Бюджетный дефицит и пути его сокращения



Скачать 134.62 Kb.
страница1/3
Дата26.04.2016
Размер134.62 Kb.
Просмотров205
Скачиваний1
ТипКурсовая
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра налогов и налогообложения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Бюджетный дефицит и пути его сокращения

Студент


ФФБД, 3-й курс, ДФК-3 А.Л. Раик

Руководитель,

ассистент Д.И. Егунов

МИНСК 2013



РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 с., 4 рис., 2 табл., 36 источников.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА,

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ



Объект исследования – государственный бюджет Республики Беларусь

Предмет исследованияметоды управления бюджетным дефицитом в Республике Беларусь

Цель работы: выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.

Методы исследования: анализа и синтеза, индукции, метод логического и исторического подхода, метод экспертных оценок.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.



_________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….… 4

1 Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения ……. 6

2 Проблема бюджетного дефицита и способы ее решения …………………. 14

2.1 Бюджетный дефицит как позитивное и негативное явление ………….....14

2.2 Методы управления дефицитом и способы его финансирования ……… 17

3 Дефицит бюджета Республики Беларусь …………………………………... 23

3.1 Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь в

2006-2010 г. …………………………………………………………………....... 23

3.2 Дефицит бюджета 2011 г. и особенности его финансирования в

условиях внутреннего финансового кризиса …………………………..… 26

Заключение ………………………………………………………………..….…. 30

Список использованной литературы …………………………………….……. 32

ВВЕДЕНИЕ

Бюджеты большинства стран мира на сегодняшний день не являются сбалансированными, хотя один из принципов государственного бюджета декларирует необходимость соблюдения равенства между государственными расходами и доходами. В силу действия множества факторов – экономических, политических и даже природных – очень часто возникают ситуации, когда доходы бюджета не покрывают его расходы.

Такие ситуации – бюджетные дефициты – требуют пристального внимания финансовых властей, поскольку наличие дефицита может не только свидетельствовать о кризисных явлениях в экономике, но и само по себе привести к негативным последствиям в экономике.

Внимание к проблеме бюджетных дефицитов в последнее время постоянно повышается, в том числе из-за возникновения серьезных проблем в странах Европейского союза, связанных с государственным долгом и бюджетным дефицитом. Знакомы с этой проблемой и другие развитые и развивающиеся страны, в том числе первые экономики мира.

В Республике Беларусь значительная часть национального дохода перераспределяется через бюджетную систему, а статус переходной экономики и социально-ориентированного государства свидетельствует об огромных объемах государственных расходов, снижение которых связано со значительными социальными и экономическими издержками. В связи с этим власти и экономисты Беларуси также уделяют значительное внимание проблемам бюджетного дефицита и его финансирования. Еще более значимым это направление становится в условиях локального валютно-финансового кризиса, который наблюдается в РБ с начала 2011 года.

Все вышеизложенное определяют актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является выявление проблем, обусловленных наличием дефицита в бюджете Республики Беларусь, определение перспективных методов управления дефицитом и наилучших источников его финансирования.

Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:



  • выявить сущность понятия бюджетного дефицита, классифицировать его виды и определить причины его возникновения;

  • исследовать различные подходы к проблеме бюджетного дефицита;

  • определить методы управления дефицитом и источники его финансирования, оценить позитивные и негативные последствия использования различных стратегий;

  • проанализировать состояние бюджета Республики Беларусь на протяжении последних нескольких лет;

  • охарактеризовать современное состояние бюджетного дефицита в Республике Беларусь и оценить возможные подходы к управлению дефицитом в условиях локального кризиса.

Теоретической основой работы послужили работы ведущих аналитиков как национальной, так и зарубежной экономической науки. В работе используются общие работы и учебные пособия по дисциплинам общей экономической теории, финансам и кредиту, мировой экономике. Также широко используются публикации и исследования международных финансовых организаций, материалы периодической печати последних лет по исследуемой теме. Статистическая информация получена из источников Статистической службы Европейского союза, Министерства финансов Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь.




  1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины возникновения

Бюджет – важнейший финансовый документ страны – в широком смысле представляет собой баланс, в одной стороне которого находятся все доходы, а в другой – расходы. Как и любой баланс в экономическом смысле слова, бюджет должен «сходиться», то есть его левая и правая части должны быть равны между собой, а иначе говоря, доходы должны равняться расходам. В экономической науке такое состояние бюджета считается наиболее благоприятным, идеальным (отвечающим принципу сбалансированности бюджета), однако на практике достичь его удается лишь изредка [1, c. 520].

По две стороны от бюджетного равновесия находятся еще два состояния бюджета: профицит и дефицит. Профицитом бюджета называется превышение государственных доходов над расходами. Несмотря на кажущуюся привлекательность, такое состояние бюджета не считается нормальным или благоприятным, а возникает оно чаще всего в результате подъема экономики в рамках экономического цикла. При определенных условиях профицит может иметь стабилизационный эффект, например, в стадии подъема экономики, сопровождающемся нарастанием инфляции спроса, «замораживание» профицитной части бюджета ограничивает излишнее давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум [2, c. 128].

Гораздо чаще государствам приходится сталкиваться с бюджетным дефицитом. На наш взгляд одно из наиболее полных определений приводит А.П. Киреев: бюджетный дефицит – это часть расходов и предоставленных кредитов, которая превосходит поступления в бюджет от налогов, грантов и погашения прошлых кредитов и которая покрывается правительством за счет получения займов или сокращения резервов [3, c. 387].

Чтобы увидеть связь между этими статьями, можно рассмотреть упрощенную структуру бюджета. В соответствии с методологией МВФ, статьи любого бюджета можно переклассифицировать таким образом, чтобы все их можно было представить в виде следующей таблицы:
Таблица 1 – Статьи бюджета по методологии МВФ


1. Total revenue and grants

1. Всего доходы и гранты

Total revenue

Всего доходы

Grants

Гранты

2. Total expenditure and lending minus repayments

2. Всего расходы и кредиты минус платежи

Total expenditure

Всего расходы

Total lending minus repayment

Всего кредиты минус платежи

3 = 1 – 2. Overal deficit/surplus

3 = 1 – 2. Общий дефицит/избыток

4 = 3. Total financing

4 = 3. Всего финансирование

Примечание – Источник: [4, xi - xiii].

Итак, согласно этой методологии, . Если итоговое значение представлено отрицательным числом, бюджет является дефицитным, если положительным – профицитным. Дефицит или избыток равен финансированию с противоположным знаком, что принимается как тождество по определению. Только после введения статьи «Всего финансирование» (за исключением случаев, когда бюджет уже сбалансирован) бюджет становится балансом, поскольку его противостоящие части уравниваются.

Данное нами определение вкупе с таблицей наглядно показывает, что раскрытие понятия дефицита как «превышение расходов над доходами» не до конца верно (хотя мы и сами подобным образом охарактеризовали понятие профицита), но для простоты восприятия в литературе, а тем более в речи, оно используется чаще всего. В этой работе мы также будем использовать это определение, зная, что в некоторых случаях необходимо обратиться к более детальному описанию понятия дефицита бюджета, приведенному выше.

В различных странах практика определения дефицита сильно отличается. Так, продажа государственных казначейских векселей может считаться кредитом правительству и включаться в статью «кредиты минус платежи», а может входить в финансирующую статью. Существуют термины «над чертой» и «под чертой», описывающие расположение «спорных» операций в структуре бюджета каждой отдельной страны [3, c. 388]. В качестве другого примера можно привести операции по привлечению межправительственных кредитов, которые в одних странах находятся «над чертой» (включаются в состав доходов), а в других – «под чертой» (входят в финансирование).

В связи с этим классификацию бюджетных дефицитов мы прежде всего начнем с концепций исчисления дефицитов. В соответствии с разными методологиями и целями исследования выделяют следующие виды: операционный дефицит, первичный дефицит, внутренний/внешний дефицит [5, c. 208].



Операционный дефицит – дефицит, рассчитанный путем переноса платежей процента по правительственному долгу из расходов в раздел финансирования, поскольку только сам факт их выплаты позволяет финансировать бюджет за счет заемных средств [3, c. 387]. Другие авторы под операционным дефицитом подразумевают дефицит, при расчете которого учтены инфляционные составляющие процентных выплат, на которые делается поправка [5, c. 208].

Первичный дефицит – дефицит, рассчитанный вообще, за исключением платежей по правительственному долгу, с целью исключить влияние на бюджет проблем, возникших в предыдущие годы, и оценить фискальную позицию только текущего года. Действительно, в рамках анализа успехов государства в реализации фискальной политики и проведении макроэкономической политики в целом дефицит, рассчитанный с применением подобной методологии, является важным показателем. Если первичный дефицит представляет собой положительную величину (что говорит о его наличии), можно сделать вывод о том, что задолженность государственных органов возрастает.

Внутренний/внешний дефицит – дефицит, рассчитанный отдельно по операциям правительства внутри страны и в его отношениях с зарубежными странами. Такие бюджеты составляются в аналитических целях, а данные по их дефицитам позволяют оценить параметры спроса на внутренний кредит и степень воздействия фискальной политики на темпы роста денежной массы.

В мировой практике большое значение придают классификации, согласно которой бюджетные дефициты могут быть циклическими либо структурными.



Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов1 экономики. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением величины национального дохода.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики [6, c. 415].

Структурный бюджетный дефицит в большей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики. Принято считать, что величина структурного бюджетного дефицита равна разности между расходами и доходами бюджета в условиях естественного уровня безработицы и естественного темпа роста ВВП. Его возникновение связано с мерами государства, направленными на стимулирование экономической активности и совокупного спроса в период спада производства. Эти решения могут быть направлены на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенное снижение налогового бремени. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Однако следует еще раз отметить, что этот дефицит сознательно создается государством [5, c. 206].

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами и чаще всего соотносится со структурным дефицитом по предыдущей классификации. Пассивный дефицит возникает в результате снижения налоговых ставок или объема налоговых поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и прочих негативных тенденций.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер [5, c. 208].

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета [7, c. 200].

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течении не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов [7, c. 201].

Отдельно выделяется категория скрытого дефицита, иначе именуемого квазифискальным или квазибюджетным, поскольку он обусловливается квазифискальной деятельностью государства. В частности, квазифискальные операции включают:


  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

  • накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд - "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.)

  • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов».

В результате проведения подобных операций растут убытки Центрального Банка и увеличиваются темпы инфляции, а бюджетный дефицит не растет [2, c. 374-375].

Наличие скрытого дефицита искусственно занижает показатели дефицита бюджета. Власти могут намеренно переводить бюджетный дефицит в область скрытого в определенные фазы политического цикла (например, перед выборами) или с целью выполнения «жестких» плановых (или прогнозных, которые в некоторых государствах, по сути, являются плановыми) показателей.

Существуют и другие инструменты, позволяющие осуществлять искусственное занижение дефицита. Такими, в частности, являются:


  • «налоговая амнистия», то есть законодательно установленная возможность налогоплательщиков, ранее уклонявшихся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную части общего налогового сбора;

  • мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;

  • введение временных или добавленных налогов;

  • отсрочки выплат заработной платы работникам государственного сектора;

  • отсрочки обязательной индексации заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;

  • распродажи государственных активов [5, c. 208].

На итоговых значениях дефицита также могут сказываться методологические особенности, значительно усложняющие точную количественную оценку дефицита. Перечислим наиболее значимые факторы:

  1. обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга;

  2. завышение государственных расходов связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный дефицит госбюджета (как и номинальный долг) растет, а реальный дефицит снижается, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики государства;

  3. при оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в бюджет высшего уровня, в результате чего происходит завышение дефицита бюджета;

  4. занижающий фактор – скрытый дефицит, о котором шла речь выше [2, c. 373-374].

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита не могут служить надежными макроэкономическими показателями и даже при условии их методологически правильного расчета требуют нетривиальной трактовки.

Как мы уже отметили, причиной возникновения бюджетного дефицита могут являться циклические колебания в экономике, когда в периоды спада государственные расходы должны быть увеличены (в идеале), а поступления в казну снижаются. То есть сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса является одной из самых частых причин образования как краткосрочного, так и долгосрочного бюджетного дефицита, как, например, это происходило и происходит в современной Японии [8].

Сокращение доходов может являться и волевым решением властей, целью которого является стимулирование экономики. При условии, что расходы бюджета не корректируются, подобная политика приводит к увеличению дефицита [2, c. 376].

Другой частой причиной возникновения дефицита, характерной, в том числе, и для стран с переходной экономикой, является рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. Такая ситуация не обязательно может быть охарактеризована как кризисная, однако она требует значительных средств от государства, которое, в свою очередь, еще не обладает достаточной налоговой базой [7, c. 223].

Еще одной частой причиной возникновения дефицита бюджета являются чрезвычайные обстоятельства, как войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы или стихийные бедствия. На примере США это можно проследить на рисунке 1.
c:\users\aleee\desktop\21.jpg
Рисунок 1 – Динамика задолженности государственных органов в 1790-2000 гг.

Примечание – Источник: [9].

В периоды кризисов самого разного происхождение долговое финансирование позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежать увеличения денежной массы и не допустить ужесточения налогообложения [2, c. 376].

Неэффективность финансовой системы государства в общем и налоговой политики в частности может также привести к образованию дефицита, в том числе и по причине перехода части экономики в теневой сектор.

Наконец, политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами, в преддверии выборной части политического цикла также является весьма распространенной причиной возникновения краткосрочного бюджетного дефицита [5, c. 208].

Таким образом, бюджетный дефицит – весьма многостороннее понятие, отражающее сущность сложного экономического явления. Дальнейшее исследование сущности дефицита, различий между различными его видами, а главное – причин его возникновения, является важной задачей экономической науки хотя бы потому, что с острой проблемой бюджетного дефицита на современном этапе сталкиваются очень многие страны, в числе которых есть и развитые страны, составляющие стержень мировой экономики.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал