Д. И. Менделеев Домашние практические работы по химии



Скачать 83.93 Kb.
Pdf просмотр
Дата29.09.2017
Размер83.93 Kb.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии
Эксперимент является высшей инстанцией любых соображений, мыслей. Эксперимент убеждает, подтверждает, аргументирует, доказывает в процессе поиска истины
Д.И. Менделеев
Домашние практические работы по химии
Гурова А.В., учитель химии школы № 547
Рыбникова О.В., учитель химии гимназии № 1257
В наше время без химии и без знания ее обойтись невозможно. Нет отрасли человеческой жизни, которая не имела бы прямой или косвенной связи с этой наукой. Врачу она помогает лечить больных, художнику – писать картины, инженеру, рабочему – выплавлять металлы, производить стекло, сахар, бумагу дачнику – обрабатывать почву и получать богатый урожай. Даже поэту она дает чернила, чтобы он мог записать стихии типографскую краску, чтобы их напечатать. Таким образом, часто этого не осознавая, мы тесно связаны с химией, наблюдаем химические процессы. Представить себе химию без химических опытов невозможно, поэтому изучить эту науку, понять ее законы и, конечно, полюбить можно только через эксперимент. Сложилось, однако, мнение, что химический эксперимент
- это сложное оборудование и недоступные реактивы, ядовитые соединения и страшные взрывы, непонятные реакции или занимательные фокусы. Отсюда делается однозначный вывод для занятий химией необходимы особые условия, вытяжные шкафы, противогазы, стандартные наборы веществ и многое другое. Естественно, химические опыты лучше всего проводить в специально оборудованных химических кабинетах и лабораториях под руководством учителя. Но, как показывает многолетняя практика работы в школе, дети проявляют гораздо больший интерес к изучению достаточно трудного для них предмета, если им предоставляется возможность проводить химические опыты дома. Причем мы обращаем внимание – именно химические опыты, те. домашнюю лабораторную работу, в которой будут поставлены цели, определены реактивы и оборудование, указан и представлен к отчету конечный результат.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии В каждом доме есть своеобразная химическая лаборатория. Существует достаточное количество опытов с самыми различными веществами, которые можно выполнить в домашних условиях. Выполнение домашних практических работ способствует появлению осознанного интереса к изучению предмета, приводит к повышению успешности обучения, к мысли, что ученик многое может сделать сам. Исследовательская работа, естественно, оценивается по достоинству, что дополнительно стимулирует учащихся. Учитель всегда должен помнить главное – все домашние опыты и эксперименты должны быть безопасны, как для людей, таки для домашних животных, должны проводиться после инструктажа по ТБ, проведенного учителем еще в классе, и с разрешения родителей, что фиксируется их подписью в тетради для практических работ. Опыты надо проводить в отдельно отведенном рабочем месте, имеющем химически устойчивое покрытие, либо накрытом клеенкой. Помещение обязательно должно хорошо проветриваться. Безусловно, в доме должна быть аптечка с раствором перекиси водорода, активированным углем, нашатырным спиртом, глицерином, раствором соды и т.д. Правила техники безопасности при выполнении химических опытов общеизвестны, их описание приводится в каждом химическом кабинете ив школьных учебниках по химии, но т.к. дома нет вытяжного шкафа, каких- либо специальных химических приборов, в домашних лабораториях категорически запрещается проводить опыты с сильно ядовитыми и особо опасными веществами. Необходимо использовать склянки и банки, которые не будут вступать во взаимодействие с реактивами. После выполнения задания рабочее место надо убрать, промыв несколько раз водой и протерев чистой тряпкой. И, пожалуй, самое важное перед проведением эксперимента, каким бы простым он не казался, нужно внимательно прочесть описание заданного опыта. В связи с этим, перед учителем стоит еще одна очень важная задача продумать всевозможное оборудование, которое может быть использовано в домашних условиях. При оформлении практической работы в классе заполнить с учащимися разделы оборудование, техника безопасности, и записать план выполнения работы. Приводим примеры возможных практических работ.
9 класс. Практическая работа Коррозия
Цель: определить условия возникновения коррозии и факторы, влияющие на скорость коррозии.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии Оборудование
1.
7 баночек с крышками (из-под йогурта или детского питания.
2.
7 железных гвоздей. Медная проволока. Цинковые пластинки ( гранулы может дать учитель. Скотч. Нитки. Реактивы Вода. Поваренная соль (naci). Гидрокарбонат натрия (н. Техника безопасности Повторил в классе подпись учащегося) Разрешаю провести опыт подпись родителей)
Если родители не разрешают ребенку выполнить работу в домашних
условиях, он приносит оборудование в кабинет химии и проводит
соответствующие наблюдения после уроков.
Ход работы Приготовить лабораторное оборудование. Отмерить необходимые вещества. Приготовить растворы. Провести опыты. Наблюдать за процессами и реакциями в банках в течение трёх дней. Заполнить таблицу. Сделать выводы. Номер опыта Рисунок Действия Наблюдения Промежуточные выводы
1. В одну банку наливаю холодную воду из-под крана, в другую холодную кипяченую воду. Опускаю в каждую банку железные гвозди. Закрываю обе банки крышками. Впервой банке гвоздь начал ржаветь гораздо раньше, чем во второй банке Вводе из-под крана больше кислорода, чем в кипяченой воде, т.к. не было доступа воздуха, эта разница повлияла на скорость коррозии.
2. Помещаю 5 одинаковых железных гвоздей в 5 банок с крышками, в й банке к гвоздю прикреплена медная проволока, к гвоздю в й банке прикреплены цинковые пластинки. Доливаю в ю банку Раньше всего гвоздь корродировал в 4 банке, затем в 3, потом в 1. Во 2 и 5 банках коррозии не наблюдалось. Лучше всего коррозия пошла в растворе поваренной соли, т.к. анион хлора ускоряет коррозию. В растворе соды коррозия замедлены, т.к.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии кипяченую воду, вою банку - раствор соды, в 3,
4 и 5 банки - раствор поваренной соли. раствор этой соли имеет щелочную реакцию среды, в обычной воде коррозия идет под воздействие растворенного кислорода. Железо и медь далеко стоят друг от друга в ряду активности, поэтому коррозия идет быстро, а цинк выступает в роли протектора, этот гвоздь не разрушался под действие раствора. Выводы Коррозия – самопроизвольное разрушение металлов, вызванное химическими и электрохимическими процессами, развивающимися на поверхности тела при взаимодействии с внешней средой. Существуют факторы, влияющие на скорость коррозии Наличие кислорода, растворенного вводе для электрохимической коррозии. Чем больше кислорода, тем быстрее происходит процесс коррозии. Для гальванической пары скорость коррозии тем больше, чем дальше металлы находятся друг от друга в электрохимическом ряду напряжений. Влияние среды а)
наличие аниона хлора CI
- усиливает коррозию б)
наличие гидроксил иона OH
- ослабляет коррозию, те. ее скорость уменьшается.
9 класс. Практическая работа Адсорбция и десорбция
Цель: ознакомление с явлениями адсорбция и десорбция. Оборудование 3 стакана (банки, ложка, миска для водяной бани, газовая плита. Вещества растворы кофе, вишневого сиропа, чернил, активированный уголь
- 2-3 пачки. Техника безопасности Повторил в классе подпись учащегося)

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии Разрешаю провести опыт подпись родителей)
Если родители не разрешают ребенку выполнить работу в домашних
условиях, он приносит оборудование в кабинет химии и проводит
соответствующие наблюдения после уроков.
Ход работы Приготовить лабораторное оборудование. Отмерить необходимые вещества. Приготовить растворы. Провести опыты. Заполнить таблицу. Написать вывод. Номер опыта Название вещества Рисунок Действия Наблюдения Промежуточный вывод
1. Кофе Вишневый сироп Чернила В раствор каждого вещества помещают активированный уголь Через некоторое время растворы веществ обесцвечиваются Активированный уголь осаждает на своей поверхности примеси и красители, те. происходит адсорбция.
2. Обесцвеченные растворы Нагреваю поочередно каждый раствор на водяной бане. Растворы снова приобрели свой цвет При нагревании раннее поглощенные вещества выделяются с поверхности угля, те. происходит десорбция. Вывод Я научился отличать процессы адсорбции и десорбции. Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества называется адсорбцией, а выделение этих поглощенных веществ – десорбцией. Дополнительные сведения (пожеланию учениках Процесс адсорбции был открыт в конце 18 века русским ученым Т.Б.
Ловицем, подробно изучены академиком Н.Д. Зелинским. Применяют адсорбцию для очистки от примесей в медицине, а также в противогазах для зашиты дыхательных путей. Приводим темы наиболее осуществимых дома, с нашей точки зрения, практических работ.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии
8 класс

Физические и химические явления. Изготовление и использование индикаторов в домашних условиях. Разделение смесей, очистка воды. Хроматография. Приготовление растворов заданной концентрации. Выращивание кристаллов.
9 класс

Адсорбция, десорбция. Коррозия. Обратимые, необратимые реакции. Катализаторы. Изготовление моделей различных органических веществ.
10 класс

Определение наличия органических веществ в продуктах питания. Получение крахмала, определение его наличия в различных продуктах питания. Определение волокон и пластмасс (по запаху и характеру пламени. Моющие свойства мыла и СМС в мягкой и жесткой воде. Денатурация белка при различных видах термической обработки и воздействии химических веществ. Получение каучука из сока фикуса и сравнение его свойств с резиной.
11 класс.

Дисперсные системы. Гомогенные и гетерогенные реакции. Зависимость скорости реакции от различных факторов. Мы не исключаем возможности выполнения домашних практических работ в виде изготовления коллекций, т.к. именно этот вид работы особенно хорошо помогает усваивать материал по применению различных веществ в промышленности ив быту. Например Применение серы и ее соединений. Применение углерода и его соединений. Применение металлов и сплавов. Карбоновые кислоты.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии Химия и косметика. Химия и медицина. Синтетические моющие средства. Дисперсные системы. Виды волокон и тканей. Ценность данных коллекций в том, что их можно использовать в дальнейшем для работы в классе. Учитывая сложность в приобретении реактивов и специальной посуды, опыты надо подбирать таким образом, чтобы все необходимое можно было без особого труда купить в аптеке, хозяйственном и продовольственном магазинах. В работе пригодятся стеклянные, металлические, пластмассовые бутылочки, флаконы, баночки из-под лекарств, шампуней, хозяйственных препаратов, косметических средств и пищевых продуктов. В аптеках можно купить в таблетках карболен (активированный уголь, пергидроль или гидроперит (при растворении вводе образует раствор пероксида водорода, вазелин (смесь углеводородов, спирт муравьиный (1,4%-ный раствор муравьиной кислоты в ном этаноле, спирт этиловый, масло терпентинное (скипидар, нашатырный спирт
(10%-ный раствор аммиака в воде), глауберову соль (сульфат натрия, карандаш ляписный (нитрат серебра, раствор Люголя (раствор йода и йодида калия в глицерине, таблетки глюкозы, хлорамин, присыпку детскую (смесь оксида цинка, салициловой кислоты, талька и крахмала, борную кислоту, буру тетраборат натрия, уротропин гексаметилентетрамин, марганцовокислый калий, глицерин, йодную настойку. В хозяйственном магазине или магазинах Семена можно приобрести медный купорос, железный купорос (II), удобрения (сульфат аммония, суперфосфат, селитра, калийная соль, карбамид, скипидар, уксусную кислоту, аммиак 25%-ный, парафиновые свечи, нафталин, прут для паяния (олово. У родителей можно спросить поваренную соль (хлорид натрия, пищевую соду (гидрокарбонат натрия, стиральную соду (карбонат натрия, лимонную кислоту, уксусную кислоту, сахар, крахмал, мыло, стиральный порошок, спички, несколько старых ложек из нержавеющей стали.

Гурова А.В., Рыбникова О.В. Домашние практические работы по химии Кроме того, железо (мелкие гвозди, скрепки, кнопки, медь, очищенная от изоляции медная проволока, алюминий (алюминиевая проволока фольга, ложка, вольфрам (спираль лампочек накаливания, свинец (рыболовные грузила, мел (карбонат кальция, клей силикатные силикат натрия. Из использованной батареи элементов питания можно извлечь цинк металлический стаканчик, графитовый стержень. Все вещества, материалы и растворы можно разложить и разлить по склянкам, нона каждый сосуд наклеить этикетку.
Из проволоки можно изготовить держатели для нагревания пенициллиновых пузырьков, а также палочки для размешивания жидких смесей. Из пустых полиэтиленовых бутылок из-под воды можно сделать воронки, шпатели, ложечки и совочки для взятия твердых веществ. Возьмем на себя смелость напомнить, что лабораторные работы проводятся с целью ознакомления с новым материалом и его закрепления на опыте, а практические работы приравниваются к контрольным работам, те. имеют целью проверку знаний учащихся. Каждый из приведенных нами опытов можно использовать ив томи в другом случаев зависимости оттого, какую цель поставит учитель.

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница