«Близорукость у школьников, ее причины и профилактика»



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер9.79 Mb.
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
"Школа № 1905"

(ул. Маршала Полубоярова, д. 22)

Проектная работа



«Близорукость у школьников.

Причины и профилактика»

Авторы:

Ученицы 10 класса



Аннотация.

Тема работы: «Близорукость у школьников, ее причины и профилактика».

Авторы: учащиеся 10 класса ГБОУ школы №1905
Актуальность: Близорукость — наиболее частый дефект зрения у школьников.

Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.

Осложненная миопия — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз.

Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте.



Цель работы: 1. Изучить происхождение близорукости. 2. Определить уровень заболеваемости близорукостью в ГБОУ школа №1905. 3. Выяснить причины и меры профилактики близорукости.

Задачи: 1. Изучить строение и физиологию зрительного анализатора. 2. Изучить признаки патологии оптической системы глаза –близорукости. 3. Применить необходимые методики. 4. Провести эксперименты по определению влияния различных факторов на зрение у школьников. 5. Выработать комплекс рекомендаций для учащихся, учителей и родителей, по сохранению здоровья.

Объект исследования – состояние зрения учащихся ГБОУ школа №1905.

Гипотеза: предположение о том, что можно улучшить зрение учащихся нашей школы.

Результаты исследований показали: 1. Избавиться от настоящей миопии нельзя. 2. Возможно, снять спазм аккомодации с помощью соблюдения гигиены зрения. 3. Снизить риск заболеваемости миопией, создав условия для нормальной работы органов зрения.

Практическое значение: Проведена работа среди учащихся, учителей и родителей по профилактике миопии: улучшено питание детей, освещение в классных классах, куплена рациональная мебель, проводится гимнастика для глаз, подготовлены памятки « Береги глаза смолоду».
Содержание.

Введение

Теоретическая часть.
Глава I

Близорукость

1.Анатомия и физиология органа зрения.
2.Анатомические особенности зрения при близорукости.

2.1Три формы глазного яблока при миопии

2.2 Роль склеры в формировании глазного яблока.
3. Физиологические особенности зрения при близорукости.

3.1 Аккомодация.

3.2 Гемодинамика глаза.

3.4 Гидродинамика глаза.


4.Функциональные особенности зрения при близорукости

4.1Острота зрения.

4.2 Поле зрения
5.Классификация близорукости у школьников

5.1 Физиологическая близорукость.

5.2 Прогрессирующая и стационарная близорукость

5.3 Ложная близорукость.

5.4 Наследственная, врожденная и приобретенная близорукость.

5.5 Три степени близорукости.




Глава II.

Практическая часть.

1.Причины близорукости у школьников

1.1 Причины близорукости

1.2 Методики изучения причин близорукости.

1.3.Результаты исследований.



2. Меры профилактики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

Проектная работа выполнена на тему: «Близорукость, ее причины и меры профилактики у школьников»

Зрение – интереснейшее явление природы. Оно дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком жизни, служит информационным каналом, поэтому возросли нагрузки на зрение. Это не может не иметь последствий. По данным ВОЗ ¼ населения земли страдают близорукостью (миопией) – 1,6 млрд, а 2020 г близоруких станет – 2,5 миллиарда. Близорукость молодеет и растет у школьников. В России 40% учащихся до 17 лет близоруки. Состояние здоровья школьников включено в современную модель образования. Ранняя диагностика и своевременная профилактика могут противостоять близорукости. Поэтому выбранная тема актуальна .

Цели проекта:


  1. Изучит анатомические, физиологические, функциональные особенности зрения при близорукости.

  2. Определить уровень заболеваемости миопией в ГБОУ школа №1905, используя необходимые методики.

  3. Выяснить причины и меры профилактики миопии среди учащихся.

Задачи проекта:

  1. Работая с научной литературой, изучить анатомическое строение и физиологию органа зрения, близорукость, как патологию зрительного анализатор.

  2. Найти и практически применить методики изучения причин миопии.

  3. Провести эксперименты по определению влияния различных факторов на зрение школьников.

  4. Использовать компьютерные технологии для обработки данных.

  5. Сделать компьютерную презентацию проекта

  6. Выработать комплекс рекомендации для учащихся, учителей и родителей, помогающих сохранить зрение.

При выполнении проектной работы были использованы методы:

  1. Работа с литературными источниками.

  2. Метод эксперимента.

  3. Работа с расчетным, графическим материалом.

  4. Использование статистических данных.

  5. Анкетирование.

  6. Работа с компьютерными программами.


Объект исследования – состояние зрения у учащихся ГБОУ школа №1905.
Теоретическая часть.

Глава I.

Близорукость.
Между зрением и движение существует связь. И, действительно, глаза – самый подвижный наш орган. Ещё И. М. Сеченов отметил, что зрительное восприятие не существует без деятельности мышечного аппарата глаз. Он указывал, что мышцы не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но и являются также механизмом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Дефицит движений в жизни современного человека неизбежно отражается на функциональных свойствах зрительного аппарата.

Яркий пример этого-близорукость (миопия), которая формируется, как оказалось, в школьные годы преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием. Не последнюю роль играют здесь также неправильная осанка и недостатки в освещенности рабочего места.

Плохое зрение – чаще всего зависит от ослабления аккомодационной (цилиарной) мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной "наводки на резкость" нашего глаза. Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения и упражнения могут быть рекомендованы для профилактики подобных нарушений работы глаза? Чтобы ответить на него, рассмотрим особенности устройства органов зрения и мышечного аппарата глаз.

Новейшие работы ученых подтверждают: глаз - не просто орган чувств, он- часть мозга, вынесенная на "передний край" восприятия. Глаз – одна из сложнейших систем в организме человека; каждой его части посвящены тома исследований! Взять хотя бы фоторецепторы – многослойные механизмы, служащие как бы входными устройствами, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга, детекторы этих сигналов в самом мозге. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней – раньше, чем ходить и даже слышать.

В самых разных областях современной науки накопилось множество интересных фактов, которые подобны частицам мозаики, отражающей сложнейший процесс зрения. Но собрать эти крупицы в единую, четкую картину до сих пор не удавалось никому. Процесс зрения так и остается до конца непознанным. На сегодняшний день нет также ни одной окончательно утвердившейся теории зрения.

Зрение изучают физиологи, биохимики, оптики, специалисты в области бионики и многих других наук. В последние годы появились работы, связывающие различные стороны социальной жизни человека с психофизиологией, его восприятие. Зрение как социальный феномен проявляется в познании человеком окружающей жизни, служит основным информационным каналом: без интернета, телевидения и т. п. жизнь человека в XXI веке немыслима. Именно зрение в первую очередь способствует знакомству людей, проявлению их взаимной симпатии, образование семьи. Ничто так не воспитывает в человеке профессиональных навыков, художественного вкуса, ничто не позволяет так концентрировать внимание, как зримый воочию пример или образ. Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодня уже говорят и о визуальной культуре личности – об умении не только смотреть, но и видеть.

В настоящие время ко всем качествам человеческой личности предъявляются особо высокие требования. Возросли нагрузки на все органы чувств. И в первую очередь на зрение. Это не может не иметь последствий, и вот, согласно медицинской статистике, растет во всем мире количество близоруких, в том числе детей, страдающих высокой близорукостью. Медицина ищет и находит все более совершенные средства борьбы с этими и другими заболеваниями глаз. Однако и мы сами может – и должны! – бороться за хорошее зрение и его сохранение.




  1. Анатомия и физиология органа зрения.

Орган зрения состоит из четырех частей: 1.Периферическая или воспринимающая часть – глазное яблоко с его придатками; 2. Проводящие пути – зрительный нерв, состоящий из аксонов ганглионарных клеток, хиазма, зрительный тракт; 3. Подкорковые центры; 4. Высшие зрительные центры в затылочных долях коры больших полушарий.

Вспомогательный аппарат – это глазница, слезная железа, слезного канальца, слезного озера, слезного мешка, носослезного протока, века, ресниц, бровей (рис1).Глазница – костное вместилище для глаза. Между фасцией глаза и глазным яблоком имеется капиллярная щель с межтканевой жидкостью, что позволяет глазному яблоку свободно вращаться, подобно шаровидному суставу. В глазнице, находится система соединительнотканных связок, которые удерживает глазное яблоко в подвешенном состоянии, как в гамаке. К глазодвигательным мышцам относятся четыре прямые – верхняя, нижняя, наружная и внутренняя и две косые – верхняя и нижняя. Мышцы, сокращаясь, поворачивают, поднимают глаза.



Веки в виде подвижных заслонок прикрывают переднюю поверхность глазного яблока, защищая его тем самым от вредных внешних воздействий. Скользя по глазу при мигательных движениях, они равномерно распределяют слезу и поддерживают необходимую влажность роговой оболочки и конъюнктивы и, кроме того, смывают с поверхности глаза, попавшие мелкие инородные тела и способствуют их удалению. Наружный угол глазной щели острый, внутренний притуплен подковообразным изгибом. Этот изгиб слезным озером, в котором находятся слезное гнездо – небольшое, утолщение слизистой оболочки. Эти образования являются рудиментами третьего века. Вдоль переднего ребра века в 2-3 ряда растут ресницы. На верхнем веке их больше и по количеству. Слезные органы по выполняемой функции делятся на секреторный и отводящий аппараты. К секреторному аппарату относятся слезная железа и ряд добавочных мелких железок, рассеянных в сводах. Слезная железа располагается под верхненаружным краем орбиты в одноименной ямке. Выводные протоки орбитальной части железы проходят между дольками мельчайшими отверстиями. Слеза представляет собой прозрачную жидкость слабощелочной реакции Химический состав слезы: воды 97, 8%; солей 1,8 %; остальную часть составляют белки, липиды, полисахариды и другие органические компоненты. Слезные органы выполняют важнейшую защитную функцию. Особое белковое вещество лизоцим обладает выраженным бактерицидным действием. В нормальном состоянии для смачивания глазного яблока требуется незначительное количество слезы (0, 4-1 мл за сутки), Слеза собирается слезной озере. Отсюда она отводится в полость носа через слезный канал. Соединительной оболочкой, или конъюнктивой называется тонкая оболочка, выстилающая заднюю поверхность век и глазное яблоко вплоть до роговицы. Конъюнктива выполняет важные физиологические функции. Высокий уровень чувствительной иннервации обеспечивает защитную роль: при попадании мельчайшей соринки появляется чувство инородного тела, усиливается секреция слезы, учащаются мигательные движения, в результате чего инородное тело механически удаляется их конъюнктивальной полости. Секрет конъюнктивальных желез, постоянно смачивает поверхность глазного яблока, выполняя роль смазки, уменьшающей трение при его движениях. Кроме того, этот секрет выполняет трофическую функцию роговой оболочки. Барьерная функция конъюнктивы осуществляется за счет обилия лимфоидных элементов. Глазное яблоко(рис 2) – парное образование, располагается в глазных впадинах черепа – орбитах. Глаз имеет не совсем правильную шаровидную форму. Длина его горизонтальной оси - 23,6 мм, вертикальной - 23,3 мм. В центре роговицы находится передний полюс, противоположно ему лежит задний полюс. Соединяющая их линия называется геометрической осью глаза. Зрительная и геометрическая оси не совпадают. Масса глазного яблока7-8г. Глазное яблоко слагается их трех оболочек, окружающих внутренние прозрачные преломляющие среды: наружной, или фиброзной, средней, или сосудистой, внутренней, или сетчатой. Наружная оболочка(рис 4) носит название фиброзной капсулы. Это тонкая (0,3 – 1, 0 мм), но вместе с тем плотная оболочка. Она обусловливает форму глаза, поддерживает его определенный тургор, выполняет защитную функцию и служит местом прикрепления глазодвигательных мышц. В свою очередь фиброзная капсула подразделяется на два неравных отдела – роговицу и склеру. Роговица - передний отдел наружной фиброзной оболочки. Роговица прозрачная, отличается оптической гомогенностью. Поверхность ее гладкая, зеркально-блестящая. Кроме выполнения общих функций, свойственных наружной оболочке, роговица принимает участие в преломлении световых лучей. Сила ее преломления равна 40, 0 дптр. Средний радиус кривизны – 7,8 мм. Основные свойства роговицы : прозрачность, зеркальность, сферичность, размер, высокая чувствительность, отсутствие сосудов. Склера занимает 5/6 всей наружной, или фиброзной оболочки глазного яблока. Несмотря на однородность основных структурных элементов роговицы и склеры, последняя полностью лишена прозрачности .Имеет белый, иногда слегка голубоватый цвет. Чем обусловлено ее название «белочная оболочка»Средняя оболочка глаза носит название сосудистого тракта. Она подразделяется на три отдела: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую. В целом сосудистый тракт является главным коллектором питания глаза Радужка представляет собой передний отдел сосудистого тракта. Располагается радужка во фронтальной плоскости таким образом, что между ней и роговицей остается свободное пространство – передняя камера глаза, заполненная жидким содержимым - влагой. Радужка имеет вид тонкой, почти округлой пластинки. В центре радужки находится круглое отверстие – зрачок, оно служит для регулирования количества световых лучей проникающих в глаз. Величина зрачка постоянно меняется в зависимости от силы светового потока. Средняя величина его 3 мм, наибольшая – 8 мм, наименьшая – 1 мм. Цвет радужки зависит от ее пигментного слой и присутствия в строме крупных многоотростчатых пигментных клеток. В ресничном теле различают: 1) отдел, состоящий из мышечной и соединительной ткани, богатый сосудами; 2) ретинальную часть-продолжение сетчатки.Ресничная, или аккомодационная мышца состоит из гладких мышечных волокон, идущих в трех направлениях – в меридианальном, радиальном и циркулярном. Сочетанное сокращение всех пучков ресничной мышцы обеспечивает аккомодационную функцию ресничного тела. За мышечным слоем идет сосудистый слой ресничного тела, состоящий из рыхлой соединительной ткани, содержащей большое количество сосудов, эластические волокна и пигментные клетки.Богаты сосудами отростки ресничного тела, которым отводится важная роль – продуцирование внутриглазной жидкости. Таким образом, функция ресничного тела двойная: ресничная мышца обеспечивает аккомодацию, ресничный эпителий – продукцию водянистой влаги. К ней прилегает слой пигментированных эпителиальных клеток, оба этих слоя являются продолжением сетчатки, оптически недеятельной ее части. Сосудистая оболочка глаза составляет заднюю, самую обширную часть сосудистого тракта. Она плотно соединена со склерой только вокруг места выхода зрительного нерва. Изнутри к ней вплотную прилежит оптическая часть сетчатки. Обилие сосудистой сети соответствует активной функции сосудистой оболочки. Она является энергетической базой, обеспечивающей восстановление непрерывно распадающегося зрительного пурпура, необходимого для зрения. На всем «протяжении оптической зоны сетчатка и сосудистая оболочка взаимодействует в физиологическом акте зрения. Сетчатка состоит из 10 слоёв, но в светоощущении участвуют 2, 6 и 9-й.В сетчатке человека насчитывается примерно 5-7 млн. колбочек и 120 млн. палочек(рис 3). Колбочки являются носителями цветного, дневного зрения, палочки – носителями сумеречного зрения. Чувствительность палочек зависит от концентрации зрительного пурпура в них и нервных элементов зрительного анализатора. Самым важным и очень тонким местом сетчатки является так называемое пятно сетчатки («жёлтое пятно») с центральной ямкой, где сосредоточена основная масса колбочек. По мере продвижения к периферии плотность колбочек снижается, но одновременно увеличивается плотность палочек. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное цветоощущение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Жёлтое пятно, особенно его центральная ямка, – место наиболее чёткого, так называемого центрального зрения.

Способность оптической системы глаза строить чёткое изображение на сетчатке называют остротой зрения, в основе которой лежит разрешающая способность глаза, т. е. его способность воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними. Если лучи, исходящие от двух рядом расположенных точек, возбуждают одну и ту же, или две соседние колбочки, то обе точки воспринимаются как одна более крупная. Для их раздельного видения необходимо, чтобы между возбужденными колбочками находилась еще хоть одна. Следовательно, максимально возможная острота зрения зависит от толщины колбочек в центральной ямке желтого пятна. Острота зрения несколько меняется в зависимости от силы освещения. При одной и той же освещенности острота зрения может значительно меняться. При утомлении острота зрения понижается.

По мере удаления от жёлтого пятна количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает; на периферии сетчатки имеются только палочки. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но, в то же время, очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью («сумеречное зрение»).

Отделы сетчатки вокруг жёлтого пятна обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Оно определяется полем зрения, которое охватывается одновременно фиксированным глазом. Без периферического зрения человек практически слеп, он не может передвигаться без посторонней помощи. При нормальном поле зрения человек способен обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором далеко расположенные предметы.

Поле зрения у детей несколько меньше, чем у взрослых, что, является одной из причин повышенной частоты дорожно-транспортных происшествий с детьми

Глаз включает в себя оптическую систему(рис 5), которая, фокусируя световые лучи, обеспечивает создание на сетчатке чёткого изображения предметов , расположенных как на близком, так и на дальнем расстоянии от глаза. Эта способность глаза называется аккомодацией. Оптическая система глаза состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела, но аккомодационная функция глаза зависит, главным образом, от роговицы и хрусталика.

От объекта, удаленного на расстояние больше шести метров, в глаз поступают практически параллельные лучи света, тогда как лучи, идущие от более близких предметов, заметно расходятся. В обоих случаях для того, чтобы свет сфокусировался на сетчатке, он должен быть преломлен (т. е. его путь изогнут), и для близких предметов преломление должно быть более сильным. Нормальный глаз способен точно фокусировать свет от объектов, находящихся на расстоянии от 25 см до бесконечности. Преломление света происходит при переходе его из одной среды в другую, имеющую иной коэффициент преломления, в частности, на границе воздух – роговица и у поверхности хрусталика.

Форма роговицы не может изменяться, поэтому рефракция здесь зависит только от угла падения света на роговицу, который, в свою очередь, зависит от удаленности предмета. В роговице происходит наиболее сильное преломление света, а функция хрусталика состоит в окончательной «наводке на фокус».

Хрусталик – это прозрачное эластическое образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт стекловидной бесструктурной прозрачной, очень плотной и сильно преломляющей свет капсулой сумкой. По всему краю которой, к цилиарной мышце ресничного тела тянутся тонкие, но очень упругие волокна - цинновы связки. Они сильно натянуты и держат хрусталик в растянутом (уплощённом) состоянии, но при рассматривании близких предметов натяжение цинновых связок уменьшается, натяжение капсулы ослабляется и хрусталик, вследствие своей эластичности, становится более выпуклым. Сила преломления его увеличивается, – происходит аккомодация глаза на близкое расстояние. При смотрении вдаль, увеличившееся натяжение цинновых связок, приводит к обратному эффекту: хрусталик делается более плоским и его преломляющая способность становится наименьшей.

Хрусталик молодых людей содержит в своём составе преимущественно растворимые белки, но после 20 лет белковый состав хрусталика постепенно изменяется: увеличивается количество его нерастворимых фракций и уменьшается растворимых. Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачным, аморфным, желеобразным веществом – стекловидным телом, заполняющим пространство между сетчаткой и хрусталиком. В стекловидном теле содержится до 98% воды и ничтожно малое количество белка и солей. Оно не имеет сосудов и нервов, но придаёт форму и упругость глазному яблоку, является одним из важных элементов оптической системы глаза; при заболеваниях – мутнеет. Все три образования преломляют световые лучи таким образом, что на сетчатке образуется уменьшенное и перевёрнутое изображение видимых глазом предметов, но это не мешает правильному их восприятию, так как все дело не в пространственном положении изображения на сетчатке, а в интерпретации его мозгом.

Преломляющая способность глаза в состоянии покоя, обеспечивающая фокусирование изображения на сетчатке, называется рефракцией.

Аксоны ганглиозных клеток, собранные в зрительном нерве, направляются к основанию передней части гипоталамуса, где оба нерва сходятся вместе, образую хиазму (перекрест). Здесь происходит частичный обмен волокнами с разделением их на перекрещивающиеся и неперекрещивающиеся пучки (рис 6). Дальше зрительные пути основа расходятся в виде правого и левого зрительных трактов. В результате информация обо всем, что проецируется на внутреннюю (носовую) половину сетчатки левого глаза, переходит в правый глаз, - в левый зрительный тракт. Информация же от наружных (височных) половин обеих сетчаток идет по неперекрещенным путям. После хиазмы все, относящееся к левой стороне внешнего мира, воспринимаются правой половиной зрительной системы, и наоборот. Объединение аксонов зрительных нервов в зрительный тракт носит не случайный характер. Волокна перекрещиваются таким образам, что аксоны из соответственных участков обеих сетчаток встречаются и вместе направляются к таламусу. Когда вы смотрите прямо перед собой, все предметы, не находящиеся на средней вертикали, попадают на рецептивные поля клеток носовой (внутренней) половины сетчатки одного глаза и височной (наружной) половины сетчатки другого глаза. Таким образом, каждая точка внешнего пространства проецируется на соответственные точки обеих сетчаток. Дальнейшие отображения всей совокупности таких точек в зрительной системе называются ретинотопическими проекциями поля зрения. Аксоны зрительного тракта подходит к одному из четырех воспринимающих и интегрирующих центров. Ядра латерального коленчатого тела и верхних бугорков четверохолмия – это структуры-мишени, наиболее важные для осуществления зрительной функции. Центральная часть зрительного анализатора начинается от аксонов подкорковых зрительных центров, где происходит переключение зрительного раздражения на проводящие пути головного мозга, в составе которых они достигают его коры в затылочной доле. Корковые зрительные центры объединяют 17, 18 и 19 поля коры больших полушарий (рис 7).Для получения отчётливого изображения рассматриваемого предмета на сетчатке, необходимо чтобы предмет находился на зрительной оси глаза, проходящей через центр хрусталика и жёлтое пятно сетчатки.

Правильная установка зрительных осей достигается: движениями тела и поворотом головы – грубая установка; движениями глазодвигательных мышц – тонкая установка; аккомодацией хрусталика – тончайшая установка, регулируемая ЦНС и обеспечиваемая ресничной (аккомодационной) мышцей глаза; конвергенцией – процессом сведения зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом предмете, т. е. в точке фиксации. Обеспечивается сокращением прямых мышц глаза. Нарушения конвергенции приводят к аномалиям бинокулярного зрения, связанным, прежде всего, с развивающимся косоглазием или нистагмом.

В видимой части спектра человеческий глаз поглощает свет всех длин волны. Воспринимая их, как семь цветов. Способность человеческого глаза к различению большого количества (до нескольких тысяч) цветовых оттенков достигается благодаря наличию в сетчатке глаза трёх видов колбочек – «красных», «зеленых» и «синих», которые содержат разные пигменты и, по данным электрофизиологических исследований, поглощают свет с различной длиной волны. Цветовое зрение объясняют степенью раздражения каждого типа колбочек светом, отражаемым от объекта. Первичное различение цветов осуществляется в сетчатке, но окончательный цвет, который будет воспринят, определяется интегративными функциями мозга.

Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз, т. е. способность видеть двумя глазами одновременно, при этом воспринимая рассматриваемый объект как единое целое. Эта зрительная способность называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя.

Наконец, немаловажной характеристикой зрения человека является его стереоскопичность. Два отдельных плоских изображения, получаемых правым и левым глазом, в корковом зрительном центре «сливаются» в одно и формируют понятия стереоскопичности изображения.

Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов: зрительный пигмент палочек родопсин разлагается на ретиналь – производное витамина А, и белок опсин. Ретиналь, превратившись затем в витамин А, расходуется на регулирование проницаемости клеточных мембран пигментных клеток сетчатки, но для обеспечения ночного зрения, необходимо обратное восстановление витамина А и опсина в родопсин. Если витамина А оказывается недостаточно, то развивается нарушение ночного зрения («куриная слепота»). В колбочках вместо родопсина находится йодопсин, несколько отличающийся по структуре от родопсина, и не требующий участия витамина А в осуществлении функции зрения.

При перестройке зрительных пигментов возникают нервные импульсы, которые передаются в последующие нейроны сетчатки (биполярные и ганглиозные клетки) и далее – в зрительный нерв, берущий начало от ганглиозных клеток (рис 8). Участок сетчатки, из которого выходит зрительный нерв, лишён и колбочек, и палочек, и потому не способен к восприятию света. Его называют «слепым пятном, волокна зрительного нерва (проводниковый отдел зрительного анализатора), направляются в головной мозг, где формируются зрительное ощущения.

2.Анатомические особенности органа зрения при близорукости.

Миопия – (от греч. слова "мио" - щуриться и "опсис" - взгляд, зрение) - является одним из недостатков преломляющей силы глаза, в результате которого лица, страдающие им, плохо видят отдаленные предметы. Близорукие обычно подносят рассматриваемый предмет близко к глазам, щурят глаза. Близорукостью, или миопией, страдает каждый третий человек на Земле. Близоруким людям тяжело дается видеть номера маршрутов общественного транспорта, прочитать дорожные знаки, а также различать другие предметы на расстоянии. Но близорукие могут хорошо видеть во время занятий, связанных со зрением на близком расстоянии, таких как письмо и чтение. У некоторых близоруких людей бывают головные боли, поскольку они испытывают повышенную зрительную утомляемость при управлении автомобилем или во время спортивных игр.


У миопического глаза силы рефракции не хватает на то, чтобы изображение попало точно на сетчатку. Лучи света при этом фокусируются в точке перед сетчаткой, а затем расходятся, формируя расплывчатое изображение (рис 9).
2.1 Три формы близорукого глаза.

При миопии встречались три формы глаза, причем при слабой ее степени преобладала форма сжатого эллипсоида.

Очень часто при этой степени миопии бывает также шаровидная форма . Она превалирует при миопии средней степени, но и в этих случаях встречается форма сжатого эллипсоида. Она встречается даже при миопии высокой степени. Количество глаз, имевших форму- вытянутого эллипсоида, увеличивалось по мере повышения степени миопии, эта форма преобладает (53,8 %) при миопии от 6,0 до 8,5 дптр. В случаях миопии 9,0 дптр и более на долю таких глаз приходится уже 71,2 %.
2.2 Роль склеры в формировании глазного яблока

Установлено, что с усилением рефракции существенно увеличиваются объем глаза и объем стекловидного тела. Увеличение объема глаза происходит в основном за счет увеличения стекловидного тела, о чем свидетельствует отношение объема стекловидного тела к объему глаза. Наименьшее среднее значение (0,51) этого отношения было в группе глаз с самой слабой

рефракцией — гиперметропией более 5,0 дптр, наибольшее (0,69) — в группе глаз с самой сильной рефракцией — миопией более 6,0 дптр. Прямая связь между увеличением объема стекловидного тела и усилением рефракции указывает на то, что растяжение глазного яблока при прогрессирующей миопии происходит главным образом в заднем его отделе, разница между горизонтальным и вертикальным диаметром возрастает по мере увеличения степени асферичности, причем показатели вертикального диаметра значительно более постоянны, и разница в основном связана с увеличением

горизонтального диаметра. Наиболее вероятной причиной неравномерного

стяжения миопических глаз считается различия механических свойств

различных участков склеры. [Аветисов Э.С. и др., 1999]


3.Физиологические особенности

зрения при близорукости
3.1 Аккомодация.

Исследования, свидетельствуют о том, что при миопии аккомодация претерпевает существенные изменения. Они затрагивают все стороны аккомодационной деятельности, но проявляются прежде всего пониженной работоспособностью цилиарной мышцы, нарушения предшествуют развитию близорукости, связанной со зрительной работой на близком расстоянии, и составляют ее патогенетическую основу. По мере увеличения миопии степень нарушения работоспособности цилиарной мышцы возрастает.

Освещенность фона, также оказывала влияние на положение ближайшей точки ясного видения, но это влияние менее выражено.

3.2 Гемодинамика.

Снижение основных гемодинамических показателей глаз при миопии является, очевидно, следствием уменьшения суммарного просвета внутриглазных сосудов. В глазах с высокой миопией обнаружены изменения в виде увеличения по всему протяжению сетчатки количества стенок капилляров, с нарушением целости внутренней эластичной мембраны ,

поэтому сетчатка, подвергается дистрофии.

3.3 Гидродинамика.

В основе формирования миопии и ее прогрессирования лежит нарушение

сопротивляемости склеры, что ведет к ее растяжению под влиянием внутриглазного давления т к циркуляции внутриглазной жидкости при миопии снижена, затруднен отток. Затруднение оттока внутриглазной жидкости и небольшое увеличение офтальмотонуса при миопии наряду с другими причинами способствуют растяжению оболочек глаза.
4.Фукциональные особенности

Зрения при близорукости.

4.1 Острота зрения

При миопии дальнейшая точка ясного видения находится на конечном расстоянии от глаза, ближе 5 м. Вследствие этого параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, преломляются в глазу не на сетчатке, а впереди нее, и каждая точка образует на сетчатке не точку, а круг, называемый кругом (фигурой) светорассеяния. В связи с этим не корригированная острота зрения при близорукости всегда снижена. Это снижение, должно быть тем больше, чем дальше от сетчатки находится задний главный фокус, т.е. чем

больше выражена миопия. Острота зрения миопического глаза в значительной степени зависит от ширины зрачка. Чем она меньше, тем меньше круги светорассеяния на сетчатке и тем выше острота зрения. В связи с этим острота зрения у лиц с миопией повышается при ярком освещении или прищуривании глаз, когда зрачок частично прикрывается веками. Наоборот, при плохом освещении или в сумерках, когда зрачок становится более широким, острота зрения снижается. Это особенно выражено при миопии высокой степени. Уменьшение изображения рассматриваемого предмета на сетчатке миопического глаза может быть связано с разрежением

плотности фоторецепторов, уменьшением их числа на единицу площади и каждая точка образует на сетчатке не точку, а круг, называемый кругом (фигурой) светорассеяния. В связи с этим не корригированная острота зрения при близорукости всегда снижена. Это снижение, должно быть тем больше, чем дальше от сетчатки находится задний главный фокус, т.е. чем

больше выражена миопия .



4.2 Поле зрения.

При миопии нередко наблюдается нарушение поля зрения. В основе их лежит дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сетчатке с преобладанием последнего. Ухудшение зрения в темноте у больных с миопией отмечалось давно. нарушения световой чувствительности встречаются в основном при осложненной близорукости и в общем зависят от степени этих изменений.


5.Классификация близорукости у школьников.

5.1 Три степени близорукости.

Следует различать истинную близорукость, или миопию, и ложную близорукость, или псевдомиопию. Последняя включает: а) собственно псевдомиопию, или спазм аккомодации, как отдельную форму; б) ночную миопию.

Таблица профессора Э С Аветисова


степени

период возникновения

течение

равенство рефракции глаз

Слабой

степени (до

3,0 дптр

включитель-

но).

Средней


степени

(3,25-6,0

дптр).

Высокой


степени

(более 6,0

дптр)


1. Врожденная.

2. Рано приоб-

ретенная (в

дошкольном

возрасте).

3. Приобретен-

ная в школь-

ном возрасте.

4. Поздно

приобретен-

ная (во

взрослом


состоянии)

Стационарная.

Медленно


прогрессирую-

щая (менее

1,0 дптр в

течение года).

Быстро про-

грессирующая

(1,0 дптр и

более в


течение года)

Изометро-

пическая.

Анизомет-

ропичес-


кая

Хотя выделение миопии слабой (до 3,0 дптр включительно), средней (от 3,25 до 6,0 дптр) и высокой (6,0 дптр и более) степени не имеет четких обоснований, целесообразно сохранить указанные градации, ставшие общепринятыми. Что слабая степень — это в основном аккомодационная

миопия, чаще всего проявление приспособительной реакции организма к зрительной работе на близком расстоянии при ослабленной аккомодации. Миопия средней степени свидетельствует о тенденции к прогрессированию процесса, о потенциальной возможности превращения близорукости. При миопии высокой степени могут развиться осложнения ,хотя они могут

наблюдаться и на стадии миопии средней степени Наиболее распространенными степенями миопии являются слабая и средняя, однако, встречаются случаи близорукости 20 - 30 диоптрий и даже выше, при этом удлинение оси глаза на 1 мм влечет за собой усиление близорукости на 3 диоптрии. От высокой степени близорукости следует отличать тяжелую злокачественную или прогрессирующую, близорукость, при которой имеются те или иные изменения на оболочках глаза и на глазном дне.


Следует отметить, что при близорукости выше 4 диоптрий человек начинает плохо видеть и объекты на близком расстоянии, становится затруднительной работа на компьютере, чтение. Очевидно, что чем сильнее степень близорукости, тем ниже острота зрения вдаль.


5.2 По равенству рефракции в обоих глазах.

По равенству или неравенству величин рефракции обоих глаз следует различать изометропическую и анизометропическую миопию. Последнюю выделяют в том случае, когда разница в величинах рефракции составляет 1,0 дптр и более.Если эта разница большая (4,0—5,0 дптр и более), то может

появиться анизометропическая амблиопия. В связи с этим миопия требует как можно более ранней и правильной оптической коррекции.
5.3 По времени появления

По времени (возрасту) появления различают врожденную, рано приобретенную (в дошкольном возрасте), и поздно приобретенную (во взрослом состоянии) миопию. Доказано, что наличие близорукости у обоих родителей влечет 50-процентный риск для ребенка; если патология имеется только у матери, вероятность близорукости снижается до 25-35%.Врожденная, обусловлена пороками развития глаза до рождения.

Неблагоприятен прогноз обычно и при близорукости, приобретенной в дошкольном возрасте, что указывает на роль склерального фактора в ее происхождении. Последний может оказывать отрицательное влияние и на течение миопии, связанной с ранним приобщением детей к зрительной работе на близком расстоянии.


    1. Спазм аккомодации – ложная близорукость

Ложная связана со спазмом аккомодации, исчезает после его устранения и ее разновидность – транзиторная близорукость вызвана различными болезнями или приемом лекарств. Отдельной разновидностью обозначают школьную (рабочую) близорукость – патологическое состояние, возникающее в результате напряженной работы глаз на близком расстоянии, развивающееся из-за ослабления аккомодации.

    1. От причины появления выделяют следующие виды близорукости

Осевая наблюдается из-за увеличения размера глазного яблока.

Рефракционная развивается вследствие усилении работы преломляющего аппарата.



Каталог: images -> projects
images -> Галина Шаталова Здоровье человека. Философия, физиология, профилактика
images -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
images -> Российское общество психиатров
images -> Общероссийская общественная организация «федерация анестезиологов и реаниматологов»
images -> Оглавление название
images -> Т. С. Перепанова, В. П. Комарова нии урологии Минздрава России, Москва
images -> Понятие и признаки профессионального выгорания. Причины и факторы профессионального выгорания
projects -> Исследование бактерицидных и кислотно-основных свойств жевательной смолки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница