Аналитический



Pdf просмотр
страница1/6
Дата29.09.2017
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6





АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ВЕСТНИК
22 (575)






Актуальные вопросы социально-экономического развития России
(материалы к XIX Петербургскому международному экономическому форуму)
МОСКВА • 2015
Аналитическое управление Аппарата
Совета Федерации

2
СОДЕРЖАНИЕ


Справка о Петербургском международном экономическом форуме
....................................... 3
Основные показатели внешнеэкономической деятельности
................................................... 4
Потенциал взаимодействия России со странами ШОС и БРИКС
............................................ 5
Роль Евразийского экономического союза в современном мире
............................................. 7
Потенциал межрегионального сотрудничества. Форум регионов стран СНГ
.......................... 8
Новый шелковый путь
................................................................................................................. 9
Основные макроэкономические показатели России
................................................................. 10
Экономика роста
......................................................................................................................... 10
Повышение производительности национальной экономики
.................................................... 11
Малый и средний бизнес как драйвер экономического роста
.................................................. 13
Приоритеты промышленной политики России. Обеспечение импортозамещения
..................................................................................................................... 14
Новации Федерального закона «О промышленной политике в
Российской Федерации»
............................................................................................................. 16
Развитие государственно
- частного партнерства в России
....................................................... 17
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
............................................................................................. 19
Об антикризисных мероприятиях регионов
............................................................................... 20
Импортозамещение –
основа продовольственной безопасности России
............................... 21
Повышение эффективности использования земельных ресурсов
.......................................... 23
Нефтегазовая отрасль –
реалии и перспективы
....................................................................... 25
Основные направления развития энергетики
........................................................................... 26
Транспорт будущего
................................................................................................................... 28
Новый банк развития –
усиление роли стран БРИКС в международной финансовой системе
....................................................................................... 29
Деофшоризация мировой экономики. Кто в выигрыше?
.......................................................... 30
Мировая финансовая система –
гарант или угроза стабильности
........................................... 32
Инвестиции в Россию: вызовы и возможности в изменившихся условиях
.............................. 33
Капиталозамещение.
Поиск внутренних источников и форм финансирования экономического роста
.................................................................................... 34
Национальная платежная система –
шаг к укреплению стабильности
................................... 36
Старение населения и производительность труда: как сохранить экономический рост?
................................................................................................. 37
Подготовка кадров: кто должен формулировать запрос?
......................................................... 38
Современное здравоохранение –
путь к человеку. Сколько стоит здоровье
.......................... 40
Фармацевтический рынок России –
ждать ли роста?
............................................................... 41
Интеллектуальная собственность. Как защитить и приумножить?
.......................................... 42
ЖКХ России: новые условия для развития государственно
- частного партнерства
................................................................................................................................. 44

3
1.
О Петербургском международном экономическом форуме

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) –
ежегодная международная конференция по вопросам экономики и бизнеса, проводимая
Российской Федерацией с 1997 года. Инициатором проведения Форума стала
Межпарламентская ассамблея СНГ.
В 1998 году Президент Российской Федерации подписал распоряжение, наделяющее Петербургский экономический форум статусом ежегодного. С 2006 года
Форум проводится под патронатом Президента России.
Основная задача Форума –
поддержка конструктивного диалога, нацеленного на установление взаимопонимания и создание базы для совместных решений и действий.
За годы работы участники Форума внесли значительный вклад в разработку стратегии и тактики экономических реформ, в осознание места и роли России, стран СНГ в современном взаимозависимом мире.
Площадка Петербургского Форума, ставшая авторитетным международным центром коллективного обсуждения важнейших экономических проблем, предоставляет уникальные возможности для налаживания контактов, а именно для встреч с коллегами, партнерами, экспертами, лидерами мирового бизнеса, представителями власти, науки и культуры, а также правительств различных стран, в том числе стран БРИКС, «Группы двадцати» и СНГ.
Для этого созданы все условия: зоны делового общения, кафе, гостиные, комнаты для проведения двусторонних переговоров.
В 2014 году Форум прошел под девизом «Укрепление доверия в эпоху преобразований». Основной темой для обсуждения стало восстановление доверия бизнеса к мировой экономике и мерам, которые должны предпринять представители власти и деловых кругов для снижения рисков и поощрения устойчивого развития
1
XIX
Петербургский международный экономический форум проходил с 18 по 20 июня текущего года под девизом «Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту!». Программа Форума была выстроена вокруг четырех основных тем: «Мировая экономика: новые вызовы и горизонты», «Россия –
пространство возможностей», «Развитие человеческого капитала и компетенций» и «Ожидание прорыва: технологии и инновационные решения».
Помимо традиционных форматов деловой программы, в этом году впервые была проведена сессия международного дискуссионного клуба «Валдай», а также новый специальный формат SPIEF Debate, который позволил всем заинтересованным сторонам обсудить самые острые вопросы
На мероприятиях
Форума выступали представители органов государственной власти, российских и иностранных деловых и научных кругов, эксперты.





1
В рамках Форума проведено 82 мероприятия, общее число участников –
7 590, в том числе 219 представителей иностранных делегаций из 73 стран, освещали работу Форума 1 439 журналистов из 24 стран. Подписано 175 соглашений на общую сумму 401,4 млрд. рублей.

4
2.
Основные показатели внешнеэкономической деятельности

Российской Федерации
2

В 2014 году внешнеторговый оборот России составил 784,5 млрд. долларов
США (по сравнению с 2013 годом снизился на 6,7%). Экспорт составил 497,8 млрд. долларов (по сравнению с 2013 годом сократился на 5,4%), а импорт –
286,7 млрд. долларов (по сравнению с 2013 годом снизился на 9,1%).
В 2014 году в общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья пришлось 87,7% (687,7 млрд. долларов), на долю стран СНГ –
12,3% (96,8 млрд. долларов).
Положительное внешнеторговое сальдо в 2014 году составило 211,2 млрд. долларов (увеличилось на 0,5 млрд. долларов по сравнению с 2013
годом).
В 2014 году в товарной структуре экспорта России удельный вес топливно
- энергетических товаров составил 69,5%, удельный вес металлов и изделий из них –
8,1%, продукции химической промышленности –
5,9%, продукции машиностроения –
5,3%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья –
3,8%.
В товарной структуре импорта России удельный вес продукции машиностроения составил 47,6%, доля продовольственных товаров и сырья для их производства –
13,9%, продукции химической промышленности –
16,2%, текстиля, текстильных изделий и обуви –
5,7%, металлов и изделий из них –
6,8%, древесины и целлюлозно
- бумажных изделий –
2,1%.
Основными торговыми партнерами России в 2014 году были Китай (88,4 млрд. долларов), Нидерланды (73,3 млрд. долларов), Германия (70,1 млрд. долларов),
Италия (48,5 млрд. долларов), Турция (31,6 млрд. долларов), Белоруссия (32,3 млрд. долларов), Япония (30,8 млрд. долларов), США (29,1 млрд. долларов), Украина (27,8 млрд. долларов), Южная Корея (27,3 млрд. долларов).
Внешнеторговый оборот в январе
- апреле 2015 года составил, по оценке, 183,4 млрд. долларов, снизившись на 32,3% относительно января
- апреля 2014 года. Экспорт за январь
- апрель 2015 года составил 121,8 млрд. долларов (снизившись на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014
года), а импорт –
61,6 млрд. долларов
(снизившись на 38,6%).
Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья в январе
- апреле 2015 года составил 160,2 млрд. долларов, со странами СНГ –
23,2 млрд. долларов.
Положительное внешнеторговое сальдо в январе
- апреле 2015 года составило
60,2 млрд. долларов (снизилось на 14,5% к аналогичному периоду 2014 года).
В структуре экспорта России в январе
- марте 2015 года увеличился удельный вес металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно
- бумажных изделий.
Экспорт топливно
- энергетических товаров в январе
- марте 2015 года составил 59 млрд. долларов, снизившись на 33,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
В структуре российского импорта в январе
- марте 2015 года увеличился удельный вес химической продукции и каучука, текстиля, изделий из него и обуви,
2
По данным Федеральной таможенной службы и Министерства экономического развития Российской
Федерации.

5 уменьшилась доля машин, оборудования и транспортных средств, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, металлов и изделий из них, доля древесины и целлюлозно
- бумажной продукции, минеральных продуктов осталась неизменной.
Основной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, хотя их закупки в январе
- марте 2015 года по отношению к соответствующему периоду 2014 года снизились на 39,8%.
В январе
- апреле 2015 года цена на нефть марки
Urals составила 54,3 доллара за баррель (50,9% к соответствующему периоду 2014 года); цена на природный газ составила 319,2 доллара США за тыс. куб. м.
3
(снизилась на 17,9% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года).
В январе
- апреле 2015 года относительно аналогичного периода 2014 года медь продавалась на 15,5% дешевле, никель –
на 8,9%,
алюминий дороже на 4,1%.
Основными торговыми партнерами России в январе
- марте 2015 года были Китай
(15,3 млрд. долларов), Нидерланды (11,3 млрд. долларов), Германия (11,2 млрд. долларов), Италия (8,5 млрд. долларов), Турция (7,1 млрд. долларов), Япония (6
,1 млрд. долларов), США (5,3 млрд. долларов), Белоруссия (5 млрд. долларов), Южная
Корея (4,6 млрд. долларов), Украина (3,7 млрд. долларов).

3.
Потенциал взаимодействия России со странами ШОС и БРИКС

ШОС.
В сентябре 2014 года Россия приняла председательство в ШОС, а в апреле нынешнего года Президент Российской Федерации утвердил программу мероприятий, которая предусматривает проведение более 100 встреч, совещаний, конференций, выставок и фестивалей. Главная цель российского председательства –
повышение эффективности ШОС в качестве одной из ключевых площадок многостороннего сотрудничества стран региона по вопросам обеспечения безопасности, развития экономического и гуманитарного сотрудничества.
В согласованном пакете документов, который в июле выносится на рассмотрение лидеров стран ШОС в Уфе, особое место занимает Стратегия развития
ШОС до 2025 года. Большое значение будет также иметь принятие уфимской декларации, заявления в связи с 70
- й годовщиной Победы над фашизмом во Второй мировой войне и заявления по проблеме наркоугрозы.
Россия нацелена на дальнейшее углубление взаимодействия в рамках ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, незаконным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью. Мы заинтересованы в повышении эффективности Региональной антитеррористической структуры ШОС, особенно в контексте ситуации в Афганистане, а также угроз со стороны «Исламского государства».
В экономической сфере основной акцент делается на реализацию крупных проектов, способствующих энергетическому и транспортному «сшиванию» региона, эффективному освоению ресурсов и созданию высокотехнологичных производственных кластеров. Россия выступает за строительство интегрированной транспортной системы ШОС, важнейшими элементами которой рассматриваются
Транссибирская и Байкало
-
Амурская магистрали. Потенциал этой системы может быть значительно увеличен по мере реализации китайской концепции «Экономического
3
По данным Международного валютного фонда.

6 пояса Шелкового пути», казахстанской идеи «Нурлы жол», проектов автомагистрали
«Западный Китай –
Западная Европа» и железнодорожной ветки «Узбекистан –
Кыргызстан –
Китай».
Активная работа проводится по двум взаимосвязанным направлениям в рамках работ по созданию проектов: «Экономического пояса Шелкового пути» и взаимодействия в рамках Евразийского экономического союза.
БРИКС.
По словам Президента России, «за весьма короткое время этот формат взаимодействия доказал свою востребованность и эффективность.
Бразилия, Россия,
Индия, Китай и ЮАР все более тесно координируют свои подходы по ключевым вопросам международной повестки дня, принимают активное участие в формировании многополярного мироустройства, в выработке современной модели глобальной финансовой и торговой системы»
4
По информации секретаря Совета безопасности Российской Федерации
5
, на страны БРИКС приходится 22 процента мирового ВВП, а если считать по паритету покупательной способности –
более 25 процентов. Страны БРИКС –
это более 40 процентов населения планеты, более трети мирового производства энергии, почти 40 процентов затрат на исследования и разработки, свыше 20 процентов военных расходов.
БРИКС играет важнейшую роль в качестве влиятельного коллективного участника мировой политики. Это касается ключевых вопросов обеспечения международного мира и безопасности на основе укрепления верховенства международного права и центральной роли ООН, урегулирования конфликтов, борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком.
В качестве задачи российского председательства в БРИКС (саммит БРИКС состоится в Уфе в июле 2015 г.) мы видим «постепенную трансформацию БРИКС из диалогового форума и инструмента для координации действий по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики»
6
Одним из важнейших приоритетов российского председательства –
финансово
- экономическое взаимодействие. В связи с этим особое значение имеет принятие
Стратегии экономического партнерства стран объединения, запуск нового Банка развития
7
и Пула условных валютных резервов
8
. Начало полноценной работы этих механизмов будет способствовать продвижению интересов БРИКС в области реформирования международной валютно
- финансовой системы, обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста и укрепления основ многополярного мироустройства в экономической сфере.
4
Из Обращения В.В. Путина в связи с началом председательства России в БРИКС 1.04.2015
г
5
Из выступления Н.П. Патрушева на пятой встрече высоких представителей стран БРИКС по вопросам безопасности.
6
Из Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в
2015-
2016 годах.
7
Соглашение о создании банка подписано 15.07.2014 г. в Форталезе (Бразилия), ратифицировано
Советом Федерации 25.02.2015 г. Закон о ратификации подписан Президентом России 9.03.2015 г.
Минфин России рассчитывает, что новый банк заработает до конца текущего года.
8
Из Концепции председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в
2015-
2016 годах.

7
Становление и динамичное развитие БРИКС ставит на повестку дня вопрос о придании этому интеграционному объединению парламентского измерения. В
Обращении Президента Российской Федерации в связи с началом председательства
России в БРИКС отмечалась «возможность налаживания межпарламентского диалога», в рамках которого «законодатели могли бы принимать непосредственное участие в решении стоящих перед объединением задач»
9
Особого внимания требуют вопросы парламентской поддержки заключенных соглашений. Речь идет о придании приоритетного значения ратификации парламентами стран БРИКС соответствующих документов, их имплементации в национальные правовые системы.

4.
Роль Евразийского экономического союза в современном мире

Вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с 1 января 2015 года стало по
- настоящему историческим событием, открыв беспрецедентные возможности для роста экономик стран
- партнеров на базе открытости и взаимного доверия.
Сегодня членами ЕАЭС являются 5 государств –
Российская Федерация,
Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Киргизская
Республика.
Как отмечал
Президент
России
В.В.
Путин
10
:
«Евразийский
[экономический] союз открыт для работы со всеми нашими соседями –
и на востоке, и на западе». Многие государства проявляют интерес к деятельности союза, среди них –
Вьетнам, Египет, Индия и др.
В ЕАЭС обеспечена свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы с целью модернизации, кооперации, повышения конкурентоспособности национальных экономик. ВВП ЕАЭС в 2014 году составил 2,2 трлн. долларов, объем производства –
1,3 трлн. долларов
11
ЕАЭС создан исключительно по экономическим мотивам, политической составляющей данное интеграционное объединение не имеет. Располагаясь между двумя экономическими полюсами современного мира –
Европейским союзом и
Азиатско
-
Тихоокеанским регионом, ЕАЭС нацелен стать самостоятельным центром экономического роста, заняв нишу «моста» между Азией и Европой.
При этом ошибочно противопоставлять процессы евразийской и европейской интеграции –
они должны не противоречить, но дополнять друг друга, опираясь на собственные прагматичные интересы в экономике. Также нельзя говорить о конкуренции между евразийскими интеграционными процессами и политикой КНР по созданию пояса «Шелкового пути». 8 мая в Москве лидерами России и КНР было подписано совместное заявление о сопряжении этих двух проектов.
В условиях глобальной дестабилизации и агрессивного внешнеполитического курса стран Запада ЕАЭС становится важной структурой, способной на базе тесного экономического сотрудничества, обеспечить стабильность на пространстве от Балтики до Тихого океана.
9
Из Обращения В.В. Путина в связи с началом председательства России в БРИКС. 1.04.2015.
10
Из заявления В.В.
Путина на заседании Высшего Евразийского экономического совета 23 декабря
2014 года
11
Данные с официального сайта ЕАЭС

8
5.
Потенциал межрегионального сотрудничества.

Форум регионов стран СНГ
12


Межрегиональное сотрудничество является важной сферой взаимодействия стран СНГ, в том числе одной из основных составляющих развития интеграционных процессов на пространстве Содружества. Преимущества межрегиональных связей заключаются в том, что они позволяют партнерам эффективно контактировать напрямую –
без посредников и бюрократии. Прямое сотрудничество регионов стран
СНГ является фактором консолидации Содружества.
Взаимовыгодному межрегиональному сотрудничеству стран СНГ способствует не только географическая близость, но и тесные культурно
- исторические связи народов стран Содружества.
Межрегиональное сотрудничество является одним из наиболее перспективных механизмов углубления экономических связей между регионами стран Содружества.
Объем внешнеторгового оборота с Россией по ряду стран СНГ на 70
-80% приходится на межрегиональное сотрудничество.
Все большую популярность получает такая форма межрегионального взаимодействия как двухсторонние форумы, обеспечивающие постоянный диалог по широкому спектру проблем.
Во втором полугодии 2016 года в преддверии 25
- летия образования
Содружества планируется провести масштабное мероприятие –
первый Форум регионов стран
- участниц СНГ (далее –
Форум).
Совместная инициатива Межпарламентской Ассамблеи государств
- участников
Содружества Независимых Государств и
Исполнительного комитета СНГ о проведении
Форума была поддержана Решением Совета глав государств Содружества.
Целью Форума является полномасштабное развитие межрегионального сотрудничества, организация взаимовыгодных экономических отношений и укрепление дружественных партнерских связей между регионами государств
- участников СНГ.
Также Форум призван содействовать созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы, развитию малого и среднего предпринимательства, культурных связей, научного и гуманитарного сотрудничества.
20 апреля 2015 года состоялось первое заседание Организационного комитета
Форума, где был представлен проект его Концепции, определен состав рабочей группы, прозвучали предложения о возможном месте проведения (г. Москва или г.
Санкт
-
Петербург) и др.
Планируемыми темами обсуждения на Форуме станут наработанный опыт, законодательные аспекты межрегионального взаимодействия, продвижение приграничного сотрудничества, возможности совместной работы не только на двустороннем уровнем, но и в многостороннем формате.
Предполагается, что участниками Форума из более чем 250 регионов станут руководители законодательной и исполнительной ветвей власти регионов стран СНГ, руководители министерств, депутаты национальных парламентов, руководители торгово
- промышленных палат, представители межправительственных комиссий и
12
По информации официального сайта Совета Федерации и официального сайта Исполнительного комитета СНГ.

9 межрегиональных объединений, а также международных организаций, представители общественных организаций, бизнеса.
Такой масштабный Форум позволит укрепить отношения между странами
Содружества, а также повысить эффективность сотрудничества во всех сферах, придать взаимодействию регионов стран СНГ системный характер.

Каталог: media -> files
files -> Приложение
files -> Метод кросс-поляризационной оптической когерентной томографии для прижизненной оценки состояния коллагеновых волокон слизистых оболочек человека
files -> Глава 1 Понимание личностной зрелости женщины в современной психологии Понятие личностной зрелости в психологической концепциях
files -> Грипп и его профилактика
files -> Учебный курс: Общая биология Модуль Основные контрольные точки Баллы
files -> Сыном мне стала идея служения детям


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница