Цель: вырабатывать навыки поведения в критических ситуациях и выхода из них с наименьшими потерями. Задачи



Скачать 52.43 Kb.
Дата27.04.2016
Размер52.43 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Стресс».

Цель: вырабатывать навыки поведения в критических ситуациях и выхода из них с наименьшими потерями.

Задачи:

1)объяснить, что означает понятие «стресс»;

2)рассмотреть наиболее распространенные стрессовые ситуации;

3)развивать навыки преодоления стресса.



Форма занятия: тренинг.

Участники: учащиеся 5-6 классов.

Оборудование: рисунок человека в состоянии стресса, одноразовый стаканчик, плакат с заголовком «Скорая помощь при стрессе» для мозгового штурма.

Ход урока:

1.Упражнение – энергизатор «Что ты делаешь?»

-Разделитесь на пары. Правила игры таковы: один при помощи мимики, жестов должен изображать какую-нибудь деятельность – например, показывает, что пишет письмо, при этом важно это делать с энтузиазмом. Второй участник спрашивает: «Что ты делаешь?» (всегда задается один и тот же вопрос). Тот, кто изображал действие, не должен говорить, что он делает на самом деле, наоборот, он придумывает какое-то другое действие и на вопрос «Что ты делаешь?» назвать его, например, сказать: «Корову дою»! Сказав это, он может прекратить изображать свое действие.

И тогда второй участник должен мгновенно активизироваться – он начинает изображать то действие, которое назвал первый участник игры – начинает «доить корову». Теперь уже первый задает вопрос второму «Что ты делаешь?». И хотя второй продолжает «доить корову», он придумывает совсем неподходящий ответ, например «Танцую на дискотеке!» Теперь первый участник игры изображает танец на дискотеке.

Комментарий к упражнению: эта игра взбодрит самых усталых участников. Она создает сильный эффект когнитивного диссонанса, так как тело делает нечто противоположное тому, что говорит язык. В результате – взрыв смеха. Участникам игры потребуется некоторое время, чтобы освоить правила игры. Упражнение способствует созданию хорошего настроения и снимает напряжение.
2.Открытие урока. Подготовка к восприятию новой информации.

-Сейчас мы выполним такое упражнение: у меня в руках одноразовый стаканчик. Мы будем передавать его по кругу, и каждый мысленно положит в стаканчик все самое важное, ценное, что у него есть (после того, как стакан возвращается к учителю, он, неожиданно для всех, резко сминает его в руке).

-Какие чувства у вас возникли, когда я это сделала? Вы только что пережили самый настоящий стресс – это тема нашего урока.
3.Беседа по теме урока.

-Знаете ли вы, что такое стресс? Это слово пришло к нам из английского языка, и в переводе оно означает «давление, напряжение, нажим». В энциклопедическом словаре так объясняется значение слова «стресс»: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».

Стрессы сопровождают нас всю жизнь. С одной стороны они вызывают у человека сильные положительные эмоции, чувство огромного удовлетворения: например, победа на спортивных соревнованиях, хорошая оценка за контрольную работу или за ответ на экзамене, у взрослых – повышение в должности, или повышение зарплаты и т.д. Положительный стресс прибавляет энергии. Но чаще стрессы вызывают отрицательные эмоции, они сопровождаются чувством тревоги, напряжения, смятения. Например, когда у вас возник конфликт с родителями, учителем или приятелем, или, например, когда на вас кто-то кричит, оскорбляет. Сердце начинает биться часто, повышается давление, мышцы напрягаются. Нарастает внутреннее напряжение, появляется злость, страх. Вот так себя чувствует человек в состоянии стресса. Частые стрессы способны привести к истощению защитной системы организма, а в итоге – различные заболевания, депрессия, нервное истощение, разочарования, потеря интереса к жизни.

Нам всем необходимо понять, что человек всегда сам может пережить события, обстоятельства, которые вызвали кризис. Никто за нас этого не может сделать: ни мамы, ни папы, ни учителя. Сегодня мы поучимся это делать.

Очень важно каждому человеку научиться приспосабливаться к жизненным стрессам, и учиться управлять своими эмоциями. А также помогать своему организму избавляться от состояния напряжения и тревоги.
4.Работа с рисунком. «Мозговой штурм».

-Посмотрите на плакат. Этот человек только что пережил сильный стресс. Рассмотрите его внимательно, какие внешние признаки стресса вы видите? (все ответы фиксировать на доске под заголовком «Проявление стресса»).

-сжатые губы;

-уголки рта опущены;

-красное (или бледное) лицо;

-холодные (или потные) руки;

-дрожащий голос;

-дрожь в ногах и т.д.

-У некоторых людей во время стрессовой ситуации пересыхает во рту, появляются неприятные ощущения в животе и др. Так организм борется с напряжением, приходит в состояние высшей готовности сопротивляться, защищаться.
5.Обсуждение наиболее распространенных стрессовых ситуаций у детей

и подростков.

-А теперь, ребята, вспомните ситуации, которые у вас вызывают стресс (обсудить все ситуации, которые дети вспомнят; можно выслушать примеры из жизни).

-контрольная работа;

-необходимость отвечать на уроке в присутствии директора, незнакомых людей;

-выступление на сцене;

-экзамен;

-ссоры, конфликты и т.д.

Вывод: стрессы в жизни неизбежны и они сопровождаются неприятными ощущениями. Поэтому нужно учиться правильно на них реагировать! И это – полезный жизненный навык.


6.Мини-лекция на тему «Пути преодоления стресса».

-Можно ли заранее подготовиться к стрессу? Можно и нужно. Для этого необходимо помнить следующее:

1.Вы вступаете в довольно сложный возраст, называемый переходным. Чтобы легко пережить этот непростой период жизни, о нем следует больше узнать – почитайте специальную литературу.

2.Не делайте преждевременные, скоропалительные выводы, не принимайте решение сгоряча, в состоянии нервозности или истерики.

3.Подумайте заранее, какие жизненные трудности вас могут ожидать, продумайте разные варианты, как их предупредить, преодолеть.

4.Одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу – запас энергии и силы воли. Не поддавайтесь панике. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

5.Учитесь расслабляться.

6.Ведите здоровый образ жизни.

7.Помните, что у вас есть родные, близкие и друзья. Обращайтесь к ним в трудные минуты.
7.Обсуждение методов преодоления стресса. «Мозговой штурм».

-Давайте поговорим о том, как можно преодолеть напряжение, тревогу во время стресса?

Все ответы выписать на плакат «Скорая помощь при стрессе».

-глубокое дыхание;

-смена обстановки;

-музыка;


-физкультура, спорт;

-прогулка;

-теплая ванна или баня;

-сон;


-какая-нибудь деятельность (чтобы отвлечься);

-беседа с доверенным лицом;

-вкусная еда;
8.Беседа по вопросам:

1)Что делаете лично вы во время стресса, чтобы снять напряжение?

2)Как ваши родители борются со стрессом?

3)Некоторые люди в стрессовых ситуациях начинают курить или употребляют алкогольные напитки – «заливают горе». Как вы считаете, это правильно?

Вывод: есть много способов борьбы со стрессом. Нужно выбирать здоровые способы, они помогут взять себя в руки и продолжать спокойно жить. Человек не беспомощен перед стрессом.
9.Упражнение «Превращение».

-Сейчас я вам расскажу об одном методе, который можно использовать тогда, когда вы общаетесь с неприятным вам человеком, который вызывает у вас отрицательные эмоции – обидел вас, оскорбил, раздражает. Закройте глаза и представьте себе этого человека. Вспомните, как он одет, какое у него выражение лица. Представили? А теперь мысленно нарисуйте ему кошачьи усы. Как он вам теперь? Примерьте на него штанишки, как у Карлсона, короткие и с пропеллером. Нажмите на кнопку – пуговку: моторчик начинает жужжать, он улетает на крышу. Оставьте его там.



Откройте глаза. Ведь это уже смешно – вы можете сделать все, что угодно с образом досадившего вам человека, его даже жалко становится. Смейтесь над его суровостью, злостью, недоброжелательностью, и вам станет легче.
10. Итог урока.

Дать возможность каждому учащемуся высказать свое мнение, что ему понравилось, что не понравилось в ходе обсуждения проблемы.
Каталог: files -> File
File -> Лечебная физкультура
File -> Казьменко Артем Анатольевич
File -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
File -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
File -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
File -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
File -> Реферат по биологии на тему:
File -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница