Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»



Скачать 60.17 Kb.
Дата01.05.2016
Размер60.17 Kb.
ТипПояснительная записка
Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
Оториноларингология

Пояснительная записка

Оториноларингология - специальная клиническая дисциплина хирургического профиля, изучающая морфолого-физиологические особенности и патологию уха, верхних дыхательных путей и смежных с ними областей. Название специальности происходит от греческих слов, обозначающих те органы, изучение заболеваний которых составляет содер-жание этой дисциплины: otos - (ухо), rhinos - нос), laryngos - (горло). По первым буквам этих слов принято сокращенное название - ОРЛ, или, что легче произносится - ЛОР.

Оториноларингология имеет дело с широким набором сложнейших инструментов общения людей, что придает ей важное социальное значение: именно слух, голос и речь прежде всего определяют возможность человеческого общения.

Ухо и верхние дыхательные пути в первую очередь подвергаются воздействию вредных факторов окружающей среды (шума, вибрации, углового и прямолинейного ускорений, ионизирующего излучения, пыли, различных химических соединений), превышающих предельно допустимые нормы.

Поражение ЛОР-органов часто возникает при острых и хронических инфекционных заболеваниях, вызывающих органические изменения и функциональные расстройства анализаторов, располагающихся в них. Заболевания уха и верхних дыхательных путей нередко приводят к поражению различных органов и систем всего организма.

Нос, околоносовые пазухи, глотка, гортань могут вовлекаться в процесс при таких опасных заболеваниях как гранулематоз Вегенера и СПИД. Знание клинических проявлений этих видов патологии позволяет заподозрить их и дифференцировать с инфекционно-воспалительными заболеваниями ЛОР-органов. Своевременно начатое лечение гранулематоза Вегенера и СПИДа дает надежду на возможность продления жизни больного.

Изучение оториноларингологии является необходимым для будущих врачей широкого профиля, поскольку поражения верхних дыхательных путей и уха встречаются часто и обусловливают до 15% обращений в лечебные учреждения. Заболевания ЛОР-органов могут вызывать тяжелые жизненно опасные осложнения (отогенные, риногенные, тонзиллогенные) и приводить к стойкой утрате трудоспособности.




Цель изучения дисциплины




Изучение курса оториноларингологии имеет цель:

– сформировать у студентов устойчивое представление о месте изучаемого предмета среди других клинических дисциплин и значении ЛОР органов в развитии поражений других органов и систем;

– дать основные знания по дисциплине и обучить их практическим навыкам в объеме необходимом врачу терапевтического профиля для оказания медицинской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях и повреждениях ЛОР органов.

При изучении дисциплины основное внимание уделяется современным методам исследования ЛОР органов, клинике и лечению заболеваний и повреждений ЛОР органов, наиболее часто встречающихся в практике.

Основными задачами преподавания оториноларингологии являются следующие:

– ознакомление студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии, с принципами и методами диспансерной работы, отметив значение своевременного их выявления и санации этих органов в профилактике общей заболеваемости и в оздоровлении населения.

– показать студентам особенности и возможности исследования ЛОР-органов - эндоскопию, акуметрию, вестибулометрию, ольфактометрию, густометрию и их значение в общей системе клинического обследования больного.

– ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиническими признаками, профилактикой и лечением болезней уха, носа, глотки и гортани, часто встречающихся и вызывающих осложнения и сопутствующие заболевания.

– обучить студентов практическим навыкам и методам оказания экстренной помощи при травмах, инородных телах, кровотечениях и острых заболеваниях ЛОР-органов.


Место дисциплины в учебном плане




Кафедра клинических дисциплин; 6 лет

Общая трудоемкость дисциплины (час)







102

Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины

В результате прохождения курса студенты должны

знать:

– основные современные методы диагностики, лечения и профилактики при заболеваниях и повреждениях уха, горла и носа;

– принципы оказания неотложной помощи при повреждениях и заболеваниях ЛОР органов;

– основные положения ЛОР экспертизы.



Уметь:

– проводить эндоскопическое исследование ЛОР органов (риноскопию, фарингоскопию, ларингоскопию, отоскопию);

– исследовать функциональное состояние ЛОР органов (составлять слуховой, вестибулярный, одориметрический "паспорта" и проводить ушную манометрию);

– оказывать неотложную медицинскую помощь при травмах и заболеваниях ЛОР органов (удушье на почве стеноза гортани, кровотечение из ЛОР органов);

– проводить лечение наиболее часто встречающихся ЛОР заболеваний;

– проводить промывание наружного уха и удаление серных пробок;

– удалять поверхностно лежащие инородные тела из наружного слухового прохода, полости носа и глотки;

– проводить продувание среднего уха по Политцеру

– правильно оценивать рентгенограммы ЛОР органов, произведенные в наиболее типичных укладках;

– уметь оценить тональную аудиограмму.



Быть ознакомленными:

с историей и перспективами развития отечественной оториноларингологии;

– с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры оториноларингологии;

с методами ведения научной работы в оториноларингологии;

– с основами ЛОР экспертизы и профессионального отбора.


Содержание дисциплины




Раздел I. Клиническая анатомия и физиология ЛОР органов

  1. Введение в оториноларингологию. Структура патологии ЛОР-органов в России и в Северо-Западном регионе

  2. Слуховой анализатор. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования

  3. Вестибулярный анализатор. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования

  4. Клиническая анатомия и физиология носа, околоносовых пазух и глотки, методы их исследования

  5. Клиническая анатомия, физиология и методы исследования гортани, трахеи, бронхов и пищевода.

Раздел II. Патология ЛОР-органов

  1. Острое гнойное воспаление среднего уха. Мастоидит. Антротомия

  2. Хроническое гнойное воспаление среднего уха. Радикальная операция уха. Тимпанопластика. Внутричерепные отогенные осложнения и отогенный сепсис.

  3. Негнойные заболевания уха: катар среднего уха, кохлеарный неврит, отосклероз, болезнь Меньера.

  4. Заболевания носа и околоносовых пазух: искривление перегородки носа, фурункул, острый и хронический ринит, острый и хронический синуит, полипы носа. Риногенные осложнения

  5. Заболевания глотки: острый и хронический фарингиты, фарингомикоз, ангина, дифтерия, паратонзиллярный абсцесс, заглоточный абсцесс. Хронический тонзиллит, гипертрофия небных и глоточной миндалин

  6. Заболевания гортани: острый и хронический ларингиты, ларингомикоз, отек, дифтерия, парезы и параличи мышц, острый и хронический стеноз гортани

  7. Опухоли и инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей и уха, гранулематоз Вегенера, СПИД

  8. Злокачественные опухоли верхних дыхательных путей и уха

  9. Травмы, инородные тела, кровотечения из ЛОР-органов и неотложная помощь при них

  10. Профессиональный отбор и экспертиза в оториноларингологии

  11. Принципы лечения патологии ЛОР-органов. Медикаментозное лечение

Виды учебной работы

Лекции, практические занятия

Используемые информационные, инструментальные и программные средства

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Компьютерные программы.

Компьютерная тестирующая программа



2. Аудио-видео пособия

Слайды, оверхет-пленки для лекций и практических занятий



Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специальные лаборатории и классы

1. Лекционный зал

2. Учебная комната

Основное учебное оборудование

Оборудование клинической базы:

Ларингоскоп ->

Стерилизатор ГП-40-3-2 шт.

Риноскоп 4мм.30 гр-4 шт.

Осветитель галоген-1 шт.

Риноскоп 4мм.90 гр. 1 шт.

Лампа-лупа диоп.3 белая-1 шт.

Ингалятор с небулайзером-4 шт.

Тележка для медикаментов-1 шт.

Аппарат УВЧ-70-01А-1 шт.

Ингалятор компрессорный PARI-2 шт.

Кресло оториноларинголог-1 шт.

Кресло оториноларинголог. КD-1-1 шт.



Аудиометр-1 шт.

Формы контроля успеваемости студентов

IX семестр - экзамен

Каталог: spbmsi docs -> sveden -> education -> ucheb posobiya -> lechebnoe delo gos
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Элективный курс «Детская гинекология»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»
lechebnoe delo gos -> Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по направлению подготовки 060101«Лечебное дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница