Д. В. Курганников, начальник отдела аппарата цс досааф россии



страница1/11
Дата31.05.2018
Размер147 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Приложение 3

Д.В. Курганников, начальник отдела аппарата ЦС ДОСААФ России

В.И. Лутовинов, , начальник отдела аппарата ЦС ДОСААФ России, доктор филос. наук, профессор
Концепция

создания и функционирования Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе в ДОСААФ России
Разработанная на основе Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года и Концепции патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в ДОСААФ России концепция создания и функционирования Центров военно-патриотического воспитания граждан (молодежи) к военной службе в системе ДОСААФ России раскрывает понимание, основное содержание и специфику этой формы военно-патриотической работы, определяет применение её методов, средств, технологий в современных условиях. Концепция содержит не только основные положения, раскрывающие смысл служения Отечеству, выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, но и подход к осуществлению этой деятельности в условиях ДОСААФ России с учётом его военно-патриотического, военно-технического и спортивно-технического потенциала.

Этот подход ориентирован на решение главных проблем формирования личности гражданина – защитника Отечества, на выполнение основных задач в процессе учебно-воспитательной деятельности ДОСААФ России, осуществляемой во взаимодействии с Минобрнауки, Минобороны, МВД, МЧС, Минспорта, Минкультуры, СМИ и других органов, организаций и общественных объединений патриотической направленности, а также с регионами (региональными и местными отделениями ДОСААФ России).

Создание и функционирование центров предполагает более целенаправленное и системное использование в значительной степени ослабленного, но сохранившегося в своей основе и воссоздаваемого в настоящее время военно-патриотического воспитания (ВПВ) с учетом требований, предъявляемых Минобороны к призывному контингенту, а также региональной специфики, местных условий, организации и проведения конкретных мероприятий по формированию у молодежи допризывного возраста патриотизма и готовности к защите Отечества и военной службе.

Реализация Концепции центров предполагает наряду с созданием новой системы военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России определения и формирования ее опорных механизмов, своего рода концентрированных зон (холдингов), которые являются прообразом принципиально иной по сравнению с советским периодом основой формирования патриота – защитника Отечества. В качестве базовой структуры рассматриваются центры ВПВ и подготовки к военной службе, создаваемые в региональных отделениях ДОСААФ на основе имеющихся ресурсов, но требующие дополнительного наращивания, развития при поддержке соответствующих министерств, ведомств, органов государственной власти, субъектов РФ. При этом речь идет не только об усилении материально-технической базы, финансово-экономических, нормативно-правовых основ вновь создаваемых центров, но и об их развитии в учебно-методическом и новационно-технологическом отношении.

Необходимость создания Центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе (далее – Центров) обусловлена следующими факторами:

потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в призыве на военную службу граждан, имеющих необходимые знания, навыки и умения по военно-учетным специальностям, обладающих высоким уровнем адаптивности к морально-психологическим и физическим нагрузкам;

отсутствием в государстве эффективной системы подготовки граждан к военной службе, способной в короткие сроки перестраивать свою деятельность в соответствии с требованиями и потребностями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

неспособностью в настоящее время какой-либо организации самостоятельно или совместно с другими структурами решать задачи военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе;

отсутствием единого научно-методического центра по разработке учебных программ, методик подготовки граждан к военной службе, критериев оценки деятельности органов власти различных уровней и организаций, отвечающих за вопросы военно-патриотического воспитания молодежи и ее подготовку к военной службе;

социальной и духовной деградацией значительной части российской молодежи, ее повышенной восприимчивостью к так называемым «ценностям» прозападного и иного толка.

Проведенный анализ процесса подготовки граждан к военной службе показывает, что основными его элементами являются изучение в рамках общеобразовательной программы средней школы основ военной службы курса ОБЖ и организация военно-патриотического воспитания данной категории граждан.

На практике процесс изучения основ военной службы осуществляется недостаточно эффективно и требует совершенствования.

Это обусловлено следующими факторами:

существующая в образовательных учреждениях специализированная учебно-материальная база не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки допризывной молодежи в условиях одного года службы;

подготовка преподавательского состава школ в полной мере не обеспечивает требуемого качества преподавания предмета;

недостаточно эффективен механизм контроля за результатами подготовки молодежи заинтересованными министерствами и ведомствами.

В то же время получение начальных военных знаний в рамках общеобразовательной программы является весьма эффективным и наименее затратным способом подготовки молодежи к военной службе. Именно в этот период необходимо обеспечить достижение требуемого уровня теоретической и практической подготовленности молодежи допризывного возраста, а также оказать влияние на формирование положительной мотивации к защите Отечества.

Рассматриваемый период подготовки предшествует призыву на военную службу и оказывает непосредственное влияние на снижение морально-психологического и физического порога адаптивности молодежи к условиям военной службы.

Положительных результатов подготовки молодежи к военной службе возможно достичь при условии, если данный этап будет осуществляться в рамках общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе. Решение рассматриваемой проблемы в рамках системного подхода позволит не только повысить эффективность подготовки молодежи, но и оптимизировать в целом ресурсные затраты на весь процесс подготовки, обеспечить оптимизацию и совершенствование учебно-материальной базы, повысить уровень преподавания.

Особое внимание необходимо уделить мероприятиям военно-патриотического воспитания, которые призваны обеспечить процесс подготовки граждан на всех его этапах через консолидацию молодежи различных возрастов и формирование положительной мотивации к защите Отечества и военной службе. В реальной практике они носят эпизодический и несистемный характер.

Опыт последних лет показал, что в условиях отсутствия функциональной целостности системы меры, принимаемые к ее отдельным элементам, не способны повлиять на качество процесса подготовки граждан к военной службе.

В соответствии с современным состоянием и пониманием проблем воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе, а также с учетом концептуальных установок Центры в структуре ДОСААФ России должны стать основным функциональным элементом федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Новые возможности Центров позволят не только повысить уровень военно-технической (специальной) и спортивно-технической подготовки, но и создать условия для централизованного военно-патриотического воспитания, осуществляемого в неразрывной связи с обучением с обучением военных специалистов, спортсменов, представителей рабочих профессий. На базе постоянно функционирующих учебно-воспитательных центров будут использоваться самые различные, в том числе наиболее сложные формы ВПВ и подготовки детей и молодежи к военной службе в рамках долговременного процесса, охватывающих значительную часть подрастающего поколения российских граждан.

Определение оптимального варианта, основного типа Центра предлагает анализ деятельности и опыта работы звеньев структур и структуры ДОСААФ по подготовке молодежи к военной службе, и взаимодействие с другими органами и организациями соответствующих госструктур и объединений патриотической направленности. Кроме того, необходим правильный подход к созданию принципиально новой базовой структуры, которая будет являться основой новой основой военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и воинской службе в ДОСААФ России. Такой подход предполагает не только знание и использование основ уже действующей системы, но и применение ряда методов, позволяющих решать более сложные задачи в изменившихся условиях с учетом перспективы их выполнения с помощью новых средств, форм, методик, механизмов, технологий. Одним из таких методов является моделирование.

Моделирование, основанное на глубоком и всестороннем анализе конкретного материала и определяемое новыми заданными требованиями, параметрами, характеристиками, создает новое видение, образ, модель того явления (процесса), которого реально не существует, но конкретные предпосылки для воплощения в должном качестве имеются. Таким образом, содержание новой модели Центра является конкретной эмпирически материал, требующий осмысления, преобразования и воплощения в соответствии с системой определенных параметров, свойств, синтезирующих вновь создаваемый образец, тип, вариант.

В зависимости от степени новизны этого нового варианта по сравнению с предыдущим, требуется определение его соответствия реальности, жизнеспособности, перспективности. То есть необходимо убедиться на практике в преимуществах новой модели по сравнению с предыдущими (действующими в настоящее время) структурами (центрами, школами, клубами и т.д.) осуществляющими подготовку молодежи допризывного возраста к военной службе.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница