Дифференциальная диагностика синдрома цианоза и хронического кашля. Хронические бронхолегочные заболевания у детей



Скачать 216.71 Kb.
Дата28.04.2016
Размер216.71 Kb.
ГУ «Крымский государственный медицинский университет

имени С. И.Георгиевского»


Кафедра

Педиатрии с курсом детских инфекционных болезней


3.3. мЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ:



УТВЕРЖДАЮ:

Зав.кафедрой




Лагунова Н.В., проф., д. мед. н.

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« 29 » августа 2014 р.




Тема:

Дифференциальная диагностика синдрома цианоза и хронического кашля. Хронические бронхолегочные заболевания у детей.





Дисциплина:

«педиатрии с детскими инфекционными болезнями»




Факультет:

1-й,2-й, международный медицинский




Курс:

6

Семестр:

11

12


Специальность:

«Лечебное дело »



Куратор темы:

Семенчук Т.В., доцент, к.м.н. 29 августа 2014 р.


(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

Симферополь



  1. Актуальность темы.

Истинный цианоз  является симптомом гипоксемии (общей или локальной).  Он появляется при концентрации в капиллярной крови восстановленного гемоглобина более 50 г/л (при норме до 30 г/л). Наиболее часто цианоз  наблюдается при дыхательной недостаточности, застойной сердечной недостаточности, иналичии препятствий венозному току крови, а также  метгемоглобинемиях,  возникающих при отравлениях  нитритами, некоторыми сульфаниламидами и др., а также вследствие всасывания эндогенных нитритов из кишечника при пищевой токсикоинфекции, холере (так называемый энтерогенный цианоз).

По происхождению  различают  центральный или диффузный  цианоз,  и периферичес -кий, или акроцианоз. Центральный цианоз связан с повышением концентрации

восстановленного гемоглобина в артериальной  крови, что наблюдается при  нарушении  оксигенации крови в легких (при ДН  у больных  с бронхолегочной  патологией,  при  стенозе легочного ствола, тромбоэмболии легочных артерий, первичной гипертензии малого круга кровообращения) либо при смешении артериальной и венозной крови при наличии врожденных и приобретенных дефектов перегородок сердца или в соустьях между легочным стволом и аортой, либо их крупными ветвями. Метаболический цианоз в связи с метгемоглобинемией встречается  при  тетании  новорожденных,  когда содержание  кальция в сыворотке  крови меньше  2 ммоль/л(0,08 г/л)  и имеется гиперфосфатемия.

При поражении бронхолегочной системы у детей в раннем возрасте, длительное и тяжелое течение болезни, появление их частых рецидивов позволяет врачу немедленно исключать хроническое течение патологии, а так же врожденный, хронический или наследственный генез заболеваний. Ранняя диагностика заболевания, своевременное оказание неотложной помощи, плановая патогенетическая терапия способствуют быстрому выздоровлению ребенка, длительной ремиссии и улучшению качества его жизни.




  1. Цель обучения.

Научить студентов проводить дифференциальную диагностику синдрома цианоза и хронического кашля, хронических бронхолегочных заболеваний, а также наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы (муковисцидозе, идиопатическом гемосидерозе легких, первичной цилиарной дискинезии, синдроме Вильмса-Кэмпбелла, бронхомаляции, аплазии и гипоплазии легких, дефиците А1- антитрипсина, бронхолегочной дисплазии, синдром Картагенера, хронический бронхит, секвестрации легких. Своевременно назначить патогенетическую терапию,которая предупредит развитие осложнений. Знать профилактику заболеваний.





    1. Учебно-целевые задачи:






Уметь выявлять симптомокомплекс поражения бронхолегочной системы, ссс, нервной, метаболических нарушений.








Предраспологающие фактором, этиопатогенез заболеваний- астмы, хронического бронхита, муковисцидоза, аномалій развития бронхолегочной системы, бронхолегочной дисплазии, наследственных заболеваний легких, и т. д.






Классификация, клинические проявления болезни, осложнения.






Клинические особенности течения заболеваний у детей.






Интерпритация клинических, лабораторных данных и дополнительных методов исследований (рентгенологических, спирография, пикфлоуметрия, ЭКГ, УЗИ сердца, УЗИ органов брюшной полости, аллергологические тесты) и других.






Диф. диагноз заболеваний.




7

8


План обследования больных.

Лечение детей. Профілактика заболеваний.





3. Восстановление базисных знаний ранее изученных тем и дисциплин.



Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

Анатомия


1. Анатомическое строение дыхательной системы, анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания у детей.

1. Определить топографию долей и сегментов легкого


Нормальная физиология

2. Функции дыхательной системы


2. Провести и уметь интерпретировать данные спирометрии, пикфлоуметрии, рентгенографии. ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости у детей, пульсоксиметрии.. т.д.


Патофизиология

3. Патологическая физиология внешнего дыхания, тип одышки. Патогенез хронических заболеваний

Легких и бронхов, наследственных болезней легких и т.д.



3. Уметь трактовать данные РСО2 и РО2, Оценить данные дополнительных методов исследований: УЗИ сердца, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, исследование мокроты, рентгенологических методов- томографии, бронхографии, рентгенографии; КТ бронхо-легочной системы; лабораторных методов исследований.


Пропедевтика детских болезней

4. Клинические симптомы поражения органов дыхания.

4. Выделить симптомокомплекс заболеваний органов дыхания, ссс, нервной, метаболических нарушений, хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегегочной системы.

Госпитальная педиатрия

5. Этиопатогенез. Класификацию, особенности течения, дифференциальную диагностику заболеваний органов дыхания, ссс, нервной, метаболических нарушений, хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегегочной системы.


  1. Критерии диагноза. Диф. Диагноз

  2. Обследовать больного, назначить лечение. Дать рекомендации родителям.





3. Программа самостоятельной подготовки.

№ п/п

Учебные задания

Конкретизация задач

  1. 1

Изучить этиологию, патогенез хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы (муковисцидозе, идиопатическом гемосидерозе легких, первичной цилиарной дискинезии, синдроме Вильмса-Кэмпбелла, бронхомаляция, аплазии и гипоплазии легких, дефиците А1- антитрипсина, бронхолегочной дисплазии, секвестрации легких) у детей. Провести диф.диагноз. Знать тактику ведения больного при наследственных, врожденных и хронических заболеваний бронхолегочной системы и их осложнений у детей

Статистика хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы. Роль генетических факторов в развитии заболеваний. Факторы, вызывающие формирование астмы и ее обострения. Клинико-морфологическая характеристика изменений. Методы диагностики хронических, наследственных и врожденных заболеваний бронхолегочной системы. Свидетельство для проведения бронхоскопии и бронхографии.

2.

Изучить клинические признаки заболеваний бронхолегочной системы, степени дыхательной недостаточности, тип одышки.

- Диагностические критерии заболеваний

Особенности клинического течения у детей.

Классификация заболеваний,

Интерпритация клинических, лабораторных данных и дополнительных методов исследований (рентгенологических, спирография, пикфлуо-метрия, ЭКГ, УЗИ сердца, УЗИ органов брюшной полости, аллергологические тесты.), Аллергологические тесты, анализ мокроты, выявление в мокроте сидерофагов или крючьев ехинококка, потовый тест, свидетельство для проведения бронхоскопии и бронхографии, томографии легких, аортография (по Сельдингеру), зондирование сердца и ангиография, концентрация а1-антитрипсина, выявление преципитинов к инградиентам коровьего молока и т.д .




3.

Изучить дифференциально-диагностические признаки заболеваний.

Лечение и профилактика заболеваний.



Знать интерпретацию результатов:

- Перкуссия и аускультация легких, сердца,

- Перкуссия и пальпация печени;

- Наличие и характеристика кашля, свидетельство для антибиотикотерапии.

Режим, питание и уход за больным.



3. Алгоритм практической работы студентов.

первый этап

Установление клинического диагноза у больного

-собрать жалобы, выявить факторы, способствующие развитию заболевания органов дыхания.

-выявить клинические признаки заболевания,

-использовать данные лабораторно-инструментальных методов исследования,

- сформулировать клинический диагноз согласно классификации - Провести диф.диагноз.





Второй этап

Назначение лечения

-необходимо назначить диету, режим, мероприятия, направленные на основные звенья патогенеза заболеваний.






Третий этап

Назначение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.






6. Тесты по теме для контроля знаний, ситуационные задачи - см. в разделе

3.5. «Тесты для текущего контроля уровня знаний студентов» по данной дисциплине.


  1. Место проведения занятия.



  1. Источники информации




    1. Основная литература:


п/п


Автор(и)

Название источника

(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)



Место,

Изд-во


Год
издания том, вип.

Кол.

стр


1.

  1. Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С.А.Смирнихина; под ред. Н.П.Бочкова.

  1. Клиническая генетика : учеб. для студентов.




М. : ГЭОТАР-Медиа,

2011




2.

Шабалов Н.П.



  1. Детские болезни. Учебник для вузов в 2х т.

СПб.: Питер,

2012




3.

Баранов А.А.

Педиатрия. Национальное руководство

М. : ГЭОТАР-Медиа,

2014

с

4.

Юлиш Е.И., Волосовец А.П

Клиника, диагностика и лечение внебольничных пневмоний у детей. Монография.

Донецк

2004 р

215 с

5.

Шабалов Н.П.


Неонатология.

СПб,

2007

С.

8.2 Дополнительная литература:


1.

Детские болезни. Нефрология

Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.3.

М.: РНИМУ, 2011

2.

ЭКГ детей и подростков. Пер. с нем..

Под ред. М.А. Школьниковой, Т.А. Ободзинской

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012

3.

Наследственные болезни: национальное руководство.

Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012

4.

Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: Руководство для практикующих врачей.

Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной

М.: Литтерра, 2007

5.

Врожденные пороки сердца. Руководство.

Шарыкин А.С.

М.: «Бином», 2009

6.

Эндокринология: национальное руководство (+СD).

Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М.:

ГЭОТАР-Медиа, 2008

2

Детские болезни. Неонатология.

Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.1.

М.: Династия, 2011

5

Детская нефрология. Пер. с англ.

Под ред. Н. Сигела.

М.: Практика, 2006

6

Наследственные болезни: национальное руководство.

Под ред. Н.П. Бочкова, Е.К. Гинтера, В.П. Пузырева.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012

7

Неонатология. пособие для студентов медицинских вузов

Под ред. Н.Н. Володина, В.Н. Чернышова, Д.Н. Дегтярева. Уч. п

М.: Академия, 2005

8

Дефицит железа у детей и подростков: причины, диагностика, лечение, профилактика. Уч. пособие для студентов мед. вузов и врачей-педиатров (УМО).

Под ред. Г.А. Самсыгиной, Т.В. Казюковой, А.А. Левиной

М.: РГМУ, 2009

9

Детские болезни. Неонатология.

Под ред. Н.Н. Володина, Ю.Г. Мухиной. Т.1.

М.: Династия, 2011

10

Клинические рекомендации по детской кардиологии и ревматологии.

Под ред. М.А. Школьниковой и Е.И.Алексеевой

М.: ООО «М-Арт», 2011

11.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных.

Пальчик А. Б., Шабалов Н. П.

2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2009

12.

Клиническая нефрология детского возраста.

Папаян А.В., Савенкова Н.Д.

СПб.: Левша, 2008

13.

Педиатрия: национальное руководство. В 2-х тт.

Под ред. А.А. Баранова и Н.Н. Володина

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

14.

Перинатальные инфекции: Практическое пособие

Под ред. А. Я. Сенчука, З. М. Дубоссарской

М.: МИА, 2005

15.

Кардиология и ревматология детского возраста (избранные главы).

Под ред. Г.А. Самсыгиной и М.Ю. Щербаковой

М.: Медпрактика-М, 2009

16.

Пульмонология детского возраста: проблемы и решения.

Под ред. Ю.Л. Мизерницкого и А.Д. Царегородцева

М.: МИА, 2005

17.

Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: Руководство для практикующих врачей.

Под ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной

М.: Литтерра, 2007

18.

Ревматология: национальное руководство.

Под ред. Е.Л. Насонова, В.А. Насоновой.

М.: Медицина, 2008








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница