Диковинки растительного мира



Скачать 431.89 Kb.
Дата02.05.2016
Размер431.89 Kb.
Диковинки растительного

мира


3 класс
ДИКОВИНКИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА

Знакомство с природой нашего края, позволит закрепить, расширить и обобщить знания учащихся о природе края, позволит осмыслить взаимосвязь климатических условий с особенностями растительного и животного мира, дополнить знания по темам: «Природа нашего края», «Разнообразие природы нашей страны», «Использование и охрана природы человеком»..

Учащиеся узнают о растениях, которые помогают человеку бороться с болезнями, о том, как их применить, но мир растений так удивителен и так много неизведанного он в себе таит. Каждое занятие - это открытие страницы секретов прекрасного мира растений, изучение природы своего края. Это и работа с природным материалом, это и природоохранительная деятельность.

ВАРИАНТ № 1 (27 часов)

Введение -1 час.

Тема № 1 Растительный мир водоёма - 3 часа.

Рассмотреть биологию водоёма, обратив особое внимание на представителей флоры водоёмов Ставропольского края (осока, стрелолист, рогоз, ряска, ива, камыш).

Экскурсия - 2 часа.

Тема 2. Растительный мир леса, парка, лесополосы - 4 часа.

Рассмотреть биологию лесопарка, лесополосы. Познакомиться с биологией наиболее типичных представителей этой зоны : абрикос, калина, дуб, вяз, клён, фиалка, недотрога, белокрыльник, конский каштан.

Экскурсия - 2.
Тема № 3. Диковинки растительного мира степей - 4 часа.

Рассмотреть типичных представителей степной растительности: клевер, боярышник, тёрн, ромашка, татарник, цикорий, лопух, козлобородник.

Экскурсия - 2 часа

Тема № 4. Диковинки растительного мира полупустынной зоны - 4 часа.

Биология, Типичные представители полупустынной зоны Ставропольского края: Бессмертник, ковыль, группа растений перекати-поле. Способы приспособлений растений к условиям существования.

Экскурсия - 2 часа.

Тема № 5. Растения сада, огорода - 4 часа.

Биология, типичные представители: подсолнечник, календула, мальва, дрема, табак душистый, лилия белая, картофель

Тема № 6. Обобщение знаний - 7 часов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вариант 1.





Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Форма орган.

деятельн.

учащихся

1.

Тема № 1. Растительный мир водоёма

Введение

1

Беседа

Фронтальная

2-3.

Экскурсия к водоёму

2

Экскурсия

Групповая

4.

Обобщающий урок

1

Обобщающий

Групповая

5.

Тема № 2. Лес (парк) Диковинки растительного мира

1

Беседа

Индивидуальная рупповая

6-7.

леса

Экскурсия

2

Экскурсия

Индивидуал.

Групповая

8.

Обобщающий урок «Что меня

1

Обобщающий

Групповая

9.

удивило»

Тема № 3. Степь Диковинки растительного мира

1

Беседа

Индивидуал. рупповая

10-11

степей

Экскурсия

2

Экскурсия

Индивидуал. Групповая

12.

Обобщающий урок

1

урок провер-




13.

Тема № 4. Полупустыня Диковинки растительного мира

1

ки знаний «что, где, когда»

Беседа

Групповая

14-15

Экскурсия

2

Экскурсия

Групповая

16.

Обобщающий урок

1

обобщающий

Групповая

17.

Тема 5. Сад. огогюд Растения сада, огорода

1

Беседа




18-19

Экскурсия на пришкольный

2

Экскурсия




20.

участок

Диковинки растительного мира

1

Беседа




21-22

«Удивительное рядом»

Тема № 6. Обобщение знаний

2

Беседа

Групповая

23.

«Ревизия в кладовой находок»

1

Беседа

Групповая

24.

Жалобная книга природы

1

КВН

групповая

25-27

Заключительный урок

3

Практикум







Работа на пришкольном участке












ВАРИАНТ №2

(17 часов)

Тема № 1. Растения-светофоры - 1 час.

Растения, которые привлекают животных для опыления с помощью яркой, а иногда изменяющейся окраски цветков. Важнейшие представители этой группы: калина, дрема, медуница.

Тема № 2. Растения-барометры - 2 часа.

Особенности некоторых растений реагировать на изменение атмосферного давления. Важнейшие представители этой группы растений, их биология.

Тема № 3. Растения-часы - 1 час.

Особенности этой группы растений, их биология (картофель, цикорий, зорьки, табак, вьюнки, козлобородник, лилия белая)

Тема № 4. Как растения защищаются - 3 часа.

Защитные приспособления растений:

а) колючки (татарник, тёрн, шиповник);

б) кремнистые клетки, осока;

в) упругие стебли, спорыш, подорожник.

Тема № 5. Как растения передвигаются - 4 часа.

Особенности передвижения растений, разновидности стеблей, различные приспособления растений (усики, корневища, пырей, ландыш, лазающие: хмель, вьюнок, арбуз).

Тема № 6. Как растения распространяются - 3 часа.

Способы распространения семян и плодов:

а) распространяемые с помощью ветра ( клён, одуванчик, козлобородник);

б) растрескивание коробочек (недотрога, фиалка);

в) с помощью человека и животных (крючки, лопух, репей, череда).

Необходимые условия.

Тема № 7. Обобщение знаний о растениях Ставропольского края - 3 часа.

Экскурсия.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вариант 2.





Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Форма орган, деятельн. учащихся

1

Тема№ 1. Растения-светофоры













Знания о растениях, которые привлекают животных с помощью яркой окраски цветов

1

Беседа

Г рупповая

2-3.

Тема 2. Растения-барометры «плаксы и сони»

2

Наблюдения

Групповая

4.

Тема 3. Растения-часы

1

Наблюдения

Групповая

Индивидуал

5-7.

Тема № 4. Как растения защищаются?

3

Эвристическ.

Беседа

Индивидуал

Индивидуал

8-11.

Тема № 5. Как растения передвигаются?

  1. Растения, имеющие усики

  2. Растения с корневищами

  3. Лазающие стебли

4

и

экскурсия эврист. беседа

м

Групповая

Индивидуал

Индивидуал

12-14

Тема 6. Способы распростра-

нения растений

  1. Распространяемые ветром

  2. Растрескивающие коробочки

  3. Растения, распростаняющиеся с помощью человека и животных

3

экскурсия

эврист. беседа эврист. беседа

эврист. беседа

Г рупповая

Индивидуал

Индивидуал

Индивидуал

15

Тема № 7. Обобщения знаний о растениях Ставропольского края

1

обобщающий

Групповая

Индивидуал

16.

Книга жалоб растений нашего края

1

раздум. разра- бот. мер сохран. контроля знаний

Индивидуал

17.

Заключительный урок по теме «Диковинки растительного мира»




«Что, где, когда?» аукцион, контроль

Индивидуал






Краткое содержание занятий.
Урок №1.

ТЕМА: Растения - светофоры.

ЦЕЛЬ: Познакомить с растениями, которые привлекают животных яркой окраской.

СОДЕРЖАНИЕ: Биология. Особенности строения растений.

Представители: калина, георгин, медуница.



УРОК №2-3

ТЕМА: Растения- барометры.

ЦЕЛЬ: Познакомить с особенностью некоторых растений реагировать на изменения атмосферного давления.

СОДЕРЖАНИЕ: «барометры», «сони», нераскрывающие цветы перед

ненастьем: мальва, ноготки, дрема, «барометры», «плаксы», конский каштан, канны.



УРОК №4

ТЕМА: Растения-часы.

ЦЕЛЬ: Познакомить с растениями-часами, их особенностью.

СОДЕРЖАНИЕ: Рассказать о «цветочных часах» (растениях, открывающих свои цветки в определённое время суток) Представители: цикорий, картофель, осот, зорька, табак душистый и т.д.



УРОК №5-7

ТЕМА: Как растения защищаются.

ЦЕЛЬ: Показать «необыкновенные» приспособления, с помощью которых растения защищаются.

СОДЕРЖАНИЕ: Рассказать о способах защиты растений.

Представители:

А) колючки, татарник;

Б) мимикрия, глухая крапива;

В) каменистые клетки, осока.



УРОК №8-11

ТЕМА: Как растения передвигаются.

ЦЕЛЬ: рассказать о необыкновенных приспособлениях, позволяющих растениям «завоёвывать пространство».

СОДЕРЖАНИЕ: Диковинные приспособления для «завоевания пространства».

Представители: усики, стебли, корневища и т.д.

УРОК №12-14

ТЕМА: Способы распространения плодов и семян.

ЦЕЛЬ: Рассказать об удивительных приспособлениях растений, о способах распространения.

СОДЕРЖАНИЕ: Растения семена, которых распространяются ветром: одуванчик, клён, козлобородник и т.д.

Растения, семена которых распространяются при помощи человека и животных: репей, череда.

Растения, распространяющие плоды: фиалка недотрога.


УРОК №15

ТЕМА: Обобщение знаний.

ЦЕЛЬ: Научить учащихся установить взаимосвязь между условиями произрастания и приспособления к ним.

СОДЕРЖАНИЕ: Рассмотреть взаимосвязь формы и функции приспособлений растительных организмов к условиям окружающей среды.



УРОК №16
ЦЕЛЬ: Учить чувствовать ответственность человека за судьбу растений.

СОДЕРЖАНИЕ: Обсудить отношение человека к растениям, составить «Книгу жалоб».


УРОК № 17
ЦЕЛЬ: Контроль полученных знаний. Аукцион знаний.

Уроки 1-2

ТЕМА: Растительный мир водоёма.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть биологию, обратить особое внимание на представителей флоры водоёмов Ставропольского края (осока, ряска, ива, камыш).

ХОД УРОКА Сообщение темы и цели урока.

U. Работа над темой. Беседа.

Каждый мелкий водоёмчик - это своеобразный, но сложно устроенный мир растений и животных. Итак, жизнь в воде. Вода - более плотная среда, чем воздух. Здесь свой микроклимат, так как температура воды ровнее температуры воздуха, там меньше света и кислорода. И важнейшие биологические особенности обитателей водоёма заключается в приспособлении к жизни в этой среде.



  • Кто из вас знает, какие растения растут у водоёма?

  • Сейчас мы разберём каждое растение.

РЯСКА: Листьев у ряски нет. Это листовидный стебель, от которого отходит один корешок, служащий больше для равновесия. Ряска цветёт редко и цветки её невзрачны. Размножается она очень быстро, но не семенами, а вегетативно, путём образования боковых побегов.

КАМЫШ - растения из семейства осоковых. Наводная часть стебля безлистая, тёмно-зелёная, а соцветия небольшие, малозаметные из колючих колосков.

Научное название рогоза - «тифа» - происходит от греческого слова «тифос» - дым, так как початки рогоза чёрно-бурые, словно обгорелые. Чёрный початок рогоза - это соцветие женских пестичных цветков. В начале цветения над ними находится светло-бурое соцветие мужских цветков, которое быстро отцветает и опадает. Корневища этих растений богаты углеводами.

Растительный мир водоёмов многообразен. Богато представлены водоросли. Большинство их - мелкие, видимые только под микроскопом. Крупных, хорошо различимых невооружённым глазом, немного. Строение водорослей очень простое: они не имеют корней, настоящих стеблей, листьев.

Ещё есть растения, которые не растут в данной местности. Это - элодия канадская, водоросль хара. водокрас. многокоренник обыкновенный, кубышка жёлтая, кувшинка белая, стрелолист.

Итог урока:



1. С какими растениями водоёма мы познакомились?

Д/з. - рисунки растительности водоёма.

Уроки 3-4

ТЕМА: Растительный мир леса, парка, лесополосы.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть биологию лесопарка, лесополосы. Познакомиться с биологией наиболее типичных представителей этой зоны: рябина дуб, клён, липа, конский капгган, познакомить с внешним видом растений, расширить кругозор учащихся.

ОЮРУДОВАНИЕ: Цветные иллюстрации, открытки.

ХОД УРОКА.



I. Сообщение темы и цели урока.

  1. Загадка. В сенокос - горькая

А в мороз - сладкая

Что за ягода?

Рябина- любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Пётр - Павел рябинник», приходящийся на конец сентября - время созревания ягод. В этот день ветки с ягодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Обычай связан с представлением о рябине, как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябина - символ и гарантия счастья и мира в семье, поэтому возле дома старались посадить рябину. С рябиной связывали приметы с/х рода.


  • Рябина зацветает - пора сеять лён.

  • Рябина цветёт рано - много овса будет.

Из плодов рябины варят варенье. О применении рябины в медицине известно с глубокой древности. Настои из плодов используют как успокаивающее средство. Плоды рябины заготавливают в августе, в октябре, сушат под навесом. Хранят в пакетах, в хорошо проветриваемом помещении. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

  1. Рассматривание плодов рябины.

  2. Рассказ о дубе.

Дуб - могучее и большое дерево. Оно может прожить 500 и более лет. Некоторые деревья доживают до 2000 лет Жёлуди очень чувствительны к засухе и влаге. А ведь деревья с помощью плодов и семян должны расселяться. Вот и приходится дубу надеяться на птицу и зверей. А вообще жёлуди очень интересны. Вы, конечно, видели на них «шапочки»?. Научное название этих шапочек - «плюски». Назначение плюсок - защищать мягкое и нежное основание растущего дерева Хотя у этого могучего дерева есть и слабости, он издавна пользуется любовью и почётом у самых разных народов. Древние греки обожествляли дуб и посвящали его богу Зевсу. Наши предки, славяне, тоже считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну.

  1. Рассказ о липе.

Удивительное дерево - липа! Хотя бы потому, что цветёт липа в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. Их праздник окончился, а липа стоит нарядная, благоухающая. Цветки её собраны в соцветия. У каждого соцветия - желто-зелёное крылышко. Красота и аромат привлекает к себе насекомых-опылителей. Не только пчёлы, шмели, цветочные мухи собираются днём на липе, а после захода солнца пируют ночные бабочки и множество жуков. И всем хватает пыльцы и нектара.

Уроки 5-6

ТЕМА: Диковинки растительного мира степей.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть типичных представителей степной растительности: ромашка, пустырник, полынь, клевер. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОЮРУДОВАНИЕ: Гербарии, открытки.

ХОД УРОКА

I Сообщение темы и цели урока.

2. Работа над темой.

Вступительная беседа учителя.

Ребята, если вы посмотрите на луг, повернувшись лицом к солнцу, то увидите, что цветы как бы отвернулись от вас. Обернитесь назад - увидите, что цветы и соцветия сложноцветных растений как бы смотрят в сторону солнца. Это явление можно наблюдать практически в течение всего дня : большинство цветов обращено к солнцу и поворачивают свои головки вслед за ним. Цветы всегда привлекали к себе внимание людей. Но красота растительного мира существует вовсе не ради человека. Бесконечное многообразие объясняется назначением цветков привлекать насекомых, опыляющих их, те растения, которые опыляются с помощью ветра, не имеют яркой, бросающейся в глаза окраски. Во Франции, на горных лугах, вывешены обращения цветов к путешественникам: «Не рвите нас, сорвав, вы тот час убиваете и не даёте нам произвести потомство. Цветы»

Ребята, срывая для букета самые крупные и самые красивые цветы, они, по сути дела, уносят с луга самые лучшие семена.


  1. Рассказ о растениях луга.

  1. Страница нашего журнала посвящена растению, которое имеет название - «самая горькая трава»

Да, что касается горечи, то поговорка «Горька, как полынь» вполне справедлива. Если кто-то свою жизнь в сердцах сравнивает с полынью, то значит дело плохо. Ведь полынь - самая горькая из всех трав! ,Она так и называется - полынь горькая.

Полынь в нашей местности распространена очень широко. Настойка горькой полыни, как и сама трава, не сахар. Тем не менее, в Древнем Риме победителю конных соревнований вручали чашу с такой настойкой, из которой он должен отпить глоток. Вот так награда! Но не спешите удивляться. Уже в древности люди знали, что полынь лекарственное растение. Отпивая глоток настойки, победитель как бы получал в награду самое ценное - здоровье.

Любопытно, что всего в мире около 400 разных видов полыни.


  1. Вторая страница посвящена растению, которое вы должны угадать.

Рассказывая о липе, нельзя не сказать о её древесине. Жёлтая, лёгкая, мягкая, она не трескается и не коробится при сушке. Удивительная древесина! Не случайно резьба, украшающая многие старинные дворцы, из липы. Русские матрёшки, расписная посуда и многие другие чудесные произведения тоже из липы. В старину на Руси, липа была очень нужным деревом. «Липа обувает»,- говорили в те времена. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили тогда лапти из липовой коры. На вольном воздухе, в лесах, это дерево доживает до 500 и даже до 700 лет. А в городе обычно до 150 лет.

П. Итог урока.

С какими деревьями познакомились.

По открыткам определить названия деревьев.

III Домашнее задание.

Подготовить, рассказ о клёне. Нарисовать листья дуба, липы



УРОКИ 7-8

ТЕМА: Полупустыня. Диковинки растительного мира.

ЦЕЛЬ: Биология, типичные представители полупустынной зоны

Ставропольского края: бессмертник, ковыль группа растений перекати- поле. Способы приспособлений растений условиям существования.



ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Работа над темой.

  1. Вступительное слово учителя:

Южная степь - это царство ковылей. Внешний облик растительности своеобразен, неповторим - серебристое седое море, волнующееся от ветра. На этом фоне лишь кое-где разбросаны яркие пятна цветущего разнотравья. А местами его и совсем нет.

Основу растительного покрова южной степи составляют дерновинные злаки с узкими листьями, прежде всего ковыли.



  1. Рассказ о растениях степей.

Ковыль - растёт своеобразно - в виде крупного, очень плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги вплотную прижаты друг к другу, выше они несколько расходятся, располагаются более рыхло. Листья ковыля очень узкие и почти всегда сложены вдоль. Ковыль - достаточно засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги в почве. Соцветия ковыля - рыхлые метёлки с довольно крупными колосками, содержащими только один цветок. Плод ковыля, как и других злаков - зерновка. Ковыли господствуют в южной степи, составляя основу растительного покрова. Чаще всего встречаются два вида - ковыль волосатик или тырса и ковыль Лессинга. В южной степи, помимо ковылей, распространены и другие дерновинные злаки с узкими листьями. Это типчак. Это растение образует такие же кусты, как и ковыли, но гораздо меньшего размера. Высота типчака не превышает полуметра. Типчак считается хорошим кормовым растением.

Ещё одно растение, которое встречается в степи это полынь. Встречается два вида полыни - это полынь горькая и полынь обыкновенная. Как различить два вида? Во-первых, у горькой полыни стебли светлые, у обыкновенной - тёмные. Полынь горькая пониже ростом, чем обыкновенная. Но надёжнее всего третий признак: листья у горькой полыни серебристые и снизу и сверху, а у обыкновенной полыни снизу серебристые, а сверху - тёмно-зелёные. Всего в мире около 400 разных видов полыни.

Это было давным-давно, почти 500 лет назад. А теперь маис выращивают во многих странах. Где-то его по-прежнему зовут «маис», а где-то дали новые имена «царевна», «кукуруза», «царка». Словом, царица. Вполне подходящее название для такого полезного растения. Ведь кукуруза отличный корм для скота я птицы. Из зёрен выжимают кукурузное масло, а из бесполезных якобы Кочерыжек делают и мыло, и пластмассу, и даже чудодейственное лекарство - пенициллин.

А как вкусны кукурузная каша и пирожки из кукурузной муки. В медицине используют столбики с рыльцами. Их сушат, заваривают чай тем, у кого больная печень, почки, а также используют как кровоостанавливающее средство.

1 Что нового вы узнали о кукурузе?

2 Почему кукуруза называется «царица полей»?

3 Какими волшебными свойствами она обладает?

4 Какую часть растений нужно собирать?


- А теперь, ребята, отгадайте загадки!
Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

(лук)

Маленький, горький Лука брат, (чеснок)



Уродилась я на славу,

Г олова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи. (капуста)

Белый, тощий корнеплод,

Под землёй растёт.

И хотя он очень горек,

В пищу он нам годен.

Все от взрослых до ребят

С холодцом его едят.

(хрен).

Эх, скворушка, ничегошеньки-то ты не знаешь. Я, капуста, ведь когда-то приехала сюда издалека, с берегов Средиземного моря. Слово «капуста» латинское «капут». Это голова. С давних пор жаловали капусту на русской земле,, бывало, сажают да приговаривают: «Не будь голенаста - будь пузаста, не будь пустая - будь густая, не будь стара – будь молода; не будь мала - будь вешка». Я доброго совета послушалась и вон, какой вымахала.



Я - капуста, расту густа.


  • Мы тоже не лыком шиты, прошелестели укроп, сельдерей, петрушка. Мы были известны ещё в древнем мире. Только нас не использовали как приправу к кушаньям. В древнем Египте, а затем и в Греции, петрушка являлась символом горя. Венки из петрушки надевали на голову в знак печали. Как овощное растение начали выращивать петрушку в середине века. Веточки и корни петрушки богаты витаминами «С», они придают силы, бодрость организму. А привередливые красавицы готовят из петрушки маски, которые отбеливают лицо.

  • Ну, а я - воскликнул сельдерей - украшал комнаты в дни праздников. Древние греки плели венки из сельдерея и надевали их на голову победителя на спортивных состязаниях. На старинных монетах острова Сардинии изображена женщина, опирающаяся на вазу с сельдереем. Сельдерей использовали и как лекарственное средство. Варёные корни применяли при обморожении. Масло из семян - для улучшения пищеварения.

  • А я, - Сказал укроп, - считался очень красивым цветком. В древней Греции из меня делали букеты. А сейчас используют не только как приправу к супу, но и как лекарственное растение. Трава укропа возбуждает аппетит, кто часто употребляет укроп в пищу, очень редко болеет.

Вот так-то, скворушка!

Глядь, а скворца и след простыл. Улетел скворец, тут и делу конец, а кто слушал, тот молодец!



  • Понравилась ли вам сказка?

  • Что нового узнали о растениях?

  • Какие у вас растут в огороде?

  • Как вы ухаживаете за ними?

Загадка: У закутанных девиц

Волос ветер шевелит (кукуруза)



Послушайте, что об этом расскажет дедушка Знай.

Жил когда-то на свете знаменитый путешественник, великий мореплаватель Христофор Колумб, открывший Америку. Однажды Колумб и его матросы увидели на полях Америки Высоченные стебли с золотистыми початками. Индейцы называли растение «маис». Когда пришло время отплывать, моряки взяли с собой на родину, в Испанию, несколько мешков с этим «зерном». Сперва испанские крестьяне не знали, что делать с заморской диковинкой, но потом послушались моряков и посадили золотые зёрна, как это делали индейцы. К их удивлению, из каждого зёрнышка вырос высоченный стебель, а на нём были початки и в каждом - десятки крупных зёрен. Каша из маисовой муки получалась вкусная, лепёшки - того лучше.


ЗАГАДКА. Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце



Ромашку легко узнать. У неё жёлтый глазок и белые реснички. Стебелёк прямой, ветвистый, с множеством рассечённых листьев. Цвету я с мая до осени. Ромашки схожи по форме с зонтиками. Как повествует легенда, они и впрямь в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков.

Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвёт её и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остаётся совершенно сухим. А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, можно услышать тихий шорох - это шорох белых ромашковых ресниц. Родина ромашки - Америка. В России появилась в XIX веке, её как редкость показывали в Петербургском ботаническом саду. Сейчас ромашка растёт по всей России. Ромашка сберегает сад. Если посадить вокруг яблонь цветы ромашки, деревья не будут страдать от яблоневой плодожорки, капусту ромашка сберегает от гусениц.

  1. Третья страница посвящена растению, название которого пустырник.

Густые высокие заросли образуют пустырник. Стоит, раскинув свои лопастные листья. Вокруг этой травы полно пчёл. Ведь пустырник - это настоящая кладовая чудесного нектара. Мёд из нектара получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом. В цветках пустырника есть по нескольку острых зубчиков. Эти зубчики помогают плодам расселяться - цепляются как репейник за одежду человека и шерсть животных.

В народе пустырник называют сердечной травой.


  1. Четвёртая страница посвящена растению луга, клевер луговой красный.

Все мы были на лесных полянках? С таких полян доносится запах мёда. Там цветут медоносные растения, охотно посещаемые пчёлами и шмелями. Цветёт клевер с конца мая до осени. В цветках много нектара, их посещают шмели и пчёлы. Красные цветки клевера используют в медицине.

Ш. Итог урока.



  1. О каких растениях луга вы сегодня узнали.

  2. Где растут клевер луговой и ромашка?

  3. Для чего применяют в медицине эти растения?

IV. Задание на дом.

Сделать рисунки по растениям луга.


УРОКИ 9-10
ТЕМА: Растения сада, огорода.

ЦЕЛЬ : Познакомить с практическим использованием растений огорода: луком, чесноком, петрушкой, кукурузой, картофелем; расширить кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА.

I. Урок - сказка: Беседа о значении растений (огородных) в жизни человека.

1. Беседа.


  • Каждый день мы садимся за стол обедать. Из чего состоит наша пища: большей частью из растений.

  • Попробуй сосчитать, сколько различных овощей в тарелке борща, щей или супа?

  • А что из них вкуснее, нужнее?

Читается стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

Сегодня к нам прилетел скворец, он много путешествовал, был и на нашем огороде, встречался с овощами. И вот какую историю он нам рассказал:

«Дело было в огороде, прилетел скворец, сел на грядку и давай хвалиться перед капустой и луком.

- Эх, вы, говорит лежебоки. Всё бы вам на земле сидеть. Ничего-то не видели, ничего не слыхивали. А я вот полсвета облетел, где только не гостил. И в Индии, и в Африке и на Средиземном море.



  • Ну, а ты, лучок-старичок что скажешь?

А то скажу, что я путешественник не хуже тебя. В Азии я родился. В Китае и в Европе жил. И в Африке. Даже с древнеегипетскими царями-фараонами знакомство водил. Сами фараоны, признаться, брезговали мной: мол, полезен ты лук, Вкусен-то вкусен, да уж слишком резко пахнешь. Зато воинов, рабов силой заставляли есть. Считали, будто от этого чудо-растения люди становились сильными, смелыми, удалыми.

  • Здесь, в России, меня тоже очень уважали. Недаром в пословице молвится: «Лук от семи недуг». В старину лук почитался лучшим лекарством. Да и сейчас многие не прочь полечиться, особенно от простуды.

В середине века утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболеваний.

Советские учёные установили, что от летучих веществ, выделяемых луком, хреном, гибнут гнилистые и болезнетворные микробы, простейшие животные и даже лягушки и крысы. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все микробы.



  • Апчхи! - вырвалось у скворца.

  • Видать придётся и мне принять лучка-лекарства

Можно и капусту - зашелестел с грядки зелёный кочан. Я ведь тоже лекарь хоть куда. Ходят слухи, будто в старину капустой лечили кашель, насморк, головную боль.

Враки! - защебетал скворец. Откуда тебе всё это знать, ежели ты весь свой век на здешней грядке сидишь сиднем?


УРОК № 11-12

ТЕМА: Значение лекарственных растений в природе и жизни человека.

Экскурсии. Сбор лекарственных трав.

ЦЕЛЬ: 1. Познакомить учащихся со значением лекарственных растений.



  1. Воспитывать бережное отношение к природе.

  2. Расширить знания о растительном мире.

ОБОРУДОВАНИЕ: Гербарии, открытки «Лекарственные растения», кукла

дедушка Знай.

ПЛАН УРОКА.

I. Сообщение темы и цели урока.

П. Основная часть. Игра - путешествие.

Д. 3. - Ребята, а вы знаете, какое значение имеют растения в жизни человека?


  • Правильно, благодаря растениям человек живёт, он дышит, питается, шьет
    одежду, строит жилища. Но ещё растения помогают человеку избавиться от
    болезней.

  • Как называются такие растения?

Сегодня мы отправляемся путешествовать в мир лекарственных растений, а
поможет нам Муравьишка.

Чтение сказки П. Синявского «Зелёная аптека» - выставляются открытки с
названием лекарственных растений.

«ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей...


Он из дому спозаранку

Выбегает с веничком.

Подметает всю полянку

Перед муравейничком.

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст,

Каждый пень,

Каждый месяц –

Каждый день


А однажды муравьишка

Подметал дорожку,

Вдруг упала с ёлки шишка

Отдавила ножку!


Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Собирают зверобой.


Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь –

Он решил медвежье ушко


На опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство.

Если б жил в той роще лев,


Предложил бы львиный зев.
На спине у ёжика
Листья подорожника.

Он больному обещает


От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью.

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою.
Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто морошкой,

Кто черникой,



Кто сушёной земляникой!

Даже волк помочь не прочь,

Думал-думал как помочь?

К муравейнику повёз


Волчьих ягод целый воз.

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока.

И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
Я друзья, не ябеда,

Только волчья ягода

Даже если мятая

Очень ядовитая!


Муравей пощиплет травку

И попьёт цветочный мёд.

Значит дело на поправку

Обязательно пойдёт.


Все лесные витамины

От брусники до малины,



Принесли ему друзья,

Ведь зелёная аптека

Лечит даже человека,

А не только муравья!




  • Какими лекарственными растениями лечили муравья?

А какие растения ядовитые?

Муравьишка приглашает нас в лес.



  • Ребята! Посмотрите:

Аптека хоть куда!

За каплями, за ватой,



Пожалуйста, сюда!

Девочка доктор читает стихотворение.

А вы, ребята правы!

У нас аптека тут,

Лекарственные травы
Повсюду тут растут.

В лесу, в траве немятой,

Найдёшь цветок любой!

Ромашка здесь, и мята,

И травка зверобой.

Малину и чернику


Больной охотно пьёт.

Везде шиповник дикий

В лесу у нас растёт.

А ландыш сердце лечит,

Он здесь цветёт весной,



Мы весь набор аптечный

Найдём в траве лесной.

А станут кашлять дети,

Смотри и примечай!

Из липового цвета

Заварит мама чай.


Знай: А теперь отправимся в огород.

  • У меня в корзинке лекарственные растения,

  • Угадайте, какие?

  • В 100 одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на Обед.

Но лишь за столом ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь?


  • Маленький, горький, - луку брат?

  • Лето целое старалась

  • Одевалась, одевалась...

А как осень подошла

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.




  • От чего лечит лук?

  • Как лечит капуста?

Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, его надо беречь. Игра «Что, где растёт
Итог урока:

- Какое значение имеют лекарственные растения в жизни человека?

Где они растут?
Изучая жизнь первобытных людей, учёные установили, что не было на земле племени, которое не знало бы лекарственных растений. Множество ценных сведений узнали наши учёные из древнегипетских папирусов. В Древней Греции жил знаменитый врач Гиппократ. Многие болезни он лечил травами. Другой врач - Гален, врач лечил настоями из трав.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке,

Разбираюсь в её травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,



Ты природой написанный

Странный рецепт.



УРОК 13
ТЕМА: Растения - барометры.

ЦЕЛЬ: Познакомить с особенностями некоторых растений, реагировать на изменение атмосферного давления.

ОБОРУДОВАНИЕ: Таблицы.

ХОД УРОКА.



I. Сообщение темы и цели урока.

ГГ. Работа по теме.



  1. Вводная беседа учителя.

Ребята, у меня в руках прибор. Кто скажет, как он называется? (Барометр)

  • Для чего нужен этот прибор?

  • Для предсказывания погоды.

Узнать, какая будет погода, можно не только с помощью приборов. Самые обыкновенные растения, которые мы хорошо знаем, могут её предсказать.

  1. Рассказ о растениях-барометрах.

Человек, наблюдая за окружающей природой, заметил, что перед дождём некоторые растения ведут себя необычно.

Так у клевера сгибается стебелёк, никнут цветочки. А не замечали ли вы, как ведут себя перед дождём одуванчики и белые лилии? Они закрываются. Луг, где растут одуванчики, в ясную погоду бывает «золотой». А перед дождём это «золото» исчезает, как его там и не бывает. Как говорят в народе, одуванчики перед дождём прячут своё «золото».

А вот с листьев клёна перед дождём капают «слёзы», капельки сока. Ребята, эти приметы правильны, по ним человек может узнать о приближении плохой погоды. Сейчас известны более 400 растений-барометров.

Ребята, а кто из Вас наблюдал за растениями и увидел какие-либо изменения?



  1. Рассказ Учащихся о своих наблюдениях.

Ш. Итог урока.

  • С какими растениями-барометрами познакомились?

  • Что нового и интересного узнали?

IV. Задание на дом.

Подготовить сообщения о растениях-барометрах.


УРОК №14
ТЕМА: Экскурсия « Растительный мир водоёма»

ЦЕЛЬ: Рассмотреть биологию водоёма. Обратить внимание на представителей флоры водоёмов Ставропольского края (ряска, ива, камыш.)

ХОД УРОКА.

I. Сообщение темы и цели урока.

П. Вводная беседа учителя.



  1. С какой растительностью водоёма познакомились на прошлом уроке.

  2. Рассматривание растений водоёма.

  3. Рассказ учителя о растительности водоёма.

Подойдите, ребята, к крохотному водоёму, разведите руками ветви ив, камыша, тростника, - перед вами начнут раскрываться увлекательные тайны природы. Заводь водоёма густо покрыта крошечными зелёными листочками - это ряска. Зелёный кружочек - не лист: листьев у ряски нет. Это листовидный стебель, от которого отходит один корешок, служащий больше для равновесия. Подует ветер - взъерошит ряску, стихнет - и снова растения примут нормальное положение. Посмотрите, как разместились растения в водоёме. Окраины заняли хвощ, частуха. Это пояс мелководных растений, которые при понижении уровня водоёма переходят жить на сушу и потому могут быть названы растениями-амфибиями.

  1. Сравнение растений: стебли, листья.

В более глубоком и отдалённом от берега месте разрослись камыш, рогоз. Эти растения часто путают, но они отличаются друг от друга по внешним признакам. (Отличия камыша от рогоза) Далее следует зона плавающих растений. Сквозь прозрачную воду можно увидеть зелёные веточки элодеи.

  1. В конце экскурсии обратить внимание на насекомых, которые обитают в водоёме, (пиявки, кольчатые черви, улитки.)

  2. Итог урока:




  1. Домашнее задание - сделать рисунки растительности водоёма.

УРОК № 15

ТЕМА: Растительный мир леса, парка, лесополосы.

Экскурсия.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть биологию лесопарка; продолжить знакомство с биологией наиболее типичных представителей этой зоны; воспитывать бережное отношение к природе; познакомить с внешним видом растений.

ХОД УРОКА.

1. Сообщение темы и цели урока.

П. Вводная беседа учителя.

1. С какими деревьями познакомились на прошлых уроках. Внимательно рассматривайте деревья, которые встретятся в парке.

2 Рассказ учителя о дополнительных сведениях растительности лесопарка. Внешний облик дуба достаточно характерен: пышная, кудрявая крона извилистые сучья, тёмно-серый ствол, покрытый толстой корой с глубокими трещинами. Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево. Об этом дереве можно говорить очень много. По особенности биологические этого дерева необходимо знать.



Ш. Экскурсия по парку. Наблюдения за кроной деревьев, листвой в это время года. На вопрос, сколько у деревьев листьев, смогли ответить учёные Донецкого университета, которые вывели формулу, позволяющую точно подсчитать число листьев на дереве но количеству и диаметру веток. Например, на развитом каштане в среднем 19 тыс. листьев. От 70 до 114 тыс. листьев имеют различные виды тополя. Этот метод подсчёта поможет специалистам по озеленению городов рассчитать количество выделяемого растениями кислорода и оседающей на них пыли.

  1. Итог урока.

Ребята, наблюдая за деревьями, обратите внимание на нежность берёзы, мощь дуба, трепетность осины. Понаблюдайте еще и за парком в ненастную погоду. Туман и роса превращают лесопарк в волшебное царство... А когда туман рассеивается, тает, словно в сказке, расступаются большие чернеющие массы деревьев.

  1. Домашнее задание.


Из собранных листьев сделать гербарий.
Каталог: download -> version
version -> Мбоу сош №42 с. Сандата основы формирования здорового образа школьников
version -> А. В. Ракицкая // Психологический журнал. 2011. Я№3 4 (29 -30). С. 48 55
version -> Синдром эмоционального выгорания у педагогов: эмоционально-нравственные аспекты
version -> А. И. Тихонов, Т. Г. Ярных технология лекарств
version -> Лекция №3: Психосоматика План лекции: • этиопатогенез психосоматических расстройств
version -> Литература Для учащихся медицинских училищ Под редакцией проф. С. А. Георгиевой
version -> По рецептам северных монастырей Древней Руси XVI века
version -> Обзор Острое повреждение почек в кардиохирургии Ключевые слова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница