ГУ «Крымский государственный медицинский университет
имени С. И.Георгиевского»
3.3. мЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
УТВЕРЖДАЮ:
|
Зав.кафедрой
|
|
Лагунова Н.В., проф., д. мед. н.
|
(Ф.И.О., звание)
|
|
(подпись)
|
« 29 » августа 2014 р.
|
Тема:
|
Дифференциальная диагностика синдрома цианоза и хронического кашля. Хронические бронхолегочные заболевания у детей.
|
|
Факультет:
|
1-й,2-й, международный медицинский
|
Курс:
|
6
|
Семестр:
|
11
12
|
Специальность:
|
«Лечебное дело »
|
Куратор темы:
|
Семенчук Т.В., доцент, к.м.н. 29 августа 2014 р.
|
(Ф.И.О., должность, подпись, дата)
Симферополь
-
Актуальность темы.
Истинный цианоз является симптомом гипоксемии (общей или локальной). Он появляется при концентрации в капиллярной крови восстановленного гемоглобина более 50 г/л (при норме до 30 г/л). Наиболее часто цианоз наблюдается при дыхательной недостаточности, застойной сердечной недостаточности, иналичии препятствий венозному току крови, а также метгемоглобинемиях, возникающих при отравлениях нитритами, некоторыми сульфаниламидами и др., а также вследствие всасывания эндогенных нитритов из кишечника при пищевой токсикоинфекции, холере (так называемый энтерогенный цианоз).
По происхождению различают центральный или диффузный цианоз, и периферичес -кий, или акроцианоз. Центральный цианоз связан с повышением концентрации
восстановленного гемоглобина в артериальной крови, что наблюдается при нарушении оксигенации крови в легких (при ДН у больных с бронхолегочной патологией, при стенозе легочного ствола, тромбоэмболии легочных артерий, первичной гипертензии малого круга кровообращения) либо при смешении артериальной и венозной крови при наличии врожденных и приобретенных дефектов перегородок сердца или в соустьях между легочным стволом и аортой, либо их крупными ветвями. Метаболический цианоз в связи с метгемоглобинемией встречается при тетании новорожденных, когда содержание кальция в сыворотке крови меньше 2 ммоль/л(0,08 г/л) и имеется гиперфосфатемия.
При поражении бронхолегочной системы у детей в раннем возрасте, длительное и тяжелое течение болезни, появление их частых рецидивов позволяет врачу немедленно исключать хроническое течение патологии, а так же врожденный, хронический или наследственный генез заболеваний. Ранняя диагностика заболевания, своевременное оказание неотложной помощи, плановая патогенетическая терапия способствуют быстрому выздоровлению ребенка, длительной ремиссии и улучшению качества его жизни.
-
Цель обучения.
Научить студентов проводить дифференциальную диагностику синдрома цианоза и хронического кашля, хронических бронхолегочных заболеваний, а также наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы (муковисцидозе, идиопатическом гемосидерозе легких, первичной цилиарной дискинезии, синдроме Вильмса-Кэмпбелла, бронхомаляции, аплазии и гипоплазии легких, дефиците А1- антитрипсина, бронхолегочной дисплазии, синдром Картагенера, хронический бронхит, секвестрации легких. Своевременно назначить патогенетическую терапию,которая предупредит развитие осложнений. Знать профилактику заболеваний.
-
Учебно-целевые задачи:
-
|
Уметь выявлять симптомокомплекс поражения бронхолегочной системы, ссс, нервной, метаболических нарушений.
|
| -
|
Предраспологающие фактором, этиопатогенез заболеваний- астмы, хронического бронхита, муковисцидоза, аномалій развития бронхолегочной системы, бронхолегочной дисплазии, наследственных заболеваний легких, и т. д.
|
| -
|
Классификация, клинические проявления болезни, осложнения.
|
| -
|
Клинические особенности течения заболеваний у детей.
|
| -
|
Интерпритация клинических, лабораторных данных и дополнительных методов исследований (рентгенологических, спирография, пикфлоуметрия, ЭКГ, УЗИ сердца, УЗИ органов брюшной полости, аллергологические тесты) и других.
|
| -
|
Диф. диагноз заболеваний.
|
|
7
8
|
План обследования больных.
Лечение детей. Профілактика заболеваний.
|
|
3. Восстановление базисных знаний ранее изученных тем и дисциплин.
Дисциплина
|
Студент должен знать
|
Студент должен уметь
|
Анатомия
|
1. Анатомическое строение дыхательной системы, анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания у детей.
|
1. Определить топографию долей и сегментов легкого
|
Нормальная физиология
|
2. Функции дыхательной системы
|
2. Провести и уметь интерпретировать данные спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии. ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости у детей, пульсоксиметрии.. т.д.
|
Патофизиология
|
3. Патологическая физиология внешнего дыхания, тип одышки. Патогенез хронических заболеваний
Легких и бронхов, наследственных болезней легких и т.д.
|
3. Уметь трактовать данные РСО2 и РО2, Оценить данные дополнительных методов исследований: УЗИ сердца, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, исследование мокроты, рентгенологических методов- томографии, бронхографии, рентгенографии; КТ бронхо-легочной системы; лабораторных методов исследований.
|
Пропедевтика детских болезней
|
4. Клинические симптомы поражения органов дыхания.
|
4. Выделить симптомокомплекс заболеваний органов дыхания, ссс, нервной, метаболических нарушений, хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегегочной системы.
|
Госпитальная педиатрия
|
5. Этиопатогенез. Класификацию, особенности течения, дифференциальную диагностику заболеваний органов дыхания, ссс, нервной, метаболических нарушений, хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегегочной системы.
| -
Критерии диагноза. Диф. Диагноз
-
Обследовать больного, назначить лечение. Дать рекомендации родителям.
|
3. Программа самостоятельной подготовки.
№ п/п
|
Учебные задания
|
Конкретизация задач
| -
1
|
Изучить этиологию, патогенез хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы (муковисцидозе, идиопатическом гемосидерозе легких, первичной цилиарной дискинезии, синдроме Вильмса-Кэмпбелла, бронхомаляция, аплазии и гипоплазии легких, дефиците А1- антитрипсина, бронхолегочной дисплазии, секвестрации легких) у детей. Провести диф.диагноз. Знать тактику ведения больного при наследственных, врожденных и хронических заболеваний бронхолегочной системы и их осложнений у детей
|
Статистика хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы. Роль генетических факторов в развитии заболеваний. Факторы, вызывающие формирование астмы и ее обострения. Клинико-морфологическая характеристика изменений. Методы диагностики хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы. Свидетельство для проведения бронхоскопии и бронхографии.
|
2.
|
Изучить клинические признаки заболеваний бронхолегочной системы, степени дыхательной недостаточности, тип одышки.
|
- Диагностические критерии заболеваний
Особенности клинического течения у детей.
Классификация заболеваний,
Интерпритация клинических, лабораторных данных и дополнительных методов исследований (рентгенологических, спирография, пикфлуо-метрия, ЭКГ, УЗИ сердца, УЗИ органов брюшной полости, аллергологические тесты.), Аллергологические тесты, анализ мокроты, выявление в мокроте сидерофагов или крючьев ехинококка, потовый тест, свидетельство для проведения бронхоскопии и бронхографии, томографии легких, аортография (по Сельдингеру), зондирование сердца и ангиография, концентрация а1-антитрипсина, выявление преципитинов к инградиентам коровьего молока и т.д .
|
3.
|
Изучить дифференциально-диагностические признаки заболеваний.
Лечение и профилактика заболеваний.
|
Знать интерпретацию результатов:
- Перкуссия и аускультация легких, сердца,
- Перкуссия и пальпация печени;
- Наличие и характеристика кашля, свидетельство для антибиотикотерапии.
Режим, питание и уход за больным.
|
3. Алгоритм практической работы студентов.
первый этап
|
Установление клинического диагноза у больного
-собрать жалобы, выявить факторы, способствующие развитию заболевания органов дыхания.
-выявить клинические признаки заболевания,
-использовать данные лабораторно-инструментальных методов исследования,
- сформулировать клинический диагноз согласно классификации - Провести диф.диагноз.
|
|
Второй этап
|
Назначение лечения
-необходимо назначить диету, режим, мероприятия, направленные на основные звенья патогенеза заболеваний.
|
|
Третий этап
|
Назначение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.
|
|
6. Тесты по теме для контроля знаний, ситуационные задачи - см. в разделе
3.5. «Тесты для текущего контроля уровня знаний студентов» по данной дисциплине.
-
Место проведения занятия.
-
Источники информации
-
Основная литература:
№
п/п
|
Автор(и)
|
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
|
Место,
Изд-во
|
Год
издания том, вип.
|
Кол.
стр
|
1.
| -
Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С.А.Смирнихина; под ред. Н.П.Бочкова.
| -
Клиническая генетика : учеб. для студентов.
|
М. : ГЭОТАР-Медиа,
|
2011
|
|
2.
|
Шабалов Н.П.
-
| -
Детские болезни. Учебник для вузов в 2х т.
|
СПб.: Питер,
|
2012
|
|
3.
|
Баранов А.А.
|
Педиатрия. Национальное руководство
|
М. : ГЭОТАР-Медиа,
|
2014
|
с
|
4.
|
Юлиш Е.И., Волосовец А.П
|
Клиника, диагностика и лечение внебольничных пневмоний у детей. Монография.
|
Донецк
|
2004 р
|
215 с
|
5.
|
Шабалов Н.П.
|
Неонатология.
|
СПб,
|
2007
|
С.
|
8.2 Дополнительная литература:
1.
|
Детские болезни. Нефрология
|
Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.3.
|
М.: РНИМУ, 2011
|
2.
|
ЭКГ детей и подростков. Пер. с нем..
|
Под ред. М.А. Школьниковой, Т.А. Ободзинской
|
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
|
3.
|
Наследственные болезни: национальное руководство.
|
Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
|
4.
|
Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: Руководство для практикующих врачей.
|
Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной
|
М.: Литтерра, 2007
|
5.
|
Врожденные пороки сердца. Руководство.
|
Шарыкин А.С.
|
М.: «Бином», 2009
|
6.
|
Эндокринология: национальное руководство (+СD).
|
Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М.:
|
ГЭОТАР-Медиа, 2008
|
2
|
Детские болезни. Неонатология.
|
Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.1.
|
М.: Династия, 2011
|
5
|
Детская нефрология. Пер. с англ.
|
Под ред. Н. Сигела.
|
М.: Практика, 2006
|
6
|
Наследственные болезни: национальное руководство.
|
Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
|
7
|
Неонатология. пособие для студентов медицинских вузов
|
Под ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышова, Д.Н. Дегтярева. Уч. п
|
М.: Академия, 2005
|
8
|
Дефицит железа у детей и подростков: причины, диагностика, лечение, профилактика. Уч. пособие для студентов мед. вузов и врачей-педиатров (УМО).
|
Под ред. Г.А. Самсыгиной, Т.В. Казюковой, А.А. Левиной
|
М.: РГМУ, 2009
|
9
|
Детские болезни. Неонатология.
|
Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.1.
|
М.: Династия, 2011
|
10
|
Клинические рекомендации по детской кардиологии и ревматологии.
|
Под ред. М.А. Школьниковой и Е.И.Алексеевой
|
М.: ООО «М-Арт», 2011
|
11.
|
Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных.
|
Пальчик А. Б., Шабалов Н. П.
|
2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2009
|
12.
|
Клиническая нефрология детского возраста.
|
Папаян А.В., Савенкова Н.Д.
|
СПб.: Левша, 2008
|
13.
|
Педиатрия: национальное руководство. В 2-х тт.
|
Под ред. А.А. Баранова и Н.Н. Володина
|
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009
|
14.
|
Перинатальные инфекции: Практическое пособие
|
Под ред. А. Я. Сенчука, З. М. Дубоссарской
|
М.: МИА, 2005
|
15.
|
Кардиология и ревматология детского возраста (избранные главы).
|
Под ред. Г.А. Самсыгиной и М.Ю. Щербаковой
|
М.: Медпрактика-М, 2009
|
16.
|
Пульмонология детского возраста: проблемы и решения.
|
Под ред. Ю.Л. Мизерницкого и А.Д. Царегородцева
|
М.: МИА, 2005
|
17.
|
Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: Руководство для практикующих врачей.
|
Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной
|
М.: Литтерра, 2007
|
18.
|
Ревматология: национальное руководство.
|
Под ред. Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой.
|
М.: Медицина, 2008
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |