Департамент образования города Москвы



страница1/2
Дата23.04.2016
Размер238 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

Московский городской педагогический университет”


Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Специальная психология
для студентов психологического факультета
Специальность 050717, квалификация специалиста
Курс 3 заочной формы обучения (сокращенный срок обучения 6 семестр)

Москва

2009 г.
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12, от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры клинической и специальной психологии, доктор психологических наук Крыжановская Л.М.

Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган

Часть 1.Программа учебной дисциплины «Специальная психология»
1.0.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа соответствует требованиям ГОС ВПО от 31 января 2005 года № 687

Цель: студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания о детях с отклонениями в развитии, усвоить приемы выявле­ния, коррекции и предупреждения дефектов развития. Предло­женные материалы ориентируют студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.

Задачи дисциплины:

изложение материала по специальной психологии с последующим его закреплением;

формирование умений выявления умственно отсталых детей и комплектование специальных учреждений для них в России;

обеспечение студентов знаниями по психическому развитию детей, дизонтогенезу.



Место дисциплины в основной образовательной программе. В современной специальной психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и пре­одоления отклонений в психическом развитии детей младшего шко­льного возраста. Ориентация психологов на своевремен­ное преодоление отставания в развитии ребенка имеет исключи­тельно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Знание дисциплины необходимо для того, чтобы специалист ( специальный психолог и др.) опирались на изученный материал, умел:

находить причины Возникновения отклонений в развитии у детей;

видеть проблему ранней диагностики дефектов развития;

учитывать принципы и методы специальной психологии;

ориентироваться в организационной работе по комплектованию специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

составлять заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребенка и др.



Требования к уровню знаний студентов по содержанию дисциплины:

в результате учения материалов дисциплины студенты должны:

Закрепить полученные знания по специальной психологии;

Освоить основы специальной психологии;

Научиться объективно исследовать детей и составлять заключение по результатам исследования;

Ориентироваться в разнообразных факторах отклонений в развитии; Иметь достаточный запас знаний и умений для психологического консультирования и психологической коррекции детей с отклонениями в развитии;

Уметь осуществлять коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями в развитии и др.
Методические рекомендации по самостоятельной подготовке студентов.

Самостоятельная подготовка студентов включает в себя:

работу с учебной и научной литературой;

написание рефератов и контрольных работ;

подготовку к семинарам, зачету и экзамену
1.1.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии

Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятие об аномальном ребенке Дефект сенсорный, интеллектуальный, комбинированный. Сложная структура дефекта – соотношение биологического и социального. «Первичный дефект» и «вторичные нарушения». Факторы, определяющие появление разнообразных форм аномального развития. Особенности аномального развития ( Л.С. Выготский, К.С. Лебединская и др.).

Протекание нейропсихической деятельности в норме и патологии ( А.Р. Лурия и др.). Психический дизонтогенез ( Г.Е. Сухарева и др.). Классификация и характеристика основных категорий детей с дефектами развития (на основе классификации психического дизонтогенеза): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоничное развитие. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека ( В.В.Лебединский).
Тема 2. Задачи и методы специальной психологии

Предмет, задачи, принципы и методы специальной психологии. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Основные категории специальной психологии. Основные отрасли специальной психологии. Профилактика нарушений развития. Диагностика, коррекция, компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, декомпенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, сегрегация, интеграция. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие ( А. Адлер, Л.С.Выготский и др.).

Основные категории специальной психологии и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Л.С. Выготский и его концепция воспитания и обучения аномального ребенка. Коррекции как система превентивных мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Социальная реабилитация и адаптация.
Тема 3. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность.Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза.


Тема 4. Психическое недоразвитие

Умственная отсталость - качественные изменения всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Олигофрения как психическое недоразвитие. Классификация по степени выраженности и клинический симптомокомплекс. Причины олигофрении. Эндогенные и экзогенные факторы, вызывающие нарушения функций головного мозга. Диагностика олигофрении при поступлении детей в школу.

Поврежденное психическое развитие (В.В.Лебединский). Деменция (приобретенное слабоумие). Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с психическим недоразвитием.
Тема 5. Задержанное психическое развитие

Систематика задержанного психического развития (ЗПР): виды, причины. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР. Особенности обучения детей с ЗПР в классах компенсирующего обучения. Определение оптимальных условий для их обучения. Возможности психолого-педагогической диагностики и коррекции детей с ЗПР. Минимальная мозговая дисфункция. Педагогическая запущенность. Неорганический генез педагогической запущенности, сохранность познавательной деятельности, доминирование мотивационно-личностных нарушений.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Искаженное психическое развитие

Аутизм. Причины аутизма. Клинико-психологическая структура аутизма. Нарушение коммуникации, асинхрония развития, эмоциональная отгороженность, нарушение эмпатии. Речевые нарушения при аутизме. Аутизация личности. Дети с чертами аутизма. Диагностика и основные направления коррекционной работы с аутичными детьми.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аутичных детей.
Тема 7. Дисгармоническое развитие

Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма эмоционально-волевого нарушения, стойкое нарушение адаптации как ведущий симптом, психопатия как дисгармоничное развитие. Девиации поведения. Депривация социальная, сенсорная, интеллектуальная. Делинквентное поведение. Школьная дезадаптация. Акцентуации характера.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с дисгармоническим развитием.
Тема 8. Дефицитарное развитие

Особенности структуры дефекта при патологии сенсорной сферы.

1. Дети с нарушением зрения. Слабовидящие дети. Особенности протекания психических процессов у слабовидящих детей. Профилактика вторичных отклонений.

2. Дети с нарушениями слуха. Слабослышащие дети. Особенности протекания психических процессов у слабослыщащих детей. Профилактика вторичных отклонений.

Сенсорный дефект. Особенности познавательной деятельности, сенсорный дефект и личность, структура личности , личность и деятельность при сенсорном дефекте.. Этиопатогенез различных форм слепоты и глухоты, критерии оценки и глубины сенсорных дефектов, особенности структуры дефекта при патологии сенсорной сферы. Основные закономерности психического развития, их своеобразие при сенсорном дизонтогенезе. Депривационные синдромы при потере зрения и слуха. Пространственная ориентация при слепоте и глухоте. Деавтоматизация поведения. Варианты патохарактерологического развития личности при сенсорных дефектах. Реабилитация лиц с дефектами зрения и слуха. Психокоррекция и ранняя профилактика вторичных отклонений.

3. Дети с нарушениями двигательной сферы (ДЦП). Сочетание двигательных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных нарушений.

4. Дети с нарушениями речи. Речевые нарушения и личность логопата.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей.с дефицитарным развитием.


Тема 9. Классификация нарушений речи

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений: нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушения письма и чтения),нарушения в применении средств общения (нарушения коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения). В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода с учетом следующих соотношений: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью. Признаки, положенные в основание психолого-педагогической систематизации, помогут в организации групповых логопедических формах работы при разных формах аномалиях, но при общности проявлений речевого дефекта.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с нарушением речи.
1.2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

1.Лубовский В.И. Специальная психология.,2006 М.,

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с отклонениями вразвитии., Спб., 2001

3. Лурия А.Р Принципы отбора во вспомогательную школу. М., 1973

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М.,1985
Дополнительная литература

1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье.- М., 1993.

2. Леонгард Э.И. и др. Я не хочу молчать. - М., 1990.

3. Мещеряков А.И. Слепоглухие дети. М.,1974

4. Отбор детей во вспомогательную школу/ Сост. Т.А. Власова. М., 1983

5. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушениями работоспособности. М., 1982

6.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995

5. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. - М.,1991.

6.Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - С.-П.: Образование, 1995.

7. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1973.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.,2000

9.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И.Детский церебральный паралич. Спб., 2001



Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «Специальная психология»

для заочной формы обучения
Форма обучения-заочная

Лекции- 14 часов

Самостоятельная работа – 58 часов

Всего -72 часа

Зачет- 6 семестр

2.0. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




Наименование темы

Всего часов:

Переаттес

тация


Самостоят. работа

Аудит.

занятия


1

Специальная психология как отрасль психологии

8




6

2

2

Задачи и методы специальной психологии

12




10

2

3

Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями


8




6

2

4

Психическое недоразвитие

8




6

2

5

Задержанное психическое развитие

8




6

2

6

Искаженное психическое развитие

8




6

2

7

Дисгармоническое развитие

7




6

1

8

Дефицитарное развитие

7




6

1

9

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ



6




6







Всего:

72




58

14

Итоговая отчетность - Зачет
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
2.1.ЛЕКЦИИ
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии
Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятие об аномальном ребенке Дефект сенсорный, интеллектуальный, комбинированный. Сложная структура дефекта – соотношение биологического и социального. «Первичный дефект» и «вторичные нарушения». Факторы, определяющие появление разнообразных форм аномального развития. Особенности аномального развития ( Л.С. Выготский, К.С. Лебединская и др.).

Протекание нейропсихической деятельности в норме и патологии ( А.Р. Лурия и др.). Психический дизонтогенез ( Г.Е. Сухарева и др.). Классификация и характеристика основных категорий детей с дефектами развития (на основе классификации психического дизонтогенеза): недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, дисгармоничное развитие. Мировая статистика отклонений, нарушений развития человека ( В.В.Лебединский)



Рекомендуемая литература

1.Лубовский В.И. Специальная психология., М., 2006

2.Петрова В.Г., Белякова И.В. Основы дефектологии. М., 1992

3. Лебединская К.С. психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания.М.,1969

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003
Тема 2. Задачи и методы специальной психологии

Предмет, задачи, принципы и методы специальной психологии. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Интегрированное обучение Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Основные категории специальной психологии. Основные отрасли специальной психологии. Профилактика нарушений развития. Диагностика, коррекция, компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация, декомпенсация. Теории компенсации. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, сегрегация, интеграция. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие ( А. Адлер, Л.С.Выготский и др.).

Основные категории специальной психологии и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Л.С. Выготский и его концепция воспитания и обучения аномального ребенка. Коррекции как система превентивных мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Социальная реабилитация и адаптация.

Рекомендуемая литература

1.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

2.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.завед/ Под ред Н.М. Назаровой. – М., 2000.

3. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - С.-П.: Образование, 1995г.

4.Специальная дошкольная педагогика/ Под ред Стребелевой Е.А. – М., 2001
Тема 3. Общие и специфические закономерности психического развития детей с отклонениями

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Категория развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность.Понятие аномального развития (дизонтогенез). Психологические параметры дизонтогенеза.



Рекомендуемая литература

  1. Лубовский В.И. Специальная психология. ,М., 2006


Тема 4. Психическое недоразвитие

Умственная отсталость - качественные изменения всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Олигофрения как психическое недоразвитие. Классификация по степени выраженности и клинический симптомокомплекс. Причины олигофрении. Эндогенные и экзогенные факторы, вызывающие нарушения функций головного мозга. Диагностика олигофрении при поступлении детей в школу.

Поврежденное психическое развитие (В.В.Лебединский). Деменция (приобретенное слабоумие). Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с психическим недоразвитием.

Рекомендуемая литература

1.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых школьников. - М., 1988

2.Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок. - М., 1956.

3.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

4.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991.

5.Специальная дошкольная педагогика/Под ред Стребелевой Е.А. – М., 2001


Тема 5. Задержанное психическое развитие

Систематика задержанного психического развития (ЗПР): виды, причины. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР. Особенности обучения детей с ЗПР в классах компенсирующего обучения. Определение оптимальных условий для их обучения. Возможности психолого-педагогической диагностики и коррекции детей с ЗПР. Минимальная мозговая дисфункция. Педагогическая запущенность. Неорганический генез педагогической запущенности, сохранность познавательной деятельности, доминирование мотивационно-личностных нарушений.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.

Рекомендуемая литература

1.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984.

2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

3.Обучение детей с задержкой психического развития. - Смоленск, 1994г.

4.Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Н.Новгород, 1993.

5.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.


Тема 6. Искаженное психическое развитие

Нарушение общения

Аутизм. Причины аутизма. Клинико-психологическая структура аутизма. Нарушение коммуникации, асинхрония развития, эмоциональная отгороженность, нарушение эмпатии. Речевые нарушения при аутизме. Аутизация личности. Дети с чертами аутизма. Диагностика и основные направления коррекционной работы с аутичными детьми.

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аутичных детей.

Рекомендуемая литература

1. Каган В.Е. Психотерапия аутизма у детей /Под ред. В.Е. Рожнова. - Ташкент, 1985.

2.Каган В.Е. Аутизм у детей. - М., 1981.

3.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др. - М.: Изд-во МГУ, 1990

4.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков:Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1992.

5.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.



Каталог: materials
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Мануйлов Б. М. Возможности фитотерапии при злоупотреблении алкоголя
materials -> Предмет и методы патологической физиологии. Общие принципы и типы медико-биологических экспериментов. Моделирование болезней и патологических процессов. Примеры моделей. Значение патофизиологии для клиники
materials -> Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды
materials -> «парикмахер»
materials -> Запрос коммерческих предложений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница