспечения правовых гарантий граждан. Принятые законы предоставляют обвиняемым, в отношении которых уголовные дела подлежат прекращению в связи с декриминализацией вменяемых им деяний, возможность реализовать свое право на реабилитацию21; наделяют потерпевших правом участвовать в судебном заседании, на котором планируется рассмотреть ходатайство об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания22; уточняют порядок наложения ареста на имущество лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия23. Принят также закон, предлагающий не считать приговоры, принятые в особом порядке, основанием для преюдиции24. Кроме того, одобрены поправки, направленные на дальнейшую реализацию судебной реформы. Так, из подсудности областных и приравненных к ним судов передаются в подсудность районных судов уголовные дела об изнасилованиях или насильственных действиях сексуального характера, повлекших по неосторожности смерть потерпевшей или совершенных в отношении детей младше 14 лет25.

В рамках совершенствования административного законодательства принят закон, ужесточающий административную ответственность за нарушение особого режима в закрытых административно-территориальных образованиях26.

В части развития гражданского общества определены порядок и основания для исключения некоммерческих организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента27. Введен правовой институт признания деятельности иностранной или международной неправительственной организации, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, нежелательной на территории Российской Федерации, определена процедура признания такой деятельности нежелательной, установлены последствия признания нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации28. Представители Министерства юстиции Российской Федерации наделены правом составления административных протоколов в отношении некоммерческих организаций (НКО), включая филиалы иностранных и международных организаций, с целью повышения эффективности контроля за деятельностью структурных подразделений международных организаций, иностранных НКО, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций29. К социально ориентированным некоммерческим организациям отнесены организации, осуществляющие содействие повышению трудовой мобильности населения30. Уточнены вопросы создания, регистрации и деятельности некоммерческих организаций, в частности общественных движений и политических партий31.

Уточнен порядок взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с другими государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации32. Установлены основы статуса уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации33. Уточнены сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в случае, если они совпадают с нерабочими праздничными днями34.

В целях конкретизации и дополнения прав осужденных в сфере обеспечения свободы совести и вероисповедания Совет Федерации одобрил закон35, который направлен на расширение взаимодействия религиозных объединений с учреждениями и органами, исполняющими наказания, на совершенствование воспитательной работы с осужденными и возвращение их в общество законопослушными гражданами. Ряд изменений внесен в правовое положение религиозных организаций. В частности, они наделены правом осуществлять уставную деятельность в зданиях и сооружениях, предоставленных им на ином (нежели право собственности) имущественном праве36. Кроме того, религиозные организации освобождены от обязанности представления ежегодной информации о продолжении своей деятельности, введен уведомительный порядок начала деятельности религиозной группы37.

Значительные изменения произошли в сфере регулирования государственной миграционной политики. Так, администрация гостиницы, санатория, дома отдыха или другого подобного учреждения, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, освобождена от обязанности представлять в территориальный орган ФМС информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета, в случае если гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение38. Уточнены критерии отнесения иностранных граждан к категории высококвалифицированных специалистов (предполагаемый размер заработной платы (вознаграждения) для иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов устанавливается из расчета за один календарный месяц)39. В целях развития рынка труда и защиты прав граждан Российской Федерации на труд установлена ответственность иностранного гражданина за осуществление им деятельности по специальности, не указанной в патенте или в разрешении на работу40. Граждане Российской Федерации и Армении освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах государства в течение 30 дней41. Расширена сфера общественного контроля обеспечения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях ФМС42.

В сфере охраны окружающей среды обеспечена возможность для субъектов Российской Федерации иметь в собственности имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны всех категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения43. Уточнен круг органов, организующих и проводящих экологическую экспертизу, в адрес которых заказчик обязан передавать необходимые материалы, сведения и данные44. Продлены действия ранее выданных бессрочных и срочных лицензий (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 года) на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности с возможностью их переоформления. Также предусматривается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года, после 1 января 2016 года осуществление такой деятельности без лицензии не допускается. Устранена правовая неопределенность в законе «Об экологической экспертизе», понятие «государственный экологический контроль» заменено понятием «государственный экологический надзор»45.

Продолжается совершенствование правового регулирования лесных отношений. Предусматривается возможность заготовки древесины на землях лесного фонда субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Устанавливаются основания для изменения и расторжения договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений46.



2. Законодательное обеспечение экономической и финансово-бюджетной политики государства
Приоритетным направлением в работе Совета Федерации является законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения. В связи с необходимостью внесения изменений в федеральный бюджет Совет Федерации одобрил закон, который приостанавливает до 1 января 2016 года действие ряда норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в части корректировки и исполнения федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Предусмотрен упрощенный порядок внесения изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год и плановый период в части положений, не затрагивающих основные характеристики бюджета47.

Палата одобрила пакет законов, уточняющих параметры федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2015 год48. Особое внимание палата уделила работе над поправками в главный финансовый документ страны – Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Так, было принято специальное постановление Совета Федерации49, касающееся процедуры второго чтения, содержащее предложения по корректировке проекта федерального закона50. Члены Совета Федерации также приняли активное участие в доработке законопроекта51: более 50 внесенных ими поправок были приняты в окончательной редакции закона. Были внесены и приняты предложения по перераспределению средств, среди которых существенное внимание уделено развитию регионов, поддержке села, вопросам импортозамещения, лесной отрасли Дальнего Востока, социальной поддержке населения.

Палатой также одобрен закон, предусматривающий корректировку параметров федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период в части увеличения финансового обеспечения «антикризисного фонда». Объем бюджетных ассигнований на реализацию первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности вырос на 27 процентов и составил почти 94 млрд. рублей52.

Необходимо особо упомянуть одобренный Советом Федерации закон, который создает правовые основы для осуществления оперативного парламентского контроля при участии Счетной палаты Российской Федерации за эффективностью использования бюджетных средств, предусматриваемых на реализацию антикризисных мер53. Закон повысит прозрачность реализации мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, что, в свою очередь, создаст условия для обеспечения системности и эффективности мер по защите экономики страны от последствий влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Традиционно в центре внимания Совета Федерации находится совершенствование законодательства о налогах и сборах. Задача по совершенствованию налоговой системы, поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, заключается прежде всего в обеспечении стабильности налогового законодательства и переориентации его на цели развития54. В то же время в целях пополнения бюджетов необходимо задействовать имеющиеся резервы.

Один из одобренных Советом Федерации законов направлен на повышение эффективности налогового контроля, администрирования налогов55. Такие меры будут служить лучшей собираемости налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и увеличению поступлений по данному налогу в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Более точно определен порядок исчисления срока льготного периода налогообложения для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области, что улучшит условия для администрирования налога на прибыль данных хозяйствующих субъектов56.

Другим одобренным палатой законом исключается двойное налогообложение налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог, а также расширяется круг лиц, которым предоставлено право использования упрощенной системы налогообложения57. Совет Федерации одобрил также изменения в части совершенствования специальных налоговых режимов. Данные меры являются реализуемыми в налоговой практике территорий и действенными в целях налоговой поддержки субъектов малого бизнеса, предоставляют региональным и местным властям налоговый механизм регулирования (стимулирования и сдерживания) отдельных видов деятельности в интересах развития конкретных территорий58. Данные меры направлены на поддержку малого бизнеса во всех сферах экономики.

Упрощена процедура принятия решений по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов, что позволит устранить сложности при взаимодействии хозяйствующих субъектов и государственных органов59. Палатой одобрен закон, который устраняет коллизии налоговых норм, а также устанавливает единый подход к налогообложению физических и юридических лиц в случаях выхода из состава участников (акционеров) общества, закрытия общества, уменьшения уставного капитала общества.60 Советом Федерации одобрены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые носят социальный характер61, упрощают процедуру получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ62, совершенствуют и уточняют налоговое законодательство63.

Одним из одобренных палатой законов расширено понятие «контролируемая задолженность». Механизм контролируемой задолженности позволяет бороться с налоговыми схемами вывода средств из-под налогообложения путем займов у лиц, признаваемых взаимозависимыми в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации64.

Особое внимание Совет Федерации уделяет проблеме деофшоризации. Так, Советом Федерации одобрен закон, который вводит и регламентирует добровольное декларирование физическими лицами до окончания 2015 года имущества, включая денежные средства в банках, сведения о котором ранее не направлялись в налоговые органы. Прежде всего это касается имущества, переданного в управление номинальным владельцам в иностранных юрисдикциях. Закон создает правовую основу для амнистии капиталов, за исключением тех, которые получены преступным путем, и вносит вклад в развитие антиофшорного законодательства в России. Закон позволит получить информацию об активах, вывезенных ранее из России, и послужит стимулом для их возвращения, если ранее были допущены нарушения налогового, валютного и таможенного законодательства65.



«Амнистия капитала» – одна из важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации, требующая скорейшего решения. В связи с этим палатой одобрен федеральный закон, которым уточнен ряд статей, затрагивающих налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК), в частности, условия признания организации контролируемой, а лиц – контролирующими, условия освобождения КИК от налогообложения по налогу на прибыль. Также в закон включены отдельные нормы, направленные на урегулирование налоговых последствий специального декларирования имущества, на которое распространяется «амнистия капитала». В частности, предусмотрено освобождение от налогообложения дохода в виде возврата такого имущества фактическому владельцу его номинальным владельцем, а также освобождение от налоговой ответственности за неуплату налогов и непредставление сведений о таком имуществе66.

Совет Федерации уделяет пристальное внимание поддержке экспорта российских товаропроизводителей. Одобренные палатой изменения законодательства в части регулирования операций факторинга будут способствовать ускорению оборачиваемости средств российских экспортеров и повышению эффективности экспортных операций67. Другой закон позволит расширить возможности Внешэкономбанка по финансовой поддержке экспорта отечественных товаропроизводителей68. Улучшению инвестиционного климата в России и усилению ее роли в мировом сообществе будет способствовать закон, ратифицирующий Соглашение о Новом банке развития69.

С целью улучшения делового климата палатой одобрены законы, направленные на совершенствование финансового законодательства70. Важное значение имеют укрепление стабильности финансовой системы71, гармонизация законодательства в связи с функционированием института мегарегулятора на финансовом рынке72. Так, палатой одобрен закон, расширяющий возможности Банка России поддерживать рынок межбанковского кредитования, а также закон, создающий систему пруденциального надзора за рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг73.

В связи с тем что международные рейтинговые агентства являются мощным инструментом влияния на национальную финансовую систему, Совет Федерации неоднократно рекомендовал ускорить принятие соответствующего закона74. В течение сессии палата одобрила закон, устанавливающий законодательные основы регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств и закрепляющий единые требования к рейтинговым агентствам для повышения качества присваиваемых ими кредитных рейтингов, что, учитывая системный характер влияния кредитных рейтингов на российский финансовый рынок, повысит его устойчивость75.

Палатой одобрен закон, направленный на повышение защиты интересов Банка России, устранение ограничений для Банка России в части обращения взыскания на права требования по кредитным договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», являющимся предметом залога по кредитам Банка России76.

Одним из приоритетных направлений деятельности Совета Федерации является совершенствование законодательства, регулирующего банковскую и платежную системы, рынок страховых услуг и направленного в том числе на защиту прав граждан. Новации законодательства позволят снизить риски при использовании электронных платежных средств, повысить эффективность противодействия преступлениям в банковской сфере77; повысить ответственность за предоставление неполной или недостоверной информации об условиях оказания финансовых услуг78; усилить страховую защиту граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации79; повысить защиту интересов участников долевого строительства в случае невыполнения застройщиком своих обязательств80.



Укреплению международной системы финансовой безопасности, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, углублению сотрудничества между странами БРИКС и усилению роли России в мировом сообществе будет способствовать одобренный Советом Федерации закон, ратифицирующий Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС81. Другие, одобренные палатой законы будут способствовать дальнейшему укреплению дружественных отношений между Россией и Боливарианской Республикой Венесуэла82, развитию отношений между Российской Федерацией и Республикой Гватемала, а также установлению благоприятных условий для осуществления капиталовложений иностранными инвесторами83.

Ряд законов направлен на совершенствование законодательства, регулирующего таможенную сферу84, которая также является важнейшим источником пополнения бюджета. Одобрен закон, совершенствующий процедуры включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и исключения из него указанных объектов85. Таким образом, законодательство России о таможенном деле было приведено в соответствие с Соглашением о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года.

В течение сессии был принят закон о стандартизации86. Его реализация будет способствовать внедрению передовых технологий, достижению и поддержанию технологического лидерства России в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики; повышению уровня безопасности жизни и здоровья людей; охране окружающей среды; оптимизации и унификации номенклатуры продукции, обеспечению ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращению сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию.

Был принят пакет законов, направленных на совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд87. Значительное внимание было уделено вопросам транспортной безопасности и обеспечению устойчивого функционирования пригородного железнодорожного транспорта88, а также совершенствованию антимонопольных процедур, что позволит на практике реализовать механизмы административного обжалования и создать условия для выявления и устранения административных барьеров89.

Продолжилась работа по совершенствованию Гражданского кодекса Российской Федерации. Советом Федерации был одобрен очередной пакет изменений90, которые, в частности, направлены на развитие положений об обязательствах, о юридических лицах, об исковой давности и об отдельных видах договоров.

Важным с точки зрения развития экономики России и привлечения в нее инвестиций является принятие Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»91, которым установлен новый гражданско-правовой институт – государственно-частное и муниципально-частное партнерство (ГЧП). Закон вводит в практику использование принципиально новых для нашей экономики неконцессионных моделей ГЧП вплоть до возможности передачи в собственность частному партнеру объекта соглашения, устанавливает единую терминологию для реализации проектов ГЧП, полномочия Правительства, регионов и муниципалитетов.

В течение сессии палатой уделялось пристальное внимание вопросам создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства. В частности, был одобрен закон92, направленный на устранение административных барьеров, снижение организационных и финансовых издержек субъектов предпринимательской деятельности. Законом предусматривается отмена требований по предъявлению субъектами малого и среднего предпринимательства документов и сведений, которые дублируют информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и могут быть получены посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Палатой также одобрен закон93, которым устанавливается возможность использования обществами с ограниченной ответственностью типовых уставов, которые будут разрабатываться уполномоченным органом государственной власти. Реализация закона позволит обществам с ограниченной ответственностью сократить свои временные и финансовые издержки, связанные с разработкой и регистрацией своих уставов, а также издержки регистрирующих органов на хранение и выдачу удостоверенных экземпляров устава. Также одобрен закон94, направленный на поощрение инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. Кроме того, Совет Федерации одобрил внесение изменений в отдельные законодательные акты в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ95. Законом предлагается заменить круглую печать более современными способами идентификации (например, электронная подпись, специальные фирменные бланки, голографическая печать). В целях повышения качества регуляторной среды для бизнеса одобрен закон, регулирующий использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления96.

Большое значение в экономической сфере для дальнейшего развития предпринимательской деятельности будет иметь одобренный Советом Федерации закон97, регулирующий отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток как совокупности территорий Приморского края, на которых будут действовать меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности. Резидентам свободного порта Владивосток будут предоставлены прежде всего налоговые и таможенные преференции, что позволит создать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, а также развития Приморского края в целом.

Большое значение для пресечения мошенничества в экономической сфере и практики использования подставных фирм будет иметь одобренный Советом Федерации закон98, который направлен на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также одобрен закон99, освобождающий от административной ответственности декларанта в случае самостоятельного выявления после выпуска товаров нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров. В целях пресечения распространения контрафактной алкогольной продукции введен расширенный учет объемов закупок, хранения, поставок и розничной продажи алкогольной продукции100.

Совет Федерации уделяет особое внимание вопросам совершенствования земельного законодательства. В частности, одобрен закон101, направленный на увеличение размера административных штрафов за нарушение земельного законодательства, а также установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за правонарушения в сфере земельных отношений. Продолжен процесс совершенствования кадастровых отношений. Одобрен закон102, продлевающий до 1 марта 2018 года срок действия норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) кадастровых работ могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. На сегодняшний день 64 субъекта Российской Федерации уже установили предельные цены.

Продолжилось дальнейшее развитие правового регулирования аграрного сектора и рыбохозяйственного комплекса. Так, был одобрен инициированный в том числе членами палаты закон103, который запрещает применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении рыболовства анадромных видов рыб в морских водах на миграционных путях к местам нереста, что будет способствовать сохранению и рациональному использованию их запасов. Также одобрен закон104, совершенствующий надзор за сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, и закон105, направленный на повышение эффективности оказания государственной поддержки при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования. Одобрен также закон106, устанавливающий правила приобретения сельскохозяйственной продукции при проведении закупочных интервенций, и закон107, который устанавливает требования к рыболовству в открытом море, осуществляемому с использованием судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации, а также административную ответственность за нарушение таких требований.

Совет Федерации одобрил ряд федеральных законов в сфере жилищной политики. В их числе законы, предусматривающие перенос срока завершения бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда108, а также продление сроков, в течение которых правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на данном земельном участке (так называемая дачная амнистия)109. Особое внимание было уделено законодательству, направленному на развитие жилищного строительства110, а также на улучшение жилищных условий педагогическим работникам всех образовательных организаций, в том числе педагогическим работникам государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций и профессиональных образовательных организаций111. Кроме того, был одобрен закон, устанавливающий особенности управления единым институтом развития в жилищной сфере112.

Важные изменения в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты были внесены законом113, направленным на совершенствование порядка оказания коммунальных услуг и отношений в сфере управления жилищным фондом. Разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации114 закон усиливает платежную дисциплину как со стороны исполнителей коммунальных услуг, так и со стороны потребителей, повышает взаимную ответственность всех участников отношений, обеспечивает дополнительные возможности собственникам управлять своим жильем и принимать соответствующие решения, создает необходимые условия для эффективной работы отрасли ЖКХ. Создан единый институт развития в жилищной сфере для решения задач повышения эффективности управления в жилищной сфере115.

В весеннюю сессию Совет Федерации одобрил ряд законов в сфере информационной политики. Вопросам рекламы посвящены одобренные палатой законы, направленные на уточнение порядка распространения рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств116, а также на устранение нарушений, допускаемых при размещении рекламы финансовых услуг и проведении маркетинговых акций117.

В целях поддержки правообладателей отечественного программного обеспечения вводится государственное регулирование в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин или баз данных118.

3. Законодательное обеспечение социальной политики и гуманитарной сферы
Значительная часть работы Совета Федерации в ходе сессии была посвящена совершенствованию социального законодательства. Приоритетом палаты остается обеспечение прав детей и семей с детьми. Прежде всего это касается семейного устройства детей-сирот. Советом Федерации одобрен закон о ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей119. Упрощена процедура семейного устройства детей-сирот: снимаются избыточные препятствия по усыновлению (опеке) детей-сирот некоторыми из лиц, имевших судимость120. Установлено право родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей), имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время121.

Совершенствуется законодательство в области использования средств материнского (семейного) капитала. Советом Федерации одобрен закон, уточняющий перечень видов организаций, с которыми допускается заключение договора займа на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств материнского капитала122. Обладатели государственного сертификата на материнский капитал имеют право на получение единовременной выплаты за счет средств материнского капитала в размере 20 тыс. рублей123, а также могут направлять соответствующие средства на оплату первоначального взноса при получении кредита или займа на строительство или приобретение жилья, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста ребенком, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки124.

Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливается ставка ноль процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми125. Совершенствуется понятийный аппарат законов, касающихся защиты прав и интересов несовершеннолетних126. Нормы Семейного кодекса приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации127. Урегулированы вопросы установления уполномоченным органом перечня медицинских противопоказаний к направлению несовершеннолетних в организации отдыха детей и оздоровления128.

В сфере образования приняты меры, направленные на усиление позиций российских ведущих университетов на международном рынке образовательных услуг и создание благоприятных условий для распространения за рубежом лучших отечественных образовательных стандартов и образовательных программ, разработанных Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом129.

Совершенствуется процесс дополнительного профессионального образования работников, закреплен порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов130. Одобрен закон, повышающий доступность дошкольного образования и вводящий норму, согласно которой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории131. Расширяется список лиц, для которых устанавливается запрет на допуск к педагогической и иной работе с несовершеннолетними132. Дополнен перечень основных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями133.



В сфере науки и научно-технической политики приняты меры, направленные на уточнение порядка присвоения муниципальному образованию статуса наукограда или сохранения такого статуса (включая уточнение характеристик его научно-производственного комплекса), а также порядка предоставления наукоградам государственной поддержки за счет средств федерального бюджета134. Усовершенствовано правовое регулирование правоотношений, складывающихся в связи с формированием территории инновационного центра «Сколково» и использованием земельных участков в границах этой территории135. Приняты меры для совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности136.

В области здравоохранения законодательно введена процедура клинической апробации новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Благодаря этому в России появилась правовая основа для упорядочения клинических протоколов, внедрения и тиражирования новейших разработок в медицинской деятельности на территории страны137. Установлено государственное регулирование цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи, что позволит сдержать рост цен на указанные изделия и обеспечить их доступность для пациентов138. В целях реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году139 изменены сроки государственной регистрации отпускных цен на лекарственные препараты, что должно позволить избежать дефицита лекарств, особенно недорогих, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов140.

Национальное законодательство гармонизировано с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза141. Принят закон о создании международного медицинского кластера, особый правовой режим кластера обеспечивает условия для участия в его деятельности российских и иностранных медицинских специалистов и частных инвесторов142. Приняты изменения в законодательство, направленные на совершенствование правового регулирования порядка трансплантации (пересадки) органов и тканей человека143.

Во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации в законодательство о социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, катастроф, к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС были отнесены работы, которые выполнялись студенческими строительными отрядами144. Устранено несоответствие положений действующего законодательства в части получения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами в результате радиационного воздействия145. Внесены изменения в законодательство, касающееся предоставления жилых помещений больным заразными формами туберкулеза146.

Продолжает совершенствоваться законодательство в сфере культуры. Палатой одобрен закон, устанавливающий прямой запрет на распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр, и на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест147. На законодательном уровне урегулированы отдельные вопросы, связанные с проведением в Российской Федерации XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 году148. Устанавливается, что решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного поселения149.



В области пенсионного страхования одобрены законы, уточняющие некоторые нормы пенсионного законодательства150.

Совершенствуется законодательство в области трудовых отношений. Принят закон, которым устанавливаются особенности суммированного учета рабочего времени для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера установленная продолжительность рабочего времени в течение учетного периода не может быть соблюдена151. Введены дополнительные гарантии права на труд для беременных женщин по окончании их срочного трудового договора152.

Продолжена работа по разграничению полномочий в области физической культуры и спорта153. Урегулированы особенности участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды России, в международных и всероссийских спортивных соревнованиях154. Одобрен закон, которым устанавливается обязанность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, создавать условия для охраны здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку в этих организациях, а также обеспечивать расследование и учет происшедших с ними несчастных случаев155. Установлены особенности труда работников, задействованных в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года156.
4. Законодательное обеспечение национальной безопасности
В весеннюю сессию Совет Федерации одобрил целый ряд законов в сфере национальной безопасности. Особое внимание в указанный период уделялось совершенствованию законодательного обеспечения деятельности оборонно-промышленного комплекса. Принят закон157, согласно которому организация разработки и выполнения государственной программы вооружения, а также утверждение госпрограммы развития ОПК возложены на Правительство Российской Федерации. Эти меры направлены на сокращение нецелевого использования бюджетных средств и выполнение государственного заказа. В целях осуществления контроля за расходованием государственных средств, выделяемых предприятиям ОПК для выполнения государственного оборонного заказа, принят закон158, который предусматривает создание системы государственного контроля в сфере государственного оборонного заказа, состоящей из самостоятельных сегментов: единой информационной системы, идентификатора государственного контракта, механизма финансового сопровождения сделок, механизма взаимодействия внутри кооперации ОПК, механизма межведомственного обмена конфиденциальной информацией и мер административной ответственности. Предлагаемые меры позволят эффективно реализовать Государственную программу вооружения до 2020 года.

С целью создания современной и устойчивой архитектуры безопасности и стабильности в мире одобренным палатой законом был ратифицирован Протокол к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии159. Российской Федерацией внесены положения, направленные на укрепление национальной безопасности нашего государства.

В целях противодействия незаконному обороту психоактивных веществ принят закон160, который позволил правоохранительным органам оперативно реагировать на появление неизвестных ранее наркотических средств – так называемых спайсов. За их распространение установлена уголовная ответственность (до 8 лет лишения свободы), а за употребление – административная.

Установлен предельный возраст нахождения на службе прокурорских работников, назначаемых Президентом Российской Федерации или по его представлению, – 70 лет161. При этом на Генерального прокурора Российской Федерации это положение не распространяется. Данные меры позволят сохранить в органах прокуратуры профессионально подготовленные кадры, будут способствовать лучшей организации работы, эффективности деятельности системы в целом. Уточнены обязанности и ограничения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, и основания прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации162.

Усилена ответственность за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителей государственных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству163. Это позволит сократить злоупотребления при исполнении задач национального и муниципального уровня, угрожающие стабильности финансово-экономических отношений внутри страны и в международном масштабе.

Продолжается работа по совершенствованию законодательства в сфере социальной поддержки военнослужащих и членов их семей. Установлен порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы164. Также Совет Федерации одобрил закон, ратифицировавший Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей165.



В сфере борьбы с экстремизмом принят закон166, направленный на усиление противодействия экстремистской деятельности и злоупотреблению свободой массовой информации.

В сфере регулирования дорожного движения для снижения большого количества конфликтных ситуаций, возникающих между водителями и представителями служб эвакуации автомобилей, принят закон167, который установил новый порядок эвакуации автомобилей, нарушающих правила парковки и стоянки. Другим одобренным палатой законом уточнено правовое регулирование движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств168.

Приняты меры по оптимизации использования Государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» в дополнительных коммерческих целях169. Расширяются возможности использования инфраструктуры системы в сфере передачи информации о ДТП и иных происшествиях, предусмотрена возможность финансирования эксплуатации и функционирования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», в том числе за счет внебюджетных источников.



5. Законодательное обеспечение международной и внешнеэкономической деятельности
В период весенней сессии Советом Федерации была проделана большая законотворческая работа по целому ряду направлений международной и внешнеэкономической тематики. В целях гармонизации законодательства Евразийского экономического союза Советом Федерации был одобрен закон170 о ратификации Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества в связи с тем, что с 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз – интеграционное объединение следующего уровня. Также палатой был одобрен закон171 о ратификации Соглашения о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю соблюдения единых правил конкуренции. Ратификация Соглашения позволит обеспечить вступление в силу норм Договора о Евразийском экономическом союзе в части передачи Комиссии полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках, а также реализовать ряд решений Совета Комиссии. Ратификация позволит усовершенствовать порядок обмена конфиденциальной информацией и установить ответственность за ее разглашение при осуществлении Комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции. Важным событием стало одобрение закона172 о ратификации пакета международных договоров, предусматривающих присоединение Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

Совет Федерации продолжил работу, направленную на гармонизацию правового пространства СНГ. Одобрен закон173, который направлен на выполнение ряда технологических операций в отношении установок для кондиционирования воздуха легковых автомобилей и моторных транспортных средств.

Большое внимание уделялось развитию международного сотрудничества на многосторонней основе. Так, Совет Федерации одобрил закон174 о присоединении Российской Федерации к Международному соглашению по кофе 2007 года.

В рамках развития международного сотрудничества на двусторонней основе Советом Федерации был одобрен закон175, предполагающий ратификацию Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор предусматривает ведение скоординированной внешней политики, формирование общего социального и экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает взаимодействие стран в области гармонизации национального законодательства. Советом Федерации одобрен также закон о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции176.

Одобренный палатой закон о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о Российско-Кыргызском Фонде развития177 позволит создать важный финансовый инструмент – Российско-Кыргызский Фонд развития.

Значительный вклад был внесен и в развитие международного сотрудничества в газовой сфере. Советом Федерации был одобрен закон, ратифицировавший Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по «восточному» маршруту178. Его заключение является важным условием вступления в силу Договора купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, который был подписан уполномоченными организациями сторон 21 мая 2014 года179.

Кроме того, палатой был одобрен закон о ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республику Армения180. Закон позволит продлить до 31 декабря 2015 года период беспошлинного экспорта российских нефтепродуктов, природного газа в газообразном состоянии и необработанных природных алмазов в Республику Армения в объемах внутреннего потребления.
6. Законодательное обеспечение вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации
Продолжилась интеграция Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовое поле Российской Федерации. Палатой одобрен закон, создающий правовые условия для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и культурных ценностей, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя181. В частности, устанавливается упрощенный порядок отнесения памятников истории и культуры Крыма к объектам культурного наследия, который не предусматривает затратную по времени и средствам процедуру государственной историко-культурной экспертизы ценности таких памятников. Кроме того, предусматривается включение музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, ценных, редких документов и коллекций Библиотечного фонда Республики Крым и города федерального значения Севастополя с момента его опубликования в состав Музейного и Архивного фондов Российской Федерации, Национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации. Таким образом, на упомянутые культурные ценности распространится особый режим учета и хранения культурного наследия Российской Федерации. Также данный закон распространяет правоотношения, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1996 году № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», на туроператоров, осуществляющих свою деятельность в Крыму.

Кроме того, одобрен закон, устанавливающий особенности правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации, в связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов182.

Совет Федерации продолжил работу по дальнейшему обеспечению интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую и банковскую системы России. Палатой одобрен закон, который отменяет ряд госпошлин, связанных с обменом документов, удостоверяющих личность, на документы российского образца. Также отменяются госпошлины за регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на транспортные средства. Кроме того, не взимается пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество до 31 декабря 2016 года183.

Совет Федерации считает необходимым принять все возможные меры для защиты интересов вкладчиков в процессе интеграции Крыма и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. В постановлении Совета Федерации от 15 апреля 2015 года № 138-СФ «Об интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации» Правительству Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о компенсационных выплатах по вкладам, открытым после 2 апреля 2014 года в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действовавших на территории Республики Крым, до принятия Центральным банком Российской Федерации решения о прекращении их деятельности. Рекомендации палаты нашли отражение в законе, устанавливающем компенсационные выплаты вкладчикам украинских банков, осуществлявших свою деятельность на территории Крымского полуострова, по требованиям, превышающим 700 тыс. рублей после заключения между вкладчиком и Фондом защиты вкладчиков договора уступки права (требования), превышающего максимальный размер компенсационных выплат. Закон также создает дополнительный механизм защиты прав физических лиц, имевших вклады в украинских кредитных организациях, осуществлявших свою деятельность на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя184.

В целях интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации продлевается срок действия упрощенного механизма регистрации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров), удостоверенных официальными документами Украины185.
§ 3. Обзор законодательных инициатив Совета Федерации, членов Совета Федерации, законодательных инициатив (законодательных предложений) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в Совет Федерации
В период весенней сессии члены Совета Федерации внесли в Государственную Думу 74 законопроекта (в том числе совместно с другими субъектами права законодательной инициативы): 4 стали законами186; 5 – рассмотрены и одобрены Советом Федерации и направлены Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования; 3 – приняты Государственной Думой в первом чтении; 47 – рассмотрены Советом Государственной Думы; 10 – направлены Председателем Государственной Думы в профильные комитеты для подготовки их к рассмотрению на Совете Государственной Думы; 5 законопроектов возвращены авторам по различным основаниям.

В рамках реализации соглашений между Советом Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в федеральном законодательном процессе в настоящее время на разных стадиях проработки находятся 26 законопроектов и законодательных предложений, ранее направленных в Совет Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Из них: 2 проекта федеральных законов и 2 законодательных предложения в качестве совместных законодательных инициатив находятся на рассмотрении в комитетах Совета Федерации, один проект федерального закона и 21 законодательное предложение находятся в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации на доработке с учетом замечаний, указанных в заключениях комитетов Совета Федерации, Правового и Аналитического управлений Аппарата Совета Федерации. В период весенней сессии 2015 года новых законодательных инициатив, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве совместных, в Совет Федерации не поступало187.


§ 4. Участие членов Совета Федерации, комитетов Совета Федерации в совместной с федеральными органами исполнительной власти работе над законопроектами, предусмотренными планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год
Члены Совета Федерации принимали активное участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, коллегий федеральных органов исполнительной власти, в работе Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. В 2015 году созданы 3 рабочие группы для совместной с федеральными органами исполнительной власти работы над законопроектами, предусмотренными планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год188.

Каталог: upload
upload -> Тесты для оценки функционального состояния Заболевания сердечно-сосудистой системы
upload -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
upload -> Секция авиации и космической техники «физика космоса»
upload -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
upload -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница