Ботаническая эстафета



Скачать 307.21 Kb.
Дата20.09.2017
Размер307.21 Kb.

Ботаническая эстафета

Играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее название, например: дерево, овес, сосна, абрикос и т.д.

Можно видоизменить игру, прибавив к названию растения сведения, где оно растет, например: сосна растет в лесу. Другому нужно придумать название растения, которое начинается на «у», с указанием, где оно растет, например: укроп растет в огороде и т.д.

Проверь свою наблюдательность

На экскурсии или в походе руководитель выбирает наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону и рассказать о том, какие детали он запомнил.

В другом случае можно видоизменить игру: после рассмотрения предложить воспроизвести виденное не сразу, а спустя некоторое время (через 15-20 минут).

Вспомни виденное

Игра проводится на привале. Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути, а они отвечают. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Вопросы могут быть примерно такими: какие кустарники растут в лесозащитной полосе, которую мы прошли? Каких размеров молодые дубки? Какие растения мы видели цветущими, а какие с плодами? И т.д.



Птичьи силуэты

Для этой игры составляют несколько карточек с силуэтными изображениями птиц, например: ласточки, утки, гуся, аиста, вороны и других (не менее 10 птиц). Ведущий показывает по очереди силуэты птиц, а участники игры должны правильно определить их. Выигрывает тот, кто дал больше всего правильных ответов



Будь внимателен!

Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения, например: сосна, фиалка, пшеница, рис и др.

Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если оно правильно сказал, то играющий должен сказать «да», а если неправильно, то говорит «нет».

Например, если ведущий говорит: «Пшеница растет на болоте», а играющий ответил «да», он проигрывает; если же будет сказано: «Пшеница растет в поле» и играющий скажет «да», он продолжает участвовать в игре. Выигрывает тот, кто без ошибок провел игру.



Учись различать запахи

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона, лавра, или душистые плоды ягодных растений. Желательно добавить веточку сосны, свежий гриб, лук и другие растения. Каждый образец положить в баночку с крышкой. Затем играющие должны по запаху определить, что это за растение.

Выигрывает тот, кто дал больше правильных ответов.

Определи звук

Одному из играющих завязывают глаза и предлагают распознать звуки: удары о дерево, о стекло, шелест листьев, плеск воды и т.д.

Победителем выходит тот, кто дал больше правильных ответов

Поставь на свое место

Цель игры – проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и сорные растения. Для этого делается несколько однотипных карточек, куда заносятся названия растений в произвольном порядке. Например:



сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, ярутка, слива, пырей, абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.

Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы.

Вот образец заполненной карточки:

Плодовые


Яблоня

Слива

Абрикос

Айва

Алыча

Черешня

Сорные


Сурепка

Ярутка

Пырей

Лебеда

Осот

Амброзия

Декоративные

Хризантема


Цинния

Магнолия

Камелия

Флокс

Гладиолус

Овощные

Помидор


Огурец

Кольраби

Патиссон

Перец

Лук

Кто из участников первый заполнит колонки, тот и выигрывает. Вариантов подобной игры может быть много. Если, например, учитель поставил цель проверить, как учащиеся знают представителей основных групп растений, то можно напротив названия «Мхи» дать названия тех растений, которые не относятся ко мхам, а играющий должен заметить это и объяснить, почему растение не относится к мхам.

Вот примерный ход игры во втором варианте. Играющие получают карточки, где написано, например, следующее:
Грибы: маслята, головня, мукор, спирогира, лисички, росянка.

Водоросли: валлиснерия, спаржа, ламинария, хламидомонада, хлорелла, кладофора.

Голосеменные: ель, кедр, можжевельник, ясень, тис, бук.

Покрытосеменные: дуб, лиственница, каштан, просо, рис, эфедра.
Играющим нужно найти неправильно поставленные растения и поставить их на свои места, например: спирогиру поставить к водорослям, а росянку – к покрытосеменным.

Кто верно определит нарочито допущенные ошибки и исправит их, тот и выиграет.

В ходе этих игр учащиеся думают, сопоставляют, проверяют свои знания и получают новые.

В данном случае важно отметить, что в любых условиях применение познавательных игр способствует развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, слуха, зрения и других чувств, что очень важно с педагогической точки зрения, так как это положительно влияет на общее развитие учащегося и способствует лучшему восприятию учебных предметов в школе.



Биологические викторины

Большой популярностью среди школьников пользуются различного рода биологические викторины. Эта игра проводится по-разному, но во всех случаях она активизирует мыслительную деятельность играющих, дает возможность проверить знания по важным вопросам из жизни природы.

В одних случаях викторину проводят для «разминки», чтобы выявить силы соревнующихся команд или их представителей. В других случаях – как подведение итогов изучения курса биологии или проведенной работы, например на Празднике урожая, на Празднике птиц, на читательской конференции и т.д.

Построение вопросов викторины зависит от аудитории. Если, например, проводится общешкольное мероприятие, то вопросы можно подбирать такие, чтобы ответы на них были краткие, например: «Какая разновидность капусты является однолетним растением?» (Цветная капуста). В некоторых вопросах можно давать более широкие сведения о растениях и животных, например: «В реках Южной Америки живут хищные рыбы, которые стаями нападают на скот во время водопоя. Своими острыми зубами они впиваются в ноги животного. От боли животное падает, и рыбы с молниеносной быстротой начинают его пожирать. Как называются эти хищные рыбы?» (Пираньи).

В последнем случае интересные сведения нацеливают учащихся не только на ответ, но и лучшее запоминание названия хищной рыбы, если дети впервые о ней слышат.

Если проводится викторина среди небольшого количества учащихся, то можно ставить вопросы, требующие более распространенного ответа. Например, на вопрос, почему в большую жару собака выставляет язык, ответ не будет однословным. Он требует более полного объяснения. Учащиеся должны ответить, что потовые железы у собак расположены на подушечках пальцев, а не по всему телу. Поэтому в большую жару собака высовывает язык, что способствует значительному испарению слюны. А это в свою очередь понижает температуру тела. Подобные вопросы можно ставить при проведении занятий с кружком юннатов или при организации биологических олимпиад и т.д.

В школьной практике часто проводятся викторины по рисункам. Например, дается изображение гиены и предлагаются вопросы: что это за животное? Где оно обитает? Желательно давать несколько рисунков или засушенных растений с предложением назвать их или рассказать о местах их обитания и т.д.

Для среднего возраста можно рекомендовать викторины-загадки, которые метко характеризуют или рисуют в общих чертах растение или животное. Кто не сможет дать ответ, будет стараться запомнить ответы товарищей.

В одном случае вопрос может быть широким, а ответ односложным, то в другом случае вопросы очень краткие, но ответа требуют распространенного. Здесь нельзя отдать предпочтение какому-нибудь одному типу построения викторин. Все они могут быть полезны, если проводить их с учетом возраста учащихся и степени их подготовленности. Если для ответов на вопросы нужна специальная подготовка, то их следует заблаговременно вывесить на видном месте. Тогда учащиеся смогут найти литературу, где есть описание нужного им объекта или ответ на поставленный вопрос. Но можно подобрать и такие вопросы, которые требуют смекалки, рассуждения или сравнения.

С большим интересом, особенно учащиеся среднего школьного возраста, проводят игру в "угадайку", для которой составляются или подбираются тематические викторины-загадки.

Для небольшой аудитории или в индивидуальном порядке можно предлагать викторины-рисунки, например:

Что вы знаете об этом растении? Как оно называется и где встречается?

(Ответ:

Дерево с таким бутылкообразным, толщиной в несколько метров, стволом называется каваниллезия. Пористая, наполненная влагой древесина таких стволов способствует тому, что эти растения переносят засуху на протяжении четырех и более месяцев. Растет каваниллезия на Бразильском нагорье, а также в Австралии.)

Приведу вариант викторины для учащихся 7 класса.

Школьная викторина


«Что? Где? Когда?»
Большое разнообразие и доступность «живых» объектов, используемых в игре, делают ее чрезвычайно живой и вызывают огромный интерес ребят.

Игра готовится заранее. Формируются команды по 6-7 человек. Как правило, это учащиеся, интересующиеся биологией. Ребята выбирают лидера для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Остальные школьники выступают в качестве болельщиков. При проведении игры учителю помогают 6-7 старшеклассников.

Для оценки работы команд необходима доска, на которой записываются набранные ими очки. На обдумывание одного вопроса дается 1 минута.

В ходе игры для отдыха и вовлечения болельщиков в состязание, можно устраивать музыкальные паузы. Например, болельщикам каждой команды предлагается за 1-2 мин. Вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения.


Вопрос 1.

В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают ученых, художников, артистов в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это лавр благородный. В настоящее время листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

Вопрос 2.

На открытках изображены культурные растения – картофель, виноград, земляника, арбуз. Все они относятся к классу двудольных. Что еще объединяет эти растения?

Ответ. У всех изображенных на открытках растений многосемянный сочный плод – ягода.

Вопрос 3.

Вкусные, сочные, душистые…Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же ягода лежит в «черном ящике»?

Ответ. Огурец. Его плод – ягода.

Вопрос 4.

Попробуйте напиток и ответьте на вопросы: что это за напиток? Из чего он приготовлен?

Ответ. Это отвар шиповника. Он приготовлен из сухих плодов шиповника.

Вопрос 5.

В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение это перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Речь идет о яблоках.

Вопрос 6.

Как называются продукты, находящиеся в этих четырех коробочках? Из каких растений их получают? К какому семейству относятся эти растения?

Ответ. Крупы. Манная крупа – ее получают из пшеницы, перловая - из ячменя, геркулес – из овса, пшено – из проса. Все растения относятся к семейству злаков.

Вопрос 7.

Картофель, лук, морковь. Что объединяет их и почему морковь в этой «компании» лишняя?

Ответ. Это органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Морковь – это корнеплод, а картофель и луковица – видоизмененные побеги.

Вопрос 8.

Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и, вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале, с («криком») выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки».

Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор?

О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке?

В «черном ящике» лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что лежит в «черном ящике»?

Ответ. «Том Сойер». Марк Твен. Речь идет о коте. В «черном ящике» находится настойка валерианы.

Вопрос 9.

На рисунке изображен поперечный разрез органа растения в определенной его части. Что изображено на рисунке и какую функцию выполняет данная часть изображенного органа?

Ответ. На рисунке изображен поперечный срез корня в его зоне всасывания. Через корневые волоски в корень поступают из почвы растворы минеральных солей.

Вопрос 10.

В «черном ящике» находится нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзинках двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять салаты. Семянки, весьма причудливой формы, Без каких-либо приспособлений для распространения ветром. То, что находится в ящике, применяется для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Что находится в «черном ящике»?

Ответ. Настойка календулы. Более распространенное название календулы – ноготки лекарственные.

Вопрос 11.

Назовите растение, семена которых находятся в этих трех коробочках. Как называются плоды этих растений? Почему все эти растения имеют огромную хозяйственную ценность?

Ответ. В коробочках находятся семена гороха, фасоли, бобов. Плоды этих растений называются бобами. Все растения относятся к семейству мотыльковых (бобовых). Растения этого семейства обогащают почву азотом.

Вопрос 12.

В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».

Что же за лакомство лежит в ящике?

Ответ. В «черном ящике» лежат семечки. Это плоды подсолнечника.

Вопрос 13.

Рассмотрите ветки этих трех растений. Что это за растения? Почему данные растения можно объединить в одну группу? Назовите не менее четырех общих признаков.

Ответ. Береза, клен, тополь. Все эти растения – деревья; многолетние; относятся к классу двудольных; их семена имеют приспособления для распространения ветром.

Вопрос 14.

Рассмотрите эти три объекта. Что это за объекты? Почему растения, которым они принадлежат, можно объединить в одну группу? Назовите общую для всех этих растений биологическую особенность.

Ответ. Плоды подсолнечника; ветка тополя; палка бамбука. Все эти растения обладают удивительно большой скоростью роста.

Вопрос 15.

Ландыш, белая акация, черемуха. Что общего у всех этих растений? Перечислите не менее четырех общих признаков (лучше пять).

Ответ. Эти растения многолетние; имеют белые цветки; соцветие кисть; сильный запах; опыляются насекомыми.

Вопрос 16.

Что изображено на рисунке?

Ответ. На рисунке изображена пыльца.

Вопрос 17.

Рассмотрите плоды и побеги этих растений. Что это за растения? Что общего в биологии этих растений? К какой из четырех жизненных форм растений (деревья, кустарники, кустарнички, травы) каждый из них относится?

Ответ. Плоды брусники и клюквы, побеги ели и сосны. Эти растения вечнозеленые. Ель и сосна – деревья; клюква и брусника – кустарнички.

Вопрос 18.

Кто и приблизительно когда открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных?

Ответ. Сергей Гаврилович Навашин, русский ботаник. 1898 г.

Вопрос 19.

Вот три комнатных растения: узамбарская фиалка, алоэ, бегония. Определите по внешнему виду этих растений, в какой климатической зоне находится их родина. Ответ обоснуйте.

Ответ. Узамбарская фиалка имеет опушенные листья – приспособления к уменьшению испарения, родина ее – места с сухим и относительно теплым климатом; алоэ – листья мясистые и сочные, в них запасается вода, происходит из мест с сухим и жарким климатом; бегония – крупные листья, испаряют много влаги и защищают тем самым растение от перегрева, ее предки жили в местах с жарким и влажным климатом.

Вопрос 20.

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стел и ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания.

Что лежит в «черном ящике»?

Ответ. Луковица.

Дополнительный вопрос.

Рассмотрите эти три ветки. Каким растениям они принадлежат?

Ответ. Это ветки сирени, бузины и рябины.

Биологическое лото

Среди познавательных игр по биологии нередко встречается и биологическое лото. Темы предметных лото могут быть самыми разнообразными, следовательно, и форма их может быть различной, хотя принцип построения один и тот же.



  1. Лото «Родина растений».

Для игры составлено 6 карточек (см. Приложение 1). На каждой карточке дан контур и написано название части света: Европа, Азия, Австралия, Северная Америка, Южная Америка.

Каждая карточка разбита сеткой на 42 квадрата. В определенных квадратах, соответствующих родине растений, поставлены номера.

К карточкам нужно заготовить 42 картонных номерка с названиями растений (см. таблицу). Все номерки складываются в конверт.

В игре могут принять участие семь человек (шесть играющих и один ведущий). Правила игры заключаются в следующем. Ведущий раздает карточки, затем хорошо перемешивает номера в конверте и, не подглядывая, вытаскивает один за другим номерки, объявляя играющим: «№1 – клубника», «№13 – пшеница» и т.д.

Играющий, на карточке которого стоит соответствующий номер, должен отвечать, указывая часть света – родину растения, например: «Европа», «Азия» и т.д.

Таким образом, все участники игры услышат, что родина клубники – Европа, а пшеницы – Азия.

Игра продолжается до тех пор, пока на одной из карточек не будут закрыты все номера, т.е. будут названы растения, родина которых определена этой частью света. Кто первым закроет все номера карточки, тот и выигрывает.

1

фасоль


2

помидор


3

эвкалипт


4

арахис


5

ананас


6

акация


7

амариллис



8

кукуруза


9

гладиолус



10

клещевина



11

клубника


12

калина


13

пшеница


14

нарцисс


15

смородина золотистая



16

ноготки


17

сорго


18

какао


19

пион


20

капуста


21

куркулиго



22

георгин


23

алоэ


24

травяное дерево



25

гвоздика


26

казуарина



27

флокс


28

цинния


29

кофе


30

соя


31

гелихризум (сухоцвет)



32

подсолнечник



33

юкка


34

арбуз


35

огурец


36

рис


37

акроклиниум



38

картофель



39

сахарный тростник



40

агава


41

чай


42

лимон


Можно составить подобные игры на другие темы, например: «Родина птиц», «Животные континентов» и др.

В ходе игры дети имеют возможность получить некоторые сведения о происхождении указанных растений и животных.

Подобные лото учитель биологии может составить сам или привлечь к этому учащихся. Это даст возможность расширить их знания и заинтересовать вопросами из жизни растений или животных широкий круг учащихся.


  1. Лото «Культурные растения».

Для игры составляют четыре карточки, на которых изображены плодово-ягодные растения, хлебные растения, овощные растения и декоративные растения (см. Приложение 3).

В специальном конверте подготовлены названия растений, которые после тщательного перемешивания ведущий вытаскивает и объявляет играющим, например: «Роза», «Груша», «Виноград», «Нарцисс» и т.д.

У кого из играющих раньше других будут названы растения, указанные в карточке, тот и выиграет.

Для развития творческой самодеятельности нужно привлекать учащихся не только к оформлению, но и к составлению тематических лото, предварительно ознакомив их с образцами готовых лото.

Вариантов игр, которые не только занимали бы время учащихся, но и чему-то их учили, проверяли их знания, развивали сообразительность и другие полезные качества, можно придумать много.

Приведу пример варианта настольной игры



«Продумай верный ход»

На лист бумаги (желательно плотной) наносится сто квадратов (2x2 см или 2,5x2,5 см). Получается стоклеточная доска, на которой рисуются силуэты материков земного шара. Линия экватора разделяет доску на две равные части. В контурах материков размещаются квадраты с изображением широкоизвестных культурных растений ( по десять штук на каждой половине доски). У основания каждой стороны в квадратах размещены цифры от 1 до 10, которые обозначают растения противоположной стороны. Чтобы не перепутать нумерацию , растения одной половины обозначены арабскими цифрами, а растения противоположной половины – римскими цифрами (см. Приложение 2).

Для удобства игры делают специальные фишки под определенными номерами (10 штук одного цвета и 10 штук другого), которые ставятся в ряд по обе стороны в соответствующих квадратах. Нужно передвинуть фишки на противоположную сторону доски в предназначенные им места.

В игре принимают участие 2 человека. По договоренности устанавливают, кто первым делает ход. Движение фишек допускается только в свободных клеточках по прямой (вперед, влево, вправо) на одну клеточку. Если же фишки расставлены так, что путь лежит через заполненные «портретами» или занятые фишками клеточки, то нужно делать ход через них. Это ускоряет путь к цели. Например, фишке №9 (смородина) нужно пройти до Северной Америки через всю карту. При удачном выборе хода (через занятые клетки) можно намного сократить число передвижений фишки и достигнуть нужной клеточки за 8 ходов.

Назад фишки не двигают. Выигрывает тот, кто первым закрыл фишками растения, расположенные на противоположной половине карты мира.

В процессе игры дети приучаются к быстрой ориентации, удачно выбирая ход для продвижения фишки на родину определенного растения. Расположение «портретов» растений по принципу их происхождения дает возможность в процессе игры приобретать и закреплять знания.



Кроссворды, чайнворды, ребусы

Не менее интересным занятием для школьников стали разгадки кроссвордов, чайнвордов, ребусов и различного рода головоломок.

Методики их создания зависит от характера игры. Например, в кроссворде (словопересечение) делается такой подбор слов, чтобы при пересечении их можно было прочесть слова другого значения.

Чайнворд образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Иногда кроссворд составляется в чайнворде, что придает игре особую форму (примеры таких игр см. Приложение 4).

Во всех случаях такие игры-задачи требуют от учащихся определенных знаний, заставляют их искать ответы в научной и справочной литературе, что положительно сказывается на развитии школьников. Еще больше пользы будет тогда, когда учитель направит деятельность учащихся на составление подобных игр. В таком случае составителю придется изучить много литературы, сделать подбор материала по теме, определить форму и основное направление игры. То, что учащимся основательно проработано, долго сохраняется в его памяти.

Совсем в другом плане составляются и разгадываются ребусы. Это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила.

Разгадывание кроссвордов, чайнвордов и ребусов можно с успехом применять и при повторении практически любой темы курса ботаники или зоологии. При этом учащимся можно дать как готовые головоломки по изучаемой теме, так и предложить им самим составить собственные.



УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ

Познавательные игры по биологии, имеющие большое значение в развитии познавательных интересов учащихся, могут быть использованы не только во время проведения внеклассной работы, но и непосредственно на уроках.



«Дополни ответ товарища»

Коллективная игра – соревнование. Может быть использована при опросе по теме «Цветок и плод». (Опыление).

Класс предварительно делится на команды. Ведущий (учитель) показывает одно из культурных или дикорастущих растений (живое растение, гербарный экземпляр, рисунок, фото), например, горох; называет его и предлагает учащимся определить способ его опыления. Команда, давшая правильный ответ первой, получает 1 балл.

Затем командам предлагается составить список известных им самоопыляющихся растений (или перекрестноопыляемых насекомыми; ветром). Примерно через 5 мин. Работа прекращается, и каждая команда зачитывает свой список. За каждое правильно названное растение начисляется 1 балл, за неправильный ответ 1 балл снимается. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.



«Один – за всех, все – за одного»

Игра используется при опросе в ходе изучения темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» (Урок «Плоды и семена, приспособленность их к распространению в природе»).

Класс или учитель выбирает для игры две команды по 5-6 человек, остальные – зрители. Игроки команд садятся через одного на расстоянии 3 шагов от демонстрационного стола, на котором расположены безымянные гербарные экземпляры растений (среди них тополь, одуванчик, клен, ольха, череда, рябина, бузина, черника, ландыш, горох, лопух, т.е. растения, хорошо известные ребятам).

Игроки подходят к столу по одному, выбирают гербарий, называют выбранное растение и рассказывают о его приспособлении к распространению плодов и семян. За правильно названное растение игрок (а, следовательно, и команда) получает 1 балл, за правильный рассказ еще 1 балл. Если он допускает ошибки, то команда теряет эти баллы (соответственно один или два). Если затрудняется с ответом, то может попросить помощи у команды, но в этом случае при правильно дополненном ответе команда может получить только 0,5 балла.

На уроке может играть поочередно несколько пар команд, а итог подводится общий.

«Кто определит раньше»

Игра может быть использована при изучении тем «Растения и окружающая среда» (VI класс), «Отдел Покрытосеменные растения» (VII класс) или др.; при опросе или на обобщающем уроке по теме, в качестве подведения итогов экскурсии.

В игре участвуют 2-3 команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут гербарные листы (по числу играющих). Для всех команд они должны быть одинаковыми. Названия растений на них не обозначаются, однако они должны быть хорошо известны школьникам.

По сигналу ведущего игроки бегут к столу (по одному представителю от команды), каждый выбирает из своей стопки любой гербарий, пишет на листке его название и кладет листок в гербарий. За ним бегут вторые игроки, потом третьи и т.д.

Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все растения определены правильно).

Задание можно усложнить: помимо названия растения учащимся предлагается определить его систематическую принадлежность (семейство, класс) или дать какую-либо морфологическую характеристику растения и др.



«Слушай, не зевай»

Игра может быть использована после изучения практически каждой темы курса «Растения» (VI класс) и темы «Отдел Покрытосеменные растения» (VII класс).

В игре участвуют 2 команды по 10-12 игроков. У каждого игрока на груди должна быть табличка с изображением и названием растения (растения подбираются таким образом, чтобы они были хорошо известны школьникам и, по возможности, разнообразны, например: огурец, слива, пшеница, акация, капуста, подсолнечник, тюльпан и т.д.). Набор табличек у команд одинаковый, они могут отличаться только по форме или цвету.

В 5-6 шагах перед каждой командой ставят ряд стульев. Ведущий называет какой-либо вид плода, например стручок. Те участники игры, у кого на табличке нарисовано растение, имеющее плод стручок, бегут к ряду стульев и садятся.

Очко засчитывается той команде, представители которой сядут на стул раньше и не допустят ошибок.

Условия этой игры можно видоизменить: назвать не виды плодов, а жизненные формы растений, тип корневой системы способ опыления и другие признаки (таблички соответственно заменяются).



«Знаешь ли ты местную флору?»

Игра может быть использована при изучении темы «Растение и окружающая среда» (класс).

Игру проводит учитель. Он обращается к классу с небольшим рассказом или стихотворением о флоре данной местности и призывает ребят вспомнить растения, которые встречаются в данной местности в дикой природе или выращиваются на полях и приусадебных участках.

Затем он называет растения, а школьники выбирают из них только те, которые растут в Ярославской, например, области. Если растение местное, то ребята должны хлопнуть в ладоши (поднять руку), если нет, то не реагировать.

Ведущий начинает диктовать медленно, затем ускоряет темп.

«Отгадай задуманное растение»

Игра может быть использована после изучения вегетативных органов цветкового растения на обобщающем уроке или при изучении тем «Растение – целостный организм» (VI класс), «отдел Покрытосеменные растения» (VII класс).

На столе расставляется несколько комнатных растений (или на доске прикрепляются рисунки с их изображением). Один ученик выходит их класса, а оставшиеся загадывают растение. Вернувшись, ученик задает вопросы любому из класса, ответить на которые можно только «да» или «нет». Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения. Например, на столе находятся хлорофитум, опунция, амариллис, герань, колеус, аспарагус, монстера. Класс загадывает «амариллис». Вызванный ученик задает вопросы:


Количество вопросов не должно превышать 5-6.

В ходе игры учитель обращает внимание на характер вопросов, которые задают ребята, так как они влияют на ответ.



«Сделай десять шагов и на каждый шаг назови растение из семейства…»

Игра может быть использована при изучении тем «Отдел Покрытосеменные растения», а также «Голосеменные», «Грибы» (например, назвать 10 съедобных шляпочных грибов) и др.

Игра может проводиться в форме соревнования двух команд.

«Ответь и задай вопрос товарищу»

Игра-цепочка

Игра используется при опросе. Ее преимущества: участие всего класса, оперативность, эмоциональный подъем.

Предварительно, в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать вопросы к параграфу. Игра проводится следующим образом: первый вопрос задает учитель любому ученику; тот, правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику, и так далее по цепочке. Если кто-то не справляется с ответом, то разрешается ответить тому, кто знает, и игра продолжается. Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал правильные, четкие ответы.

«Знаешь ли ты систематику растений?»

Игра может быть использована в VII классе при изучении темы «Отделы растений».

Несколько учеников выходят к доске и получают карточки с названиями токсономических единиц, написанными крупным шрифтом: «Вид», «Род», «Семейство», «Класс», «Отдел», «Царство». Учащиеся по очереди предлагают названия различных видов, родов, семейств, и т.д. Играющие должны быстро определить, какая токсономическая единица названа, поднять соответствующую карточку и показать классу, например:

Паслен сладко-горький – вид.

Пасленовые – семейство.

Двудольные – класс.

Покрытосеменные – отдел.

Растения – царство.



«Рассказ-небылица»

Игру можно использовать практически при изучении любой темы курса ботаники.

Ребята должны уличить Мюнхгаузена, т.е. найти фактические ошибки в его рассказе. Игра может быть как индивидуальной, так и командной. Ее можно использовать как при опросе, так и в качестве домашнего задания (в этом случае текст может быть более объемным, охватывать довольно широкий круг тем, содержат большее число ошибок и, наконец, быть более сложным, так чтобы его решение требовало привлечения дополнительной литературы). Рассказ может быть составлен учителем, или же можно предложить такое задание учащимся и использовать лучшие из составленных рассказов (или даже организовать конкурс Мюнхгаузенов).

Пример рассказа-небылицы по теме «Листопад» (VI класс).



«Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников приобретают разнообразную окраску - от желтой до пурпурно-красной. Происходит это оттого, что в клетках листа хлорофилл постепенно превращается в другие пигменты – желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень, клен остролистный и ольха.

Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает растениям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растения испаряют намного больше воды, чем летом.

Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например, грушанка, земляника, копытень европейский.»

Задание к тексту: найти 5 ошибок, исправить их и дать объяснение (ошибки выделены шрифтом).

Такого рода игра развивает внимание и быстроту реакции, логическое мышление и, безусловно, требует хорошего знания учебного материала. Фрагменты текстов с ошибками можно также использовать на письменном опросе в виде карточек.

«Найди родственника»

Игра может быть использована при изучении различных семейств в теме «Отдел Покрытосеменные растения». Игру можно проводить как командную либо индивидуально по цепочке.

Учитель называет какое-либо растение, ребята должны определить, представитель какого семейства назван, и назвать других представителей данного семейства (дикорастущие и культурные). Тот, кто называет неправильно, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто называет последним растение из данного семейства.

«Пятый лишний»

Игра может быть использована при изучении тем «Корень», «Побег», «Цветок и плод» (VI класс), «Отдел Покрытосеменные растения» (VII класс).

Выбираются 2 команды по 5-6 человек в каждой. Каждый игрок команды получает по 5 гербарных листов с растениями и задание: определить «лишнее» растение (называется признак, отсутствие которого у одного из пяти растений делает его «лишним»).

Признаки могут быть самыми разнообразными, в зависимости от изучаемой темы. Например, стержневая корневая система, жизненная форма – кустарник, параллельное жилкование листьев. Каждый игрок команды находит свое «лишнее» растение, записывает на доске его название. Если никто из команды не ошибется, то из первых букв названий растений составится слово. Выигрывает команда, первой без ошибок выполнившая задание.

Например, вариант игры для VII класса:

Сем. клевер луговой

«Бобовые» донник белый

горох посевной

клевер ползучий

земляника лесная

Сем. пастушья сумка

«Крестоцветные» редька дикая

ежа сборная

клоповник сборный

ярутка полевая

Сем. одуванчик лекарственный

«Сложноцветные» тысячелистник обыкновенный

ромашка лекарственная

манжетка обыкновенная

нивяник обыкновенный

Сем. рябина обыкновенная

«Розоцветные» липа мелколистная

земляника лесная

черемуха обыкновенная

манжетка обыкновенная

Сем. ярутка полевая

«Злаковые» тимофеевка луговая

мятлик однолетний

пшеница мягкая

пырей ползучий

Ключевое слово – Земля.



Игры на учебных экскурсиях.

Приведенная группа игр может использоваться непосредственно на экскурсиях, так и на уроке, подводящем итоги экскурсии. Цель этих игр – развитие наблюдательности и внимания, совершенствование знания местной флоры, видового состава дикорастущих растений.

Предложены рисунки с изображением цветков, плодов, побегов и листьев различных травянистых и древесных растений. Задание: собрать все части данного растения.

«Найди себе пару»

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Одна команда (каждый игрок) получает листки с изображением растений, другая команда – листки с названиями этих растений. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других.



«Слепой ботаник»

Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах растений дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать растение (цветущее или нет), предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по 1 баллу.



«Лото Линнея»

Игра способствует лучшему запоминанию названий дикорастущих растений и усвоению бинарной номенклатуры как «азбуки» науки.

Выбираются 2 команды по 5-6 человек. Каждая команда получает набор карточек 2 видов: с записанными родовыми и отдельно видовыми названиями растений. Задача команды – привести в соответствие названия рода и вида. Выигрывает команда, выполнившая команда быстрее и правильнее. Число команд может быть больше, например, весь класс делится на мини-команды.

Примеры растений, названия которых могут быть использованы для составления карточек лото, приведены ниже:



Древесно-кустарниковые: дуб черешчатый, клен остролистный, береза бородавчатая, липа мелколистная, шиповник коричный, бересклет бородавчатый, тополь черный, пузыреплодник калинолиственный, дерен белый, жимолость татарская, бузина красная и т.д.

Травянистые: горец птичий, крапива двудомная, подорожник большой, лапчатка гусиная, пырей ползучий, гравилат городской, горошек мышиный, василек синий, ежа сборная, тимофеевка луговая, кульбаба осенняя, зеленчук желтый, медуница неясная, живучка ползучая, копытень европейский, одуванчик лекарственный и т.д.

Состав растений может меняться в зависимости от содержания и цели экскурсии, естественно с сохранением того условия, что названные растения должны быть известны учащимся.



Загадки на уроках

Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, программы, читать дополнительную литературу. Загадки могут быть использованы практически в любой теме курса ботаники при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках, в качестве домашнего задания. При этом, помимо отгадывания загадки, к ней могут быть предложены соответствующие вопросы по теме.



Семейство «Крестоцветные»

На грядке за амбаром

Разросся стебель шаром.

(Капуста кольраби)



На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх - пиджак зеленый.

(Кочан капусты)



Был ребенком –

Не знал пеленок,

А стал стариком –

Сто пеленок на нем.

(Развитие капусты, образование кочана)



Корень, стебель, лист, плоды –

Все негодно для еды,

А засажен огород!…

Что же мы

Положим в рот?

(Соцветие цветной капусты)



Семейство «Розоцветные»

Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна,

Но тронешь меня невзначай,

Почувствуешь, как я сильна.

(Роза)


Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.

(Яблоко)


У мамы дочки

На шнурочке.

(Усы земляники)



Не жил в ягоде жучек,

И не кушал червячок,

А сорвал ее с куста –

Глядь - середка вся пуста. (Плод малины)

«Заполни пробелы»

Предлагается текст-рассказ, в котором упоминаются различные растения. После названия растения в скобках указано задание-вопрос, на который необходимо ответить. Текст может быть записан на доске, если игра проводится на уроке, или на карточке (плакате), если игра проводится на экскурсии. В первом случае вопросы к тексту могут задаваться вразброс разным ученикам, по цепочке, по очереди командам, отдельному ученику, или же все учащиеся отвечают на них письменно, а затем правильные ответы объявляются вслух и обсуждаются.

Пример текста:

«Наступил август – последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени.

Отцветают ромашки (семейство?) и колокольчики (способ опыления?), у многих растений созревают семена. На пустырях и некосях жухнут пижмы (вид соцветия?), луговые васильки (семейство?) и донники (семейство?). Рядом кое-где достаивают великолепные нивяники (виды цветков в соцветии?), называемые в быту большими ромашками. Насыпи все еще покрыты разноцветным вьюнком (форма побега?). На березах (способ распространения семян?), липах (форма листовой пластинки?) и дубах (жилкование листьев?) замелькали уже желтые листья, на лугах голубыми бантиками украсился цикорий (из какой части растения приготовляют кофе?). Поспевают поздние ягоды – толокнянка, брусника (жизненная форма?).

Такой далеко не полный перечень биологических игр говорит о больших возможностях использования их в учебно-воспитательных целях. Любой вид познавательной игры приносит пользу учащемуся, который проверяет свои силы, способности. В свою очередь успехи в игре увлекают учащихся, и они стараются еще больше узнать о жизни природы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Проверить и закрепить усвоение основных понятий по теме “Корень”.

  2. Продолжить воспитание чувства ответственности за порученное дело.

  3. Развить умение фантазировать, сочинять произведения, использовать народное творчество, на основе биологических знаний.

  4. Дать минимум эколого-технических знаний и умений для практического применения в жизни.

К этому уроку готовились долго; посмотрели материал по данной теме, делали опыты к урокам, вели аналитические наблюдения. Искали крылатые фразы, пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки по теме урока. Учащиеся выучили басни Крылова И.А. “Свинья под дубом” и “Листья и корни”, делали рекламные проспекты о растениях, чьи корни используются в пищу или в медицинских целях. Собрали полезные советы – районированные сорта корнеплодных растений, как сохранить урожай.

Приготовили дл себя листья контроля с красивыми рисунками, где обозначили фамилию, имя, класс, № задания.



Тема и № задания

оценка

роспись

Замечание

 

 

 

 

Доска украшена оконцем в народном стиле, между шторками магнитная доска на ней черный фон почвы /бумага за ней спрятана нарисованная на твёрдом ватмане большая красивая репа, которая по мере выполнения задания будет расти – “вытаскиваться” из почвы/. На левом крыле доски записаны слова песни для физминутки /мотив “Калинка”/ завешены красивым полотенцем с рисунком домашних животных. На правом крыле доски – слова по теме, которые помогут детям по ходу урока лучше вспомнить и закрепить в памяти материал.

Агроном

Мелиоратор

Механизатор

Тракторист

Агротехника

Пикировка

Сухой полив

Корневое давление

Удобрения

У доски стол, где бюллетени, книги, брошюры, книги-малютки по теме “Корень”, пакеты с семенами и рекомендациями. Над доской портрет Пришвина.

Под столом учителя спрятана большая красивая “репка”, а внутри её спрятаны подарки детям от спонсоров.

На столе учителя – на подносе красивые крупные корнеплоды репы, проращенные семена двудольных /бобы и горох/ и пшеница,

проращенные луковицы, опыт по корневому давлению, красивое комнатное растение и леечка.

Жюри и помощники учителя - учащиеся 8 класс, члены экологического актива школы. (см. <Рисунок 1>)

Ход урока

Введение

Учитель: Мы закончили изучение темы “Корень”, сегодня у нас необычный урок – сказка. Сказка на новый лад, в которой участвую все присутствующие. Сколько в сказке действующих лиц столько и заданий.

Далее учитель напоминает правила заполнения листа контроля, представляются гости и объявляются цели на урок.



Учитель: Вспахал дед прогретую землю и посеял репку. Вот тут то его и выбрали депутатом в Государственную думу. А вернее, сам дед надумал возродить русское народное хозяйство. Дед уехал в Москву, а выращивать репку поручил мне /бабке/, да и вас просил привлечь к этому делу, авось пригодится, ведь жизнь ваша долго продлится.

Так вот, дед велел спросить:



  1. Значение корня в жизни растений? /жюри оценивает и ставит баллы/

  2. А какие виды корневых систем бывают и чем они отличаются?

  3. Зоны корня, и их характеристика?

Учитель: Молодцы, выполнили задания дедки, оценки поставили в лист контроля; /выдвигая репку на доске/.

Репка, репонька! Родись крепенька, ни мала ни долга до мышиного хвоста.



Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Некогда мне тут с вами. Парёнки вот репные да морковные деду готовлю, да носки тёпленькие шерстяные вяжу /в руках спицы и носок/, да за ростом репки слежу. А вы пока детки моё задание выполните:

Расскажите-ка друг другу правила полива растений, поставьте оценку и распишитесь рядышком с ней. А один ученик, по желанию, рассказывает у доски и показывает, как правильно поливать растение с использованием леечки.



Учитель: Внучка-то в Париж укатила, фирму “О,РЕПАЛЬ” открыла. Просит написать диктант, кто успешно с её заданиями справится, того она к себе в Париж пригласит на учебу и на работу к себе пристроит.

/на магнитофоне записан красивый девичий голос/

Диктант.


  1. По имеющимся гербарным пособиям определите: какая корневая система у предложенных экземпляров?

  2. Скажите, ребятки, а что вы едите у моркови?

  3. Почву необходимо рыхлить, а как этот процесс называют агрономы?

  4. Корневая система состоит из разных частей, определите какие части у корней традесканции?

  5. Что можно определить при рассмотрении опыта “Корневое давление”?

  6. Когда ваши бабушки и мамы высаживают в грунт рассаду капусты, они всегда прищипывают верхушку корня, для чего они это делают?

  7. При производстве сельскохозяйственной продукции главную роль играет один человек, назовите его профессию?

Помощники оценивают работу и помогают выставлять оценки. Проверка проводится при помощи двух учеников, которые выполняли работу на крыльях доски.

Учитель: Внучке очень понравилась выполненная работа, и она просит выполнить второе её задание.

Сделать рекламу корнеплодным овощам и полезным корневым растениям. /Дети выполняют на альбомном листе небольшие рекламные проспекты и готовят по ним выступления/.

Жюри оценивает работу детей.

Бабка репку подправляет и приговаривает:

наша репка подрастает, мне ребята помогают.

Что-то ноги отекли, чего-то руки онемели, знать зарядки захотели.

Физ.пауза проводится под мотив песни “Калинка”, дети поют песню о репке, и выполняют упражнения совместно с бабкой и гостями.

Учитель: Отдохнули, а теперь за работушку. Жучка, ты где? Тебе же в дозор идти, репу полоть да рыхлить. Ты где? /ищет собачонку/.

Опять лень матушка одолела – ни учиться, ни трудиться, а за стол вперед всех садиться. /звонит сотовый телефон/

Бабка берёт трубку:

- Алло, это ты Жучка? Где ты? В Москве уже. Дедку охраняешь, мафию к нему не подпускаешь. Ладненько. Провести за тебя биотир говоришь и оценить его, за это гостинцы московские пришлёшь, хорошо согласная я !!!

Бабка объясняет условия проведения биотира./кто больше баллов наберет, тот больше репок вырастит/.

Биотир.


  1. Назовите верхний, рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения? /почва/

  2. Самый главный, из методов обработки почвы? /рыхление/

  3. Самый верхний слой почвы? /перегной/

  4. Самая распространенная профессия в с/х, которую можно получить в нашей школе? /механизатор/

  5. При помощи каких частей корневая система всасывает растворенные в воде минеральные соли? /корневые волоски/

  6. Для какой цели окучивают картофель?/для образования придаточных корней/

  7. Какая структура почвы лучше всего приспособлена для жизни растений? /мелкокомковатая/

Каждый вопрос оценивается в 4 балла. Общая сумма баллов – 28.

Биотир проверяется вместе, баллы зан6осятся в лист контроля.



Учитель: Наша репка подрастает, а мы сказку продолжаем./бабка высовывает репку /

За дверью раздается шорох, скребок.

- Ребята, кто это? /бабка открывает дверь и охает/

-Ох, Васька, что это с тобой и живот такой большой! Где ты был? Все гуляешь, нам совсем не помогаешь.



Васька: На краю поля мешок большой, красивый с мышами и овощами. Сначала было очень вкусно, а теперь мне очень больно и грустно. Ох помогите, помогите!/бабка подводит кота к стулу, усаживает, проверяет пульс/. Пульса нет, температура, придется ставить укол и пить горькую микстуру. Ребята, что с ним? Что могло произойти?

/Дети правильно отвечают, что кот не мыл овощи, поэтому в его организм попали микробы и яйца глистов, ядохимикаты, удобрения/



Учитель: Что же делать, как поступать, чтобы с вами такой беды не произошло?

/Дети говорят о правилах гигиены, мыть руки и овощи, правильно использовать и хранить ядохимикаты и удобрения, правильно варить хранить овощи/.



Учитель: обращает внимание на таблицу, где показано накопление нитратов в разных овощах.

Васька всех благодарит и уходит, а репка на глазах подрастает. (см. <Рисунок 2>)

/Слышны шорохи, писк, возня в углу класса за гостями/.

Выскакивает мышка-норушка, бегает по классу, хвалит ребятишек за знания и хорошие ответы, говорит, что без неё не обойтись.



Мышка: А теперь выполните мои задания, ваши ответы помогут вытащить репку.

Загадки, вопросы, задания.

1. Кругла, да не луна. Зелена, да не дубрава. С хвостиком, да не мышь?

2. Красный сапог в земле горит?

3. Каким овощем называют плохого человека?

4. У какого овоща, человека и куклы каменное имя?

5. Сидит красная девица, а коса на улице?

6. Какие крылатые фразы по теме “Корень” вы знаете?



  • Проще пареной репы.

  • Дешевле пареной репы.

  • Каков корень, таков и плод.

  • Зри в корень.

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

7. Какие литературные произведения, вы знаете, где говорится о корнях?

/Девочка или мальчик читает басню И.А.Крылова “Свинья под дубом”/

Далее имеет смысл объяснить эту басню, её понимание детьми.

8. Единственный овощ, который может произрастать в Гренландии.

9. Как вот это все назвать одним словом? /демонстрируется поднос с овощами/.

Звучит музыка, бабка вытаскивает нарисованную репку, а мышка большую тряпичную из под стола. Происходит награждение – подарки от дедки, которые находятся в большой репке.



Учитель:

Вот и сказке конец,

А кто слушал и участвовал в ней – молодец!

Знаний этих не теряйте, в своей жизни применяйте!



Бабка, Васька и мышка кланяются и прощаются с детьми и гостями.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница