Циклы активности



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.51 Mb.
Просмотров74
Скачиваний0
  1   2   3
Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. Психофизиологическая регуляция.
Циклы активности.

Если мы рассмотрим физическую и психическую активность человека в зависимости от суточного ритма, то увидим ряд интересных явлений. Во-первых, с двух до пяти часов утра и между тринадцатью и четырнадцатью часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Эти данные подтверждены многими экспериментами. Однако человек — существо не только биологическое, но и социальное, поэтому усилием воли он может

мобилизовать свои ресурсы и повысить активность психических процессов (кстати, одним из методов усиления психических возможностей является AT).

Установлено, что дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц сердца: около тринадцати часов (днем) и двадцати одного часа (вечером). Поэтому врачи не рекомендуют в это время выполнять большую физическую работу. Между двумя и четырьмя часами ночи у человека снижается активность памяти, внимания, а в результате этого увеличивается число ошибок при решении логических, например, математических задач. Одновременно в это время снижается мышечная сила. К восемнадцати часам температура нашего тела максимальна, а между часом ночи и пятью — наиболее низкая.Около четырех часов ночи частота пульса наименьшая. Об этом очень важно знать людям, работающим в ночную смену. Биологические ритмы зависят от многих причин, как от внутренних (например, наследственности), так и внешних — времени суток, сезона года, изменения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, социальных факторов. Ритмы нашего организма очень сложны и определяются множеством биохимических реакций, происходящих в организме.

Биологические ритмы человека вырабатывались на протяжении миллионов лет истории его развития и являются одной из форм приспособления к условиям существования. Поэтому всякие «искусственные сбои», нарушения привычных ритмов очень часто приводят к переутомлению и возникновению излишнего напряжения систем организма, а порой и к болезни. Особенно это заметно при нарушении суточного ритма сна и бодрствования. Ночью человек отдыхает и накапливает запасы энергии для будущего дня. Но как только он проснется, «запускаются» биологические ритмы дня, начинают усиленно проявляться биохимические реакции организма, мобилизующие человека на предстоящую работу. Например, начинает усиленно поступать в кровь особое биохимическое вещество — адреналин, увеличивается в крови содержание сахара, гемоглобина, повышается артериальное давление и частота дыхания, учащается пульс, активизируется пищеварение.

Эти процессы нарастают до четырех — шести часов дня, а затем начинается их спад до трех — пяти часов утра. Не ешь много на ночь: ведь к вечеру деятельность желудка и пищеварительных желез минимальна, а ночью почти равна нулю. Хорошо работает утром не только желудок, но и голова. Поэтому важное решение принимай утром. Именно с девяти до тринадцати часов мозг человека наиболее продуктивно перерабатывает информацию,

анализирует и обобщает ее, Это так называемый пик работоспособности. Второй пик наступает около шестнадцати часов. При составлении распорядка дня старайся использовать эти физиологические особенности организма наиболее эффективно, тогда работать и учиться будет легче и интереснее.

Учет времени свойствен всему живому: растениям, животным и, конечно же, человеку. Вот почему незадолго до рассвета начинает петь петух (он словно знает, что должно взойти солнце); птицы с наступлением осени улетают на юг, а с приходом весны прилетают обратно; утром распускаются цветы, а с наступлением вечера закрывают свои лепестки. Ход наших биологических часов наладился в процессе длительного развития и выразился в точном согласовании сотен биохимических реакций с вращением Земли вокруг своей оси и Солнца. Основным камертоном, настраивающим наши биологические часы, является чередование дня и ночи, положение живых организмов относительно Солнца. Оно — главный регулятор и синхронизатор биоритмов всех живых организмов.


Представления, эмоции, мышечная активность. Обратная связь.

Вначале случайно, а затем путем специальных наблюдений удалось обнаружить, что при отчетливом представлении человеком различных своих состояний или раздражителей, вызывающих эти состояния, в его организме могут происходить соответствующие этим представлениям изменения. Например, изменения в организме (учащение сердцебиения, дыхания) вызывают представления пережитых ранее приятных или неприятных ситуаций и возникавших в связи с ними положительных или отрицательных эмоций. Во время представления наступают реальные изменения в деятельности систем организма, которые можно зафиксировать с помощью специальных аппаратов. Чем ярче эти представления, тем сильнее их влияние на деятельность организма. Физиологический механизм этого явления состоит в том, что между образами определенных предметов, явлений жизни, ситуаций и изменениями в организме, которые возникают под воздействием этих реальных объектов, образовались прочные нервные связи. Поэтому мысль или представление о том или ином предмете, явлении, ситуации вызывает в большей или меньшей степени такое же изменение в организме, какое возникает в реальной ситуации (например, представления о духоте, знойной

погоде вызывают у человека учащение дыхания, пульса, активизацию потоотделения).

Огромную роль играют представления и в процессе занятий аутогенной тренировкой. Натренировать себя так, чтобы без особого труда представление или мысль о каком-либо благоприятном состоянии организма вызывала это состояние — одна из главных целей AT. Каждый человек способен научиться сознательно влиять на работу внутренних органов в пределах, не нарушающих биологической целесообразности этой работы, в состоянии овладеть методами и приемами AT, a значит и методами психологической саморегуляции. Слова обозначают различные объекты действительности, и поэтому в процессе овладения речью между ними и образами тех объектов, которые обозначаются словами, в коре головного мозга образовались прочные нервные условные связи. Вот почему слова (видимые, слышимые или произносимые) вызывают в коре больших полушарий головного мозга представления о тех объектах, которые обозначаются этими словами, словосочетаниями или целыми фразами.

Давно известно: когда человек представляет себе какое-нибудь движение, он его невольно производит, не замечая этого. «При каждом думаний о движении мы производим его фактически»,— пишет И. П. Павлов. Представления человека о каком-нибудь движении своего тела вызывают микродвижения определенных мышечных групп, реализующих эти представления. Данное явление получило название идеомоторных актов. Идео-моторные акты зрительно зафиксировать почти невозможно, так как они сводятся к микродвижению мышц. В основе этих актов лежат образованные в процессе жизнедеятельности нервные условные связи между определенными двигательными представлениями и реализующими их движениями. Наличие идеомоторных актов доказывает и следующий характерный пример: представьте, закрыв глаза, высокое здание. Только одно это представление вызовет едва заметное движение глазных яблок, которые поворачиваются вверх, хотим мы этого или нет. Очень заметным идеомоторным актом является изменение диаметра зрачка при представлении крупного, а затем маленького предмета. Представление двигательных актов вызывает слабые сокращения в соответствующих мышцах, которые могут быть уловлены специальными приборами или же людьми, обладающими в результате тренировки или от рождения повышенной чувствительностью органов осязания, то есть чувствительностью кожного и кинестезического (мышечно-двигательного) органов чувств. Данное явление широко применяется в практике тренировки спортсменов и представителей других профессий. Например, прежде чем приступить к разучиванию какого-либо упражнения или приема, спортсмену вначале предлагают представить выполнение этого упражнения, предварительно расчленив его на ряд элементов. Спортсмен мысленно представляет выполнение каждого элемента, и только после этого соединяет в своем представлении все звенья (элементы) упражнения в единый комплекс.

Идеомоторный акт, вызываемый определенным представлением, помогает и в профилактике нервно-эмоционального, предэкзаменационного волнения. Особенно эффективно применение представления на фоне мышечного расслабления, которое достигается с помощью первых двух упражнений AT. Однако во время сильного волнения вызвать представление спокойного состояния бывает трудно. В таком случае необходимо прибегать к сюжетным представлениям на цветном фоне.


Цвета и их воздействие на психику.

Французский ученый М. Дереньер разработал классификацию действия различных цветов на эмоциональное состояние человека:



оранжевый — согревает и бодрит, стимулирует активную деятельность, вызывает душевный подъем, создает чувство благополучия и веселья, вызывает радость;

голубой — освежает, побуждает к размеренным и спокойным движениям, создает ощущение прохлады, обычно ассоциируется с морем или небом и действует на человека успокаивающим образом, под его влиянием падает мускульное напряжение, однако слишком продолжительное его действие может вызвать угнетение и усталость;

синий — освежает, успокаивает, уменьшает частоту пульса, снижает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания; если сочетать синий цвет с белым и серым, создается иллюзия прохлады и спокойствия;

белый — холодный цвет, цвет чистоты и стерильности;

красный — возбуждает, привлекает внимание к окружающему миру, это горячий цвет, при небольшой интенсивности вызывает ощущение теплоты, при длительной работе в окружении красных предметов возникает утомление, а при кратковременной работе, наоборот, повышает работоспособность;

желтый — теплый и веселый, солнечный цвет, пробуждает хорошее настроение и располагает к веселью, тонизирующее действует на нервную систему;

зеленый — вызывает подъем работоспособности, этот цвет приемлем при длительной работе, так как снижает утомляемость и обостряет зрительное восприятие, он болеутоляющий, гипнотизирующий, дает некоторый отдых уму и пробуждает в человеке терпение, уменьшает нервную раздражительность, успокаивает. Этот цвет прочно связан с представлением растительного мира, с различными картинами природы;

серый — вызывает апатию и скуку, светло-серый может быть холодным и теплым в зависимости от сочетания с другими цветами. Например, в сочетании с синим или зеленоватым он холодный и успокаивает, а с красноватым и желтым — теплый, возбуждающий;

коричневый — обычно теплый цвет, но располагает к мрачному настроению, в сочетании с серыми оттенками вызывает тревожное состояние;

черный — тяжелый, мрачный цвет, угнетает, однако рядом с контрастным белым дает благоприятный эффект.
По психофизиологическому действию различают три основные группы цветов: к первой группе относятся возбуждающие, активные цвета (красный, оранжевый, желтый), ко второй—тормозящие, пассивные цвета (голубой, синий, фиолетовый), к третьей — нейтральные (белый и серый). Зеленый цвет считают слаботормозящим (успокаивающим), а желтовато-зеленый (салатовый) —слабовозбуждающим. Длинноволновая часть спектра (красный, оранжевый, желтый) при возникающих по ассоциации ярких и эмоционально

насыщенных представлениях действует возбуждающе, а если эти представления слабы, то характер их действия тонизирующий.

Коротковолновая часть спектра действует также в соответствии с силой и яркостью возникающих по ассоциации представлений. Синий и фиолетовый цвета могут действовать угнетающе (при ярких представлениях) или, как зеленый и голубой, успокаивающе (при слабом представлении).

Теперь, когда ты уже знаком с характером психофизиологического воздействия цветов на человека, ты можешь, представляя определенный цвет или глядя на него, произвольно вызывать у себя то или иное состояние: например, представляя красный или оранжевый цвет, несколько согреться, активизировать свою деятельность, зеленый — успокоиться и отдохнуть, голубой или синий цвет — вызвать ощущение прохлады, преодолеть назревающую эмоциональную вспышку. А еще лучше, если ты будешь представлять не просто те или иные цвета, а картины природы, вызывающие у тебя по ассоциации яркие представления об отдыхе, о тепле, спокойствии или прохладе. Например, представь себе, что ты на зеленом лугу собираешь васильки, над тобой голубое-голубое небо, впереди окаймленная кустарником и лесом синяя гладь реки. Это цветовое представление поможет тебе успокоиться и отдохнуть. Если же тебе холодно и хочется согреться, представь, что ты лежишь на пляже, под тобой горячий желтый песок, а над головой знойные оранжевые лучи огненно-красного солнца — и ты почувствуешь, что тебе стало Теплее. Почаще прибегай к подобным приемам психологической тренировки,она — важный элемент умения управлять собой.

У каждого цвета есть дополнительный цвет. При их смешении, то есть если взаимодополнительные цвета действуют одновременно на одни и те же точки сетчатки глаза, возникает ощущение серого цвета. Например, для синего дополнительным является желтый, для красного — голубовато-зеленый, для фиолетового — лимонно-желтый. Как показали оыты Л. А. Шварц, предварительное ощущение определенного цвета повышает в 2—3 раза чувствительность зрительного органа чувств к цвету дополнительному (примерно на 30 минут). Это объясняется тем, что предварительное ощущение определенного цвета вызывает возбуждение в тех функциональных зрительных структурах коры мозга, где этот цвет отражается, то есть где возникает его образ, его ощущение. В силу закона одновременной индукции нервных процессов в соседних функциональных структурах мозга, в которых должен отражаться цвет дополнительный, активизируется тормозной процесс, и эти функциональные структуры активно восстанавливают свой энергетический потенциал — отдыхают, повышая чувствительность к соответствующему дополнительному цвету. Вот почему, если тебе нужно долго и напряженно всматриваться в предмет определенного цвета для того, чтобы заметить в нем какие-то изменения или детали, посмотри перед этим на что-то, окрашенное в дополнительный цвет или представь себе этот цвет.

Данный прием поможет тебе увидеть в цветном предмете то, чего ты можешь не заметить, не прибегая к нему. Если ты хочешь лучше рассмотреть зеленый или голубовато-зеленый предмет, посмотри раньше на красный, если ты хочешь рассмотреть лучше красный предмет, посмотри перед этим на зеленый. Помни, что чувствительность к желтому цвету возрастает под влиянием предварительного ощущения синего, чувствительность к синему усиливается предыдущим рассматриванием желтого цвета, ощущение фиолетового цвета становится сильнее под влиянием предварительного наблюдения лимонно-желтого, а лимонно-желтые предметы повышают чувствительность к фиолетовым.

Еще в XIV столетии философ и врач Арнольд из Виллановы сказал в своем “Кодексе здоровья”: “Источников гладь и трава — глазам утешенье”. Мудрый врач хотел этим сказать, что зрительное восприятие голубых водоемов и зеленой флоры успокаивает человека. Поэтому, если необходимо успокоиться, если трудно уснуть, постарайся представить лес, луг, речку, море, гладь воды.
Аутогенная тренировка. Низшая и высшая ступени.

В системе аутотренинга выделяют две ступени — низшую и высшую. Цель низшей ступени AT — научиться вызывать полное мышечное расслабление, регулировать вегетативные процессы (например, частоту и глубину дыхания, температуру кожи) и в состоянии мышечного расслабления проводить активное самовнушение. Владение методами низшей ступени AT позволяет человеку нормализовать сон, аппетит, помогает владеть собой в сложных, психологически напряженных ситуациях, снимать ненужное в этих ситуациях волнение, легко и быстро сосредоточивать внимание на выполняемой работе. Низшая ступень AT состоит из шести основных упражнений. Освоение каждого упражнения требует в среднем одной-двух недель.


Первое упражнение — «тяжесть». Цель — добиться максимального расслабления мышц, а для этого необходимо научиться вызывать ощущение мышечной тяжести вначале в правой руке (левше — в левой), затем в левой руке (левше — в правой), потом во всем теле. Для достижения полного эффекта расслабления определенных мышц нужно использовать словесные формулы, например: «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая. Обе руки (ноги) тяжелые» и т. д. Словесной формулой называется совокупность мысленно или вслух произнесенных фраз, вызывающих представления тех или иных состояний, которые человек себе внушает.
Второе упражнение — «тепло». Цель — освоение навыков управления тонусом кровеносных сосудов, точнее—расширением и сужением капилляров кожи. При выполнении этого упражнения тебе будет казаться, что конечности теплеют, а после нескольких занятий термометр укажет на действительное повышение температуры кожи. Это произойдет в результате вызванного тобой расслабления мышц и целенаправленного самовнушения о тепле в конечностях. Для усиления эффекта этого упражнения применяются словесные формулы: «Моя правая (левая) рука (нога) теплая. Обе руки (ноги) теплые» и т. д. Впоследствии ты должен научиться вызывать тепло во всем теле. "Первое и второе упражнения направлены на развитие у человека способности добиваться быстрого произвольного расслабления мускулатуры тела, то есть релаксации. Это активизирует восстановительные функции организма, способствует его интенсивному отдыху. Остальные четыре упражнения служат той же цели, но чаще применяются с лечебной целью.
Третье упражнение — «сердце». И. Шульц применял его для лечения некоторых болезней сердечно-сосудистой системы. В настоящее время это упражнение используется в основном только с лечебной целью и проводится под руководством врача, поэтому мы не будем на нем останавливаться.
Четвертое упражнение — «дыхание» — направлено на регуляцию и нормализацию дыхательного ритма, что позволяет преодолеть нервно-эмоциональное напряжение. Примерная словесная формула самовнушения: «Мое дыхание ровное и спокойное. Мне дышится легко и спокойно. Дыхание равномерное».
Пятое упражнение — «тепло в брюшной полости». Цель — научиться вызывать ощущение тепла в области солнечного сплетения и брюшной полости. Солнечное сплетение — это сплетение нервов, расположенное в брюшной полости на аорте. От него отходит ряд меньших нервных сплетений, направляющих нервы к органам полости живота. При систематическом выполнении упражнения «тепло в брюшной полости» возникает приятное ощущение, подобное тому, какое мы испытываем после теплой ванны. Это упражнение может применяться и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для того чтобы вызвать ощущение тепла в брюшной полости, рекомендуется произносить словесную формулу: «Мой живот согрет приятным, глубинным теплом. Солнечное сплетение излучает тепло». Это упражнение желательно выполнять под контролем врача.
Шестое упражнение — «прохлада в области лба» —используется для того, чтобы вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение в некоторых случаях снимает сосудистые головные боли. При систематическом выполнении упражнения возникает ощущение легкого дуновения, прохладного ветерка в области лба и висков. Для усиления эффекта применяют словесную формулу: «Мой лоб приятно прохладен. Я чувствую приятную прохладу в области лба».
AT проводится в определенных позах. В зависимости от обстановки ты можешь выбрать наиболее удобные для тебя положения.
Положение «сидя». Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расставить под прямым углом друг к другу. Предплечья лежат на них без упора, кисти рук свободно свисают между бедрами, мышцы максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках или заснувшего сидя человека. Положение «полулежа». Сидя в кресле с подголовником и подлокотниками, нужно удобно откинуть голову, закрыть глаза, по возможности выпрямить ноги, слегка развести их в стороны; руки свободно положить на переднюю поверхность бедер или на подлокотники.
Положение «лежа». Принимается удобная, свободная поза на спине, голова лежит на подушке, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях. Ноги вытянуты, расслаблены, носки одной и второй стопы обращены наружу. Глаза закрыты. Во время занятий «сидя» и «полулежа» выбирается наиболее удобная поза, при которой ступни ног свободно стоят на полу (ногу за ногу закидывать нельзя). Руки лежат на коленях или подлокотниках кресла, не соприкасаясь. При занятиях «лежа» руки расположены вдоль тела. Класть их на живот нельзя, так как во время упражнения, направленного на самовнушение ощущения тяжести в руках, можно почувствовать сильное давление на брюшную полость. Такова общая характеристика основных упражнений первой ступени AT, их целей и поз.
Вторая — высшая ступень AT — называется аутогенной медитацией (от латинского «медитацио» — размышление). Упражнения высшей ступени берут начало в древнеиндийской системе йога. Именно в ней наиболее широко используются медитационные упражнения. Насколько полезна и проста первая ступень AT, настолько сложна вторая, требующая много времени для овладения ею. При этом практический эффект второй ступени AT весьма незначителен. Однако в последнее время разработан ряд модификаций низшей ступени аутотренинга, в которых используются отдельные приемы высшей ступени, основанные на активном самовнушении.

Чтобы самовнушение было эффективным, вначале нужно определить его цель и задачи и только после этого приступать к составлению словесных формул. Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы следует делать паузу.


Ты, конечно, хотел бы научиться снимать сильное и ненужное волнение. При сильном волнении у человека путаются мысли, он плохо осознает свои действия, допускает массу ошибок. Почему? Один нервный процесс, который возникает в определенных структурах мозга, активизирует вокруг себя противоположный процесс, а если рядом возникло два противоположных нервных процесса (возбуждение и торможение), то они друг друга усиливают. Этот закон был открыт И. П. Павловым и назван законом одновременной индукции нервных процессов возбуждения и торможения. Когда человек волнуется, у него возникает очень сильный очаг возбуждения в центрах эмоциональной деятельности, которые расположены под корой больших полушарий головного мозга (в подкорке). Сильное возбуждение в подкорке по закону одновременной индукции активизирует противоположный процесс (торможение) в коре. Кора же больших полушарий головного мозга человека — материальная основа его мышления и сознательной деятельности. Поэтому при сильном волнении человек плохо осознает свои поступки и действия. Далее мы расскажем об упражнениях, которые помогут тебе научиться успокаиваться, снимать мешающее работе волнение. Формула “Я спокоен...Совершенно спокоен... Спокойно вхожу в... Я перестал испытывать волнение...”
Начнем с отработки правильного дыхания.

Как же пользоваться полным, гармоничным дыханием? Сядь прямо (можно лечь или выполнять это упражнение стоя). Расслабь насколько можешь мышцы и сделай сильный выдох, при этом брюшной пресс втяни внутрь. А затем медленно делай вдох, который должен состоять из трех последовательных фаз:

1) медленно выпячивай живот: диафрагма опускается и воздух как бы сам засасывается в легкие (фаза брюшного дыхания);

2) расширь нижнюю часть грудной клетки: средняя часть легких также наполнится воздухом (фаза среднего дыхания);

3) теперь постарайся полнее расширить и выпятить грудную клетку и немного приподнять плечи, чтобы втянуть в легкие последнюю порцию воздуха, причем столько, сколько может его вместиться; одновременно ты замечаешь, как немного подтянулся живот (фаза верхнего дыхания). После вдоха немного задержи дыхание. Пауза задержки дыхания равна половине времени вдоха. После паузы переходи к выдоху.

Выдыхать нужно через нос так же медленно, как и вдыхать. Выдох должен пройти три плавно сменяющиеся фазы:

1) вначале втяни живот (при вдохе он уже немного втянулся): из нижних отделов легких воздух выдавится диафрагмой наружу;

2) «сожми» груднуюклетку: воздух покинет средние отделы легких;

3) опусти плечи и ключицы, чтобы удалить воздух из верхних отделов легких.

После выдоха сделай паузу, равную половине времени вдоха. Обычно выдох несколько длиннее вдоха. Попробуй выполнить это упражнение несколько раз и ты заметишь, что оно не очень простое. Нужна тренировка. Для того чтобы быстрее разучить предлагаемое дыхательное упражнение, положи одну руку на живот, а вторую на грудь — это поможет тебе ощущать движение груди и живота при дыхании. При выполнении каждой фазы дыхательного цикла необходимо сосредоточивать на ней внимание, отчетливо представлять ее.

И еще одно интересное дыхательное упражнение применяют йоги в дыхательном комплексе «пранояма». Это так называемое очистительное дыхание. Мы рекомендуем его выполнять перед началом и после окончания AT. Для разучивания этого упражнения стань прямо, втяни брюшную стенку, затем медленно сделай полный, глубокий вдох, заполняя вначале нижние, затем средние и, наконец, верхние отделы легких. А вот выдох делай особый: воздух выпускай из легких порциями, задерживая каждую порцию -на 2—3 секунды. Воздух выдыхай черезрот: выталкивая часть воздуха из легких, сложи губы трубочкой, словно тебе нужно произнести звуки «п-ф». Потом задержи выдох на 2—3 секунды и вновь таким же образом выдохни следующую порцию воздуха. Выдох порциями должен продолжаться до полного освобождения легких от воздуха. Повторяем, что это упражнение делается только два раза: перед началом и после окончания AT.
Экспериментально удалось доказать, что в дыхании, кроме продолговатого мозга, принимают участие высшие отделы центральной нервной системы, и в первую очередь кора головного мозга. Поэтому под дыхательным центром стали понимать не только группу клеток продолговатого мозга, но и все нервные клетки, участвующие в регуляции дыхания, включая и корковые. Кора же головного мозга — орган сознания. Поэтому сознание связано с дыхательным центром продолговатого мозга, влияет на него, а через него на сам процесс дыхания. Например, при страхе, то есть эмоциональном психическом процессе, в котором принимает участие сознание, а это значит — кора головного мозга (человек осознает опасность), замирает дыхание, а при представлении быстрого бега (представление — также функция коры) дыхание у некоторых людей учащается.

Углекислота—специфический возбудитель дыхания, и любые изменения ее концентрации в крови вызывают изменения в ритме дыхания. В стенках всех кровеносных сосудов есть определенные клетки, воспринимающие изменение химического состава крови, так называемые хеморецепторы. Если содержание углекислоты в крови (например, при удушении или любой другой задержке дыхания) увеличилось, то это воспринимают хеморецепторы — возникает учащенное и углубленное дыхание. Это же явление можно наблюдать при недостатке кислорода в крови. Учащенным и углубленным дыхание будет до тех пор, пока концентрация углекислоты в крови вновь не снизится, а концентрация кислорода не увеличится до нормы, при которой наблюдается ровное, спокойное дыхание. Такое же явление может возникнуть и при полном ритмичном дыхании, если во время дыхательных движений не делать пауз. В этом случае твой организм перенасытится кислородом, углекислоты окажется меньше нормы, нарушится их химическое равновесие и, как результат неправильного дыхания, появится головокружение. Но оно быстро пройдет, стоит тебе немного задержать дыхание.

Как ты убедился,углекислота необходима для ритмичного дыхания. Но если же по каким-либо причинам содержание углекислоты в крови снизилось до критических цифр, то наступает остановка дыхания — «апноэ», если же углекислоты в организме больше нормы, то возникает одышка и учащенное глубокое дыхание — «диспноэ». Это же явление можно наблюдать и при простой задержке дыхания, когда увеличивается в крови содержание углекислоты, а содержание кислорода уменьшается. После прекращения этой задержки некоторое время мы дышим учащенно и глубоко. И наоборот, при длительном, глубоком и частом дыхании без пауз мы перенасыщаем кровь кислородом, а содержание углекислоты уменьшается. Задержка дыхания возможна до тех пор, пока в крови не накопится достаточное количество углекислоты, то есть продукта, образующегося в результате окислительно-восстановительных реакций организма.

На организм человека серьезное влияние оказывает и ритм дыхания. Ритмичное, спокойное, полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например эмоционального. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть как прямая, так и обратная связь. Например, при волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания: оно становится прерывистым, и наоборот, человеку в спокойном состоянии свойственно ровное дыхание. В свою очередь ритм и глубина дыхания могут вызывать определенные эмоциональные состояния. Поэтому, чтобы успокоиться, снять мешающее тебе волнение, установи ровное и глубокое дыхание. Не забывай делать паузы между вдохом и выдохом. Это снимет волнение или значительно ослабит его.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал