Дифференциальная диагностика неонатальных желтух



Скачать 110.42 Kb.
Дата04.05.2016
Размер110.42 Kb.
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра

педиатрии с курсом детских инфекционных болезней




3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




Н.В. Лагунова, профессор, д.м.н.


(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« 29» августа 20014 г.



Тема:

Дифференциальная диагностика неонатальных желтух



Дисциплина:

«Педиатрия с детскими инфекционными болезнями»



Факультет:

I медицинский, II медицинский, международный медицинский





Курс:

6

Семестр:

11-12

Специальность:

«лечебное дело»



Куратор темы:

И.А. Трофимова, к.м.н., доц. 29.08.2014


(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь



  1. Актуальность темы.

Вопрос дифференциального диагноза неонатальных желтух является актуальным — длительная неверифицированная гипербилирубинемия в неонатальном периоде в дальнейшем может проявиться хронической патологией гепатобилиарной системы; при гемолитической болезни новорожденных в слу­чае несвоевременного и неправильного лечения возможно раз­витие ядерной желтухи, приводящей к инвалидизации или летальному исходу, конъюгационная желтуха часто является одним из первых проявлений врожденного гипотиреоза, запоздалая диагностика которого обрекает больного на инвалидизацию; цирроз печени может сформироваться как исход атрезии желч­ных путей уже к 5 неделе жизни, т.е. решать вопрос об опера­тивном вмешательстве необходимо в первые недели жизни.


  1. Цель обучения.

Усвоить клинические проявления различных форм желтухи периода новорожденности , диагностические критерии неонатальных желтух, уметь самостоятельно обследовать больного, сформулировать диагноз, назначить лечение, провести дифференциальный диагноз.


    1. Учебно-целевые задачи.

      1. Студент должен знать:



        Особенности обмена билирубина в норме и патологии у новорожденного



        Происхождение физиологической желтухи



        Анамнестические, клинические и лабораторные критерии физиологической желтухи



        Анамнестические, клинические и лабораторные критерии патологической желтухи



        Классификацию желтух у новорожденных



        Диф.диагноз различных форм желтух



        Лечение заболеваний, проявляющихся конъюгационной, гемолитической, механической , паренхиматозной желтухой

      2. Студент должен уметь:



        Провести объективный осмотр новорожденного с желтухой, использовать шкалу Крамера



        На основании перинатального анамнеза и данных объективного, лабораторного и инструментального обследования определить различные клинические варианты и осложнения желтухи новорожденных.



        Определить тактику ведения новорожденного в зависимости от клинического варианта желтухи новорожденных.



        Демонстрировать умение ведения медицинской документации в условиях стационара.



        Планировать обследование новорожденного, интерпретировать данные лабораторно-инструментального обследования.



        Проводить диагностику и дифференциальную диагностику заболеваний, проявляющихся желтушным синдромом у новорожденных



        Назначить лечение новорожденному с желтухой

    2. Учебно-воспитательные задачи.



Формирование клинического мышления



Усвоение деонтологических аспектов работы врача, психологических приемов в работе с родителями



Воспитание профессиональной ответственности за своевременность диагностики и адекватность лечения



  1. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплина


Студент должен знать


Студент должен уметь


Биохимия

Обмен билирубина


Интерпретировать результаты биохимических исследований (общий билирубин и его фракции, общий белок, АЛТ,АСТ, щелочная фосфатаза)

Физиология


Свойства непрямого билирубина


Патологическая физиология


Этиологию и патогенез конъюгационной, гемолитической, паренхиматозной, механической желтухи у новорожденных


Патогенетически трактовать симптомокомплекс конъюгационной, гемолитической, паренхиматозной, механической желтухи у новорожденных.

Клинически мыслить



Пропедевтика детских болезней


Методику клинического обследования. Симптомокомплекс конъюгационной, гемолитической, паренхиматозной, механической желтухи. Особенности гемограммы новорожденных.


Провести клиническое обследование новорожденного. Интерпретировать результаты клинического обследования, общего анализа крови новорожденного.


Модуль 1 «Педиатрия»

Клинические и лабораторные критерии физиологической желтухи. Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, принципы диифдиагностики, лечение ГБН, гемолитических анемий, ВУИ, врожденного гипотиреоза.

Диагностировать физиологическую желтуху, ГБН, гемолитическую анемию, фетальный гепатит, врожденный гипотиреоз. и дифференцировать с другими заболеваниями, проявляющимися неонатальной желтухой.

Детская хирургия

Этиологию, патогенез, клинику, диагностику, принципы диифдиагностики, лечение атрезии желчных ходов.

Диагностировать атрезию желчных ходов и дифференцировать с другими заболеваниями, проявляющимися неонатальной желтухой.

Медицинская генетика

Этиологию, патогенез синдрома Криглера-Наяра

Диагностировать синдром Криглера-Наяра и дифференцировать с другими заболеваниями, проявляющимися неонатальной желтухой.



  1. Организационная структура занятия.






п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Уровень

усвоения

Методика проведения



Организационная часть:

10










постановка целей и мотивация







беседа



Основная часть: с контролем текущего уровня знаний

240

I-II-III




  1. Курация, отработка практических навыков

  2. Разбор курируемых больных

  3. Собеседование







Доклад больного, обсуждение у постели больного, демонстрация практических навыков.

Устный опрос по контрольным вопросам





Заключительная часть:













Тестирование

30




тесты




решение ситуационных задач

подведение итогов занятия



60

15


IV-V

Ситуационные задачи




задание по самоподготовке
к следующему занятию

5










Итого:

360

минут или

7

академических часов



  1. Место проведения занятия.

В Республиканской детской клинической больнице, учебная комната №2 или №3, в отделении патологии новорожденных и отделении недоношенных новорожденных.



  1. Оснащение занятия.




    1. Таблицы





Классификационные группы неонатальных желтух

(по патогенетическому механизму)







Шкала Крамера

6.2. Больные с различными вариантами неонатальных желтух, истории болезни, архивные истории болезни.

7. Источники информации.


    1. Основная литература:

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.



Шабалов Н.П.

Неонатология. В 2-х томах

Спец.л-ра.С.-Петербург

2009-

ТомI


томII




    1. Дополнительная литература:

п/п


Автор(ы)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Город,

изд-во


Год
издания, том, вып.



Под ред. Проф. А.В.Тяжкой

Педиатрия. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений IV уровня аккредитации. Издание второе

Винница: новая жизнь

2010



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница