Большинство исследователей Нижне-Архызского и Кяфарского городищ



Скачать 37.15 Mb.
страница1/11
Дата18.04.2019
Размер37.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Навигация по данной странице:
  • до с.

Аннотация

В период с августа по ноябрь 2004 года в течение 10 дней в окрестностях Нижне-Архызского и Кяфарского городищ Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики Южного федерального округа Российской Федерации проводились археологические разведки средневековых путей сообщений.

Большинство исследователей Нижне-Архызского и Кяфарского городищ не придавали специального значения топографии путей сообщения, соединявших их между собой и с другими основными дорогами верхнего Прикубанья. Впервые на научной основе вопрос об этом поднял В А Кузнецов (3, с. 230-235; 4, с. 87-89). Правда, лично им были пройдены и описаны только дороги от Нижне-Архызского городища до с. Нижняя Ермоловка по правому берегу Большого Зеленчука и от неё напрямую до Кяфарского городища, а также начальная часть пути по балке Церковной. По дороге вдоль Большого Зеленчука им были отмечены остатки подпорных стенок, которые были выложены насухо из плоских камней (3, с. 232). Остальные пути он предположительно наметил по карте Военно-Сухумской дороги, составленной В.Н. Свищевым, П.В. Симоновым и А.Н. Гюбиевым и изданной в 1933 г. (5, с.230, 254). Как показал опыт этой археологической разведки, далеко не всегда отмеченные на карте грунтовые дороги соответствуют своей категории. В то же время тропы или отсутствуют на местности вовсе, или, напротив, являются остатками путей, пригодных для колёсного транспорта. На основе непосредственных наблюдений, на местности, у исследователя имеется возможность убедиться в своих предположениях относительно возраста дороги либо отказаться от них.

О путях сообщения в районе Нижне-Архызского городища содержатся сведения в записках Н. Динника и Б.А. Воронцова - Вельяминова, побывавших в этих местах в 1898 и 1928 гг.

соответственно. Их информация оказалась полезной, ибо в то время многое в ущелье Большого Зеленчука, оставшееся с эпохи существования здесь Аланского государства сохраняло нетронутый вид. В частности, Н. Динник, описывая ситуацию

конца XIX в., указывает, что до Свято-Александро-Афонской - Зеленчукской пустыни была «проложена теперь довольно порядочная колёсная дорога». А уже за пустынью она продолжалась по левому берегу Большого Зеленчука (1, с. 9, 12).

Сведения Б.А. Воронцова-Вельяминова, проезжавшего вверх по Большому Зеленчуку в Архыз в 1928 г. дополняют эту картину. В них отмечается, что дорога от ст. Зеленчукской до Александро- Афонского монастыря шла по правому берегу реки и имела много вариантов, «нижние из них ещё грязнее верхних и иногда залиты водой». За монастырём ниже по левому и выше по правому берегу Зеленчука «тоже есть дорога, но ещё хуже, и по ней народ не ездит» (2, с. 128,131). Археологические разведки должны были проверить все эти данные, уточнив, какие из прежних дорог могли возникнуть ещё в раннее средневековье.

Ввиду особенностей разведок, связанных с пешим прохождением значительных расстояний по горной местности в разных направлениях от Нижне-Архызского городища выезды в район исследований совершались четырежды, включая однодневную поездку 31 октября 2004 г. За это время было пройдено 80,8 км, из них описано и нанесено на карту в качестве средневековых дорог 43,8 км, отдельные участки которых были зафиксированы на фотокамеру. Были отмечены дороги, идущие от Нижне-Архызского городища на хр. Ужум вдоль балок Церковной и Подорванной (на картах, снимавшихся в 50-60-х гг. XX в., она обозначена как «Подрывная»), вверх и вниз по правому берегу р.

Большого Зеленчука, а также дороги, соединяющие с юго-запада и с северо-востока Нижне-Архызское и Кяфарское городища и огибающие таким образом поднятие хр. Абишира-Ахуба в районе г. Мыцешта. Последнее обстоятельство позволяло не только

регулярно сноситься жителям названных поселений между собой, но и торговым караванам, следовавшим к Санчарскому перевалу или обратно, заходить в любое из них без дополнительного удлинения протяжённости пути. В ходе исследования

окрестностей Нижне-Архызского городища были обнаружены руины предположительно средневекового «сторожевого поста» для наблюдения за всеми передвижениями по ущелью р. Большого Зеленчука и по одной из дорог, которая была выявлена и нанесена на карту в результате разведок и шла к городищу со стороны хр.

Ужум, выходя к поселению в районе балки Подорванной.

Ужумское направление было весьма важным для обитателей Нижне-Архызского городища, ибо вело непосредственно в ущелье Малого Зеленчука, а уже оттуда - к Марухскому перевалу или ко множеству поселений в предгорных и восточных районах Алании.

Значимость этого направления подчёркивалась выходом к нему сразу двух дорог: воль балок Церковной и Подорванной.

В археологических разведках под руководством ст. преп. кафедры истории и права Ставропольского государственного педагогического института Погребного А.Ю. принимали участие студенты историко-филологического факультета Карагодин Е.В. и

Ахмедов А.Р., ведущий научный сотрудник Специальной Астрофизической Обсерватории РАН д.ф-м.н. Тихонов Н.А. и 31 октября 2004 г. технический директор 000 «Стройполимер»

Погребной М.Ю. В ходе разведок археологических находок сделано не было.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница