«центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»



Скачать 251.67 Kb.
страница1/6
Дата03.05.2016
Размер251.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6

Бюджетное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: профилактика суицидального поведения и употребления психооактивных веществ, распространение ВИЧ-инфекции, профилактика жесткого обращения»

Методические рекомендации



г. Ханты-Мансийск, 2013 год.




Методические рекомендации «Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: профилактика суицидального поведения и употребления психооактивных веществ, распространение ВИЧ-инфекции, профилактика жесткого обращения»

Составители: Мальцева Н. С., директор БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Ведрова Л. А., методист БУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Рецензент: Петрова Г.А., заведующий кафедрой общей и социальной педагогики НГГУ, кандидат педагогических наук, доцент, действующий член Международной педагогической академии, Почётный работник высшего профессионального образования РФ

Методические рекомендации «Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: профилактика суицидального поведения и употребления психооактивных веществ, распространение ВИЧ-инфекции, профилактика жесткого обращения» предназначены для практических специалистов образовательных учреждений.


Содержание

4
5

5

8



11

17

19


23
24
30

34
36

39

48

52

54

54

57



58

60

62



65

67

68



72

76

77



79

81

83



87

88


Введение…………………………………………………………………………………..

Раздел 1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей попавших в трудную жизненную ситуацию.................................................................

    1. Сущность понятия трудные жизненные ситуации, их типология………………..

    2. Суицидальное поведение детей и подростков……………..…………………….....

    3. Употребление психоактивных веществ, среди детей и подростков………….......

    4. Распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде………………………..…

    5. Жестокое обращение в семье………………………………………………………..

Раздел 2. Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации ……………………………………………...…………………………………..

2.1. Особенности работы специалистов с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации……………………….......................................................................

2.2. Организация психолого-педагогической и социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации………………………………................

2.3. Профилактика суицидального поведения обучающихся……………………….....

2.4. Профилактика употребления психоактивных веществ и распространения ВИЧ-инфекции среди обучающихся………………………………………………………….

2.5. Оказание психологической помощи детям-жертвам насилия………………….....



Словарь терминов……………………………………………………………………....

Список литературы………………………………………………………………….......

Приложения…………………………………………………………………………........

Приложение 1………………………………………………………………………...…...

Приложение 2……………………………………………………………………...……...

Приложение 3………………………………………………………………………….....

Приложение 4………………………………………………………………………...…..

Приложение 5……………………………………………………………………...……..

Приложение 6………………………………………………………………………….....

Приложение 7………………………………………………………………………...…..

Приложение 8……………………………………………………………………...……..

Приложение 9………………………………………………………………………….....

Приложение 10……………………………………………………………………...……

Приложение 11…………………………………………………………………...………

Приложение 12………………………………………………………………………...…

Приложение 13…………………………………………………………………...………

Приложение 14………………………………………………………………………...…

Приложение 15…………………………………………………………………...………

Приложение 16………………………………………………………………………...…

Введение

Глобальные преобразования в России в конце XX века привели к серьезному обострению социально-экономических проблем, к усилению социальной дифференциации, изоляции, исключению (эксклюзии) или ограничению доступа социально незащищенных групп населения к полноправному участию в реальной общественной жизни. В качестве тревожных симптомов осложненной социальной ситуации жизни, в первую очередь в детском населении нашего общества, выступают растущие масштабы асоциального поведения среди подростков, серьезное увеличение численности детей, проживающих в трудных жизненных ситуациях.

В общей и детской отечественной и зарубежной педагогике, психологии исследуются проблемы становления и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Дж. Боулби, Ю. Бронфенбренер, Ф.Е. Василюк, И.Ф. Дементьева, А.В. Запорожец, И. Лангмейер, З. Матейчик, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, С.А. Расчетина, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.). Ученые, представляющие социальную педагогику, предлагают различные технологии социального воспитания детей и подростков, имеющих разные жизненные проблемы (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ф.А. Мустаева и др.).

В современной России предпринят широкий спектр социально-экономических и правовых мер в аспекте реализации Конвенции ООН «О правах ребенка», создан специальный механизм контроля за соблюдением принятых обязательств. Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы социальной защиты детства является более детальная дифференциация объектов социальной помощи, в частности, переход от системы социального обеспечения всех детей без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка к социальной защите конкретных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание им адресной помощи, расширение субъектов помощи. Именно эти субъекты определяют содержание, формы, методы функционирования, основные направления поддержки и защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определяя во многом ее эффективность.




Раздел 1. Понятие трудной жизненной ситуации. Классификация детей попавших в трудную жизненную ситуацию
Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, нуждается в помощи государства, общества, людей, находящихся рядом с ним. Такая поддержка помогает ему преодолеть трудности, утвердить свое Я и самореализоваться. Дети в подобных ситуациях оказываются еще более незащищенными и поэтому нуждаются в особой социально- педагогической поддержке.


    1. Сущность понятия трудные жизненные ситуации для детей, их типология

В отечественной и международной практике существует выражение — трудная жизненная ситуация, означающее переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен с честью выйти (не может найти достойного для него выхода). В этом случае ему требуется помощь государства, общества. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая данный факт, государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути

оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель государства (общества) создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т.д.). [18]

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, ст. 1 сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. К ним относится утрата попечения родителей. Такое явление может иметь место в ряде случаев:

а) смерть родителей;

б) отказ родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других учреждений;

в) самостоятельное прекращение родителями выполнения родительских обязанностей по отношению к своему ребенку (самоустранение от воспитания ребенка);

г) невыполнение родителями по тем или другим причинам своих обязанностей по отношению к своим детям (например, по состоянию здоровья — опасность заразить ребенка и пр.);

д) длительное отсутствие родителей (например, длительная командировка);

е) ограничение родителей в родительских правах. Решение принимается судом с учетом интересов ребенка. Оно может иметь место при условии, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие);

ж) лишение родителей родительских прав. Оно выступает законодательной мерой для родителей, не выполняющих обязанностей по отношению к своим несовершеннолетним детям, а также злоупотребляющими родительскими правами.

В обязанности родителей входит:

• содержание детей;

• создание нормальных условий для их жизнедеятельности;

• быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;

• воспитание их.

Лишение родителей родительских прав направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, на защиту их от жестокого обращения и других злоупотреблений со стороны родителей. Оно может осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. Если такой родитель своим поведением делает для ребенка невозможным совместное с ним проживание, то он может быть выселен без предоставления другого жилого помещения. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства;

з) невозможность родителями по тем или иным причинам выполнять свои родительские обязанности:

— отбывание наказания;

— признание их недееспособными, когда они не могут по состоянию здоровья выполнять обязанности по отношению к своим детям (физические возможности или психические отклонения);

— кризисное состояние семьи, не позволяющее ей выполнять родительские обязанности по отношению к ребенку (безработность и вынужденность заниматься поиском работы, тяжелые материальные условия);

и) дети, оказавшиеся в состояниях, при которых им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита:

• инвалидность. Речь идет о детях, которые по состоянию здоровья приравниваются к детям-инвалидам. Они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

• недостатки в психическом и (или) физическом развитии. Такие дети также нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;

• жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий. В данном случае нужен комплекс медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;

• дети, находящиеся в составе семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях;

• дети — жертвы насилия. Такое явление может наблюдаться в семье, когда имеет место злоупотребление родительскими правами.

Оно заключается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей (например, создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.);

• дети, отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;

• дети, находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;

• дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые самостоятельно не могут быть преодолены, в том числе и семьей.

В изложенных случаях ребенок попадает в органы опеки и попечительства — органы местного самоуправления, на которые возложены обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. [13]

В статье 5 Федерального Закона №120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» так же перечислены категории детей, относящихся к попавшим в трудную жизненную ситуацию и в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

Категорий детей относящихся к «детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию»:

    1) дети-инвалиды; 

    2) дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

    3) дети – жертвы насилия. Это  ребёнок, подвергавшийся систематическим  действиям в семье, наносящие  вред его развитию, проявляющееся  в различных формах (физическое, психологическое и эмоциональное);

    4) дети, проживающие в малоимущих семьях;

    5) безнадзорные или беспризорные;

    6) занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

 7) содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей (дети, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в результате лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей не дееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений и аналогичных учреждений социальной защиты), специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

    8) употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

(в ред.  Федерального закона от 22.04.2005 № 39-ФЗ)

    9) совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    10) совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

    11) освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

    12) совершившие общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

    13) обвиняемые или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

    14) условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

    15) получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

    16) освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

    17) осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

    18) осужденные условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    В Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» центральным понятием является: несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении.

    Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111).

Однако необходимо иметь в виду, что каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.





    1. Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Наиболее высок уровень самоубийств в городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. В городах-миллионерах уровень — ниже среднего. Можно предположить, что социальная обстановка в мегаполисах лучше, чем просто в крупных городах, так как первые имеют более высокий уровень социального и экономического развития. Низкий уровень суицидов в сельской местности объясняется относительно более высокой долей детей среди населения, национально-религиозными традициями, более тесными межличностными отношениями и привычным укладом жизни.



Самоубийство, суицид (лат. ≪себя убивать≫) — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

  • собственно суицидальные действия;

  • суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания,

намеки).

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели.

Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: ≪хорошо бы умереть≫, ≪заснуть и не проснуться≫.

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства.

Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. [9]



Типология суицидов

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.



Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.



Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту, же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни по собственному желанию, а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей.

Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности — зацикленность на проблеме, «туннельное зрение». Все это приводит к сужению выбора до бегства в «суицид». При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам. [9]

Возрастные особенности суицидального поведения

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам.

Большинство авторов считают, что концепции смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. В предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные».

Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы. [9]





    1. Употребление психоактивных веществ, среди детей и подростков

Масштабы незаконного распространения наркотиков в стране неуклонно расширяются и к настоящему времени достигли уровня, представляющую реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения.

В настоящее время происходит не только активное вовлечение подросткового населения в потребление наркотиков и других ПАВ, но и качественное изменение поражаемого этим процессом контингента.

Рост заболеваемости наркоманиями среди подростков сопровождается существенным снижением заболеваемости токсикоманиями. Это говорит о переходе значительного числа подростков — потребителей ПАВ — с ненаркотических на наркотические ПАВ. Можно утверждать, что в настоящее время 2/3 подростков, приобщающихся к приёму ПАВ, предпочитают употреблять именно наркотики. Одновременно наблюдается увеличение числа потребителей «тяжёлых» и синтетических наркотиков по отношению к числу потребителей «лёгких» и растительных самодельных наркотических ПАВ. Такую тенденцию следует считать крайне неблагоприятной в плане развития более тяжёлой в медицинском и социальном плане наркологической патологии.

С учетом этих фактов в ближайшие 3—5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией, притом, что сейчас она является достаточно высокой. За последние 5 лет она возросла в три раза.

К настоящему времени произошла структурная перестройка наркорынка с замещением наркотиков растительного происхождения (гашиш, производные опийного мака) на наркотики с более выраженным наркогенным эффектом: героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда.

Использование ПАВ с целью одурманивания занимает заметное место в досуге, групповом общении у молодёжи.

Крайне неблагоприятное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения оказывают средства массовой информации. Телевидение и радио допускают транслирование фильмов, музыкальных клипов, песен, пропагандирующих образ жизни, подразумевающий употребление наркотиков. Наблюдается приобщение российской молодёжной креативно-досуговой сферы к модным и распространённым в мире культуральным течениям, включающим в качестве системного элемента потребление наркотиков. Это различные наркофилософии, музыкально-танцевальные стили кислотного рока, рейва, техно, непременным атрибутом которых является использование ПАВ психостимулирующего действия. Пользователям интернета открыто предлагается информация о способах изготовления и употребления наркотиков, местах их продаж, в привлекательной форме описывается состояние наркотического опьянения. Особую роль в приобщении к злоупотреблению наркотиками играют дискотеки.

Отношение к лицам, допускающим употребление наркотических средств, меняется от их активного неприятия и отвержения на в лучшем случае нейтральное (допущение единичных проб в определённых условиях и ситуациях), а чаще — на позитивное с принятием возможности употребления наркотиков в качестве хобби, увлечения, средства расслабления, получения кайфа, самопознания, единения с мировым духом (наркофилософия).

Эпидемиологические исследования последних лет показывают, что информированность учащихся школ, ПТУ и техникумов о различных наркотиках достаточно высока. Специально проведённое среди 15-летних учащихся 250 московских образовательных учреждений исследование с анонимным анкетированием показало, что 25 процентов опрошенных хотя бы раз в жизни попробовали те или иные наркотики или токсические вещества (десять лет назад этот показатель не превышал 7 процентов). Чаще всего это были препараты конопли, затем — ингалянты (бензин, клеи, аэрозоли). Около 1 процента учащихся начинали знакомство с ПАВ, с героина.

Общее количество лиц, с различной периодичностью злоупотребляющих наркотиками, оценивается в 3 млн. человек. Доступность отдельных наркотиков и других ПАВ различна, однако в целом должна быть оценена как высокая. По мнению опрошенных учащихся, они легко могли достать препараты конопли (25 процентов), транквилизаторы (13 процентов), ЛСД и «экстази» (10 процентов), кокаин (10 процентов). Наркотики приобретаются на дискотеках, в барах и кафе, в широко известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах у наркоторговцев. Наркотики стали достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищённости населения страны, и в первую очередь подростков и молодёжи, от экспансии наркотического соблазна.

Таким образом, массовое злоупотребление ПАВ — это сложный психобиосоциальный феномен, в возникновении которого принимает участие совокупность многочисленных каузальных факторов в их сложном взаимодействии и взаимопотенцировании. Решение проблемы по преодолению этого глобального по масштабам явления невозможно без учёта всех элементов данной патогенной системы.

Продолжающийся рост численности больных наркоманией в стране остро ставит вопрос об обеспечении их необходимой лечебно-профилактической помощью, реализация которой возложена на органы системы здравоохранения.

Официальных статистических данных по эффективности терапии больных наркоманиями в наркологических стационарах в системе здравоохранения Российской Федерации не имеется. Непосредственное ознакомление сотрудников НИИ наркологии с работой наркологических клиник в регионах России позволяет заключить, что эффективность лечения в различных стационарных структурах различна. В среднем у 5—10 процентов больных героиновой наркоманией после лечения наблюдаются ремиссии свыше 1 года. В отдельных учреждениях при обеспечении индивидуального подхода к больным, включении их в систему длительного постлечебного наблюдения и медико-социальной реабилитации ремиссии свыше 1 года отмечаются в 30 процентах случаев. Остаётся высокой повторная обращаемость больных за стационарной помощью — более 70 процентов больных, поступивших на лечение в течение года, ранее уже лечились стационарно.

Учитывая недостаточную к настоящему времени эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий в отношении больных с наркотической зависимостью, особенно важным представляется проведение профилактической работы с лицами, не имевшими ещё контактов с наркотиками или злоупотребляющих ими эпизодически без признаков сформировавшейся зависимости. [19]
Характеристика психоактивных веществ

Под психоактивным веществом понимается любое химическое вещество, включая алкоголь, способное при однократном приёме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение и восприятие окружающего, поведение либо вызывать другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приёме — психическую и физическую зависимость. Среди психоактивных веществ выделяют наркотики и токсические средства. Сюда не относятся лекарственные средства с психотропным эффектом (так называемые психотропные вещества), разрешённые к медицинскому применению фармакологическим комитетом.

Под наркотиком понимают вещество, соответствующее следующим критериям: 1) оно оказывает специфическое действие (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и т.д.) на центральную нервную систему, что является причиной его немедицинского потребления (медицинский критерий); 2) немедицинское потребление его имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость (социальный критерий); 3) оно в установленном законом порядке признано наркотическим и включено Министерством здравоохранения РФ в список наркотических средств (юридический критерий). Безусловно, к наркотическим средствам относят вещества, которые внесены в «Список наркотических средств», определяемый ВОЗ.

Если употребляемое вещество в этот список не внесено, то оно называется токсическим. Разделение токсических и наркотических средств имеет не столько медицинское, сколько правовое значение, поскольку изготовление, приобретение, хранение и другие незаконные действия с наркотическими средствами караются законом (ст. 228—231 УК РФ), а токсических средств — нет.

Медицинская классификация психоактивных веществ традиционно основывается на особенностях их действия на центральную нервную систему (стимуляторы, галлюциногены, эйфоризаторы, транквилизаторы, седативные средства и т.д.) или на способах введения (ингалянты). Одно и то же вещество, в зависимости от дозы и способа введения, может оказывать неодинаковое действие.

В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10), к психоактивным средствам относятся: алкоголь, опиоиды, каннабиоиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, стимуляторы, включая кофеин, галлюциногены, табак, летучие растворители. [19]




Развитие зависимости от психоактивных веществ

Среди психических и поведенческих расстройств вследствие употребления психоактивных веществ выделяют синдром зависимости, который по определению ВОЗ представляет собой «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость характеризуется следующими признаками: 1) овладевающим желанием или неодолимым влечением (компульсией) продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; 2) тенденцией увеличивать дозу, обнаруживая рост толерантности; 3) возникновением «индивидуальных и социальных проблем», обусловленных злоупотреблением.



Толерантность к психоактивному веществу определяется его минимальной дозой, способной вызвать желаемый психо-физический эффект (состояние одурманивания, купирование абстинентных нарушений). Для синдрома зависимости характерно первоначально повышение толерантности к психоактивному веществу, что проявляется в необходимости увеличения доз данного средства для достижения прежнего эффекта или в необходимости вводить его всё большее число раз в течение

суток. В связи с этим выделяют толерантность разовую (количество психоактивного вещества, способного вызвать ожидаемый психофизический эффект при однократном приёме) и суточную

(общее количество принятого психоактивного вещества в течение суток для поддержания желаемого психофизического состояния). Изменение разовой и суточной толерантности зависит от стадии заболевания. На первой стадии формирования синдрома зависимости отмечается рост и разовой и суточной толерантности. На второй стадии — либо нарастает разовая при стабилизации суточной толерантности, либо, наоборот, стабилизируется разовая при значительном росте суточной (зависит от вида психоактивного средства). Для третьей стадии развития синдрома зависимости, независимо от употребляемого психоактивного средства, отмечается снижение разовой толерантности и лишь затем суточной. Толерантность, как правило, снижается и после длительного периода воздержания от приёма психоактивного средства (так называемое «омоложение наркомании»).

Различные психоактивные вещества обладают неодинаковой способностью повышать толерантность, что необходимо учитывать при выявлении данного синдрома. При опиомании, употреблении амфетаминов и галлюциногенов отмечается быстрое наращивание доз, при этом при опиомании переносимые дозы могут значительно превышать летальные для интактных индивидуумов. При употреблении кокаина рост толерантности отсутствует, при употреблении марихуаны он незначителен, при гашишемании толерантность возрастает при длительном применении.



Психическая зависимость от психоактивного вещества заключается в том, что состояние психического комфорта возможно только при опьянении, вне опьянения возникает раздражительность, пониженное настроение, постоянные мысли об употребляемом психоактивном веществе. Субъективным проявлением индивидуальной психической зависимости является постоянное стремление больного к повторному употреблению психоактивного вещества, что некоторыми авторами трактуется как обсессивное влечение. В отличие от невротических обсессий, подобное влечение с овладевающим желанием не тяготит больных, они не стараются от него избавиться.

Синдром отмены — это группа симптомов, возникающих при полном или частичном прекращении употребления психоактивного средства, а также при неадекватной его замене. Он включает физическую зависимость, физическое (компульсивное) влечение и абстинентный синдром.

Физическая зависимость от психоактивного вещества заключается в том, что вне состояния опьянения возникают тягостные физические ощущения, грубые соматические и неврологические расстройства, которые легко проходят введении алкоголя, наркотика или любого другого психоактивного средства.

Физическое (компульсивное) влечение выражается в неодолимом стремлении к наркотизации; по своей интенсивности достигает степени витальности, способно вытеснять другие витальные влечения (голод, жажду); определяет умонастроение, аффективный фон, поведение, устраняет все противоречащие мотивы и контроль; заполняет собой всё содержание сознания на момент своего появления. Компульсивное влечение может возникать вне интоксикации (так называемая сухая абстиненция), в сомтоянии опьянения и в структуре абстинентного синдрома. Для диагноза синдрома отмены имеет значение компульсивное влечение в рамках абстинентного синдрома.

Абстинентный синдром возникает после прекращения употребления психоактивного средства и включает психические, вегетативные и соматоневрологические нарушения, которые часто являются антиподами аналогичных проявлений и периоде острой интоксикации. Вместо эйфории возникает тревога, вместо усиления активности — апатия и бездеятельность, вместо релаксации — беспокойство и бессонница. Соотношение психических и вегетативно-неврологических нарушений, равно как и время развития абстинентных нарушений, после прекращения приема психоактивного средства, определяется его видом. Наиболее быстро абстиненция появляется при употреблении алкоголя (спустя несколько часов), наибольший интервал времени между спадом действия психоактивного вещества и абстинентными симптомами наблюдается при опиомании и гашизме (20—24 часа).

Время полного формирования абстинентного синдрома переделяется видом употребляемого психоактивного вещества. Более медленно синдром формируется при алкоголизме, скорее — при гашишизме, ещё быстрее — при употреблении стимуляторов и снотворных средств, в наиболее короткие сроки при употреблении опиатов.

Абстинентный синдром развивается не при всех видах нарко- и токсикоманий. При употреблении некоторых психопатических средств синдром отмены ограничивается только "компульсивным влечением.

Для больных алкоголизмом и наркоманией характерно 'рмирование специфических изменений личности: морально-этическая деградация, эгоизм, эгоцентризм с фиксацией интересов только на употреблении психоактивного средства, игнорирование интересов семьи, морально-нравственных ценностей и социально-ограничительных представлений. На отдалённых этапах хронического алкоголизма и наркомании в результате хронической интоксикации психоактивными средствами появляются признаки органического (интоксикационного) поражения головного мозга с формированием в итоге органического слабоумия.

Сам факт употребления респондентом какого-либо психоактивного средства не является основанием для констатации синдрома зависимости. Из всех возможных мотивов употребления психоактивного средства к синдрому зависимости относятся только мотивы, связанные с наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к психоактивному веществу (купирование абстиненции, наличие патологического влечения к употреблению определённого психоактивного вещества, мотив самоповреждения). Все другие мотивы употребления психоактивного вещества: традиционные, социально обусловленные, субмиссивные (подчинение давлению со стороны других людей или в референтной группе), гедонистические (стремление испытать чувство эйфории), псевдокультуральные (стремление приспособиться к определённой группе лиц), мотив гиперактивации поведения и попытка купирования с помощью психоактивного средства различных субъективно неприятных и тягостных психофизических расстройств (например, тревоги, депрессии, бессонницы) — к синдрому зависимости отношения не имеют.

Идентификация употребляемого психоактивного средства осуществляется на основе анамнестических данных, полученных как от самого лица, так и из других источников. Однако не зависимые от искренности респондента результаты можно получить лишь после биохимических исследований мочи, крови при определении содержания в них алкалоидов, алкоголя и других психоактивных веществ. Подобные анализы проводятся методами газожидкостной хроматографии, радиоиммунохимии и др. Определённое значение имеет характерная для опийных наркоманов почти постоянная лёгкая гипергликемия, а для курильщиков гашиша, наоборот, гипогликемия. Однако следует помнить, что лабораторные методы исследования имеют лишь вспомогательное значение, поскольку сам факт обнаружения в организме респондента психоактивного вещества не является основанием для постановки диагноза зависимости. Основным и диагностике синдрома зависимости остаётся метод клиники «ого обследования пациента. [19]





    1. Распространение ВИЧ-инфекции в подростковой среде

Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21 года. Большинство инфекций, передаваемых половым путем, встречаются у подростков чаще, чем у взрослых. Молодые люди нуждаются в информации, которая помогла бы им защитить себя. Родители и учителя часто не знают, что, как и когда говорить подросткам. Само по себе упоминание о сексуальности и средствах защиты табуируется в обществе, в особенности в отношении молодежи. При этом сами молодые люди, не имея доступа к достоверной информации, полагаются на слухи и стереотипы, усвоенные от сверстников и СМИ.

На сегодняшний момент эта болезнь неизлечима, еще не придумали лекарства, которое бы избавило человека от вируса ВИЧ. К сожалению, нет и вакцины, с помощью которой можно было бы защитить здорового человека.



ВИЧ – это вирус иммунодефицита человека (называется по первым буквам слов) является возбудителем болезни, называемой ВИЧ-инфекция. Человек может болеть этой болезнью очень долго. В течение этого времени ВИЧ-инфекция развивается и проходит несколько стадий, последняя из которых называется СПИД.

СПИД расшифровывается как синдром приобретенного иммунодефицита: синдром – это совокупность, т.е. целый набор признаков и симптомов заболевания.

Дефицит - это недостаток, в данном случае в работе иммунной системы, который был приобретен в процессе жизнедеятельности от другого человека, поэтому иммунодефицит приобретенный.

То есть СПИД – это не отдельная болезнь, а очень тяжелое состояние человека, болеющего ВИЧ-инфекцией.

Наиболее типичные симптомы ВИЧ:


  • снижение веса, потеря мышечной массы, дистрофия,

  • хронические простуды и диареи,

  • головные боли,

  • затрудненное дыхание (диспноэ),

  • боли в области грудной клетки,

  • ухудшение зрения,

  • парадонтологические заболевания, воспаления слизистой оболочки ротовой полости,

  • герпес, в том числе генитальный,

  • различные папилломы, кондиломы,

  • легочные заболевания - пневмонии, туберкулез,

  • заболевание вирусным гепатитом.

  • К ВИЧ симптомам в совокупности с другими признаками ВИЧ относятся и депрессивные состояния.

Распространение ВИЧ-инфекции затронуло все слои населения: и взрослых, и детей. Одна из категорий, которая оказалась уязвимой перед этой болезнью, это подростки. Проблема роста и распространения ВИЧ-инфекции среди детей подросткового возраста обусловлена многими факторами. Среди них и социальные условия, и психологическая незрелость, соединенная со «взрослыми» поступками.

У детей, к которым ВИЧ инфекция попала во время беременности матери или родов, болезнь прогрессирует намного быстрее, особенно у младенцев, при этом замедляется развитие организма, возникают серьезные заболевания, способные привести к летальному исходу.

Среда имеет большое влияние: большая часть ВИЧ-инфицированных подростков чаще всего с детства находятся в асоциальном окружении, родители их злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную половую жизнь. Не случайно именно в этих семьях выявляется ВИЧ-инфекция не у одного, а у нескольких членов семьи (сестры, братья, родители).

Девочки, живущие в подобных семьях, оказываются рано втянутыми в половую жизнь, то есть к 14 годам за их плечами часто меняющиеся половые партнеры, незащищенный секс, неоднократные медицинские аборты, заболевания, передающиеся половым путем, и в итоге заражение ВИЧ-инфекцией.

Многие дети, живущие «на дне», в притонах, окружены преступной средой. Такие подростки, лишившиеся родителей, оказавшиеся на попечении своих старших братьев, сестер, других родственников и, как следствие, оставшиеся без должного внимания, более подвержены влиянию улиц. Эти подростки начинают бродяжничать, употреблять алкоголь, наркотики.

Кроме ВИЧ-инфекции более чем половина подростков в сопутствующих заболеваниях имеет хронический вирусный гепатит С, что также усугубляет картину протекания болезни.



Гепатит (Hepatitis) — в общем виде, понятие, характеризующее поражение печени с признаками воспаления; используется для обозначения как самостоятельного заболевания, так и компонента многосистемного, или генерализованного, патологического процесса.

Существует 3 основных вирусных гепатита:



Гепатит А - вирус распространяется через немытые руки (пища, вода, утварь, игрушки и другие зараженные фекалиями предметы). После заражения вирусом симптомы обычно появляются только через 2-6 недель. В этот период человек может заразить других. Большинство симптомов обычно исчезают через несколько дней или недель, но чувство усталости может затянуться на месяцы по мере того, как печень приходит в норму. На полное выздоровление уходит несколько месяцев. Гепатит А обычно не поражает печень человека навсегда. Однако могут возникнуть серьезные и даже летальные осложнения.

Гепатит B- более серьезная форма вирусного гепатита. У 10% заболевших гепатитом В развивается хроническая форма заболевания, длительный воспалительный процесс печени, который в некоторых случаях является причиной обширного поражения печени и даже цирроза. Гепатит В можно предотвратить путем вакцинации. Главным образом гепатит В распространяется через кровь и жидкости организма (половой контакт, зараженные иглы при в/в введении препаратов, а также иглы, использованные при татуировках, акупунктуре, пирсинге). Симптомы гепатита В главным образом идентичны другим формам гепатита, но они проявляются позже, длятся дольше и могут переноситься тяжелее; могут протекать до 2-3 месяцев, и в это время гепатит В наиболее опасен для окружающих. Вакцинация от гепатита В до момента заражения может предотвратить болезнь, а вакцинация, проведенная сразу после заражения, может остановить развитие болезни.

Гепатит С - третий тип вирусного гепатита, распространяется, главным образом, также через кровь (переливание, иглы, половой контакт, т.д.). Симптомы обычно проявляются от 1 до 10 недель после заражения, но они могут быть практически не выражены (желтухи может не быть). Опасность гепатита С связана с тем, что он может привести к тяжелому хроническому гепатиту и циррозу печени. В настоящее время возможно проведение теста на выявление скрытой формы заболевания у донорской крови, что резко снижает возможность заражения гепатитом С при переливании крови.

Проблемы лечения осложняются проблемами с диспансерным наблюдением. В связи с преобладанием асоциальной структуры среди ВИЧ-инфицированных подростков, имеются затруднения с явкой этих пациентов в Центр СПИД для проведения клинико-лабораторного обследования, своевременного определения стадии ВИЧ-инфекции и при необходимости своевременного назначения лечения.

Подростки из асоциальной среды не замкнуты в своей группе, они часть общей подростковой субкультуры. А это значит, что наше подрастающее поколение в целом оказывается неподготовленным и беззащитным перед ранними половыми отношениями, алкоголизацией и наркотизацией, поэтому наше общество должно усилить действия, направленные на профилактику, предотвращение возможного заражения.



    1. Жестокое обращение в семье

В современной зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение рассматривается как одна из ведущих причин асоциального детства. Как определенные последствия различных видов насилия изучаются особенности детей, которые остаются вне семьи, беспризорных и безнадзорных детей.

В настоящее время мировое сообщество признает проблему насилия, жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей как одну из самых острых и актуальных проблем современного мира. [4]

В России нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы.



Жестокое обращение с детьми – насильственные действия, которые нарушают

права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.



Насилие – форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического, экономического и любого другого господства. [16]

Формы насилия многообразны, условно их можно подразделить: экономические,



социальные, политические, идеологические, физические и др. Насилие может иметь вид физического, эмоционального и вербального, психического и сексуального. Эти виды насилия включают много различных действий. Существует ряд понятий, определяющие основные виды насилия, факторы риска и жестокого обращения с детьми. [14]

Выделяют три сферы отношений, в которых происходит социализация детей и где ребенок подвергается риску насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера микросоциальных отношений.



Жестокое обращение с детьми – осуществление родителями физического или психического насилия над детьми; покушение на их половую неприкосновенность; применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей (непредставление им продуктов питания) и пр.

Насильственные действия могут проявляться в разных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства.

В домашнем насилии часто различают пренебрежение (плохое обращение), жестокое обращение (издевательство, физическое насилие), сексуальное злоупотребление.



Жертва насилия – это любой человек, который вовлекается в отношения путем насилия, давления, обмана.

Пренебрежение преимущественно понимается как отсутствие надлежащей родительской заботы и опеки, когда ребенок является бездомным, нуждающимся, живет в физически опасном окружении. В поведении родителей есть серьезные упущения в обеспечении жизненно необходимых (витальных) потребностей ребенка: в пище, одежде, приюте, уходе, медицинском обслуживании и защите от опасных условий.

Физически жестокое обращение определяется как преднамеренное или осознанное применение жестоких телесных наказаний или причинение ребенку неоправданных физических страданий.

Сексуальное злоупотребление понимается как использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрации порнографии, проституция несовершеннолетних.

Под сексуальным злоупотреблением понимается вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая; на которые они не способны дать согласия; которые нарушают табу семейных (социальных) ролей.

Жестокое обращение с детьми оценивается с учетом характера ближайших и отдаленных социально-медицинских последствий. Характеристика жестокого обращения с детьми включает:


  • Оценку совершаемых действий (физические, сексуальные, эмоциональные);

  • Продолжительность их воздействия и особенности последствий (физические, эмоциональные, психологические).

Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности или беспокойства. Дети и подростки, которые испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастникам или виновниками.

Источником насилия выступают следующие семьи:

1. Семьи с условиями неправильного, неадекватного психофизическим или личностным возможностям ребенка стиля воспитательных и внутрисемейных отношений (эмоциональном отвержении ребенка, хронические разнонаправленные со стороны родителей конфликтные отношения, гиперопека или гипоопека, сохраняющаяся вера в воспитательный потенциал физических наказаний, отсутствие прародительской семьи);

2. Нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;

3. Асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и

наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи, проявлениями немотивированной семейной жестокости. [12]



К факторам жестокого обращения родителей с детьми, по мнению многих исследователей, относятся [14]:

  • Признаки асоциальной личности с психопатическими чертами и аффективной возбудимостью, алкоголизм, криминальность;

  • Незрелость родителей, их изолированность, отсутствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

  • Низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

  • Потребность родителей в абсолютной власти над ребенком;

  • Жесткие моральные нормы и упрямство родителей;

  • Одиночество и плохое здоровье матери.

К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

  • Детей, проживающих в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей, аморальным или криминальным поведением старших членов семьи;

  • Детей (социальные сироты), оставшихся без попечения одного или обоих родителей в связи с лишением их родителей родительских прав и находящихся на государственном интернатом обеспечении или под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном развитии;

  • Детей с асоциальным (криминальным) поведением, не достигших возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных мерах воспитательного воздействия;

  • Детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей).


Формы насилия над детьми и подростками

  • Физическое насилие - одна из самых распространенных форм насилия над

детьми. Среди основных причин, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети с которыми так обращаются, лишены неоценимого чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка.

  • Сексуальное насилие (Сексуальное злоупотребление) - понимается как

использование ребенка для целей сексуального удовлетворения взрослого человека или лица, значительно более старшего, чем сама жертва. Оно может совершаться в различных формах: развратные действия, половые сношения или попытки таковых, изнасилование, кровосмешение (инцест), демонстрации порнографии, проституция несовершеннолетних.

  • Эмоциональное (психическое) насилие – это периодическое постоянное

психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характер или нарушению психического развития. [6]

  • Пренебрежение нуждами ребенка (ПНР) - является оставление их без

присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Пренебрежение нуждами ребенка имеет место не только в случае, когда в семье отсутствуют материальные средства, иногда родители или лица, их заменяющие, ведут себя так, злоупотребляя своими правами и пользуясь беззащитностью и зависимым положением ребенка.

Ребенок, явившийся жертвой жестокого обращения, не усваивает норм социально-положительных отношений в общении с людьми, не может должным образом приспособиться к жизни, создать семью, жестоко относится к своим детям, легко решается на применение насилия к другим людям, доведенный до крайней степени унижения превращается из жертвы в преступника.




Каталог: upload
upload -> Тесты для оценки функционального состояния Заболевания сердечно-сосудистой системы
upload -> Конкурсного собеседования при поступлении в ординатуру по специальности
upload -> Секция авиации и космической техники «физика космоса»
upload -> Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
upload -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница