Что значит быть и не быть социальным субъектом?



Скачать 36.31 Kb.
Дата07.08.2018
Размер36.31 Kb.

Что значит быть и не быть социальным субъектом?

В первой работе мы говорили о том, что значит быть и не быть социальным. Сейчас попробуем разобраться в том, что значит быть и не быть социальным субъектом. Обращаясь к статье Климова, можно сказать, что субъект – представляет собой статус, приписываемый наблюдателем группе или индивиду в процессе социального взаимодействия и обменов деятельностями и их результатами. Социальный субъект - это носитель социальной деятельности, обладающий волей, позволяющей ему воздействовать на объект деятельности.

Но тут сразу возникает вопрос, а что же такое социальная деятельность, объект деятельности и воля? Воля - это способность к выбору цели деятельности и к внутренним усилиям по ее реализации через ценностное предпочтение. Социальная деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование мира, а тогда объект деятельности – это то, на что именно направлено это активное отношение.

Отсюда можно сделать заключение, что быть социальным субъектом это значит осуществлять социальную деятельность, для достижения своих целей, соотносясь с требованиями и намерениями других участников взаимодействия, а также необходимо обладать волей и осознавать свою цель.

Но тут возникает вопрос, а возможно ли единичного индивида назвать социальным субъектом или это относится только к группе индивидов?

Я считаю, что одного индивида нельзя назвать социальным субъектом, так как в таком случае не будет объекта деятельности, а, следовательно, и не будет социальной деятельности, что автоматически приводит к тому, что о воле здесь говорить бессмысленно, так как нет деятельности, и, следовательно, нет никакой цели деятельности. А если взять двух индивидов (т.е. двух носителей живой социальной деятельности), тогда если они будут также обладать волей, то их уже можно назвать социальными субъектами. Аналогично, когда индивид находится в социальной группе, то значит, он уже осуществляет социальную деятельность, и поэтому для того, чтобы он был социальным субъектом, ему необходимо иметь волю.

Но когда один участник взаимодействия манипулирует другим, провоцирует его на какие-то невыгодные для него действия, фактически это означает, что этому второму участнику отказывают в субъектности, в способности самостоятельно определять стратегию своих действий и следовать этой стратегии. Это значит, что данный индивид (подвергающийся манипуляциям) не является социальным субъектом.

А если в целом рассматривать социальную группу, то, тогда в каком случае она является социальным субъектом? Когда она обладает групповым социальным действием (т.е. имеются партнеры, признающие законность данного субъекта, допускающих для себя возможность «иметь с ними дело» имеются и волей, имеется более или менее постоянный состав участников, соблюдаются заявленные правила.

Приведенные выше рассуждения и являются ответом на поставленный вопрос.

Вопрос 2. Какова социальная субъектность студента по ФГОС?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Попытаемся ответить на вопрос какова социальная субъектность по ФГОС, на примере студента, проходящего обучение по программе бакалавриата по направлению подготовки Химия. Опираясь на требования главы 5. Пункта 5.1, можно сказать, что студент является субъектом учебной деятельности, так в процессе обучения он участвует во взаимодействиях, осуществляет социальную деятельность (выполняет основную образовательную программу бакалавриата (таблица В1). Соблюдает нормы (понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК-4)) и соотносится с требованиями других участников. Здесь также следует выделить категорию, основанную на личностном контакте: в нее стоит включить владение основами делового общения, наличием навыков межличностных отношений и способностью работать в научном коллективе (ОК-14). Также опираясь на пункт ОК-13, студент осознает и настойчив в достижении цели с учетом моральных норм. У студента есть важная способность, характеризующая его как социального субъекта – это Воля. Здесь можно привести пример с лекции по философии (Мы слушаем лектора и усваиваем материал, т.е. выбираем цель деятельности и у нас есть внутренние усилия по ее реализации, вместо того, чтобы идти участвовать во «взаимодействиях», которые описываются биологическими законами.)



Студент должен обладать, способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-9) - этот пункт следует прокомментировать, что понимание символов необходимо для правильного психического общения (из работы Сорокина). А также обладать способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15), этот пункт означает, что под воздействием внутренних процессов или внешних сил, деятельность способствует не только структурным и культурным изменениям, но и сама способна меняться в ходе осуществления сообразно изменениям, происходящем в действующем субъекте (из работы И.Климова).

Итак, все приведенные компетенции указывают на то, что обязан делать студент по окончании ВУЗа, а это значит, что в процессе обучения студент должен практиковаться и обучаться этим вещам. И значит, студенты, выполняющие описанные пункты, являются социальными субъектами по ФГОС.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница