Архетипические и социокультурные основы правопонимания и правовой политики российского государства Владивосток 2015 Издательство вгуэс



страница1/26
Дата23.09.2017
Размер4.41 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса




Архетипические и социокультурные основы правопонимания и правовой политики
российского государства


Владивосток 2015

Издательство ВГУЭС

УДК 340 340

ББК 67.0
Рецензенты:
Босяцкий Адам

Доктор юридических наук, профессор

(Польша)
Мордовцева Т.В.

доктор культурологии, профессор

(Россия)


Авторский коллектив:
Овчинников А.И. - доктор юридических наук, профессор, профессор
кафедры частного права Института права ФГБОУ ВО «ВГУЭС»

Мамычев А.Ю. – доктор политических наук, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права
Института права ФГБОУ ВО «ВГУЭС»

Мамычева Д.И. – кандидат культурологии, доцент кафедры философии и юридической психологии Института права ФГБОУ ВО «ВГУЭС»

Манастырный А.В. – кандидат юридических наук

Тюрин М.Е. – кандидат юридических наук, Федеральный Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области

Юшко А.В. – кандидат юридических наук, преподаватель Ростовского юридического института МВД России

В монографии представлено комплексное рассмотрение архетипических и социально-культурных основ преемственного развития национального правового мышления, дается теоретико-методологический анализ основных типов правопонимания, обосновывается их значение для развития юридической практики, а также формулируются ключевые характеристики и особенность национального правового мышления. Отдельная часть работы посвящена обоснованию влияния архетипических структур и социокультурных доминант российского общества на развитие правовой политики российского государства в условиях системных (духовно-нравственных, социально-экономических, политических, глобализационных и иных) кризисов.



Монографическое исследование адресовано специалистам в области правоведения и государствоведения, профессиональным юристам, политологам и политикам, всем тем, кто интересуются историей, современным состоянием и перспективами развития юридического мышления и российской государственности. Кроме того, издание может быть использовано в качестве учебного пособия по спецкурсам, читаемым юристам, политологам, социологам и др., а также использоваться для написания выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, диссертационных исследований по схожим проблематикам.
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Глава 1. Современное понимание права

    1. Правопонимание в системе юридического знания

    2. Типы правопонимания в современной теории права

    3. Понимание права как познавательная деятельность

    4. Методологический поиск синтеза типов правопонимания


Глава 2. Архетипические основы национального правового мышления

    1. Культурно-антропологическая парадигма политико-правового познания

    2. Концептуально-правовые интерпретации архетипа

    3. Роль и функции архетипических структур в правовой жизни общества

    4. Архетипическое кодирование трансформационных политико-правовых процессов



Раздел 2. ПРАВОПОНИМАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Глава 1. Понимание права в развитии современного российского общества

    1. Национально-культурные предпосылки обыденно-повседневного понимания права

    2. Архетипы национальной культуры в эволюции российского государства и права

    3. Роль национальной культуры в правовом развитии
      Российского государства


Глава 2. Национально-культурные основы правовой политики

    1. Концептуальные основания правовой политики России

    2. Современные национально-культурные доминанты развития правовой политики государства

    3. Формирование профессионально-практического понимания правопонимания в современной России


РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 1. Процессы глобализации и правовая политики российского государства

    1. Универсализация понимания права в процессах глобализации

    2. Проекты глобальной десуверенизации государственно-правовых пространств как процесс формирования нового правового и политического мышления

    3. Стратегия реформирования политических и правовых
      институтов: конфликт либеральной модели и национальных традиций



Глава 2. Трансформация правовой политики России: ценностно-нормативные и институциональные особенности

    1. Уровни и формы архетипического кодирования развития национальной правовой культуры

    2. Институционализация частноправовых интересов: национально-культурные основания российской цивилистики

    3. Правовая политика в сфере защиты национальных культур:
      вызовы модернизации и глобализации


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Правокультурное измерение правовых явлений и процессов становится одной из необходимых составляющих постижения права, его осмысления и действия, в контексте определенной общественной среды. Весьма перспективным в этом плане представляются исследования, направленные на реконструкцию архетипических структур национальной правовой культуры, их влияние на развитие последней. Следует отметить, что в настоящих исследовательских проектах, ориентируемых на анализ ментальных характеристик российского общества, пока достаточно мало уделяется внимания этим культурным кодам, оказывающим существенное влияние на правовое поведение, правовые чувствования и эмоции, юридическое мышление, культуру, правогенез в целом.

Понять эволюцию российской мыследеятельности, эмоционально-психологического и правокультурного фона исторического развития институционально-правовой сферы, т.е. тех закономерностей, факторов и случайностей в развитии отечественного государства и права исходя из абстрактных логико-методологических процедур представляется невозможным, поскольку право, как справедливо полагал Р. Иеринг «живет не только тем, что его знает, но еще и тем, что его чувствует»1.

Причем реальная юридико-политическая практика показала, что проект правовой стандартизации развития общественных систем приводит к хаосу, «смуте» в функционировании не только внутреннего правокультурного пространства, но и внешнего международно-правового сотрудничества. Иллюзорность этого проекта очевидна, поскольку невозможна стандартизация и унификация правового развития неоднородных культурных пространств2. Известная формула историка государства и права Н.М. Карамзина, ставшая «судьбоносной» для всей эволюции российской правовой системы, остается и до сих пор теоретико-методологическим и практически «императивом»: «Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств… Русское право также имеет свои начала, как и Римское; определите их, и вы дадите нам систему законов»1.

В этом плане реконструкция архетипических основ правокультурного развития того или иного общества, понимания процесса социокультурной преемственности, доминант и факторов, влияющих на стабильность и упорядоченность общественного взаимодействия, уровней архетипической обусловленности правовой культуры общества, представляет собой не столько теоретический, сколько практический интерес. Подобные исследования актуальны и востребованы, поскольку связаны с формированием адекватной российскому обществу правовой политики, направлений институциональных реформ, формулированием ясных основ и приоритетов законотворческой деятельности, а также способствуют, в стратегическом плане, обеспечению национальной безопасности России.

Другой аспект проблематики, затрагиваемый в работе, связан с исследованием правовой политики современного российского государства в контексте национально-культурной обусловленности. Очевидно, что правовая политика является важнейшим инструментом формирования надежной и стабильной системы обеспечения национальных интересов Российского государства. Полемика по поводу сущности данных интересов, их направленности и идеологической адекватности продолжается уже более пятнадцати лет – с началом реформ политической и правовой системы. При этом отечественная научная мысль оказалась перед сложным выбором: проводить реформы по стандартам западных индустриальных государств либо осуществлять модернизацию российской государственности с поправкой на самобытность и поиск собственного пути. Иными словами, в настоящее время вновь актуализировался вопрос, которым задавались еще в XIX столетии славянофилы и западники, либералы и почвенники, реформаторы и консерваторы: по какому пути развиваться России. Между тем ответ на него зачастую дается без учета государственно-правовых аспектов общественно-политического реформирования: реализация задуманных реформ происходит посредством правовых инноваций и с помощью правовой политики, однако соответствие последней национальным правовым традициям практически не рассматривается как наиважнейшее условие стабильного государственного развития. Вне поля зрения остается и тот факт, что обусловленность правовых новелл национальным менталитетом, принципом культурно-исторической преемственности предопределяет эффективность и успешность осуществления планируемых проектов трансформации тех или иных сфер общественной жизни.

Право служит не только средством регулирования общественной жизни, но и защиты национальной культуры. Речь здесь идет о комплексном, адекватном реагировании на вызовы, которые несут угрозу российскому обществу процессами глобализации, интернационализации преступности. Кроме того, право, будучи частью культуры народа, важным элементом национально-культурного мировоззрения, «стереотипом поведения», по Гумилеву, само нуждается в защите от унификации и универсализации, стирания этнокультурных различий в процессе государственного строительства. В России проживает множество различных народов, и их самобытность, культурное своеобразие не должны исчезнуть в ходе формирования стабильной правовой системы, а властные институты, правовые и религиозные нормативные комплексы данных этносов должны выступать ее органической частью.

Таким образом, в современной юриспруденции постепенно складывается новое направление осмысления правовых явлений и процессов, анализа правовой культуры и закономерностей ее эволюции, основанное на комплексных, междисциплинарных исследованиях. Нельзя конечно сказать, что это новый тип правопонимания (теоретико-методологический подход к пониманию права), поскольку он развивался в рамках российской юридической мысли достаточно давно. Тем не менее, следует констатировать, что в исследовательской практике, особенно на монографическом уровне, практически отсутствую работы, вскрывающие глубинные архетипические коды и схемы (матрицы) правового мышлений, закономерности эволюции юридического быта нации, форм и моделей взаимодействия в системе личность-общество-государство. В том числе следует признать неразработанность адекватной теоретико-методологическая база описания и анализа правокультурной жизнедеятельности российского общества. В этом плане теория юридического архетипа позволяет реконструировать неповторимость и специфичность национальной правовой традиции, тот правокультурный фундамент, на котором воспроизводится собственная национальная правовая система условностей, образов, символов, моделей и форм поведения. В то же время оценить перспективность тех или иных инноваций в институционально-правовой организации.

Кроме того, в современной юридической науке продолжается процесс модернизации правовой доктрины Российского государства, вызванный сменой общественно-политической парадигмы в конце XX века. Поиск современных подходов к праву, пересмотр и анализ уже известных в теории права, а также разработка новых моделей правопонимания составляют важнейший этап в формировании современной теории государства и права. Процесс переосмысления центральных юридических понятий, в том числе права, предопределяет формулировку и разработку основных теоретических конструкций и моделей правового регулирования.

Плюрализм подходов к праву, разнообразие моделей его понимания вполне адекватны современному развитию гуманитарных наук и не являются признаком кризиса или особенностью юриспруденции. Такое же многообразие позиций наблюдается и в вопросах о смысле и понятии общества, политики, власти в политологии, социологии, культурологии. В рамках юридической науки до сегодняшнего дня не достигнуто хотя бы приблизительного сходства взглядов среди ученых по поводу того, что считать правом. Это ведет к отсутствию продуманной и взвешенной правовой политики. Различие исследовательских интерпретаций, касающихся природы права, уравновешивает единство мнений представителей государственной власти, придерживающихся либерального стандарта в оценке социальных явлений, в том числе права. Между тем либеральное правовое мышление и правопонимание не всегда восприимчивы к особенностям правовой культуры российского общества, цивилизационной специфики страны.

Понимание права представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности. Проблема понимания все чаще приковывает внимание современных исследователей, в том числе занимающихся проблемами философии науки, философии познания, эпистемологии. Поэтому теоретико-методологический анализ процесса понимания права неизбежно затрагивает вопросы его методологии, разработка которых традиционно считается приоритетной для теории права. При этом, несмотря на большое количество исследований различных подходов к праву, разнообразных аспектов истории правовых идей, вопросы теоретико-методологического анализа понимания права остаются малоизученными и нуждаются в дальнейшем систематическом анализе.

Аналогичные проблемы можно выделить и в исследовании правовой политики национального государства, в плане формирования адекватной политико-правовой организации общества, формулирования приоритетов реформирования правового и политического бытия нации, восстановления режима законности и правопорядка. Поэтому, национально-культурное измерение российской правовой политики в концептуализированном виде еще не стало предметом отдельного политико-правового анализа. Конечно, отдельные аспекты правовой модернизации Российского государства в контексте культурно-исторической самобытности рассмотрены достаточно подробно в трудах многих отечественных ученых.

Несомненно, что поисковый формат исследования всегда оставляет ряд дискуссионных мест, не вполне четко вербализованных идей и теоретических конструкций, спорных моментов. Вполне осознавая и учитывая это обстоятельство, хотелось бы отметить, что настоящая работа представляет начала исследовательского проекта по национально-культурной обусловленности эволюции отечественного государства и права, форм, режимов, технологий и направлений осуществления правовой политики государства.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница