Анатомия органов женской половой системы. Клетчаточные пространства и фасции малого таза. Промежность



Скачать 146.19 Kb.
страница1/6
Дата14.10.2018
Размер146.19 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6

Практическое занятие

2. Тема: Анатомия органов женской половой системы. Клетчаточные пространства и фасции малого таза. Промежность.

3. Цель: Студенты должны: а) установить строение и функцию внутренних женских половых органов, знать анатомическое строение и функцию наружных женских половых органов; б) уметь находить и показывать их на натуральных препаратах; в) четко представлять анатомию промежности, знать её отделы, что через них проходит у мужчин и у женщин; г) уметь находить и показывать мышцы промежности; д) понимать, как образуется мочеполовая тазовая диафрагмы; е) уметь находить и показывать эти органы и особенности их строения на натуральных препаратах и трупе ж) овладеть навыками препарирования внутренних женских половых органов, изготовления учебных и музейных препаратов. з) знать топографию клетчаточных пространств таза.
4. Вопросы для рассмотрения:
А) 1.Перечислить внутренние женские половые органы на русском и латинском языках.

2.Матка, ее части и функция.

3.Строение стенки матки.

4.Яичники, их положение, строение, функция.

5.Перечислить отделы маточных труб.

6.Влагалище, его строение, функция.

7.Особенности покрытия внутренних женских половых органов брюшиной.

8.Ход брюшины в мужском и женском тазу.

Б) 1.Показать и назвать наружные женские половые органы.

2.Дать определение промежности.

3.Показать отделы промежности, что через них проходит у мужчин и у женщин.

4.Строение мочеполовой диафрагмы.

5.Строение тазовой диафрагмы.

6.Назвать клетчаточные пространства малого таза.


5. Основные понятия темы
По трупу, сагиттальному распилу женского таза или муляжу женского таза разобрать положение матки и ее придатков: яичников, маточных труб в полости малого таза. Обратить внимание студентов на то, что в клинике яичники и фаллопиевы трубы называются придатками матки. Греческое их название – отсюда воспаление этих органов именуется как аднексит.

При изучении матки важно также знать латинское и греческое название этого органа. На натуральном препарате показать дно, тело и шейку матки, обратив внимание на наличие влагалищной и над влагалищной частей шейки и их клиническое значение, поверхности и края матки.

Используя сагиттальный и фронтальный разрезы матки показать: а) полость матки, обратив внимание на ее форму б) канал шейки матки и его отверстия, отметить форму маточного отверстия (зева) у нерожавших и рожавших женщин, своды влагалища, их образования, их образование, форму и величину.

При разборе гистологического строения стенки матки отметить, что названия оболочек происходят от греческого названия матки. Особое внимание обратить на особенности строения мышечной и слизистой оболочек матки (в связи с овуляцией и беременностью). Отметить наличие в слизистой оболочке поверхностного и более глубокого –базального слоев (поверхностный слой, отторгаясь, заменяется клетками базального слоя).

Разобрать со студентами фиксирующий аппарат матки, показав широкую и круглую связки матки. Отметить, что круглая связка матки идет к внутреннему отверстию пахового канала, пройдя который достигает симфиза и теряется своими волокнами в соединительной ткани больших половых губ.

На сагиттальном разрезе женского таза рассмотреть синтопию матки, отметив варианты ее положения в полости таза. Обратить внимание студентов на особенности хода брюшины в полости женского таза, образующиеся углубления и значения Дугласова кармана в патологии придатков матки.

Рассматривая строение яичников и маточных трубе еще раз подчеркнуть, что эти органы называют еще придатками матки. Разбирая яичники, отметить их расположение в широкой связке матки, часть которой образует брыжейку яичника. Подчеркнуть, что брыжеечный край является воротами яичника. Подчеркнуть, что брыжеечный край является воротами яичника. Говоря об анатомическом строении яичника, обратить внимание студентов на значение: поверхностей, концов, и их краев, показать связки яичника – собственную, находящуюся между двумя листками широкой связки матки, и подвешивающую. Отметить также взаимоотношение яичников с брюшиной (яичник брюшиной не покрыт, а его поверхностным слоем является зародышевый эпителий).

При разборе материала данного занятия еще раз отметить, что женские половые органы подразделяются на внутренние и наружные. На сагиттальном распиле таза показать матку с придатками, влагалище, малые и большие половые губы, клитор, преддверие влагалища и составляющие их элементы. Показать: отверстие влагалища, наружное отверстие женского мочеиспускательного канала, отверстие протоколов Бартолиниевых желез, открывающиеся в преддверие влагалища. Обратить внимание на студентов на близость расположения наружного отверстия женской уретры и отверстия влагалища.

Используя свежий препарат яичника показать граафовы пузырьки, отметив, что в них развивается яйцеклетка. После ее выхода, на месте пузырька формируется тяжелое тело-железа внутренней секреции, функционирующая во время беременности. Гормон желтого тела способствует имплантации яйцеклетки, задерживает следующую овуляцию, оказывает стимулирующее действие на развитие молочных желез, лактацию. Отметить возможность возникновения внематочной беременности, что чаще всего связано с выходом яйцеклетки в полость брюшины, отметить возрастные особенности яичника – наличие соединительно – тканых рубцов на месте лопнувших фолликулов.

На препарате матки с придатками показать маточные трубы отметив особенности их расположения и отношение к брюшине. Показать отделы маточных труб, отверстия, места сужения. Отметить оболочки и особенности их строения.

Показать на препаратах стенки влагалища, обратив внимание на тесную связь передней стенки влагалища с женским мочеиспускательным каналом, вследствие чего наблюдается недержание мочи при выпадении матки и опускании влагалища. Указать на своды влагалища, их различную глубину и клиническое значение заднего свода. В заключении разбора материала остановиться на аномалиях развития матки и ее придатков. Дать четкое определение промежности в широком и узком смысле (студенты должны записать). На натуральном препарате и муляже промежности показать отделы промежности: тазовую и мочеполовую диафрагмы. Показать образования, проходящие через них у мужчин и женщин. Перечислить и показать мышцы, лежащие в поверхностном и глубоких слоях каждой из диафрагм. Нарисовать на доске схему промежности, показать мышцы и фасции, составляющие тазовую и мочеполовую диафрагмы.

На сагиттальном распиле таза и муляже промежности продемонстрировать клетчаточные пространства малого таза:

1.предпузырчатое

2.околоректальное

3.околоматочное

Показать седалищно–прямокишечную ямку, отметив, что в её клетчатке располагаются сосуды и нервы.

Зарисовать на доске схему клетчаточных пространств малого таза. Студенты обязаны тщательно перерисовать эти схемы и знать их.
6. Рекомендуемая литература:


Каталог: sveden -> education
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Оргкомитет конференции Председатель И. В. Шешунов
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060201. 65 «Стоматология»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
education -> Задачами модуля являются


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница