Арт-терапия на уроках изобразительного искусства



Скачать 117.59 Kb.
Дата11.09.2017
Размер117.59 Kb.

Арт-терапия на уроках изобразительного искусства

Процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.

Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое “сопровождение” клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.

Цель арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

С какими проблемами помогает справиться арт-терапия?

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

Можно с помощью арт-терапии контролировать свое психологическое состояние, ведь, как известно, оно может очень меняться, особенно, если в жизни присутствуют стрессовые ситуации.

Практическое значение применения техник арт-терапии в образовании.

Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.



Упражнения

Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Работа с пластилином

Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.

В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.



Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Работа с бумагой для создания коллажа

I вариант. Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.

Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.



Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

II вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Работа с бумагой и красками.

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Восковой рисунок - «Граттаж». Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

Пластилиновая живопись. Педагог, нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребенку размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Штампы. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные в лесу (камешки, шишки), на природе (листья, цветы, травинки), найденные дома на кухне (дольки лимона, огурца, нижняя сторона шляпок грибов). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

«Выдувание соломинкой». Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись, ладошками. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Набрызг. Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большими пальцем или другой жесткой щеткой.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

     Рисование песком. Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной (такой песок можно приобрести в специализированных магазинах), а также поддон или световой стол. Естественно, что одни и те же инструменты используются в работе многократно. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.


     Рисование песком как арт-терапевтический метод полезно в работе со школьниками практически всех возрастов: от самых маленьких до старшеклассников. Рисование песком позволяет решать многие развивающие, психодиагностические и психотерапевтические задачи. Для детей раннего возраста рисование песком выступает как способ развития моторики, а развитие моторики напрямую связано с развитием головного мозга, когнитивных функций. Детям постарше, подросткам рисование песком помогает

  • снять стресс, успокоиться, расслабиться;

  • избавиться от страхов, тревог, беспокойств;

  • выразить внутренние конфликты и переживания;

  • повысить самооценку и веру в свои силы (взаимодействовать с песком достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное);

  • открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.

   
Можно сделать следующие выводы:
Арт-терапия представляет такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.

Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. В некоторых случаях арт-терапия может быть использована в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья.


Использование различных средств творческого самовыражения учащихся в качестве составной части инновационных образовательных технологий и средства развития некоторых личностных качеств учащихся и их воспитания возможно. Используемые при этом средства творческого самовыражения не могут рассматриваться как «арт-терапевтические»; их следует относить к категории арт-методов или методов художественного творчества в образовательном процессе.
Каталог: material
material -> Рекомендации для проведения Школ по артериальной гипертензии
material -> Выражаем благодарность за спонсорскую помощь ООО «Булгар-Синтез», зао «кварт», фгуп «цниигеолнеруд» Генеральный партнер конференции – Проект по поддержке талантливой молодежи «Лифт в Будущее»
material -> «профилактика девиантного поведения»
material -> Департамент образования города Москвы
material -> Департамент образования города Москвы
material -> Памятка для молодежи
material -> Мануйлов Б. М. Возможности фитотерапии при злоупотреблении алкоголя


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница