Бочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования



Скачать 400.74 Kb.
Дата04.05.2016
Размер400.74 Kb.
ТипСборник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2008). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2008, (авт. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю).

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  • оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (23 часа)

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов . Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.



Демонстрация схем структуры царств живой природы.

РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы.



Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ

ПУТЕМ ЕСГЕСГВЕННОГО ОТбОРА

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.



Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные

находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».



Лабораторная работа Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Приспособительные особенности строения, окраски тело и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.



МИКРОЭВОЛЮЦИЯ

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.



Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ.

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные эакономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.



Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарвиа), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.



Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура ; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.



Демонстрация репродукций картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)

ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление. Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергия. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функция. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.



Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.



СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин(гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл. Значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточкой теории.

Лабораторная работа. Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.

Раздел З. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.



Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша— гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночкых животных.

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)

. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развития и проявления признаков и свойств.



Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторные и практические работы. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой ( размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ

И МИКРООРГАНИЗМОВ

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.



Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекция и препараты сортов культурных растений.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

БИОСФЕРА. ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский), Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности в других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.Формы взаимоотношений между организмами.



Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) показ, обсуждение «Биосфера»; г) примеров симбиоза представителей различныхх царств живой природы.

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы.



Заключение (2 часа)

9 класс

Базовый уровень

урока

дата

Тема урока

Планируемые результаты усвоения материала

Виды контроля.

Измерители

Тип урока.


Характеристика деятельности учащихся

Дата


План.

Факт.

Введение (1 час)

1

Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».

Знать: Биология, теория, законы, закономерности.

Уметь: Работать с учебником, сравнивать, делать выводы.

Беседа

Вводный

Индивидуальная работа







Эволюция живого мира на Земле (23 часа)

2

Многообразие живого мира.

Знать: Клетка, ткани, органы, популяция, вид.

Уметь: Работать с учебником, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







3

Основные свойства живых организмов

Знать: Обмен веществ, самовоспроизведение,. Раздражимость, дискретность, ритмичность.

Уметь: Составлять схему царств живой природы.

Устный опрос

Комбинир.

Работа в малых группах







4

Развитие биологии додарвиновский период. Становление систематики.

Знать: Искусственная и естественная системы, таксон, иерархия, бинарная номенклатура, описательный период в биологии. Работать с текстом и рисунками, анализировать данные

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







5

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Знать: Эволюция, теория градации, естественная классификация, влияние окружающей среды.

Уметь: Устанавливать межпредметные связи, пользоваться лабораторным оборудованием.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







6

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Знать: Эволюция, вид, геология, палеонтология, эмбриология, биогеография, селекция, сорт, порода.

Уметь: Заполнять таблицу, работать в заданном темпе.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа







7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

Знать: Искусственный отбор, селекция, сорт, порода, мутация.

Уметь: Высказывать гипотезу, оценивать результат опыта, пользоваться лабораторным оборудованием.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Лабораторная работа

«Изучение результатов искусственного отбора»

Работа в малых группах







8

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Знать: Естественный отбор, борьба за существование, изменчивость, наследственность.

Уметь: Составлять схему при помощи текста учебника, делать учебный рисунок.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Работа в малых группах







9

Формы естественного отбора.

Знать: Стабилизирующая форма отбора, движущая форма отбора, половой отбор, конкуренция.

Уметь: Внимательно слушать, анализировать, выдвигать и обосновывать гипотезы.

Устный опрос, работа по карточкам

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







10

Урок обобщение по теме.







Обобщение и контроль










11

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Знать: Приспособленность, относительность приспособлений, эволюция.

Уметь: Обсуждать проблему, использовать дополнительную информацию.

Устный опрос

Комбинир.

Индивидуальная работа







12

Физиологические адаптации

Знать: Физиологическая адаптация, ее относительный характер, эволюционные изменения, результат эволюции.

Уметь: Рассказывать по рисунку, делать выводы.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Лабораторная работа

«Изучение приспособленности организмов к окружающей среде»



Работа в малых группах







13

Микроэволюция. Вид, его критерии, структура.

Знать: Микроэволюция, вид, популяция, критерии вида, система.

Уметь: Внимательно слушать, анализировать, выдвигать и обосновывать гипотезы.


Групповые письменные задания по карточкам

Комбинир.

Лабораторная работа

«Изучение критериев вида»



Работа в малых группах







14

Эволюционная роль мутаций.

Знать: Факторы эволюции, мутационный процесс, ген, популяция, волны жизни, изоляция.

Уметь: Обсуждать, выделять из текста термины, работать с микроскопом.

Устный опрос, самостоятельная работа

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







15

Макроэволюция. Биологические последствия адаптаций.

Знать: Биологический прогресс, регресс, дивергенция.

Уметь: Обсуждать, выделять из текста термины

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа







16

Главные направления эволюции.

Знать: Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Уметь: Уметь сравнивать, обобщать, решать творческие задачи.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Лабораторная работа

«Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений»



Работа в малых группах







17

Общие закономерности биологической эволюции.

Знать: Дивергенция, конвергенция, необратимость эволюции.

Уметь: Обсуждать, выделять из текста термины, работать с микроскопом.

Устный опрос, самостоятельная работа

Комбинир.

Работа в малых группах







18

Обобщение знаний по темам «Макроэволюция и микроэволюция»




Обобщение и контроль










19

Современные представления о возникновении жизни

Знать: Жизнь, церковная догма, вечность жизни, геологические эры, ароморфоз.

Уметь: Уметь сравнивать, обобщать, решать творческие задачи.

Устный опрос, работа по карточкам

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







20

Начальные этапы развития эволюции

Знать: Первые следы жизни на земле

Уметь: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни

Устный опрос, самостоятельная работа по тексту учебника

Комбинир.

Индивидуальная работа







21

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру

Знать: Первые хордовые, развитие водных растений.

Уметь: Объяснять основные свойства живых организмов.

Работа по карточкам

Комбинир.

Индивидуальная работа







22

Жизнь в палеозойскую эру.

Знать: Палеозойская эра, псилофиты, ракоскорпионы, кистеперые рыбы, стегоцефалы, голосеменные растения, папоротники.

Уметь: Внимательно слушать, анализировать, выдвигать и обосновывать гипотезы.

Устный опрос

Комбинир.

Работа в малых группах







23

Жизнь в мезозойскую эру.

Знать: Мезозойская эра, покрытосеменные растения, динозавры, птицы, млекопитающие, теплокровность.

Уметь: Работать с раздаточным материалом, делать выводы.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







24

Жизнь в кайнозойскую эру.

Знать: Кайнозойская эра, оледенение, насекомоядные, приматы, человек.

Уметь: Заполнить таблицу, сделать вывод.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







25

Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение».




Обобщение и контроль










Структурная организация живых организмов (10 часов)

26

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Знать: Элемент, микроэлемент, макроэлемент, биоэлементы, диполь, катионы, анионы, ферменты, гидролиз, буферность.

Уметь: Составлять и обосновывать схему, сравнивать и обобщать.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Работа в малых группах







27

Органические вещества, входящие в состав клетки.

Знать: Мономеры, полимеры, белки, метаболизм, углеводы, липиды, катализаторы, гликоген, ферменты, хитин, рибоза, дезоксирибоза.

Уметь: Составлять и обосновывать схему, сравнивать и обобщать.


Устный опрос, работа по карточкам

Комбинир.

Лр

«Каталитическая активность ферментов в клетках»



Работа в малых группах







28

Пластический обмен. Биосинтез белка.

Знать: Пластический обмен, ассимиляция, генетический код, полипептид, матрица.

Уметь: Составлять и обосновывать схему, сравнивать и обобщать.

Устный опрос

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







29

Энергетический обмен.

Знать: Энергетический обмен, диссимиляция, АТФ, митохондрия, гликолиз, брожение, аэробное дыхание. Уметь: Анализировать информацию и оформлять ее графически, устанавливать взаимосвязи.

Устный опрос

Комбинир.

Индивидуальная работа







30

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Знать: Обмен веществ, автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, хемосинтез, ген, ароморфоз.

Уметь: Анализировать информацию и оформлять ее графически, устанавливать взаимосвязи.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







31

Прокариотическая клетка.

Знать: Прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, кольцевая ДНК, мембраны, спора.

Уметь: Анализировать информацию.

Групповые письменные задания по карточкам

Комбинир.

Работа в малых группах







32

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Знать: Эукариоты, полупроницаемость, фагоцитоз, пиноцитоз, органоиды, цитоскелет, лизосомы.

Уметь: Работать в группе, адекватно воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос, самостоятельная работа

Комбинир.

Л р

«Изучение строения клетки под микроскопом»



Работа в малых группах







33

Эукариотическая клетка. Ядро.

Знать: Ядро, ядерная мембрана, ядерный сок, ядрышко, хроматин, хромосомы, хроматиды, центромеры, кариотип.

Уметь: Анализировать информацию и оформлять ее графически, устанавливать взаимосвязи.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







34

Деление клетки.

Знать: Митоз, жизненный цикл клетки, веретено деления.

Уметь: Работать в группе, адекватно воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Л р

«Деление клетки. Митоз в клетках корешков лука»



Индивидуальная работа







35

Клеточная теория строения организмов.

Знать: Клетка, клеточная теория, вирус, биологическая система.

Уметь: Работать в группе, адекватно воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос, самостоятельная работа

Комбинир.

Индивидуальная работа







Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

36

Бесполое размножение организмов.

Знать: типы бесполого размножения

Уметь: Анализировать информацию и оформлять ее графически, устанавливать взаимосвязи.


Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Л р

«Способы бесполого размножения организмов»



Работа в малых группах







37

Половое размножение организмов.

Знать: Половые железы и клетки, одинарный и двойной набор хромосом, оплодотворение, зигота.

Уметь: Уметь рассказывать по плану, работать с микроскопом, делать схематические рисунки.

Устный опрос

Комбинир.

Л р

«Строение половых клеток»



Индивидуальная работа, работа в парах







38

Эмбриональный период развития организма.

Знать: Эмбрион, эмбриология, бластула, гаструла, эктодерма, мезодерма, энтодерма, зародышевый листок.

Уметь: Смотрят анимации, зарисовывают схемы.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа







39

Постэмбриональное развитие организма.

Знать: Прямое и непрямое развитие, метаморфоз, онтогенез, ароморфоз, идиоадаптация.

Внимательно слушать, делать выводы, работать с текстом учебника и рисунками.



Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







40

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Знать: Онтогенез, филогенез, мутации, эволюция, клонирование.

Уметь: Выполнять тестовые задания, уметь доказывать свою правоту

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







41

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие»




Тестовый контроль










Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)

42

Генетика как наука, методы ее изучения.

Знать: Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип.

Уметь: Выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







43

Моногибридное скрещивание. 1 закон Г.Менделя.

Знать: Гибриды 1 и 2 поколения, гаметы, неполное доминирование, Уметь: Рецензировать ответ товарища, выдвигать гипотезу, использовать различные источники информации.


Устный опрос

Комбинир.

Индивидуальная работа







44

Закон расщепления. 2 закон Г.Менделя.

Знать: закон единообразия, расщепления, чистоты гамет.

Уметь: Решать задачи

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







45

Дигибридное скрещивание. 3 закон Г.Менделя.

Знать: Независимое наследование признаков, фенотип, генотип, гомозигота, гетерозигота.

Уметь: Решать задачи

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Работа в малых группах







46

Решение генетических задач.. составление родословных.

Знать: Родословная, законы Менделя, фенотип, генотип, гомозигота, гетерозигота.

Уметь: Решать задачи

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Л р

«Решение генетических задач»



Индивидуальная работа, работа в парах







47

Сцепленное наследование признаков

Знать: Сцепленное наследование признаков, кроссинговер.

Подбирать дополнительный материал по теме.



Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







48

Изучение наследования признаков у человека.

Знать: Однояйцовые близнецы, генеалогический метод, хромосомные мутации, генные мутации.

Уметь: Рецензировать ответ товарища, выдвигать гипотезу

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







49

Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом.

Знать: Гомологичные хромосомы, половые хромосомы, группы сцепления генов, гемофилия, дальтонизм.

Уметь: Внимательно слушать, делать выводы, работать с текстом учебника и рисунками.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Работа в малых группах







50

Взаимодействие генов.

Знать: Взаимодействие генов, множественное деление генов, генотипическая среда.

Уметь: Графически представлять информацию

Устный опрос

Комбинир.

Работа в малых группах







51

Урок обобщение по теме «Наследственность и изменчивость организмов»




Обобщение и контроль










52

Наследственная изменчивость.

Знать: Мутационная, комбинативная изменчивость,

Уметь: Рецензировать ответ товарища, выдвигать гипотезу

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







53

Уровни возникновения мутаций

Знать: Генеративные, соматические, генные, хромосомные мутации, полиплоидия.

Уметь: Использовать различные источники информации.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа







54

Фенотипическая изменчивость.

Знать: Норма реакции, вариационная кривая.

Быстро ориентироваться в ситуации



Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.


Работа в малых группах







55

Норма реакции

Знать: Норма реакции, вариационная кривая.

Уметь: Быстро ориентироваться в ситуации

Устный опрос, составление таблицы

Л р

«Построение вариационной кривой»



Работа в малых группах







56

Предмет и задачи селекции.

Знать: Сорт, порода, селекция, центры происхождения культурных растений.

Уметь: Работать в группе, адекватно воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Л р

«Изучение фенотипов местных сортов растений»



Индивидуальная работа, работа в парах







57

Селекция как наука.

Знать: Сорт, порода, штамм. Методы селекции.

Уметь: Объяснять механизмы передачи признаков.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







58

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Знать: Значение теории о центрах происхождения культурных растений.

Уметь: Производить элементарный отбор и скрещивание семян растений.

Устный опрос

Комбинир.

Индивидуальная работа







59

Методы селекции растений и животных.

Знать: Массовый и индивидуальный отбор, гибридизация, гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация.

Уметь: Работать с текстом учебника и рисунками.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







60

Селекция микроорганизмов.

Знать: Микроорганизмы, биотехнология, генная инженерия, микробиология.

Уметь: Использовать свои знания и межпредметные связи.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Работа в малых группах







61

Урок обобщение по разделу «Наследственность и изменчивость»




Обобщение и контроль










Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (6 часов)

62

Структура биосферы. В.И. Вернадский.

Знать: Живое, косное, биокосное, биогенное вещество, границы биосферы, уровни организации живой материи.

Уметь: Рецензировать ответ товарища

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







63

Круговорот веществ в природе.

Знать: Круговорот веществ в природе, химические элементы, хемосинтез, фотосинтез.

Уметь: Быстро ориентироваться в ситуации, анализировать

Устный опрос

Комбинир.

Работа в малых группах







64

Сообщества живых организмов.

Знать: Геологическая история земли, Пангея, климат, изоляция, цепи питания.

Уметь: Внимательно слушать, делать выводы

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Работа в малых группах







65

Абиотические факторы среды.

Знать: Фотопериодизм, теневыносливые, светолюбивые растения, биологические часы.

Уметь: Графически представлять информацию

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа, работа в парах







66

Биотические факторы среды.

Знать: Симбиоз, нахлебничество, квартирантство, антибиоз, каннибализм, паразитизм, конкуреция.

Устный опрос, составление схемы

Комбинир.

Индивидуальная работа







67

Природные ресурсы и их использование.

Знать: Антропогенный фактор, ноосфера, агроценоз.

Уметь: Внимательно слушать, делать выводы, работать с текстом учебника и рисунками.

Устный опрос, составление таблицы

Комбинир.

Индивидуальная работа







68

Обобщение по курсу







Зачет










69

70


Резервные уроки



















Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа для старшеклассниц 11 класса по «Основам медицинских знаний и здорового образа жизни»
files -> Методическая разработка: «методика проведения лечебного массажа»
files -> Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
files -> Материально-техническая база
files -> Материально-техническое обеспечение мбоу «сош №1» нмр рт право владения. Использование материально-технической базы
files -> Здоровое питание
files -> Профилактика и лечение орви и гриппа Простудные заболевания (орви, орз) и грипп
files -> Грипп. Меры профилактики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница