Дети сложные в поведении. Методы и приемы психолого-педагогической помощи



Скачать 31.33 Kb.
Дата27.04.2016
Размер31.33 Kb.
ТипАнализ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального образования город-курорт Геленджик
«Дети сложные в поведении .

Методы и приемы психолого-педагогической помощи»

Выполнила: Царёва А.З.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

город-курорт Геленджик

2014-2015 учебный год



«Дети сложные в поведении .

Методы и приемы психолого-педагогической помощи»



  1. Введение. Актуальность проблемы.

  2. Основные причины трудностей в поведении детей.

  3. Виды эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте.

  4. Практическая часть.

Методы и приемы психолого-педагогической помощи тревожным, агрессивным и гиперактивным детям.

1. Введение

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Эмоциональные нарушения у младших школьников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.

2. Основные причины трудностей в поведении детей.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный В.Н. Мясщевым и продолженный в работах его учеников, позволяет выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Дети отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность.

Человек не может быть безучастным к тому, что происходит вокруг него. Предметы, поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства, переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать, прыгать, хлопать в ладоши, кричать, топать ногами и т.д. Это происходит не только потому, что у него слабо развит самоконтроль, но главным образом потому, что у него нет жизненного опыта. Всё для него ново, и даже простые вещи становятся открытием, вызывают горячий отклик.

Ребёнок взрослеет и у него накапливается опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным. А наряду с этим появляются новые, более высокие и сложные чувства. Участвуя в жизни коллектива, он всё полнее осознаёт себя гражданином. Он гневно осуждает несправедливость, зло, горячо одобряет положительные поступки товарищей и окружающих.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребёнка отличается спокойствием, отсутствием серьёзных нервно – психических перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и их одарённости. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма.

Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим.

В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз семьи».



Психологи рассматривают нарушения в стиле воспитания ребёнка как наиболее важные факторы в возникновении отклонений в психо-эмоциональном развитии детей.

Как помочь трудному ребенку?

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

3. Виды эмоциональных нарушений в младшем школьном возрасте.

Психолог (Рудольф Дрейкурс) выделил четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.



Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!



Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель или учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение (1).



Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев (2).

Нетрудно представить, как педагоги и родители в подобной ситуации себя чувствуют.

Сталкиваясь с таким ребенком, взрослый не только раздражен, он злится и хочет заставить его подчиниться. Приняв такой стиль поведения, ребенок бросает вызов или провоцирует, а взрослый, ввязавшись в бесплодную борьбу, иногда чувствует себя побежденным. И порочный круг замыкается. Вместо этого лучше ребенку уступить, выйти из борьбы, тогда сразу же появляется возможность переговоров. Оставляйте ребенку право выбора, предлагайте несколько возможностей для дальнейшего поведения, из которых он может выбрать сам. Это докажет ему, что он важен, нужен и значим.

Не надо ничего приказывать или требовать. Лучше всегда ребенка просить о чем бы то ни было и добиваться обоюдного согласия при переговорах, чтобы они стали переговорами двух победителей. Тогда результат вполне может устроить и ребенка, и вас.

Не стесняйтесь хвалить детей за желание сотрудничать, пользуйтесь различными договоренностями в любом потенциально или реально конфликтном случае. Спросите себя: что я могу сделать для ребенка, чтобы он почувствовал свою самостоятельность?

Например, родителям часто приходится просить сына или дочь вынести мусор. И мы хотим, чтобы они это делали самостоятельно, без нашей помощи и напоминаний. Но чаще всего это звучит так: «Быстренько вынеси мусор». В ответ на эту реплику ребенок скорей всего ответит что-нибудь вроде: «Нет, не пойду, и ты меня не заставишь».

И причина агрессивного отказа кроется в форме высказывания взрослого. Лучше говорить: «Мне хотелось бы, чтобы сегодня ты не забыл вынести мусор. Сделай в удобное для тебя время. Хочешь утром, до уроков, или сразу же после школы, но только прошу тебя, не оставляй на вечер: я буду волноваться оттого, что будет поздно и тебе не очень удобно».

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас – обида (3).

Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль.

Очень часто, походя, не замечая, мы унижаем ребенка. Например, когда машем на него рукой и говорим: «Подожди!» или «Ты еще маленький, ничего не понимаешь» — и другими невербальными способами показываем, что пока он не может участвовать в нашей жизни или в переговорах в данный момент. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, не ощущает своей ценности и нужности.

Чаще всего дети мстят, когда их насильно заставляют делать что-нибудь, наказывают или кричат, шлепают — одним словом, унижают. И еще дети с физическими недугами и недостатками, которые думают, что они не такие, как все, что весь мир против них.

Месть могут возвращать не тому, кто причинил боль, а совсем другому, потому что боль носить в себе очень тяжело, особенно ребенку.

Мстят те дети, которым плохо дается учеба в школе, кто чувствует, что они брошены родителями на произвол судьбы. Иногда те, которых дразнят их братья, сестры или одноклассники.

И, как ни странно, чрезмерно опекаемые или избалованные. Почему же мстят эти суперблагополучные ребятишки? Потому что чувствуют себя нелюбимыми: они знают, что могут делать все что угодно и без последствий, а поэтому не чувствуют себя ценными, нужными, любимыми.

Кроме того, избалованные дети не чувствуют себя сильными: ведь родители многое делают за них. Обожаемые и избалованные дети теряют к себе уважение и перестают уважать родителей, которые не могут установить определенных границ во взаимоотношениях. Такие дети вырастают, думая, что все им должны. Поэтому у них складываются очень непростые взаимоотношения с окружающими.

Вымещать свою боль дети могут по-разному: специально плохо учатся в школе, чтобы отомстить родителям, поскольку чувствуют себя ненужными. Ведь родителей плохих учеников вызывают в школу, и они вынуждены проявлять к детям хоть какое-то внимание. Оказывается, даже негативное внимание для ребенка лучше, чем никакое.

Но мстят не только плохой учебой: дразнят других детей и животных, говорят окружающим обидные слова, ломают мебель, портят домашние вещи. Часто выбирают друзей, которые на них плохо влияют, опять же для того, чтобы привлечь внимание взрослых. И ранняя беременность — это зачастую тоже месть родителям. Иногда дети мстят, впадая в депрессию, как бы говоря окружающим: это вы довели меня до того, что жить не хочется и не хочется ничего хотеть.

4. Практическая часть.

Что делать взрослому в этом случае?

Прежде всего самому выйти из состояния мести, не вымещать свою обиду. Лучше всего призадуматься и сказать: «Возможно, я, не желая этого, обидел тебя чем-то». 

Обсуждайте с ребенком его хорошие качества как можно чаще и находите возможность за что-то его подбадривать, сочувствовать ему и давать ему знать, что вам далеко не все равно, что он чувствует.

Если вы поняли, что имеете дело с ребенком, вымещающим боль, и хотите установить с ним нормальные отношения, учите его выражать свои чувства, не причиняя никому боли. Например, иногда ребенок бывает в таком состоянии, что может сказать: «Я ненавижу тебя». Реакцию родителей нетрудно представить: «Быстро выйди из комнаты!», «Иди успокойся!», «Ты плохой мальчик (плохая девочка)». Это первое, что хочется сказать в ответ на грубость, но не поддавайтесь первому порыву, попробуйте сдержанно сказать: «Я понимаю, что тебе, возможно, очень плохо и ты можешь так относиться к нам, но сейчас мне нужно минут десять, чтобы прийти в себя, успокоиться, а потом, если хочешь, мы обсудим и поговорим, чем я нечаянно обидела тебя, что случилось, отчего ты так расстроен».

Возможно, это потребует усилий, но мы должны признать чувства самого ребенка, его право на это.

Педагог, работающий с трудными детьми, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут привести к непредсказуемым последствиям.

Педагогам и родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Практическая работа с «трудными» детьми в классе

2.1. Индивидуальная работа с «трудными» детьми. Изучив понятие, аспекты трудновоспитуемости, категории трудновоспитуемых детей, их индивидуальные особенности и психолого-педагогические проблемы, можно выработать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению трудных детей.



Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 7)



  • Посадить ученика на первые парты или в середине класса.

  • Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.

  • Работать с ребенком лучше в начале урока.

  • Делить работу на более короткие и более частые периоды.

  • Использовать физкультминутки.

  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

  • Использовать гибкую систему поощрения и наказания.

  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

  • Давать постоянные или временные поручения.

  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 8)



  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

  • Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

  • Наказания не должны унижать ребёнка.

  • Обучать приемлемым способам выражения гнева.

  • Учить брать ответственность на себя.

  • Используйте удивление для реакции на агрессию.

  • Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.

  • Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.

Рекомендации по работе с тревожными детьми

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 9)



  • Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.

  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

  • Используйте физкультминутки.

  • Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.

  • Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.

  • Обращайтесь к ребёнку по имени.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

  • Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.

  • Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

  • Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.

  • Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.

Рекомендации по работе с детьми-индиго

(шпаргалка для учителя): (Приложение 3, слайд 10)



  • Хвалить ребёнка за малейший успех.

  • Делить работу на более короткие и более частые периоды.

  • Следует превратить обучение в творческий процесс.

  • Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.

  • Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.

  • Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.

  • Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.

  • Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.

Литература

1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или Всё о гиперактивных детях. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.

2. Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, профилактики и прогноза). – М., 1994.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб. : Речь, 2002.

4. Монина Г. Б. Особенности взаимодействия психолога с гиперактивными детьми. Психокоррекция. Работа психолога с родителями. – М., 2006.

5. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.



6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1981.

7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб., 1997.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница